Американская история сквозь объектив Альфреда Эйзенштадта (Alfred Eisenstaedt). Когда у меня в руках камера - я ничего не боюсь

Проработав в журнале Life с самого его основания, Альфред Айзенштадт (06.12.1898 - 24.08.1995) запечатлел практически всех знаменитых людей XX века - политиков, звезд кино и науки. С его снимков на нас смотрят Марлен Дитрих и Альберт Эйнштейн, Мерлин Монро и президент Кеннеди. Альфред Айзенштадт не расставался с фотокамерой до последних дней своей жизни, и его портфолио насчитывает около десяти тысяч фотографий, сотня из которых украсила обложки журналов. Человек эпохи, он открыл новую эпоху в профессиональной фотографии.

Детство юного Альфреда прошло в городке Диршау в Западной Пруссии. Его отец был торговцем. Когда Альфреду исполнилось 8 лет, его семья переехала в Берлин. Первой фотокамерой будущего мэтра стал Eastmen Kodak №3, подаренный дядей на четырнадцатилетие. Именно тогда возникло сомнение, что сын пойдет по стопам отца.
В 17 лет Альфреда призвали в армию, и он воевал на Западном фронте во Фландрии, пока в апреле 1918 году не получил тяжелое ранение ног. Альфреда отправили домой. Во время восстановления его интерес к фотографии возродился. Первые знания о свете и композиции он получил в музеях Берлина. Некоторое время Альфред работает продавцом галантерейных товаров, и в 1922 году на сэкономленные деньги он приобретает оборудование для фотографии. Вся его фотолаборатория размещается в ванной.

Как вольный фотограф, Альфред делает снимки для Berliner Tageblatt. Тогда он еще не знал о том, что такое увеличитель. В 1927 году на отдыхе с родителями в Чехословакии, Альфред фотографирует теннисистку. К сожалению, на снимке оказалась длинная человеческая тень, отбрасываемая женщиной на корте. Когда, довольный, он показал фото своему другу, тот удивился, что тот работает без увеличителя и продемонстрировал ему большую линзу, прикрепленную к стандартной фотокамере Zeiss Ideal, такой же, как у Альфреда. Альфред понял, какие огромные возможности открылись перед ним! В том числе и возможности для заработка, ведь фотография теннисистки была продана журналу Der Welt Spiegel за три марки, что составляло по тем временам около двдцати долларов. В 1929 году Альфред бросает торговый бизнес и занимается исключительно фотографией. Его учителями в этом деле становятся его коллеги - Мартин Мункачи и доктор Эрих Соломон.

Сначала он работал на компанию Pacific and Atlantic Photos, переименованной в 1931 году в Associated Press. В то время Айзенштадт начал работать с новой инновационной фотокамерой Leica 35 мм, изобретенной четырьмя годами ранее. Он снимал государственных деятелей и известных артистов, а также различные события, например, зимний курортный сезон в Сент-Морисе. В 1933 году он запечатлел рукопожатие Гитлера и Муссолини во время их первой встречи в Италии. После прихода нацистов к власти, на евреев начались гонения, и в 1935 году Айзенштадт вынужден эмигрировать в США.

Вскоре после приезда в Нью-Йорк его вместе с тремя другими фотографами приглашают для участия в новом секретном "Проекте Икс". Через шесть месяцев, 23 ноября 1936 года этот проект был представлен как журнал LIFE. "Это были великие времена, которые уже никогда не вернутся," - вспоминал потом Айзенштадт. "Айзи", как называли его близкие, работал в теплой обстановке друзей-единомышленников.
В первом номере журнала, стоившем тогда десять центов, его фотографии занимали пять страниц. В следующем номере на обложку поместили выполненный Альфредом снимок Вестпойнта.
Уже в первые годы работы в журнале Айзенштадт много путешествовал по стране, выискивая сюжеты для своих снимков. Во время войны его не пустили на репортером на фронт из-за отсутствия американского гражданства, поэтому он специализировался на съемках знаменитостей. Айзенштадту без труда удавалось найти подход даже к звездам самого высокого ранга. Еще в 1938 году, Уилсон Хикс, его редактор, напутствовал его: "Альфред, я отправляю тебя в Голливуд. Не бойся этих королев - ты ведь сам король своей профессии".
Наиболее известным и тиражируемым снимком Айзенштадта стала фотография поцелуя на Таймс Сквер.

Сохранив до конца своих дней прекрасную память, в 1991 году фотограф так описывал историю этого снимка: "Во время празднования Дня Победы в Нью-Йорке, я снимал различные события того дня. Мое внимание привлек матрос, бежавший по улице и бросавшегося с объятиями на каждую женщину в поле его зрения, независимо от того, старая она или молодая, толстая или худенькая. Я пошел за ним и снимал, но ни одна из полученных картин меня не устраивала. Вдруг на мгновение я заметил, как он обнимает кого-то в белом. Я быстро оббежал его и нажал на спуск в тот самый момент, когда матрос целовал медсестру."
Фото сразу стало легендой. Теперь рядом с этим местом стоит скульптурная композиция, передающая сюжет снимка, а с 2005 года в этот день на площади Таймс Сквер проходит церемония "воссоздания поцелуя".

В последние годы жизни Альберт Айзенштадт провел множество выставок своих работ, получил ряд профессиональных и правительственных наград, в том числе Президентскую Медаль Искусств. Несмотря на это, он сохранял скромность. Одним из последних снимков Айзенштадта стало фото президента Билла Клинтона с семьей.
Фоторедактор журнала LIFE Джон Лоргард так объясняет успех Айзенштадта: "Он никогда не пытался угодить редакторам. Он делал только те снимки, которые нравились ему самому". Наверное, именно в этом заключается секрет успеха любого выдающегося фотографа.

За свою долгую и успешную карьеру в области фотожурналистики Альфред Эйзенштадт сделал множество культовых фотографий знаменитостей - Софи Лорен, Мэрилин Монро, Уинстона Черчилля, Альфреда Эйнштейна, Сальвадора Дали и т.д. Один только факт, что его снимки появлялись на обложках журнала Life целых 90 раз, говорит о многом!
Но статус культового фотографа ему принёс снимок «День победы над Японией на Таймс-сквер», сделанный в 1945 году. Фотограф увидел матроса, который носился по площади и целовал без разбору всех женщин подряд. Первая встреча Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини, 1934

«Я наблюдал, но желания сфотографировать не появлялось. Неожиданно он схватил что-то белое. Я едва успел поднять камеру и сфотографировать его целующего медсестру», - вспоминал Эйзенштадт.
Он назвал фотографию «Безоговорочная капитуляция» и для миллионов американцев она стала символом окончания Второй мировой войны.

Эйзенштадта часто называют отцом фотожурналистики. Он начал работать в этой сфере в конце 1920-х в Германии. Художественные кадры Эйзенштадт снимал с репортажной динамикой, а репортажи - с постановочной изящностью. За это его любили и охотно публиковали журналы.
По понятным причинам в середине 1930-х Эйзенштадту пришлось покинуть Германию и эмигрировать в США. Там его принял в штат только что открывшийся журнал «Life», который вскоре стал самым популярным иллюстрированным изданием в стране.

Первая встреча Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини, 1934 Мерилин Монро, 1953 Софи Лорен на съемочной площадке, 1964 Альберт Эйнштейн дома, 1949 Марчелло Мастрояни Уинстон Черчилль на политическом митинге, 1951
Старший полковой барабанщик в Университете Мичигана Анна Арбор, 1951
Дети в кукольном театре Тюильри, Париж, Франция, 1963, Альфред Эйзенштадт


Альфред Эйзенштадт Родился в Тчеве в еврейской семье, в 1906 году переехал вместе с семьёй в Берлин. Фотографией увлекался с детства, в 14 лет получил свою первую камеру. В конце Первой мировой войны был призван на службу в артиллерию, в 1918 году получил ранение. В 1920-х годах работал продавцом галантереи, с 1928 года подрабатывал фотографом, в 1929 году начал профессионально заниматься фотографией. В 1935 году эмигрировал из Германии в США, где жил в Нью-Йорке до конца своей долгой и плодотворной жизни. Умер Альфред Эйзенштадт в 1995 году в возрасте 96 лет.

Этот фотограф проработал всю жизнь в одном журнале – в журнале Life, и создал портреты почти всех значительных людей двадцатого века. Айзенштадт прожил 97 лет и не расставался со своей камерой до самой смерти. За это время он успел создать 10 тысяч снимков, среди которых портреты, пейзажи, жанровая и репортажная фотография. Солидная часть его работ известна в качестве обложек журналов.
Альфред Айзенштадт родился в Западной Пруссии 6 декабря 1898 года. Отец его был торговцем. Семья переехала в Берлин, когда мальчику исполнилось 8 лет, а в четырнадцать лет мальчик получил в подарок на день рождения свою первую фотокамеру и это был Кодак-3. Именно тогда стало ясно, что Альфред нашел дело своей жизни.

Однако в 17 лет Альфред был призван в армию, воевал на Западном фронте до тех пор, пока его не ранило в ногу, вследствие чего пришлось вернуться домой. Во время выздоровления его интерес к фотографии резко возрос. Он активно изучал фотографическую премудрость в берлинских музеях, параллельно трудясь продавцом в галантерее. Наконец, в 1922 году на заработанные деньги он покупает специальное оборудование, и дома в ванной устраивает свою первую фотолабораторию.

Первые свои снимки он посылает в Berliner Tageblatt. А в 1927-м году на отдыхе в Чехословакии, Альфред делает фото теннисистки. Когда он показал фотографию своему другу, тот был удивлен, что Альфред снимает без увеличителя. Это открытие по-настоящему поразило Айзенштадта: он понял, какими богатыми возможностями фотографии он может обладать! Тем не менее, та самая фотография тенисистки была продана в Der Welt Spiegel за достаточно приличные деньги – три марки. Прошло ещё два года, прежде чем Альфред Айзенштадт навсегда бросил работу в торговле и занялся фотографическим творчеством. Своими учителями он считает своих первых коллег — Мартина Мункачи и Эриха Соломона.

Вначале своей профессиональной деятельности Альфред работал в компании Associated Press. В то время его основным инструментом была легендарная Leica 35 мм. Это была очень интересная работа: съемки различных важных событий, государственных деятелей и выдающихся артистов, а в 1933-м он заснял рукопожатие Гитлера с Муссолини и их первую встречу в Италии.

Когда к власти пришли нацисты, в Германии начались гонения на евреев, и Айзенштадт был вынужден срочно переехать в США.

Вскоре после переезда в Нью-Йорк, в 1936 году его приглашают на ставку фотографа в свежееобразованный журнал LIFE. «Это было великое время, которое уже никогда не вернётся,» — вспоминал позже Альфред Айзенштадт. В первом же номере LIFE, стоившем всего десять центов, его работы занимали целых пять страниц. А следующий номер вышел с его работой на обложке.

Айзенштадту приходилось много путешествовать по стране, отыскивая оригинальные и актуальные сюжеты для своих новых работ. Его не отпустили репортером на фронт по причине отсутствия американского гражданства, и Альфреду пришлось специализироваться на фотографировании знаменитостей. Ему без особого труда удалось найти подход к персонам самого высокого уровня. В 1938-м, редактор LIFE Уилсон Хикс, так напутствовал фотографа: «Альфред, я тебя отправлю в Голливуд. И не бойся этих «королев» — ты сам король в своей профессии».

Самой известной и тиражируемой работой Айзенштадта является фотография поцелуя девушки и матроса на Таймс Сквер.

Айзенштадт так описывает историю этого кадра: «Во время празднований в честь Дня Победы над Японией, я снимал разные сцены на улице. Внимание привлек матрос, который бросался с объятиями к каждой девушке, вне зависимости от её возраста и внешности. Я просто шел за ним и фотографировал, но ни один из полученных кадров меня не удовлетворял. Вдруг я заметил, что он обнимает девушку в белом. Я нажал на спуск в тот самый миг, когда обезумевший матрос поцеловал медсестру.»

Фото моментально стало легендой. Сегодня в этом месте установили скульптуру, повторяющую сюжет снимка. Более того, начиная с 2005 года, в этот самый день, на Таймс Сквер проводится церемония воссоздания поцелуя.
Последние годы своей жизни Альфред Айзенштадт посвятил подготовке различных выставок своих работ, которые прошли по всему миру и пользовались бешеной популярностью. Айзенштадт — лауреат всевозможных, как профессиональных, так и правительственных наград. Последним снимком легендарного Айзенштадта стало фото Билла Клинтона в окружении семьи.

Эйзенштадта, как и многих его современников, занимавшихся фотографией, называют отцом фотожурналистики. Он начал работать в этой сфере в конце 1920-х в Германии. Художественное Эйзенштадт снимал с репортажной динамикой, а репортажи — с постановочной изящностью. За это его любили и публиковали журналы.





Клуб любителей игрушечных поездов, 1931

По понятным причинам в середине 1930-х Эйзенштадту пришлось покинуть Германию и эмигрировать в США. Там его принял в штат только что открывшийся журнал «Life», который вскоре стал самым популярным иллюстрированным изданием в стране.


Дети смотрят на представление о святом Георге и драконе




Самая известная работа Эйзенштадта — конечно, поцелуй на Таймс-сквер. Снимок был сделан в 1945 году. В тот день фотограф прогуливался по площади, снимая целующихся. И вдруг он заметил матроса, который носился по площади и целовал без разбору всех женщин подряд. «Я наблюдал, но желания сфотографировать не появлялось. Неожиданно он схватил что-то белое. Я едва успел поднять камеру и сфотографировать его целующего медсестру», — вспоминал Эйзенштадт. Он назвал снимок «Безоговорочная капитуляция», для миллионов американцев он стал символом окончания Второй мировой войны.


«Безоговорочная капитуляция»

Эйзенштадт проработал в редакции Life почти 60 лет. Его фотографии появлялись на обложке журнала 90 раз. И, конечно, многие знаменитости были его моделями.


Гала и Сальвадор Дали