Вариант № 454686
Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель увидит результаты выполнения заданий части В и сможет оценить загруженные ответы к части С. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
1) прогрессом
2) революцией
3) контрреформой
4) эволюцией
Ответ:
Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, - это
1) факты, установленные путём наблюдений
2) знание, которое невозможно опровергнуть
3) отсутствие субъективизма в оценивании
4) выводы, полученные экспериментальным путём
Ответ:
Какая из перечисленных ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе?
1) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику.
2) В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела.
3) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня.
4) Жители посёлка на встрече с главой администрации предложили открыть магазин по продаже компьютеров.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о свободе личности?
А. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.
Б. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
На рынке сотовой связи страны Н. выделились три крупных оператора, которые определяют в целом всю политику в области тарифов и сервисов. Какое экономическое явление иллюстрирует данный факт?
1) совершенную конкуренцию
2) монополию
3) технический дефолт
4) олигополию
Ответ:
Гражданин сдаёт принадлежащий ему участок земли в аренду фермерскому хозяйству. Как называется доход гражданина от распоряжения этой недвижимостью?
1) капитал
2) прибыль
4) процент
Ответ:
В течение года цены на товары и услуги в стране Z выросли на 15%, причём качество товаров и услуг не изменилось. Какое экономическое явление отразилось в данном факте?
1) избыток товаров и услуг
2) инфляция
3) сокращение спроса
4) дефицит бюджета
Ответ:
На рисунке отражена ситуация на рынке мобильных телефонов: линия спроса D переместилась в новое положение (Р - цена товара, Q - величина спроса товара).
Перемещение кривой спроса D в новое положение может быть вызвано прежде всего
1) усилением конкуренции производителей
2) резким подорожанием абонентской платы на стационарные телефонные точки
3) совершенствованием технологии производства мобильных телефонов
4) ростом доходов потребителей
5) уменьшением издержек производства
Ответ:
Верны ли следующие суждения о банковской системе?
А. Норма банковских резервов у каждого коммерческого банка своя.
Б. В условиях роста производства банки должны больше резервировать денег.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
К историческим разновидностям этнических общностей относят
1) государства
2) племена
3) сословия
4) конфессии
Ответ:
Гражданин К., квалифицированный работник, менеджер компании, занимающейся коммуникационными сервисами, вступил в брак с гражданкой А. Какая информация позволит сделать вывод о характере социальной мобильности в данной ситуации?
1) образование, полученное гражданкой А.
2) социальный статус гражданки А.
3) разница в возрасте между К. и А.
4) наличие у К. собственного жилья
Ответ:
Верны ли следующие суждения о тенденциях развитии семьи?
А. Для ряда развитых стран мира характерно ослабление института брака и семьи.
Б. Для многих развитых стран мира характерно снижение уровня рождаемости.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
К внешней функции государства относится функция
1) культурная
2) дипломатическая
3) политическая
4) экономическая
Ответ:
Жесткая партийная дисциплина, фиксированное членство, приверженность к идеологии являются признаками
1) партий избирателей
2) массовых партий
3) кадровых партий
4) авангардных партий
Ответ:
В стране Н. проходят политические реформы. Журналисты и аналитики оценивают их как демократические. Какое положение проводимых реформ могло вызвать подобную оценку специалистов?
1) Сроки пребывания депутатов Законодательного собрания увеличены с 4 до 5 лет.
2) Вместо мажоритарной избирательной системы введена смешанная.
3) Законодательно гарантированы равные права всех участников избирательной кампании, их доступ к СМИ.
4) Установлен 5% избирательный порог для прохождения партий в парламент.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о типах политического лидерства?
А. Для большинства современных государств характерно рационально-легальное политическое лидерство.
Б. Харизматический тип лидерства опирается, прежде всего, на традиции, устои, законы династического наследования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
С какого момента гражданин РФ становится субъектом правоотношений?
1) с момента рождения
2) с момента получения паспорта
3) с момента наступления совершеннолетия
4) с начала трудовой деятельности
Ответ:
Кто является участником(ами) гражданского процесса?
1) следователь
2) присяжные заседатели
3) ответчик
4) потерпевший
Ответ:
Антон М. купил путёвку в дом отдыха. Вернувшись, он обратился с иском в суд, поскольку туристическое агентство нарушило договор об оказании услуг: номер, в который поселили клиента, не соответствовал условиям договора. Туристическое агентство будет участвовать в данном судебном разбирательстве как
1) подозреваемый
3) ответчик
4) нарушитель
Ответ:
Верны ли следующие суждения о гражданстве России?
А. Одним из условий приёма в гражданство России является владение русским языком.
Б. Лицо, не имеющее гражданства России, автоматически приобретает его, вступив в брак с гражданином России.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
Ответ:
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».
1) народность
6) государство
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Установите соответствие между видами социального контроля и иллюстрирующими их конкретными примерами.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
2) аплодисменты
3) насмешка
4) выговор
5) комплименты
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В условиях неблагоприятного делового и инвестиционного климата осуществляемая масштабная государственная поддержка малого бизнеса в реальной сфере может оказаться малоэффективной. (Б) В настоящее время она осуществляется посредством льготного кредитования малого бизнеса под поручительство региональных гарантийных фондов. (В) Сегодня поручители не несут финансовой ответственности. (Г) В результате малые производственные предприятия всё чаще берут кредиты на коммерческих условиях. (Д) Развитие малого и среднего бизнеса - необходимое условие подъёма экономики.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Учёные выделяют несколько групп глобальных проблем современного человечества. Первая группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение _______(А) экономического развития, сохранение мира - это одновременно решение и проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка________(Б) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе.
Вторая группа включает в себя проблемы непосредственного______(В) природы и общества. Это, например, истощение________(Г) недр Земли и Мирового океана.
В данном случае проблема природы и общества - это проблема биологических основ жизни опосредованных___________(Д).
Третья группа проблем отражает взаимодействие человека и общества. К ним относят, например, проблемы __________(Е), здравоохранения, культурного наследия».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теоретическое обоснование
2) экспериментальная проверка
4) использование специальных понятий
5) сложность усвоения
Ответ:
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Форма государства , методы государственного властвования , форма правления , тип политического режима , форма государственного устройства .
Ответ:
<...> <...> <...>
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор утверждает, что «государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений». Опираясь на текст, знание обществоведческого курса и знания, полученные из других общественных дисциплин, назовите три социально-политические предпосылки, необходимые для юридического оформления естественных прав человека.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
С9.1 Философия: «Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством» (Дж. Кеннеди)
С9.2 Социальная психология: «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним» (Л. Толстой)
С9.3 Экономика: «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем» (Т. Рузвельт)
С9.4 Социология: «Человек не всегда соответствует своему месту, но всегда - своему времени» (А. Файз)
С9.5 Политология: «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники - народы» (Ф. Глинка)
С9.6 Правоведение: «Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества» (Дж. Сэмюэл)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Военная оккупация - это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого государства и установление военной администрации на захваченной территории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.
В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупирующее государство обязано принять все меры к обеспечению порядка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя принуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь гражданских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Оккупирующая держава обязана снабжать гражданское население необходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.
В отношении гражданских лиц запрещается:
совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;
применять меры принуждения, физического или морального порядка, в частности, с целью получения сведений;
применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;
применять коллективные наказания;
захватывать заложников;
депортировать гражданское население с оккупированной территории.
Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обеспечивается право ее покинуть в возможно короткое время.
95. Комбатанты и некомбатанты. Правовой режим военного плена
Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь международное право различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).
Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных.
Некомбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это - военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.
В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:
личный состав регулярных вооруженных сил;
ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;
личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;
лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;
члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;
население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.
Режим военного плена регламентирован III Женевской конвенцией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попавшие во власть неприятеля следующие лица:
личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил;
личный состав партизанских отрядов;
личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству, не признанному держащей в плену державой;
военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;
члены экипажа торгового флота и гражданской авиации;
население неоккупированной территории, взявшееся за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер.
Держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными. Военнопленные не могут быть подвергнуты физическомукалечению, научным и медицинским опытам. К ним не могут применяться репрессалии. Военнопленные должны быть защищены от насилия и запугивания, им обеспечивается уважение к личности и чести. Захватившая в плен держава может подвергнуть военнопленных интернированию. Им может быть также запрещено выходить за установленную черту лагеря. Военнопленные обеспечиваются помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.
Военнопленным должна обеспечиваться возможность работать, принуждать к труду запрещается. Запрещено использовать военнопленных на опасных (например, удаление мин) или унизительных работах. В процессе работы должны соблюдаться требования техники безопасности. Военнопленным должны быть разрешены сношения с внешним миром. Им обеспечивается также право подачи жалобы властям держащей их в плену державы.
Военнопленные обязаны подчиняться законам держащего в плену государства, которое имеет право применять судебные и дисциплинарные взыскания за проступки. Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок. Воспрещаются коллективные наказания. За побег военнопленный может быть подвергнут только дисциплинарному наказанию.
По окончании военных действий военнопленные освобождаются и репатриируются (возвращаются на родину).