План личного развития образец. Пример: индивидуальный план развития (ипр) сотрудника

Вариант № 454686

Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

1) прогрессом

2) революцией

3) контрреформой

4) эволюцией

Ответ:

Абсолютная истина, в от­ли­чие от от­но­си­тель­ной истины, - это

1) факты, уста­нов­лен­ные путём наблюдений

2) знание, ко­то­рое не­воз­мож­но опровергнуть

3) отсутствие субъ­ек­ти­виз­ма в оценивании

4) выводы, по­лу­чен­ные экс­пе­ри­мен­таль­ным путём

Ответ:

Какая из пе­ре­чис­лен­ных ситуаций могла воз­ник­нуть только в пост­ин­ду­стри­аль­ном обществе?

1) Чтобы про­кор­мить младших сест­ру и брата, 11-летний под­ро­сток устроился ра­бо­тать на ткац­кую фабрику.

2) В уни­вер­си­те­те открылся фа­куль­тет подготовки спе­ци­а­ли­стов банковского дела.

3) Ра­бо­чие завода вышли на за­ба­стов­ку с тре­бо­ва­ни­ем введения вось­ми­ча­со­во­го рабочего дня.

4) Жи­те­ли посёлка на встре­че с гла­вой администрации пред­ло­жи­ли открыть ма­га­зин по про­да­же компьютеров.

Ответ:

Верны ли следующие суждения о свободе личности?

А. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.

Б. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

На рынке со­то­вой связи стра­ны Н. вы­де­ли­лись три круп­ных оператора, ко­то­рые определяют в целом всю по­ли­ти­ку в об­ла­сти тарифов и сервисов. Какое эко­но­ми­че­ское явление ил­лю­стри­ру­ет данный факт?

1) со­вер­шен­ную конкуренцию

2) монополию

3) тех­ни­че­ский дефолт

4) олигополию

Ответ:

Гражданин сдаёт при­над­ле­жа­щий ему уча­сток земли в арен­ду фермерскому хозяйству. Как на­зы­ва­ет­ся доход граж­да­ни­на от рас­по­ря­же­ния этой недвижимостью?

1) капитал

2) прибыль

4) процент

Ответ:

В те­че­ние года цены на то­ва­ры и услу­ги в стра­не Z вы­рос­ли на 15%, причём ка­че­ство товаров и услуг не изменилось. Какое эко­но­ми­че­ское явление от­ра­зи­лось в дан­ном факте?

1) из­бы­ток товаров и услуг

2) инфляция

3) со­кра­ще­ние спроса

4) де­фи­цит бюджета

Ответ:

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке мо­биль­ных телефонов: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние (Р - цена товара, Q - ве­ли­чи­на спро­са товара).

Перемещение кри­вой спро­са D в новое по­ло­же­ние может быть вы­зва­но пре­жде всего

1) уси­ле­ни­ем кон­ку­рен­ции производителей

2) рез­ким подорожанием або­нент­ской платы на ста­ци­о­нар­ные телефонные точки

3) со­вер­шен­ство­ва­ни­ем тех­но­ло­гии про­из­вод­ства мо­биль­ных телефонов

4) ро­стом до­хо­дов потребителей

5) умень­ше­ни­ем из­дер­жек про­из­вод­ства

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о бан­ков­ской системе?

А. Норма бан­ков­ских резервов у каж­до­го коммерческого банка своя.

Б. В усло­ви­ях роста про­из­вод­ства банки долж­ны больше ре­зер­ви­ро­вать денег.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

К ис­то­ри­че­ским разновидностям эт­ни­че­ских общностей относят

1) государства

2) племена

3) сословия

4) конфессии

Ответ:

Гражданин К., квалифицированный работник, менеджер компании, занимающейся коммуникационными сервисами, вступил в брак с гражданкой А. Какая информация позволит сделать вывод о характере социальной мобильности в данной ситуации?

1) образование, полученное гражданкой А.

2) социальный статус гражданки А.

3) разница в возрасте между К. и А.

4) наличие у К. собственного жилья

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о тен­ден­ци­ях развитии семьи?

А. Для ряда раз­ви­тых стран мира ха­рак­тер­но ослабление ин­сти­ту­та брака и семьи.

Б. Для мно­гих развитых стран мира ха­рак­тер­но снижение уров­ня рождаемости.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

К внешней функции государства относится функция

1) культурная

2) дипломатическая

3) политическая

4) экономическая

Ответ:

Жесткая партийная дисциплина, фиксированное членство, приверженность к идеологии являются признаками

1) партий избирателей

2) массовых партий

3) кадровых партий

4) авангардных партий

Ответ:

В стране Н. проходят политические реформы. Журналисты и аналитики оценивают их как демократические. Какое положение проводимых реформ могло вызвать подобную оценку специалистов?

1) Сроки пребывания депутатов Законодательного собрания увеличены с 4 до 5 лет.

2) Вместо мажоритарной избирательной системы введена смешанная.

3) Законодательно гарантированы равные права всех участников избирательной кампании, их доступ к СМИ.

4) Установлен 5% избирательный порог для прохождения партий в парламент.

Ответ:

Верны ли следующие суждения о типах политического лидерства?

А. Для большинства современных государств характерно рационально-легальное политическое лидерство.

Б. Харизматический тип лидерства опирается, прежде всего, на традиции, устои, законы династического наследования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

С какого момента гражданин РФ становится субъектом правоотношений?

1) с момента рождения

2) с момента получения паспорта

3) с момента наступления совершеннолетия

4) с начала трудовой деятельности

Ответ:

Кто является участником(ами) гражданского процесса?

1) следователь

2) присяжные заседатели

3) ответчик

4) потерпевший

Ответ:

Антон М. купил путёвку в дом отдыха. Вернувшись, он об­ра­тил­ся с иском в суд, по­сколь­ку туристическое агент­ство нарушило до­го­вор об ока­за­нии услуг: номер, в ко­то­рый поселили клиента, не со­от­вет­ство­вал условиям договора. Ту­ри­сти­че­ское агентство будет участ­во­вать в дан­ном судебном раз­би­ра­тель­стве как

1) подозреваемый

3) ответчик

4) нарушитель

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о граж­дан­стве России?

А. Одним из усло­вий приёма в граж­дан­ство Рос­сии яв­ля­ет­ся вла­де­ние рус­ским языком.

Б. Лицо, не име­ю­щее граж­дан­ства России, ав­то­ма­ти­че­ски при­об­ре­та­ет его, всту­пив в брак с граж­да­ни­ном России.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

Ответ:

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».

1) народность

6) государство

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Установите соответствие между видами социального контроля и иллюстрирующими их конкретными примерами.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е

Ответ:

Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

2) аплодисменты

3) насмешка

4) выговор

5) комплименты

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но определённой буквой.

(А) В усло­ви­ях не­бла­го­при­ят­но­го де­ло­во­го и ин­ве­сти­ци­он­но­го кли­ма­та осу­ществ­ля­е­мая мас­штаб­ная го­су­дар­ствен­ная под­держ­ка ма­ло­го биз­не­са в ре­аль­ной сфере может ока­зать­ся малоэффективной. (Б) В на­сто­я­щее время она осу­ществ­ля­ет­ся по­сред­ством льгот­но­го кре­ди­то­ва­ния ма­ло­го биз­не­са под по­ру­чи­тель­ство ре­ги­о­наль­ных га­ран­тий­ных фондов. (В) Се­год­ня по­ру­чи­те­ли не несут фи­нан­со­вой ответственности. (Г) В ре­зуль­та­те малые про­из­вод­ствен­ные пред­при­я­тия всё чаще берут кре­ди­ты на ком­мер­че­ских условиях. (Д) Раз­ви­тие ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са - не­об­хо­ди­мое усло­вие подъёма экономики.

Определите, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский характер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суждений

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утверждений

Запишите в таб­ли­цу под буквой, обо­зна­ча­ю­щей положение, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его характер.

A Б В Г Д

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

«Учёные вы­де­ля­ют не­сколь­ко групп гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­го человечества. Пер­вая груп­па про­блем свя­за­на с от­но­ше­ни­я­ми между государствами. Устра­не­ние _______(А) эко­но­ми­че­ско­го развития, со­хра­не­ние мира - это од­но­вре­мен­но ре­ше­ние и про­бле­мы здо­ро­вья людей, и про­бле­мы ка­че­ства осво­е­ния при­род­ных ресурсов. Остановка________(Б) также предот­вра­ща­ет за­гряз­не­ние при­род­ной среды в пла­не­тар­ном масштабе.

Вторая груп­па вклю­ча­ет в себя про­бле­мы непосредственного______(В) при­ро­ды и общества. Это, например, истощение________(Г) недр Земли и Ми­ро­во­го океана.

В дан­ном слу­чае про­бле­ма при­ро­ды и об­ще­ства - это про­бле­ма био­ло­ги­че­ских основ жизни опосредованных___________(Д).

Третья груп­па про­блем от­ра­жа­ет вза­и­мо­дей­ствие че­ло­ве­ка и общества. К ним относят, например, про­бле­мы __________(Е), здравоохранения, куль­тур­но­го наследия».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A Б В Г Д Е

Ответ:

Найдите в при­ве­ден­ном спис­ке черты, от­ли­ча­ю­щие на­уч­ное зна­ние от дру­гих видов по­зна­ния мира. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) теоретическое обоснование

2) экспериментальная проверка

4) использование спе­ци­аль­ных понятий

5) сложность усвоения

Ответ:

Выберите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Форма государства , методы го­су­дар­ствен­но­го властвования , форма правления , тип по­ли­ти­че­ско­го режима , форма го­су­дар­ствен­но­го устройства .

Ответ:


<...> <...> <...>


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Автор утверждает, что «государство за­креп­ля­ет права лич­но­сти не произвольно, оно юри­ди­че­ски оформляет есте­ствен­ные права человека, а также набор прав, для осу­ществ­ле­ния которых сфор­ми­ро­ва­лись социально-политические предпосылки, вы­те­ка­ю­щие из ре­аль­ных общественных отношений». Опи­ра­ясь на текст, зна­ние обществоведческого курса и знания, по­лу­чен­ные из дру­гих общественных дисциплин, на­зо­ви­те три социально-политические предпосылки, не­об­хо­ди­мые для юри­ди­че­ско­го оформления есте­ствен­ных прав человека.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

С9.1 Философия: «Либо че­ло­ве­че­ство покончит с войной, либо война по­кон­чит с человечеством» (Дж. Кеннеди)

С9.2 Социальная психология: «Для того, чтобы было легко жить с каж­дым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъ­еди­ня­ет с ним» (Л. Толстой)

С9.3 Экономика: «Великой на­ци­ей нас де­ла­ет не наше богатство, а то, как мы его используем» (Т. Рузвельт)

С9.4 Социология: «Человек не все­гда соответствует сво­е­му месту, но все­гда - сво­е­му времени» (А. Файз)

С9.5 Политология: «Страна, ли­шен­ная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней плен­ни­ки - народы» (Ф. Глинка)

С9.6 Правоведение: «Закон есть выс­шее проявление че­ло­ве­че­ской мудрости, ис­поль­зу­ю­щее опыт людей на благо общества» (Дж. Сэмюэл)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Военная оккупация - это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого госу­дарства и установление военной администрации на захваченной тер­ритории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупи­рующее государство обязано принять все меры к обеспечению поряд­ка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя при­нуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государ­ству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь граж­данских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Ок­купирующая держава обязана снабжать гражданское население не­обходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

В отношении гражданских лиц запрещается:

совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

применять меры принуждения, физического или морального по­рядка, в частности, с целью получения сведений;

применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;

применять коллективные наказания;

захватывать заложников;

депортировать гражданское население с оккупированной терри­тории.

Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обес­печивается право ее покинуть в возможно короткое время.

95. Комбатанты и некомбатанты. Правовой режим военного плена

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к во­оруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь международное право различает две категории лиц, принад­лежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).

Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобре­тают статус военнопленных.

Некомбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это - воен­ные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомба­танты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:


личный состав регулярных вооруженных сил;

ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не вхо­дящие в состав регулярных вооруженных сил;

личный состав движений сопротивления и партизанских форми­рований;

лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;

члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказы­вающие помощь сражающимся;

население, которое при приближении противника взялось за ору­жие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Режим военного плена регламентирован III Женевской конвен­цией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попав­шие во власть неприятеля следующие лица:

личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил;

личный состав партизанских отрядов;

личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству, не признанному держащей в плену державой;

военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;

члены экипажа торгового флота и гражданской авиации;

население неоккупированной территории, взявшееся за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер.

Держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными. Военнопленные не могут быть подвергнуты фи­зическомукалечению, научным и медицинским опытам. К ним не могут применяться репрессалии. Военнопленные должны быть защи­щены от насилия и запугивания, им обеспечивается уважение к лич­ности и чести. Захватившая в плен держава может подвергнуть воен­нопленных интернированию. Им может быть также запрещено выхо­дить за установленную черту лагеря. Военнопленные обеспечивают­ся помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.

Военнопленным должна обеспечиваться возможность работать, принуждать к труду запрещается. Запрещено использовать военноп­ленных на опасных (например, удаление мин) или унизительных ра­ботах. В процессе работы должны соблюдаться требования техники безопасности. Военнопленным должны быть разрешены сношения с внешним миром. Им обеспечивается также право подачи жалобы властям держащей их в плену державы.

Военнопленные обязаны подчиняться законам держащего в плену государства, которое имеет право применять судебные и дис­циплинарные взыскания за проступки. Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок. Воспрещаются коллективные наказания. За побег военнопленный может быть под­вергнут только дисциплинарному наказанию.

По окончании военных действий военнопленные освобождаются и репатриируются (возвращаются на родину).