Закон о семейном предпринимательстве в беларуси. Страшно быть богатым

Исполнительная власть осуществляет государственное управление . Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ : республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции .

Органы общей компетенции — правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т. д.).

Федеральные органы исполнительной власти определены в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”: правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.

Правительство РФ

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ . Правительство РФ состоит из председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель правительства РФ назначается президентом с согласия Государственной думы.

Председатель правительства РФ предлагает президенту структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Он в соответствии с , федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Конституция РФ определяет полномочия правительства РФ, которое:

Правительство РФ издает постановления и распоряжения.

Федеральные министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства, департаменты) относятся к центральным органам федеральной исполнительной власти. Они действуют в пределах своей компетенции на всей территории РФ под руководством правительства РФ. Положения о них утверждаются президентом РФ или по его поручению правительством РФ (например, Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено Указом Президента РФ 18 февраля 1993 г. № 234 , Положение о Министерстве юстиции РФ — Советом Министров РФ 4 ноября 1993 г. № 1187). Министры и председатели государственных комитетов РФ назначаются президентом РФ и по должности входят в состав правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” федеральные министерства и государственные комитеты имеют равный правовой статус.

Руководители федеральных ведомств не входят, как правило, в состав правительства РФ. Ведомства не входят в состав министерств и являются самостоятельными органами. Они действуют под руководством правительства РФ.

Некоторые органы федеральной исполнительной власти подведомственны президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами: министерства обороны, внутренних дел, Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности и др.

Органы исполнительной власти субъектов РФ можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта. Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований — в их уставах.

Органы общей компетенции — это Советы министров (правительства) республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономных образований.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.

В областях, краях, автономных образованиях органами исполнительной власти выступают главные управления (управления, комитеты, отделы, департаменты).

Федеральные службы

Федеральные министерства

Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Федеральное министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства Российской Федерации). Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

Министерство координирует деятельность находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также государственных внебюджетных фондов, утверждает планы и показатели их деятельности, вносит в Правительство проекты нормативных актов об их деятельности, осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты, противоречащие требованиям действующего законодательства.

Федеральные службы являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ или Федерального министерства РФ. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ), а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. В реализацию указанных полномочий федеральные службы издают индивидуальные правовые акты, осуществляют действия по контролю и надзору, регистрации актов, документов, прав, объектов, выдают разрешения (лицензии, свидетельства) на осуществление определенных видов деятельности.

Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ или Федерального министерства РФ.



Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также функции по контролю и надзору (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ). Возможность нормотворчества, а в ряде случаев контрольные полномочия приводят к смешению административно-правового статуса служб и агентств.

В реализацию указанных полномочий федеральные агентства издают индивидуальные правовые акты, осуществляют полномочия собственника федерального имущества, управление, находящимися в федеральной собственности акциями, оказывают услуги, имеющие определенную общественную значимость. Федеральное агентство ведет реестры, регистры и кадастры.

Помощь родственников чревата для предпринимателя проблемами с налоговой

Действующие нормы заставляют предпринимателей, работающих вместе со своими семьями, уходить в «тень», ведь регистрация родственника-помощника приведет к дополнительным сложностям при уплате налогов.

Легализировать семейный бизнес можно, лишь приняв специальный закон.

Общее дело

В Верховной Раде зарегистрирован весьма интересный законопроект, принятие которого дает надежду на то, что в отечественном правовом поле появится новый субъект предпринимательства - семья. Речь идет о проекте «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно стимулирования развития семейного предпринимательства)» (№2441), предложенном группой депутатов во главе с Арсением Яценюком. Конечно, такая инициатива может вызвать удивление - дескать, а разве сейчас у нас в стране нет семейных компаний? Разумеется, семейная преемственность в бизнесе имеет место быть. Более того, как отмечает в своем блоге глава Ассоциации владельцев семейных компаний Украины Владислав Бурда, «каждый год в Украине передается по наследству капитал в сотни миллионов долларов», да и «в украинском сообществе начало появляться понимание того, что такое семейный бизнес, а также вырисовываться позитивное значение этого словосочетания».

Тем не менее, если с семейными компаниями, гордо именуемыми в учредительных документах юридическими лицами, все более или менее понятно (есть глава, есть его наследники, есть органы управления и т.п.), то простому физическому лицу - предпринимателю сделать бизнес семейным занятием на легальной основе как минимум не с руки. Почему? Да потому, что государство не очень-то приветствует семейный бизнес малого предпринимателя. И, похоже, новый проект мало что изменит.

«Нелегальные» родственники

Наверное, никто не будет спорить с тем, что основная масса представителей малого бизнеса - это предприниматели - плательщики единого налога. До недавнего времени за использование наемного труда члена семьи предпринимателю - плательщику единого налога приходилось «приплачивать» государству. Ведь, принимая к себе на работу, скажем, жену, глава семейства и по совместительству предприниматель-«единщик» обязан был платить повышенную ставку единого налога. Напомним, согласно ранее действующему (до 1 января 2012 г.) указу Президента «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» для предпринимателя-«упрощенца», использующего труд наемных работников (включая и членов семьи!), ставка единого налога увеличивалась на 50% за каждого работника.

Безусловно, так называемое оформление «к себе» на работу собственной супруги сказывалось на семейном бюджете. Поэтому внешне ситуация выглядела, как говорится, не ах: де-факто работа-ющая у мужа-предпринимателя жена де-юре считалась безработной. Кстати, на сей факт указывают и авторы упомянутого законопроекта: «Таким образом, фактически работая, юридически лицо оставалось безработным, и государство снова несло затраты на его материальное обеспечение».

Конечно, сегодня в свете действующей ст.291 НК предпринимателю-«упрощенцу», относящемуся к той или иной группе плательщиков единого налога, не нужно доплачивать за каждого наемного работника, но оформлять семейный бизнес он почему-то не спешит.

Работник или помощник?

Пожалуй, история, где супруга - владелица интернет-магазина, а супруг по мере сил и возможностей помогает ей, работая курьером, известна каждому. Чем не семейный бизнес? Вот только с точки зрения закона такое предприятие супругов выглядит неважно. Понятно, что оформлять трудовой договор с супругом-курьером у предприимчивой женщины желания не возникает - зачем лишние сложности и выплаты работнику и за работника? И ведь, что интересно, действующие нормы законодательства позволяют работать у предпринимателя членам его семьи без оформления.

К примеру, согласно Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной постановлением правления ПФ от 27.09.2010 №21-5 (с последними изменениями от 19.12.2012) плательщиками единого взноса названы члены семьи ФЛП (в том числе и выбравшего упрощенную систему налогообложения), принимающие участие в осуществлении им предпринимательской деятельности. Такими членами семьи могут быть супруг (супруга), родители, дети и иные иждивенцы, достигшие 15-летнего возраста, не пребывающие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с таким ФЛП, но совместно с ним осуществляющие предпринимательскую деятельность и получающие от этого часть дохода.

Казалось бы, все просто: заплати ЕВ за себя и членов семьи и спи спокойно. Так ведь для начала нужно определить сумму дохода, приходящуюся на каждого члена семьи ФЛП, помогающего в бизнесе. В соответствии с инструкцией для ФЛП (кроме «упрощенцев») ЕВ устанавливается в размере 34,7% суммы дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежащей обложению НДФЛ, и суммы дохода, который распределяется между членами семьи ФЛП, принимающими участие в осуществлении предпринимательской деятельности (п.3.3). Вот и возникает вопрос: как документально оформить распределение доходов между членами семьи?

Ранее, если ФЛП помогали в бизнесе члены семьи, вместе с ним проживающие, облагаемый доход распределялся согласно договору, в соответствии с которым можно было так называемому семейному помощнику выделить, к примеру, минимум дохода, в размере одной минимальной заработной платы, и с этого дохода платить минимальный размер ЕВ. Однако данный нормативно-правовой акт утратил силу более года назад (декрет КМ №13-92 «О подоходном налоге с граждан»), и сей нюанс в действующем законодательстве пока не определен.

Как бы то ни было, инструкцией закреплено, что сумма ЕВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо за месяц, в котором получен доход.

Что касается ФЛП, избравших упрощенную систему налогообложения, то размер ЕВ также составляет 34,7%, но уже от суммы, определяемой такими плательщиками самостоятельно для себя и членов своей семьи, принимающих участие в предпринимательской деятельности, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса. При этом согласно п.3.4 инструкции сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо.

Иными словами, «засветив» при распределении своих доходов так называемого помощника из членов семьи, предприниматель должен платить ЕВ и за себя, и за него. Понятно, что размер ЕВ не так уж велик, поэтому заплатить за члена семьи, участвующего в бизнесе, не проблема. Проблема - в другом: как доказать контролирующим и проверяющим органам, что член семьи является не неоформленным работником (а это нарушение трудового законодательства), а лишь принимает участие в предпринимательской деятельности?

Вот и выходит на деле, что мужья так и остаются неоформленными курьерами, а семейный бизнес все больше уходит в «тень».

Вместе с тем хотелось бы посоветовать предпринимателю: когда определяетесь, кем быть члену семьи в вашем бизнесе - помощником или работником, - лучше принять решение в пользу последнего. Ведь так буде снижен риск «взаимного непонимания» с представителями налоговых органов и органов соцзащиты, да и, что греха таить, запись в трудовой книжке члена семьи - это не так уж плохо в условиях современной действительности.

Возможные перспективы

Авторы законопроекта №2441, желая снизить нагрузку на налогоплательщиков, использующих в своей деятельности труд членов семьи, предлагают уменьшить размер ставки единого налога для плательщиков - субъектов семейного предпринимательства. Под семейным предпринимательством инициаторы изменений понимают самостоятельную, инициативную, систематическую, на собственный риск хозяйственную деятельность, осуществляемую субъектами хозяйствования (предпринимателями) с обязательным использованием труда членов своей семьи с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

Основные изменения, предлагаемые депутатами, следующие:

Предприниматели-«единщики» 1-й группы могут использовать труд наемных работников - членов своих семей;

. «единоплательщики» 4-й группы (юридические лица) имеют право не учитывать в среднесписочной численности работников членов семьи учредителя;

При расчете общей численности лиц, пребывающих в трудовых правоотношениях с плательщиком единого налога - физическим лицом, можно не учитывать наряду с наемными работниками, пребывающими в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста, наемных работников, являющихся членами семьи налогоплательщика.

Также предложено снизить ставки единого налога для субъектов семейного предпринимательства: от 1 до 5% размера МЗП для 1-й группы; от 2 до 10% - для 2-й; для 3-й и 4-й групп (в случае уплаты НДС) - 2% дохода, в случае включения НДС в состав единого налога - 4% дохода.

Не вдаваясь в подробности, все же можно отметить, что предложенные в проекте нормы кардинально не изменят ситуацию с семейными помощниками в бизнесе, нужны более радикальные перемены. Думается, выделение представителей малого бизнеса, использующих труд членов семьи, в отдельную группу налогоплательщиков, со специальным, скажем так, правовым и упрощенным режимом, позволило бы вывести семейный бизнес малых предпринимателей из «тени».

На данном же этапе в подходе к правовому регулированию семейного предпринимательства, вернее в отсутствии такового, Украина не одинока. К примеру, в России уже несколько лет активно высказываются предложения о принятии акта специального законодательства, посвященного именно семейному бизнесу, но пока, увы, это только разговоры. В Беларуси семейное предпринимательство рассматривается лишь сквозь призму крестьянско-фермерского хозяйства и некоторых ограничений для индивидуальных предпринимателей при приеме на работу членов своих семей (не более 3 человек). А вот, скажем, Узбекистан четко определился, приняв год назад закон «О семейном предпринимательстве». Правда, и этот акт посвящен семейному предпринимательству с образованием юридического лица, семейное же предпринимательство без образования такового в законе значится бланкетной нормой: «Семейное предпринимательство без образования юридического лица осуществляется в порядке, установленном законодательством».

На Марс. А к 2020-му в маленькой стране в центре Европы всем пустыням назло расцветет малый бизнес, подтолкнув экономику к космическим высотам. Что, по-вашему, более вероятно?.. В пятничном выпуске «Неформата» беседуем с сопредседателем правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) Жанной Тарасевич о законах, проверках, страхе, ненависти, пятилетках, теории и практике белорусского предпринимательского «тупика».

Кто это?

Жанна Тарасевич преподает экономику в БГЭУ, является сопредседателем и директором БСПН и прекрасно разбирается в реалиях и грезах белорусской экономики. «Если бы я жила сейчас в Германии, Швеции, Польше, то гарантированно открыла бы свое дело и занималась бы, к примеру, консалтингом. Но в данный момент у меня нет желания заниматься бизнесом в Беларуси. Когда знаешь об уровне рисков, желание пропадает», - честно говорит она.

Когда я слышу о проблемах малого бизнеса, «ипэшников», то сразу вспоминаю свою школьную учительницу. Из школы в середине девяностых она ушла на рынок, потому что стало туго. Потом вернулась обратно в СШ, потом снова подалась в ИП. Кажется, что эти беспорядочные перемещения по жизни и есть путь белорусских предпринимателей. Бывшие учителя, врачи, слесари, станочники, доктора наук, ставшие рыночными торговцами, не получили поддержки, не смогли сориентироваться, застыли вместе со страной в девяностых. Можете теоретически обосновать, был ли у них шанс достичь чего-то большего?

Я не смогу ответить на этот вопрос односложно, в ответе ведь последние десятилетия нашей жизни. Рассуждая о перспективах бизнеса в Беларуси (да и в любой другой стране), в первую очередь придется говорить об ограничителях со стороны государства. Как должно быть в идеале? Захотел начать свое дело, собрал минимальный капитал, открыл бизнес - работаешь и платишь налоги. Начать в Беларуси не сложно, мы достигли относительного прогресса в области регистрации. А с развитием бизнеса никаких подвижек нет. Вот вы выросли из коротких штанишек, из палатки на рынке, мечтаете о большем - и тут же упираетесь в процессы администрирования, интернационализации бизнеса, сталкиваетесь с возросшей налоговой нагрузкой и десятком других осязаемых проблем. Зачем вам тогда расти?

Зачем расти учительнице с рынка? Если ты один, то платишь единый налог, отчисления в ФСЗН минимальны, а до недавнего времени даже и о сертификатах думать не приходилось. Или агротуризм. Мечтаешь о развитии, о масштабе, поставишь больше 10 койко-мест - и сразу придется менять статус, лишиться существующих льгот. «Зачем рисковать?» - думает владелец усадьбы.

Некоторые виды деятельности у нас лицензируются, причем подходы к частным и государственным организациям разные. То же самое с аттестацией. Таким образом, главный ограничитель роста - существующая государственная машина.

Впрочем, государство не только контролирует, оно и помогает. Есть программа поддержки малого бизнеса, есть фонд занятости и тому подобное. Но кому и как они помогают? Для субъектов малого бизнеса существует упрощенная система налогообложения, однако в последние годы количество организаций, которые работают по «упрощенке», снижается. И этому способствует государство, принимая не всегда логичные законодательные акты. Еще один фактор - финансовая поддержка малого бизнеса увязана с предельными уровнями от выручки. Перескочил на другой уровень - не будет поддержки.

- Для развития бизнеса нужны деньги. Если денег в стране нет, о чем еще рассуждать?

В условиях дефицита денег наше государство поддерживает или очень мелких, или очень крупных. Тех, кто метит в средний сектор, не замечают, не выделяют, не дают возможностей для развития, в том числе финансовых. А деньги в стране взять неоткуда, так как фондовый рынок, привлечь капитал без которого невозможно, не развит. За рубежом, если у вас есть миллиард, а нужен еще один, вы пойдете в банк за кредитом. Банк потребует гарантию, которую можно получить в гарантийном фонде. У нас ни одного такого фонда нет. Еще в 2009 году мы разработали проект по его созданию, вели переговоры с банками. Соучредителем должен был стать Мингорисполком. Но дело заглохло.

Резюмируя, я сказала бы так: в стране отсутствует инфраструктура, которая помогала бы маленьким предпринимателям вырастать из штанишек. Нет спецагентств по развитию экспорта (а если вы хотите роста, вам неизбежно придется выходить на внешние рынки). Нет исследований даже внутреннего рынка. Агентство по приватизации при Минэкономики занимается в основном крупными проектами. Да, существуют инкубаторы, центры развития предпринимательства, но насколько эффективна их деятельность?..

В ПВТ эту инфраструктуру называют экосистемой и открыто гордятся ее созданием. Но это очень локальный участок жизни страны - там позволили эксперименты. Может, государству просто не нужны «средние» фирмы в глобальном масштабе? Ведь именно государству придется с ними конкурировать.

Разные отрасли у нас монополизированы по-разному. Малые предприятия, как правило, конкурируют с малыми, а когда чуть-чуть вырастают, то становятся прямыми конкурентами предприятий с государственной и коммунальной формой собственности. И вот когда государство выступает и собственником, и регулятором, то получается плохо. Сейчас мы проводим мониторинг по региональному развитию в Пружанском районе, изучаем состояние частного сектора. Что мы там увидели? В районе есть крупнотоварное сельскохозяйственное производство, которое принадлежит государству, и «мелкота» - ИП, маленькие предприятия. Нет средних фирм, даже на уровне переработки продукции. Потому что ресурсы - продукцию - распределяет Брестский облисполком. Понятно, что в первую очередь он будет загружать мощности своих собственных предприятий.

Вот вам еще один пример с цифрами. Проанализируем количество предприятий в сфере торговли, ремонта автомобилей и бытовых изделий. Здесь у нас 99 тыс. ИП (достаточно много, сработал фактор единого налога), 37 тыс. микроорганизаций (то есть в 3 раза меньше), 3 тыс. малых предприятий (в 10 раз меньше) и только 295 средних! Вот итог государственного регулирования с различными требованиями для всех этих групп. Цифры были бы адекватными, сигнализировали бы о нормальной экономике, если бы средних предприятий было 30% от общего числа, а все остальные распределились в равных частях.

- Не слишком ли мы упрощаем, когда сводим абсолютно все проблемы малого бизнеса к позиции государства?

На микроуровне самая очевидная проблема - менеджмент. Как только ты начинаешь бизнес, то знаешь, кому и как продать, как умножить 2 на 2 и получить 5, где 1 рубль - это прибыль. Но если ты хоть немного вырастаешь, то тебе становится жизненно необходимо экономическое образование.

Я работаю в этой системе и могу сказать, что уровень нашего экономического образования не очень высок и требует реформ. Сегодня белорусский экономист-менеджер не владеет полным инструментарием управления, плавает в вопросах фондовых рынков и тому подобных. В теории нас учат хорошо, а на практике это неприменимо. Не хватает фирм-консультантов, не получил развитие институт менторства. Это тоже важнейшие элементы той самой экосистемы. Получается, что нашему малому предпринимателю, который хочет выйти из палатки, но ощущает нехватку знаний, обратиться фактически некуда.

Когда маленьким тяжело и не хватает знаний, они объединяются. Мы беседовали с фермерами и предпринимателями во Франции, Германии, Испании, Ирландии - там сплошь кооперативы!

Действительно, в Европе малые предприятия - это обычно 2, 3, 5 человек. А у нас - 10, 15, 20, в зависимости от отрасли. Почему так? Причину вы назвали: в Беларуси не развита кооперация. У них один занимается перевозкой, второй ведет бухгалтерию, третий отвечает за переработку. У нас малое предприятие концентрирует всю деятельность внутри себя: тут и бухгалтерия (как без нее - а если проверка?), и логистика, и производство, и продажи. И вот получается, что вроде бы и маленькое предприятие, но занимается двумя-тремя видами деятельности. Занимается так, как получается, - кое-как. Если говорить начистоту, живы такие предприятия лишь по причине отсутствия конкуренции. Появится конкуренция - у бизнеса, скроенного по такой модели, не будет шансов.

Вот вы сказали - проверка, и я вспомнил десятки историй, о которых мы писали и еще будем писать. Есть мнение: когда вокруг закрывают и выписывают штрафы, синонимом слова «бизнес» становится слово «страх»…

Этот психологический нюанс мы ощущаем очень хорошо, когда общаемся с предпринимателями. Люди рассуждают так: «Лучше я буду маленьким „ипэшником“, буду зарабатывать $500 или $1000. В общем, буду жить чуточку лучше, чем сосед, но буду спокоен». У этого страха несколько вариаций: боязнь прогореть, нежелание обратить на себя внимание контролирующих органов. И это тоже объективный показатель, сдерживающий развитие бизнеса. К сожалению, такой статистики у нас нет, но есть четкое ощущение, что очень многие наши частные предприятия искусственно раздроблены. Бизнесмен, дабы не привлекать внимание, идет на такой шаг сознательно.

Мы сталкиваемся с фактором страха и когда приглашаем предпринимателей на различные конкурсы. «Уважаемый, вот вы успешный человек, не хотите стать бизнесменом года?» А в ответ слышим: «Нет-нет, я лучше в сторонке постою». В Европе человек с радостью показывает свои результаты и тем самым мотивирует других. У нас наоборот. Несмотря на все трудности, существует ведь и положительный опыт, но рассказывать о нем желают не многие.

Подвожу итог нашей грустной констатации неизменяемых очевидностей: шансов у учительницы из девяностых на то, чтобы стать успешной бизнесвумен в 2000-х, не было?

Чудес не бывает. У начинающего предпринимателя не было профессиональной подготовки, стартового капитала, адекватных условий, помощи государства… Да, тут без шансов.

Тогда опустим планку успешности. Въезжаете в Польшу. Первая деревня: корчма, рекламные растяжки на каждом доме, продают лес, огурцы, навоз. Вторая деревня: еще корчма, держат бабка и дед. А там частный «склепик» примостился. И лесопилка. Вот этот мельчайший бизнес, даже без претензий, бурлит, пенится. Кого за это полякам благодарить? Себя или государство?

Это показатель предпринимательской инициативы населения, но в большей степени - показатель свободы. Вы прекрасно знаете: чтобы сегодня белорусу продать ведро клубники на рынке, он должен пойти в сельсовет, взять справку, что это лично его клубника, выращенная на приусадебном участке, потом сдать пробы… Нужны ли эти барьеры? Вопрос риторический.

Лет пять назад мы собирали инициативных женщин из регионов. Предлагали им варианты по открытию своего дела. Простейшая схема: берем излишки картофеля, моркови, других овощей, варим, замораживаем, пакетируем, продаем.

Женщины загорелись. Начали разрабатывать для них бизнес-модель. И выяснилось, что на выходе наша картошка становится золотой. Если действовать по СанПиНам, то в одной комнате картофель нужно чистить, во второй резать, в третьей хранить. Иначе никак. В Беларуси, к примеру, невероятно сложно организовать маленькое подсобное хозяйство на 10 голов скота и продавать экологически чистое молоко в соседний санаторий. И так почти во всех сферах. Все упирается в СанПиНы и другие барьеры.

Я слышал это множество раз. Даже, кажется, от больших людей при должностях. Но в 2016 году мы снова обсуждаем с вами эти злосчастные СанПиНы. Кто и в какой форме должен сказать Минздраву: хватит мешать бизнесу? Если более глобально - почему министерствам на частный бизнес наплевать?

Министерство - это госучреждение, которое получает деньги из бюджета. Суть его существования - получить как можно больше денег, освоив их под выполнение установленных целевых показателей. Повышение рождаемости, снижение смертности в случае Минздрава и тому подобных. Дали - освоили. Механизм простой. Но вот если бы количество дотаций из года в год снижалось, а показатели - нет, то и руководство Минздрава было бы вынуждено обратить внимание на способы зарабатывания денег. На платные услуги, на развитие института семейного доктора и так далее. Точно так же и с другими ведомствами. У них неизбежно повысился бы интерес к частному сектору.

Что касается СанПиНов и прочих мелких «тормозов» для предпринимателей, то инициировать изменения должны местные власти и бизнес-ассоциации. На местах ведь тоже видят, что и картошка золотая, и инициативы нет.

Кстати, еще один важный аспект. В ситуации, когда никому ничего не надо и всем все дают, мы уже вырастили поколение людей, не готовых к самостоятельной работе. Еще один пример из Пружан. Есть фермер, занимается производством малины. У него хорошие заказы в Польше и других странах ЕС. Чтобы обеспечить объемы, ему нужна помощь: сил не хватает. И вот наш фермер говорит односельчанам: «Давайте со мной!» Обещает бесплатно выдать саженцы, научить, как их высаживать, обеспечить рынок сбыта. Как думаете, что говорит фермеру население? Отвечает: «Нет!» Потому что доходы, обещанные им, в первые несколько лет будут лишь чуть-чуть выше тех, которые гарантирует президент. Если колхозу сказали платить 300 рублей, то он и будет их платить. Главное - прийти на работу, где можно и не работать. У фермера все гораздо сложнее: может, не поспать придется и в выходной вкалывать. Населению это не надо.

Почти каждый успешный фермер рассказывает о том, как боролся с людской завистью и даже ненавистью - кражами, нападками, угрозами. «Ипэшников» не любят еще агрессивнее, как когда-то кулаков и куркулей. Это какая-то историческая память в нас говорит?

Фарцовщик, обманщик, спекулянт… Да, постаралась и советская пропаганда, и наша, современная. Но если мы говорим об индивидуальных предпринимателях с рынка, есть и другие факторы. Когда в стране наблюдался дефицит джинсов и колготок, мы не всегда смотрели на цену и качество, главное было найти. Потом рынок насытился товарами, появился выбор, и люди стали смотреть и на цену, и на качество. Рентабельность в сто и более процентов практически у всех ИП, общая бедность в стране - все это причины для агрессии в адрес предпринимателей. Организованный бизнес тоже недоволен: до введения сертификатов у него с «ипэшниками» были разные условия хозяйствования. В результате предприниматели оказались между двух огней нелюбви, и им сложно что-то предпринять, чтобы изменить ситуацию.

- В программу на следующую пятилетку опять заложены масштабные задачи по развитию малого бизнеса…

Пока это лозунги. Сейчас Минэкономики разрабатывает конкретику, так называемую дорожную карту. Намечены верные индикаторы: нужно нарастить валовый внутренний продукт, который создает малый бизнес. Впрочем, это тоже не ново. Когда Борис Батура пришел губернатором в Минскую область, он ставил задачу: к концу 2015 года малый и средний бизнес должен создавать около 50% ВВП области. Почетный председатель БСПН Григорий Бадей тогда очень метко заметил, что есть два варианта выполнения поручения: или завалить работу «Белкалия» и БелАЗа - и тогда доли в ВВП действительно изменятся, или начать работать, оставив в стороне лозунги и придумав конкретные механизмы.

- Государство говорит и строит планы 20 лет. Будет говорить дальше?

Сейчас у государства есть определенные стратегические намерения. Минэкономики впервые разрабатывает долгосрочную стратегию развития малого бизнеса до 2030 года. Что уникально - к процессу привлечены бизнес-ассоциации. Нам дано право быть чуть ли не основными разработчиками.

Очень важно и то, что на государственном уровне заговорили об оценке регулирующего воздействия. Департамент по предпринимательству должен получить право вето, чтобы блокировать законодательные инициативы, которые могут навредить бизнесу.

- А что делать со страхом? Как «заблокировать» его?

Если мы о страхе начинать что-то свое, то в Швеции есть хорошая программа для школ. С 5-го класса по 12-й ребята проходят курс предпринимательской деятельности, создают компанию, выпускают продукт, потом закрывают ее. Таким образом их учат предприимчивости, хватке.

Что касается страха закрытия, то деятельность правоохранительных и контролирующих органов должна носить исключительно предупредительный характер. Не взыскать штраф, а показать недостатки! В свое время мы предлагали ввести регрессирующую норму для контролирующих органов. Если нанесен ущерб предпринимательской деятельности, а потом признано, что решение было неправомерным, то государство должно возместить убытки и затем взыскать их с государственного чиновника. Махнул шашкой, закрыл бизнес? Будь готов в случае ошибки отдать квартиру, машину и полжизни возмещать долг. Только в таком случае - безусловного и неизбежного наступления ответственности - мы получим результат.