Обнаружения а 50. Дрло vs awacs: америку надо догонять

Болота, эти удивительные ландшафтные экосистемы, во все времена притягивали человека своими тайнами и пугали как надуманными, так и вполне реальными опасностями. Страшно попасть во власть болота, которая при одном лишь приближении к нему ощущается так явственно, что приписывается особому духу-хранителю топи, ее хозяину «болотнянику». Зачастую достаточно лишь взглянуть на фотографию или картинку болота, чтобы облегченно вздохнуть, почувствовав под ногами твердую почву.

Между тем, они играют одну из важнейших ролей в общей экосистеме планеты, а если заглянуть им «в душу», то можно увидеть сильное, очень гармоничное и вполне самодостаточное сочетание двух базовых элементов стихий нашего бытия - земли и воды во всей их мрачной, но удивительно разнообразной жизненной красоте.

Зачем они нужны?

Прежде всего, это колоссальное естественное хранилище необходимой всему живому влаги. В их недрах удерживается в 5 раз больше пресной воды, чем во всех реках нашей планеты и немногим меньше половинного объема самого крупного пресного водоема в мире - озера Байкал. Из болот начинаются малые речушки и некоторые полноводные реки. И состояние этих исходных топей во многом регулирует течение этих рек, а порой и само их существование.

Кроме того, они играют роль мощного пылесоса и преобразователя химического состава воздуха. Один гектар «жидкой земли» способен поглотить столько углекислого газа и выработать столько кислорода, сколько приходится на 7-15 га лесов или лугов. А поскольку температура воздуха над топкой поверхностью земли всегда ниже, чем в окрестностях, именно сюда перемещаются воздушные массы, несущие с собой тонны пыли. Содержащимися в топкой воде минеральными элементами питаются болотные растения. И, конечно же, данные территории являются естественным препятствием для распространения лесных верховых пожаров.

Застойная вода?

Самое большое заблуждение насчет болотной воды - что она неизменно «стоит » на месте, словно на фото, оттого и становится такой, какая она есть - вязкой, топкой и «с тухлецой». То ли дело чистейшие озера! Оказывается, что на самом деле для обновления воды в озерах требуется в среднем 17 лет, а в болотах - всего пять! И эта вода является самой чистой на планете.

Как оно устроено?

Торфяное болото сформировано двумя слоями. Верхний называется «очес» и обычно не превышает глубины в 30 см. Состоит он из сфагнума - торфяного моха, сохранившего черты и наземных, и водных растительных культур. Сквозь этот слой легко проходит вода. Под очесом лежит вся остальная масса, собственно торф, представляющий собой спрессованные на протяжении веков остатки сфагнума и прочих болотных растений.

Степень разложения торфа определяет его цвет - от почти бежевого до практически черного. Он очень плохо пропускает воду, через этот слой дождевая вода может проникать в подземные озера неделями и даже месяцами. По этой причине на поверхности болота практически всегда можно наблюдать скопление воды. Накопление торфяного слоя происходит еще медленнее, не более 1 мм ежегодно, на основе чего можно сделать вывод о возрасте болота и получить данные о растениях, произраставших на данном ландшафте века и тысячелетия назад. Внешняя среда очень мало влияет на состояние торфа, он защищен от нее практически как океанское дно.

Осушить торфяник до самого дна, так называемого минерального ложа, практически невозможно. Когда мы говорим об осушении болота, речь идет лишь о его верхней части, в то время как нижняя всегда напитана влагой.

Классификация «жидкой земли» производится по различным признакам, среди которых обывателю наиболее интересно деление по тому, как они выглядят внешне, т.е. три основных вида.

Низменные

Как понятно из названия, располагаются они в низинах, местах понижения рельефа, а также в поймах и по берегам рек и озер. Сильно заболочены и богаты содержанием полезных ископаемых. Из растительности их отличает осока, рогоз, редкие ольховые и березовые деревья.

Верховые

Чаще всего образуются в верхних водоразделах и не имеют подземного питания, наполняясь за счет естественных осадков. Из-за этого недра их слабо минерализованы, зато на них превосходно растут ягоды клюквы и голубики. Из травянистых растений преобладают мох и багульник. В свою очередь подразделяются на лесные и грядово-мочажинные, на которых не растут деревья.

Переходные

Разновидность, сочетающая в себе признаки верховых и низменных болот и достаточно богатая по минеральному составу своих недр.

Самые большие болота России с фото

Если посмотреть на карту мира, где обозначены заболоченные территории, то в России они будут группироваться в основном по северному и восточному ее краю в местностях с низменным рельефом. Это Карелия, Кольский п-ов, а также Западная Сибирь и на Дальний Восток, включая о-в Сахалин и Камчатку. Общая же площадь этих территорий занимает примерно десятую часть площади нашей страны. Самые большие и известные из них следующие.

Месторасположение - Томская, Новосибирская и Омская область, где оно занимают площадь свыше полусотни тыс. кв. км. Это колоссальные залежи торфа и важнейший источник пресной воды для данного региона. Глубина залегания торфа - около 2,5 м. Кроме того, биологи отводят этому крупнейшему в мире болоту большую роль в противодействии парниковому эффекту в мировом масштабе. Возраст заболоченности оценивается в 10 тысяч лет.

Когда-то Васюганье представляло собой 19 самостоятельных болот, но со временем они слились в единое. Здесь обитают редкие краснокнижные представители пернатых, водятся лоси, олени, медведи и более мелкие животные - лисы и росомахи. В регионе развиваются нефтедобывающие предприятия и функционирует одноименный природный заповедник.

Усинское

Имеет статус республиканского природного заповедника, занимает территорию почти в 14 тыс. кв. км на границе протекающих в республике Коми рек Уса и Большая Вятка. Этой один из крупнейших европейских торфяников и хранилищ пресной воды в целой цепи озер данного природного заповедника. По видовому составу трав и кустарников большого разнообразия нет, зато здесь активно развивается орнитофауна. Подходящий климат и недоступность для человека делает эти места идеальными для гнездовий птиц, среди которых есть исчезающие виды - лебедь-кликун и великолепный орлан-белохвост.

Территориальное расположение - бассейн сибирской реки Енисей, общая заболоченная площадь 904 кв. км. Интересна растительность этого места. Деревья представлены, в основном, карликовой березой, много осоки, но здесь же можно увидеть и совершенно уникальное природное явление - заболоченный сосновый лес. Это излюбленное место для поселений староверов, здесь среди болот находится немало их скитов и монастырей, а также на одноименной речке расположена негласная старообрядческая столица - поселение Сандакчес.

Это одно из самых удивительных и самых больших болот в мире находится в Ботсване. Его суммарная площадь доходит до 15тыс. кв.км. Необычным является тот факт, что в нем теряется одноименная река, которая не впадает ни в одно море. Его иногда так и называют - «дельта Окаванаго». Эти места привлекают туристов из любителей экстремальных африканских сафари, поскольку с наступлением сезона дождей здесь собирается огромное количество животных и птиц.

Из 11 триллинов литров прибывающей ежегодно воды более половины расходуется на питание растений и животных, около 35% испаряется и лишь немногим боле 2% поступает в озеро Нгами.

На территории США самая крупная марь находится в штате Луизиана, где господствует жаркий и сырой климат. Здесь так же, как и в Дубчесе, можно увидеть шикарные картинки болота в лесу, представляющие собой фантастические пейзажи. На территории этого бассейна (точнее про само это болото) был снят фильм ужасов под названием «Болотная акула», что, конечно же, является не более чем вымыслом, ибо акулы в болотах уж точно не водятся. Но это не значит, что Атчафалайя не представляет опасности для людей, особенно в период весеннего половодья и нередко случающихся летних ураганов из-за значительных перепадов температур.

  • Не все места с избыточной влагой являются болотами. Пограничный показатель - слой торфа не менее 30 см. Если он тоньше, это просто заболоченная местность.
  • Трясины могут появляться как на сухих участках при избыточном застое влаги, так и на месте водоемов при их зарастании.
  • Самым заболоченным материком является Южная Америка, где этот показатель доходит до 70 % всей его площади. На втором месте находится Евразия. В масштабах же планеты торфяники занимают 2% суши.
  • На долю России приходится 37% всех топей планеты. Рекордсменом по этому показателю является Западная Сибирь.
  • Болотная вода является самой чистой благодаря естественным природным фильтрам. Отсутствие в ней вредоносных бактерий позволяет сохранять в недрах органические тела практически без разложения. Это отличный консервант.
  • Отсутствие разложения приводит к тому, что круговорот веществ в природе остается незавершенным, что спасает планету от парникового эффекта.
  • Неприятный запах издает не вода, а выходящий с глубин газ, в основном, метан. Именно его пузырьки можно часто наблюдать на поверхности.

  • Многие реки (Волга, Днепр и другие) берут свое начало в болотах. Но есть и случи, как с африканской рекой Окаванго, когда они в них заканчиваются.
  • Самое большое болото в мире занимает рекордную площадь в 230 тыс. кв.км. Расположено оно в Южной Америке и называется Пантанал. А самое глубокое - в тектонической впадине на территории Греции, именуемое Филиппи. По разным данным, его глубина достигает от 190 до 250 м, а слой торфа превышает 70 м.
  • Осушать заболоченные местности чревато серьезными нарушениями экосистемы земли. Кроме того, после этого могут попросту исчезнуть некоторые реки.
  • Осушенные топи абсолютно непригодны для земледелия, а мнение об их плодородности - не более чем миф.
  • В феврале 2 числа отмечается всемирный День водно-болотных угодий.
  • Несмотря на то, что болота «мокрые», они могут гореть из-за высокой горючести глубинного торфа.
  • Ни лягушки, ни жабы в настоящих болотах не живут.

На территории России болота встречаются во всех природных зонах, в основном в бессточных понижениях при избыточном увлажнении. Наибольшее их количество сосредоточено на северо-западе и в центральных районах Западно-Сибирской равнины (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Районы распространения болот различных типов

Основная масса низинных болот, питающихся грунтовыми или речными водами, встречается в засушливых областях, главным образом по долинам и в дельтах крупных рек.

Верховые болота, питающиеся главным образом атмосферными осадками, встречаются преимущество в тундровой и таежной зонах Евразии.

В азиатской части России расположено 84% всех оторфованных площадей, а в Западно-Сибирской низменности болота занимают 42%. Большинство оторфованных земель (73%) приурочено к области распространения вечной мерзлоты.

Отдача воды за пределы болотного массива происходит главным образом из его деятельного слоя (под деятельным слоем понимается поверхностный слой, в котором наиболее активно осуществляется влаго- и теплообмен с атмосферой и окружающей средой). Толщина деятельного слоя торфяной залежи болот зоны многолетней мерзлоты колеблется от 30 до 50 см, зоны выпуклых олиготрофных болот - от 16 до 50 см, зоны плоских евтрофных и мезотрофных и зоны вогнутых евтрофных и заиленных болот - от 33 до 95 см.

На реках с заболоченным водосбором значительно увеличивается продолжительность весеннего половодья. Например, продолжительность подъема весеннего половодья реки Туры у г. Тюмени (площадь водосбора 58500 км 2 с неодновременным охватом начала снеготаяния различных её частей) - 36 дней. Рост продолжительности весеннего половодья и увеличение водности летне-осенней межени обусловлены малыми уклонами болотных массивов и повышенной шероховатостью деятельного слоя.

В зимний период и в очень маловодные годы, когда деятельный слой болот оказывается полностью промороженным или иссушенным, водность рек со значительно заболоченными водосборами резко уменьшается. Поэтому при использовании таких водотоков в качестве источников водоснабжения возникает необходимость создания водохранилищ большей ёмкости, чем на не заболоченных реках.

Область тундровых болот занимает северную зону европейской части России. Наибольшее распространение имеют полигональные и плоскобугристые болота. Особенностью болот является сетчатая или ячеистая поверхность, разбитая многочисленными пересекающимися морозобойными трещинами на отдельные прямоугольные и многоугольные полигоны периметром 10-20 м.

В Кольско-Карельской торфяно-болотной области формирование болот обусловлено развитием самых молодых форм ледникового рельефа - аккумулятивных и эрозионных. В гористой части Кольского полуострова встречаются горные болота, в основном неглубокие.

В Карелии распространены торфяные болота низинного типа. В средней части болотообразовательный процесс возник в озерах и грядах. Южная часть Карелии бедна болотами.

Северная торфяно-болотная область занимает большую часть территории Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми. Площадь болот здесь составляет около 0,75 млн. га. Верховые грядово-мочажинные болота в Вологодской и Архангельской областях составляют 50% торфяного фонда. Переходные болота приурочены к замкнутым понижениям в районах развития карбонатного и гипсового карста. Среди низинных болот преобладают безлесные, покрывающие сплошь водоразделы рек Судоги, Шогды, Аредоги. Ключевые болота Архангельской области встречаются в притеррасной части древней дельты Северной Двины, в районах карстового рельефа по нижнему течению рек бассейна р. Кулоя и в районе южного берега Онежской губы.

В Республике Коми болота приурочены к понижениям на широких низменностях. Верховые болота залегают на незаливаемых надпойменных террасах и относятся к грядово-мочажинным массивам с выпуклой поверхностью. Крупные переходные лесные болота присущи низменностям вокруг озёр Воже, Белого, Никольского или встречаются на незаливаемых надпойменных террасах. Низинные болота располагаются на заливаемых участках речных долин.

В Северо-Западную торфяно-болотную область , занимающую Валдайскую возвышенность и Приильменскую низменность, входят Ленинградская, Псковская и Новгородская области. Площади болот составляют 6 млн. га. Преобладают верховые болота. Переходные встречаются в виде облесенных и безлесных болот на периферии болотных массивов. Крупные низинные болота встречаются редко, небольшие низинные болота занимают озерные впадины, древнеозерные террасы, истоки и поймы рек Луги, Плюссы, Шелони.

Западная торфяно-болотная область , охватывающая небольшую юго-восточную часть Псковской и западную часть Смоленской областей, относится к бассейну р. Неман и к верховьям некоторых притоков Березины и Припяти. Сильноразветвленная сеть хорошо дренирует территорию и снижает уровень грунтовых вод. Преобладают верховые болота крупных размеров. Характерно наличие сапропеля. Часто в основании верховой залежи сформированы низинные торфы. Низинных болот немного.

В средней полосе заболоченность сокращается до 15-10% и появляются разнотипные притеррасные торфяные болота средних размеров.

Средняя торфяно-болотная область объединяет Ярославскую, Ивановскую, Владимирскую, Тверскую, Московскую области, северную часть Рязанской и северо-восточную часть Смоленской области. Сюда относятся Мещерская и Бапахнинская низины, Молого-Шекснинское междуречье. Через центральную часть с юго-запада на северо-восток проходит Клинско-Дмитровская конечно-моренная гряда. В Мещере особенно развита первая терраса в долине Клязьмы и Дубны. Площадь болот составляет 600 тыс. га, причём на долю низинных приходится 65%, на долю переходных - 22%, верховых - 13%.

Вятско-Камская торфяно-болотная область охватывает часть Нижегородской, Кировской, Пермского края и Республики Марий Эл. Заболоченность составляет 15%. Верховые болота занимают менее 50% заболоченной площади, распространены на второй и третьей террасах р. Камы. На долю низинных и переходных болот приходится 6% заболоченной площади.

В южных и юго-восточных районах заболоченность снижается до 0,5%, преобладают низинные пойменные болота малых размеров вытянутой формы, часто с мощным верхним минеральным наносом.

Южная торфяно-болотная область занимает степную зону Кубано-Приазовской и полупустынную зону Прикаспийской низменностей. Условия для развития болот неблагоприятны. Небольшие низинные болота встречаются в долине р. Донца. Обширные болотистые пространства - плавни - характерны для нижнего течения Кубани, Волги и их дельт.

Черноземная торфяно-болотная область , расположенная в зоне лесостепи - от Орловской области на западе до территории Башкортостана на востоке, - находится вне границы оледенения. Общая заболоченность области невелика. Небольшие болота залегают в речных долинах и в овражно-балочной сети.

В Ульяновской области выявлены и разведаны 493 болота общей площадью в границах промышленной глубины торфяной залежи 9,4 тыс. га. Практически все болота представляют собой отложения торфа, насыщенные водой и покрытые специфической растительностью. В основном это небольшие болота площадью: от 1 до 10 га - 63,5%, от 11 до 50 га - 29,0 %, от 50 до 300 га - 7,5%.

На территории Республики Татарстан болота и заболоченные земли распространены в пониженных местах. Они питаются, в основном, грунтовыми водами и водами речных разливов. В связи с недостатком условий для развития болот площадь их занимает всего 0,42% территории республики (284,7 км 2). Большинство из 7375 зарегистрированных болот имеют небольшие размеры, площадь половины из них не превышает 1 га. Однако в долинах рек Волга, Кама, Белая, Свияга, Меша, Ик, Ашит, Большой и Малый Черемшан расположено 16 крупных болот площадью более 100 га.

Скопления болот на участках с однородными геоморфологическими и орографическими условиями образуют около тысячи болотных массивов. Наиболее крупные торфяные месторождения приурочены к долинам рек Кама, Вятка, Свияга, Малый и Большой Черемшан, Ик, а также нижних течений Шешмы, Зая, Меши. Во многих районах республики и на разных элементах рельефа встречаются единичные болота, общее количество которых составляет около 2 тыс.

Наиболее сильно заболочена северная часть Восточного Закамья (Камско-Бельская низина), где значение заболоченности на одном из ее участков составляет около 15%. В южных районах Закамья заболоченность некоторых участков превышает 5% (долины Малого и Большого Черемшана).

Уральская торфяно-болотная область , за исключением северной и средней частей, оставалась вне границ оледенения четвертичного периода. Заболоченность Северного Урала исследована слабо. На Приполярном Урале болота заполняют депрессии среди ледниковых и флювиогля-циальных отложений. На относительно больших высотах встречаются горные торфяники, безлесные, с преобладанием мхов и кустарничков, близкие к тундровым и лесотундровым. Заторфованность западного склона Среднего Урала невелика. По Вишере, Яйве, Косьве и их притокам на облесенных аллювиальных террасах встречаются в основном низинные болота, по Яйве и Чусовой - изредка верховые болота, по бассейнам Сылвы и Уфы - небольшие болота, образовавшиеся в результате затор-фовывания водоемов в карстовых воронках.

На восточном склоне Среднего Урала заболоченность выше. Болота занимают междуречья, понижения по горным лощинам, по долинам рек и в приозерных впадинах. На междуречье Сосьвы и Лозьвы находится очень крупное торфяное болото Сосьвинское. В районе Нижний Тагил - Екатеринбург крупные болота, расположенные в широких долинах Тагила, Нейвы и Исети, питаются водами ключей из подножья берегов. Торфяная залежь этих болот подстилается сапропелем.

В южной части Среднего Урала, где Уральский хребет сильно сужается и граничит с лесостепью, преобладают небольшие низинные болота.

На Южном Урале крупные низинные болота приурочены к понижениям между пологими горными склонами, питающими болота грунтовыми и поверхностно-сточными водами.

Западно-Сибирская низменность - единая физико-географическая область, состоящая из двух плоских чашеобразных впадин, между которыми раскинулись вытянутые в широтном направлении возвышенности. Для неё характерна сильная заболоченность.

В Западной Сибири площадь болот достигает 32538 тыс. га (табл. 2.17), причем половина болот - верховые. В этом регионе широко распространены полигональные, плоскобугристые, крупнобугристые и олиготрофные сфагновые болота. Они занимают преобладающую часть междуречных пространств и располагаются как в пониженных участках, так и на водоразделах.

Таблица 2.17. Болота Западной Сибири

Площадь болот,

Распределение болот по типам, %

верховые

переходные

низинные

северотаежная

среднетаежная

южнотаежная западная

южнотаежная восточная

Лесостепная

Объем воды в болотных торфяниках Западной Сибири составляет 994 км 3 . В несвязной с торфом форме он оценен в 218 км 3 , или примерно 22% от общего объема.

На севере Западно-Сибирской низменности, в зоне арктических тундр, заболочено почти 50% площади, но мощность торфяного слоя не превышает нескольких сантиметров. Болота с глубокой залежью относятся к реликтам времен голоцена. Распространены полигональные и равнинные мохово-осоковые болота. По берегам Карского моря приморские болота заливаются при нагонных ветрах соленой морской водой.

Область плоскобугристых болот территориально соответствует зоне тундры. Крупнобугристые болота занимают северную часть лесной зоны и южную лесотундру. Заболоченность высокая. Бугристые торфяники сложены до 0,6 м торфом, под которым залегает льдонасыщенное минеральное ядро. Северная часть Западно-Сибирской равнины покрыта верховыми болотами, южная - низинными.

Северо-Обская торфяно-болотная область представлена слабодренированной озерно-аллювиальной равниной, сложенной средне- и тонкозернистыми песками. Болота, занимая до 80 % территории, образуют сложные системы, покрывают плоские междуречья и высокие речные террасы. Господствуют верховые, неглубокие, выпуклые, сильно обводненные сфагновые болота с грядово-озерными комплексами. Низинные болота располагаются на первых надпойменных террасах крупных рек.

Кондинская торфяно-болотная область , представляющая собой обширную аллювиальную и озёрно-аллювиальную равнину, приурочена к району интенсивных опусканий, где преобладают процессы аккумуляции и развиты слабодренируемые болота. Для бассейна р. Конды характерны верховые грядово-озерковые, грядово-озерково-мочажинные и грядово-мочажинные болота. Переходные болота расположены преимущественно на второй террасе р. Конды и ее притоков. Некоторые комплексы формируются по линиям поверхностного внутризалежного стока болотных вод. Среди болот встречается огромное число озёр, часть из них полностью заторфована.

Тым-Вахская торфяно-болотная область занимает Тым-Вахское междуречье, сложена озёрно-аллювиальными отложениями. Слабодренируемые верховые сфагновые болота расположены на водоразделах. Встречаются они и на низких террасах, где приурочены к ложбинам древнего стока. Переходные болота представлены топями. Редкие низинные болота приурочены к поймам и низким террасам.

Кеть-Тымская торфяно-болотная область занимает междуречье Кети и Тыма и простирается на восток до Енисея. Междуречье сложено озёрно-аллювиальными и делювиальными отложениями и расчленено сильно развитой гидрографической сетью на большое число мелких междуречий. Хорошо дренируемые болота располагаются следующим образом: на грядах - верховые, в понижениях - переходные со смешанной торфяной залежью и с нижним горизонтом из низинного торфа. Болота межгривных понижений относятся к переходному типу. Низинные и переходные болота распространены на первой и частично на второй террасах р. Оби, между реками Кеть и Тым.

Тавдинская торфяно-болотная область представляет плоскую равнину, сложена озёрно-аллювиальными и аллювиальными отложениями, приурочена к южной части Ханты-Мансийской низменности, высоко заболочена. Мощность торфа достигает 4, изредка 5 м. На болотах много озер.

Васюганская торфяно-болотная область представляет обширную слабоприподнятую равнину, испытывающую тектоническое поднятие. Заболоченность высокая - до 70%, в западной части - до 80%. Верховые сфагновые болота с грядово-мочажинным и грядово-мочажинно-озерным комплексами приурочены к плоским вершинам водоразделов. Склоны заболочены слабее. С периферии верховые болота окаймлены переходными. В средней части водоразделов сформированы низинные болота, которые питаются грунтовыми водами. Мощность торфа составляет от 4 до 5 м. Возраст датируется ранним голоценом. Древнеголоценовый возраст имеют участки с глубиной торфяного слоя до 8 м.

В Кеть-Чулымской торфяно-болотной области реки глубоко врезаны и имеют хорошо сформированные, но узкие аллювиальные террасы. Заболоченность составляет около 10%. Широко представлены переходные топяные болота с мощностью торфозалежи от 1 до 4,5 м. Реже встречаются верховые болота глубиной до 3-6 м. Низинные болота крайне редки.

Тура-Ишимская торфяно-болотная область представляет озерно-аллювиальную равнину. Заболоченность высокая - 40%. Преобладают крупные низинные болота, расположенные в слаборасчлененных полого-плоских речных долинах. Верховые болота занимают незначительные участки.

В Северо-Барабинской торфяно-болотной области заболоченность небольшая. Некрупные низинные болота типа займищ, площадью от 10 до 100 га, составляют более 54% заболоченной площади. Около 27% приходится на долю верховых болот. Менее всего представлены переходные болота. Много озёр и западин.

В Тоболо-Ишимской торфяно-болотной области территория достаточно расчленена и хорошо дренирована. Заболоченность не превышает 3%. Развиты некрупные низинные болота, площадью от 10 до 100 га, мощностью торфяного слоя до 1-1,5 м.

В Южно-Барабинской торфяно-болотной области сосредоточены крупные низинные займищно-рямовые болота, занимающие 33% площади.

Северная часть Западно-Сибирской низменности с ее холмисто-равнинным рельефом сильно заболочена. Водные ресурсы болот в бассейне Верхней Оби оцениваются 225 км 3 /год, 43,7% объема суммарных естественных поверхностных водных ресурсов. Болота сконцентрированы в Томской области и на севере Новосибирской области.

Приенисейская область тянется от берегов Северного Ледовитого океана до горных районов Южной Сибири почти на 3 тыс. км и пересекает зоны тундры и тайги, вторгаясь в зону лесостепи. Основная водная артерия области - река Енисей.

Для районов тундр и редколесья характерны полигональные, плоскобугристые и крупнобугристые болота. Наиболее заболочена Приенисейская полоса шириной 10-20 км. Болота сильно обводнены. Выделяется район выпуклых верховых болот. В северной части района болота почти не изучены. Южнее р. Дубчес заболоченность не превышает 20%. На междуречье Дубчес-Сым площадь верховых болот составляет 93 тыс. га при средней глубине торфозалежи 1,4 м. На междуречье Кети и Сыма на долю верховых болот приходится около 55%. Остальная площадь в основном занята переходными болотами. Отдельные болотные массивы занимают площадь свыше 80 тыс. га. Общая заболоченность 382 тыс. га. Междуречья Тым-Сым и Сым-Вах заняты верховыми болотами. Площади отдельных болот превышают 250 тыс. га.

Район разнотипных болот южной тайги в пределах Приенисейской области занимает сравнительно небольшую и достаточно увлажненную территорию на левобережье Енисея - от г. Енисейска до границы лесостепи. Значительная расчлененность рельефа и лучшие условия стока затрудняют развитие болотообразовательного процесса. Заболоченность района умеренная. Преобладают низинные и переходные болота, количество верхорых болот незначительно. Крупные низинные болота расположены в долинах притоков Енисея и Оби.

В Горно-Алтайской области заболочены верховья отдельных рек с радиальной сетью стоков. Мерзлота грунта в долинах рек, сохраняющаяся в некоторых местах в течение всего года, и высокий уровень грунтовых вод вызывают заболачивание и формирование почв болотного типа. Болотообразовательный процесс наблюдается в пониженных местах речных долин и в межгорных котловинах.

Территория Лено-Колымской области составляет 3064,1 км 2 и охватывает две основные ландшафтные зоны - тундровую и таёжную. Это область вечной мерзлоты, сильно заболочена.

В северной части много погребённых торфяников значительной мощности и протяжённости, обнажающихся в берегах Яны, Индигирки, Лены и Анабара и в берегах океана. Залежи скованы мерзлотой и оттаивают на небольшую глубину. Площади болот незначительны. Мощность торфа около 1 м. Верховые торфа подстилаются низинными.

Заболоченность южной части невелика. Болота образованы на месте озёр. Размеры болот небольшие - от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров. На глубине 0,5 м - многолетняя мерзлота.

Основная часть Прибайкальской области расположена на Среднесибирской возвышенности. Юго-восточная граница проходит по берегу озера Байкал. Область заболочена слабо. Имеются крупные торфяные болота, приуроченные к отрицательным элементам рельефа, где наблюдается приток речных или грунтовых вод. Площадь низинных болот изменяется от десятков до тысячи гектаров.

Забайкальская область расположена на юге Восточной Сибири и охватывает северные, восточные и южные участки Забайкалья. В пределы области входит большая часть озера Байкал. Встречаются небольшие верховые болота. Крупные болота в северной части сформированы по долинам рек.

Приамурская болотная область охватывает верхнее и среднее течение р. Амура в пределах Амурской области. Здесь широко развита густая речная сеть - система притоков Амура. Слой мерзлоты препятствует просачиванию вглубь атмосферных осадков, способствует переувлажнению поверхностного слоя и заболачиванию территории таежной зоны. Верховые торфяные болота распространены в таежной и лесостепной зонах, занимая две трети площади, или около 100 тыс. км 2 . Самые крупные верховые массивы сосредоточены в Верхнезейской котловине и в бассейне Верхней Томи. Между ними сформированы переходные болота. Низинные болота распространены на 1/3 территории и приурочены к Зейско-Буреинской равнине, междуречью Бурей и Архары, предгорьям Малого Хингана, бассейну Средней Зеи и Верхнего Амура, к низким и высоким террасам рек. Общая заболоченность велика, в пойме Нижнего Амура болота встречаются в комплексе с плавнями.

Остров Сахалин почти по всей длине в меридиональном направлении пересекается двумя горными хребтами. Обширная Северо-Сахалинская низменность занимает северную треть острова по всей его ширине. Территория Сахалина значительно заболочена. Доминируют верховые болота. Болотная растительность находится в условиях, благоприятствующих её росту, медленному разложению и быстрому накоплению на поверхности слоя слаборазложившегося торфа мощностью до 3-4 м.

Камчатка - обширный гористый полуостров. В его средней части проходят два параллельных хребта, между которыми расположена удлиненная, широкая, выстланная на большую высоту четвертичными отложениями Камчатская впадина. По ней в направлении к северу протекает река Камчатка и ее многочисленные притоки. Во впадине существует целая сеть озёр и проток. Западная прибрежная часть Камчатки представляет низменность, пересеченную большим количеством рек, стекающих со Срединного хребта. Здесь преобладают торфяные болота переходного и верхового типов.

Восточное побережье сильно расчленено и представляет собой вулканическое нагорье. По долине реки Камчатки распространены низинные болота. Верховые болота встречаются редко. Для залежей района характерна высокая засоренность вулканическим пеплом и песком по всей глубине, эти прослойки препятствуют возобновлению процесса образования торфа. Вся территория восточного побережья Камчатского полуострова - от бассейна р. Горбуши на севере и до южной оконечности мыса Лопатка - относится к району привулканических низин. Образование самого крупного болотного массива - Николаевской тундры - произошло на месте бывшего залива Авачинской губы, вышедшего из зоны воздействия высоких приливов.

По Охотскому побережью болота не имеют многолетней мерзлоты, кроме бугристых болот, разбросанных по всему району. Это район высокой заболоченности (до 80%). Здесь сосредоточены крупнейшие болотные массивы, площади которых достигают 75 тыс. га, а мощность торфа - до 8 м. Реки, текущие из болот, сравнительно нешироки, русла среди болот извилисты, течение замедленное.

Самая южная точка района Центральной Камчатской депрессии относится к водоразделу рек Камчатки и Быстрой, представляющему собой торфяное болото Ганальская тундра, из которого эти реки берут начало. В южном участке района заболоченность невелика. Севернее болота распространены широко и расположены на низинных террасах. Крупные массивы сформированы вдоль притоков Камчатки - Еловки, Большой Хапицы, Толбачика. В основном развиты болота низинного типа, в отдельных случаях переходные и очень редко верховые. Мощность торфяного слоя достигает 4 м, в долине Камчатки - 6 м. Все залежи обогащены примесью вулканического пепла и песка.

А-50 или изделие «А» (по классификации НАТО: Mainstay – «Оплот») – самолет ДЛРОиУ – дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Самолет был спроектирован и построен на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД. Разрабатывался на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Бериева в тесном сотрудничестве с Московским научно-исследовательским институтом приборостроения – НПО «Вега-М».

Самолет совместно с радиотехническим комплексом «Шмель», установленным на его борту, образует единый комплекс А-50. Серийное производство данного авиационного комплекса, который был принят на вооружение в 1985 году, осуществлялось на Ташкентском авиазаводе им. Чкалова. В войсках он получил прозвище «гриб» или летающая тарелка, за характерный внешний вид локатора, установленного над фюзеляжем.

Авиационный комплекс ДЛРОиУ А-50 может использоваться для обнаружения и последующего сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения КП автоматизированных систем управления различных видов ВС о воздушной и надводной обстановке. Комплекс может использоваться для управления ударной и истребительной авиацией, ее наведения на наземные, воздушные и морские цели, а также выполнять роль воздушного командного пункта.

В настоящее время все строевые самолеты данного класса входят в состав дислоцированной на аэродроме Иваново-Северный авиагруппы боевого применения авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний. Всего в состав данной авиагруппы входит 17 самолетов А-50М и , не считая как минимум 2-х самолетов, которые в настоящее время находятся на хранении.

В последнее время данные самолеты принимают активное участие в различных учениях. В частности экипажи самолетов ДЛРОиУ А-50 принимали активное участие в обеспечении крупных военных учений, в том числе , и международных учениях «Бдительное небо-2011», «Бдительный орел-2011». Результаты военных конфликтов последних лет наглядно демонстрируют тот факт, что самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления стали одним из главных факторов в достижении превосходства над противником и, как следствие, в обеспечении успеха осуществляемых боевых операций.

В настоящее время на вооружение ВВС России поступает обновленная версия данного самолета А-50У, которая является глубокой модернизацией модели А-50М. Предполагается, что до 2016 года все имеющиеся на вооружении самолеты А-50М будут модернизированы до нового варианта А-50У. Первый самолет А-50У был передан ВВС России 31 октября 2011 года (бортовой номер 47). Самолет был принят экипажем ВВС и выполнил перелет из Таганрога к месту постоянной дислокации на авиабазу в Иваново.

Второй самолет был готов в декабре 2012 года (бортовой номер 33). Второй модернизированный самолет был построен в 1984 году и поступил для проведения работ по модернизации на ТАНТК им. Бериева в начале 2011 года. В настоящее время машина выполняет серию испытаний и еще не полностью окрашена в новые цвета ВВС России.

Самолет ДЛРОиУ А-50М в состоянии выполнять полеты на дальность до 7500 км, на скорости до 800 км/ч. Данный авиационный комплекс в состоянии обнаружить различные типы наземных и воздушных целей на удалении до 300 и 650 км. соответственно. При этом А-50М в состоянии обеспечивать непрерывное сопровождение до 300 различных целей.

Технические характеристики самолета А-50У в настоящее время держатся в секрете, но летчики говорят о том, что дальность обнаружения целей на новом самолете с модернизированным радиотехническим комплексом была повышена. Новый самолет в состоянии сопровождать сотни воздушных целей, наводя на них десятки истребителей. При этом он может работать полностью в автономном режиме. То есть команды могут приходить на борт истребителя автоматизировано, а не выдаваться в эфир офицером боевого управления.

Глубокая модернизация радиотехнического комплекса (РТК) проведенная ОАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» совместно с ОАО «Концерн «Вега» выгодно отличает самолет от его предшественников. В первую очередь за счет использования более совершенных алгоритмов функционирования комплекса, вычислительных средств повышенной производительности, а также внедрением сквозной цифровой обработки сигналов. Последняя деталь позволила значительно сократить массогабаритные характеристики всей аппаратной части бортового РТК.

В модернизированном РТК применяется современная элементная база, прогрессивные методы сборки и монтажа, а также ряд других новейших технологий, что позволило существенно уменьшить габариты и массу аппаратуры, энергопотребление, а также увеличило надежность систем. В целом проведенные работы позволили снизить общий вес комплекса и всего самолета в целом. Следствием этого стала возможность взять на борт больше горючего при той же взлетной массе самолета. При этом взлетно-посадочные характеристики А-50У изменений не претерпели.

В состав пилотажно-навигационного комплекса самолета была включена спутниковая навигационная система, что существенно увеличило точность самолетовождения. Модернизации подверглись и рабочие места операторов комплекса, в частности система отображения. Кардинально модернизировались рабочие места членов тактического экипажа А-50У. Вместо старых стоек на основе электронно-лучевых трубок были смонтированы новые универсальные средства отображения информации на основе дисплейных комплектов с жидкокристаллическими индикаторами большого разрешения и размерности. Кроме этого, на самолете ДЛРОиУ А-50У были оборудованы буфет с бытовым оборудованием и комнаты отдыха для экипажа.

В результате проведенных работ по модернизации, существенно увеличились функциональные возможности АК ДРЛОиУ. Преимущества А-50У перед предшественниками :

— выросло число одновременно сопровождаемых целей и одновременно наводимых на них истребителей, увеличена дальность обнаружения различных типов воздушных целей, в том и числе и новых типов;
— повышена дальность полета самолета и время выполнения им боевых задач на заданном рубеже;
— повышена продолжительность использования комплекса и его надежность;
— использованы современные эргономичные конструкции пультов, приборных досок операторов и органов управления;
— обеспечена хорошая считываемость всего объема представляемой информации с рабочих мест, повышено качество и эффективность сигнализации, удобство работы с оборудованием.

Параллельно с модернизацией уже имеющихся в ВВС самолетов А-50М концерн радиостроения «Вега-М» совместно с ТАНТК им. Г. М. Бериева осуществляет работы по созданию нового АК ДРЛОиУ, оснащенного принципиально новым РТК, обладающим еще более высокими техническими характеристиками. По сути представленная модернизация А-50У является переходным вариантом к новому самолету А-100 «Премьер», который по своим боевым возможностям должен значительно превзойти существующие А-50.

Сообщается, что новый авиационный комплекс будет оснащаться антенной с активной фазированной решеткой. Как отмечал в 2011 году главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, новый авиационный комплекс А-100 будет создан на базе модернизированной версии Ил-76 – Ил-476, производство которого разворачивается в Ульяновске на мощностях завода «Авиастар-СП». Данная машина должна быть разработана к 2016 году.

  • Дата изменения данных: 22.12.2015
САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ДОЗОРА, ОБНАРУЖЕНИЯ И НАВЕДЕНИЯ А-50

Авиационный комплекс радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50 состоит из радиотехнического комплекса (РТК), размещенного на самолете А-50 (модифицированный вариант Ил-76МД).

Комплекс предназначен для:

  • обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей;
  • опознавания их государственной принадлежности;
  • управления воздушным движением и наведением на цель (управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели);
  • передачи данных радиолокационной обстановки в зоне обзора потребителям (оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооруженных Сил о воздушной и надводной обстановке);
  • приема команд с пункта управления;
  • выполнения функций командного пункта управления (при наличии на борту командного состава);
  • определения источников излучения и определения пеленгов на них.

    РАЗМЕРЫ.

  • Размах крыла 50,50 м,
  • длина самолета 46,59 м,
  • высота самолета 14,76 м,
  • площадь крыла 300,00 м2.

    ЧИСЛО МЕСТ.

  • Летный экипаж самолета - пять человек,
  • тактический (радиотехнический) экипаж - 10 человек.

    ДВИГАТЕЛИ. Самолет оснащен четырьмя ТРДД Д-З0КП (4 х 12 300 кгс).

    Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ :

  • максимальная взлетная 190 000 кг,
  • топлива 64 820 кг.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.

  • Скорость патрулирования 600 км/ч;
  • практический потолок 10200 м;
  • рабочая высота патрулирования 5000-10000 м;
  • практическая дальность 5000 км;
  • продолжительность полета 7 часов;
  • продолжительность патрулирования на дальности 1000 км от аэродрома взлета 4 часа;
  • продолжительность патрулирования на дальности 2000 км от аэродрома 1, 4 часа;
  • максимальная эксплуатационная перегрузка 2.

    ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Радиотехнический комплекс, созданный НПО "Вега-М", размещен внутри фюзеляжа самолета-носителя, антенные системы локаторов ("гриб") - в обтекателе вне фюзеляжа.

    В состав комплекса радиолокационного дозора и наведения входят трехкоординатная радиолокационная высококогерентная станция импульсно-допплеровского типа с пассивным каналом пеленгации, позволяющая обнаруживать и сопровождать воздушные цели (включая малоразмерные) как в свободном пространстве, так и на фоне земли; аппаратура съема и отображения полученной информации на рабочих местах тактического экипажа, система активного запроса-ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам; цифровой вычислительный комплекс для решения задач управления, наведения истребителей на воздушные цели, система госопознавания, аппаратура командной линии радиоуправления, аппаратура ЗАС, система цифровой помехозащищённой связи с наземными и корабельными пунктами управления, а также со взаимодействующими самолетами; телекодовая аппаратура; аппаратура документирования. Обнаружение целей осуществляется цифровой системой селекции движущихся целей. Рабочие места операторов оснащены цветными экранными индикаторами, информация на которых отображается в буквенно-цифровом (номер, курс, высота, скорость полета истребителя-перехватчика и остаток топлива на нем) и панорамном виде.

    Общая масса радио технического комплекса - 20 т.

    Радиолокационная станция, работающая в сантиметровом диапазоне, способна обнаружить цель класса "истребитель", летящую на малой высоте на фоне земли на дальности 200-400 км, на большой высоте - 300-600 км. Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество одновременно сопровождаемых целей - 50-60 (на усовершенствованном варианте - до 150 целей), число одновременно наводимых истребителей - 10-12.

    Для выявления старта тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, а также ракет морского базирования на модернизированный самолет может устанавливаться инфракрасная система обнаружения факела двигателя ракеты, способная на высоте 10 000 м обнаружить факел стартующей ракеты на дальности до 1000 км.

    Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторам на ЭЛТ.

    Цифровой вычислительный комплекс построен с использованием БЦВМА-50 (НИИ "Аргон") с архитектурой ЕС ЭВМ.

    БЦВМ выдает обработанную информацию на экран индикаторов в буквенно-цифровом и плановом видах. Сюда же выводятся данные о взаимодействующих с АКРЛДН истребителях - номера, курс, высота, скорость, остаток топлива. Взаимодействие с перехватчиками осуществляется по фиксированным автоматизированным каналам наведения.

    Дальность оперативной радиосвязи по каналу КВ диапазона 2000 км, а по каналу УКВ диапазона и по широкополосной радиолинии - 400 км. Имеется спутниковая радиолиния, обеспечивающая глобальную связь.

    Самолет оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач самолетовождения в любых метеорологических условиях, на любых географических широтах, в любое время суток, а также для выдачи пилотажно-навигационной информации в специальные комплексы.

    Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусфере, включающий средства активного и пассивного радиоэлектронного противодействия (навесные батареи сложными тепловыми целями).

    БРЭО самолета обеспечивает выполнение боевых задач при организованных помехах и противодействии противника.

    Несколько уступая американскому аналогу - ДРЛО Е-3 "Сентри" - по дальности обнаружения целей и количеству автоматизированных каналов наведения, комплекс А-50 превосходит его по уровню выделения целей на фоне земли.

    Основные тактико-технические данные радиотехнического комплекса:

  • Дальность обнаружения воздушных целей типа МИГ-21 на фоне земли до 230 км;
  • Дальность обнаружения крупных морских целей до 400 км;
  • Количество одновременно сопровождаемых целей до 50;
  • Количество одновременно наводимых истребителей до 10;
  • Дальность передачи информации на КП АСУ видов Вооруженных Сил по радиолиниям:

    МВ, ДМВ диапазона до 350 км;

    КВ диапазона до 2000 км;

    Спутниковой связи более 2000 км.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Самолет А-50 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным стреловидным оперением.

    В отличие от ВТС Ил-76МД упразднено транспортно-десантное оборудование и кормовой грузовой люк. Перед центропланом расположен обтекатель системы спутниковой связи, в хвостовой части фюзеляжа установлен передатчик РЛС, отделенный от остальной части фюзеляжа экранирующей сеткой.

    Над фюзеляжем на опоре в форме перевернутой V установлен обтекатель антенны РЛС диаметром 10,2 м и высотой 2,0 м. Опора снабжена антиобледенительной системой. В основании киля расположен воздухозаборник системы кондиционирования.

    Самолет базируется на аэродромах 1-го класса с бетонным покрытием.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ.
    В начале 1999 года ВВС России имели на вооружении 16 самолетов типа А-50.

    В конце 90-х годов совместно с израильской фирмой IAI начаты работы по созданию экспортного варианта самолета А-50, получившего обозначение А-50И. В 1997 году Таганрогский АНТК им. Бериева совместно с ГК "Росвооружение" заключил договор с израильскими авиационными предприятиями о создании варианта А-50 для предложения и поставок в третьи страны. Заинтересованность в приобретении четырех самолетов этого типа (А-50И) уже выразил Китай.

    Кроме того (по состоянию на середину октября 1999 года), между РФ и Индией идут переговоры об аренде с правом последующей закупки трех самолетов А-50. По другим источникам, темой переговоров является покупка одного самолета.

    В конце декабря 1999 года ВВС России объявили о том, что программа модернизации авиационной техники ВВС до 2005 г. будет доработана с учетом опыта антитеррористической операции на Северном Кавказе, в том числе будет усовершенствовано программное обеспечение бортового вычислительного комплекса самолета дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
    В 1966 году в СССР начались исследования перспективного трехкоординатного авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АКРЛДН), предназначенного для замены первой отечественной авиационной системы радиолокационного дозора Ту-126 с двухкоординатным радиолокационным комплексом "Лиана", принятой на вооружение в 1965 году. По сравнению со своим предшественником новый комплекс должен был обладать способностью обнаруживать цели на фоне земли, одновременно определяя их высоту, что позволяло использовать АКРЛДН для наведения истребителей. В 1969 году в НПО "Вега-М" под руководством генерального конструктора В. Иванова приступили к разработке нового радиолокационного комплекса, получившего наименование "Шмель". Для отработки новой аппаратуры в полетных условиях был задействован один из серийных самолетов Ту-126. Одновременно в ОКБ им. А.Н. Туполева приступили к разработке усовершенствованного варианта Ту-126, оснащенного четырьмя ТРДД на подкрыльевых пилонах и новым шасси с тремя основными опорами. В качестве альтернативно рассматривался и вариант АКРЛДН на базе перспективного военно-транспортного самолета Ил-76. Однако прекращение серийного производства самолетов Ту-114 и Ту-126 на Куйбышевском авиационном заводе (где началось освоение производства Ту-142 и Ту-154), а также успешная реализация программы создания ВТС Ил-76 сделали использование этого самолета для размещения АКРЛДН более предпочтительным.

    Новый самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения, созданный при участии Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева, получил обозначение А-50. Его поступление в части авиации войск ПВО страны началось в 1984 году (в том же году был снят с вооружения самолет ДРЛО Ту-126), а в 1985 году АКРЛДН А-50 был официально принят на вооружение.

    Комплекс А-50 предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов (в том числе и малоразмерных крылатых ракет типа ALCM и "Томагавк"), определения их координат и параметров движения, выдачи информации на командные пункты, наведения истребителей, а также вывода самолетов фронтовой авиации в район наземных целей. Возможно использование А-50 и для обнаружения морских целей.

    Потенциал самолета А-50 был продемонстрирован зимой 1991 г. во время боевых действий в районе Персидского залива, когда он успешно обнаруживал и сопровождал самолеты союзников, наносившие удары по Ираку с территории Турции.

    Дальнейшим развитием АКРЛДН А-50 стал А-50У, оснащенный усовершенствованным радиолокационным комплексом "Шмель-М". Позже был создан новый радиолокационный комплекс "Шмель- 2", обеспечивающий большую дальность обнаружения и сопровождения целей, а также способный одновременно наводить большее число истребителей.

    В настоящее время есть предложения от российских разработчиков бортового комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и других бортовых комплексов по оснащению А-50 новейшим отечественным оборудованием.

    РАЗРАБОТЧИК. Самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и управления А-50 создан на базе военно-транспортного самолета АК им. Ильюшина Ил-76МД на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М. Бериева совместно с НПО "Вега-М" и московским научно-исследовательским институтом приборостроения.

    Мониторинг:

    23.05.2016

    Ростехнологии, пресс-релиз: Минобороны России представило новейший самолет дальнего радиолокационного обнару…

    26.08.2014

    РИА "Новости": Россия и Индия в этом году планируют заключить контракт на поставку самолета дал…

  • А-50 или изделие «А» (по классификации НАТО: Mainstay – «Оплот») – самолет ДЛРОиУ – дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Самолет был спроектирован и построен на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД. Разрабатывался на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Бериева в тесном сотрудничестве с Московским научно-исследовательским институтом приборостроения – НПО «Вега-М». Самолет совместно с радиотехническим комплексом «Шмель», установленным на его борту, образует единый комплекс А-50. Серийное производство данного авиационного комплекса, который был принят на вооружение в 1985 году, осуществлялось на Ташкентском авиазаводе им. Чкалова. В войсках он получил прозвище «гриб» или летающая тарелка, за характерный внешний вид локатора, установленного над фюзеляжем.

    Авиационный комплекс ДЛРОиУ А-50 может использоваться для обнаружения и последующего сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения КП автоматизированных систем управления различных видов ВС о воздушной и надводной обстановке. Комплекс может использоваться для управления ударной и истребительной авиацией, ее наведения на наземные, воздушные и морские цели, а также выполнять роль воздушного командного пункта. В настоящее время все строевые самолеты данного класса входят в состав дислоцированной на аэродроме Иваново-Северный авиагруппы боевого применения авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний. Всего в состав данной авиагруппы входит 17 самолетов А-50М и А-50У, не считая как минимум 2-х самолетов, которые в настоящее время находятся на хранении.


    В последнее время данные самолеты принимают активное участие в различных учениях. В частности экипажи самолетов ДЛРОиУ А-50 принимали активное участие в обеспечении крупных военных учений, в том числе «Щит Союза-2011», «Центр-2011», «Кавказ-2012» и международных учениях «Бдительное небо-2011», «Бдительный орел-2011». Результаты военных конфликтов последних лет наглядно демонстрируют тот факт, что самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления стали одним из главных факторов в достижении превосходства над противником и, как следствие, в обеспечении успеха осуществляемых боевых операций.

    В настоящее время на вооружение ВВС России поступает обновленная версия данного самолета А-50У, которая является глубокой модернизацией модели А-50М. Предполагается, что до 2016 года все имеющиеся на вооружении самолеты А-50М будут модернизированы до нового варианта А-50У. Первый самолет А-50У был передан ВВС России 31 октября 2011 года (бортовой номер 47). Самолет был принят экипажем ВВС и выполнил перелет из Таганрога к месту постоянной дислокации на авиабазу в Иваново. Второй самолет был готов в декабре 2012 года (бортовой номер 33). Второй модернизированный самолет был построен в 1984 году и поступил для проведения работ по модернизации на ТАНТК им. Бериева в начале 2011 года. В настоящее время машина выполняет серию испытаний и еще не полностью окрашена в новые цвета ВВС России.

    Самолет ДЛРОиУ А-50М в состоянии выполнять полеты на дальность до 7 500 км., на скорости до 800 км/ч. Данный авиационный комплекс в состоянии обнаружить различные типы наземных и воздушных целей на удалении до 300 и 650 км. соответственно. При этом А-50М в состоянии обеспечивать непрерывное сопровождение до 300 различных целей. Технические характеристики самолета А-50У в настоящее время держатся в секрете, но летчики говорят о том, что дальность обнаружения целей на новом самолете с модернизированным радиотехническим комплексом была повышена. Новый самолет в состоянии сопровождать сотни воздушных целей, наводя на них десятки истребителей. При этом он может работать полностью в автономном режиме. То есть команды могут приходить на борт истребителя автоматизировано, а не выдаваться в эфир офицером боевого управления.

    Глубокая модернизация радиотехнического комплекса (РТК) проведенная ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» совместно с ОАО «Концерн «Вега» выгодно отличает самолет от его предшественников. В первую очередь за счет использования более совершенных алгоритмов функционирования комплекса, вычислительных средств повышенной производительности, а также внедрением сквозной цифровой обработки сигналов. Последняя деталь позволила значительно сократить массогабаритные характеристики всей аппаратной части бортового РТК.


    В модернизированном РТК применяется современная элементная база, прогрессивные методы сборки и монтажа, а также ряд других новейших технологий, что позволило существенно уменьшить габариты и массу аппаратуры, энергопотребление, а также увеличило надежность систем. В целом проведенные работы позволили снизить общий вес комплекса и всего самолета в целом. Следствием этого стала возможность взять на борт больше горючего при той же взлетной массе самолета. При этом взлетно-посадочные характеристики А-50У изменений не претерпели.

    В состав пилотажно-навигационного комплекса самолета была включена спутниковая навигационная система, что существенно увеличило точность самолетовождения. Модернизации подверглись и рабочие места операторов комплекса, в частности система отображения. Кардинально модернизировались рабочие места членов тактического экипажа А-50У. Вместо старых стоек на основе электронно-лучевых трубок были смонтированы новые универсальные средства отображения информации на основе дисплейных комплектов с жидкокристаллическими индикаторами большого разрешения и размерности. Кроме этого, на самолете ДЛРОиУ А-50У были оборудованы буфет с бытовым оборудованием и комнаты отдыха для экипажа.

    В результате проведенных работ по модернизации, существенно увеличились функциональные возможности АК ДРЛОиУ. Преимущества А-50У перед предшественниками:

    Выросло число одновременно сопровождаемых целей и одновременно наводимых на них истребителей, увеличена дальность обнаружения различных типов воздушных целей, в том и числе и новых типов;
    - повышена дальность полета самолета и время выполнения им боевых задач на заданном рубеже;
    - повышена продолжительность использования комплекса и его надежность;
    - использованы современные эргономичные конструкции пультов, приборных досок операторов и органов управления;
    - обеспечена хорошая считываемость всего объема представляемой информации с рабочих мест, повышено качество и эффективность сигнализации, удобство работы с оборудованием.


    Параллельно с модернизацией уже имеющихся в ВВС самолетов А-50М концерн радиостроения «Вега-М» совместно с ТАНТК им. Г. М. Бериева осуществляет работы по созданию нового АК ДРЛОиУ, оснащенного принципиально новым РТК, обладающим еще более высокими техническими характеристиками. По сути представленная модернизация А-50У является переходным вариантом к новому самолету А-100 «Премьер», который по своим боевым возможностям должен значительно превзойти существующие А-50. Сообщается, что новый авиационный комплекс будет оснащаться антенной с активной фазированной решеткой. Как отмечал в 2011 году главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, новый авиационный комплекс А-100 будет создан на базе модернизированной версии Ил-76 – Ил-476, производство которого разворачивается в Ульяновске на мощностях завода «Авиастар-СП». Данная машина должна быть разработана к 2016 году.

    Источники информации:
    -http://www.vega.su/production/detail.php?ID=567

    Http://www.arms-expo.ru/049057054048124050052053055050.html
    -http://nauka21vek.ru/archives/21400
    -http://bmpd.livejournal.com/413920.html
    -http://ru.wikipedia.org/wiki