Социальные сети защита репутации. Кризисная ситуация для компании в социальных сетях – план действий! Способы защиты репутации

Здравствуйте, дорогие друзья и подписчики! Я долго готовилась к этой теме, потому что понимала, что она вообще очень обширна и многогранна. Говорить про техники масляной живописи можно неделю напролет, и не сказать всего того, что можно и нужно сказать.

И тем не менее, сказать самые важные вещи просто необходимо. Просто попробуйте найти в интернете где-либо полноценную подборку основных техник с описаниями их, чтобы человеку, никогда раньше не занимавшемуся живописью, стало понятно , какие основные техники существуют, чем они характерны и чем отличаются друг от друга.

Увидите, что это сложно. И получается, что человек узнаёт, что существует алла прима, существует многослойная техника, и всё…

А на самом деле техник много. И знать их особенности, а тем более уметь их применять на практике именно там, где они действительно нужны, очень важно для профессионального художника. Ведь такое владение ими обеспечивает профессионализм и умение передать на холсте любые детали образа.

Различные техники письма в масляной живописи

У каждого приема (техники) нанесения краски на холст есть и минусы и плюсы. Где- то время написание картины играет значительную роль, а где- то важность имеет сложно прописанный красочный слой детализация картины.

От того, каким способом нанесения красочного слоя вы пользовались, и будет и выглядеть фактура поверхности на вашей картине

Следовательно, обзор техник масляной живописи имеет место быть. Если вы новичок и только берете кисти в руки, то этот материал будет вам особенно полезен . Значит, начнем. И начнем, всё же, с самых популярных…

Многослойная техника

Эта техника - наиболее традиционна, и большинство мировых шедевров масляной живописи написаны именно в ней.

Суть её заключается в том, что при написании картины краски наносятся друг поверх друга , причем следующий слой накладывается после полного просыхания предыдущего.

Главная особенность этой техники заключается в том, что она позволяет создать «тонкие» сюжеты картин, указать важные акценты в ней и писать картину достаточно долго, уделяя внимание каждому миллиметру на холсте, тщательно прорабатывая её детали.

Все начинается с легкого подмалевка, который определяет тональность картины

Принцип работы в многослойной живописи таков: сначала делается набросок рисунка и подмалевок темными тонами, плюс, время полного просыхания. Второй слой — основная пропись картины красочным слоем, плюс время просыхания. Третий слой – детализация и уточнения на картине…

Эта техника сама по себе является очень разнообразной и в зависимости от того, как и чем формируются отдельные слои, она подразделяется на другие манеры письма.…Об этом читайте чуть ниже⇓

Алла прима

Эта распространенная и популярная техника среди художников-профессионалов, а также художников-любителей. Еще ее называют техника по-сырому или быстрая техника.

По способу нанесения красок совершенно противоположна многослойной: при ней краска наносится на холст в один сеанс.…И написание картины измеряется одним-тремя днями, до полного просыхания красок…. И вуаля! Картина готова!

Пример моих пейзажей в быстрой технике

Она не требует очень тщательной проработки деталей, но в то же время сложна из-за необходимости работать, что называется «сырым по-сырому». Если наносить новый слой краски на существующий сырой слой, всегда есть риск смешивания красочного слоя и формировать изображение становится сложнее.

Поэтому, второй красочный слой в технике Алла прима наносится сразу , что не допустимо в многослойной.

Картины, написанные в этой манере, как правило, не всегда передают точность образов и предметов. Их задача - не задокументировать то, что видит художник, но запечатлеть на холсте его ощущения от увиденного…. настроение, атмосферу, чувства!

Другими словами, написать тонко прописанный пейзаж, натюрморт или жанровую детализированную картину не получится… так как для детализации, вам потребуется, возможно, еще не один слой для уточнения картины после просыхания. Что подразумевается работать в многослойной технике… Но написать интересную картину сможете наверняка!

Техника Алла Прима пользуется большим спросом среди профессионалов и любителей живописи

Не удивительно, что техника алла прима при работе маслом приобрела широкую известность Именно этот стиль и требует передачи настроения, фиксации быстро уходящего момента, и именно алла прима более всего подходит для этих целей.

Интересно, что алла прима, несмотря на популярность, осталась самостоятельной и самодостаточной техникой. Подробнее об этой технике можно . А вот многослойная техника, с многовековой историей, как пышное плодородное дерево, дала начало многим своим вариациям. Они, в свою очередь, стали уже самостоятельными техниками. Например…

Техника семислойной живописи, техника старых мастеров и лессировочная техника

Многие люди предполагают, что такие сложные техники забыты.…Но на самом же деле, очень много профессиональных художников, работающих в этих тончайших техниках. Написать сложное произведение, раскрывая все возможности масляных красок может только особенный подход к письму.

Например, чтобы скопировать произведение старых мастеров , нужны именно такие способы нанесения красок, а также тонкие прозрачные лессировочные слои. Или, популярные и востребованные картины в стиле гиперреализме, с использованием лессировочных приемов, чтобы тонко передать правдоподобность предмета.

Хотя, для мастерства в стиле гиперреализме используют все: карандаши, краски, аэрографы, маркеры… то есть, работы создаются , которая в свою очередь открывает огромные возможности для искусства и человечества в целом.

Техники старых фламандских, итальянских мастеров

Пожалуй, семислойная техника — один из самых сложных вариантов многослойной техники. Именно эта техника обеспечивает наиболее достоверную передачу цветов и игры света. Единого рецепта и точной последовательности нет. Например, некоторые пункты могут меняться местами, но суть работы остается. Если кратко, то последовательность при ней выглядит так:

  1. Тонируется грунт (имприматура);
  2. Рисуется рисунок карандашом и Закрепляется тушью;
  3. Делается подмалевок – полупрозрачный, акварельный гризайль;
  4. Наносится «мертвый слой» — прописка гризайль света и тени;
  5. Цветная пропись — основной слой, с учетом нижних слоев имприматуры и прописки;
  6. Лессировки — тонкие тонирующие слои прозрачной краски;
  7. Детализация, формирование текстуры при необходимости, например, в натюрмортах, завершающие штрихи.

В итоге, работа над одной картиной в этой технике может длиться месяцами и требует умения работать с разными видами красок.

Пример техники в многослойной живописи

Есть еще такое название, как лессировочная акварельная техника … это все те же многослойные техники с нанесением прозрачных красок — 3-слойные, 5-слойные, если надо, то и 9-слойные.

Суть её заключается в том, что один на другой наносятся полупрозрачные слои краски . В результате такого наложения появляются новые оттенки, создается игра красок, которой сложно (а порой и невозможно) добиться за счет наложения непрозрачных мазков.

Лессировочные слои, нанесенные друг на друга, просвечиваются, что делает картину необычайно сложной в оттенках и эффектах!

Для лессировочной техники необходимо иметь очень гладкую поверхность холста , чтобы прозрачный слой смог ровно лечь на поверхность. Раньше писали на дереве, ее поверхность гладкая, а вот холст появился намного позже.

Тонированный грунт играет большую роль в том случае, когда живопись выполняется лессировочными красками и грунт просвечивает сквозь прозрачные слои изменяя их цвет.

Цвет грунта облегчает переходы тонов и часто является основным тоном в отдельных местах картины и задает колорит произведению. Если на тонированный грунт положен ы кроющие краски, цвет его не будет иметь значения для живописи.

Техника лессировки в масляной живописи очень сложна и требует не только мастерского владения красками и кистью, но и понимания того, как они сочетаются в тех или иных разведениях.

Специалисты также разделяют многие более узкие техники живописи масляными красками. Например, известны итальянская техника, голландская техника, различные переходные техники, которые различаются в основном отдельными нюансами нанесения разных слоёв красок.

А также любимый прием нанесения красок Леонардо да Винчи — Фламандский (лессировочный). Знать о существовании таких техник полезно для общего кругозора, но для написания отличных картин, использовать их не обязательно. Ведь в эпоху Возрождения, была важная особенность, это задокументировать изображение максимально точно , например, портрет знатной особы, или сочный натюрморт.

Сейчас же такой необходимости нет, и с приходом в наш мир фотоаппаратов, живопись имеет все права развиваться в других направлениях и манерах письма!

Мало кто знает, что помимо особо сложной манере написания картин, многие живописцы и старые мастера, пользовались камерой-обскурой , которая передавала точные пропорции. А что это за чудо-приспособление, ⇐

Импасто, Пастозная, или корпусная техника

Это - противоположность лессировочной технике.

В принципе, это очень схожие техники по смыслу: пастозная техника или корпусная (pastoso), а импасто (impasto ), переводится как тесто … То есть, картина «лепится», как тесто

Здесь друг на друга накладываются густые непрозрачные мазки, а вышележащий слой полностью перекрывает подлежащий. В этой технике мастер может активно работать с рельефностью картины.

Сюжет картины как будто лепится на поверхности холста

Причем наносить краску в такой технике можно не только кистью, но и мастихином. Создавать различные узоры можно также мастихином или еще чем, например, обычной пластиковой щеточкой из магазина строительных материалов.

Техника позволяет получить приятное ощущение материальности предметов. Хороша эта техника тем, что дает возможность выразиться творческой энергии кистью, мастихином, или шпателем, например. Винсент Ван Гог выра жал себя как художник, именно эт ой техникой живописи, нанос я густую краск у на холст.

Гризайль

Это - не столько техника масляной живописи, сколько манера письма вообще. И она же является одним из вариантов написания картин именно маслом. Главный её принцип - использование только одного цвета для написания картины. Здесь все границы и акценты формируются отдельными оттенками одного цвета, а не разными цветами. Само название происходит от слова gris , что переводится с француского- серый.

Техника гризайль в масляной живописи

Техника гризайль используется в монументальной и альфрейной живописи для росписи стен и фасадов, а также такая техника позволяет прекрасно имитировать скульптуры и скульптурные рельефы. Но и в написании интересных картин тоже встречается.

Техника «Сухая кисть»

Это скорее, графический прием нанесения краски в одном цвете . Может быть на холсте, бумаге, дерево или металле. К живописи имеет слабое отношение, но наносится изображение маслом и кистями.

Достаточно редкая манера, в которой автор использует слабо разведенные, очень густые краски. То есть, пишется практически сухой кистью. Как правило, при таком разведении краски не позволяют работать с оттенками, но обеспечивают большую глубину и насыщенность полотна.

Техника «Сухая кисть» на бумаге

Говорят, что такую манеру письма привезли с собой студенты-китайцы, которые рисовали портреты тушью на бумаге около 30 лет назад для желающих на улице. Ну, а наши художники додумали… и создали свой вариант, не хуже китайского!

И сразу вопрос к вам, дорогие читатели: что, на ваш взгляд, важнее в картине: передать чувства, атмосферу, или детали какого-то конкретного предмета или явления? Какая техника для вас ближе - многослойная, или алла прима?

ВИДЕО НА ДЕСЕРТ: Как формируется художественный вкус

Друзья, чтобы статья незатерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте вашивопросы внизу в комментариях,обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Лессирующая краска представляет собой полупрозрачное покрытие, которое применяется для защиты и декорирования различных поверхностей. Ее универсальность заключается в том, что она может наноситься:

  • в качестве финишного покрытия на штукатурку или самостоятельного материала;
  • на фактурную и на ровную поверхность;
  • для наружных и внутренних работ.

Единственным фактором, который ограничивает ее применение, является наличие определенных навыков и опыта работы.

При отделке гладкой поверхности данным составом можно получить не только однородность цвета, но и разнообразие его оттенков. Смешивание цветовой палитры дает эффект плавного перехода, образуя причудливые рисунки, которые невозможно воспроизвести или повторить. Это позволяет создавать уникальный дизайн в интерьере помещения.

Нанесение такого лака на фактурную поверхность дерева придает ей блеск и слегка сглаживает текстуру. А вот на штукатурке краска, наоборот, подчеркивает рельефность и создает объем.

Разновидности материалов

Материалы для лессировки различают по составу и предназначению.

  • краски для внутренних работ: акриловые, масляные;
  • краски для наружной отделки.

Акриловые покрытия для внутренних работ обладают следующими характеристиками:

  • отсутствие неприятного запаха;
  • влагостойкость;
  • устойчивость к выцветанию;
  • , не позволяющий накапливаться на поверхности пыли;
  • высокая скорость высыхания, составляющая от 2 до 4 часов;
  • отсутствие в составе токсических и отравляющих веществ.

Некоторые компании выпускают лессирующий антисептик, препятствующий размножению патогенной микрофлоры на обработанных деревянных поверхностях и стенах.

Покрытия на основе масла имеют следующие достоинства:

  • износостойкость;
  • способность выдерживать механические нагрузки;
  • устойчивость к резкой смене температурного режима;
  • влагостойкость;
  • безопасность.

Недостатком данного декоративного состава является его длительный срок высыхания.

Отделка для наружных работ характеризуется такими свойствами, как:

  • морозостойкость;
  • влагостойкость;
  • устойчивость к воздействию УФ-лучей;
  • возможность выдерживать низкие и высокие температуры, а также их смену;
  • способность противостоять размножению грибковой микрофлоры.

К лаку для лессировки наружных объектов не предъявляются строгие показатели безопасности. Поэтому обработка ими стен или других поверхностей внутри помещений нежелательна.

Особенности подготовительного этапа

При подготовке к лессировке поверхности из дерева, нужно тщательно очистить ее старого покрытия при помощи строительного фена или шпателя. Если имеются различные неровности или трещины, то на них необходимо нанести слой шпатлевки по дереву, подождать полного высыхания и отшлифовать.

Стены освобождают от краски наждачной бумагой или пескоструйной обработкой. При невозможности снять полностью слой старой краски, ее можно хорошо обработать абразивной бумагой и протереть сухой салфеткой. Если на поверхности имеются пятна от масла, то их необходимо обработать растворителем, а потом чистой водой.

Поврежденную штукатурку перед лессировкой необходимо зашпаклевать, зашкурить и нанести слой грунтовки.

В итоге после обработки должна получиться идеально ровная и чистая поверхность.

Нанесение покрытия

Производить работу декоративным лаком или краской нельзя при повышенной влажности, температуре воздуха ниже +10°С и выше +30°С.

Лессирующие составы наносятся на стены при помощи губки или специально предназначенной для этого рукавицы. Перед началом работы следует условно разбить стену или другую поверхность на квадраты площадью примерно 1 м2, и наносить декоративное покрытие поэтапно на каждый из них. Для получения яркого цвета наносится 2 или 3 слоя глазури. Чтобы получить размытый узор на штукатурке, следует разбавить ее водой.

Наносить декоративные лаки и краски нужно большими мазками, направленными в разные стороны, не допуская образования прямых стыков. При обработке больших объемов поверхности стен лучше работать вдвоем. Один мастер наносит состав, в то время как второй обрабатывает стыки методом тушевания.

Лессировку дерева можно осуществлять:

  • краскопультом;
  • губкой;
  • кистью.

В зависимости от типа краски, ее первый слой лучше разбавить маслом, водой или растворителем. Это улучшит адгезию дерева за счет более глубокого проникновения в древесину.

Возможен вариант, когда после первой обработки поверхность приобретает шероховатость. Это устраняется при помощи мелкой наждачной бумаги, а затем наносится еще один слой неразбавленной лессировки. Если поверхность дерева является слишком пористой, может понадобиться еще один слой лака. После этого надо позаботиться о том, чтобы в течение трех суток на поверхность не попадала влага, а температура не опускалась ниже +10°С.

Уход за обработанной поверхностью

Несмотря на то, что лак или краска полностью закрепляются на штукатурке через 2 недели, мыть ее можно только спустя месяц после обработки. Для этого используется теплый водный раствор и мягкая губка. Не стоит допускать попадания на поверхность масла, растворителей и других агрессивных химических веществ, которые могут изменить цвет краски или нарушить ее целостность.

Деревянная поверхность, на которую нанесен лессирующий антисептик, является достаточно устойчивой к неблагоприятным факторам. Краска позволяет сохранять ее структуру и долго не теряет своего цвета.

Используя для создания оригинального дизайна помещения лессирующее покрытие, которое наносится на штукатурку и деревянные поверхности, можно надежно защитить их от влаги, плесени и разрушения. Широкий выбор цвета дает возможность подобрать подходящий вариант, позволяющий осуществить все задуманные идеи.

Лессировками называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои масляных и иных красок, наносимые на другие, хорошо уже просохшие такие же краски, для придачи последним желаемого интенсивного и прозрачного тона.

Почти все краски пригодны для лессировок: одни для прозрачных, другие для полупрозрачных. К менее пригодным относятся: кадмий, киноварь, неаполитанские желтые, английская красная, капут-мортуум, черные пробковые и персиковая и некоторые другие.

Прозрачные лессировки изменяют лишь тон нижележащей подготовки в более густой и более прозрачный, не отражаясь на детальности моделировки и основной светотени. Полупрозрачные в значительной мере могут изменить в зависимости от степени их прозрачности детальность моделировки подмалевка.

Лессировками можно дополнить или закончить почти всякую так или иначе начатую живопись, но еще лучших результатов достигают на специально подготовленном для этой цели подмалевке. В этом случае подмалевок выполняется таким образом, чтобы живопись его была светлее и холоднее, чем она предполагается быть в законченном виде; надлежащий же тон и светотень дают ему лессировки в соединении с тонами подмалевка.

Работая лессировками, следует всегда иметь в виду следующее: 1) для разжижения красок пользуются: жирными маслами в обыкновенном и сгущенном виде, масляными лаками и лаками для живописи; 2) лессируют как цельными красками, так и смешением их; 3) лессировать можно как для достижения более яркого и более сильного тона, так и для погашения кричащих красок; 4) чем нежнее по тону лессировка и чем она светлее, тем более светлую подготовку она должна иметь. На темной подготовке, на том же основании, можно получить лишь темную и глубокую лессировку; 5) лессировки могут наносится одна на другую много раз; 6) ровное наложение негустой лессировочной краски достигается с помощью кисти, кусочка шелковой материи, ладони руки и пр. Густые лессировки разравниваются с помощью «флейца» - обильной волосом мягкой кисти, специально служащей для названной цели; 7) лессировки также необходимо просушивать, как масляную живопись вообще; 8) при слишком большом числе лессировок живопись темнеет, если введено было много масла; 9) неудавшиеся лессировки удаляются с поверхности живописи мякишем хлеба и ватой; 10) лессировки хорошо ложатся только на подмалевок с гладкой поверхностью, и потому при желании лессировать шероховатый подмалевок его необходимо подвергнуть шлифовке.

Лессировки у старых мастеров имели большое значение. Тициан, Рембрандт, Веласкез, их современники и другие мастера более раннего времени прекрасно использовали их в своей живописи. Популярность лессировок в прошедшие эпохи указывает на то, что они как нельзя лучше отвечали живописным запросам художников, пользовавшихся ими.

С течением времени, однако же, они мало-помалу стали терять былое значение, и в современной живописи если и находят еще применение, то, во всяком случае, не играют уже той роли, которая им принадлежала когда-то. Живопись, исполненная лессировками, приобретает на основании законов оптики необычайную насыщенность и звучность красок, придающих ей особую красоту, недостижимую в живописи корпусными красками, но на основании тех же законов она во многих отношениях и теряет.

Лессировки вследствие своего физического строения сильно поглощают свет, и потому картина, исполненная ими, требует для своего освещения значительно большего количества света, чем живопись, выдержанная в корпусных красках, которые больше отражают свет, чем поглощают.

На том же основании живопись, исполненная лессировками, лишена воздушности, которая достигается в живописи лучше всего красками с матовой поверхностью, сильно отражающей и рассеивающей свет.

Тона, получающиеся лессировками, выступают вперед, а не отступают назад. Поэтому небо на картине лессировками не пишут.

Итак, живопись, выполненная лессировками, теряет в свете и воздушности. Естественно, что этот прием живописи не вяжется с живописными задачами нашего времени. Лессировки для современного художника могут иметь вспомогательное, служебное значение; при надобности облегчают ему возможность быстро и легко изменять тон всей или части картины в желательном направлении.

Большой интерес для художника нашего времени представляют полулессировки, наносящиеся полупрозрачными тонами. Полулессировка есть краска, наносимая тонким полупрозрачным слоем. С оптической точки зрения подобный слой красок представляет собой один из видов так называемых «мутных сред», которым обязаны некоторые из видимых цветов природы.

Таков синий цвет неба, его же красный цвет при закате солнца и др. На том же оптическом основании светлые полупрозрачные тона красок при нанесении на темную поверхность дадут тона с холодным оттенком; те же тона, будучи нанесенными на белую поверхность, дадут тона с теплым оттенком. Так, старые мастера получали свои серые переходные полутона в живописи тела, нанося полупрозрачные светлые краски на коричневый темный грунт.

Тона, получаемые в живописи с помощью полулессировок, обладают своеобразной красотой. Они не блещут силой и яркостью, но физическим смешением красок на палитре получить их не представляется возможным. Старые мастера позднейшей эпохи много пользовались описываемым методом живописи; им пользуются и современные художники, причем часто случайно или бессознательно.

Так как подмалевок в картине есть первый слой живописи ее, которому надлежит затем принять на себя последующие слои, то, в интересах прочности живописи, следует его выполнять таким образом, чтобы он давал возможность при полной гарантии прочности произведения в короткий срок приступить к дальнейшим пропискам.

Наиболее отвечающей техникой этому заданию будут водяные краски: акварель и темпера.

Подмалевок водяными красками выполняется только на эмульсионном грунте, на котором как акварель, так и темпера ложатся вполне хорошо. Грунт этот должен содержать в своем составе значительно меньшее количество масла, чем эмульсионный грунт для масляной живописи.

Акварель, однако, пригодна лишь в произведениях малого размера; кроме того, тон акварельных красок под лаком не похож на тон масляных красок. Вот почему акварельный подмалевок требует полного покрытия его масляными красками.

Темперный подмалевок дает большую силу краскам, которые под лаком становятся настолько интенсивными, что масляная краска, заканчивающая живопись, может по цветосиле спасовать перед ними. Это обстоятельство при выполнении подмалевка необходимо учитывать. Лучшим материалом для прописки подмалевка будут в данном случае масляно-лаковые краски.

Темперный подмалевок ведется жидкими красками, корпусными и прозрачными, но обязательно тонким слоем, без всякой пасты. Перед пропиской масляными красками он раскрывается 4-процентным раствором желатина, который так или иначе закрепляется, после чего следует раскрыть его жидким даммарно- или мастично-скипидарными лаками.

Выполняемый таким образом подмалевок дает возможность художнику в скором времени по его окончании, т. е. через несколько дней, приступить к дальнейшей работе масляными красками, которые в случае надобности могут быть легко удалены с подмалевка без каких-либо дурных последствий для последнего.

Масляные краски с течением времени приобретают большую прозрачность, чем они имели в свежем виде. Такое повышение прозрачности наблюдается, и в корпусных красках, причем некоторые из них, как свинцовые белила, становятся просвечивающими вследствие утраты ими кроющей силы, а также утончения слоя при высыхании. Принимая во внимание эту особенность масляной живописи, необходимо быть весьма осторожным ко всякого рода перепискам и радикальным переделкам в масляной живописи, в которых иногда нуждается живописец, так как все исправления и записи, сделанные тонким слоем корпусных красок, по прошествии большого промежутка времени становятся вновь видимыми.

Так, в конном портрете Филиппа IV работы Веласкеза видно восемь ног *, из которых четыре выступают из-под тона земли, которым прикрыл их автор, будучи недоволен, повидимому, положением ног. * В галлерее Мадрида.

В портрете художника Литовченко работы И. Крамского (Третьяковская галлерея) через черную шляпу, надетую на голову художника, просвечивает довольно ясно лоб Литовченко, на который шляпа была надета, как видно, позднее, когда голова была уже написана. В портрете Рембрандта «Ян Собесский» палка, которую держит в руке Собесский, имела вначале большие размеры, а потом укорочена. Таких примеров может быть указано много.

Приведенные примеры ясно показывают, что исправления, сделанные тонким слоем, даже непрозрачных красок, в масляной живописи не достигают своей цели. Здесь необходимы основательные повторные наслоения красок, которыми только и можно сделать навсегда невидимыми те места живописи, которые хотят уничтожить. Еще лучше в этом случае предназначенные для переделки места очистить совершенно от живописи и записать их затем по чистому грунту заново. С помощью хлороформа, ацетона и бензола легко и быстро можно удалить дочиста даже очень старую масляную краску.

При небольших исправлениях на ответственных местах (например, голове, руках портрета и пр.) нужно учитывать могущее произойти вжухание и обычное потемнение под лаком исправленных мест. И потому, приступая к исправлению, места, подлежащие переделке, хорошо просушивают, покрывают жидким лаком и производят поправку красками с лаком для живописи, чтобы избежать наверняка появления вжухлости. В том же случае, если вжухлость образовалась, ее не следует крыть лаком для ретуши, а возвращать ей потерянный блеск и тон одним лишь промасливанием.

В живописном слое картины Боттичелли «Мадонна с младенцем и св. Иоанном» 1490-е годы) были обнаружены пять слоев краски. Окрашивание среза показало, что один из нижних слоев содержит яичный желток, а остальные - масло. Другими словами, художник сначала набрасывал композицию темперой, а продолжал и заканчивал работу масляными красками. (А искусствоведы, рассматривая поверхность картины и опираясь на авторитет Вазари, считали, что Боттичелли использовал исключительно масляные краски !) М. Хей узнала, что некоторые художники Возрождения, в частности Беллини писавшим живопись маслом , готовили грунт на животном клее, а некоторые краски, по-видимому, замешиввли на масле. Доски XIII-XIV веков - ранней итальянской сиенской школы - исполнены в технике яичной темперы. Это, кстати, подтвердили и итальянские исследователи, обнаружившие в грунте знаменитой картины Дуччо «Маэста» животный клей, а в красочном слое - яичный желток.

Труднее оказалось выяснить, какими маслами пользовались живописцы. И ореховое, и льняное, и маковое масла после окончания работы высыхают, и жирные кислоты, входящие в их состав, окисляются; масла из-за этого плохо растворяются в органических растворителях. Поэтому масла пытаются различать по незначительным компонентам - стеринам. Их легко экстрагировать из образцов старой живописи и разделить с помощью тонкослойной хроматографии.

По расположению пятен стеринов можно сказать, какое масло применял живописец. В частности, выяснилось, что итальянские художники употребляли ореховое масло уже в XIV в.

Другой метод - газо-жидкостную хроматографию - применил английский ученый Дж. Миллс. Сложность заключалась в том, что масла надо было извлечь из крупинки живописного слоя и перевести их в летучие производные жирных кислот. Миллсу это удалось, и он установил, что итальянцы в XVI в. сменили ореховое масло на льняное; маковое же масло употребляли французские импрессионисты.

Еще в конце прошлого века Ф. Ф. Петрушевский задавался вопросом, не происходит ли различие колорита картин разных художников от неодинаковости цветовых ощущений у их авторов. И. Е. Репин описывал, что художники-передвижники использовали прибор для измерения чувствительности глаза к тонким нюансам цветовых тонов, изобретенный Д. И. Менделеевым и Ф. Ф. Петрушевским. Оказалось, что А. И. Куинджи побил рекорд чувствительности до идеальных точностей, а у некоторых художников чувствительность отсутствовала вообще.

В прошлом, когда способов проверки цветоощущения не существовало, человек мог прожить всю жизнь, не замечая, что он ощущает цвет не так, как все. В наше время, когда деятельность человека связана с транспортными средствами, с необходимостью точно распознавать цвета, без проверки цветоощущения обойтись нельзя. Для этой цели лучшими считаются «Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения», разработанные профессором Е. Б. Рабкиным, которыми снабжены сейчас все кабинеты глазных болезней поликлиник.

Е. Б. Рабкину как-то встретилось восторженное описание у французского живописца Э. Фромантена (1820 - 1876) картины средневекового фламандского художника Генриха де Блеса «Искушение святого Антония». Фромантен объявил необычные краски картины новым словом в живописи, а де Блеса - предвестником импрессионизма. Рабкин показывает своему пациенту-художнику черпо-белую репродукцию с картины де Блеса и просит сделать цветную в манере той эпохи и школы. Пациент-художник был протапоп. Он принес картину, которая по цвету абсолютно совпала с описанием Фромантена. «Новатор» был развенчан.

Пятидесятилетний художник-педагог, если у него хрусталик уже пожелтевший, увидит натуру в ином колорите, нежели его двадцатилетний ученик. П. П. Чистяков никогда не брал в руки кисть, чтобы поправить этюд своему ученику. Когда И. Е. Репин реставрировал повреждения картины «Иван Грозный», Грабарю пришлось на второй день смыть записи автора и реставрировать картину заново. Краски Репина «выпадали» из колорита картины, они были сине-фиолетовые.

Помутнение роговицы или внутриглазной жидкости, повышение внутриглазного давления, недостаток в организме человека витамина «А» - все это может приводить к ослаблению или нарушению цветоощущения.

Акварель. Лессировка

Рисование методом лессировки относится, скорее к технике письма маслом, чем акварелью. Однако, в своё время, опробовав много способов рисования акварелью, а к основным из них можно отнести такие, как «отмывка», «по сырому», «по мокрому», всё же остановился на методе «лессировка». Этот метод комбинированный – он включает в себя все предыдущие, но отличается от них более глубокой прорисовкой этюдов, большим количеством промежуточных этапов, на которых можно отложить работу, а продолжить её в более удобное время, оживив, когда потребуется, то есть - «реанимировав» рисунок «живой» водой. Метод лессировки заключается в тщательном прорисовывании одних и тех же мест многократно, постепенно доводя рисунок до «кондиции». При этом происходит очень нежное смешивание красок, появляется возможность управлять оттенками в процессе рисования (изменять их), рисунок приобретает особую прозрачность, почти «живую» реалистичность, достигается более глубокая насыщенность светотеней, естественность передачи оттенков, появляется некая глубина пространства (это больше подходит к водному пространству), воздушность (если речь идёт о воздушной среде), то есть, реализуется в более полной мере одно из замечательных свойств акварели – прозрачность!

Так как основные методы (классические) – «отмывка», «по сырому» и «по мокрому», входят как составные части в метод «лессировка», то сначала надо сказать несколько слов и о них.

Итак, первый метод рисования акварелью, называемый «отмывкой», заключается в прописке рисунка сильно разбавленными водой красками, передающими основные отношения цветовых масс (пятен) натуры. Это первый этап данного способа. На втором этапе пропиской усиливают цвет полутонов, на третьем – в полную силу передают цвет теней и вводят детали. Каждый новый красочный слой наносят по просохшему слою. Освещённые выпуклости при этом оставляют не записанными до третьей прописки, иногда их слегка подсвечивают в соответствии с оттенками бликов в натуре (блики всегда цветные, как правило, но бывают и исключения – белые, правда, редко!).

При наложении одного слоя на другой учитывайте влияние нижележащих слоёв на цвет новой прописки и используйте новые слои красок для получения необходимых оттенков. Края мазков можно смягчать влажной чистой кистью.
Не бойтесь текучести акварельных мазков, а учитесь ею управлять. Если ваш планшет слегка наклонен, а образовавшийся подтёк устремился вниз – не отчаивайтесь, установите его горизонтально, тогда подтёк краски остановится, а сухой кистью преградите ему движение, проведя черту на его пути – этим вы ограничите его нежелательное «шествие» по бумаге. Если же планшет был горизонтален, то и тут сухая кисть выручит вас. Кистью, смоченной чистой водой, можно убрать ненужный мазок или его часть. Сухая же кисть «выпьет» из мазка излишек краски.
В текучести и слиянии мазков – прелесть акварельной техники, если кистью водит опытная рука. В этой технике выгодно применять шероховатую бумагу (полуватман, лучше – ватман), по которой заливки получаются особенно сочными, так как между её зёрнами скапливаются насыщенные и прозрачные слои краски.

Этим способом рисования я пользовался в тех случаях, когда мне приходилось выполнять работы акварелью в «обязаловку» - рисовать стенгазеты, плакаты, настенную агитацию и прочие «общественные нагрузки». Там приходилось покрывать красками большие «простыни», качества при этом большого не требовалось, а наглядность получалась очень даже ничего. Главное достоинство этого способа – быстрота. Хотя, если сказать честно: «Плакат, он и есть плакат!». Эта техника именно плакатная. Но ведь и плакат – это тоже произведение искусства и он тоже имеет право на жизнь!
Способ работы акварелью «по сырому» заключается в следующем: раскладывая этюд в цвете, наносят каждый мазок рядом с предыдущим, но, не дав ему подсохнуть, при этом, захватывая следующим мазком предыдущий соседний, они сливаются, благодаря чему образуется мягкий переход. Этюд записывают быстро, стремясь закрыть весь лист до того, как подсохнут отдельные пятна. Чтобы замедлить высыхание красочных пятен, некоторые советуют добавлять в стакан с водой несколько капель глицерина. Я сам этим не пользовался из-за «экзотичности» вещества, но, думаю, люди зря советы давать не будут.

Третий «классический» способ рисования акварелью (некоторые его называют «вторым способом работы по сырому», я же его называю – «по мокрому») заключается в следующем: перед работой лист покрывают чистой водой и дают подвянуть. Пишут по ещё влажному листу, благодаря чему получаются мягкие переходы оттенков. Если бумага натянута на стиратор, то поддерживать влажность листа поможет картон, сильно увлажнённый и прижатый снизу.

Применима и смешанная техника, когда часть изображения прописывается отмывкой или способом «по сырому», а, например, небо с расплывчатыми лёгкими облаками или водная поверхность, покрытая волнами, пишутся по увлажнённой бумаге. Можно также при этом вливать один цвет в другой или ослаблять его прикосновением чистой полусухой кисти. Следует следить за тем, чтобы не появлялись непрозрачные, грязные по цвету пятна. Все неудачные участки живописи отмывайте чистой, сильно увлажнённой кистью. Но учтите, что отмывка не всегда удаётся полностью, поэтому от акварелиста (не путайте с кавалеристом!) требуется точность и уверенность в работе, тщательная проверка смесей пробами на отдельном листе бумаги (я для этой «операции» использую белую тарелку!). Если этюд получился несколько раздробленным в деталях или потерял свежесть, то его можно поправить, подставив под ровную струю воды из крана («оживить»). Излишне утолщённые слои красок смоются, оттенки обобщатся и смягчатся. Новой пропиской с учётом основных цветовых отношений этюду можно вернуть свежесть.

При использовании любого способа акварельной техники соблюдайте единую для всех этюдов последовательность цветового решения «от общего к частному и опять к общему».

И ещё: перед тем, как приступите к работе над картиной, снимите кольца, перстни, галстуки, бабочки, оденьте что-нибудь лёгкое, не обтягивающее тело – это послужит повышению качества создаваемого вами произведения, да и удовольствие от работы в этом случае вы получите гораздо большее!

Теперь, несколько слов о подготовке к рисованию методом лессировки. Приготовьте лист ватмана формата А4 (или полуватмана, если полного ватмана нет под рукой) – именно на таком формате следует начинать работать акварелью, он не слишком мелкий и не очень крупный, как нельзя лучше подходит для рисования методом лессировки. Использовать бумагу лучше не из блокнота, либо альбома, а из набора для черчения (листы не соединены между собой). Как правило, первый (верхний) лист пакета не используйте – его часто трогают руками и на нём остаются отпечатки пальцев – они поначалу, вроде бы, не видны, но при нанесении на бумагу даже первого слоя акварели, тут же проявятся (для набросков и рисунков простым карандашом этот лист подойдёт – для этого его и используйте!)! Приготовьте стеклянную банку ёмкостью 0,75 литра, заполненную почти полностью чистой водой комнатной температуры (не забывайте на каждом этапе рисования менять воду на чистую!). Приготовьте как минимум три кисти – крупную, среднюю и мелкую (колонковую, беличью, а в качестве крупной можно использовать даже «ученическую» - из пластмассовой «щетины»). Краски краскам рознь – от их качества будет сильно зависть и качество вашего труда. Я предлагаю использовать акварельные краски «Нева», «Ленинградские» - как в тюбиках, так и выполненные в виде обычных плиток, таблеток и прочего разнообразия форм (так называемые «полусухие», можно – «медовые»). Если нет заводской палитры, то используйте для смешивания красок обыкновенную бытовую тарелку белого цвета из фарфора или фаянса, предварительно вымыв её с мылом и просушив (можно вытереть и полотенцем, но только чистым и свежевыстиранным!). И … мойте руки с мылом перед едой и … рисованием! Уделите некоторое время выбору предметов натуры и их композиции. Расставьте их так, как приятно вашему глазу – это значит, что и другим ваша картина тоже будет приятна. Выберите наиболее интересный ракурс (это будет ваш взгляд на видение реальности, ваш выбор, но именно этот ваш выбор и будут оценивать в дальнейшем «зрители»! И если он им понравится, то не исключено, что Вы станете их кумиром!). Ну вот, вы и готовы начинать … дерзать (не путать с глаголом «дерзить»!)!


Рис.1. Натюрморт. Карандаш.


Рис.2. Лист бумаги смочен водой.

Ну, а теперь непосредственно о самом методе «лессировка». Этот метод рисования акварелью я мысленно разделил на десять этапов – десять прорисовок, десять слоёв постепенного наложения акварели. Нулевым этапом (собственно я его считаю подготовительным этапом, так как в нём акварель не используется – только простой карандаш) является прорисовка на листе ватмана (на «худой конец» – полуватмана) контуров предметов натюрморта (именно его мы будем писать в качестве примера использования способа «лессировка») простым карандашом (рис.1). Карандаш следует взять средней мягкости, например «Конструктор ТМ» (ТМ означает – твёрдо-мягкий), остро заточенный, ибо слишком твёрдый будет царапать бумагу, а сильно мягкий оставлять слишком «жирные» полосы. Контуры натюрморта прорисовываются слабо, так, чтобы впоследствии легко смылись водой и не просматривались под мазками краски. На предметах и общем фоне следует также слегка отметить кроме контуров и места расположения теней, полутеней, отражений, переотражений, бликов. Нужно слегка прорисовать и мелкие детали – это облегчит дальнейшую работу кистью. Не забывайте и о перспективе – чем дальше предмет, тем он видится мельче, все уходящие вдаль линии, даже если они невидимы, должны сходиться в одной точке «горизонта». Этот предварительный этап изображен на рисунке 1.

Первый этап: лист бумаги (только его поверхность со стороны нанесения краски) смачивают под струёй воды. Места, откуда вода стекла, не увлажнив листа, более обильно прорабатывают широкой кистью, смоченной в чистой воде. Дают бумаге несколько минут подвянуть (слегка просохнуть). Обратите внимание: после «водной» процедуры карандашный набросок заметно уменьшил свою контрастность (рис.2). Используя широкую кисть, подбирают цветовую гамму для окружающего предметы фона, смешивая на палитре (тарелке) различные краски между собой – обычно, для получения нужного цвета, достаточно использовать два-три цвета (можно больше!). Краска при этом должна получиться очень бледной (раз в 10-15 слабее самой натуры). Прорисовывают сначала более светлые области, затем более тёмные пятна (тени, например). Если где-либо образуются резкие края мазков – их тут же размывают кистью, смоченной в чистой воде, резких переходов и краёв в мазке не должно быть. Не пытайтесь сразу на первом этапе добиваться какой-либо завершенности рисунка – оставьте это для последнего этапа. Образовавшиеся потёки удаляют «полусухой» кистью. Места, где должны находиться блики, следует оставить не тронутыми. После нанесения первого слоя краски в качестве фона, первый этап лессировки следует считать законченным. Красочному слою нужно дать 5 минут, чтобы подсохнуть – закрепиться. Если этого не сделать, то краска не успеет проникнуть в поры бумаги и при следующих нанесениях новых слоёв, либо смоется, либо превратится в некрасивые грязевые лужи. При очень активной попытке смыть последние, бумага может потерять своё качество – разрыхлится и пойдёт лохмотьями.


Рис.3. 1 и 2 этапы рисования методом лессировки.

Второй этап заключается в нанесении второго красочного слоя. При этом насыщенность цвета слегка усиливается. На рисунке 3 изображен результат сразу двух этапов – первого и второго (они отличаются только насыщенностью).

Между вторым и третьим этапом можно сделать длительный «перекур», однако, если он слишком большой, то лист следует «оживить», ненадолго подставив его под струю чистой воды. Сам третий этап заключается в нанесении красочного слоя на предметы натюрморта. При этом краски должны иметь цвет натуры, но быть гораздо бледнее её. Прорисовав предметы, следует вернуться к прорисовке окружающего фона. Нанеся ещё один слой краски на него, листу бумаги дают подвянуть (5 минут) и приступают к четвёртому этапу. Он ничем особым не отличается от третьего этапа – наносится ещё один слой краски – контрастность рисунка усиливается. Результат третьего и четвёртого этапов показан на рисунке 4.


Рис.4. Акварель. Метод лессировки. 3 и 4 этапы.

После этого можно тоже сделать длительный перерыв, но, приступая к пятому этапу, не забудьте снова «оживить» натюрморт «живой» водой. Пятый этап – это продолжение четвёртого – наносится ещё один слой краски, тени, оттенки прорисовываются более глубоко. Краски при смешивании цветов применяют более насыщенные. На этом этапе следует помнить некоторые моменты, а именно: В натуре никогда нет в наличии резких (острых линий). Они могут быть только при переходе от яркого пространства (как грани), к тёмному, от одного цвета к другому, как нет в природе и чистого чёрного цвета – даже если ваш глаз и не замечает присутствия другого цвета в чёрном – он всё равно есть. Мозг человека воспринимает его как некую отличительную особенность – он может быть теплее, холоднее, мягче, жестче, насыщеннее, бархатнее и тому подобное. Хотя, бывают и редкие исключения, например, чёрная полоска под днищем предметов натюрморта. То же касается и белого цвета (вспомните блики!). На этом этапе в некоторых местах можете использовать кисть средних размеров.


Рис.5. Акварель. Натюрморт. Лессировка 5 и 6 этапы.

Шестой этап выполняется после небольшого пятиминутного «тайм-аута». Здесь действует правило: прорисовал общее, вернись к частному (к деталям – начинайте смело их прорисовывать!), а затем снова к общему и так далее, постепенно усиливая силу краски. На этом этапе рисования смелее используйте среднюю кисть. Результат пятого и шестого этапов показаны на рисунке 5. Теперь снова можно сделать большую «перемену» - длительный перерыв.


Рис.6. Акварель. Натюрморт. Лессировка 7 и 8 этапы.

Результат седьмого и восьмого этапов показан на рисунке 6. Не забудьте перед этим этапом «оживить» этюд, но делать это уже желательно не под струёй воды из крана, а смоченной крупной кистью, и не во всех местах, а тех, где Вы непосредственно сейчас планируете делать прорисовки. Кисть должна быть слегка влажной. Нетрудно заметить, что на этом этапе уже ярко выражены мелкие детали, окружающий фон предметов приобрёл свой реальный цвет, однако контрастность предметов ещё явно мала, не хватает чего-то … для полного «счастья», хотя рисунок уже и кажется почти завершенным. Начинайте на этих этапах использовать мелкую кисть. Между седьмым и восьмым этапами также следует сделать пятиминутный перерыв.


Рис.7. Натюрморт. Акварель. Лессировка, завершающий 9 этап. Рубцов В.П.

Девятый и десятый этапы являются завершающими. Они показаны на рисунке 7. Смелее используйте мелкую кисть, не забывая при этом и о средней. Ударьте ими по самым тёмным местам, подсветите различными цветовыми оттенками блики, оставив белыми их сверкающие места. Доведите до «кондиции» отражения и переотражения, если таковые имеются, а они имеются – не сомневайтесь, только не все и не всегда их замечают. Вот тут то и можете в некоторых местах применить «резкие» линии, например, под основаниями предметов, при прорисовывании веток деревьев, проводов электропередач и тому подобным. И вообще, помните: Все цвета всех предметов в натюрморте взаимодействуют между собой, обогащая оттенками друг друга, включая и окружающий предметы фон.


Рис.8 Окончательный 10 этап натюрморта.

Вот мы и закончили рисовать натюрморт с кофейником, кувшинчиком и чашкой. Помните, этапов при использовании метода лессировки должно быть не менее десяти. Не менее! Более быть может! Это не возбраняется и даже, желательно!

Если вы решили узнать, что такое лессировка, это значит, что вы — начинающий художник, и интересуетесь различными видами творческой деятельности. Техник живописи, так же как и рисунка или обработки декоративных материалов, существует несколько. Лучший вариант — попробовать все методы работы и выбрать подходящий, наиболее понравившийся, или совмещать несколько. Это привнесет разнообразие в вашу деятельность и поможет выработать собственный стиль.

Определение

Лессировка — это последовательное нанесение прозрачных слоев краски с условием обязательного высыхания предыдущего. Задача данного способа работы - получить сложные оттенки цвета путем оптическиго смешения "чистых" колеров, наложенных один на другой. Важно хорошо просушить первый слой, перед тем как приступать к работе со вторым, чтобы не произошло механического смешения оттенков. Иначе может получиться грязный некрасивый цвет, а совсем не тот эффект прозрачности работы, который вы ожидали получить. То же касается и количества слоев. Их не делают слишком много. В зависимости от используемых материалов накладывают не более пяти на одну область. Если перестараться, можно, опять же, получить грязный цвет вместо желаемого прозрачного живописного эффекта легкости объектов.

Принцип работы

Главное, следует запомнить, что лессировка — это нанесение именно прозрачных слоев краски, то есть любой пигмент должен быть сильно разбавлен водой или другим подходящим составом. Цвета для нанесения обычно используются спектральные, то есть не смешанные, а те, которые у вас уже есть в наборе красок. Например, чтобы получить зеленоватые оттенки, фон сначала покрывается желтым в один или несколько слоев в зависимости от необходимой интенсивности цвета, а затем аналогичным образом используется синий цвет. При оптическом смешении желтого и красного слоев получаются оттенки оранжевого. Стоит помнить, что первым лучше накладывать более светлый слой, например сначала желтый, а на него - синий.

Материалы для работы

Итак, вы поняли, что такое лессировка. Краски, которые вы используете для работы, должны разбавляться до прозрачного состояния. Как правило, для этих целей используют акварель, которая легко доводится с помощью воды до нужной концентрации. Также используют и даже акриловые. В последнем случае лучше применять специальный состав для придания прозрачности. При работе с масляными красками используют растворитель или подобные жидкости.

В качестве основы для нанесения лессировок можно выбирать бумагу, грунтованный холст, ДВП, дерево и другие заготовки для декоративно-прикладных работ.

Лессировка в живописи

При создании картин данная техника используется как самостоятельная или как вспомогательная. В первом случае работа создается, как правило, с использованием хроматических оттенков, то есть всего спектра возможных оттенков. Второй вариант работы подразумевает создание монохромного изображения, которое еще называют гризайлью.

Оно позволяет сконцентрироваться на тональных переходах, создании формы и объема предметов, не обращая внимание на цвет. Часто техника лессировки используется для создания подмалевка в масляной живописи (распределения тональных переходов).

Пошаговое выполнение картины акварелью

Если вы решили осваивать технику послойного создания пейзажа, портрета или натюрморта, обратите внимание на сложность сюжета. Выбирайте простые варианты. Для работы с натуры составьте несложную композицию из нескольких объектов, которые не изменятся даже через несколько недель вашей работы. Не используйте цветы, фрукты или замените натуральные искусственными аналогами.

Еще один вариант — копировать готовую картину. Это проще, если не брать сложный сюжет. В качестве первого опыта можете выбрать для выполнения копии такую картину, к которой есть пошаговое объяснение работы в фото- или видеоформате.

Общая последовательность действий будет такая:

1. Выбираете сюжет и прорисовываете контуры тонкими линиями на листе бумаги (лучше специальной акварельной). Выполняете первый прозрачный слой фона. Он может быть как одного оттенка, так и созданным по-сырому с плавным переходом тонов.

2. Просушиваете первый слой и начинаете заполнять участки картины другими прозрачными слоями, обходя нужные детали по внешнему или внутреннему контуру. Переходы от одного цвета к другому в одном слое лучше выполнять плавными, если это не границы формы, как на примере следующей иллюстрации.

3. Снова просушиваете созданный слой и по такой же технологии выполняете третий.

4. На завершающем этапе создаются самые темные и насыщенные участки. Не забудьте, что они все равно должны оставаться прозрачными.

Лессировка по дереву

Очень интересных эффектов можно достичь с помощью этой техники и в декоративно- прикладном творчестве. Часто в качестве основы для изготовления сувениров используют дерево, так как оно дешево, доступно, а ассортимент современных заготовок очень разнообразен. Для декорирования дерева используют разные материалы и методы. Что касается лессировок, они позволяют изменить оттенок исходного объекта с сохранением фактуры материала (волокон, прожилок, колец, если используется Это можно широко применять в своем творчестве, когда нужно просто изменить оттенок какого-либо объекта, например затемнить или придать декоративный эффект состаривания поверхности, радужных переходов.

Лессировка в декупаже

Если вы занимаетесь изготовлением сувениров в салфеточной технике, метод послойного нанесения прозрачной краски вам тоже пригодится. Так как в качестве основы для работы часто используют дерево, все сказанное в предыдущем разделе легко применимо и здесь. Хотя, кроме получения нового оттенка фона как на дереве, так и на другом материале, вы легко можете создать необычные эффекты для самих наклеиваемых изображений, выполнив либо предварительную тонировку фона, либо с уже наклеенной салфеткой. Очень много эффектов позволяет получить лессировка. Мастер-класс по написанию акварельной картины - это лишь малая часть возможностей техники. В декупаже вы можете создавать эффект состаривания вещи, придавать заготовке фактуру мрамора, драгоценных камней и других материалов. Также с помощью лессировки легко изменить даже настроение, производимое впечатление от используемого изображения, сделать его более приглушенным, если это необходимо.

Итак, вы узнали что представляет собой лессировка. Это очень интересная и полезная техника. Ее можно использовать как для создания живописных картин акварелью на бумаге, так и для декоративно-прикладных работ с целью получения необычных эффектов.