Чем причина в отсутствии мотивации. Отсутствие смысла жизни и жизненной энергии: что делать, если нет мотивации? Полоса черная, полоса белая

Бушмены – низкорослый народ, однако сложены они пропорционально. А вот какого цвета у них кожа, сразу определить трудно. В Калахари тратить воду на мытье – непозволительная роскошь, и поэтому «естественные наслоения» мешают выяснить этот вопрос. Ясно только то, что бушмены гораздо светлее пигмеев и своих соседей – банту и что они имеют кожу желтоватого оттенка, свойственную жителям Южной Азии. О них же напоминает и специфическое строение лица охотников Калахари: широкие скулы, обусловленный эпикантусом узкий разрез глаз и немного припухшие веки.

Облик молодых бушменок преисполнен обаяния. Известный датский этнограф Йене Бьерре в своей книге «Затерянный мир в Калахари» пишет, что повидав много африканских племен на всем континенте, он не встречал никого красивее девушек – бушменок. «У них отсутствуют крупные, как у негров, черты лица, а женственность подчеркивается стройностью ног и нежностью рук превосходной формы. Красивую шею сплошь и рядом венчает очень привлекательная головка, напоминающая по форме сердце, и эта физическая привлекательность еще больше выигрывает от обычной для них милой проказливости».

Как не похожи взрослые бушменки на своих очаровательных юных соплеменниц!

У них чрезмерно развиты бедра и ягодицы – гораздо в большей степени, чем у женщин других африканских народов. В результате ненормального питания живот у бушменок постоянно раздут. Поэтому многие бушменские племена, стремясь выделить пользующихся у них особым уважением беременных женщин, обмазывают их золой или охрой. Быстро стареют и бушменские мужчины: к тридцати пяти годам их тела покрываются глубокими морщинами, кожа обвисает.

Кто эти люди, веками кочующие по неприветливой Калахари, испытавшие на себе влияние других народов, но ведущие в ХХ веке жизнь охотников и собирателей доземледельческой эпохи? Какова окутанная тайной история этих бродячих отшельников, разгадка которой может дать ключ к пониманию великих древних миграций народов Африки?

Властители пустыни

Бушмены – небольшая группа охотничьих племен Южной Африки. У них сохранились наиболее архаичные формы социально-экономического строя, а вместе с этим и религии. Сейчас это уже остатки гораздо более многочисленного древнего населения этой части Африки, оттесненного более поздними пришельцами, земледельческими и скотоводческими народами.

Голландско-бурская и английская колонизация XVII-XIX вв. привела к истреблению и гибели большинства оставшихся к тому времени бушменских племен. Когда-то племена бушменов были разбросаны по всему побережью пустыни Намиб в юго-западной Африке, от берегов реки Кунене до реки Оранжевой, а еще раньше они обитали на большей территории африканского континента.

У бушменов нет понятия частной собственности. Они считают, что все то, что растет и пасется в пределах территории их обитания, принадлежит всем. Эта философия стоила жизни многим тысячам «кустарниковых людей». За одну убитую бушменами корову убивали 30 бушменов. Затем, когда эта жесточайшая мера не помогла, фермеры-колонизаторы организовали несколько карательных экспедиций против бушменских племен, уничтожая их, как диких зверей. На них устраивали облавы, используя специально притравленных собак, сжигали сухой кустарник вместе со спрятавшимися в нем бушменами. В колодцы, находящиеся в пустыне, которыми пользовались бушмены, сыпали сильнодействующий яд. Вокруг одного из таких колодцев однажды были обнаружены 120 трупов бушменов, попробовавших отравленную воду. Их уничтожали буры, голландцы, немцы, англичане. Это было в начале века, но и в конце его мало что изменилось.

Рыжие африканеры в борьбе против партизан СВАПО широко использовали апробированный метод отравления водоисточников. Партизаны, в их рядах были и представители бушменских племен, прежде чем испить воду из колодца, давали попробовать ее пленным, если таковые были у них на тот момент, или собакам. Не надо негодовать и возмущаться жестокостью чернокожих, растиражированной средствами западной информации, когда отравленная стрела уносит на тот свет отдельных белых поработителей. Европейцы, колонизировавшие Африку, заслуживают такого отношения к себе, если еще не худшего.

Бантуязычные племена Анголы и Намибии – куаньяма, идонго, гереро, амбуела и другие, являясь скотоводами, боготворят своих домашних животных. И если бушмены начинают охотиться на их коров и коз, возникают серьезные проблемы. Потеряв корову, они похищают молодую бушменку, делая ее бесправной «последней» женой, другими словами, полурабыней. Молодые бушменки красивы, большие любительницы танцев и песнопений.

У бушменов нет вождей, как в других африканских племенах. Находясь в условиях постоянного полуголодного бродяжничества по пустыне, они не могли разрешить себе такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Вместо вождей у бушменов старейшины. Их выбирают из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, и они не пользуются никакими материальными преимуществами.

Вода – основа основ жизни в пустыни Намиб и Калахири . В переводе на русский язык Калахири означает «мучимая жаждой». В пустыне нет воды, но подземные воды всегда есть. Бушмены добывают ее всюду, выкапывая неглубокие ямы, выводя на поверхность с помощью стеблей растений или высасывая влагу через эти стебли. Иногда бушмены отрывают колодцы глубиной в шесть и более метров. В некоторых колодцах вода держится относительно долго, а в других исчезает через несколько дней. Среди бушменов есть старики, умеющие находить исчезнувшую воду. У каждой группы бушменов в пустыне есть секретные колодцы, тщательно заложенные камнями и засыпанные песком так, чтобы ни малейший признак не выдал место нахождения драгоценнейшего хранилища.

У этих людей есть многое из того, что утратили мы, жители городов. Чувство взаимопомощи у них развито необычайно сильно. Например, ребенок, найдя в пустыне сочный плод, не съест его, хотя никто бы этого и не увидел. Он принесет находку в стойбище, и старшие разделят его поровну. И в то же время, когда племя бушменов откочевывает в новый район в поисках диких животных и растений, глубокие старики, не способные идти вместе с племенем, остаются на старом месте, их бросают, чтобы не тащить по пустыне: «Незачем ждать много лун подряд, пока старик или старуха умрет или поправится».

Бушмены верят в загробную жизнь и очень боятся умерших. У них существуют особые обряды захоронения покойников в землю, но культа предков, господствующего у более развитых африканских племен, у них нет. Наиболее характерная черта в религии бушменов как охотничьего народа – промысловый культ. С молитвами о даровании успеха на промысле они обращаются к разным явлениям природы (к солнцу, луне, звездам) и к сверхъестественным существам. Вот одна из таких молитв: «О луна! Там, в высоте, помоги мне убить газель. Дай мне поесть мяса газели. Помоги мне этой стрелой поразить газель, этой стрелой, этой стрелой. Помоги мне наполнить желудок».

С такой же молитвой обращаются бушмены к кузнечику-богомолу, который называется цг‘аанг или же цг‘аанген, то есть господин. «Господин, приведи мне самца гну. Я люблю, когда у меня сытый желудок. Господин! Пошли мне самца гну!»

Язык у бушменов очень труден для произношения европейцам. У них нет числительных: один и все, а дальше – много. Говорят они между собой очень тихо, видимо, привычка первобытных охотников, чтобы не вспугнуть дичь. Кочуя по пустыне в поисках съедобных растений или преследуя антилоп , бушмены не задерживаются на одном месте. Там, где их застает ночь, они роют неглубокую яму, с наветренной стороны строят заслон из травы, хвороста, веток кустарника и укладываются на ночлег. Обычно свой табор они устраивают среди кустарника, за что, видимо, и получили от европейцев название – «кустарниковые люди», то есть бушмены. Постоянное жилье бушменов незначительно отличается от временного. Они строят его, используя те же подсобные материалы с применением шкур антилоп. Бушмены – кочевники, и когда иссякает пища, они покидают это место и уходят в поисках ее дальше.

Устроив новое стойбище, женщины совершают большие переходы в поисках страусовых яиц . Их содержимое аккуратно выпускают через маленькое отверстие, проделанное каменным шилом, а скорлупу оплетают травой. Из страусового яйца бушмены изготовляют фляги для воды, без которой ни один бушмен не отправится в путь. Дети вместе с матерями собирают осколки скорлупы от яиц (после вылупления страусят), тщательно их шлифуют, придавая овальную форму, острой костью просверливают отверстие в центре овала и нанизывают на сухожилие. Таким образом изготовляют бусы, серьги, подвески и мониста. Используют также при выделке шкуры диких животных, украшая орнаментом.

У бушменов нет своего скота, поэтому не умеют обращаться с домашними животными. Лишь те из них, кто работал на фазендах и фермах белых, научились, например, доить коров. Если представляется возможность, бушмены сосут молоко коров и коз прямо из вымени. Бывают случаи, когда бушмены находят в пустыне самок антилоп орикса и сосут молоко вместе с телком. Случай невероятный, но такое взаимопонимание имеет место. Они объясняют это «пониманием антилопы желаний бушмена, просящего молоко».

Никто в Африке не может сравниться с бушменами своим знанием природы. Бушмены – непревзойденные охотники и следопыты, художники и знатоки змей, насекомых и растений. Они лучшие танцовщики, наделенные удивительной способностью к подражанию. Существует поверье, что бушмены понимают «язык» бабуинов (павианов). Понятно, язык бушменов ничего общего не имеет с «языком» бабуинов, но все же это первобытный, древний язык, его нельзя отнести ни к какой языковой группе.

Однажды, наблюдая в оптику за действиями бушмена при общении с самкой орикса, я подумал, что наши далекие предки, видимо, вот так же, как этот бушмен, жили среди дикой природы и приручили собаку, корову, козу, лошадь, свинью и других животных, которые сейчас называются домашними. Наши выдающиеся зоологи и охотоведы делали и делают тщетные попытки приручить диких животных, например лося, зубра, волка, но результаты их усилий мизерные – от человека не так «пахнет». Видимо, разорваны незримые нити, связывающие человека с животным миром, с природой. Мне показалось, что, займись сейчас бушмены «плановым одомашниванием» диких животных, они бы получили феноменальные результаты. Цивилизованный человек не ладит с пугливыми дикими животными, их могут с успехом одомашнить только люди, стоящие на той же ступени, что и наши далекие предки, приручившие теперешних домашних животных.

Современные исследователи Африки называют бушменов «властителями пустыни». С этим трудно не согласиться. Мы же их в шутку называли «примитивными коммунистами». В естественных условиях бушмены физически самые крепкие люди, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться врачам. Мне вспоминается случай, когда раненного в живот бушмена товарищи по оружию на импровизированных носилках тащили «семь лун» (семь суток), после чего только через двадцать часов представилась возможность его оперировать. Наш хирург вырезал полтора метра кишок, зашить же не представлялось возможным. По словам хирурга, с таким ранением белый погиб бы через 24 часа. Бушмен перенес операцию, и через две недели его можно было видеть среди выздоравливающих, весело болтавшим и пританцовывающим.

Бушмены не придают значения даже серьезным ранениям. Врачи иногда делали операции без наркоза, и в это время оперируемые бушмены оживленно переговаривались. В одном поселении бушменов мы увидели старого бушмена-инвалида, у него не было ступни. В детстве он попал ногой в стальной капкан. Бушмен понимал, что если он не освободится из него, то станет добычей леопарда . Разжать стальные дуги капкана у него не было сил, и он отрезал по сухожилию свою ступню. Потерял много крови, но остался жив.

О живучести бушменов говорит и тот факт, что, когда группа бушменов кочует по пустыне и в этот момент одну из бушменок застают роды, она просто на некоторое время покидает группу, а затем с родившимся ребенком догоняет ушедших вперед сородичей. Бушменки кормят грудью детей несколько лет, и до следующих родов он сосет грудь матери, а следующие роды могут быть через три или четыре года. По законам пустыни мать бушменка убивает новорожденного, если он родился раньше указанного времени, чтобы дать возможность выжить предыдущему ребенку.

Бушмены не имеют своего скота, мясо они добывают эпизодически, а ягод, кореньев, ящериц и термитов им тоже не хватает. Среди бушменов отмечается большая детская смертность. В отличие от скотоводческих африканских племен, где может быть до восьми жен, в семье бушмена можно встретить 2-3 детей, причем разница в возрасте между ними значительная. Семьи, где было бы 5 детей – большая редкость. Но выжившие дети становятся почти неуязвимыми к болезням и легко переносят голод, если случается. Бушмены не болеют эпидемическими болезнями, поражающими европейцев, если живут свободно. У них есть свои лекарственные травы и коренья. От головной боли, например, они используют корни специальных растений, греют на костре и прикладывают к голове.

В пищу бушмены используют все. Пекут на углях саранчу и крылатых термитов , ящериц, гусениц и многоножек. Едят корни и плоды дикоросов, но самое любимое блюдо бушменов – мясо. Если оно есть у бушмена – это счастье. А аппетит у него отменный: несмотря на очень низкий рост и хилое телосложение, желудок бушмена может вместить невероятное количество мяса. Он способен, видимо, растягиваться, как резиновая камера. Антилопу средних размеров семья бушменов может съесть за один прием, едят, как волки, несколько часов.

Для бушменских женщин характерна стеатопигия – несоразмерно развитые ягодицы и бедра. Сама природа позаботилась, чтобы на бедрах и ягодицах бушменок был большой слой подкожного жира, который способствует выживанию в голодное время. Ни один народ не смог бы жить в тех условиях, в которых живут бушмены: голая пустыня, где нет воды и пищи, температура днем держится на отметке +50 С. Уши опухают от испепеляющего солнца пустыни и становятся похожими на разварившиеся вареники, из-за нестерпимой жары во рту появляется «известковая» сухость. Все время тебя преследуют миражи: то изумрудные рощи, то бирюзовые озера. И в этих забытых Богом диких местах находишь вдруг следы, но это уже не мираж. Это следы бушменов, которые постоянно живут в этих местах.

Даже дети, которых матери несут на спине, поскольку они еще слишком малы, чтобы самостоятельно идти вместе с родителями, могут пить горькую и вонючую воду, как антилопы, потому что знают – расстояние между этим и следующими источниками воды очень большое. В саванне во время сухого сезона, когда в течение шести месяцев с неба не упадет ни одной капли воды, все источники высыхают. Остаются лишь отдельные ямы, подступы к ним испещрены следами различных животных – и крупных, и мелких. Вода в этих ямах становится буро-зеленого цвета. К ней идут, летят и ползут утолить жажду все: слоны , буйволы и жирафы , аисты и вороны, ящерицы и вараны, мухи и пауки. Я не знаю, сколько в ней всяких «палочек» и «столбиков». Один раз можно все же испить эту жижу, но всю жизнь? Это просто невероятно, а бушмены пьют, живут и здравствуют.

Бушмены знают противоядия против ядовитых змей и скорпионов. Некоторые бушмены глотают яд ядовитых змей и скорпионов, тем самым вырабатывая иммунитет. От укусов ядовитых гадов они используют корень ползучего растения. Называют они это растение зоокам. Семена его они тоже используют как противоядие. На месте укуса делается разрез ткани. Тот, кто отсасывает яд, если это не может сделать укушенный, пережевывает во рту этот корень, превращая его в кашицу, оставляет во рту и высасывает яд из разреза раны. Бушмены носят этот корень всегда с собой на шее в специальной сумочке, чтобы незамедлительно использовать в случае укуса.

Для охоты на диких зверей бушмены широко используют отравленные наконечники стрел. Их они смазывают. Стрелы со смазанными змеиным ядом наконечниками, являются грозным оружием. Ни одному животному не удается выжить, если этот яд попадает в кровь. Каждое племя бушменов имеет свои рецепты приготовления ядов. Кочуя по саванне и пустыне, бушмены отыскивают растения, необходимые для их изготовления. Компонентами яда могут служить и совсем неядовитые растения, но смешивая сок, пыльцу этих растений с другими, получаются смертоносные рецепты, не уступающие по своей силе яду кобры или мамбы. Бушмены, добывающие дичь при помощи отравленных стрел, не всегда вырезают место, куда попала стрела: они считают, что мясо вокруг раны наиболее вкусное. Стрелы бушменов без оперения. Они подкрадываются к животному на очень близкое расстояние и пускают стрелы. На короткой дистанции они, не теряя направления, точно попадают в цель. Отравленные наконечники некоторые бушмены делают из кости, но большинство используют для охоты металлические, хранят и носят в специальных пеналах или кожаных сумках. При стрельбе они соединяют наконечник стрелы с древком, которое может быть из тростника или выточенного дерева. Стрелы у всех охотников юга Африки – это настоящее произведение искусства. Тонкие, легкие, выточенные из дерева, с нанесенным орнаментом темно-коричневого или цвета охры. Луки же примитивные, но надежные.

Натягивают бушмены тетиву двумя пальцами: указательным и средним. Бушмены учили меня стрельбе из своих луков. Сначала мне казалось, что это очень просто, и я попробовал натянуть тетиву большим и указательным пальцами, но из этого ничего не получилось. Лук достаточно тугой, и таким способом натянуть его у меня не хватило сил. Они показали, как надо натягивать лук, и у меня получилось – стрела полетела в сторону цели. Чтобы обращаться с бушменским луком, нужна длительная тренировка и навык. Съемные наконечники бушмены используют, чтобы надежнее поразить добычу.

Бушмены охотятся и скрадывают животное в кустарнике (буше), и при жестком соединении наконечника с древком стрела может выпасть из тела животного, которое после ранения несется по кустам, цепляя стрелой за сучья и ветки. Наконечник же, насаженный свободно на древко, всегда остается в теле, и яд надежно отравляет кровь жертвы. У этого племени существует интересный способ отравлять копытных, в основном антилоп , которые приходят на водопой. Для этого они используют ядовитое растение зупорбия канделабра. Источник воды бушмены загораживают забором из сухого колючего кустарника, рядом с ним роют яму в земле и по канавке заполняют водой, набрасав туда ветки ядовитого растения. Выделяющийся сок покрывает воду пеной. Антилопы приходят к источнику, и, видя заграждение, начинают тыкаться в поисках подступа к воде. Найдя ее, пьют из отравленной лужи. Все зависит от количества воды и веток зупорбии. Если яда достаточно, то антилопа может пасть недалеко от источника. Добычей становятся даже такие крупные животные, как зебра или антилопа гну. Мясо отравленных таким способом животных не ядовито.

Охотясь на страусов , антилоп , зебр , бушмен всегда использует соответствующую маскировку и свою способность подражать движениям животных. Для страусов он использует их шкуру. Высоко подняв на палке голову птицы, входит в центр стаи страусов, на ходу передергивая перьями, как это делают птицы. крадывая антилоп, бушмен обязательно использует куст сухой травы или кустарника, такого, какой окружает пасущихся антилоп. Охотясь, бушмен проявляет исключительное терпение. Если он ранил антилопу, преследует ее иногда в течение нескольких дней, но никогда не расстанется со своим трофеем. При этом он тропит зверя без отдыха, находя следы даже на каменистом грунте, где практически ничего не видно.

Бушмены никогда не держали скота. Единственным домашним животным, которое всегда сопровождает бушмена, является собака. Видимо, это животное служит бушмену тысячелетия. Бушменские собаки – это дворняжки светло-коричневого окраса, с темным или черным ремнем на спине, со стоячими ушами, продолговатой мордой, величиной с нашу русскую гончую. Собака злобная. Безмолвно бушмен и его собака передвигаются по пустыне, как тени. Почуяв опасность, собака лишь слегка тявкнет, предупреждая хозяина.

Бушмены относятся к самым низкорослым народам на земле, но они не карлики. Очень пропорционально сложены, их физическая сила несоразмерно велика по сравнению с их ростом. Бушмены чем-то похожи на монголоидов из-за своих глаз. Знойный климат сделал их глаза узкими и собрал вокруг них характерные складки. Цвет кожи у них варьирует между темно-желтым и шоколадным. У мужчин на лице редкие усы и бородка.

Бушмены, работающие на сельскохозяйственных фермах, научились ловко ездить верхом на лошадях и на них охотятся на антилоп. Нагнав животное, бушмен на полном скаку спрыгивает с лошади и сыромятным ремнем душит свою добычу. Они удивительно быстро научились пахать, управлять волами.

Бушмены не такие уж простаки, какими бы первобытными они ни были. Когда спросили одного древнего бушмена, сколько ему лет, старик ответил: «Я молод, как самое прекрасное желание моей души, и стар, как все несбывшиеся мечты моей жизни».

В настоящее время бушмены не занимаются живописью и ничего не могут сказать о рисунках, оставленных их предками. Однако есть достоверные данные, что еще в конце позапрошлого и начале прошлого столетия бушмены занимались рисованием. В многочисленных пещерах находятся изумительные наскальные рисунки неизвестных художников. На стенах изображены буйволы, огромные черные фигуры людей, газели и птицы, страусы и гепарды, антилопы канна. Поздние художники добавляли к ним других персонажей: людей с мордой крокодила, полулюдей-полуобезьян, танцующих людей и ушастых змей. Эти наскальные рисунки представляют собой самые реалистические изображения, известные ученым.

По своей природе бушмены очень правдивы. Они не умеют лгать и лицемерить. Долго помнят обиды. У бушменов нет точного представления о времени, они не знают, что такое деньги, не заглядывают в будущее. Если у них есть вода и мясо, в Африке нет более счастливых людей, чем бушмены. Это настоящие дети дикой природы. Оставь бушмена одного в пустыне, голого, с пустыми руками, и он раздобудет себе пищу, воду, одежду, высечет огонь и будет жить обычной жизнью. огда видишь бушменов в их родной обстановке, ты видишь своих далеких предков.

На засушливых простора «Земли жажды» (Калахари) живут древнейшие охотники и собиратели - бушмены племени Кунг (13 000 человек). Предположительно, они пришли в эти места 20 тысяч лет назад и до сих пор сохраняют традиционный образ жизни. Кунг не имеют фамилий, не считают прожитые годы. Они верят духам и любят с ними общаться во время ритуального трансового танца.

В отличии от негроидов, бушмены имеют более светлую кожу и тонкие губы. Эти дети степей, в большинстве сохранившие древний уклад жизни, кочуют по огромной саванне небольшими группами по 20-60 человек. Обычно в группу входят несколько братьев и сестер вместе со своими супругами, детьми и родителями. Такая большая семья каждые несколько недель меняет место жительства, когда охотничьи угодья истощаются.
Другие группы находятся обычно на расстоянии нескольких дней или даже недель пешего хода. Антропологи отмечают, что бушмены кунг очень дружелюбны, у них нет никаких имущественных претензий друг к другу. Как нет старейшин, структуры власти или управления. Ученые на протяжении двух десятков лет исследовали 900 бушменов, хоть это было непросто из-за пристрастия этих аборигенов к кочевой жизни. У каждого из них антропологи отмечали примерный возраст (на глаз) и известные отношения родства, а также имя. Особенно тяжело было определить среднюю продолжительность жизни. В языке бушменов вообще нет слов для чисел больше трех. Естественно, нет и письменности. «На глаз» определить возраст очень сложно, поэтому антропологи часто ошибались на 10 лет в ту и другую сторону, пока не стали привязывать возраст к знаменательным событиям в жизни племени. Правда, тут тоже возникли сложности, так как у кунг почти нет значительных событий, известных внешнему миру. Даже во время сильной засухи, когда банту теряют скот и посевы, в жизни собирателей кунг почти ничего не меняется. Они в голодные годы могут поесть «бушменского риса» - личинок муравьёв. Лакомством считается жареная саранча. В сильно засушливый сезон кунг добывают воду особым способом: на дне пересохшего источника выкапывают яму, затем втыкают трубку и начинают вытягивать ртом из неё воду. Набирая в рот воду, выплёвывают в скорлупу страусиного яйца.
Единственное событие, редкое и скандальное - убийство среди самих бушменов. Таких случаев было 3-4 за прошедшие двадцать лет. Однажды это был эпизод, связанный с кражей меда. Мед у кунг, как и у всех бушменов, является предметом собственности человека, нашедшего и пометившего улей. Обычно разборки проходят с помощью отравленных стрел, но случаи, когда люди в ярости теряли над собой контроль, бушмены вспоминаются с благоговейным ужасом. Однажды конфликт произошел из-за того, что молодой холостяк имел сексуальную связь с одной из двух жен пожилого родственника. Страсти настолько накалились, что находившиеся рядом бушмены стали бросаться плашмя на землю и прятаться за разными предметами, боясь попасть под отравленные стрелы. В конце концов, сестры зачинщика ссоры бросились на обиженного, схватили его за руки и до убийства дело не дошло. Тем не менее, убийства все-таки случаются. Возможно, это связано с технической легкостью - достаточно лишь схватиться за отравленные стрелы или за специальный магический маленький лук (бушменский револьвер), с помощью которого можно наслать порчу. Видимо, поэтому существует обычай - при встрече незнакомых мужчин откладывать в сторону луки. Некоторые женщины говорят: «я родила этого ребенка в то самое время, когда было убийство». Но если ребенок родился в период, когда никто никого не убил, то определить его возраст практически невозможно. Антропологи поступили хитро. Каждые несколько месяцев они устраивали раздачу подарков (табака) в поселения. За подарками жители подходили по очереди, причем первыми - самые известные и старые жители деревни и т.д. Таким образом, удалось кое-как определить возраст 900 бушменов. Правда, это удалось сделать через несколько лет наблюдений. Оценивая среднюю продолжительность жизни, ученые сделали плачевный вывод: кунг живут в среднем не более 30 лет. Такая ужасающая цифра имеет место из-за огромной детской смертности. Если же у кунг спросить, что произошло с ребенком, то он назовет одну причину - «бог взял». В случае дальнейших расспросов, абориген станет описывать, какая часть тела перед смертью почернела или раздулась.
Целением для кунг является особый ритуал, ночной трансовый танец, который они исполняют несколько раз в месяц. Эти танцы также устраняют враждебность и защищают деревню от несчастий, «делают сердца более счастливыми». Обычно танец длится более 36 часов. Ближе в полуночи пляска достигает наивысшего экстаза, и некоторые впадают в состояние настоящего транса. В это время усиливается таинственная сила - Нум. Эта сила находится в недрах желудка и у основания позвоночника. Достигнув верхней части черепа, она создает состояние Киа. Именно в этом состоянии целитель может лечить болезнь, вливаясь в тело больного. Он также способен совершать путешествия к селению богов, испрашивая у них помощи. Целителем может стать каждый человек, достигший просветления, и чем больше таких людей, тем лучше для племени. Целители называют себя Нум К,аузи, то есть мастера Нум. Мастер Нум выражает свое состояние так: «Когда Нум поднимается во мне, она затем взрывается и поднимает меня в воздух, и я падаю вниз». В одном из племен есть слепой целитель, который каждый месяц приходит в состояние Киа (транса). Бог вынул его глаза из головы и положил их в сумку, отправив на небо. Когда слепой танцует, то бог спускается вниз и кладет глаза снова в глазницы – человек начинает видеть и исцелять больных. Целители используют особую технику исцеления, когда вытягивают болезни из тела больного собственными руками, и она переходит в его тело, двигаясь по рукам в затылок. Принятую болезнь знахарь затем вытряхивает, тряся головой и крича: «Гаува меня убивает»! Колдун может даже положить голову в костер. Иногда у него загораются волосы, и лишь тогда соплеменники вытаскивают впавшего в транс соплеменника из костра. Наступает всеобщее возбуждение, а целитель после трансового экстаза впадает в состояние каталептического расслабления и без сил валяется на земле. Он может проваляться так несколько часов, находясь в состоянии «смерти наполовину». Общаясь при этом с Гамабом - творцом, который принимает его на время в свое царство. Говорят, раньше многие шаманы были способны на такое, теперь - лишь несколько человек. Во время путешествия к Гамабу, дух целителя избегает попасть в ловушку к духам мертвых. Для этого соплеменники кричат: «Где ты? Возвращайся!». Они вытирают пот со своих тел, натирая им тело путешествующего в мир творца. Быть целителем - почетно у Кунг. Им стараются стать многие юноши в возрасте 20-25 лет и, находя учителя, тренируются. Правда, часто во время первого транса они могут вести себя как ненормальные: поджигают женщинам одежду, причиняют вред себе. Внезапным предвестником такого состояния являются прыжки, вибрации тела. Нередко молодые люди, чтобы достичь состояния Киа, прибегают к растительным наркотикам. Истинными шаманами становятся лишь те, кто с детства обладает психической энергией. Их души способны покидать тело без наркотиков.

Отсутствие мотивации — это эмоциональное состояние, с которым сталкиваются практически все. Очень легко оказаться в подобной ситуации, когда мы чувствуем себя , подавленными и склонны верить всему плохому, что про нас могут сказать окружающие.

Мы все через этого проходили, и отсутствие мотивации — это абсолютно нормально, не стоит сильно переживать по этому поводу.

Главное — вовремя распознать своё состояние , и тогда вы сможете решить проблему и найти мотивацию.

1. Избегайте пространных рассуждений и сосредоточьтесь на фактах

Когда нам не хватает мотивации, мы склонны видеть мир только в серых и чёрных тонах.

Поэтому важно понимать, что мы находимся в определённом состоянии ума , из-за которого слишком много спекулируем и не видим истинную суть дела.

  • Если вы недостаточно мотивированы в отношениях со своей парой, избегайте отвлеченных мыслей и сосредоточьтесь на фактах.
  • То есть, если вы уверены в к своему партнёру, вы найдёте решение любой проблемы , и вам будет легче выйти из уныния.
  • Когда вы воспрянете духом, вы увидите, что проблема становится меньше, и это побудит вас решить ее.

2. Поймите: вы человек

Очень часто нам кажется, что одна-единственная наша ошибка может разрушить всю нашу жизнь. Позвольте сказать вам, что это не так. Вы человек, и поэтому вы должны дать себе право на ошибку.

Вдобавок, как вы собираетесь чему-то научиться, не делая ошибок?

Ошибки — это замаскированные уроки , поэтому их нужно рассматривать объективно, делать выводы и идти дальше. Когда вы чувствуете, что ошибки вводят вас в уныние, вспомните свой жизненный путь. Посмотрите, как много ошибок вы сделали, чтобы достичь успеха. Так вы сможете вернуться в рабочее состояние и продолжите двигаться к намеченной цели.

Если мотивации вас лишает какая-то большая , дайте себе возможность здраво оценить её и затем продолжайте действовать.

3. Откройте для себя ежедневную мотивацию

Невозможно быть мотивированным все 24 часа в сутки , но каждый день можно находить хотя бы немножко мотивации. Хорошая отправная точка для этого — составить список своих достижений и перечитывать его каждое утро.

Каждый день прилагайте усилия, чтобы найти новый повод для гордости.

Иногда этот список очень тяжело составить, но он очень вам поможет. Не жалейте бумаги, но дозируйте ваши достижения, чтобы каждый день получать новую дозу мотивации.

В те дни, когда вам не хватает ее, обязательно держите этот список под рукой и поработайте над ним , чтобы почувствовать себя лучше.

Когда вы закончите и поймёте, сколько всего добились в жизни, вы наполнитесь вдохновением, чтобы идти дальше.

Если в какой-то момент вы почувствуете, что у вас нет причины благодарить жизнь и наслаждаться ею, перечитайте свои заметки за предыдущие дни.

Возможно, именно то, чего вам не хватает, написано там чёрным по белому.

4. Сделайте перерыв

Очень часто мы впадаем в уныние от переизбытка информации или от отсутствия прогресса в каком-либо деле, и тогда нам нужно сделать передышку от своей рутинной жизни.

Сделать перерыв, чтобы отвлечься от вещей, которые вас огорчают — абсолютно естественно и необходимо, а вовсе не плохо. Это не означает, что нам перестало нравиться то, что мы считаем важным. Это лишь значит, что нам нужен отдых.

Если вы чувствуете упадок мотивации, сходите на , посмотрите фильм, почитайте хорошую книгу или смешной рассказ. Делайте то, что вам нравится, даже если это совсем не связано с тем, что лишает вас мотивации — например, с работой.

Это поможет зарядить вас энергией, и, когда вы вернётесь к своей рутине, вы сможете взглянуть на всё свежим, позитивным взглядом. Мотивация вернётся сама собой!

5. Признайте, что вам нужна помощь


Умение самостоятельно мотивировать и поощрять себя — это очень полезно, но порой нам лучше не оставаться одним в трудной ситуации.

Причина тому очень проста, а потому кажется нереальной: наш мозг настолько развит, что порой отказывается признавать, что ему необходима мотивация, и мешает её искать.

В отличие от депрессии, когда необходима консультация психолога , отсутствие мотивации можно побороть в компании друзей, семьи или со своим любимым человеком.

Не бойтесь просить о помощи. Вы будете удивлены, обнаружив, как много людей будут рады помочь вам.

Отсутствие мотивации: научитесь мотивировать себя

Все люди разные, поэтому точной математической формулы по самомотивации не существует. Вы должны стараться узнать себя как можно лучше.

Не жалейте времени на изучение своих страхов и желаний, чтобы понять, что вам движет, а что мешает идти. Ответы на эти вопросы дадут вам ключ к борьбе с унынием и отсутствием мотивации.

Помните, что, хотя отсутствие мотивации является естественной частью самопознания , оно не должно затягиваться. Не позволяйте себе застрять в этом состоянии.

Имейте в виду, что вы должны любить и уважать себя. Вы должны быть своим самым большим поклонником и лучшим мотиватором для самого себя.

Своему происхождению слово мотивация обязана латинскому глаголу «moveo», «двигать». Именно от наличия мотивации, желания двигаться к выбранной цели, напрямую зависят и наши возможности.

Знакомая ситуация – когда сегодня есть желание добиться максимальных результатов во время тренировок, а завтра нет ни сил, ни энергии даже дойти до спортзала?

Откуда появляется и куда исчезает мотивация, как её сохранить и увеличить – попробуем разобраться.

Причин начать тренироваться может быть множество: от банального желания похудеть или подкачать мышцы до стремления достичь реальных результатов в профессиональном спорте.

Часто мотивом для посещения спортзала становится желание добиться успехов в бизнесе, общественной жизни личных отношениях, ведь без здорового, сильного и стройного тела успешному человеку сегодня явно не обойтись.

Увы, статистика неумолима: лишь 7% от общего числа людей, начавших тренировки, достигают поставленных задач. Успехи в спорте, как и в любой другой сфере жизни, напрямую зависят от количества затраченных усилий.

И не важно, будет целью занятий возможность участия в олимпиаде или обычное похудение – достичь желанный результат удастся только последовательными усилиями и тренировками, но никак не случайным стечением обстоятельств.

Почему без самодисциплины никак?

Мотивация – тонкий психический процесс, который зависит от многих факторов: настроения, самочувствия, бытовых проблем, круга общения и ценностей человека.

Каждый спортсмен переживает периоды внутреннего кризиса, когда пропадает желание полностью «выкладываться» в тренировках, сами занятия перестают быть источником удовольствия и превращаются в утомительную рутину.

Единственный помощник в такой ситуации – сила воли, которая заставляет продолжать тренировки в любых условиях, следить за собственным прогрессом, постоянно искать новые источники мотивации.

Развитие силы воли – посильная задача для каждого из нас. Каждый день мы решаем – оставаться рабами привычек и инстинктов или собственными усилиями менять жизнь к лучшему.

Секрет успеха – в маленьких, но последовательных действиях: планирование распорядка дня, выполнение всех поставленных задач, отказ от привычки откладывать дела «на потом» и т. д.

Где брать веру в себя?

Часто для достижения желаемого результата требуются годы тренировок, и в собственных возможностях появляются закономерные сомнения.

К счастью, значительных успехов в спорте и жизни могут добиться даже люди с серьёзными проблемами со здоровьем.

Тем более под силу это здоровому человеку. Но только при условии, что есть чёткая цель занятий и уверенность в собственных силах.

Поверить в себя и создать мотивацию для достижения ещё больших результатов можно несколькими способами.

  • Выбирать окружение людей, которые верят в вас и разделяют ваши интересы. Чаще смотреть мотивирующее видео и общаться с единомышленниками.
  • Оценивать результаты в цифровом выражении. Даже если вам кажется, что прогресс в тренировках отсутствует, цифры убедят в обратном.
  • Полноценно питаться и отдыхать. У усталого, голодного, а тем более больного человека мотивации на занятия спортом просто не может быть.
  • Радоваться каждому успеху. Большие результаты всегда становятся следствием сотен маленьких побед.

В спортивных достижениях бывают подъёмы и спады. Иногда мотивация позволяет добиваться небывалых высот, а иногда заставить себя заниматься удаётся лишь силой собственной воли. Но только прилагая пусть небольшие, но ежедневные усилия, реально добиться желанной цели.