Как в Амурской области добывают уголь открытым способом? Прометеи Амурской области: как добывают уголь на Дальнем Востоке.


Протяжный гудок разносится над карьером, длинная стрела шагающего экскаватора начинает движение и 15 кубовый ковш с утробным гулом вгрызается в песчаный пласт. Все происходящее напоминает очередной эпизод «Звездных войн» или, по меньшей мере, «Войну Миров» Герберта Уэллса.

Мы находимся у восточных рубежей России в Амурской области, куда меня пригласила компания «Русский Уголь» познакомиться самому и познакомить моих читателей с тем, как добывается уголь открытым способом.

Что представляет собой уголь? Уголь - это вид ископаемого топлива, которое образовалось в недрах из растительных остатков в восстановительной обстановке (то есть в отсутствии кислорода). Поскольку среда была обеднена кислородом, то поступление остатков преобладало над бактериальным разложением и, таким образом, образовывались достаточно мощные толщи органического вещества. Затем, погружаясь глубже, эти толщи испытывают все большее давление и температуру, вследствие чего органические остатки преобразуются сначала в торф, а затем и в уголь.

Уголь бывает разных видов. Принципиально, стадийность изменения органического вещества в процессе метаморфизма выглядит так:
Торф - Бурый уголь – Каменный уголь – Антрацит – Графит;

За рубежом классификация немного другая:
Лигнит – Суббитуминозный уголь – Битуминозный уголь – Антрацит – Графит;

Обе классификации основаны на 4 главных параметрах: содержание углерода, содержание летучих веществ, значение теплотворной способности (в килоджоулях на килограмм) и содержание влаги.

В мире уголь добывается двумя способами: открытым в карьерах, при глубине залегания угля менее 100 метров, и закрытым в шахтах, если уголь залегает глубже. На Райчихинском (Северо-Восточный разрез) и Ерковецком буроугольных месторождениях уголь добывают открытым способом. Открытый способ считается более безопасным, экономичным и быстрым.
Добывается уголь, на первый взгляд, довольно просто: большой шагающий экскаватор откапывает уголь, а маленький – добывает его. Все просто, но сложность кроется в масштабах.

Добыча угля открытым способом начинается с удаления плодородного слоя почвы, это делается для минимизации ущерба экологии и последующей рекультивации. На месте рекультивированных земель почему-то очень хорошо растут грибыJ

После этого начинается, пожалуй, самый зрелищный этап добычи: огромные шагающие экскаваторы удаляют «вскрышу» - перекрывающие угольный пласт породы (песчаник, глина, алевролиты).
Мощности перекрывающих пород и целевых угольных пластов очень неравноценны. На Северо-Восточном и Ерковецком угольных разрезах угольные пласты мощностью 5-8 метров перекрываются осадочными толщами мощностью 30-80 метров. О масштабах вскрыши можно судить по фото:

Экскаватор ЭШ 15/90: Э – означает экскаватор, Ш – шагающий, 15 – объем ковша в м3, а 90 – длина стрелы в метрах. 24 гиганта высотой около 50 метров возвышаются над карьером - настоящее торжество человеческого гения!
О его устройстве я расскажу в отдельном посте, а сейчас кратко опишу, что он делает.

С помощью 15 кубового ковша машинист экскаватора зачерпывает перекрывающую породу – вскрышу и переносит ее в сторону. За месяц бригада экскаватора (это три человека – машинист и два его помощника) должны вскрыть не менее 300.000 кубических метров породы. Это примерно равно объему котлована, вырытого для строительства высотки МГУ!

Шагающие экскаваторы отличаются по размеру стрелы (первая цифра) и объему ковша: в разное время в СССР выпускались машины от «скромных» 10/70 до впечатляющих 100/100 (о нем я тоже расскажу в отдельном посте). Для каждого разреза тип экскаватора подбирается индивидуально, учитывая глубину залежи полезных ископаемых, радиус разгрузки и объем переэкскавируемой породы.

Отличительной особенностью ЭШ 15/90 является тип ковша – «обратная лопата». Оператор экскаватора опускает ковш на грунт, а потом подтягивает на себя, заполняя его. Такой тип компоновки применяется, когда работа ведется ниже уровня стояния машины. В зависимости от условий компоновку можно менять.

Конечно же, подобная техника требует очень много энергии, поэтому вся техника на карьере работает на электричестве. Каждый разрез обслуживает свои подстанции мощностью 220/110/35/ кВт. Но и при таком подходе, на 1 кубометр экскавируемой породы тратится около 1 кВт электричества.

Вся техника на карьере работает круглосуточно и без выходных: бригады трудятся посменно. Единственное, что может остановить копающих гигантов – это сильный ветер и морозы. От ветра стрела испытывает незапланированные нагрузки, а в морозы ниже -40 градусов металл становится хрупким как стекло.
Ночью и без того фантастичные карьеры превращаются в марсианскую базу, где несут службу гигантские боевые роботы.

Я смонтировал небольшое видео, как ведется работа:

В процессе удаления вскрыши окружающий рельеф очень сильно преобразуется и превращается в отличный полигон для офф-роад покатушек. Если бы не охрана, тут была бы джиперская Мекка. Из всего легкового транспорта, на котором меня возили, там не застревала только 18-летняя Тойота, разменявшая на одометре миллион километров:

Райчихинское буроугольное месторождение известно с 1893 г., в 1913 г. здесь была заложена первая штольня, а добыча открытым способом ведется с 1932 г. Общая площадь месторождения составляет около 500 км2 (чуть больше площади Самары или 1/5 площади Москвы).
Ерковецкое месторождение чуть помоложе – открыто в 1958 году, но зато больше по площади - 1250 км2.
Угольные пласты относятся к кивдинской свите дат-палеогенового возраста (23-66 млн. лет назад – в геологическом понимании это совсем недавно) и образовывались в озерно-болотной и озерно-аллювиальной обстановках, то есть в замкнутых водоемах с периодическим привносом свежей воды.

Работа на разрезах затрудняется ввиду сложных условий строения месторождений, где водоносные горизонты очень близко подходят к угольным пластам. Обычно воду откачивают специальными насосами и дренажными скважинами, но в дождливые дни это становится настоящей проблемой.

На Райчихинском и Ерковецком разрезах применяется бестранспортная система добычи –уголь сразу грузится на железнодорожную ветку и отправляется дальше конечным потребителям или на сортировку (о ней чуть дальше).
Маленький экскаватор ЭКГ-5А отбирает уголь и грузит его в железнодорожный состав. ЭКГ-5А тоже работает на электричестве, вон там виднеется кабель на 6000 вольт, который питает его.

Подойдем поближе к зоне погрузки. Поскольку работа ведется на технике исполинских размеров, во время работы в радиусе стрелы экскаватора не должно быть посторонних – машинист может попросту не заметить людей из кабины. На сложных этапах работы ему всегда ассистирует помощник.

В ковш экскаватора ЭКГ-5А помещается 5 м3. бурого топлива, а стандартный вагон он заполняет за 10 заходов.

Внешне бурый уголь совершенно не кажется таковым – он выглядит черным. Но геологи определяют цвет пород не по цвету самой породы, а по следу черты, оставляемой на фарфоровой пластинке – и след действительно коричневого цвета. На поверхности земли бурый уголь, в отличие от каменного, быстро набирает воду и растрескивается. Иногда он даже самовозгорается, но это редкость.

Поскольку уголь крайне неоднороден по размерам, а потребитель заказывает уголь конкретной фракции (размера), вагоны отправляются на сортировку. Так, Райчихинская ГРЭС и Благовещенская ТЭЦ потребляют уголь мелкой фракции, а более крупная идет на нужды ЖКХ.

Райчихинская станция сортировки – это настоящее предприятие внутри предприятия.

Райчихинская сортировка была организована в далеком 1953 году, тогда она еще называлась брикетной фабрикой , - рассказывает начальник сортировки Цуроев Дауд Мухтарович, - она предназначена для рассортировки рядовых углей добываемых на Северо-Восточном разрезе .
Действительно, делением на бурый уголь, каменный уголь (он, в свою очередь, делится еще 7 сортов) и антрацит дело не ограничивается. Уголь также делится на классы крупности по размеру кусков в миллиметрах:

Итак, задача: приходит состав из 10 вагонов по 65 тонн угля в каждом. Как их быстро и эффективно разгрузить? Первое, что приходит в голову – позвать толпу китайцев (до границы немногим более 150 км) и они быстро все перетаскают, тяжелая промышленность – на то и тяжелая, чтобы радовать простыми и впечатляющими решениями.

Многотонный вагон заезжает на специальную платформу… и просто опрокидывается! Вагоноопрокидыватель боковой стационарный (ВБС) не только поворачивает вагон вокруг продольной оси, но и поднимает его. Невероятное зрелище!

Часть продукции нужной фракции потребители забирают сами прямо с сортировочной станции:

Другая же часть отправляется к месту назначения по железной дороге. Однако, машинисты экскаватора – люди опытные, но и они могут не доложить или нагрузить слишком много угля в вагон. По требованиям РЖД к перевозке принимаются вагоны массой ровно 49 тонн и с определенными габаритами горки. Чтобы соответствовать, вагоны проходят калибровку – их взвешивают и формуют. Кроме того, на каждом этапе (добыча, сортировка, калибровка) отбираются пробы угля, так как и по глубине и по латерали уголь может менять свои качественные свойства. В итоге, потребитель получает именно тот уголь, который ему требуется.

Вот так выглядит калибровочный пункт. Весы находятся под полотном, а металлическая скоба наверху - выравнивает горку.

В следующем посте я расскажу о том, как устроен шагающий экскаватор. Не переключайтесь!

Благодарю ОАО "Русский Уголь" и лично Инговатова А.В. за приглашение и рассказ о прозводстве!

Моногород со звучным названием Райчихинск тихо живет в 165 км от Благовещенска, столицы Амурской области. Жителя Москвы от жителя Райчихинска отделяют пятнадцать с половиной часов дороги - семь с половиной на самолете, шестичасовая разница во времени и два часа езды на автомобиле от Благовещенска до пункта назначения.

Когда слышишь название, хочется смотреть на карту России и видеть Райчихинск где-нибудь на юге страны - в краю вечного лета, спелых сезонных фруктов и яркого солнца. Чтобы полноправно сокращать название до короткого «Рай». Но если вы скажете такое любому жителю города, он с недоверием сощурит глаза в ответ. Какой юг? Какие фрукты? Райчихинск - город горняков, и кажется, что для них это и есть рай.

(Всего 20 фото)

Райчихинск живет в основном за счет угля, который добывают на разрезах Северо-Восточный и Ерковецкий. Здесь даже памятники связаны с угольной отраслью - о славе героев социалистического труда напоминает огромный 15-кубовый ковш шагающего экскаватора - исполинской машины, которая расчищает почву, чтобы вскрыть угольные пласты.

«Своих» здесь определяют по принадлежности к угольной отрасли - большинство жителей - представители горняцких династий.

Природой суждено - здесь уголь заложён

В 30-х годах прошлого века до деревушки Духовская добралась геологическая экспедиция и подтвердила наличие невероятных по своему объему запасов бурого угля. Уже в 1932 году на разрезах близ Духовской добыли около 6 тыс. тонн, а в 1940 - почти 2,5 миллиона. Через четыре года бывшая Духовская, которая в то время уже получила имя Зельвино, и три ближайших поселка (Северный, Восточный и Кочковатый) вошли состав нового города Райчихинска - того самого, со звучным названием и исполинским посеребренным ковшом на монументе.

Тогда экономика города переживала подъем - благодаря добыче угля комбинатом «Дальвостуголь» в Райчихинске открывались школы, поликлиники, детские сады, заводы, развивалась инфраструктура. После распада СССР «Дальвостуголь» превратился в «Амурский уголь» и в начале 2000-х вошел в состав группы «Русский Уголь» - одной из крупнейших в России компаний по добыче энергетического угля. Ежегодно предприятия «Русского Угля» добывают около 14 млн. тонн твердого топлива, часть из которого идет на экспорт. На угольных разрезах компании трудятся более 4000 горняков.

По современным прогнозам геологоразведки, запасов амурского угля на разрезах хватит еще на несколько сотен лет. А это значит, что еще не одно поколение райчихинцев будет добывать уголь, продолжая работу своих отцов и дедов.

Место силы

Благодаря своим запасам угля Райчихинск активно участвует в создании бытового рая в России, другими словами - приносит тепло. На разрезах Северо-Восточный и Ерковецкий добывают бурый энергетический уголь, за счет которого работает большинство небольших котельных по всей стране.

Фото: kak-eto-sdelano.livejournal.com

Кажется, что человек, давший название этому топливу, страдал от легкого дальтонизма - как можно назвать «бурым» уголь, который на первый взгляд - натурально черный? На самом же деле название дается по цвету следа, который кусочек угля оставляет, если провести им по фарфоровой пластинке. Райчихинский уголь оставляет темно-кофейный - бурый след.

Фото: kak-eto-sdelano.livejournal.com

Амурский уголь добывается открытым способом. Открытая добыча считается наиболее экономичной и безопасной.

Кажется, что в процессе добычи угля нет ничего сложного. На словах все выглядит действительно предельно просто - снял верхний слой почвы, добыл уголь, увез потребителям, а в карьере провел рекультивацию - разровнял отвалы породы, снова засыпал их слоем плодородной почвы и засадил деревьями.

Сложность в том, что чтобы провернуть каждый из этапов работы требуется серьезная подготовка и впечатляющая техника.

Фото: kak-eto-sdelano.livejournal.com


Удаление «вскрыши» - пустой породы, покрывающей залежи угля - наверное, самый зрелищный и самый впечатляющий производственный процесс. Это делают огромные шагающие экскаваторы, или драглайны. Чтобы вы понимали масштаб - кабина этой машины по размерам больше напоминает однокомнатную квартиру, а в ковш, которым зачерпывают землю, с легкостью поместится 1,5 «Рэндж Ровера».

Фото: kak-eto-sdelano.livejournal.com

Капитанской рубкой стального монстра является кабина машиниста. Здесь сосредоточены все рычаги управления, а также открывается отличный вид на карьер.

Фото: kak-eto-sdelano.livejournal.com

Фото: kak-eto-sdelano.livejournal.com

На фото экскаватор ЭШ 15/90: Э - «экскаватор», Ш - «шагающий», 15 – объем ковша в кубических метрах, а 90 метров - длина стрелы. Весит эта машина более 1500 тонн, а по высоте она равна многоэтажному дому. На разрезах «Амурского угля» работают 24 подобных исполина. Зрелище устрашающее и одновременно прекрасное.

15-кубовый ковш (такой же, как тот, что в Райчихинске является памятником) зачерпывает пустую породу и переносит ее в сторону. За месяц таким образом вскрывается до 300 000 кубометров породы (по объему это равно размеру котлована для строительства МГУ). Драглайны работают при любой погоде (ЭШ 15/90 может работать при температуре от -40 до +40), круглосуточно и без выходных - в отличие от их экипажей – машиниста и его помощника, которые трудятся посменно.

Фото: kak-eto-sdelano.livejournal.com

Фото: kak-eto-sdelano.livejournal.com

Со временем становятся видны результаты неустанной работы драглайна – угольный пласт обнажается, и на поверхности показывается уголь. Его извлекают и сразу грузят в железнодорожный состав экскаватором другого вида – ЭКГ, что расшифровывается как «экскаватор карьерный на гусеничном ходу». В открытых цветных вагонах уголь отправляется на сортировку.

Фото: kak-eto-sdelano.livejournal.com

После отработки участок добычи больше похож на поверхность луны - из-за возникших гор пустой породы - отвалов.

Фото: kak-eto-sdelano.livejournal.com

Фото: kak-eto-sdelano.livejournal.com

Но таким его не бросают - когда весь уголь уже добыт, участок рекультивируют - отвалы разравнивают, засыпают плодородной землей и засаживают деревьями.

Повелители машин

Шагающие экскаваторы на лунном пейзаже разреза выглядят очень внушительно. Но за каждой махиной стоит мастерство и профессионализм конкретного человека. Так что главные в процессе угледобычи, безусловно, люди.

Спустя годы управления этим техническим «зоопарком», горняки из простых «дрессировщиков» превращаются в полноправных повелителей своих машин - они настолько ловко управляют многотонной техникой, что способны огромными ковшами выполнять филигранную работу.


Разбить яйцо клыком-рыхлителем бульдозера или разрезать арбуз ковшом - для них это раз плюнуть. Каждый год горняки угольных разрезов Ерковецкий и Северо-Восточный соревнуются в мастерстве управления экскаваторами, бульдозерами и тепловозами. Среди конкурсов не только разрезание арбуза - угольщики играют в «футбол» на бульдозерах и на скорость загружают вагоны углем.

Победителям достается не просто награда на полку. Лучшие в своем деле в течение года получают ежемесячную прибавку к зарплате, повышают разряд и пользуются заслуженным уважением коллег.

Мастера говорят, что в соревновании на самом деле все решает время.

Задание - это работа, которую я выполняю каждую смену.

Юрий Колюжный, победитель в номинации «Лучший машинист экскаватора»

Другой победитель этого дня - Валерий Бережной, уже 14 лет работает в угольной отрасли.

Самым сложным заданием было закатить мяч в ворота. Удача также сыграла не последнюю роль, ведь соперники все сильные.

В этом году профессиональный праздник День шахтера в Райчихинске отмечали в 70-й раз.

Некоторых амурских горняков в этом году ждали не только у себя дома, но и в Москве, в Кремле. В честь 70-летия Дня шахтера Министр энергетики РФ Александр Новак на торжественном празднике в Кремлевском дворце лично вручил награду электрогазосварщику с 38-летним стажем Ремонтно-Механического завода «Амурского угля» Владимиру Ильичу Гераськину. Владимир Ильич неоднократно становился победителем профессиональных соревнований и за свою долгую трудовую деятельность «вылечил» множество ковшей шагающих гигантов.


Фото пресс-службы Минэнерго РФ

Соревнования и профессиональные праздники горняков - не просто способ скрасить досуг. Это один из множества поводов еще раз напомнить, что за тяжелой и важной работой стоят самые обычные люди. Хотя, конечно, они не обычные. Это настоящие Прометеи, которые дарят нам свет и тепло самыми холодными вечерами.