Виды карьеров по добыче. Что такое карьер? Технология добычи полезных ископаемых открытым способом

Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

Ответы:

Тут всё просто! Слушай:Побег- это стебель с расположенными на нём листьями и почками, а почка- это зачаток побега. Уже чувствуется взаимосвязь между этими терминами.Ладно! Рассмотрим строение в отдельности каждого и сравним:Побег: Сам побег состоит из стебля, почечного кольца, листьев, пазушных почек и верхушечной почки. На узлах располагаются черенки с листовой пластинкой. Почка: Зачаточный стебель, имеющий конус нарастания, зачаточные цветки, соцветия или листья. Кстати, вот как раз последнее- зачатки цветков и соцветий есть не у каждой почки! Это очень важно, тут главное не перепутать всё!Почки бывают двух видов: 1. Генеративные- те, у которых внутри только листья!2. Вегетативные- те, у которых и листья и зачатки соцветий и плодов! Вывод: Так вот! Почка и Побег- это два взаимосвязанных между собой термина.Почка- будущий побег, а побег- это вегетативный орган растения, на котором располагаются почки. Это как бы непрерывный цикл... Почки -> Побег; Побег-> Почки!Думаю, объяснила понятно!

Похожие вопросы

  • Помогте пожалуйста! Выпишите сначала простые предложения с однородными членами а потом с сложные предложенияю СТАВТЕ ГДЕ НУЖНО ЗАПЯТЫЕ. Прокричала иволга щелкнул в кустах соловей. Крупные капли дождя застучали зашлепали по листьям. Острым клювом дятел долбит деревья и добывает из-под коры жучков и личинок.Повар готовил обед а собаки у двери кухни. Сова охотится не днем а ночью. Утро было морозное но лужи не замерзли.



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока. Познакомиться со строением побега и почек. Научиться определять типы листорасположения.

Оборудование к уроку.

Учителя

  • Интерактивная доска Interwrite. (Раздел “Галерея” - строение зуба)
  • Мультимедийный проектор Epson.
  • Компьютер (компьютер Irbis, системный блок К-систем)
  • Презентация к уроку.
  • Таблица “Строение почек”.
  • Таблички с названием терминов и магниты.
  • Демонстрационные побеги.
  • Капуста белокочанная.
  • Капуста цветная.

Учащихся

  • Чашки Петри.
  • Лабораторные колбы с побегами деревьев.
  • Половинки кочанов Капусты брюссельской.
  • Лупы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здоровается с учащимися, проверяет отсутствующих.

“У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать. Но даже если в этот день на улице плохая погода, то у меня всегда хорошее настроение. Ведь сегодня будем говорить о весне, о побегах и почках”. Объявляет тему урока (см. слайд № 1) и записывает его на доске, так как доска интерактивная, то дальше в записи урока будет использоваться цветовые записи, которые оформляет учитель.

Побег и почки.

Ученики: Записывают тему урока в тетрадь.

Учитель: Объявляет задачи урока (см. слайд № 2)

  • познакомиться со строением побегов,
  • листовых и цветочных почек;
  • научиться распознавать типы листорасположения.

2. Проверка знаний учащихся.

А. Блиц – опрос (фронтальный опрос учителем случайно выбранных учащихся, проходя по классу)

Учитель: Предлагает учащимся вспомнить материал прошлого урока и приготовиться к работе. Фронтальный опрос на знание терминологии.

  • Придаточные корни
  • Пикировка
  • Окучивание
  • Главный корень
  • Боковые корни
  • Назовите функции корня
  • Зоны корневых волосков
  • Корневого чехлика

Ученики: Дают определения.

Б. Мозговой штурм (фронтальный опрос, с элементами эвристической беседы)

Учитель: “Давайте вспомним, какие существуют виды корней?”

Ученики: Главный, боковые, придаточные.

Просит дать определение придаточных корней.

Ученики: Дают определение (корни, растущие от стебля)

Учитель: “Назовите типы корневых систем”

Ученики: Отвечают (стержневая и мочковатая системы).

Учитель: Просит учащихся объяснить отличие стержневой системы и мочковатой.

Ученики: Дают ответ (в стержневой хорошо развит и заметен главный корень)

Учитель: Уточняет ответы по слайду № 4.

“Задание усложняю. Определите типы корневых систем по иллюстрациям растений”.

Ученики: Дают ответы по иллюстрациям слайда № 5 (Сурепка обыкновенная – стержневой тип, Одуванчик лекарственный – стержневой тип, Тимофеевка луговая – мочковатый тип, Подорожник лекарственный – мочковатый тип).

3. Изучение нового материала.

Учитель: См. слайд № 6.

“Ребята, внимание – проблема! В конце урока вы должны ответить на вопрос: Почему почка – зачаточный побег? А что же такое побег?

Ученики: Дают ответ и записывают вместе с учителей в тетрадь определение.

Побег – это стебель, с расположенными на нем листьями и почками.

Учитель: “Рассмотрим строение побега”. Разбор по слайду № 7 (стебель, почки, листья)

Виды почек (боковые, верхушечные), пазуха листа, пазушная почка, междоузлие, узел.

На доске учитель вывешивает названия объектов побега. Делает рисунок с подписями на доске, а ученики в тетради.

Ученики: Рисунок в тетради с подписями (только левый рисунок)

  • Верхушечная почка – почка на верхушке побега.
  • Пазуха листа - угол между стеблем и листом.
  • Узел – участок на стебле, от которого отходит лист и почка.
  • Пазушная почка – почка, расположенная в пазухе листа.
  • Междоузлие – участок стебля между соседними узлами.

Учитель: Рассказ о типах междоузлий с использованием рисунка презентации (см. слайд № 9)

Ученики: Записывают схему вслед за учителем в тетрадь.

Учитель: “Листья в особом порядке располагаются на стебле”.

Рассказ учителя по слайду презентации № 10.

Делает рисунки на доске.

Ученики: Выполняют схему с подписями в тетради.

Закрепление полученных результатов.

Учитель: Рассказывает по слайду № 11 о листовой мозаике.

Предлагает по схеме определить типы листорасположений.

По слайду № 12 определяют.

№ 1 очередное

№ 2 мутовчатое

№ 3 супротивное

Учитель: “Теперь определите типы листорасположения по фотографиям растений”.

По слайду № 13 определяют.

№ 1 мутовчатое

№ 2 супротивное

№ 3 очередное

Изучение нового материала.

Учитель: “В состав побега входят почки. Давайте разберем их виды и строение”.

Рассказывает по слайду № 14.

Ученики: В тетрадь делают вслед за учителем записи.

Учитель: “Сравните строение вегетативной и генеративной почек, какой вывод можно сделать по итогам сравнения”.

Ученики: Сравнивают почки и делают выводы.

Учитель: Показывает разрез Капусты белокочанной.

Ученики: Ответ (листовая почка). Объясняют (зачаточные листья, зачаточные почки, конус нарастания)

Учитель: Показывает разрез Капусты цветной.

“Что вам напоминает этот объект и почему вы пришли к этому выводу?”

Ученики: Ответ (цветочная почка). Объясняют (зачаточные листья, зачаточные бутоны, конус нарастания).

Закрепление материала.

Учитель: Предлагает дополнить слайд № 15. Ученики называют, учитель записывает на интерактивной доске.

Отвечают по рисунку.

  • Правый рисунок (верхушечная и боковая почка)
  • Левый рисунок (зачаточные листья, зачаточный стебель с конусом нарастания)

Учитель: По слайду № 16 определить типы почек.

Ученики: Отвечают по рисунку.

А цветочная

Б листовая

Учитель: “Теперь вы знаете строение почек. Ответьте на проблемный вопрос, который был задан в начале урока. Почему почка является зачаточным побегом?”

Ученики: Отвечают (у нее есть стебель, листья и почки).

Учитель: Предлагает учащимся выполнить лабораторную работу “Строение побега и почек”.

Ученики: В тетради делают записи.

Лабораторная работа “Строение побега и почек”

Цель:

(дети сами называют ее и записывают)

Оборудование:

(ученики перечисляют и записывают оборудование, которое стоит на их столах.)

Ход работы

(ученики описывают свои действия, делают рисунки и подписи к ним)

Вывод. Почка – зачаточный побег. У побега есть стебель, листья и почки.

Учитель: Подводит итоги урока, объявляет оценки ученикам. Задает домашнее задание с записью его на доске.

Сравните строение почки и побега.Сделайте вывод.

Ответы:

Тут всё просто! Слушай: Побег- это стебель с расположенными на нём листьями и почками, а почка- это зачаток побега. Уже чувствуется взаимосвязь между этими терминами. Ладно! Рассмотрим строение в отдельности каждого и сравним: Побег: Сам побег состоит из стебля, почечного кольца, листьев, пазушных почек и верхушечной почки. На узлах располагаются черенки с листовой пластинкой. Почка: Зачаточный стебель, имеющий конус нарастания, зачаточные цветки, соцветия или листья. Кстати, вот как раз последнее- зачатки цветков и соцветий есть не у каждой почки! Это очень важно, тут главное не перепутать всё! Почки бывают двух видов: 1. Генеративные- те, у которых внутри только листья! 2. Вегетативные- те, у которых и листья и зачатки соцветий и плодов! Вывод: Так вот! Почка и Побег- это два взаимосвязанных между собой термина. Почка- будущий побег, а побег- это вегетативный орган растения, на котором располагаются почки. Это как бы непрерывный цикл... Почки -> Побег; Побег-> Почки! Думаю, объяснила понятно!

Похожие вопросы

09.02.2019

Добыча полезных ископаемых в горнорудной отрасли осуществляется путем разработки карьеров. Уголь и некоторые металлические руды добываются путем организации шахт (или карьеров закрытого типа). В остальных случаях на месторождениях организуются горные выработки открытого типа – представляющие собой крупные, сужающиеся книзу углубления со «ступенчатыми» уступами, достигающими до 10-12 километров в длину и до 800-900 метров в ширину и глубину.

Как разрабатываются карьеры

Ко второму виду относятся базальтовые, гранитные, и прочие варианты каменоломен, поставляющие на рынок натуральный строительный камень.

Технология разработки включает в себя несколько этапов:

  • снятие поверхностного слоя почвы;
  • поочередная организация горизонтов-уступов, необходимых для установки оборудования и перемещения транспорта (с откосами от 20° до 75° — в зависимости от особенностей добывающей технологии и характеристик породы);
  • постепенное расширение карьерной выработки, связанное с выемкой камня и, как следствие, смещения горизонтов в стороны от центра.

Технологии добычи

Любые карьеры, специализирующиеся на добыче твердых горных пород, используют сразу несколько технологий их добычи. Для получения стройматериалов мелкой фракционности применяется метод «быстрого» и/или «медленного» взрыва. Повреждение внутренней структуры блоков при этом не принципиально – поскольку гранитный щебень, а также бутовый камень и отчасти брусчатка вполне могут производиться и из небольших глыб неправильной формы. Именно поэтому в основном зависит от способа ее последующей обработки – с минимальной ценой на колотую, и максимальной на пиленую.

Сырье для продукции более высокого передела (таких, как высококачественные блоки, слэбы, гранит плита и пр.) требует применения уже иных технологий и механизмов. Основными из них являются баровые и алмазно-канатные машины – мощные, эффективные, мобильные и высокоэкономичные.

  1. Баровые машины

Техника этого вида впервые появилась в каменных карьерах около 50 лет назад (с тех пор многократно совершенствуясь). Свое название механизмы получили от единицы измерения давления («бар»), поскольку их рабочий инструмент – твердосплавные пилы – способны резать породу с прочностью на сжатие до 155-165 МПа. Это допускает их эффективное применение при выпиливании блоков относительно мягких минералов, а также наиболее крупнозернистого порфировидного гранита и оригинального . При этом характер распила может быть практически любым – и тыловым, и поперечным, и вертикальным продольным, и горизонтальным подрезным. К сожалению, сверхтвердые породы (мелкозернистый гранит, габбро диабаз , кварц, нефрит и т.д.) подобным путем получить невозможно – и для их высококачественной выемки приходится применять алмазно-канатный способ.

  1. Алмазно-канатные машины

Камнерезные механизмы этой техники представляют собой приводные шкивы с конечными фрезами с напылением из промышленных алмазов. При диаметре около 80 см «канаты» позволяют осуществлять прорез в твердой породе длиной до 10 метров – чего вполне достаточно для получения самых высококачественных блоков и слэбов.

Наиболее древней, но сохранившей актуальность и по сей день технологией добычи полезных ископаемых является разработка открытым способом. Уже в Древнем Египте знали, что такое карьер, а первые открытые горные выработки известны нам из эпохи палеолита. В античном мире подобная технология применялась для добычи мрамора. Наибольших успехов при этом достигли строители Древней Греции.

Вплоть до 20 века этот способ добычи песка, мрамора, камня, угля, мела, известняка и других строительных материалов являлся ведущим в мире. Это связано с отсутствием высокопроизводительной техники для вскрытия верхних слоев литосферы и вынимания непосредственно полезных ископаемых. Актуальность карьеров сохранилась и по сей день, но доля их участия в добывающей промышленности несколько уменьшилась.

Преимущества карьеров

Для того чтобы понять, что такое карьер, необходимо познакомиться с открытым способом добычи полезных ископаемых. Суть этого метода состоит в том, что ресурсы добывают непосредственно с поверхности земли путем вскрытия верхних слоев литосферы. А совокупность горных выработок или предприятий и называется карьером.

Разработка карьеров имеет ряд преимуществ по сравнению с получением полезных ископаемых подземным способом:

  1. Высокая степень безопасности.
  2. Более комфортные условия для рабочих.
  3. Простота организации работ.
  4. Короткие сроки возведения сооружения.
  5. Низкое капиталовложение.
  6. Более полное извлечение ресурсов.

Но что такое карьер не позволяет вновь сделать основным местом добычи полезных ископаемых? В качестве основного фактора можно назвать снижение экономической выгоды: чем дольше разрабатывается земная поверхность, тем глубже становится карьер, из-за чего увеличиваются расходы по доставке материала к перерабатывающим предприятиям. На данном этапе развития добывающей промышленности это основной барьер на пути развития открытого способа добычи.

Основные элементы карьера

Проще всего карьер представить в виде конуса, вершина которого погружена в земную поверхность. Внутри такого «конуса» можно заметить спиральные съезды, которые образованы уступами. Основными элементами, которые способны охарактеризовать любой, будь то каменный или песчаный карьер, являются:

  1. Дно карьера - поверхность нижнего уступа, которая именуется также подошвой. Если ведется добыча морфологически сложных и протяженных пород, то дно может иметь ступенчатую структуру.
  2. Глубина карьера - расстояние верхнего среза до самой низкой точки горной разработки. Эта величина может достигать значения в 1000 метров.
  3. Предельная глубина - максимальное расстояние от верхнего края до нижнего контура, при котором добыча ископаемых экономически целесообразна.
  4. Предельный контур - контур карьера на период его закрытия ввиду малой экономической эффективности.

Основной элемент, без которого невозможно представить, что такое карьер, является уступ. Его основные характеристики - высота, угол откоса, размеры верхней и нижней рабочей площадки - зависят от массивности и ценности разрабатываемых пород.

Технология добычи

Добыча полезных ископаемых открытым способом ведется двумя видами работ - вскрышными и добычными. На первом этапе производят «вскрытие» земной поверхности - верхний слой литосферы срезают, выкапывают котлован, открывая тем самым доступ к полезным ископаемым. После приступают непосредственно к добыче ресурсов.

По мере выработки слоев «земных богатств» увеличиваются диаметр и глубина карьера, рабочие уступы перемещаются от центра к краям. Получение практически любого вида ресурса предполагает проведение буровзрывных работ. В зависимости от условий местности их доля может составлять 25-30% от себестоимости добываемого материала.

Экономическая эффективность

Разрабатывая мрамор, известняковые породы, создавая любую горную выработку открытого типа, в том числе и песчаный карьер, стремятся сократить издержки. Для этого используют роторные экскаваторы и большегрузный транспорт: в основном автомобили типа БЕЛАЗ, что позволяет снизить затраты на транспортировку.

Часто открытый способ добычи подземных ресурсов применяется для получения каменного угля. При этом удается снизить расходы, связанные с доставкой непосредственно к потребителям, что делает его доступным широкой массе населения. К тому же карьерный способ добычи угля является наиболее безопасным, но качество сырья оставляет желать лучшего из-за наличия большого количества примесей.

Влияние карьеров на экологическую обстановку

Разработка карьеров оказывает негативное влияние на экологическую обстановку разрабатываемой территории. Во-первых, полностью уничтожается верхний плодородный слой земли, который впоследствии восстановить нельзя. Во-вторых, существенно изменяются гидрогеологические условия площадки, рельеф местности.

В-третьих, загрязняется территория землеотвода образующимися отходами и сточными водами. Кроме того, нельзя не учитывать шумовое воздействие на окружающую среду, а также выброс большого количества угарного газа. Подобные негативные эффекты наблюдается в то время, когда создается как гранитный карьер, так и любая другая открытая горная выработка.