Стандарты аудита. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита: структура, применение и отражение в законодательстве

Вопрос Скажите пожалуйста, как при суммированном учете рабочего времени и при сменном графике работ правильно рассчитать норму рабочего времени сотрудника, если он в учетном периоде находился на больничном или в отпуске? Ответ При подсчете нормы рабочего времени нужно исключить время болезни и отпуска. Потом нужно подсчитать норму рабочего времени за оставшийся период и сравнить с числом фактически отработанных сотрудником часов. За основу берется норма рабочего времени по производственному календарю для пятидневной рабочей недели. Например: в августе по производственному календарю 176 рабочих часов. Если сотрудник с 1 по 14 августа был в отпуске, это время нужно исключить. 31-14=17 календарных дней остается. Из них 12 рабочих дней. 12*8=96 рабочих часов будет норма рабочего времени для данного сотрудника в августе. Подробности в материалах Системы: 1.

Пример правильного расчёта нормы рабочего времени

В, допуская переработку, не превышающую установленных пределов: для каждого члена рабочего коллектива в течение года не может быть переработано больше 120 часов, а в продолжение 2 дней подряд – более 4 часов (ст. 99 ТК РФ). Если составить график без заложенной в него переработки не представляется возможным, это значит, что в организации не хватает кадров, и ей следует увеличить численность персонала.
Нормы оплаты сверхурочных Трудовое законодательство предусматривает особый регламент начисления трудового вознаграждения за сверхурочное время:

  • за первые переработанные два часа полуторная оплата;
  • за последующие часы – удвоенная почасовая ставка (при часовой тарификации);
  • доплата в сумме еще одного соответствующего почасового тарифа (при сдельной оплате).

ПОМНИТЕ! Нельзя компенсировать переработку в одном учетном периоде недостачей рабочих часов в следующем.

Menu

  • При использовании нормы месячного рабочего времени:
  • Ноябрь 2015 - 40 000: 159 × 150 = 37 735,85 руб. Декабрь 2015 - 40 000: 183 × 192 = 41 967,21 руб.
  1. При использовании нормы годового рабочего времени:

Ноябрь 2015 - 40 000: (1 971 / 12) × 150 = 36 529,68 руб.
Декабрь 2015 - 40 000: (1 971 / 12) × 192= 46 757,99 руб. Регламент расчета часовой ставки для целей начисления оплаты труда определяется нанимателем и должен быть зафиксирован в локальном НПА.
Это является обязательным, т. к. разные методы расчета дают разный результат суммы дохода работника в конкретный месяц. Представляется целесообразным устанавливать часовую ставку, рассчитанную исходя из месячной нормы при учетном периоде, отличном от 1 месяца, но меньше 1 года, а для годового учетного периода - часовую ставку, рассчитанную исходя из нормы рабочего времени за год.

Как рассчитать норму рабочего времени

Скачать ТК РФ При работе в таком графике норма в 40 не выполняется, поэтому, те часы, которые превышают норму, считаются сверхурочными. Количество таких часов определяется после окончания учетного периода, который должен составлять один год.


В таком случае переработанное время будет компенсировано недоработанным. Табель учета и использования рабочего времени Фактически отработанные часы сотрудником организации подлежат учету, который определен Минфином.


Внимание

Табель учета использования рабочего времени содержит в себе показатели отработанных часов и зарегистрированные отклонения от стандартного использования РФ, такие как - отпускной или больничный период. Эти отклонения используются для расчета зарплаты в компании.


Табель учета в организации должен обновляться каждый месяц уполномоченными лицами, которые назначены на выполнение данных обязанностей.

Нормы рабочего времени и их расчет

При 36-часовой: 36: 5 (дней) х 21 = 151,2 часа. Отсюда вывод такой: предельная продолжительность рабочего времени в октябре 2017 года не должна превышать 168 часов. Шестидневка Шестидневная неделя также не может в сумме превосходить 40 часов.

Инфо

Возьмем тот же октябрь при шестидневке. Рабочих дней будет 26, норма 168 часов. 168 делим на 26, получается примерно 6 с половиной часов в день. Но в РФ применяется при шестидневной рабочей неделе 7-часовая продолжительность РВ, а перед выходным она сокращается до 5 часов.


В преддверии праздничного дня при пятидневке рабочий день уменьшается на один час, шестидневке - не может быть больше пяти часов. Количество рабочих дней между датами (формула) В Excel есть такая функция, как ЧИСТРАБДНИ. Ее аргументами являются начальная и конечная даты. Это обязательные для ввода значения. А также необязательный аргумент - праздники.

Как рассчитать человеко-часы

Наиболее часто применяется система оплаты труда за фактически отработанное время:

  • почасовые тарифные ставки: ежемесячно выплачиваемая сумма рассчитывается исходя из отработанных часов в течение каждого конкретного месяца;
  • должностные оклады: ежемесячно выплачивается фиксированная сумма, если отработаны все смены в соответствии с запланированными графиком.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При окладной системе средняя зарплата за 1 час труда будет разная в тот или иной месяц, общая сумма «набежит» только по окончании учетного периода. При почасовой тарификации стоимость часа всегда одинаковая, поскольку является фиксированной величиной, закрепленной документально.

Возможно применение сдельной оплаты труда, когда вознаграждение начисляется в зависимости от количества единиц произведенной продукции или выполненных операций.

Как применяется суммированный учёт рабочего времени

  • За основу берется 5 - ти дневная рабочая неделя и два выходных.
  • Длительность ее в часах требуется разделить на пять и помножить на рабочие дни в месяце. Число рабочих дней можно посчитать самому, опираясь на производственный календарь.
  • Когда совершается расчет, обязательно требуется вычесть время, которое сотрудник фактически не трудился.

    К примеру, находился на больничном.

  • Когда учетным устанавливается не месяц, а другой период, сначала требуется рассчитать норму за месяц. Далее полученные данные складываются.

Статьи № 92, № 94, № 284, № 299, № 333 ТК устанавливают специфические правила для индивидуальных категорий лиц.

Об учете рабочего времени работодателем и соблюдении норм рабочего времени смотрите в следующем видео При исчислении общего объема дней за год, бухгалтер учитывает лимит установленных законом переработок.

Как правильно рассчитать норму рабочего времени сотрудника?

В случае, если выходной и праздничный день совпадают, то выходной переносится на следующий после праздничного день. Если же праздничный день выпадает на рабочую неделю, то рабочий день, предшествующий ему, сокращается на один час.

Это исчисление распротсраняется на все виды рабочей недели, в том числе и шестидневные. 3 Вследствие вышеизложенного, норма рабочей недели конкретного месяца должна рассчитываться в следующем порядке: продолжительность рабочей недели, выражаемая в часах, делится на количество дней в неделю, умножается на количество рабочих дней по календарю шестидневной либо пятидневной системы, и из этого количества вычитается количество часов, на которое в данном месяце производится сокращение рабочего времени накануне праздничных дней.

Как правильно рассчитать рабочее время сотрудников?

А количество сверхурочных часов посчитайте по итогам учетного периода (ст. 104 ТК РФ). Пример расчета количества сверхурочных часов при применении суммированного учета рабочего времени. В течение учетного периода сотрудник болел Водителю ЗАО «Альфа» Ю.И. Колесову установлен суммированный учет рабочего времени.

Учетный период – квартал. По календарю 40–часовой рабочей недели в I квартале 2013 года – 454 рабочих часа, в том числе: – в январе – 136 часов; – в феврале – 159 часов; – в марте – 159 часов. В феврале Колесов болел. По болезни он пропустил два дня или 20 рабочих часов по графику работы.

Всего за I квартал 2013 года сотрудник фактически отработал 436 часов. Учитывая время болезни, за учетный период сотрудник должен был отработать: 454 ч – 20 ч = 434 ч.

Переработка составила: 436 ч – 434 ч = 2 ч. Разницу в 2 часа ему нужно оплатить как сверхурочные.

Суммарный учет рабочего времени — примеры расчета

Сюда относится время:

  • подготовки места труда;
  • получения наряда;
  • сдача полученной продукции;
  • и тому подобное.

Законодательными актами утверждены определенные нормы времени труда. Каждое предприятие должно их придерживаться. Норма рабочего времени Какова нормальная продолжительность рабочего времени в неделю, можно посчитать, опираясь на ст. 91 ТК. Данный законодательный акт определяет норму труда в неделю сорок часов. Соответственно:

  • (40 * 4) 160 норма рабочих часов в месяц;
  • (40 / 5) 8 часов за день.

Следует знать Следует отличать переработки сотрудника, которые считаются сверхурочной работой от ненормированного рабочего дня. Ненормированный рабочий день по ТК РФ – это предусмотренный трудовым договором специальный график работы, который уже включает в себя эпизодические случаи переработок.

Норма рабочих часов в месяц, установленная законодательством россии

Выход: знакомить работника с графиком работодатель, безусловно, обязан, но закон не говорит, что согласие должно подтверждать график сразу на весь учетный период, даже если он и составляет целый год. Работодателю целесообразно составить предварительный годовой график учета СУРВ, а вводить его в работу небольшими частями, удобнее всего месячными периодами.

Таким образом, работник будет знакомиться с новым графиком и подписывать его ежемесячно, и в него можно будет своевременно вносить необходимые коррективы.Оплата и сверхурочные (переработка при суммированном учете рабочего времени) Трудовое вознаграждение при соблюдении графика СУРВ Способ начисления оплаты выбирает работодатель, согласовывает его с принимаемым на работу сотрудником, что закрепляется в трудовом или коллективном договоре. Возможно применение различных систем зарплаты.

Как рассчитать норму часов

Как бы ни распределялись трудовые часы в продолжение недели, декады, месяца, квартала, их общее количество за учетный промежуток, который не превышает года, должен соответствовать нормативам, установленным в законодательстве. Рассмотрим нюансы, касающиеся графика такого учета, а также проанализируем, как он будет реализовываться при сменном режиме труда. Коснемся вопросов начисления вознаграждения за труд при таком методе учета, в том числе и в ситуациях, когда имела место переработка. Покажем, как происходит расчет рабочих часов при суммировании на конкретном примере. Особый вид учета рабочего времени – суммированный Суммированный учет – это, по сути, специальный рабочий режим, основанный на соблюдении определенных графиков (как правило, это «скользящие» или сменные графики).

Данные об отработанных человеко-часах руководители организаций обязаны указывать в форме статического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденной приказом Росстата от 26.10.2015 № 498. Им же утверждены и правила ее заполнения.

Формула для П-4, человеко-часы, расчет:

ЧЧ = Ч1 + Ч2 + … + ЧN,

где:

ЧЧ - кол-во отработанных человеко-часов;
ЧN - кол-во часов, отработанных каждым конкретным работником.

Складывают все время, отработанное сотрудником в рабочие дни в организации, а также за ее пределами. Учитываются , работа в , работа на (на этом же предприятии).

Поэтому, если на предприятии есть работники, которые трудятся полное и неполное время, для них проводятся отдельные расчеты, с использованием . Формула в этом случае будет выглядеть следующим образом:

ЧЧ = КР * РВ,

где:

ЧЧ - человеко-часы;
КР - количество работников;
РВ - время, фактически затраченное на работу.

Расчет человеко-часов

Человеко-час - это единица учета рабочего времени, которая соответствует одному часу работы одного человека. Работодателю с ее помощью удобно планировать рабочее время сотрудников, определять нужное количество трудящихся для выполнения работы, а также устанавливать сроки для выполнения заданий.

Ч = К * Т,

где

Ч - это сам показатель, человеко-час;
К - общее количество сотрудников предприятия;
Т - единица времени, часы.

Но есть периоды, которые не следует учитывать при расчете. Это:

  • период болезни сотрудника, согласно ;
  • время ;
  • в расчет не берется период ;
  • время, на которое был сокращен трудовой день работников определенных категорий в соответствии с указаниями законодательства РФ;
  • время, предоставленное недавно родившей сотруднице для кормления ребенка;
  • иные причины.

Пример

Приведем пример для маленькой фирмы. Представим, что в ней трудятся 10 работников. В день общая сумма отработанных ими часов составляет 80 человеко-часов:

10 чел * 8 час

Полученное число нужно умножить на количество рабочих дней в месяце:

80 чел/часов * 21 день = 1680 человеко-часов.

Теперь рассчитаем этот показатель для каждого работника.

При пятидневной рабочей неделе и восьмичасовом рабочем дне расчет будет следующий:

21 день * 8 часов = 168 человеко-часов

Человеко-день

С человеко-часами разобрались. В этом разделе рассмотрим, что принято понимать под термином человеко-день. Это единица измерения рабочего времени, соответствующая рабочему дню одного человека независимо от числа отработанных им часов. Нужно отметить, что этот показатель является менее точным, чем человеко-час.

В человеко-днях измеряют:

  • дни, фактически отработанные сотрудником;
  • явочное время;
  • дни, когда сотрудник не явился на работу;
  • простои, включающие целый день и более;

Также учитываются:

  • дни нахождения в служебных командировках;
  • те дни, в которые работник получил наряды своего предприятия для отработки в другой организации;
  • дни, когда из-за на основном рабочем месте сотрудника задействовали в другой деятельности предприятия.

Расчет человеко-дней

Многих интересует расчет общего количества человеко-дней.

Расчет человеко-дней, формула:

Кчдн = ∑Кччас / Праб,

где:

Кчдн - общее количество отработанных человеко-дней;
∑Кччас - общее количество человеко-часов за отчетный месяц;
Праб - продолжительность рабочего дня.

  • сначала подсчитываем общее количество человеко-дней;
  • далее определяем среднюю численность неполностью занятых сотрудников в пересчете на полную.

Формула будет следующая:

С/С численность неполн. = Кчдн/Крдн,

где:

С/С численность неполн. - средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц;
Кчдн - общее кол-во отработанных человеко-дней;
Крдн - число рабочих дней по календарю в отчетном месяце.

Расчет человеко-часов за год

Как рассчитать человеко-часы за год? Для получения этого показателя необходимо сложить все часы, отработанные служащим в трудовые дни в компании и вне ее пределов. То есть, в расчет входит время труда в рабочих поездках, сверхурочный труд, а также труд на совмещаемой должности в этой же фирме.

В при подсчете не учитывается:

  • период болезни сотрудника, прописанный в больничном листе;
  • время отпуска кормящих мам;
  • время, когда служащий не трудился по причинам, которые от него не зависят;
  • время ежегодного отпуска трудящегося;
  • часы сокращения трудового дня;
  • время, когда служащий повышал свою квалификацию с отрывом от трудового процесса;
  • время участия сотрудников в забастовках;
  • иные причины отсутствия служащего на трудовом месте.

Итоговая сумма состоит из всех человеко-часов по каждому сотруднику. Если вам нужно рассчитать человеко-часы за год, расчет по формуле будет следующий.

ЧЧГ = ЧГ1 + ЧГ2 + … + ЧГN,

где

ЧЧГ - количество отработанных человеко-часов за отчетный год;
ЧГN - количество часов, отработанных n-ым работником за отчетный год.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Перед тем, как рассчитать норму рабочего времени, необходимо определиться с расчетным периодом. Сложнее всего производить расчет за год, так как нужно учитывать все государственные праздники и переносы выходных. А если служащие работают по сменному графику, то помимо нормы нужно определить и количество сверхурочных часов.

Общая информация

Информация о рабочем времени содержится в статье 91 ТК РФ. Под этим периодом подразумевается промежуток времени, когда человек выполняет трудовые функции. По закону стандартная продолжительность этого времени – 40 ч. в неделю. На практике такая норма рабочего времени используется нечасто.

Во-первых, на многих предприятиях производственный процесс невозможно остановить, поэтому график работы там посменный. Во-вторых, некоторые категории служащих не могут трудиться такое количество времени, так как по закону им полагается сокращение нормы труда. Это несовершеннолетние, люди с инвалидностью и т. д.

Тем не менее, правила расчета нормы рабочего времени предусматривают, что за основу следует брать именно 40-часовую рабочую неделю.

Расчет на месяц

Определение нормы труда позволяет нанимателям правильно устанавливать графики работы, вести учет отработанных часов, выплачивать заработную плату и распределять отпуска. Зная, как правильно рассчитать норму трудового времени, можно легко определить, сколько часов должен отработать служащий. В качестве расчетного периода часто берут один календарный месяц.

Расчет рабочего времени происходит так:

  1. Для начала нужно выяснить, сколько рабочих дней в выбранном учетном периоде, а сколько выходных, праздников и т. п.
  2. Далее рассчитывается число трудовых часов в день. При этом не забываем, что нормальная длительность трудовой недели 40 часов. Значит, высчитываете количество часов за трудовой день. Пример: 40/5=8.
  3. Количество дней в месяце, когда подчиненный работает, необходимо умножить на 8 ч.

Пример такого расчета может быть следующий:

  1. Допустим, что в июне 21 рабочий день.
  2. Уполномоченному сотруднику необходимо определить нормативы, по которым будет работать персонал.
  3. Для этого норма времени будет рассчитываться по следующей формуле: 21*8=168 часов. Именно столько в среднем должен отработать каждый подчиненный.

Читайте также Особенности и порядок расчета НДФЛ с зарплаты

Расчет на квартал

Важно знать и о том, как рассчитать норму рабочего времени за квартал, то есть за три месяца. Продолжительность рабочего дня стандартная – 8 ч. Все расчеты осуществляются очень просто. Для начала необходимо определить, какая норма труда в каждом месяце.

Пример расчета:

  1. Предположим, что в июле 168 трудовых часов. Осталось рассчитать количество времени только за следующие 2 месяца.
  2. В августе также 168 рабочих часов, а в сентябре – 160.
  3. Значит, норма за квартал следующая: 168+160+168=496 ч.

При необходимости подобный расчет можно провести для каждого квартала. Чаще всего руководство компании использует определение нормы именно поквартально.

Расчет на год

Нормирование труда – важная процедура, позволяющая определить количество часов, которое обязаны отработать служащие. При расчетах в качестве учетного периода часто используется календарный год. Рассчитываются часы двумя способами. Можно использовать метод, который применяется при расчете квартала. Только потребуется определить количество рабочего периода за все 12 месяцев.

Еще один порядок определения нормы был установлен приказом Минздравсоцразвития РФ №588н. Расчет осуществляется по формуле: 40/5*количество рабочих дней за год. После этого из полученного числа следует отнять количество часов, которые сотрудниками отработаны не были. Речь идет о сокращении перед праздничными днями.

При определении нормы на 2019 год согласно расчетному периоду следует учитывать такие нюансы:

  1. Воскресенье нужно учитывать как выходной день. И неважно, сколько на самом деле дней отдыха у подчиненного за неделю – 2 или 1. Для некоторых категорий подчиненных возможен перенос дня отдыха на другую дату.
  2. Не нужно забывать об официальных праздниках, которые не используются при расчете.
  3. Когда праздник выпадает на день отдыха, то выходной переносится. Этим правилам не нужно пользоваться только при расчете нормы труда за январь.
  4. Длительность трудового дня перед праздником всегда сокращается на 1 ч.

При расчетах обязательно нужно соблюдать эти правила, иначе итоговое количество часов будет неверным.

Читайте также Правильный расчет декретного отпуска

Сменный график

При определении нормативов используется стандартное количество дней труда за неделю. Но не все наниматели могут позволить себе такой режим труда. Поэтому норму рабочего времени при сменном графике приходится рассчитывать немного по-другому. Это, так называемое, суммирование, когда определяется общее число отработанных часов.

Но их количество за учетный период не должно превышать установленную норму. То есть, все часы, что были отработаны сверх нормы, являются дополнительными или сверхурочными. Как пример можно использовать следующие данные: за календарный месяц работник отработал 175 часов при норме в 160 часов. Поэтому 15 из них учитываются как дополнительные.

Суммированный учет на предприятии устанавливается по следующим правилам:

  1. Определяется продолжительность расчетного периода. Используются стандартные – месяц, квартал, год.
  2. Устанавливается конкретный график, по которому работает служащий.

Учетный период по своей длительности может быть, каким угодно, но не более одного календарного года. Существует особые ограничения, не позволяющие устанавливать большое количество сверхурочных часов. Например, не может быть 4-часовой переработки 2 дня подряд. А за год – не более 120 ч.

Суммированный учет подразумевает, что оплата труда осуществляется на основании отработанного времени. Чаще всего используются различные тарифы. Пример: часовая ставка лица – 100 рублей. Значит, за 10-часовую смену он получает 1 тыс. рублей. Если учесть, что работает он 50 ч. в неделю, то его заработок составит 5 тыс. рублей.

Виды графиков

Продолжительность рабочего дня чаще всего зависит от производственной необходимости. Поэтому редко какие наниматели могут предоставить своему персоналу стандартную 5-дневку. Чаще всего используются таким режимы:

  1. Смена 24 ч. с несколькими выходными днями.
  2. Трудовая смена с 10 или 12 ч. работы. Тогда выходных дней у персонала больше, чем предусмотрено.
  3. Смена 12 ч., с чередующимися дневными и ночными сменами.

Справка: это далеко не все режимы, с которыми приходится сталкиваться трудоспособным гражданам. Но, исходя из специфики некоторых профессий, обычная 8-часовая смена может быть невыгодна как руководству, так и самим подчиненным.

Производственный календарь

Для того чтобы руководители правильно рассчитывали нормы труда, существует специальный документ. Это, так называемый, производственный календарь, в котором учитываются все дни труда, а также дни отдыха, включая праздники. Это документ не является нормативным актом, поэтому не имеет никакой юридической силы.

Существуют организации с такими особенностями организации труда, которые не позволяют устанавливать ежедневные или еженедельные нормы рабочих часов, например, сезонные производства. Но регулярно подсчитывать отработанные часы работодатель обязан в любом случае.

Для таких предприятий ТК РФ предусматривает особый режим учета – суммированный.

Как бы ни распределялись трудовые часы в продолжение недели, декады, месяца, квартала, их общее количество за учетный промежуток, который не превышает года, должен соответствовать нормативам, установленным в законодательстве.

Рассмотрим нюансы, касающиеся графика такого учета, а также проанализируем, как он будет реализовываться при сменном режиме труда. Коснемся вопросов начисления вознаграждения за труд при таком методе учета, в том числе и в ситуациях, когда имела место переработка. Покажем, как происходит расчет рабочих часов при суммировании на конкретном примере.

Особый вид учета рабочего времени – суммированный

Суммированный учет – это, по сути, специальный рабочий режим, основанный на соблюдении определенных графиков (как правило, это « » или ).

Основанием для установления таких графиков является причина «от противного» – когда нет возможности спланировать режим таким образом, чтобы рабочая неделя составляла твердое количество часов, предусмотренное нормами ст. 91-92 ТК РФ:

  • 24 - для молодежи до 16 лет;
  • 35 - для имеющих группу инвалидности;
  • 36 - для педагогов и работников вредных производств;
  • 39 - для медиков
  • 40 часов - стандартная продолжительность.

Рабочая неделя не может включать больше 40 часов.

При СУРВ недоработка в течение одного периода сможет быть компенсирована переработкой в другие временные промежутки, что в сумме выходит на требуемый нормой результат.

График суммированного учета рабочего времени (СУРВ)

При введении на предприятии системы СУРВ обязательным документом является график работы.

К СВЕДЕНИЮ! Ст. 103 ТК РФ однозначно требует составления графика СУРВ только для режима работы, предусматривающего сменность. Для остальных рабочих режимов такое требование не является законодательно обязательным. Тем не менее, чаще всего работодатели предпочитают составлять такие графики, поскольку обеспечить соответствие рабочего времени законодательным нормам, особенно в длительном учетном периоде, иным способом практически невозможно.

График составляется на основе нормативных документов предприятия:

  • колдоговора;
  • трудовых индивидуальных договоров или допсоглашений к ним;
  • правил внутреннего трудового распорядка;
  • иных локальных актов.

ВНИМАНИЕ! График СУРВ может составляться как для всего предприятия в целом, так и для отдельных групп сотрудников или лиц, применяться на постоянной основе или вводиться временно.

Главные сложности при составлении графика

Организация графика суммированного учета – довольно кропотливая процедура. Составители сталкиваются в процессе планирования со многими сложностями, решать которые приходится, исходя из конкретных ситуаций. Рассмотрим основные сложности, стоящие на пути составителя графика СУРВ, и наметим возможные пути их преодоления.

  1. Установка чередования смен и выходных дней. В зависимости от продолжительности смены, за учетный год может накопиться такое количество часов работы, которое не уложится в установленную годовую норму. Такое может случиться, если, например, норма за год получается нечетной, а смена рассчитана на четное количество. Выход может быть в том, чтобы составлять график с минимальной недоработкой либо корректировать отработку дополнительными выходными днями. Для этого не стоит прописывать в нормативных документах слишком строгое сочетание периодичности рабочих смен и выходных дней, чтобы иметь возможность «маневров».
  2. Санкции за превышение часовых норм. Закон не разрешает переработки свыше установленных лимитов. Поэтому, если график спланирован так, что предусматривает переработку, инспекционные органы могут счесть это нарушением. Выход: при невозможности точного соблюдения нормы в графике менее «травматична» запланированная недоработка (разумеется, минимальная), чем даже небольшая переработка. Недоработку по вине работодателя придется просто оплатить по среднему уровню заработной платы, а переработка чревата штрафными санкциями.
  3. Ознакомление работников с графиком. Ст. 103 ТК РФ требует ознакомления работника с графиком сменности не позднее 30 дней до его введения под его письменное подтверждение согласия. Однако, тут у работодателя может возникнуть еще одна сложность. СУРВ - такой режим, при котором производственная необходимость в любой момент может заставить корректировать принятый график. Конечно, общее число часов за учетный период в любом случае должно остаться без изменений, но может потребоваться исправить соотношение выходных и рабочих смен. А ознакомление работника под роспись делает невозможным любые изменения графика меньше, чем за месяц.

    Если же такие изменения будут внесены, они будут признаны отклонением от режима работы, соответственно, их отработка будет квалифицирована как либо занятость , а это уже другие нормы оплаты.

    К тому же, для такой отработки опять-таки требуется согласие сотрудника и издание письменного распоряжения руководства. Выход: знакомить работника с графиком работодатель, безусловно, обязан, но закон не говорит, что согласие должно подтверждать график сразу на весь учетный период, даже если он и составляет целый год. Работодателю целесообразно составить предварительный годовой график учета СУРВ, а вводить его в работу небольшими частями, удобнее всего месячными периодами. Таким образом, работник будет знакомиться с новым графиком и подписывать его ежемесячно, и в него можно будет своевременно вносить необходимые коррективы.

Оплата и сверхурочные (переработка при суммированном учете рабочего времени)

Трудовое вознаграждение при соблюдении графика СУРВ

Способ начисления оплаты выбирает работодатель, согласовывает его с принимаемым на работу сотрудником, что закрепляется в трудовом или коллективном договоре. Возможно применение различных систем зарплаты.

Наиболее часто применяется система оплаты труда за фактически отработанное время :

  • почасовые тарифные ставки: ежемесячно выплачиваемая сумма рассчитывается исходя из отработанных часов в течение каждого конкретного месяца;
  • должностные оклады: ежемесячно выплачивается фиксированная сумма, если отработаны все смены в соответствии с запланированными графиком.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При окладной системе средняя зарплата за 1 час труда будет разная в тот или иной месяц, общая сумма «набежит» только по окончании учетного периода. При почасовой тарификации стоимость часа всегда одинаковая, поскольку является фиксированной величиной, закрепленной документально.

Возможно применение сдельной оплаты труда , когда вознаграждение начисляется в зависимости от количества единиц произведенной продукции или выполненных операций.

Оплата за переработки при СУРВ

При режиме СУРВ, как и при иных рабочих режимах, иногда складывается производственная необходимость в отработке большего количества часов, чем это допускают нормы трудового права.

Сверхурочная работа – это переработка сверх нормированного количества часов, составляющих учетный период. Понятие «учетный период» здесь является ключевым, поскольку сама логика СУРВ предусматривает переработку в другие временные промежутки, компенсируемую меньшей отработкой в другие периоды. Таким образом, при годичном учетном периоде не может быть сочтена сверхурочной переработка за неделю или месяц, даже если ее не заложили при составлении графика.

СПРАВКА! Подсчет и начисление платы за сверхурочные часы производят исключительно по итогам всего учетного периода, а если сотрудник уходит, то на дату его увольнения.

Инспекционные органы относятся с пониманием к сложностям планирования СУРВ, допуская переработку, не превышающую установленных пределов: для каждого члена рабочего коллектива в течение года не может быть переработано больше 120 часов, а в продолжение 2 дней подряд – более 4 часов (ст. 99 ТК РФ).

Если составить график без заложенной в него переработки не представляется возможным, это значит, что в организации не хватает кадров, и ей следует увеличить численность персонала.

Нормы оплаты сверхурочных

Трудовое законодательство предусматривает особый регламент начисления трудового вознаграждения за сверхурочное время:

  • за первые переработанные два часа полуторная оплата;
  • за последующие часы - удвоенная почасовая ставка (при часовой тарификации);
  • доплата в сумме еще одного соответствующего почасового тарифа (при сдельной оплате).

ПОМНИТЕ! Нельзя компенсировать переработку в одном учетном периоде недостачей рабочих часов в следующем.

За ночной труд предусмотрены дополнительные финансовые бонусы, составляющие не ниже 20% от средней тарифной почасовой ставки за каждый отработанный час ночной смены.

В праздники и выходные дни оплата за работу также предусматривает повышенный размер:

  • почасовикам - двойная ставка за час;
  • сдельщикам - двойная расценка;
  • «сидящим» на окладе - одинарный или двойной среднедневной или среднечасовой заработок (удвоение зависит от того, имела ли место переработка наряду с выходом в нерабочий день).

Допускается компенсация не в финансовой форме, а в виде дополнительного времени для отдыха (это согласовывается с самим рабочим).

ВАЖНО! Если выход сотрудника в день праздника или выходного предусмотрен по графику СУРВ, то это время засчитывается как рабочее и входит в норму, которая установлена за учетный период.

Суммированный учет рабочего времени по периодам

Важный момент при планировании СУРВ – выбор оптимального учетного периода .

Нужно установить тот временной промежуток, в течение которого персонал гарантированно наберет более или менее постоянную сумму отработанных часов, соответствующих нормам. Закон оставляет этот выбор за работодателем, который последний делает, исходя из соображений целесообразности. Он может составлять:

  • декаду;
  • месяц;
  • двухмесячный промежуток;
  • квартал;
  • полугодие;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Срок, превышающий годичный, законодательно не предусмотрен!

Для некоторых видов деятельности учетный период прописан в законодательстве, например, для водителей он должен быть равен месяцу. Для сотрудников вредных производств и трудящихся в опасных условиях при СУРВ нельзя превышать трехмесячный учетный период.

Если периодичность рабочих и выходных более-менее постоянная, то стоит устанавливать «четный» учетный период (2 месяца, полугодие, год), чтобы переработки одной половины перекрывали недостачи рабочих часов в другой. При сезонной работе целесообразен максимальный учетный период, тогда «сезон» легко перекроет «несезон».

Пример расчета суммированного учета рабочего времени

Приведем конкретный пример расчета СУРВ.

В организации принят суммированный учет рабочего времени. За норму принята стандартная неделя в 40 часов, учетным периодом выбран квартал.

Сначала вычисляется норма рабочего времени. Для этого 40 часов нужно разделить на 5 дней (стандартную продолжительность рабочей недели), а затем умножить на количество рабочих дней в каждом месяце. Не забываем вычесть по 1 часу за каждый предпраздничный день. Можно не производить этих вычислений, а просто посмотреть данные производственного календаря, где они уже заранее подсчитаны и приведены для разных вводных данных: для учетного периода в неделю, месяц, квартал или год при рабочей неделе различной продолжительности.

Теперь посмотрим фактически отработанные временные показатели. За 1 квартал года время, фактически отработанное в соответствии с графиком, составило:

  • в январе - 158 часов;
  • в феврале - 150 часов;
  • в марте - 172 часа.

Итого в сумме 480 часов.

Если свериться с производственным календарем на этот год, то в 1 квартале норма рабочего времени насчитывает 482 часа. Таким образом, мы видим 2-часовую недоработку по вине работодателя, которую работникам нужно будет оплатить по среднечасовому тарифу, он вычисляется путем деления месячной заработанной суммы на количество часов, отработанных в этом месяце.

За 2 квартал отработанные часы составили:

  • в апреле - 164 часа;
  • в мае - 156 часов;
  • в июне - 188 часов.

В сумме это 508 часов.

Производственный календарь предусматривает как раз это количество, так что график выполнен без переработок и недоработок.

В 3 квартале наблюдалась такая картина по графику:

  • в июле - 166 часов;
  • в августе -174 часа;
  • в сентябре - 172 часа.

Сумма составляет 512 часов, тогда как производственный календарь на 3 квартал данного года предусматривает 500 часов. Получается переработка в 12 часов, которую по закону надо оформить и оплатить как сверхурочные: 2 часа по полуторному тарифу, остальные 10 часов – по двойному. Дополнительная выплата должна быть начислена в сентябре.

Правила суммированного учета рабочего времени

Подытожим требования к СУРВ: работодатель при планировании такого режима работы должен учитывать следующие важные моменты.

  1. СУРВ в обязательном порядке вводится в организациях, которые не могут обеспечить постоянное соблюдение рабочих часов в продолжение рабочего дня (смены) или недели.
  2. Количество отработанного времени при СУРВ за учетный период не должно превышать предусмотренное законодательными нормами.
  3. График СУРВ обязателен при организации посменного режима труда и желателен при всех остальных режимах.
  4. Учетный период при режиме СУРВ устанавливается произвольно, кроме тех видов деятельности, где он предусмотрен законом, и его неправомерно устанавливать длиннее 1 года.
  5. В графике СУРВ обязательно должны быть регламентированы следующие позиции:
    • начало и завершение трудового процесса;
    • длительность смены (рабочего дня) в часах;
    • периодичность рабочих смен и выходных дней;
    • время междусменного отдыха.
  6. Запрещается закладывать в график существенную переработку (это чревато админответственностью), нежелательна и недоработка. Если фактически произошло то или другое, это должно быть компенсировано работодателем в установленном законом порядке.
  7. Сверхурочные часы вычисляются и оплачиваются после истечения учетного периода.
  8. Работа в государственные праздники по графику входит в общую норму часов, хотя и дополнительно оплачивается или компенсируется, не являясь при этом сверхурочной.
  9. Для работника, приступившего к своим обязанностям не в начале учетного периода, общая часовая норма уменьшается.
  10. Отсутствие сотрудника по уважительной причине, в частности, из-за больничного или отпуска, исключает пропущенные часы из его нормы по учетному периоду.

Международные стандарты аудита и оценка качества аудиторских услуг (Лосева Н.А.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

В статье рассматриваются порядок вступления в силу и применения на территории Российской Федерации международных стандартов аудита, их полный перечень, а также критерии оценки качества аудита, вводимые в действие с 2017 года.

Аудит в соответствии с международными стандартами аудита

Российский аудит вступил в 2017 г. с международными стандартами аудита. Приказом Минфина России от 24.10.2016 N 192н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации" на территории России введены в действие 30 международных стандартов аудиторской деятельности, а аналогичным Приказом от 09.11.2016 N 207н - еще 18 стандартов.

Нормативными документами установлено, что международные стандарты аудита вступают в силу на территории Российской Федерации со дня их официального опубликования, применяются начиная с года, следующего за годом, в котором вступили в силу на территории Российской Федерации, т.е. с 2017 г.

Перечень международных стандартов и иных международных документов, вступивших в действие с 2017 г., представлен в табл. 1.

Таблица 1

Международные стандарты аудита и иные международные документы, вступившие в силу на территории России с 2017 г .

Наименование документов

Нормативный акт, на основании которого документ введен на территории РФ

1. Международный стандарт контроля качества (МСКК) 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг"

2. Международный стандарт аудита (МСА) 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

3. Международный стандарт аудита (МСА) 210 "Согласование условий аудиторских заданий"

4. Международный стандарт аудита (МСА) 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

5. Международный стандарт аудита (МСА) 230 "Аудиторская документация"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

6. Международный стандарт аудита (МСА) 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

7. Международный стандарт аудита (МСА) 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

8. Международный стандарт аудита (МСА) 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

9. Международный стандарт аудита (МСА) 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

10. Международный стандарт аудита (МСА) 300 "Планирование аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

11. Международный стандарт аудита (МСА) 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

12. Международный стандарт аудита (МСА) 320 "Существенность при планировании и проведении аудита"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

13. Международный стандарт аудита (МСА) 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

14. Международный стандарт аудита (МСА) 402 "Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

15. Международный стандарт аудита (МСА) 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

16. Международный стандарт аудита (МСА) 500 "Аудиторские доказательства"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

17. Международный стандарт аудита (МСА) 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

18. Международный стандарт аудита (МСА) 505 "Внешние подтверждения"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

19. Международный стандарт аудита (МСА) 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

20. Международный стандарт аудита (МСА) 520 "Аналитические процедуры"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

21. Международный стандарт аудита (МСА) 530 "Аудиторская выборка"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

22. Международный стандарт аудита (МСА) 540 "Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

23. Международный стандарт аудита (МСА) 550 "Связанные стороны"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

24. Международный стандарт аудита (МСА) 560 "События после отчетной даты"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

25. Международный стандарт аудита (МСА) 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

26. Международный стандарт аудита (МСА) 580 "Письменные заявления"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

27. Международный стандарт аудита (МСА) 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

28. Международный стандарт аудита (МСА) 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

29. Международный стандарт аудита (МСА) 620 "Использование работы эксперта аудитора"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

30. Международный стандарт аудита (МСА) 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

31. Международный стандарт аудита (МСА) 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

32. Международный стандарт аудита (МСА) 705 (пересмотренный) "Модифицированное мнение в аудиторском заключении"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

33. Международный стандарт аудита (МСА) 706 (пересмотренный) "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

34. Международный стандарт аудита (МСА) 710 "Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

35. Международный стандарт аудита (МСА) 720 (пересмотренный) "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

36. Международный стандарт аудита (МСА) 800 "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

37. Международный стандарт аудита (МСА) 805 "Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

38. Международный стандарт аудита (МСА) 810 "Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

39. Международный стандарт обзорных проверок (МСОП) 2400 (пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

40. Международный стандарт обзорных проверок (МСОП) 2410 "Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

41. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

42. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3400 (ранее МСА 810) "Проверка прогнозной финансовой информации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

43. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3402 "Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

44. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3410 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

45. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3420 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

46. Международный стандарт сопутствующих услуг (МССУ) 4400 (ранее МСА 920) "Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

47. Международный стандарт сопутствующих услуг (МССУ) 4410 (пересмотренный) "Задания по компиляции"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

48. Международный отчет о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

МСА применяются начиная с 2017 г., при этом если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен до 1 января 2017 г., то аудит может проводиться в соответствии со стандартами, действовавшими до вступления в силу данных МСА.

Порядок признания международных стандартов аудита подлежащими применению на территории России определен соответствующим Положением , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 (далее - Положение).

В частности, решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, признанного подлежащим применению на территории Российской Федерации, принимается Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Положением. В случае если решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, признанного подлежащим применению на территории Российской Федерации, принимается Министерством финансов Российской Федерации на основании соответствующего документа, поступившего из Международной федерации бухгалтеров, экспертиза не проводится. Документ, содержащий международные стандарты аудита, признанный подлежащим применению на территории Российской Федерации, прекращает действие с даты, определяемой Министерством финансов Российской Федерации.

В случае если при применении на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, между текстом указанного документа на русском языке и текстом этого документа на английском языке выявляется различие, уточнение текста документа, содержащего международные стандарты аудита, на русском языке осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Международной федерацией бухгалтеров.

Контроль качества аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

В связи с переходом на МСА в ближайшее время необходимо привести в соответствие с ними документы, регулирующие отдельные аспекты аудиторской деятельности, а именно:

Перечень аудиторских услуг;

Вопросы профессиональной этики аудиторов и аудиторских организаций;

Особенности аудита малых экономических субъектов;

Внутренний и внешний контроль качества аудиторских услуг;

Другие аспекты аудиторской деятельности.

Все необходимые изменения в нормативно-правовой базе аудиторской деятельности предполагается предусмотреть в рамках Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, проект которой был одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 23 июня 2016 г. Концепция развития аудиторской деятельности направлена на обеспечение и повышение качества аудиторских услуг, снижение информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации .

Аудиторские услуги, оказываемые российскими аудиторами, должны соответствовать международным стандартам аудита, при этом качество аудиторских услуг будет обеспечено международными стандартами аудита .

Минфин России в Информационном сообщении от 03.10.2016 N ИС-аудит-7 доводит до сведения, что Советом по аудиторской деятельности 22 сентября 2016 г. (протокол N 26) одобрены критерии оценки качества аудита. Данные критерии вводятся с 2017 г. в качестве единых для всех саморегулируемых организаций аудиторов (ранее - каждая саморегулируемая организация аудиторов устанавливала и применяла собственные критерии оценки). Они будут применяться для оценки качества выполненного аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов.

При проверках аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществлявших аудиторскую деятельность, качество их работы будет оцениваться следующим образом:

- оценка "1" - ;

- оценка "2" - ;

- оценка "3" - выявлены существенные неустранимые нарушения.

Результатом проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора, не осуществлявших аудиторскую деятельность, станет одно из следующих заключений: существенные нарушения не выявлены или выявлены существенные устранимые нарушения.

В случае когда существенные нарушения при проверке не выявлены, проверенной аудиторской организации (индивидуальному аудитору) будет выдаваться . По результатам внеплановой проверки и в случае выявления существенных нарушений при плановой проверке саморегулируемая организация аудиторов будет выдавать выписку из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы.

Оценка качества работы аудиторских организаций и аудиторов при проведении ими аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности будет осуществляться в соответствии с установленными едиными критериями.

Кроме этого, определены оценки и виды заключений, формируемых при соответствии определенным критериям, а также виды документов, выдаваемых по результатам проводимых проверок.

Данные критерии вводятся с 2017 г. в качестве единых для всех саморегулируемых организаций аудиторов.

Единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечивающие реализацию риск-ориентированного подхода при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (одобрены Советом по аудиторской деятельности 22.09.2016, протокол N 26) представлены в табл. 2.

Таблица 2

Единые критерии оценки качества аудитабухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечивающие реализацию риск-ориентированного подходапри осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов

Вид заключения

Критерии

Существенные нарушения не выявлены

1. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в основном соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов.

2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и эффективность организации такого контроля достаточны для обеспечения соблюдения аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований.

3. Осуществление организационных мер для обеспечения качества аудиторских услуг не требуется

Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы

Выявлены существенные устранимые нарушения

1. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные устранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и (или) стандартов аудиторской деятельности, и (или) Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и (или) Кодекса профессиональной этики аудиторов, и (или) Устава саморегулируемой организации аудиторов.

2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля не в полной мере обеспечивают соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований.

3. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость системных организационных мер по устранению нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг

Выявлены существенные неустранимые нарушения

1. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные неустранимые нарушения требований и (или) Федерального закона "Об аудиторской деятельности", и (или) стандартов аудиторской деятельности, и (или) Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и (или) Кодекса профессиональной этики аудиторов, и (или) Устава саморегулируемой организации аудиторов.

2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля не обеспечивают соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований

Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы

В случае когда аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в проверяемом периоде не осуществляла (не осуществлял) аудиторскую деятельность, по результатам внешнего контроля качества работы такой аудиторской организации (такого индивидуального аудитора) выдается одно из заключений, представленных в табл. 3.

Таблица 3

Виды заключений по результатам внешнего контроля качества работы при отсутствии аудиторской деятельности

Вид заключения

Критерии

Документ, выдаваемый по результатам плановой проверки

Существенные нарушения не выявлены

2. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в основном соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов.

3. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля способны в целом обеспечить соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и условий членства в саморегулируемой организации аудиторов в случае осуществления аудиторской деятельности.

4. Характер выявленных нарушений не предполагает осуществление организационных мер по их устранению и обеспечению качества аудиторских услуг

Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы

Качество аудиторской деятельности не оценивалось в связи с неосуществлением такой деятельности

Выявлены существенные устранимые нарушения

1. В проверяемом периоде аудиторская организация (индивидуальный аудитор) аудиторскую деятельность не осуществляла (не осуществлял).

2. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные устранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и (или) условий членства в саморегулируемой организации аудиторов.

3. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля недостаточны для обеспечения соблюдения аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и условий членства в саморегулируемой организации аудиторов в случае осуществления аудиторской деятельности.

4. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость организационных мер по устранению нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг

Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы

По результатам внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) выдается выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы.

С 1 октября 2016 г. согласно ст. 11, 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ сведения о членстве в СРО и о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Литература

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
2. Положение о признании Международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2015 г. N 576.
3. Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации".
4. Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации".
5. Информационное сообщение Минфина России от 03.10.2016 N ИС-аудит-7.
6. Лосева Н.А. Качество аудиторских услуг в современных условиях (теория, методология, практика): Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 340 с.
7. Лосева Н.А. Международные стандарты аудита: признание и применение в России // Аудитор. 2016. N 11. С. 44 - 48.
8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: www.minfin.ru.