Мероприятия по мелиорации и рекультивации земель примеры. Мелиорация и рекультивация земель

Мелиорация земель. Правовые требования по проведению мелиоративных мероприятий установлены в

«Мелиорация» дословно означает «улучшение». Применительно к землям она состоит в проведении

мероприятий по улучшению физических и химических характеристик земель, созданию опти-

1 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142.

§ 3. Мелиорация и рекультивация земель


http://www.natahaus.ru/

мального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв, а также других условий;

необходимых для ведения сельского хозяйства. К мелиоративным мероприятиям относятся действия по

орошению засушливых и осушению заболоченных и излишне увлажненных земель, расчистке земель,

заросших кустарником и мелколесьем, проведению лесопосадок в целях борьбы с эрозией, известкование,

фосфатование и гипсование почв. Соответственно различают гидромелиорацию и агромелиорацию,

культуртехни-ческую и химическую мелиорацию земель.

Проведение мелиоративных мероприятий в необходимых случаях требует сооружения и эксплуатации

мелиоративных систем - каналов, водохранилищ, систем орошения и дренажных систем,

гидротехнических объектов. Их строительство и эксплуатация осуществляются гражданами и

организациями в соответствии с государственной лицензией на соответствующие виды деятельности 1 по

результатам государственной экспертизы пред-проектной и проектной документации, а также при условии

положительной оценки государственной экологической экспертизы.

В целях сохранения целостности мелиорированных земель установлены ограничения на их дробление. В

частности, не допускается выдел земельного участка в счет доли, если размер такого земельного участка

меньше минимального, специально установленного для этой категории субъектами РФ.

Рекультивация означает восстановление нарушенных земель, плодородия и других полезных свойств почв.

По завершении рекультивации предполагается своевременный возврат рекультиви-рованных земель в

хозяйственный оборот. В необходимых случаях, связанных со строительством и добычей полезных

ископаемых, рекультивация сочетается с обязанностью пользователя снять и использовать плодородный

слой почвы. При снятии плодородный слой остается в собственности собственника земельного участка и

может использоваться им только для улучшения малопродуктивных земель.

Общая обязанность землепользователей по рекультивации земель закреплена в ЗК. В соответствии со ст. 13

ЗК в обязанности собственников, владельцев, арендаторов и землепользователей входят рекультивация

нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств, а также своевременное



1 Положение о лицензировании деятельности в области мелиорации земель Утверждено постановлением Правительства РФ от

вовлечение земель в хозяйственный оборот, использование и сохранение плодородного слоя почвы при

проведении работ, связанных с нарушением земель 1 .

Применительно к нарушению почвенного слоя при ведении горных работ обязанность по рекультивации

недропользователей возлагается обязанность по завершении работ привести участки земли и другие

природные объекты, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего

использования.

Консервация деградированных земель означает временное изъятие загрязненных земель из

хозяйственного оборота в целях их восстановления и проведения очистных мероприятий. Данная мера

охраны введена в ответ на обострившуюся за последнее десятилетие проблему загрязнения земель

опасными отходами, химическими и радиоактивными веществами.

Консервация земель проводится в целях сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения

природной среды и охраны здоровья человека. Решение о консервации земельного участка либо его части

принимают в зависимости от категории земель и формы собственности органы государственной власти либо

органы местного самоуправления по результатам обследований, проводимых МПР России, Минсельхозом

России либо Минздравом 3 .

Применительно к землям сельскохозяйственного назначения, подвергшимся радиоактивному и

химическому загрязнению, консервация обязательна. В порядке консервации эти земли выводятся из

использование не допускается, включая производство и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Решения о переводе в категорию запаса земель сельскохозяйственного назначения, за исключением феде-

ральных земель, принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

использования. В этом

1 См. Основные положения о рекультивации земель, утв. приказом Минприро-ды и Роскомзема от 22 декабря 1995 г.

2 СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

3 См. постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №. 555 «Об утверждении Положения о порядке консервации
деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными
веществами» // САПП РФ. 1992. № 8. Ст. 505.

3. Мелиорация и рекультивация земель 161

случае земельные участки сохраняются за собственниками, пользователями, владельцами, арендаторами, если ими создаются условия для восстановления земель.

Расходы по восстановлению земель несут лица, виновные в их деградации. Они также обязаны полностью возместить потери и убытки сельскохозяйственного производства, а в случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, - возместить собственнику его стоимость. Недостаточно ясен вопрос о том, кто несет расходы по восстановлению земель и компенсирует все убытки, если виновное лицо


http://www.natahaus.ru/

не обнаружено. Положением о консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, предусматривается в этом случае финансирование восстановительных мероприятий из соответствующих бюджетов. Однако такие возможные расходы, которые могут быть значительными, необходимо предусматривать при определе-нии бюджетов.

Несмотря на большое внимание, уделяемое правовому регулированию в области охраны земель, положение дел в этой области остается неудовлетворительным. В подавляющем числе регионов процессы деградации земель не только не остановлены, но и приобрели тенденцию к нарастанию. Так, в последнее время на-блюдается резкое снижение содержания гумуса на землях сельскохозяйственного назначения. Практически не ведется известкование, фосфатование почв, значительно сократились мелиоративные работы. По данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель РФ в 2000 г., из-за отсутствия финансирования работы по почвенным и геоботаническим обследованиям почвы повсеместно свернуты. Мероприятия по борьбе с эрозией, предусмотренные Федеральной комплексной программой повышения плодородия почв России в 1996-2000 гг. (II этап), остались практически нереализованными. Нарастает интенсивность процессов опустынивания на территории Республики Калмыкия, которое уже охватило более 48% территории. Площадь открытых песков только за 1997 г. увеличилась на 40 тыс. га. Из-за недостаточного финансирования работы по фитомелиорации, закреплению открытых песков не проводятся. В районах интенсивных работ по добыче полезных ископаемых остается нерешенной проблема рекультивации земель. В Ненецком автономном округе около 200 скважин из 900 пробуренных с 1974 г. не ликвидированы. Из общей площади нарушенных в результате 162

Глава 10. Правовая охрана земель

эксплуатации нефте- и газодобывающих предприятий (2,7 тыс. га) рекультивирован лишь 1% земель. Повсеместно усилились процессы захламления земель, загрязнения неконтролируемо размещаемыми отходами. К примеру, в Московской области размещены 96 полигонов для хранения отходов и более 200 санкционированных и несанкционированных свалок. Почти все отходы вывозятся из Москвы в Московскую область.

Такое положение с выполнением мероприятий по охране земель не может быть признано удовлетворительным. В этих ус-, ловиях требуется не только совершенствование законодательства в направлении более детального разъяснения прав и обязанностей по охране земель, разработки процедур выполнения мероприятий по охране земель, но,„и обеспечение достаточного финансирования 1 .

«Мелиорация» дословно означает «улучшение». Применительно к землям она состоит в проведении мероприятий по улучшению физических и химических характеристик земель, созданию оптимального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв, а также других условий; необходимых для ведения сельского хозяйства. К мелиоративным мероприятиям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся действия по орошению засушливых и осушению заболоченных и излишне ув­лажненных земель, расчистке земель, заросших кустарником и мелколесьем, проведению лесопосадок в целях борьбы с эрозией, известкование, фосфатование и гипсование почв. Соответственно различают гидромелиорацию и агромелиорацию, культуртехни-ческую и химическую мелиорацию земель.

Проведение мелиоративных мероприятий в необходимых слу­чаях требует сооружения и эксплуатации мелиоративных сис­тем - каналов, водохранилищ, систем орошения и дренажных систем, гидротехнических объектов. Их строительство и эксплуа­тация осуществляются гражданами и организациями в соответст­вии с государственной лицензией на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие виды деятельности по результатам государственной экспертизы пред-проектной и проектной документации, а также при условии поло­жительной оценки государственной экологической экспертизы.

Для сохранения целостности мелиорированных земель ус­тановлены ограничения на их дробление. В частности, не допуска­ется выдел земельного участка в счет доли, если размер такого земельного участка меньше минимального, специально установ­ленного для ϶ᴛᴏй категории субъектами РФ.

Рекультивация означает восстановление нарушенных земель, плодородия и других полезных ϲʙᴏйств почв. По завершении ре­культивации предполагается ϲʙᴏевременный возврат рекультиви-рованных земель в хозяйственный оборот. В необходимых случаях, связанных со строительством и добычей полезных ископаемых, рекультивация сочетается с обязанностью пользователя снять и использовать плодородный слой почвы. При снятии плодородный слой остается в собственности собственника земельного участка и может использоваться им только для улучшения малопродуктив­ных земель.

Общая обязанность землепользователей по рекультивации зе­мель закреплена в ЗК. На основании ст. 13 ЗК в обязанности собственников, владельцев, арендаторов и землепользователей входят рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных ϲʙᴏйств, а также ϲʙᴏевременное вовлечение земель в хозяйственный оборот, использование и со­хранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связан­ных с нарушением земель.

Применительно к нарушению почвенного слоя при ведении горных работ обязанность по рекультивации земель предусмотре­на ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» . В частности," на недропользователей возлагается обязанность по завершении работ привести участки земли и другие природные объекты, на­рушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

Консервация деградированных земель означает временное изъятие загрязненных земель из хозяйственного оборота в целях их восстановления и проведения очистных мероприятий. Данная мера охраны введена в ответ на обострившуюся за последнее десятилетие проблему загрязнения земель опасными отходами, химическими и радиоактивными веществами.

Консервация земель проводится в целях сохранения и восста­новления плодородия почв, улучшения природной среды и охраны здоровья человека. Решение о консервации земельного участка либо его части принимают в зависимости от категории земель и формы собственности органы государственной власти либо органы местного самоуправления по результатам обследований, проводи­мых МПР России, Минсельхозом России либо Минздравом.

Применительно к землям сельскохозяйственного назначения, подвергшимся радиоактивному и химическому загрязнению, кон­сервация обязательна. В порядке консервации данные земли выводят­ся из категории земель сельскохозяйственного назначения и пере­водятся в земли запаса. С ϶ᴛᴏго момента их использование не допускается, включая производство и реализацию сельскохозяй­ственной продукции. Решения о переводе в категорию запаса земель сельскохозяйственного назначения, за исключением феде­ральных земель, принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

По отношению к другим категориям земель могут быть уста­новлены ограничения в виде особых условий использования. В ϶ᴛᴏм случае земельные участки сохраняются за собственниками, поль­зователями, владельцами, арендаторами, если ими создаются ус­ловия для восстановления земель.

Расходы по восстановлению земель несут лица, виновные в их деградации. Стоит заметить, что они также обязаны полностью возместить потери и убытки сельскохозяйственного производства, а в случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, - возместить собственнику его стоимость. Недостаточно ясен вопрос о том, кто несет расходы по восстановлению земель и компенси­рует все убытки, если виновное лицо не обнаружено. Стоит сказать - положением о консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, предусматривается в ϶ᴛᴏм случае финансирование восстановительных мероприятий из ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙу­ющих бюджетов. При этом такие возможные расходы, кᴏᴛᴏᴩые могут быть значительными, крайне важно предусматривать при определе­нии бюджетов.

Несмотря на большое внимание, уделяемое правовому регули­рованию в области охраны земель, положение дел в ϶ᴛᴏй области остается неудовлетворительным. В подавляющем числе регионов процессы деградации земель не только не остановлены, но и приобрели тенденцию к нарастанию. Так, в последнее время на­блюдается резкое снижение содержания гумуса на землях сель­скохозяйственного назначения. Практически не ведется известко­вание, фосфатование почв, значительно сократились мелиоратив­ные работы. По данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель РФ в 2000 г., из-за отсутствия финансирования работы по почвенным и геоботаническим обсле­дованиям почвы повсеместно свернуты. Мероприятия по борьбе с эрозией, предусмотренные Федеральной комплексной программой повышения плодородия почв России в 1996-2000 гг. (II этап), остались практически нереализованными.

Нарастает интенсивность процессов опустынивания на терри­тории Республики Калмыкия, кᴏᴛᴏᴩое уже охватило более 48% территории. Площадь открытых песков только за 1997 г. увеличи­лась на 40 тыс. га. Из-за недостаточного финансирования работы по фитомелиорации, закреплению открытых песков не проводятся. В районах интенсивных работ по добыче полезных ископаемых остается нерешенной проблема рекультивации земель. В Ненецком автономном округе около 200 скважин из 900 пробуренных с 1974 г. не ликвидированы. Из общей площади нарушенных в результате эксплуатации нефте- и газодобывающих предприятий (2,7 тыс. га) рекультивирован исключительно 1% земель. Повсеместно усилились процес­сы захламления земель, загрязнения неконтролируемо размещае­мыми отходами. К примеру, в Московской области размещены 96 полигонов для хранения отходов и более 200 санкционированных и несанкционированных свалок. Почти все отходы вывозятся из Москвы в Московскую область.

Такое положение с выполнением мероприятий по охране зе­мель не может быть признано удовлетворительным. В данных ус-, ловиях требуется не только совершенствование законодательства в направлении более детального разъяснения прав и обязанностей по охране земель, разработки процедур выполнения мероприятий по охране земель, но и обеспечение достаточного финансирова­ния.

Мелиорация и рекультивация земель. Консервация деградированных земель

Мелиорация земель. Правовые требования по проведению ме­лиоративных мероприятий установлены в Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» .

«Мелиорация» дословно означает «улучшение». Применительно к землям она состоит в проведении мероприятий по улучшению физических и химических характеристик земель, созданию оптимального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв, а также других условий; необходимых для ведения сельского хозяйства. К мелиоративным мероприятиям относятся действия по орошению засушливых и осушению заболоченных и излишне ув­лажненных земель, расчистке земель, заросших кустарником и мелколесьем, проведению лесопосадок в целях борьбы с эрозией, известкование, фосфатование и гипсование почв. Соответственно различают гидромелиорацию и агромелиорацию, культуртехни-ческую и химическую мелиорацию земель.

Проведение мелиоративных мероприятий в необходимых слу­чаях требует сооружения и эксплуатации мелиоративных сис­тем - каналов, водохранилищ, систем орошения и дренажных систем, гидротехнических объектов. Их строительство и эксплуа­тация осуществляются гражданами и организациями в соответст­вии с государственной лицензией на соответствующие виды деятельности по результатам государственной экспертизы пред-проектной и проектной документации, а также при условии поло­жительной оценки государственной экологической экспертизы.



В целях сохранения целостности мелиорированных земель ус­тановлены ограничения на их дробление. В частности, не допуска­ется выдел земельного участка в счет доли, если размер такого земельного участка меньше минимального, специально установ­ленного для этой категории субъектами РФ.

Рекультивация означает восстановление нарушенных земель, плодородия и других полезных свойств почв. По завершении ре­культивации предполагается своевременный возврат рекультиви-рованных земель в хозяйственный оборот. В необходимых случаях, связанных со строительством и добычей полезных ископаемых, рекультивация сочетается с обязанностью пользователя снять и использовать плодородный слой почвы. При снятии плодородный слой остается в собственности собственника земельного участка и может использоваться им только для улучшения малопродуктив­ных земель.

Общая обязанность землепользователей по рекультивации зе­мель закреплена в ЗК. В соответствии со ст. 13 ЗК в обязанности собственников, владельцев, арендаторов и землепользователей входят рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств, а также своевременное вовлечение земель в хозяйственный оборот, использование и со­хранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связан­ных с нарушением земель.

Применительно к нарушению почвенного слоя при ведении горных работ обязанность по рекультивации земель предусмотре­на ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» . В частности," на недропользователей возлагается обязанность по завершении работ привести участки земли и другие природные объекты, на­рушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

Консервация деградированных земель означает временное изъятие загрязненных земель из хозяйственного оборота в целях их восстановления и проведения очистных мероприятий. Данная мера охраны введена в ответ на обострившуюся за последнее десятилетие проблему загрязнения земель опасными отходами, химическими и радиоактивными веществами.

Консервация земель проводится в целях сохранения и восста­новления плодородия почв, улучшения природной среды и охраны здоровья человека. Решение о консервации земельного участка либо его части принимают в зависимости от категории земель и формы собственности органы государственной власти либо органы местного самоуправления по результатам обследований, проводи­мых МПР России, Минсельхозом России либо Минздравом.

Применительно к землям сельскохозяйственного назначения, подвергшимся радиоактивному и химическому загрязнению, кон­сервация обязательна. В порядке консервации эти земли выводят­ся из категории земель сельскохозяйственного назначения и пере­водятся в земли запаса. С этого момента их использование не допускается, включая производство и реализацию сельскохозяй­ственной продукции. Решения о переводе в категорию запаса земель сельскохозяйственного назначения, за исключением феде­ральных земель, принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

По отношению к другим категориям земель могут быть уста­новлены ограничения в виде особых условий использования. В этом случае земельные участки сохраняются за собственниками, поль­зователями, владельцами, арендаторами, если ими создаются ус­ловия для восстановления земель.

Расходы по восстановлению земель несут лица, виновные в их деградации. Они также обязаны полностью возместить потери и убытки сельскохозяйственного производства, а в случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, - возместить собственнику его стоимость. Недостаточно ясен вопрос о том, кто несет расходы по восстановлению земель и компенси­рует все убытки, если виновное лицо не обнаружено. Положением о консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, предусматривается в этом случае финансирование восстановительных мероприятий из соответству­ющих бюджетов. Однако такие возможные расходы, которые могут быть значительными, необходимо предусматривать при определе­нии бюджетов.

Несмотря на большое внимание, уделяемое правовому регули­рованию в области охраны земель, положение дел в этой области остается неудовлетворительным. В подавляющем числе регионов процессы деградации земель не только не остановлены, но и приобрели тенденцию к нарастанию. Так, в последнее время на­блюдается резкое снижение содержания гумуса на землях сель­скохозяйственного назначения. Практически не ведется известко­вание, фосфатование почв, значительно сократились мелиоратив­ные работы. По данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель РФ в 2000 г., из-за отсутствия финансирования работы по почвенным и геоботаническим обсле­дованиям почвы повсеместно свернуты. Мероприятия по борьбе с эрозией, предусмотренные Федеральной комплексной программой повышения плодородия почв России в 1996-2000 гг. (II этап), остались практически нереализованными.

Нарастает интенсивность процессов опустынивания на терри­тории Республики Калмыкия, которое уже охватило более 48% территории. Площадь открытых песков только за 1997 г. увеличи­лась на 40 тыс. га. Из-за недостаточного финансирования работы по фитомелиорации, закреплению открытых песков не проводятся. В районах интенсивных работ по добыче полезных ископаемых остается нерешенной проблема рекультивации земель. В Ненецком автономном округе около 200 скважин из 900 пробуренных с 1974 г. не ликвидированы. Из общей площади нарушенных в результате эксплуатации нефте- и газодобывающих предприятий (2,7 тыс. га) рекультивирован лишь 1% земель. Повсеместно усилились процес­сы захламления земель, загрязнения неконтролируемо размещае­мыми отходами. К примеру, в Московской области размещены 96 полигонов для хранения отходов и более 200 санкционированных и несанкционированных свалок. Почти все отходы вывозятся из Москвы в Московскую область.

Такое положение с выполнением мероприятий по охране зе­мель не может быть признано удовлетворительным. В этих ус-, ловиях требуется не только совершенствование законодательства в направлении более детального разъяснения прав и обязанностей по охране земель, разработки процедур выполнения мероприятий по охране земель, но и обеспечение достаточного финансирова­ния.