Борис васильев письмо от сына. Васильев борис львович

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.Укажите количество грамматических

основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.

Помогите пожалуйста завтра сдавать очень надо!

Бабуля, это к тебе, - сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
- Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, - сказала она.
- Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
Анна Федотовна уточнила:
- Сын успел написать всего одно письмо. А второе написал после его смерти его товарищ.
Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
- Это же всё ненастоящее!
- Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, - пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. - Откройте верхний ящик комода. Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
- Вы должны передать эти документы нам. Пожалуйста.
- Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? - почти весело удивилась она.
- Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
- Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
- А зачем нам ваши копии? - с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. - Музей не возьмёт копии.
- Не возьмёт, и вы не берите. - Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. - И пожалуйста, верните мне все документы.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
- Мальчик, поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
- Трус несчастный, - вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. - Только пикни у нас.
- Всё равно нельзя, - горячо и непонятно зашептал мальчик.
- Молчи лучше! - оборвала его девочка. - А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. 0на ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
- Ступайте, дети. Я очень устала.
Делегация молча удалилась.
Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
- Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. Таня! 3агляни в шкатулку!
- Нету, - тихо сказала Таня. - И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда.Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...

Напишите сочинение рассуждение. Объясните, как Вы помните смысл финала текста:**Письма, пользуясь её слепой, вынули не из шкатулки-их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...

Напишите сочинение-рассуждение на тему:**Что такое человечность**

ОЧЕНЬ НУЖНО!ЗНАЮ,ЧТО ЭТО ВСЁ ОЧЕНЬ ПРОСТО.

Но сколько раз пытаюсь ничего не получается.Произведите синтаксический разбор предложения.
1)Я хотел бы спросить его насчет собаки,да он,видно,не в духе был.
2)Кое-где белел парус,да чайки,плавно махая крыльями,опускаясь на воду,едва касались её и кругами поднимались опять вверх,а над садами высоко и медленно плавал коршун.
Спасибо большоее)

1. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра.

1) Решив не­мед­лен­но идти спа­сать свою лю­би­ми­цу, Тёма на цы­поч­ках под­хо­дит к стек­лян­ной двери и тихо, чтобы не про­из­ве­сти шума, вы­хо­дит на тер­ра­су.
2) Под­бе­жав к от­вер­стию ко­лод­ца, он впол­го­ло­са зовёт: - Жучка, Жучка!
3) Не теряя вре­ме­ни, Тёма об­вя­зы­ва­ет вож­жа­ми со­ба­ку, затем по­спеш­но ка­раб­ка­ет­ся на­верх.
4) Маль­чик с ужа­сом вслу­ши­ва­ет­ся в слова няни, и мысли роем тес­нят­ся в его го­ло­ве.

2 . Ука­жи­те, какое сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти речи ис­поль­зу­ет­ся в пред­ло­же­нии: «Про­во­див маму с отцом в оче­ред­ную ко­ман­ди­ров­ку, мы с ба­буш­кой тут же, как за­го­вор­щи­ки, со­би­ра­лись на экс­трен­ный совет».

1) срав­ни­тель­ный обо­рот
2) про­сто­реч­ные слова
3) про­ти­во­по­став­ле­ние
4) ме­та­фо­ра

3 .Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм.

1) Если бы он ро­дил­ся че­ло­ве­ком, то о нём обя­за­тель­но на­пи­са­ли бы книгу в серии «Жизнь за­ме­ча­тель­ных людей».
2) А я в этот мо­мент готов был про­ва­лить­ся сквозь землю.
3) Они с вос­тор­жен­ным пис­ком бе­га­ют по двору, мух го­ня­ют, и этот здо­ро­вен­ный бал­бес с ними но­сит­ся на­пе­ре­гон­ки.
4) Они ле­ни­во си­де­ли на цепи, сви­ре­пым ры­ча­ни­ем про­го­ня­ли цып­лят, если те лезли в их миску.

4 .В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся срав­не­ние?

1) (7) Я была са­мо­лю­би­ва, и мне ка­за­лось, что «ста­ту­эт­ка» - этo лишь вещь, укра­ше­ние, а не че­ло­век, тем более что ста­ту­эт­ка­ми на­зы­ва­ли и трёх фар­фо­ро­вых собак, оце­пе­нев­ших на нашем бу­фе­те.
2) (8) Вос­пи­та­тель­ни­ца в дет­ском саду, слов­но ста­ра­ясь под­черк­нуть мою хлип­кость, вы­стро­и­ла нас всех по росту, на­чи­ная с самых вы­со­ких и кон­чая мною.
3) (12) Цар­ство иг­ру­шек по-сво­е­му от­ра­жа­ло ре­аль­ный мир, ни­ко­го не уни­жая, а меня воз­вы­шая.
4) (17) Но вдруг, когда мне ис­пол­ни­лось шесть лет, по­яви­лась огром­ная кукла с не­рус­ским лицом и рус­ским, хотя и не­обыч­ным для иг­руш­ки, име­нем Ла­ри­са.

5 .Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся срав­не­ние.

1) (1) Она воз­ник­ла перед взгля­дом Алек­сея как-то ве­че­ром, в час бе­ше­но­го при­сту­па его боли, и мимо не про­шла, за­дер­жа­лась.
2) (4) И не­гра­мот­ная ста­ру­ха бро­ди­ла ве­че­ра­ми между коек, взби­вая по­душ­ки, кладя ком­прес­сы на жаром пы­шу­щие лбы и при­го­ва­ри­вая, при­го­ва­ри­вая какие-то сло­веч­ки, то ли уба­ю­ки­вая ими, то ли сказ­ку какую вол­шеб­ную рас­ска­зы­вая.
3) (6) Когда за­кан­чи­ва­лось её де­жур­ство, уса­жи­ва­лась те­перь тётя Груня на та­бу­рет возле Алек­сея, сма­чи­ва­ла угол­ком по­ло­тен­ца ссох­ши­е­ся, запёкши­е­ся его губы, и об­ти­ра­ла лицо, и под­но­си­ла во­дич­ки, и всё время гла­ди­ла она его хо­лод­ную, не­жи­вую руку и при­го­ва­ри­ва­ла, при­го­ва­ри­ва­ла, не жалея слов, мяг­ких, как хо­ро­шая по­вяз­ка.
4) (12) Как же могла она, мать и жена, не хо­дить в па­ла­ты после де­жур­ства, как могла не при­го­ва­ри­вать своих лас­ко­вых слов, как могла не по­мочь Алек­сею?

6 .Ка­ко­го из пе­ре­чис­лен­ных средств вы­ра­зи­тель­но­сти нет в пред­ло­же­нии: «Глу­бо­кая и тихая вода ла­ки­ро­ван­но бле­сте­ла, слов­но в реку вы­ли­ли масло, и в это чёрное зер­ка­ло смот­ре­лись с об­ры­ва за­дум­чи­вые ели, тон­кие берёзки, тро­ну­тые жел­тиз­ной».

1) срав­ни­тель­ный обо­рот
2) эпи­те­ты
3) ме­та­фо­ра
4) ги­пер­бо­ла

7 .В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм?

1) (8) Прямо перед ней, в про­стен­ке между двумя ок­на­ми, где стоял са­пож­ный сто­лик и было свет­лее, воз­вы­шал­ся порт­рет мо­ло­дой жен­щи­ны со стро­гой улыб­кой, в го­род­ском пла­тье, с чёрным кру­жев­ным шар­фом.
2) (12) Оста­но­вив­шись на по­ро­ге, Динка не могла ото­рвать глаз от этого порт­ре­та.
3) (15) Иось­ка смолк и во­про­си­тель­но и на­сто­рожённо смот­рел на не­про­ше­ную го­стью.
4) (23) Яков кив­нул сыну и, по­вер­нув­шись к порт­ре­ту, под­нял смы­чок, при­кос­нул­ся к стру­нам...

союзами; в) с разделительными союзами.

Риск - благородное дело, но не рискуй без дела.

К вечеру снег еще подсыпал, и на другое утро еще до восхода солнца в степи было уже светло и прозрачно, как днем.

То нам слепит глаза небесный глаз, то светлый лик скрывает непогода.

Да, законы человеческих отношений не поддаются математическим исчислениям и в этом смысле Земля вращается, как карусель кровавых драм.

В лесу все серое, сырое и паутиной пала тень.

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем.

Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано.

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду.

В полях тает, а в лесу еще снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев.

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (задание С2.2 в формате ГИА-2012)

Памятка. Алгоритм написания

1. Что такое «сочинение по заданному тексту»?

Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста.

Задание проверяет умение самостоятельно ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ (истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал , в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).

Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.

2. Как сформулировано и оформлено задание С2.2?

В проекте ДЕМО-2012 задание С2.2 выглядит следующим образом:

Напишите сочинение-рассуждение . Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста : «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приложение

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.

(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.

(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… (По Б. Васильеву)

Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).

Остановимся на них подробнее.

3. Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение , то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление – тезис

2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры

3. Заключение – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.

4. Как начинать сочинение?

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.

Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений .

Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …

Смысл данного отрывка я понимаю так: …

Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

5. Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше , чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

пересказа текста

Изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать умение логично , аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

1. Перечитайте текст несколько раз.

3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.

4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.

5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста .

6. Как оформлять примеры в сочинении?

Во-первых , помните о требованиях к примерам:

примеров должно быть не менее 2;

примеры должны быть из указанного текста ;

примеры должны подтверждать разные аргументы ;

каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;

пример без указания на аргумент не учитывается.

Во-вторых , оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки .

В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение , а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие .

2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише :

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .

7. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ - подвести итог , обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

коротким , но ёмким по содержанию

логически связан с предыдущим изложением

не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова : итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

8. Сколько абзацев должно быть в сочинении?


Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения.
Помните: сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев:

1 абзац - тезис

2 абзац – аргументы с примерами

3 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из одного абзаца.

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

9. Каким должен быть объём сочинения?

В 2012 году минимальное количество слов в сочинении должно быть 70.

Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.

Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.

При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно

Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
10. Грамотность

Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.

11. Про почерк

Помните, что задания уровня С (С1, С2.1, С2.2) будет проверять экзаменационная комиссия , а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

12. Образец сочинения

Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую доказать справедливость своего суждения.

Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына. От горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина ослепла. На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное с фронта. Анна Федотовна очень дорожила этим письмом, что подтверждает предложение № 17. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и вспоминала навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было настоящее вечернее «священнодействие», которое придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь.

Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27. Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись доверием хозяйки, украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени - непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти.

Таким образом, героиня текста ослепла дважды: в первый раз - потеряв сына, а во второй раз – потеряв смысл жизни и веру в людей.

Очень кратко Для школьного музея пионеры воруют последнее письмо, присланное матери погибшим на войне сыном. Старая слепая женщина, прожившая жизнь в чужой, но отзывчивой семье, умирает, утратив символ любви.

Игорёк ушёл на фронт утром 2 октября 1941 года. Его провожала вся коммунальная квартира. Сосед Володя, отправленный в тыл с тяжёлым ранением, давал ему мужские советы - больше это сделать было некому, у Игоря не было отца. Стоя в распахнутых дверях коммуналки, Анна Фёдоровна провожала взглядом гибкую мальчишескую спину сына.

Она получила от Игорька единственное письмо, в котором он писал о войне и просил прислать адрес Риммы из соседнего подъезда - хотел, как другие солдаты, получать письма от девушки. Второе письмо Анна Фёдоровна получила от сержанта Вадима Переплётчикова. Он писал о гибели своего друга Игоря. Ещё через неделю пришла похоронка. Оплакав сына, Анна Фёдоровна «перестала кричать и рыдать навсегда».

Раньше она была счетоводом, но в 1941 добровольно пошла работать сцепщиком на Савеловский вокзал, да так там и осталась. Своими продуктовыми карточками женщина делилась с пятью осиротевшими семьями своей квартиры, вместительная кухня которой «горько справляла коммунальные поминки». Пятеро овдовевших женщин «живой стеной» ограждали от смерти своих детей.

Из всех мужчин коммуналки домой вернулся только Володя. Вскоре он женился на Римме из соседнего подъезда. Анна Фёдоровна с трудом смирилась с этим - для неё Римма была девушкой Игорька. Каждый вечер она перечитывала письма от Игорька и сержанта Переплётчикова. Бумага совсем истрепалась, и Анна Фёдоровна сделала копии, которые лежали в папке на тумбочке. Оригиналы она спрятала в шкатулку, где хранились вещи сына.

Соседи не забывали об Анне Фёдоровне. Только один раз обида «пробежала чёрной кошкой». Владимир, на свадьбе которого Анна Фёдоровна была посажённой матерью, обещал назвать своего первенца Игорем, но Римма была против и тайком записала сына Андреем - в честь погибшего отца. Почти полгода женщина не замечала малыша. Однажды Андрюшка заболел. Молодая мама прибежала за помощью к Анне Фёдоровне, и с тех пор она стала для мальчика «самой настоящей бабкой». Римма пообещала назвать Игорем своего следующего ребёнка, но родилась девочка Валечка.

Шло время, жители коммуналки менялись, и только две семьи не трогались с места. Владимир и Римма понимали, что Анна Фёдоровна никогда не уедет из квартиры, где вырос её сын. «К началу шестидесятых им в конце концов удалось заполучить всю пятикомнатную квартиру» с условием, что одна комната будет переделана в ванную. На семейном совете решили, что вышедшая на пенсию Анна Фёдоровна больше работать не будет, останется за внуками приглядывать.

Письма женщина перечитывала каждый вечер. Это превратилось в необходимый ей ритуал. Письма звучали для Анны Фёдоровны голосами сына и незнакомого ей сержанта, только похоронка всегда оставалась безмолвной, как могильная плита. Женщина не решалась признаться в этой привычке помолодевшей квартире.

В 1965-м, к юбилею Победы, по телевизору показывали много военной хроники, которую Анна Фёдоровна никогда не смотрела. Только однажды она бросила взгляд на экран, и ей показалось, что там мелькнула узкая мальчишеская спина Игорька. С тех пор женщина целыми днями сидела вплотную к маленькому экранчику телевизора «КВН», надеясь ещё раз увидеть сына. Это не прошло для неё даром. Анна Фёдоровна начала слепнуть, и вскоре письма перестали звучать. Очки, прописанные окулистом, помогали ходить, но читать она больше не могла.

К этому времени инженер-строитель Андрей женился и переехал, а Валя, ставшая врачом, «без всякого замужества родила девочку». Для окончательно ослепшей Анны Фёдоровны безотцовщина Танечка стала последней радостью. Когда Танечка научилась читать, женщина показала ей заветные письма. Теперь девочка читала их вслух каждый вечер, и голоса писем вернулись. Анна Фёдоровна вспоминала первые шаги сына, его первый вопрос «А где папа?». С отцом Игорька женщина не была расписана, он бросил её, когда сыну исполнилось три года. Она обменяла свою большую комнату и оказалась в коммуналке, где назвалась вдовой. Анна Фёдоровна вспоминала о том, как Игорь с Володей убежали в Испанию, бить фашистов, его школьные годы, и жизнь после его гибели.

Вскоре справили восьмидесятилетие Анны Фёдоровны. Римма пригласила всех, кто ещё помнил Игорька, и женщина была счастлива. Минул 1985 год, очередная годовщина Победы. Однажды к Анне Фёдоровне пришли пионеры, мальчик и две девочки, и попросили показать письма. Затем одна из девочек начала требовать, чтобы Анна Фёдоровна отдала письма в школьный музей. Она считала, что письма женщине не нужны, поскольку она уже стара и скоро умрёт, а их звену эти документы необходимы, чтобы выполнить план. Анне Фёдоровне была неприятна наглая напористость пионерки. Она отказала и прогнала детей.

Вечером выяснилось, что письма пропали. Их украли пионеры. Анна Фёдоровна смутно помнила, как они шептались у комода, где лежала шкатулка. Вокруг Анны Фёдоровны воцарилась тишина. Она больше не слышала голос сына. Но вскоре зазвучал другой голос, громкий, официальный - это заговорила похоронка. Слёзы продолжали медленно течь по щекам Анны Фёдоровны даже после того, как она умерла.

А письмам в школьном музее места не нашлось. Их отложили про запас, пометив надписью «Экспонат №».

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. На обложке: Фотография Павла Кривцова «Белгород. Мать солдата - Анастасия Прокофьевна Сидорова».

Борис Львович Васильев

«Экспонат №»

Игорёк ушёл на фронт утром 2 октября 1941 года. Его провожала вся коммунальная квартира. Сосед Володя, отправленный в тыл с тяжёлым ранением, давал ему мужские советы — больше это сделать было некому, у Игоря не было отца. Стоя в распахнутых дверях коммуналки, Анна Фёдоровна провожала взглядом гибкую мальчишескую спину сына.

Она получила от Игорька единственное письмо, в котором он писал о войне и просил прислать адрес Риммы из соседнего подъезда — хотел, как другие солдаты, получать письма от девушки. Второе письмо Анна Фёдоровна получила от сержанта Вадима Переплётчикова. Он писал о гибели своего друга Игоря. Ещё через неделю пришла похоронка. Оплакав сына, Анна Фёдоровна «перестала кричать и рыдать навсегда».

Раньше она была счетоводом, но в 1941 добровольно пошла работать сцепщиком на Савеловский вокзал, да так там и осталась. Своими продуктовыми карточками женщина делилась с пятью осиротевшими семьями своей квартиры, вместительная кухня которой «горько справляла коммунальные поминки». Пятеро овдовевших женщин «живой стеной» ограждали от смерти своих детей.

Из всех мужчин коммуналки домой вернулся только Володя. Вскоре он женился на Римме из соседнего подъезда. Анна Фёдоровна с трудом смирилась с этим — для неё Римма была девушкой Игорька. Каждый вечер она перечитывала письма от Игорька и сержанта Переплётчикова. Бумага совсем истрепалась, и Анна Фёдоровна сделала копии, которые лежали в папке на тумбочке. Оригиналы она спрятала в шкатулку, где хранились вещи сына.

Соседи не забывали об Анне Фёдоровне. Только один раз обида «пробежала чёрной кошкой». Владимир, на свадьбе которого Анна Фёдоровна была посажённой матерью, обещал назвать своего первенца Игорем, но Римма была против и тайком записала сына Андреем — в честь погибшего отца. Почти полгода женщина не замечала малыша. Однажды Андрюшка заболел. Молодая мама прибежала за помощью к Анне Фёдоровне, и с тех пор она стала для мальчика «самой настоящей бабкой». Римма пообещала назвать Игорем своего следующего ребёнка, но родилась девочка Валечка.

Шло время, жители коммуналки менялись, и только две семьи не трогались с места. Владимир и Римма понимали, что Анна Фёдоровна никогда не уедет из квартиры, где вырос её сын. «К началу шестидесятых им в конце концов удалось заполучить всю пятикомнатную квартиру» с условием, что одна комната будет переделана в ванную. На семейном совете решили, что вышедшая на пенсию Анна Фёдоровна больше работать не будет, останется за внуками приглядывать.

Письма женщина перечитывала каждый вечер. Это превратилось в необходимый ей ритуал. Письма звучали для Анны Фёдоровны голосами сына и незнакомого ей сержанта, только похоронка всегда оставалась безмолвной, как могильная плита. Женщина не решалась признаться в этой привычке помолодевшей квартире.

В 1965-м, к юбилею Победы, по телевизору показывали много военной хроники, которую Анна Фёдоровна никогда не смотрела. Только однажды она бросила взгляд на экран, и ей показалось, что там мелькнула узкая мальчишеская спина Игорька. С тех пор женщина целыми днями сидела вплотную к маленькому экранчику телевизора «КВН», надеясь ещё раз увидеть сына. Это не прошло для неё даром. Анна Фёдоровна начала слепнуть, и вскоре письма перестали звучать. Очки, прописанные окулистом, помогали ходить, но читать она больше не могла.

К этому времени инженер-строитель Андрей женился и переехал, а Валя, ставшая врачом, «без всякого замужества родила девочку». Для окончательно ослепшей Анны Фёдоровны безотцовщина Танечка стала последней радостью. Когда Танечка научилась читать, женщина показала ей заветные письма. Теперь девочка читала их вслух каждый вечер, и голоса писем вернулись. Анна Фёдоровна вспоминала первые шаги сына, его первый вопрос «А где папа?». С отцом Игорька женщина не была расписана, он бросил её, когда сыну исполнилось три года. Она обменяла свою большую комнату и оказалась в коммуналке, где назвалась вдовой. Анна Фёдоровна вспоминала о том, как Игорь с Володей убежали в Испанию, бить фашистов, его школьные годы, и жизнь после его гибели.

Вскоре справили восьмидесятилетие Анны Фёдоровны. Римма пригласила всех, кто ещё помнил Игорька, и женщина была счастлива. Минул 1985 год, очередная годовщина Победы. Однажды к Анне Фёдоровне пришли пионеры, мальчик и две девочки, и попросили показать письма. Затем одна из девочек начала требовать, чтобы Анна Фёдоровна отдала письма в школьный музей. Она считала, что письма женщине не нужны, поскольку она уже стара и скоро умрёт, а их звену эти документы необходимы, чтобы выполнить план. Анне Фёдоровне была неприятна наглая напористость пионерки. Она отказала и прогнала детей.

Вечером выяснилось, что письма пропали. Их украли пионеры. Анна Фёдоровна смутно помнила, как они шептались у комода, где лежала шкатулка. Вокруг Анны Фёдоровны воцарилась тишина. Она больше не слышала голос сына. Но вскоре зазвучал другой голос, громкий, официальный — это заговорила похоронка. Слёзы продолжали медленно течь по щекам Анны Фёдоровны даже после того, как она умерла.

А письмам в школьном музее места не нашлось. Их отложили про запас, пометив надписью «Экспонат №".

В то утро, 2 октября 1941 года, Игорька провожали все его соседи по коммунальной квартире. Володя, комиссованный с фронта из-за ранения, давал очень нужные советы. На войну его провожала мать, Анна Федоровна. От сына пришло всего лишь одно письмо, в нем он просил адрес соседской девушки Риммы, ему, как и всем солдатам хотелось, чтобы ему писала девушка.

Следующее письмо было написано сержантом Вадимом Переплетчиковым. В письме он рассказал матери, как погиб ее сын. Немногим позже - похоронка. До войны, она работала счетоводом. А в 1941 году, сменила профессию, устроившись сцепщиком Савеловского вокзала, там и осталась. Коммуналку она делила с пятью семьями. Из всех ушедших на войну, вернулся только Володя. После возвращения он женился на Римме. Анне Федоровне это не понравилось, Римму она считала девушкой своего сына. С писем сына и сержанта, она сняла копии, а сами бумаги спрятала в ящичек комода. Каждый вечер Анны Федоровны проходил одинаково, она снова и снова перечитывала письма. В душе она затаила обиду на Владимира и Римму. На их свадьбе, ее назначили посаженной матерью, а Володя дал обещание, что первенца назовет в честь погибшего Игорька. Римма, будучи против, тайно оформила ребенка Андреем. Анна Федоровна не замечала мальчика почти полгода.

Но однажды, молодая мать обратилась за помощью к женщине. И с того времени, она стала ему настоящей бабушкой. Римма, просила простить ее, и пообещала второго ребенка назвать Игорем. Но родилась Валентина. Жильцы со временем выехали из квартиры, остались только Анна Федоровна и Володина семья. Вначале шестидесятых годов, им досталась вся квартира. Было принято решение об уходе бабушки на пенсию. У Анны Федоровны каждый вечер был один и тот же ритуал, она читала письма. Ей казалось, что они звучат голосами Игоря и сержанта. Только похоронка была молчаливой. Однажды в 1965 году, когда показывали передачи на военную тематику, ей показалось, что промелькнул ее сын. Она целыми днями просиживала у экрана телевизора, надеясь, что увидит сына. Со временем, она начала слепнуть, не могла больше читать. Дети выросли, Андрей выучился на инженера-строителя, а врач Валя прижила внебрачную дочку. Танюша стала единственной радостью в жизни ослепшей Анны Федоровны. Она показала те самые письма, и Танечка читала их. Они снова зазвучали голосами как раньше.

На восьмидесятилетний юбилей бабушки, Римма пригласила всех друзей, кто помнил Игоря. Это было огромной радостью для старухи. Прошел очередной юбилейный День Победы в 1985 году. Как-то к ней в гости пришли пионеры и попросили посмотреть письма. После этого одна из девочек встала и сказала, чтобы женщина передала письма для школьного музея. Ей они не нужны, так как та скоро умрет, а им нужно выполнять план. Отказав, Анна Федоровна выгнала детей. К вечеру, стало понятно, что письма были украдены. Наступила тишина, голоса молчали. Но стал слышен другой голос – это был голос похоронки. Слезы стекали по щекам даже после смерти Анны Федоровны. А письма так и не определили никуда, их спрятали про запас, сделав пометку «Экспонат №».

«Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Этой фразой Борис Львович Васильев заканчивает свой текст. Как мне кажется, этой фразой автор пытается передать, как тяжело пришлось Анне Федотовне. В своей жизни она уже потеряла сына, но теперь она потеряла его окончательно, а вместе с ним веру в людей и в их человечность.

В доказательство этой мысли, обратимся к тексту Васильева. С момента своего прихода к героине, дети сразу показывают свою бестактность и неуважение к Анне Федотовне, рассказывая о ее трагедии без какого либо сожаления к ней. В последствии они требуют от нее письма и разговаривают с ней не в подобающем тоне, что так же задевает Мать, потерявшую сына.

Письмо от сына и от его товарища были для героини частичкой сына, Она дорожила ими как собой, в чем мы можем убедиться из предложения.

Зная что письма лежат в ящике, Анна Федотовна каждый вечер вспоминала о сыне. Но после пропажи бумаг, ее жизнь никогда не станет прежней, в ней замерла душа, и она более не слышала голос сына.

С помощью приведенных аргументов, мы понимаем, что героиня потеряла не только сына навсегда, но веру в человечность в этом мире.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-05-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.