Американская история сквозь объектив Альфреда Эйзенштадта (Alfred Eisenstaedt). Когда у меня в руках камера - я ничего не боюсь

За свою долгую и успешную карьеру в области фотожурналистики Альфред Эйзенштадт сделал множество культовых фотографий знаменитостей - Софи Лорен, Мэрилин Монро, Уинстона Черчилля, Альфреда Эйнштейна, Сальвадора Дали и т.д. Один только факт, что его снимки появлялись на обложках журнала Life целых 90 раз, говорит о многом!
Но статус культового фотографа ему принёс снимок «День победы над Японией на Таймс-сквер», сделанный в 1945 году. Фотограф увидел матроса, который носился по площади и целовал без разбору всех женщин подряд. Первая встреча Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини, 1934

«Я наблюдал, но желания сфотографировать не появлялось. Неожиданно он схватил что-то белое. Я едва успел поднять камеру и сфотографировать его целующего медсестру», - вспоминал Эйзенштадт.
Он назвал фотографию «Безоговорочная капитуляция» и для миллионов американцев она стала символом окончания Второй мировой войны.

Эйзенштадта часто называют отцом фотожурналистики. Он начал работать в этой сфере в конце 1920-х в Германии. Художественные кадры Эйзенштадт снимал с репортажной динамикой, а репортажи - с постановочной изящностью. За это его любили и охотно публиковали журналы.
По понятным причинам в середине 1930-х Эйзенштадту пришлось покинуть Германию и эмигрировать в США. Там его принял в штат только что открывшийся журнал «Life», который вскоре стал самым популярным иллюстрированным изданием в стране.

Первая встреча Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини, 1934 Мерилин Монро, 1953 Софи Лорен на съемочной площадке, 1964 Альберт Эйнштейн дома, 1949 Марчелло Мастрояни Уинстон Черчилль на политическом митинге, 1951
Старший полковой барабанщик в Университете Мичигана Анна Арбор, 1951
Дети в кукольном театре Тюильри, Париж, Франция, 1963, Альфред Эйзенштадт


Альфред Эйзенштадт Родился в Тчеве в еврейской семье, в 1906 году переехал вместе с семьёй в Берлин. Фотографией увлекался с детства, в 14 лет получил свою первую камеру. В конце Первой мировой войны был призван на службу в артиллерию, в 1918 году получил ранение. В 1920-х годах работал продавцом галантереи, с 1928 года подрабатывал фотографом, в 1929 году начал профессионально заниматься фотографией. В 1935 году эмигрировал из Германии в США, где жил в Нью-Йорке до конца своей долгой и плодотворной жизни. Умер Альфред Эйзенштадт в 1995 году в возрасте 96 лет.

Каждый начинающий и профессиональный фотограф мучается мыслью о том, как сделать одну, но очень удачную фотографию. Казалось бы, что сложного в том, что бы что-то сфотографировать. Однако, историческую фотографию, что называется на все времена, которая смогла бы стать символом эпохи, может сделать не каждый фотограф. Не каждый фотограф попадает именно в то место и в то время, когда этот исторический кадр ждет своего объектива. Альфред Эйзенштадт – фотограф с мировым именем, не доживший всего четыре года до своего столетия, через его объектив прошли тысячи кадров, которые сегодня смело можно назвать символами эпохи, символами каждого отдельного десятилетия 20-го века. И, конечно же, у такого фотографа есть «тот самый кадр», исторический, академический кадр, «Мона Лиза» 20-го века.

Альфред Эйзенштадт (Alfred Eisenstaedt) – знаменитый немецкий фотограф и фотожурналист. Своей популярности он обязан журналу «Life», в котором он работал штатным фотографом, и который более 90 раз публиковал фотографии Альфреда на своих обложках. Через объектив Альфреда прошли все знаменитости 20-го века. По фотографическим работам Альфреда можно изучать историю Америки. Величайший кадр, сделанный Альфредом в августе 1945 года, по русский звучит, как «День Победы над Японией на Таймс-сквер» – это всем известный кадр, на котором изображен американский моряк, страстно целующий медсестру. Через неделю, после того как снимок был сделан, он уже украшал двенадцатистраничный раздел журнала «Life», посвященный Победе.

Альфред Эйзенштадт был метким и зорким фотографом. Ему всегда удавалось снять памятный образ, люди на его снимках, даже очень популярные и значимые, выглядят именно так, как ты себе их представляешь, они и отдалены от зрителя этой стеной социальной субординации, но в, тоже время, очень, по-человечески, близки.

Альфред Эйзенштадт профессионально работал фотографом, с 1929 года, в Германии. Уже через четыре года ему удается снять исторический кадр, встречи Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини, в Италии. Он фотографировал немецкий политический Олимп на официальных мероприятиях. И в начале, немецкие власти достаточно лояльно относились к тому, что фотограф был евреем.

Однако, преследование евреев, в 30-е годы, в Германии, все-таки, вынудили Альфреда покинуть родину и перебраться в Америку. Здесь, в Америке, начиная с 1936 года и по 1972 год, Альфред служит штатным фотографом в журнале «Life». Перед ним открывается целый мир людей и событий. Его фотографии становятся иллюстрациями к новостным лентам, он делает официальные и не официальные снимки знаменитостей, таких как Софии Лорен, Эрнест Хемингуэй, Мэрилин Монро, Жаклин и Джона Кеннеди, Альберта Эйнштейна. В 1989 году президент Америки Джорджем Бушем Альфред был награжден Национальной медалью искусств.

Альфред Эйзенштадт (Alfred Eisenstaedt) и его фотографии







Этот фотограф проработал всю жизнь в одном журнале – в журнале Life, и создал портреты почти всех значительных людей двадцатого века. Айзенштадт прожил 97 лет и не расставался со своей камерой до самой смерти. За это время он успел создать 10 тысяч снимков, среди которых портреты, пейзажи, жанровая и репортажная фотография. Солидная часть его работ известна в качестве обложек журналов.
Альфред Айзенштадт родился в Западной Пруссии 6 декабря 1898 года. Отец его был торговцем. Семья переехала в Берлин, когда мальчику исполнилось 8 лет, а в четырнадцать лет мальчик получил в подарок на день рождения свою первую фотокамеру и это был Кодак-3. Именно тогда стало ясно, что Альфред нашел дело своей жизни.

Однако в 17 лет Альфред был призван в армию, воевал на Западном фронте до тех пор, пока его не ранило в ногу, вследствие чего пришлось вернуться домой. Во время выздоровления его интерес к фотографии резко возрос. Он активно изучал фотографическую премудрость в берлинских музеях, параллельно трудясь продавцом в галантерее. Наконец, в 1922 году на заработанные деньги он покупает специальное оборудование, и дома в ванной устраивает свою первую фотолабораторию.

Первые свои снимки он посылает в Berliner Tageblatt. А в 1927-м году на отдыхе в Чехословакии, Альфред делает фото теннисистки. Когда он показал фотографию своему другу, тот был удивлен, что Альфред снимает без увеличителя. Это открытие по-настоящему поразило Айзенштадта: он понял, какими богатыми возможностями фотографии он может обладать! Тем не менее, та самая фотография тенисистки была продана в Der Welt Spiegel за достаточно приличные деньги – три марки. Прошло ещё два года, прежде чем Альфред Айзенштадт навсегда бросил работу в торговле и занялся фотографическим творчеством. Своими учителями он считает своих первых коллег — Мартина Мункачи и Эриха Соломона.

Вначале своей профессиональной деятельности Альфред работал в компании Associated Press. В то время его основным инструментом была легендарная Leica 35 мм. Это была очень интересная работа: съемки различных важных событий, государственных деятелей и выдающихся артистов, а в 1933-м он заснял рукопожатие Гитлера с Муссолини и их первую встречу в Италии.

Когда к власти пришли нацисты, в Германии начались гонения на евреев, и Айзенштадт был вынужден срочно переехать в США.

Вскоре после переезда в Нью-Йорк, в 1936 году его приглашают на ставку фотографа в свежееобразованный журнал LIFE. «Это было великое время, которое уже никогда не вернётся,» — вспоминал позже Альфред Айзенштадт. В первом же номере LIFE, стоившем всего десять центов, его работы занимали целых пять страниц. А следующий номер вышел с его работой на обложке.

Айзенштадту приходилось много путешествовать по стране, отыскивая оригинальные и актуальные сюжеты для своих новых работ. Его не отпустили репортером на фронт по причине отсутствия американского гражданства, и Альфреду пришлось специализироваться на фотографировании знаменитостей. Ему без особого труда удалось найти подход к персонам самого высокого уровня. В 1938-м, редактор LIFE Уилсон Хикс, так напутствовал фотографа: «Альфред, я тебя отправлю в Голливуд. И не бойся этих «королев» — ты сам король в своей профессии».

Самой известной и тиражируемой работой Айзенштадта является фотография поцелуя девушки и матроса на Таймс Сквер.

Айзенштадт так описывает историю этого кадра: «Во время празднований в честь Дня Победы над Японией, я снимал разные сцены на улице. Внимание привлек матрос, который бросался с объятиями к каждой девушке, вне зависимости от её возраста и внешности. Я просто шел за ним и фотографировал, но ни один из полученных кадров меня не удовлетворял. Вдруг я заметил, что он обнимает девушку в белом. Я нажал на спуск в тот самый миг, когда обезумевший матрос поцеловал медсестру.»

Фото моментально стало легендой. Сегодня в этом месте установили скульптуру, повторяющую сюжет снимка. Более того, начиная с 2005 года, в этот самый день, на Таймс Сквер проводится церемония воссоздания поцелуя.
Последние годы своей жизни Альфред Айзенштадт посвятил подготовке различных выставок своих работ, которые прошли по всему миру и пользовались бешеной популярностью. Айзенштадт — лауреат всевозможных, как профессиональных, так и правительственных наград. Последним снимком легендарного Айзенштадта стало фото Билла Клинтона в окружении семьи.

Американского фотожурналиста Альфреда Эйзенштадта знают по многочисленным и очень талантливым репортажным снимкам - в первую очередь для журнала Life. Отдав профессии более 70 лет он сделал множество фото, на которых мировые лидеры позируют в неформальной обстановке, а прохожие и горожане раскрывают свои характеры в привычной среде.

Альфред Эйзенштадт (Alfred Eisenstaedt) снимал Уинстона Черчилля и Софи Лорен, делал репортажи с вручения Нобелевской премии и инаугурации Джона Кеннеди. Его моделями были чуть ли не все знаменитые писатели ХХ века: Уильям Сомерсет Моэм, Бернард Шоу, Эрнест Хемингуэй, который во время фотосессии страшно разозлился на дотошного фотографа и чуть не выбросил его из своей лодки. Эйзенштадт был тогда в опасности, но гораздо больше он рисковал во время пресс-конференции Йозефа Геббельса, когда нацистский министр узнал, что его снимает человек еврейского происхождения.

Резко помрачневший Йозеф Геббельс смотрит на фотографа-еврея на женевской пресс-конференции

Фотожурналист создал огромное количество удивительных снимков, которые хороши и сами по себе, и в социально-историческом контексте. Однако, больше других известна его поистине легендарная работа - поцелуй молодого моряка и медсестры на площади Таймс-сквер, снятый в толпе, во время празднования победы над Японией.

Август 1945 года для Нью-Йорка был особенным, и радость, переполнявшая людей, ощущение освобождения и счастья в полной мере передано на фото. Так ловить эмоции и дарить их зрителям умел только Альфред Эйзенштадт.


Дети на кукольном представлении в момент поражения злого дракона мечом Святого Георгия

Непринужденность, проницательность и искусство композиции: особый дар Альфреда Эйзенштадта

Поклонники и фотокритики называют фотографии Эйзенштадта определяющими в истории фоторепортажа. Фотограф, говоря о своей работе, утверждал, что его цель - просто найти и уловить ключевую точку визуального повествования. Однако, его коллеги отмечали и его неимоверно внимательный, острый глаз, способность в любой ситуации найти сюжет для хорошего снимка и "выжать" из кадра максимум.

Удивительную беспристрастность (чего стоят только фото Гитлера на парадах) и профессиональную проницательность Эйзенштадта дополняет его искусность в выстраивании композиции. Фотограф был приверженцем съемки при естественном освещении, в расслабленной обстановке - непринужденности он был готов добиваться сколь угодно долго.

Танцы с Софи Лорен

Он убеждал моделей, часто известных и высокопоставленных, что пришел к ним не как назойливый папарацци, а как друг, с которым можно весело провести время. Эйзенштадта интересовали, в первую очередь, эмоции на снимке, а не значимость персон или событий, попадавших в кадр.

С Мэрилин Монро во дворе ее дома

Эйзенштадт одним из первых фотожурналистов стал работать с камерами 35 мм и очень любил свою малоформатную Leica III. Изначально он пользовался ими для репортажей, которые делал после Первой мировой войны для американских журналов. Впоследствии он с помощью небольшой камеры снимал незаметно для окружающих - зевак в Нью-Йорке или Сен-Дени, детей в берлинской балетной школе или молодых пап, сидящих в приемном покое с младенцами на руках. Это умение пригодилось ему и для создания одного из самых знаменитых своих снимков - поцелуя на Таймс-сквер.

Необычная судьба знаменитого снимка

В августовский день 1945 года Альфред Эйзенштадт работал в толпе, празднующей победу американских вооруженных сил над японской армией. С ним была камера Kodak с пленкой той же фирмы (Super Double X).

На площади Эйзенштадт заметил молодого моряка, который обнимал то одну, то другую женщину, поздравляя их с окончанием войны. Фотограф бежал перед парнем, стараясь снять его с лучшего ракурса, краем глаза заметил, что юноша обнял медсестру в белом халате - и нажал на кнопку.

Позднее Эйзенштадт заметил, что снимки (всего их было четыре) вышли настолько удачным из-за контраста светлой одежды девушки и темной формы моряка. Будь пара в чем-то другом, он бы просто не сфотографировал ее. Снимки были сделаны с выдержкой 1/125 на диафрагме 5,6-8, и самый удачный из них напечатали на развороте в Life, вместе с тремя другими фото поцелуев - в Вашингтоне, Майями и Канзасе. Фотография принесла Эйзенштадту широкую популярность и стала источником многолетних поисков моделей.

В разные годы на "место в истории" претендовало много женщин и мужчин, пытавшихся доказать свою принадлежность к знаменитому событию. Если девушку с фотографии оказалось просто найти - официально ею признана Эдит Шейн, то моряка искали долго. На объявление, размещенное в СМИ в начале 1980-х годов, откликнулось более десятка мужчин. Сперва парнем с фото считали Карла Мускарелло, который даже позировал на фото, посвященном шестидесятилетию победы США над Японией.

Однако, второй претендент, Гленн Макдаффи, провел судебную экспертизу. В ходе проверки, в том числе на полиграфе, ему удалось доказать, что моряком со снимка был именно он, хотя общественность и саму Эдит он до конца так и не убедил. Споры не умаляют достоинств фотографии, но она была далеко не единственным известным снимком за 70 лет карьеры Альфреда Эйзенштадта.

Из маленького европейского городка к карьере в Нью-Йорке

Будущий фотограф появился на свет в еврейской семье маленького прусского городка Тчева, который тогда (в 1898 году) назывался Диршау. В восьмилетнем возрасте он с родителями переехал в Берлин и в 14-летнем возрасте, получив в подарок фотокамеру, начал заниматься репортажной съемкой.

Во время Первой мировой войны юноше пришлось отказаться от увлечения и прервать учебу в университете - его призвали на фронт. Отслужив артиллеристом в немецкой армии, Альфред после демобилизации по ранению вернулся в Берлин. Там он стал продавцом пуговиц и ремней и в свободное время увлекался фотосъемкой.

Первый снимок (фото девушки, играющей в теннис) Эйзенштадту удалось продать в 1927 году. После этого его заметили немецкие и американские СМИ. С 1929 года молодой человек стал профессиональным фотожурналистом и начал сотрудничать с агентством Pacific and Atlantic. До начала нацистского террора он успел сделать много снимков, ставших классикой фоторепортажа.

В 1935 году фотографу пришлось окончательно перебраться в Штаты, где уже через год он стал официальным журналистом и фотохроникером Life. Его снимки украсили 90 обложек легендарного издания, а сотрудничество продолжалось практически 40 лет. Кроме Life, Эйзенштадт работал в Vogue, Harper"s Bazaar и многих других гигантах глянца.

В честь фотографа названа фотопремия Колумбийского университета. Эйзенштадт получил две национальные медали - от фотообщества Америки и президента США и до самой смерти в Нью-Йорке в 1995 году оставался одним из самых уважаемых фотожурналистов мира.

Его выставки до сих пор проходят в галереях и музеях разных стран, и поклонники, в том числе российские, могут "вживую" насладиться его талантом.

Альфред Эйзенштедт
Alfred Eisenstaedt
День рождения: 06.12.1898 года
Место рождения: Диршау, Западная Пруссия, США
Дата смерти: 24.08.1995 года
Гражданство: США

Биография
Пожалуй, один из самых знаменитых фотоснимков времен Второй мировой войны, был сделан, когда эхо войны отгремело и покатилось к Востоку, Япония уже готовилась к капитуляции, и Нью-Йорк, как и весь остальной мир, предвкушал такой долгожданный мир. Тогда-то, 14 августа 1945 года молодой фотограф Альфред Эйзенштедт и создал свой легендарный кадр – молодой американский матрос дарит поцелуй молоденькой изящной медсестре. Этот черно-белый фотоснимок стал настоящим символом окончания этой страшной войны, унесшей и искалечившей жизни миллионов людей.

Альфред Эйзенштедт (Alfred Eisenstaedt) родился в 1898 году в Диршау, Западная Пруссия (Dirschau, West Prussia). В 1906-м семейство его перебралось в Берлин (Berlin). Во время службы в армии в годы Первой мировой Альфред был ранен, а, вернувшись, вновь взялся за свое главное увлечение – фотографию. Он снимал всегда – с тех пор как ему, 14-летнему подростку, подарили первый "Кодак". Однако, когда в конце 20-х годов Эйзенштедт получил свой первый гонорар за фотографию, он был буквально ошеломлен – никогда он не мог себе представить, что его хобби может приносить еще и деньги. Как бы ни было, к началу 30-х годов Альфред был уже известным фотографом – именно он стал автором бессмертных снимков встречи Гитлера и Муссолини 1934 года, и не менее гениального снимка Геббельса 1933-го, на котором тот будто испепеляет взглядом зрителя. Действительно, еврей-фотограф вряд ли мог прийтись по душе известному идеологу нацизма. Кстати, известно, что до того, как Геббельс разглядел в фотографе еврея, он был настроен вполне благодушно.
В 1935-м Эйзенштедт переехал из неспокойной Европы в Штаты, где долгие годы работал с всемирно известным изданием "Life". Он поселился в Нью-Йорке, в Джексон-Хейтс, Квинс (Jackson Heights, Queens, New York), где и прожил долгие годы. Тогда, работая на "Life", он сделал свои известные снимки Софи Лорен (Sophia Loren), Эрнеста Хэмингуэя (Ernest Hemingway) и многих прочих знаменитостей. Издание выходило с его обложками в общей сумме около 90 раз.
В середине августа 1945 года Нью-Йорк, как и вся Америка (впрочем, как и весь мир), был растревожен радостной вестью о капитуляции Японии. Люди на радостях бросились на улицы, поздравляли друг друга, смеялись и ликовали. В этой счастивой толпе был и журналист Альфред Эйзенштедт со своей неизменной "Лейкой" ("Leica" - известная марка фотоаппарата) в руках. Делая снимки ликующей толпы, фотограф обратил внимание на молодого матроса, который бежал по улице и в лихом восторге хватал и поздравлял поцелуями всех попадавшихся ему женщин, не разбирая, были ли они молоды, стройны или наоборот. Фотограф безотчетно побежал за матросом, делая на ходу снимки, но ни одним из них он, как признавался позже, не был доволен. И тут в толпе мелькнуло нечто белое. И в тот момент, когда матрос, схватив в объятия молоденькую медсестру, запечатал на ее губах "поцелуй победы", Альфред Эйзенштедт нажал на кнопку и сделал свой исторический кадр. И не один! Пока длился поцелуй, Альфред успел сделать целых четыре кадра, даже со сменой настроек выдержки и ракурса. Через четыре недели, проявив пленку и отобрав наиболее удачный кадр, он понял, что сумел создать нечто по-настоящему гениальное. Снимок был хорош всем – перспективой, цветовым сочетанием черного и белого, даже веселая атмосфера того несколько безумного дня была полностью передана в этом простом, казалось бы, кадре. Безусловно, Эйзенштедту удалось снять шедевр, ставший со временем классикой фотографии. И был ли секретом успеха контраст между "черным" матросом и "белой" медсестрой – неважно, этот кадр, по мнению многих, с точки зрения искусства фотографии был просто безупречен.
Прошло время, и образ целующихся матроса и медсестры вышел за пределы фотоснимка, став своеобразным символом – попал в виде логотипа на майки, продолжил жизнь на плакатах и постерах, а также почтовых марках и даже стал сюжетом для фигурок из конструктора "Лего". Журнал "Life" повторно выпустил один из номеров 2005 года со ставшим уже классическим фотоснимком. А на площади Таймс-сквер (Times Square) в Нью-Йорке в честь 60-летия окончания Второй мировой войны была выставлена цветная скульптура, почти полностью повторяющая кадр Эйзенштедта.
Не удивительно, что судьба героев фотоснимка вскоре заинтересовала очень многих – действительно, было очень интересно узнать, кем же были эти девушка и матрос, и как сложилась их судьба. В конце 70-х годов, прочитав в газете интервью с Альфредом Эйзенштедтом, откликнулась некая Эдит Шэйн (Edith Shain), признавшая себя в юной грациозной девушке со снимка.
На просьбу откликнуться героя-матроса в редакцию
обратилось 11 мужчин, узнавших в лихом молодом воине себя. Так, если идентификация девушки прошла более или менее гладко (кроме Шэйн на место медсестры претендовало лишь две женщины, не сумевшие доказать свои притязания), то матроса "опознавали" долго и сложно. В результате долгих экспериментов выбор был сделан в пользу Гленна Макдаффи (Glenn McDuffie), однако полной уверенночти так и не возникло.
Альфред Эйзенштедт продолжал работать на журнал "Life" в течение еще долгого времени – он отдал этому изданию почти 60 лет. Его последними работами стали фотографии семьи президента Билла Клинтона (Bill Clinton), его супруги Хиллари (Hillary) и дочери Челси (Chelsea) в августе 1993 года.
Фотограф умер 24 августа 1995 года, в своей постели, в окружении сестры и близкого друга.