Вера в себя цитаты. Афоризмы и цитаты о вере

В 1743 году Дидро женился на Анне Антуанетте Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743 1748 годах он перевел с английского "Историю Греции" Стениана, "Опыт о достоинстве и добродетели" Шефтсбери, "Медицинский словарь" Джеймса.

В 1747 году вместе со своим другом философом и математиком Жаном Лероном Д"Аламбером он получил приглашение стать во главе издания "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел". Поначалу словарь рассматривался как перевод "Энциклопедии" Эфраима Чемберса (1728), но усилиями Дидро и Д"Аламбера превратился во всеобъемлющее обозрение современного состояния знаний во Франции. Дидро занимался историей философии и ремесел .

В 1772 году первое издание "Энциклопедии" было завершено. Работа заняла 25 лет. "Энциклопедия" составила 28 томов — 17 томов статей и 11 томов иллюстраций. Помимо Дидро, который написал около шести тысяч статей, к ее созданию были привлечены философы Жан Жак Руссо, Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Поль Анри Гольбах. Статьи по разделам писали скульптор Этьенн Морис Фальконе, архитектор Жак Франсуа Блондель, естествоиспытатели Луи Жан Мари Добантон и Николя Демаре, экономист Франсуа Кенэ и др.
В своих первых философских работах "Философские мысли" (1746) и "Аллеи, или прогулка скептика" (1747) Дидро придерживался деизма. В сочинении "Письмо о слепых в назидание зрячим" (1749) перешел на позиции атеизма и материализма. Телеологическому доказательству бытия Бога он противопоставляет эволюционистские воззрения на природу . В июле-октябре 1749 года за вольнодумные сочинения Дидро был арестован и заключен в Венсеннский замок.
Атеистический материализм получил дальнейшую разработку в его сочинениях "Мысли об истолковании природы" (1754), "Разговор Д"Аламбера и Дидро" (1769), "Философские принципы относительно материи и движения" (1770) и др.

Дидро — автор нескольких пьес и романов. В 1750 е годы им были опубликованы две пьесы — "Побочный сын или Испытания добродетели" (1757) и "Отец семейства" (1758). Отказавшись от поэтики классицизма, Дидро драматург стремился реализовать принципы новой ("мещанской") драмы, изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке.

Главные художественные произведения Дидро повесть "Монахиня" (1760), роман диалог "Племянник Рамо" (1762 1779), роман "Жак фаталист и его хозяин" (1773) — остались неизвестными его современникам и впервые были опубликованы после смерти автора. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, а также приверженность гуманистическим идеалам.

В 1759 1781 годах как критик искусства Дидро писал ежегодные обзоры художественных выставок — "Салоны". Они были размещены в рукописной газете "Литературная корреспонденция" его друга литератора Фридриха Мельхиора Гримма, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям.

В 1765 году российская императрица . Заплатив за библиотеку, Екатерина оставила книги в его пожизненное пользование и назначила философу ежегодное жалованье в качестве библиотекаря, выплатив деньги за 50 лет вперед.

С 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской академии наук (1773). По возвращении написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации. Рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа, и его скептические высказывания на "Наказ" Екатерины II вызвали ярость императрицы.

В последние годы Дидро продолжал заниматься литературными проектами. Он приготовил материал для своего друга историка Гийома Тома Франсуа Рейналя с резкой критикой колониальной политики Франции; опубликовал "Эссе о Сенеке", где пытался оправдать философа и государственного деятеля, в котором привычно видели воплощенное лицемерие.

31 июля 1784 года Дени Дидро скончался. Он был похоронен в церкви Святого Роха (Saint Roch), но во времена Французской революции 1789 года все захоронения в церкви были разорены, а тела перенесены в общую могилу.

У Дени Дидро и его жены Анны Антуанетты было трое детей, двое из которых умерли в раннем возрасте, осталась младшая дочь Мария Анжелика (1753 1824).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


(1713-1784) - великий французский просветитель, философ-материалист, крупнейший идеолог революционной буржуазии XVIII в., основатель и редактор «Энциклопедии». За свои радикальные взгляды подвергался репрессиям. Дидро признаёт объективное существование материи; материя вечна, ей присуще движение. Абсолютный покой, согласно Дидро,- абстракция, его нет в природе.

Пространство а время рассматриваются им как объективные формы бытия материи. Материя состоит из молекул. Каждой молекуле свойствен внутренний источник движения - «интимная сила», внешним выражением которой является механическое перемещение в пространстве. Все изменения в природе подчинены закону причинности. Явления природы находятся jt _. неразрывной связи между собой, в единстве. Нет непроходимой грани между живой и неживой" материей, они могут взаимно превращаться друг в друга.

У Дидро имеется ряд элементов диалектического понимания мира, в частности по вопросу об эволюции живых существ, о связи между изменением видов и условиями их существования (хотя в целом его материализм, как и материализм всех французских философов XVIII в., является механистическим и метафизическим). Отдельные формы живых существ, согласно Дидро, находятся в процессе постоянного изменения. По учению Дидро, в развитии природы существует естественная преемственность, включающая и человека; в соответствии с ней и должна быть построена классификация существ. «Надо начать,- писал он,- с классификации существ, от инертной молекулы - если такая есть - до живой молекулы, микроскопического животного, животно растения, животного, человека». Ощущение - свойство материи. С точки зрения Дидро, вся материя обладает чувствительностью.

При этом он различает инертную, скрытую форму чувствительности, присущую неорганической природе, и деятельную чувствительность, свойственную органической природе. Само мышление, по взгляду Дидро, есть развитая форма чувствительности материи. Источником человеческого познания являются ощущения, которые возникают в результате воздействия предметов, явлений природы на органы чувств. Не только ощущения, но и сложные выводы, умозаключения, по утверждению Дидро, отражают объективную, реальную взаимосвязь Явлений природы. Критерий истины он усматривает в опыте, считая истинными представления, правильно отражающие объективную материальную действительность, но в целом ему, осталось чуждо понимание роли общественной практики в познании.

Дидро - атеист. Он решительно отрицал существование бога и критиковал философский идеализм и религиозные догматы о бессмертии души, свободе воли и т. д. Ленин высоко ценил Дидро за материалистическую критику субъективного идеализма (см.). Отвергая религиозную феодальную мораль, Дидро в основу нравственного поведения людей положил стремление человека к счастью. Он проповедовал разумное сочетание личных и общественных интересов. Материалистически объясняя природу, Дидро, однако, остался идеалистом в области истории.

Характер общественного строя он, как и другие французские материалисты XVIII в., ставил в зависимость от политической организации общества, которая с его точки зрения возникает из существующего законодательства и в конечном счёте из u господствующих в обществе идей. Как и другие французские материалисты, Дидро свои надежды на разумное устройство общества связывал с появлением просвещённого государя. Но это царство разума было, по выражению Энгельса, идеализированным царством буржуазии. В 1773-1774 гг. Дидро посетил Россию, где усиленно рекомендовал Екатерине II развивать промышленность, торговлю, опираясь на третье сословие. Как известно, планы Дидро пришлись не по душе Екатерине II.

Дидро - крупный теоретик эстетики и литературы, автор ряда художественных произведений. В своих эстетических трудах он отстаивал реалистическое направление в искусстве. Главные его произведения: «Мысли к объяснению природы» (1754), «Племянник Рамо» (1762), «Разговор Даламбера и Дидро» (1769), «Сон Даламбера» (1769), «Философские основания материи и движения» (1770), «Элементы физиологии» (1774-1780).

  • лицей Людовика Великого
  • Лицей Сент-Луи [d]
  • Парижский университет ( )

Творчество

О религии говорил: «Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть».

«Энциклопедия»

Оригинален и стиль Дидро. Наиболее живой, подвижный ум среди просветителей XVIII века, легко и быстро улавливающий не только общие понятия и формы вещей, но и своеобразие их оттенков, быстро реагирующий на всё и мыслью и чувством, Дидро пишет с большей эмоциональной выразительностью и конкретностью, чем Вольтер. Язык последнего более отточен и сух, менее периодичен, чем речь Дидро, которая однако не столь расплывчата и ораторски-патетична, как слог Руссо. Дидро принадлежит к числу тех цельных натур с законченным миросозерцанием, которые не могут ограничить свой кругозор какой-нибудь специальностью или частными проблемами. Он обладал широким и всесторонним образованием, солидными знаниями в области философии и естествознания, социальных наук, литературы, живописи , театра и т. п. Его величайшим подвигом было создание «Энциклопедии», первый том которой вышел в 1751 году, и которая с перерывами издавалась в течение двадцати девяти лет. Во всех её статьях чувствуется влияние мысли Дидро - идеолога воинствующей буржуазии, захватывавшей в свои руки торговую и промышленную жизнь страны, писателя, окрашивавшего умонастроением тогдашнего передового класса все разнообразные темы, которых он касался.

К 200-летию со дня смерти Дидро в 1984 году французской почтой для заморского департамента Уоллис и Футуна была выпущена почтовая марка номиналом в 100 франков с портретом философа и изображением титульного листа «Энциклопедии».

), французский писатель, философ-просветитель. Сын ремесленника. В 1732 получил звание магистра искусств. Ранние философские сочинения («Философские мысли», 1746, сожжённые по решению французского парламента, «Аллеи, или Прогулка скептика», 1747, изд. 1830) написаны в духе деизма . Философское сочинение «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), последовательно материалистическое и атеистическое, было причиной ареста Д. По выходе из тюрьмы Д. стал редактором и организатором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (1751‒80). Вместе с другими просветителями Д. сумел сделать Энциклопедию не только системой научного знания той эпохи, но и могучим оружием в борьбе с феодальными порядками и религиозной идеологией. Несмотря на преследования реакции, Д. довёл издание Энциклопедии до конца. В 1773‒74 Д. по приглашению Екатерины II приехал в Россию. Он пытался оказать влияние на политику Екатерины II, склонить её к освобождению крестьян и проведению либеральных реформ.

В своих философских сочинениях (важнейшие из них: «Мысли об объяснении природы», 1754; «Разговор д"Аламбера с Дидро», «Сон д"Аламбера», оба 1769, опубл. 1830; «Философские принципы материи и движения», 1770, опубл. 1798; «Элементы физиологии», 1774‒80, опубл. 1875) Д. отстаивал материалистические идеи, рассматривая всё сущее как различные формообразования единой несотворённой материи. Согласно Д., материя качественно многообразна, в ней есть начало самодвижения, развития; задолго до Ч. Дарвина Д. высказал догадку о биологической эволюции. Основывая теорию познания на сенсуализме Дж. Локка , Д. в то же время полемизировал с механистическим материализмом своего века, сводившим сложные процессы духовной жизни к простой комбинации ощущений («Систематическое опровержение книги Гельвеция ⌠Человек■», 1773‒74, изд. 1875). Отрицая божественное происхождение королевской власти, Д. придерживался теории общественного договора, но, как и Вольтер , со страхом относился к самостоятельному движению низов и связывал свои надежды с просвещённым монархом. В последний период жизни склонялся к идее республики, но считал её мало пригодной в условиях большого централизованного государства.

Материализм Д. сказывается и в его эстетике. Борьба за реалистическое демократическое искусство составляет главное её содержание. В «Салонах» ‒ критических обзорах периодических художественных выставок ‒ Д. подвергает критике представителей классицизма и рококо (Ж. Вьен, Ф. Буше) и защищает жанровую живопись Ж. Б. С. Шардена и Ж. Б. Грёза, которая пленяет его правдивым изображением натуры, буржуазного быта. Борьба с классицизмом пронизывает и работы Д., посвящённые вопросам драматургии, театра, музыки. Вместе с другими энциклопедистами он принимает участие в так называемой войне буффонов, отстаивая реализм итальянской оперы. В драме он выдвигает идею среднего жанра, стоящего между трагедией и комедией, правдиво и серьёзно изображающего горести и радости повседневной жизни человека третьего сословия. Д. требует непредвзятого изображения жизни во всём её неповторимом индивидуальном своеобразии, стремится внести в драму будничный тон, максимально приблизить сцену к обыденной жизни («Беседы о ⌠Побочном сыне■», 1757, и «Рассуждение о драматической поэзии», 1758). Вместе с тем Д. понимает, что художественный образ не «копия», а «перевод», и потому искусство обязательно включает в себя «долю лжи», которая является условием более широкой поэтической истины. Прекрасное Д. ищет в отношениях, связывающих между собой многочисленные факты действительного мира. Однако стремление сочетать точное до иллюзии изображение единичных явлений с поэтической правдой целого в эстетике Д. осталось не осуществлённым. Здесь сказалось противоречие между общедемократическим «всечеловеческим» идеалом Д. и буржуазным обществом, которое не могло служить ему реальным фундаментом. Д. поэтому вынужден искать почву для своего идеала не в истории, а в стоящей вне истории абстрактно понятой человеческой природе. С этим связано обращение Д. к первообразу, идеальной модели, незыблемой и абсолютной норме прекрасного, получившей наиболее полное выражение в греческой классике («Введение к Салону», 1767). Эти мотивы предвосхищают ту волну классицизма, которая захватит французское искусство в предреволюционные и революционные годы. Те же тенденции пронизывают и «Парадокс об актёре» (1773‒78, изд. 1830). Д. теперь рассматривает театр как «иной» условный художественный мир. На сцене ничто не совершается, как в жизни, и потому от актёра требуется не «чувствительность», а рассудочность, холодное мастерство, наблюдательность, знание условных правил искусства и умение подчиняться им. Эстетический идеал Д. неотделим от идеала социального и нравственного.

Художественное творчество Д. разнообразно по жанрам. Ранние пьесы Д. «Побочный сын...» (1755, изд. 1757) и «Отец семейства» (1756, изд. 1758) интересны как иллюстрация к драматургической теории «среднего жанра»; в художественном отношении они мало удачны. Интереснее поздняя одноактная пьеса «Хорош он или дурён?» (1781, изд. 1834), в которой проявилась сложная диалектика добра и зла. Выдающимся явлением реализма 18 в. была проза Д. Роман «Монахиня» (1760, изд. 1796) ‒ яркое антиклерикальное произведение. Монастырь вырастает в романе в грандиозный символ извращённой цивилизации.

В образе слуги Жака (роман «Жак фаталист», написан 1773, издан на немецком языке 1792, на французском 1796) воплощён народ Франции с его жизнелюбием, юмором, житейской мудростью. Слуга и его хозяин спорят по вопросам философии и морали. Хозяин ‒ сторонник свободы воли, ему кажется, что он властвует над миром и способен определять ход вещей. Но это иллюзия. Жак фаталист на своём горьком опыте познал, что человек подвластен обстоятельствам и судьба управляет им. Но фатализм Жака никогда не обрекает его на пассивность, он не столько выражает покорность судьбе, сколько доверие к природе, к жизни в её свободном и стихийном течении. Эта сторона философии Жака близка Д., она определяет структуру романа. Рассказ Жака о его любовных приключениях, образующий сюжетную канву книги, всё время прерывается. Д. предпочитает литературным канонам и штампам стихийное движение жизни во всей её непредрешённости и изменчивости.

Не опубликованные при жизни писателя романы и повести Д. обращены к будущему. Сложной диалектикой мыслей и характеров они перерастают рамки искусства 18 в. и предвосхищают последующее развитие европейского реалистического романа. Наследие Д. продолжает служить прогрессивному человечеству.

Подобно другим французским философам-материалистам 18 в., Д. придавал огромное значение просвещению. «Образование, ‒ писал он, ‒ придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства» (Собрание соч., т. 10, М., 1947, с. 271). Высоко оценивал Д. роль воспитания в формировании человека. Вместе с тем он считал, что для развития детей существенное значение имеют их анатомо-физиологические особенности. Воспитание , достигая многого, не может сделать всего. Задача состоит в том, чтобы выявить природные способности детей и дать им самое полное развитие.

Мысли Д. о народном образовании изложены в «Плане университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства», составленном в 1775 по просьбе Екатерины II, и в ряде заметок, написанных им во время пребывания в Петербурге («О школе для молодых девиц», «Об особом воспитании», «О публичных школах» и др.). Д. рассматривал широкий круг педагогических проблем (система народного образования, методы обучения и др.). Он проектировал государственную систему народного образования, отстаивал принципы всеобщего бесплатного начального обучения, бессословности образования. Стремясь обеспечить фактическую доступность школы, Д. считал необходимым организовать материальную помощь государства детям бедняков (бесплатные учебники и питание в начальной школе, стипендии в средней и высшей школе). Д. восставал против господствующей в то время во всей Европе системы образования с её классицизмом и вербализмом. На первый план он выдвигал физико-математические и естественные науки, выступая за реальную направленность образования и его связь с потребностями жизни. Д. стремился построить учебный план средней школы в соответствии с системой научного знания, с учётом взаимозависимости наук, выделяя в каждом году обучения главный предмет (например, 1-й класс ‒ математика, 2-й ‒ механика, 3-й ‒ астрономия и т.д.). Включая в учебный план религию, Д. отмечал, что делает это, считаясь со взглядами Екатерины II, и в качестве скрытого «противоядия» намечал преподавание морали по материалистическим книгам Т. Гоббса и П. Гольбаха. Д. писал о важности составления хороших учебников и предлагал привлечь к этому делу крупных учёных. В целях повышения уровня знаний он предлагал 4 раза в год проводить публичные экзамены в средней школе и отсеивать нерадивых или неспособных учащихся. Для лучшего подбора учителей Д. советовал объявлять конкурсы.

Соч.: Œuvres complètes, t. 1‒20, P., 1875‒77; Œuvres. Texte établi et annoté par A. Billy, P., 1957; Œuvres romanesques, P., 1959; Œuvres politiques, P., ; Correspondance. Ed. établie, annotée par G. Roth, v. 1‒9, P., 1955‒63; в рус. пер. ‒ Собр. соч., т. 1‒10, М. ‒ Л., 1935‒47; Об искусстве, т. 1‒2, Л. ‒ М., 1936; Парадокс об актере, Л. ‒ М., 1938; Избранные атеистические произведения, М., 1956; Племянник Рамо, М., 1958.

Лит.: Морлей Дж., Дидро и энциклопедисты, М., 1882; Бильбасов В. А., Дидро в Петербурге, СПБ, 1884; Дидро и Екатерина II . Их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро. С пояснительным очерком и примечаниями М. Турне, СПБ, 1902; Блюменфельд В., Драматургическая теория Дидро, в кн.: Ранний буржуазный реализм, Л., 1936; Иващенко А., Реалистические повести Дидро, в кн.: Реализм XVIII в. на Западе, М., 1936; Писарев Д. И., Дидро и его время, в кн.: Звенья , [сб.] 6, М. ‒ Л., 1936; Шишкин А. Ф., Теория воспитания Д. Дидро, «Советская педагогика», 1938, № 10; Фрумов С. А., Педагогические взгляды Дидро, в кн.: Очерки по истории педагогики, под ред. Н. А. Константинова, М., 1952, с. 79‒82; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке, М., 1958, с. 102‒32; Казарин А. И., Дидро и некоторые вопросы русской культуры, «Вестник истории мировой культуры», 1958, № 1; Луппол И. К., Д. Дидро, М., 1960; Гачев Д. И., Эстетические взгляды Дидро, М., 1961; Барская Т. Э., Дени Дидро, Л. ‒ М., 1962; Акимова А., Дидро, М., 1963; Аникст А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967; Верцман И. Е., Эстетика Дени Дидро, в его кн.: Проблемы художественного познания, М., 1967; Бернштам Л. Г. [сост.], Дидро, 1713‒1784, Л., 1938 (библ.); Rosenkranz К., Diderots Leben und Werke, Bd 1‒2, Lpz., 1866; Hermand P., Les idées morales de Diderot, P., 1923; Luc J., Diderot. L"artiste et le philosophe, P., 1938; Tohomas J., L"humanisme de Diderot, 2 éd., P., 1938; Billy A., Vie de Diderot, P., 1948; Diderot studies. Ed. by Otis Е. Fellows and Torrey Norman L., t. 1‒10, Syracuse, 1949‒68; LoreI A., Diderots Naturphilosophie, W., 1950; Belaval I., L"esthétique sans paradoxe de Diderot, P., 1950; Guyot Сh., Diderot par lui-měme, P., 1953; Mayer J., Diderot l"homme de science, Rennes, 1959; Proust J., Diderot et encyclopédie, P., 1962; Kempf R., Diderot et le roman ou Le démon de la présence, P., 1964; Mornet D., Diderot, P., 1966.

В. Я. Бахмутский.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Дидро Дени" в других словарях:

    Дени Дидро Denis Diderot … Википедия

    - (Diderot) (1713 1784), французский философ просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (т. 1 35, 1751 80). В философских… … Энциклопедический словарь

    - (Diderot, Denis) (1713–84) Французский философ, издавший (совместно с Жаном Д Аламбером) первую 17 томную Энциклопедию (Encyclopedia , 1751–65) – один из наиболее выдающихся литературных трудов Французского Просвещения (French Enlightenment).… … Политология. Словарь.

    - (Diderot) (1713 84) французский философ просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (тома 1 35, 1751 80). В философских… … Политология. Словарь.

    Дидро Дени - (Diderot, Denis) (1713 84), франц. романист, драматург, критик и философ. За критику старо го режима в 1749 г. по приказу короля был заточен на неск. месяцев в тюрьму. Вместе с дАламбером начал издание большой Энциклопедии (Энциклопедисты), в к… … Всемирная история

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про веру в себя . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин мудрости» на данную тему. Здесь собраны занимательные остроты и изречения, умные мысли философов и меткие фразы мастеров разговорного жанра, гениальные слова великих мыслителей и оригинальные статусы из соцсетей, а так же многое другое...

В качестве дополнительного бонуса вы можете ознакомиться с акциями и предложениями ведущих ритейлеров парфюмерии , а также подобрать модный гардероб и эксклюзивные аксессуары к своим любимым ароматам...



Актёры, не умеющие играть, верят в себя; и банкроты.
Гилберт Честертон.

Бить себя в грудь придумали для того, чтобы вывести из-под удара другую часть тела.
Циприан Черник.

Быть щедрым - значит давать больше, чем можешь; быть гордым - значит брать меньше, чем нужно.
Халиль Джебран.

В известном смысле каждый человек есть то, что он о себе думает.
Фрэнсис Брэдли.

В неразвитых обществах наибольшие страсти вызывают власть, деньги и женщины; в развитых - деньги, власть и кроссворды.
Максим Звонарев.

Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума.
Василий Ключевский.

Всякая самокритика - это скрытая похвала. Мы ругаем себя для того лишь, чтобы показать свою непредвзятость.
Сэмюэл Джонсон.

Вы не представляете, насколько я низкого мнения о себе - и до какой степени это мнение незаслуженно.
Уильям Гилберт.

Газеты по мудрости своей предлагают читателям решать кроссворды, подобно тому как церковь по своей бесконечной предусмотрительности предписывала верующим перебирать четки. И то и другое - превосходное лекарство, с помощью которого человек избавляется от навязчивых мыслей, тяжелых дум и рефлексии - худшей из пыток.
Андре Моруа.

Гордость - это роскошь, которую влюбленная женщина не может себе позволить.
Клэр Люс.

Гордость как бы прибавляет людям росту, тщеславие лишь раздувает их.
Никола Шамфор.

Гордящиеся своим смирением горды тем, что они не горды.
Роберт Бартон.



Даже когда меня разобьет паралич, я буду критиковать чужую походку.
Жюль Ренар.

Делай вид, что уважаешь себя, и тебя будут уважать.
Александр Дюма-отец.

Если вы сами цените себя невысоко, мир не предложит вам ни на грош больше.
Соня Хени.

Если мужчина говорит: «Это глупый кроссворд»,- значит, это кроссворд, который до конца решила его жена.
«2-й закон Эпперсона»

Если нас не уважают, мы жестоко оскорблены; а ведь в глубине души никто по настоящему себя не уважает.
Марк Твен.

Есть три разряда людей: высокомерные, гордые и другие. Других я ещё никогда не встречал.
Огюст Детеф.

Конструктивная критика: когда я критикую вас. Деструктивная критика: когда вы критикуете меня.

Критиковать может любой дурак, и многие из них именно этим и занимаются.
Сирил Гарбетт.

Ложной может быть скромность, но не гордость.
Жюль Ренар.

Лучший способ раскритиковать чужую работу - сделать её лучше.

Людям кажется, что они лучше, когда им лучше.
Мирослав Жулавский.

Мы браним себя только для того, чтобы нас похвалили.
Франсуа Ларошфуко.



Мы верим только в тех, кто верит в себя.
Талейран.

Мы не так домогались бы всеобщего уважения, когда бы твердо знали, что достойны его.
Люк де Вовенарг.

Мы ошибаемся только дважды: когда оцениваем себя и когда оцениваем других.
Леонид Балцан.

Мы перестаем бить себя в грудь, как только предоставляется случай бить кого-либо ещё.
Роберт Карпач.
Кроссворд.
Это ложь, что газеты отучили нас думать. Разве они не публикуют кроссворды.
Габриэль Лауб.

Мы судим о себе по тому, чего мы способны добиться; другие судят о нас по тому, чего мы добились.
Генри Лонгфелло.

Насколько ясно люди понимают свои ошибки, видно из того, что, рассказывая о своем поведении, они всегда умеют выставить его в благородном свете.
Франсуа Ларошфуко.

Не надо в самокритике опускаться до хамства.
В. Усачев.

Неудачники верят в удачу, люди удачливые верят в себя.
Альфред Даниэль-Брюне.

Никто никогда ничего бы не сделал, если б сперва опроверг все возражения.
Сэмюэл Джонсон.

Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя.
Франклин Рузвельт.

Оптимист: человек, который заполняет кроссворд сразу чернилами.
Клемент Шортер.

Постулаты Пашкова:.
1. В каждом кроссворде три слова остаются неразгаданными.
2. Если вы разгадали эти три слова, значит, неправильно разгаданы три других слова.
Дмитрий Пашков.