Цель: Воспитывать любовь к животным,стремление помочь им в трудных условиях.
Развивать: знание о следах диких животных
Развивать любознательность
Словарная работа : мышкует, зимкуют, воспитывают, защищаются, добыча.
Предварительная работа : чтение рассказов из книги В. Бланки «Лесная газета», «Кто ты такой?!» А. Минчаковский.
Материал: иллюстрации с изображением диких животных.следы животных Дидактическая игра «2 белочки». Маски для 2-белочек, фишки.мультимедийный проектор.
Обучающие: формировать представления о жизни животных в лесу.
«Как животных цвет защищает?», «Лесные жители». Разучивание стихов, загадок о диких животных. Рассматривание картин.
Образовательные области : познание, коммуникация.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в лес.
А в какой лес мы с вами пойдем, вы поймете, послушав стихотворение А.С. Пушкина
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Берега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Воспитатель. Как вы думаете, в какой же лес мы с вами отправимся?(ответы детей)
— Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес. А как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы? (ответы детей.)
— Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу.
А вот и первые следы! Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут.
Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит картинка с изображением зайца
Воспитатель. Кто это? Ребята, как вы думаете, легко ли зайчику зимой в лесу? (ответы детей.)
— Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он просто всего боится.
Воспитатель. Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел.
Дети прыгают с продвижением вперед
Дети выполняют упражнения вместе с воспитателем: на первую строчку дотрагиваются большим пальцем по очереди до указательного,среднего, безымянного и мизинца, на вторую – сжимают и разжимают все пальцы в кулак, все повторяют левой рукой.
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису-
Их зимой найдешь в лису.
— А вот еще чьи- то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они. Кто это?
Воспитатель показывает картинку с изображением белки.
— а кто из вас знает, как белочка зимует? (ответы детей.)
— белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же как и зайцу,помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется, так как у нее отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
— А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов ежат на столе).
Ход игры:
Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.
Правильно, это лиса. А как проводит зиму лиса?(ответ детей)
— А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.
— Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса,так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.
— Волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.
— А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме? (ответы детей).
— Если волки не могут найти себе добычу, что они делают? (ответы детей).
— Где же волки ночуют? (ответы детей).
— Вот посмотрите волк очень похож на собаку, и я не смогу ее отличить, а вы? (ответы детей).
— А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли.
Физкультурная минутка
«Прогулка в зимнем лесу».
«Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа-березка в шубке стоит,
Слева -елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
В лесу красота и покой
Нам пора уже домой!»
Воспитатель. А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, кому они принадлежат, рассмотрим их.
— Кто это? (ответ детей.)
— Правильно,это лось. А как зимуют лоси? (ответ детей.)
— Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Давайте продолжим наше путешествие. Здесь еще чьи-то следы.
— Кто это? (ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, это птицы. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Старается они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.
— А теперь давайте продолжим нашу беседу, удобно располагайтесь на своих местах.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это за сугроб в лесу? Из – под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб? (ответ детей)
— Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется.
Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой? (ответ детей)
— Правильно это ежики, суслики, еноты, барсуки, сурки.
Я приготовила для вас загадки, которые вам загадают ваши товарищи.
Загадки
1. Кто на ветке шишки грыз и бросал вниз?
Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы.
(Алмаз)
2. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый- краса!
А зовут ее …
(Ильяс)
3. Хозяин лесной просыпается весной
А зимой, под вьюжной вой,
Спит в избушке снеговой.
(Дина).
4. За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала
Нет ни дыма, ни пожара.
(Айрат к.)
5. Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны?
(айзиля).
Воспитатель. Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (ответ детей)
— Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.
— Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали?
— Что мы видели в зимнем лесу? Давайте посмотрим на экран и еще раз вспомним,следы каких животных и птиц видели.
— Сегодня мне было очень приятно с вами работать и в память о нашей встрече я хотела бы вам подарить фотографии следов различных животных. Надеюсь, вы с ними как следует ознакомитесь и станете настоящими следопытами.
воспитатель МБДОУ «Большеатнинский детский сад»
Атнинский район, Россия
Конспект НОД
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в
подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой."
Задачи:
· Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять
существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с
жизнью зверей и птиц, уточнить представления о диких животных, их внешнем
виде, питании, особенностях жизнедеятельности в зимнее время.
· Обучающие: способствовать развитию логического мышления, воображения;
продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать
на вопросы, дополнять;
· Воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его
познанию, желание заботиться о природе, животных, птицах.
Словарная работа:
след лисий, волчий, лосиный, заячий, беличий, человечий.
Оборудование:
· Мультимедийная система.
· Слайды: Лесовичок, зимняя природа, медведь, волк, еж, егерь, следы животных.
· Картинки перелетных, зимующих птиц, солнышко, снежинка.
· Сюрприз для детей: картинки диких животных (раскраски).
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций перелетных и зимующих птиц,
диких животных; беседа о том, как они приспособились жить зимой.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш
девиз занятия:
С голубого ручейка
Начинается река.
А занятие начинается – с улыбки.
Дети присаживаются на стулья.
Воспитатель:
-Сегодня нам пришло письмо от необычного гостя. Давайте прочтем от кого это письмо
(от Лесовичка).
Слайд №1.
«Дорогие ребята! Это вам пишет Лесовичок. Мне и моим лесным друзьям очень
интересно что вы знаете о жизни диких животных и птиц зимой. Я приготовил вам
задания, игры и сюрприз!»
- Ну что, ребята, согласны показать Лесовичку свои знания?
- Ребята, скажите, а где живет Лесовичок.
- Правильно в лесу.Мы с вами отправимся в путешествие в наш замечательный лес.
Мы пришли в зимний лес
Сколько в нём полно чудес.
Справа ель от нас стоит,
Слева берёза на нас глядит.
Вот он зайка поскакал
От лисы он убежал.
А это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдёт он больше нас.
Слайд №2
Посмотрите, какой он красивый (заставка на экране фотографии зимнего леса).
- Ребята, а вы любите зиму?
- Посмотрите, какая красота? (Показ слайда о зиме и беседа)
- Какие изменения происходят зимой в природе? (Зимой бывают самые короткие дни и
длинные ночи, солнце почти не греет. Реки и озера покрываются льдом, а земля снегом)
- Как зимуют растения? (Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются
зеленые иголки. Под снегом зимуют корни деревьев, растений)
- Почему мы не встречаем насекомых? (Насекомые спят, спрятавшись в трещины коры
деревьев, под листья)
- Представим, что мы с вами в этом лесу. Посмотрите вокруг, прислушайтесь. Что вы
слышите?
Дети: В лесу тишина.
- Чем пахнет воздух в лесу?
Дети: Хвоей, свежестью, морозом.
- Посмотрите на этот лес, расскажите: какой он?
Дети: Таинственный, большой, дремучий, спящий, заколдованный, сказочный, снежный.
Воспитатель:
Кто обитает в лесу?
Беседа о лисе, зайце, волке.
- Ребята, а каких животных мы не можем встретить зимой в лесу?
Медведь
слайд №3 -4- 5
Медведь за осень нарастил под меховую шубу толстый слой
жира. Этот жир и греет и питает его зимой. Медведь обычно устраивает себе берлогу под
корнями ели или другого дерева свалившего бурей.
Еж
слайд №6-7
Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы
было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в
сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.
Игра «Сравни на что похоже?»
- Снег пушистый, как… вата, пух
- Снег мягкий, как… перина, одеяло
- Снег белый, как… молоко
- Ветер колючий, как… ежик, иголки
- Ветер холодный, как… лед
- Лед гладкий, как… стекло
- Сосулька плачет, как… ребенок.
У нас есть такая лесная профессия как Егерь.
Слайд №8,9
Егерь запасает сено, зерно - отходы, березовые веники и соль летом. А зимой
развозит его по лесу для диких животных, которые не могут добыть себе корм. Еще
егерь по следу может определить, где какой зверь пробежал.
- Сейчас мы с вами попробуем определить где
«Чей след?»
на экране будет
появляться след, а вы должны узнать, чей это след.
-Как называется след, который
оставила лиса – (лисий)
слайд №10
,
след волка – (волчий)
слайд №11
,
лося – (лосиный)
слайд №12
,
зайца –(заячий)
слайд №13
,
белки –(беличий)
слайд №14
,
человека –(человечий)
слайд №15.
-Ребята, а про кого мы с вами еще забыли. Мы с вами забыли про птиц. Все ли птицы
улетели в теплые края, или какие-то остались зимовать? Ребята, какие птицы называются
«перелетными» и какие «зимующими»?
- Молодцы у меня на столе лежат картинки с птицами, а на доске весит солнышко и
снежинка. Под солнышко будем прикреплять перелетных птиц, а под снежинку зимующих
птиц.
-Ребята где мы свами сегодня побывали? С кем в лесу повстречались? Молодцы ребята,
все сделали правильно.
Слайд №16
Нашему Лесовичку все понравилось, и за это он вам принес сюрприз. Картинки
животных, про которых мы с вами говорили. На этом наше занятие окончено спасибо, что
были внимательные.
Цель: способствовать развитию умения создавать панорамную картину в соответствии с замыслом,
Интеграция:
ОО «Познание» : обобщить представления детей о жизни животных в осеннее-зимний период, об их повадках и особенностях поведения.
ОО «Художественное творчество» : формировать умение создавать панорамную картину в соответствии с замыслом, передавать среду обитания (лес с изображением деревьев разных пород, кусты, дупло, берлогу и т. д.) при помощи красок, бросового и природного материала.
ОО «Коммуникация» : Формировать навыки монологической речи, умения составлять связный рассказ, выслушивать высказывания товарищей, дополнять их.
Материал: фонограмма со звуками леса, набор картин с изображением животных, листы для рисования, изобразительные материалы (восковые мелки, гуашевые краски) , палитры,
салфетки, кисти беличьи, жесткие щетинные, природный и бросовый материал, клей, ножницы, вылепленные животные, лист картона для создания панорамы.
Примерный ход:
1. Организационная часть. Ситуативный разговор о животных.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес и встретимся с его обитателями – дикими животными. Загадывает загадку:
У кого берлоги нет,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора? (Заяц)
Воспитатель: «Расскажите, как подготовился к зиме заяц: как он спасается от врагов. Есть ли у него дом и чем он питается.» (Дети отвечают на поставленные вопросы, затем воспитатель обобщает их ответы:
К зиме заяц постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. Норы у зайца нет. Зимним днем он обычно спит в в снежной ямке А ночью выходит еду добывать: обгладывает кору упавших деревьев.)
Воспитатель загадывает следующую загадку:
Хитрая плутовка – рыжая воровка
В лесу первая краса,
Догадались, кто? (Лиса)
Воспитатель: «Что вы можете рассказать о лисе?» (Ответы детей) .
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет пушистым хвостиком нос и, чтобы не замерз, и спит.
Лиса очень ловкий и хищный зверек. У нее хороший слух Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь, она быстро раскапывает снег и хватает добычу.
Следующая загадка:
Трещат кусты под лапою
Под лапою мохнатою,
Дом ищу себе в лесу,
Крепко выспаться хочу. (Медведь)
Воспитатель: «Расскажите, как подготавливается к зиме медведь» .
Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Перед спячкой медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды, мед. Рыбу, не брезгует павшими животными. Зимой у медведицы появляются медвежата, совсем крошечные, величиной с рукавичку. Медведь спит в берлоге пять месяцев. Все это время он обходится без пищи.
Воспитатель: «Молодцы, много вы рассказали о животных, а теперь вот вам загадка потруднее: попробуйте угадать. О каком животном идет речь в рассказе? (Читает рассказ
«Иду я по лесу и думаю: «Мухоловка ест мух, осоед –ос, скажи мне, что ты ешь и я скажу, кто ты» . И вдруг слышу с елки кто- то мне тоненьким голоском кричит:
Я ем жучков. Угадай, кто я…
Ну, тогда ты дятел- жукоед.
А еще я грызу сброшенные оленьи рога, если нахожу.
Тогда ты грызун
Еще люблю рыбу. А летом птичьи яйца из гнезд таскаю.
Наверно, ты – куница
Не говори мне про куницу – она – мой злейший враг. А еще я ем орехи и грибы, листья и ягоды
Ну. тогда ты свинья какая –то всеядная, которая по ошибке на дерево забралась.
И тут еловые лапы раздвинулись, и показалась… как вы думаете кто? (Дети называют животных) –белка.
Воспитатель: «Что нового вы узнали о белке из рассказа? Что вы можете рассказать о том, как белка подготовилась к зиме?»
У белки домик –дупло. Оно выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло, бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом. В отдельном месте лежат беличьи припасы, но много орехов, грибов закопала белка в «лесных кладовых» под деревьями. Часто ее запасами кормятся другие звери.
Физминутка «Прогулка в зимнем лесу»
Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес (маршируют на месте, разводят руки в стороны)
Справа – березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит (повороты вправо – влево)
Снежинки в небе кружаться, на землю красиво ложаться (кружаться, приседают)
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал (прыгают)
Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет (двигают руками.)
Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас (приседают)
Лишь медведь в берлоге спит, сладко носиком сопит (закрывают глаза)
Прилетели снегири, как красивы они (имитируют взмахи крыльями)
В лесу красота и покой, а нам уж пора домой (садятся на места)
2. Основная часть. Обобщение ответов детей. Создание макета «Панорама леса»
Воспитатель: Холодно зверям! Зайцы, одетые в белоснежные пушистые шубки, чтобы ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору осины и ольхи, прячутся в ямках под кустами. Медведи спят в берлогах. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые орехи, и в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубком и укрывшись пушистым хвостом. Лиса ищет мышиные норки, выслеживает мышей, выгоняет их из нор.
Бродит по лесу злой и голодный волк. Только все звери попрятались в норы, зарылись в снег, трудно волку отыскать добычу. Но, несмотря на трудности, звери выживают в лесу.
Предлагаю вам сегодня сделать панораму зимнего леса и заселить его животными, о которых мы говорили.
Дети выбирают материал для изготовления макета и выполняют коллективную работу по изготовлению макета. Затем «заселяют» лес слепленными ранее животными.
3. Итог занятия:
Воспитатель: «Какой у нас дремучий лес получился:
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои. (С. Погореловский)
Интегрированное занятие: «Звери зимой»
подготовительная группа
Цель: Систематизировать знание детей о жизни диких животных и птиц зимой.
Задачи:
Пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму) ;
Активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога;
Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Развивать глазомер, слаженность обеих рук.
Развивать память; самостоятельность, уверенность;
Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Прячутся.
2. Беседа «Какие они – звери зимой? »
3. Рассматривание иллюстраций: Какая она зима?; Назовите кто мы?; Кто здесь спрятался?;
4. Загадки о диких зимних зверях.
5. Дидактическая игра «Куда спрятались звери»; «Чем питаются»; «Помоги белочке собрать грибы»; «Найди всех зайчиков»; «Узнай сказки».
Материал к занятию: диск с музыкальным оформлением, цветные карандаши, альбомные листы, картинки с изображением зимних зверей
Ход занятия:
Воспитатель: (Дети стоят у доски). Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Я вам предлагаю совершить небольшое мысленное путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Глядя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес.
Заслушиваются короткие рассказы детей .
Как животные к зиме готовятся?
Давайте вспомним с вами, каких птиц мы здесь видим?. (ответы детей )
На первой картинке нарисован дятел - кто это за птица?
Чем полезен и вреден дятел?
Предполагаемые ответы детей:
(Дятлы принадлежат к числу полезных птиц. Причиняемый ими вред – порча древесины, поедание муравьёв, уничтожение семян – ничтожен, особенно в сравнении с пользой, которую они приносят, истребляя опаснейших вредителей леса.)
На второй картинке нарисован снегирь - Что мы можем рассказать о снегире?
Предполагаемые ответы детей:
(Ещё наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири . Снегирь-самец - красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой, а у самочек наряд более скромный. Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.)
На третьей картинке нарисован воробышек . Что мы можем рассказать об этой птичке?
Предполагаемые ответы детей:
(- Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.
- В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.
- В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться. Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись.)
Воспитатель: Дети, у нас с вами есть еще одна иллюстрация и нам с вами надо посмотреть внимательно и сказать, кто на этой картинке спрятался из зверей?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно! Это волк. А скажите кто такой волк? Он хищник или нет? Чем питается? Где живет? Чем опасен для животных этот зверь?
Предполагаемые ответы детей:
(Волк - типичный хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертв.)
Шуба серая для лета, для зимы другого цвета. (заяц)
Хвост пушистый, мех золотистый в лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
орешки я грызу. (белка)
Хозяин лесной просыпается
весной, а зимой под вьюжный вой
спит в избушке снеговой. (медведь)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. А теперь давайте с вами поиграем? Д/и: «Куда спрятались звери»; «Чем питаются»; «Найди всех зайчиков»; «Узнай сказки».
Воспитатель : Ребята, давайте немного отдохнем.
Физминутка
Только в лес мы зашли
Появились комары.
Руки вверх над головой
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И в вразвалочку идем.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Кто-то зайку напугал,
Зайка быстро ускакал.
Скачем быстро мы за ним
И домой скорей спешим.
Прыг-скок, прыг-скок,
Очень радостный денек. (М. Мышковская)
Воспитатель: Посмотрите ребята у вас на столах лежат белые как снег листы бумаги и нам надо с вами на них нарисовать зимних зверей.
Выставка рисунков.
Конспект ООД в подготовительной группе «Царица зима». Конспект занятия в ДОУ для детей 6-7 лет.
Образовательная область - познавательное развитие.
Автор: Рязанова Надежда Алексеевна. Должность: воспитатель. Данный материал будет полезен для воспитателей д/садов.
Конспект ООД в подготовительной группе «Царица зима».
Цель: закрепление знаний о природе зимой.
Задачи: уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы. Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц, учить видеть особенности их поведения зимой, упражнять в умении различать деревья. Дать детям знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, бережное отношение к ней. Помочь детям понять, что лес – это единая экосистема. В которой важен каждый, даже самый маленький элемент.
Материалы и оборудование: сундучок; деревья, вырезанные из бумаги, березы, сосны, ели. Картинки с изображением животных и птиц; мультимедийное оборудование; белая ткань, сосновое масло; разрезные картинки, снежинки целые и разрезанные пополам, наборы для рисования.
Активизация словаря: березовая роща, сосновый бор, смешанный лес.
Ход образовательной деятельности:
В зал входит Зима (воспитатель в костюме Зимы):
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня Зима.
Воспитатель читает стихотворение П.Вяземского:
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебедка,
Дети хором: Здравствуй, матушка-зима!
Воспитатель. Ребята, какие образные слова можно использовать для описания зимы? Почему? (Ответы детей).
Вот она, зимушка-зима, красавица, матушка!
-Почему мы зиму называем матушкой?
-Как изменилась природа зимой?
-Как зимуют растения?
-Почему мы не встречаем насекомых?
Почему не слышно птиц зимой?
-Как называют птиц, которые улетели в теплые края? (Перелетные).
-Почему улетели птицы? (Нет насекомых, нечем питаться).
-Как называют птиц, которые остались зимовать? (Зимующие.)
-Как готовятся к зиме дикие животные? Рассказать о медведе, волке, лисе, зайце, белке, еже.)
-Как люди заботятся о птицах и зверях зимой?
Воспитатель обобщает ответы детей, обращая их внимание на экран мультимедийного проектора.
Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи, солнце светит, но не греет, небо часто серое, в ветреную погоду бывает поземка, метель, вьюга. Реки и озера покрываются льдом, подо льдом живут рыбы, они уходят спать на дно, лягушка прячется в тину и там спит. Деревья и кустарники без листьев. Насекомые спят, запрятавшись в трещины коры деревьев, под листьями, в земле. Птицы перебираются к жилью человека. Люди подкармливают птиц. По – разному живут звери. Зайцы и белки поменяли свои шубки на зимние, белка делает себе запасы на зиму. Медведь, барсук и еж, накопив жир, спят.
(Появляется Незнайка.)
Незнайка.
Здравствуйте, ребята! Я вот пришел к вам за помощью. Хотел пойти в лес, а не знаю, что это такое?
Воспитатель.
Давайте поможем Незнайке: расскажем, что такое лес. Для начала соберем вот эти разрезные картинки.
(Дети подходят к столам, соединяют части разрезных картинок. У них получается березовая роща и сосновый бор.)
Воспитатель.
Какой у вас лес получился?
Дети.
Березовая роща – лес, где растут одни березы.
Воспитатель.
А у вас?
Дети.
Сосновый бор – лес, где растут одни сосны.
Воспитатель.
А если в лесу растут разные деревья: береза, ель, сосна, осина, лиственница? Как назвать такой лес?
Дети.
Смешанный.
Воспитатель.
В этом лесу растут разные травы и кустарники.
(Дети составляют разрезную картинку и получается смешанный лес.)
Незнайка. Какой красивый лес у вас получился! Но чего – то не хватает.
Воспитатель.
Чтобы получился настоящий лес – нужно поселить в нем животных, птиц, насекомых.
Незнайка.
Вот насекомые – то мне и не нужны! Не нужно их поселять в мой лес! (Закрывает картину руками.) Будут меня кусать.
Дети.
А без насекомых в лесу не будут жить и птицы и другие животные, которые ими питаются, например, ежики.
Воспитатель предлагает детям выбрать среди картинок насекомых, животных, птиц и «расселить» их в лесу.
Незнайка.
Нет! Пусть звери живут в зоопарке! А то страшно в лес будет войти!
Воспитатель.
Ребята, прав Незнайка? Звери есть хищные и травоядные и все они должны жить в лесу. Одни без других не могут существовать. Иначе нарушится система.
Дети «заселяют» лес животными, птицами, насекомыми, грибами, ягодами.
Незнайка.
Я теперь боюсь идти в лес! Я там заблужусь! Вырубить надо половину деревьев.
Дети.
Что ты, Незнайка! Деревья рубить нельзя! Деревья нам помогают очищать воздух!
Незнайка.
Ребята, а почему вы любите лес?
Дети.
В лесу хорошо! Приятно общаться с птицами, животными, растениями, наблюдать за ними!
Воспитатель.
Лес – это общий дом для растений и животных. Животные делают норы, птицы – гнезда. Леса бывают разные: смешанные, где живут разные деревья. В березовых рощах растут одни березы. Это светлые леса. В сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой. (Дает детям понюхать сосновое масло.) Хвойные, сосновые леса темные, это тайга. Лес по- разному выглядит в разное время года, но он всегда красив, даже зимой!
Появляется Зима.
Зима.
Я пришла к вам не с пустыми руками (показывает волшебный сундучок).
Ой! Пока я к вам шла, некоторые снежинки в сундучке поломались. Помогите найти их вторые половинки.
Подвижная игра «Найди вторую половинку».
Под музыку дети бегают, танцуют с половинками снежинок. Когда музыка замолкает, ищут свою вторую зеркальную половинку; поднимают руки вверх с целой снежинкой.
Воспитатель просит детей:
-Подберите слова-родственники к слову «снежинка». (Снег, снеговик, снежный, Снегурочка, подснежник, снегопад, заснеженная, снегоуборочная.)
Знакомство с новым словом – снегоуборочная.
-Какие два слова «спрятаны» в одном? Как работает снегоуборочная машина? (Ответы детей.)
Зима.
Ребята, какие зимние развлечения вы знаете и любите? (Ответы детей.)
Один ребенок рассказывает отрывок из стихотворения А. Блока:
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…
Зима проводит игру.
Игра «Покажи зимнюю забаву».
Зима с одним ребенком загадывают развлечение (игра в снежки, лепка снеговика, катание на лыжах, санках, коньках и т. п.). Ребенок молча показывает движения – имитацию зимней забавы, а все должны догадаться, о чем хотел рассказать ведущий. Кто первым отгадает, сам становится ведущим.
Зима.
Какие вы молодцы, все у вас получается. А еще я слышала, что вы умеете хорошо рисовать. Так ли это? Смогли бы вы нарисовать меня?
Дети садятся за столы и рисуют портрет зимы.
По окончании работы Зима любуется портретами, нарисованными детьми, хвалит и благодарит детей:
Зима.
Засиделась я у вас. Могу растаять. Пора мне в путь – дорожку. Выходите, мои подружки-снежинки на прощальный танец.
Зима танцует со снежинками и под музыку уходит.
Воспитатель предлагает детям одеться и выйти на улицу, где можно будет поиграть с настоящими снежинками.