Резиновые изделия на заказ. Производство резины и резиновых изделий как бизнес

Разрешительный порядок создания юридического лица предполагает выполнение определенных действий, принятие специфических актов. Последние направлены на придание организации соответствующего статуса. Далее рассмотрим подробнее порядок создания юридического лица в РФ.

Основные способы

В теории предпринимательского права выделяется несколько вариантов создания юридических лиц. В частности, существуют:

Законодательная база

Сегодня в России используются все приведенные выше способы образования организаций. В Гражданском кодексе закреплены положения о том, что коммерческая деятельность должна осуществляться лицами, которые прошли регистрацию в установленном порядке. Это значит, что для получения официального статуса организации необходимо провести определенную процедуру оформления. Правила, в соответствии с которыми осуществляется регистрация, закрепляются в ФЗ № 129 от 8 авг. 2001 года.

Порядок создания юридических лиц (шпаргалка)

В процессе образования организации выделено несколько этапов:

  • Первая стадия. В ходе нее определяется состав учредителей и проводится общее их собрание.
  • Вторая стадия. На этом этапе выбирается организационно-правовая форма.
  • Третья стадия. В ходе нее оформляются учредительные документы.
  • Четвертая стадия. Она предполагает разработку наименования организации.
  • Пятая стадия. На этом этапе определяется место, где будет находиться организация.
  • Шестая стадия. В ходе нее формируется складочный (уставной) капитал, паевый фонд.
  • На седьмом этапе осуществляется государственная регистрация.

Далее рассмотрим установленный законом порядок создания юридического лица, кратко описав основные стадии.

Определение состава

В законодательстве установлены разные требования по числу и статусу учредителей организации. Например, в хозяйственном обществе может быть всего один участник, а в товариществе – как минимум 2. В производственном же кооперативе - не меньше пяти. При этом следует учесть, что в качестве учредителя хозяйственного общества не может выступать другое аналогичное объединение, которое состоит из одного лица. Полными участниками в товариществе могут быть коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели. В качестве участников хозяйственного общества и вкладчиков в товариществах на вере могут выступать граждане и иные юридические лица. В ЗАО количество акционеров ограничено. Оно не должно быть больше 50. При этом для ОАО таких ограничений нет.

Особенности собрания

Порядок создания юридического лица 2014 года устанавливает, что, если в образовании предприятия участвует два и более субъекта, то решение ими должно быть принято единогласно. При этом на собрании при рассмотрении данного вопроса должен вестись соответствующий протокол. В нем должны быть зафиксированы итоги голосования по каждому пункту, касающемуся образования организации.

Организационно-правовая форма

Порядок создания юридического лица предусматривает самостоятельный выбор формы, в которой будет осуществляться коммерческая деятельность. Однако в законе есть ряд ограничений. В частности, кредитная организация может образовываться в соответствии с любой формой собственности как хозяйственное объединение, аудиторская же фирма, например, не может создаваться как ОАО. На выбор могут повлиять следующие факторы:


Порядок создания юридического лица: учредительные документы

Одной из первых бумаг при формировании организации считается договор. Его могут заключить участники обществ с дополнительной и ограниченной ответственностью, а также хозяйственных товариществ. Договор может быть составлен в письменной (обычной) форме. В нем указывается дата и место заключения, а также период, в течение которого он будет действовать. Этим договором учредители закрепляют свое намерение образовать юридическое лицо. В соглашении они также устанавливают условия передачи предприятию своего имущества, меру участия в его деятельности.

Кроме того, в нем определяется порядок создания юридического лица, который они будут использовать. В хозяйственных товариществах договор выступает в качестве единственной правоустанавливающей бумаги. В связи с этим в данном случае в нем также указываются данные о составе и размере складочного капитала, величине и порядке изменения доли для каждого участника. В условиях устанавливается и ответственность по обязанностям. Вторым важнейшим документом юридического лица выступает Устав. Он устанавливает правовой статус предприятия. Устав предназначен для информирования контрагентов и прочих лиц, которые вступают в отношения с организацией, о ее структуре, сфере деятельности и полномочиях руководящего состава. В данном документе также определяются местонахождение, наименование, форма собственности, размер капитала, ответственность участников и прочие важные моменты.

Название организации

Порядок создания юридического лица предусматривает разработку его наименования. Основные требования содержатся в ст. 54 ГК. Согласно ей у юридического лица должно быть название, в котором должно содержаться указание на его форму собственности. В наименовании некоммерческих и унитарных предприятий, а также иных случаях, предусмотренных в законодательстве, должны присутствовать сведения о характере деятельности организации. Фирменное название приравнивается к объекту интеллектуальной собственности. Кроме приведенных выше сведений, в названии может присутствовать имя либо фамилия, характеристика предмета деятельности. Наименование может быть также и произвольным.

Правила включения в название организации слов "Российская Федерация", "Россия" и их производных

Эти элементы могут применяться в наименованиях коммерческих предприятий, согласно актам правительства страны. Эти постановления принимаются по итогам рассмотрения заявлений и прочих обращений заинтересованных лиц особой межведомственной комиссией. При этом уполномоченный орган должен учитывать:


Определение местонахождения предприятия

Порядок создания юридического лица предусматривает государственную регистрацию. Место, где она осуществляется, будет являться и местом нахождения предприятия. Согласно ст. 52, эти сведения должны быть указаны в учредительной документации. Процесс государственной регистрации организации проходит по месту нахождения уполномоченного исполнительного органа, действующего постоянно. В случае его отсутствия – на территории, где расположена иная структура, наделенная правом действовать от имени юрлица без доверенности. Местонахождение представляет собой конкретный адрес, где размещен орган управления организации. Также должны быть сведения, выступающие в качестве основания его расположения именно в данной местности. Обязательным условием является постоянное действие органа управления (правление или генеральный директор).

Образование складочного (уставного) капитала, паевого фонда

Этот этап – последний перед государственной регистрацией. Прежде чем осуществить ее, учредителями должна быть оплачена хотя бы половина уставного капитала хозяйственного общества. Такое же правило действует и для хозяйственных товариществ. Членам производственного кооператива необходимо внести к моменту регистрации не меньше 10% паевого вклада. Остальная доля вносится на протяжении года после того, как будет проведена государственная регистрация предприятия.

Согласно действующему законодательству юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации. То есть, хотя юридические лица и учреждаются по волеизъявлению учредителей, государство в интересах всех участников гражданского оборота, в лице специально уполномоченных органов осуществляет надзор за соблюдением законодательства при создании новых субъектов права. Это означает, что между решением учредителей и созданием юридического лица проходит определенный срок, в течение которого не только учредители, но и государственные органы осуществляют определенные фактические и юридические действия. Исходя из этого, создание юридического лица - это многостадийный процесс, который закрепляется действующим законодательством и составляет систему фактических и юридических действий учредителей (участников) и государственных органов.

Учредителями юридических лиц могут быть физические лица при достижении ими дееспособности, юридические лица, а также государство, АРК и территориальные общины. Причем публично-правовые образования, в отличие от физических и юридических лиц частного права, могут не только создавать юридические лица публичного права, но и юридические лица частного права (части 2, 3 ст. 167, статьи 168, 169 ГК).

единственный способ создания для всех видов и организационно-правовых форм юридических лиц невозможно. Различаются способы, что применяются при создании публичных и частных юридических лиц, при создании юридических лиц, которые возникают в результате слияния, присоединения, разделения, преобразования и выделения уже существующих юридических лиц. Вместе с тем общими признаками, присущими сегодня всем способам создания юридических лиц, является то, что они возникают по воле учредителей и подлежат государственной регистрации.

Традиционно принято выделять следующие основные способы создания юридических лиц: распорядительный, нормативно-явочный (явочно-нормативный регистрационный), разрешительный и договорный. Впрочем в условиях рыночной экономики применяются только и распорядительный нормативно-явочный способы. Если первый характерен для создания юридических лиц публичного права1, то второй применяется для создания юридических лиц частного права.

Нормативно-явочный способ возникновения юридического лица означает, что последняя создается на тех условиях и по тем правилам, которые указаны в законе (нормативном акте) в виде общего разрешения государства, а соответствующий орган обязан зарегистрировать организацию как юридическое лицо при наличии не только проявления инициативы со стороны учредителя (учредителей), но и выполнение последними определенных условий и соблюдения ими определенных правил. Государство, применяя такую форму как регистрация, признает организацию субъектом права, подтверждая факт создания юридического лица выдачей свидетельства о государственной регистрации.

Как уже указывалось, в науке гражданского права выделяют также и другие способы создания юридических лиц, в частности разрешительный. Он предусматривает наличие обязательного предварительного получения разрешения от уполномоченного на то органа на создание юридического лица (например, страховой компании и прочее). Однако даже тогда, когда основатели стремятся создать банковское учреждение или общество, которое будет заниматься страховой деятельностью, и сначала должны получить разрешение от соответствующих органов на это, не может идти речь о разрешительный способ создания, поскольку разрешение не является основанием возникновения у организации статуса юридического лица. Это лишь обязательное предварительное условие, стадия, которую должны пройти учредитель для законного создания определенной организационно-правовой формы лица, то есть придерживаться установленного порядка. В дальнейшем создание юридических лиц может осуществляться одним из тех способов, которые предусмотрены на сегодня правовой системой Украины, или распорядительным (так, в случаях, установленных законодательством, страховщиком признается государственная организация), нормативно-явочным. Но в данном случае, хотя речь идет о указанный способ, объем действий учредителей растет, потому что устанавливается несколько иной порядок их совершения.

Обращает на себя внимание точка зрения профессора А. С. Довгерта, который считает, что на сегодня есть только один способ возникновения юридических лиц: обособление имущества, что может происходить как вместе с объединением лиц, так и без такового. Согласиться с этим трудно, потому что скорее всего здесь речь может идти не о способе возникновения юридического лица, а о ее сущности, о теории целевого имущества, которую разделяет автор.

Создание юридического лица происходит в определенном порядке. Порядок - это правила, по которым осуществляются юридические или фактические действия соответствующих лиц. Так, фактическими действиями учредителей при создании юридического лица является разработка учредительных документов, резервирование ее наименование, заполнение регистрационной карты, внесение регистрационного сбора и тому подобное. А государственный регистратор осуществляет проверку комплектности документов, которые ему подаются, проверяет полноту сведений, указанных в регистрационной карточке, проверяет документы на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации. Указанные лица осуществляют также и юридические действия.

Государственная регистрация-последняя стадия, завершающая процесс создания юридического лица, которая до этого существовала фактически, а с момента государственной регистрации возникает юридически. То есть это засвидетельствование факта создания юридического лица, а также совершение других регистрационных действий путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр. На сегодня этот процесс регулируется Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей" (далее - Закон)2. Государственная регистрация проводится государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по местонахождению юридического лица.

То, что в соответствии с Законом государственной регистрации подлежат все юридические лица независимо от порядка создания, организационно-правовой формы, подчинения, то есть и публичные юридические лица, момент возникновения которых по действующим ранее законодательством определялся вынесением решения об их создании, ни в коем случае не свидетельствует о том, что не может существовать никаких особенностей при регистрации определенного вида или организационно-правовой формы юридического лица. Согласно ч. 2 ст. Из указанного Закона могут устанавливаться особенности государственной регистрации объединений граждан (в том числе профессиональных союзов), благотворительных организаций, партий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, банков, торгово-промышленных палат, финансовых учреждений (в том числе кредитных союзов, бирж, а также других учреждений и организаций).

Таким образом, государственная регистрация - одна из стадий возникновения любого вида юридических лиц независимо от того, каким образом последние будут создаваться. Учредители должны юридически оформить возникновение нового субъекта права, для чего и предполагается его регистрация. Причем сам факт подачи учредителем (учредителями) соответствующих документов в органы регистрации нужно расценивать только как намерение последнего (последних) реализовать субъективное право, в частности, на занятие предпринимательской деятельностью в определенной организационно-правовой форме юридического лица, на создание благотворительной организации и т. п, то есть желание получить признания государством нового субъекта права, который будет отличаться от самого основателя и сможет стать участником гражданского оборота. Отсюда, согласно действующему законодательству, государственную регистрацию следует рассматривать как "универсальную" завершающую стадию порядка создания юридического лица независимо от установленного законом способа ее возникновения. Государственная регистрация предназначена гарантировать соответствие тех требований, которые относятся к юридическим лицам определенного вида, их реальным возможностям. То есть речь идет не о разрешительном, а о нормативно-явочный способ.

Нарушение установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону есть основанием для отказа в государственной регистрации этого юридического лица. Отказ по другим мотивам не допускается. При этом юридическое лицо может быть ликвидировано по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию, а также участника юридического лица по решению суда о признании недействительной государственной регистрации юридического лица через допущенные при ее создании нарушения, которые нельзя устранить (п. 2 ч. 1 ст. 110 ГК).

Юридическим основанием деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы, которые должны излагаться в письменном виде и подписываются всеми участниками (основателями), если законом не установлен другой порядок их утверждения. Они являются комплектом документов установленной законом формы, согласно которым достигается внешнее отделение юридического лица от других субъектов права посредством определения наименования, места нахождения, органов управления, цели деятельности.

Статья 88 ГК императивно устанавливает те требования, которым должны отвечать учредительные документы, исходя из того, что они имеют разную правовую природу. Устав в отличие от учредительного договора, не заключается между учредителями, а утверждается ими. Но устав так же, как и учредительный договор, определяющий правовое положение юридического лица и регулирующий отношения между учредителями и юридическим лицом, хотя и приобретает юридическую силу только с момента регистрации последней.

Устав - это особый локальный нормативный акт, положения которого обязательны не только для юридического лица, но и для ее контрагентов. Содержание устава должно соответствовать требованиям закона, а именно содержать следующие данные: наименование юридического лица, его местонахождение, адрес, органы управления, их компетенцию, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него, хотя дополнительные требования к уставу могут устанавливаться и ГК и специальным законодательством. Так, согласно ст. 154 ГК устав акционерного общества должен содержать сведения: о размере уставного капитала; условиях о категориях акций, выпускаемых акционерным обществом, и их нарицательную стоимость и количество; права акционеров и тому подобное.

Учредительный договор-это гражданско-правовой договор, по правилу, многосторонний, правовой целью которого является создание нового участника гражданского оборота - юридического лица и регулирующего отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица.

Учредительный договор является обязательным не только для учредителей (участников), но и для самого юридического лица, на основании которого она действует. В данном договоре определяются обязательства участников создать общество, порядок их совместной деятельности относительно этого, условия передачи обществу имущества участников и тому подобное. Впрочем и ГК и специальное законодательство может установить и дополнительные требования. Так, согласно ст. 120 ГК учредительный договор полного товарищества должен также содержать сведения о: размер и состав составленного капитала общества; размер и порядок изменения долей каждого из участников в составленном капитале; размер, состав и сроки внесения ими вкладов. При этом следует различать учредительный договор, договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью (ст. 142 ГК) и договор о создании акционерного общества (ч. 2 ст. 153 ГК). Договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью и договор о создании акционерного общества заключается только в том случае, когда указанные предпринимательские общества создаются несколькими лицами. Они не относятся к учредительным документам, атома представления при осуществлении государственной регистрации не обязательна. Указанные договоры тоже гражданско-правовые, но в отличие от учредительного договора имеют совсем другую цель - определение взаимоотношений, которые возникают и продолжаются между учредителями до момента государственной регистрации нового участника гражданских правоотношений - общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. По своей правовой природе они являются договорами о совместной деятельности, но цель их совсем другая - организовать учредителей на создание юридического лица.

Учредительный акт (индивидуальный или общий) - это односторонний или многосторонний правочин (в зависимости от количества лиц, его укладывают), направленный на создание учреждения. В указанном учредительном документе указываются: наименование учреждения, учредитель (-ки), цель, имущество, которое необходимо для достижения этой цели, структура управления, порядок и основания прекращения деятельности учреждения, судьба имущества, которое останется после этого.

ГК позволяет создание учреждения на основании учредительного акта, который содержится в завещании. При этом предполагается, что когда в таком учредительном акте отсутствуют отдельные из указанных выше положений, их устанавливает орган, который осуществляет государственную регистрацию (ч. Ст. 88 ГК). Такой подход не является бесспорным, поскольку если учредительный акт не будет соответствовать требованиям, предъявляемым к его содержанию законом, то учреждение вообще не должна быть зарегистрирована как юридическое лицо. Поэтому нельзя вести речь о возможности исправления определенных недоработок в учредительном акте ни со стороны органа государственной регистрации, ни даже со стороны суда.