Что такое телеобъектив для зеркалки. Зачем мне нужен телеобъектив и широкоугольный объектив

Начинающие фотографы знают о телеобъективах только то, что они предназначены для увеличения удаленных объектов. Однако в действительности длиннофокусная оптика является не просто возможностью приблизить удаленные предметы, но и мощным творческим инструментом, с помощью которого фотограф может по-разному воздействовать на фотоизображение. Благодаря телеобъективу можно создать впечатление меньшей глубины резкости или обеспечить нужное соответствие в размерах между дальними и ближними объектами в кадре. Уникальные особенности телеобъективов делают область их применения чрезвычайно широкой – от съемки дикой природы и портретов до макро фотографии.

Виды и конструкция телеобъективов

Строго говоря, телеобъективом уже можно назвать оптику, фокусное расстояние которой превышает 70 мм (для полного кадра). Впрочем, к «полноценной» длиннофокусной оптике сегодня принято относить объективы, фокусное расстояние которых не превышает 135 мм, что соответствует углу зрения по широкой стороне кадра не более 15 градусов. В любом случае телеобъективы отличаются тем, что их внутренняя конструкция позволяет эффективно увеличивать фокусное расстояние. Это дает отличные возможности при съемке что называется «с расстояния». Причем чем больше фокусное расстояние, тем сильнее проявляются уникальные свойства телеобъектива, о которых мы поговорим далее.

Простейшая конструкция телеобъектива с одной длиннофокусной линзой обладает очень большими габаритами и невысоким качеством изображения. Поэтому в настоящее время применяется другая оптическая схема, включающая в себя собирающую и рассеивающую линзы, а также дополнительные группы линз, изготовленные из стекла с разными оптическими свойствами для уменьшения аберраций и реализации дополнительных функций, в частности, стабилизации картинки.

Между группами линз размещается диафрагма, изменяющая количество проходящего через оптику света и . Форма размытия в зоне нерезкости представляет собой как раз изображение отверстия диафрагмы. Увеличение фокусного расстояния и обеспечение достаточной светосилы телеобъективов требует использования линз большего диаметра. Вследствие этого увеличиваются вес и габариты длиннофокусной оптики, а, в конечном, счете, и цена на такие телеобъективы.

Качественный объектив с большим фокусным расстоянием просто невозможно сделать легким и компактным. Например, телеобъектив с фокусным расстоянием 200 мм и светосилой f/2.8 уже тяжело удерживать в руках вместе с камерой в течение длительного времени, поэтому приходиться пользоваться штативом. Телеобъективы с еще большим фокусным расстоянием зачастую по габаритным размерам корпуса превосходят профессиональные зеркальные фотоаппараты.

Правда, в современных моделях телеобъективов производители стараются применять дорогостоящее оптическое стекло с очень высоким показателем преломления или дифракционную оптику, чтобы несколько уменьшить общую длину и массу конструкции. Но в любом случае нужно понимать, что длиннофокусная оптика – это практически всегда крупное и достаточно тяжелое фотооборудование.

В настоящее время, исходя из эффективного фокусного расстояния, принято различать три вида телеобъективов:

— Короткие телеобъективы

Это оптика, имеющая фокусное расстояние от 85 до 135 мм. Короткие телеобъективы имеют самый малый вес и самую доступную стоимость среди всех своих собратьев. Они используются, в частности, в портретной и свадебной фотографии, когда фотограф находится в непосредственной близости от снимаемого объекта, но при этом старается не вмешиваться в происходящее.

— Средние телеобъективы


К средним телеобъективам относится оптика с фокусным расстоянием от 135 до 300 мм. Такие объективы довольно часто применяются для фотографирования быстродвижущихся объектов, например, при съемке спортивных соревнований. Благодаря телеобъективу в этом случае фотография лишается размытия.

— Супер телеобъективы


Сверхдлиннофокусная оптика обладает фокусным расстоянием, превышающим 300 мм. Такие объективы отличаются большим весом и серьезной стоимостью. Применяются они, в первую очередь, там, где нельзя подойти к объекту съемки на достаточно близкое расстояние. В частности, при съемке диких животных, которые при фотографировании вблизи могут просто убежать из-за одного неловкого движения фотографа.


Кстати, самый большой на сегодняшний день телеобъектив был изготовлен компанией CarlZeiss, он имеет фокусное расстояние 1700 мм и запредельный вес в 256 килограмм. Этот уникальный телеобъектив был выпущен в единственном экземпляре для одного любителя съемки мира живой природы с больших расстояний.

Особенности телеобъективов

Телеобъективы отличаются от другой оптики отнюдь не только тем, что они способны приближать удаленные объекты. Одна из ключевых особенностей телеобъектива состоит в том, что он имеет малый угол зрения, вследствие чего относительные размеры и расстояние для близких и дальних объектов нормализуются. То есть применение длиннофокусной оптики позволяет добиться такого эффекта на фотоизображении, при котором ближние к камере объекты кажутся по своим размерам примерно равными удаленным. Все дело в том, что когда угол зрения узок, удаленные объекты заполняют гораздо более весомую часть кадра.

На практике телеобъектив оказывает непосредственное влияние на перспективу. Нормализация относительных размеров ближних и дальних объектов съемки может использоваться фотографом для придания ощущения масштаба. Для усиления этого эффекта понадобится лишь отдалиться от ближайшего объекта съемки настолько, насколько это возможно и, соответственно, приблизить его телеобъективом, если это необходимо. Сокращение соотношения размеров объектов и дистанции между ними может быть выгодно для создания ощущения плотности или акцентирования на многочисленности предметов в кадре, однако чрезмерная нормализация относительных размеров может и испортить фотографию, сделав сцену слишком статичной, плоской и неинтересной.


Учитывая потрясающие возможности по приближению удаленных объектов и в то же время узкий угол зрения, при использовании длиннофокусной оптики следует четко выбирать качество содержания кадра. Другими словами, необходимо проявлять определенную избирательность. Телеобъектив может идеально запечатлеть простую, но хорошо сфокусированную композицию. Например, при съемке дикой природы можно приблизить животное небольшого размера, которое находится далеко, точно передавая в кадре его форму и уделяя особое внимание различным мелким деталям. Применяя мощную длиннофокусную оптику, можно снимать не только диких животных в их естественной среде обитания, но и такие опасные и масштабные явления природы, как извержение вулканов.


Следующая особенность телеобъективов – они уменьшают глубину резкости при неизменной дистанции фокусировки. Важно подчеркнуть, что сами по себе телеобъективы не отличается меньшей глубиной резкости. При использовании длиннофокусной оптики фотографы чаще всего значительно сильнее увеличивают объект съемки, чем, например, с применением более широкоугольных объективов. То есть они обычно не удаляются от предметов съемки, вследствие чего заполняют кадр сильнее, что приводит к уменьшению глубины резкости.

Учитывая эту особенность телеобъектива, а так же то обстоятельство, что удаленные объекты не в фокусе визуально кажутся значительно больше, что усиливает их размытие, существенно возрастает необходимость в достижении предельной точности фокусировки в выбранной точке. Малейшая ошибка в фокусировке при использовании телеобъектива может привести к размытию отдельных деталей фотоизображения. В большинстве случаев, применяя длиннофокусную оптику, лучше задействовать для фокусировки центральную точку, а затем скорректировать композицию кадра по своему усмотрению, не беспокоясь об изменении дистанции фокусировки. Касаясь темы фокусировки, стоит отметить, что на светосильных длиннофокусных объективах фокусировка, так или иначе, связана с перемещением массивных линз. Это, разумеется, несколько уменьшает скорость и точность автоматического наведения на резкость.

Чтобы исключить размытие фотоизображения при использовании камеры с громоздкой длиннофокусной оптики, необходимо обязательно использовать штатив. Однако снимать с рук также возможно. Только для минимизации размытия кадра, вызванного дрожанием рук, потребуется либо сократить время выдержки по мере увеличения фокусного расстояния, либо стабилизировать каким-то образом положение фотоаппарата в пространстве. Чаще всего при съемке с рук приходится задействовать и тот и другой способ.

Для сокращения выдержки Вам нужно шире открыть диафрагму или повысить значение чувствительности ISO в настройках цифрового фотоаппарата. Будьте аккуратны – повышение чувствительности ISO увеличивает вероятность возникновения шумов на фотографии, а раскрытие диафрагмы, в свою очередь, уменьшает глубину резкости. Стабилизировать же камеру при съемке с рук можно прислонив свое тело или сам телеобъектив к какому-либо неподвижному объекту, например, к стене или дереву. Так же можно попробовать снимать сидя, придерживая телеобъектив одной рукой.

Съемка на телеобъектив — пейзажи, портреты, архитектура и макросъемка

Помимо съемки спортивных соревнований и быстродвижущихся объектов, телеобъективы применяются во многих других жанрах. Например, в пейзажной фотографии. В принципе, для съемки пейзажей, как известно, больше подходят широкоугольные объективы, поскольку они преувеличивают ощущение глубины, в то время как телеобъективы сжимают. Тем не менее, телеобъективы находят широкое применение в пейзажной фотографии.


В частности, они используются для съемки композиций, состоящих из нескольких планов на различных расстояниях. На ближнем плане могут размещаться деревья или дома, далее будут идти отдаленные склоны холма, а на заднем плане оказывается голубое небо. Также длиннофокусную оптику выгодно использовать при съемке в тумане или атмосферной дымке, поскольку удаленные объекты будут казаться на фотографии более близкими. Ко всему прочему, дождь, снегопад или туман будут выглядеть на снимке более плотными, чем при использовании обычной широкоугольной оптики.

Телеобъективы можно применять и для панорамной съемки, то есть для создания панорам из нескольких кадров, «склеенных» между собой. Обычно для этих целей опять-таки используются широкоугольные объективы. Однако при съемке с какой-либо высокой точки с помощью телевика можно обеспечить превосходную детализацию панорамных фотоизображений с расширенным горизонтом. На них можно будет рассмотреть отдельных людей, автомобили и деревья вплоть до мельчайших деталей. Склеив вместе множество отдельных фрагментов, можно, тем самым, объединить высокое разрешение, обеспечиваемое крупным масштабом фотографирования, и широкий угол зрения для получения великолепных, детализированных панорам.

Длиннофокусная оптика отлично подходит для съемки архитектуры, поскольку она позволяет передать на фотографиях пространственные соотношения между различными элементами сооружения. Если использовать для фотографирования зданий или сооружений широкоугольную оптику, то подходящая дистанция съемки будет примерно сравнима с характерными размерами здания. Однако в этом случае неизбежно будут возникать перспективные искажения, которые зачастую не позволяют правильно передать архитектурные формы. Лучше отойти с телеобъективом на большее расстояние от объекта съемки. Правда, при этом возникает риск попадания в кадр посторонних объектов, но зато здания и сооружения, запечатленные с помощью длиннофокусной оптики, выглядят на фотографиях гораздо более естественно и натурально.

В портретной фотосъемке телеобъектив обеспечивает минимальное искажение пропорций лица модели и хорошее отделение его от фона. Задний план или фон, находящийся вне зоны резкости, размывается. Изображение же лица или фигуры модели будет запечатлено в естественных пропорциях. Плюс к этому, использование длиннофокусной оптики при съемке портрета позволяет фотографу отойти на достаточную дистанцию от портретируемого, и одновременно предоставляет ему возможность более гибко управлять глубиной резкости.


Фокусное расстояние 112 мм. Диафрагма 5.6

Наконец, благодаря превосходной детализации и возможности фотографирования в довольно крупном масштабе телеобъективы могут применяться в макросъемке. Чем ближе будет находиться объект съемки к фотоаппарату, тем крупнее он получится на фотографии. Правда, в данной ситуации минимальная дистанция, на которую способен сфокусироваться тот или иной телеобъектив, будет выступать в качестве естественного ограничения максимально возможного масштаба съемки.

На самом деле телеобъективы можно применять в самых разных съемочных ситуациях для достижения тех или иных эффектов. Усвоить ключевые особенности и овладеть навыками работы с телеобъективом Вы сможете уже на практике. Так что вооружитесь длиннофокусной оптикой и фотографируйте как можно больше.

В профессиональном телевизионном производстве часто случается так, что и в студии, и на внестудийных съемках в поле, когда единственным способом, на который вы можете надеяться для того, чтобы получить эффективный кадр нужного предмета съемки, является использование теле-фото объектива.

Однако, у теле-фото объектива имеются также и некоторые недостатки.

Недостатки теле-фото объектива

Глубина может оказаться неестественно сжатой, при этом расстояние между передним планом и фоном фоне кажется гораздо меньше, чем на самом деле. Твердые предметы кажутся мелкими с "раздавленной" глубиной.

Удаленные объекты выглядят гораздо ближе и больше, чем при использовании нормальных объективов. Кажется, что предметы с увеличением расстояния до них зрительно не уменьшаются, как того следовало ожидать.

Любой движущихся по направлению к нам или от нас, кажется, тратит бесконечно длительное время на то, чтобы преодолеть совсем маленькое расстояние, даже если быстро бежит. На ипподроме, лошади скачут галопом по направлению к нам, но несмотря на все их усилия, кажется, что они проходят очень маленькое расстояние.

Портретная съемка

Когда теле-фото объектив используется для того, чтобы снимать объект в "фас", то предмет на экране или на снимке будет выглядеть намного короче, чем на самом деле. Например, большой нефтяной танкер может выглядеть так, будто его длина составляет всего несколько метров.

Если длиннофокусный теле-фото объектив используется для съемки крупных планов людей, которые находятся на значительном удалении, вы заметите, что их внешний вид будет неприятно плоским и контурность лица, как правило, уменьшится. Обнаружив это, не торопитесь искать мастера для ремонта, дело не в аппарате. Такие искажения - следствие выбора объектива. Помните, что описанный выше эффект может быть особенно заметен на кадрах, снятых с фронтального положения (анфас) или под небольшим углом поворота (три четверти лица).

Тонкости фокусных расстояний

С увеличением фокусного расстояния теле-фото объектива обращаться с камерами становится все сложнее. Даже небольшое движение камеры, вызванные тем, что ручная камера слегка качнется или тем, что камерная тележка проедет по неровному полу, приведет к появлению неравномерностей на изображении. Это – непростая работа следовать за быстро движущимися объектами, такими, как летящая птица, удерживая их в небольшом по размеру кадре теле-фото объектива и поддерживать кадр правильно отформатированным на протяжении всего маневра! Помимо трудностей с удержанием камеры, есть и дополнительные опасности, связанные с настройками фокусировки при малой глубине резкости!

При использовании теле-фото объектива трудно удерживать камеру неподвижно в течение длительного времени, поскольку даже мелкие дрожания могут быть вызваны дыханием, сердцебиением или мышечным утомлением. Порыв ветра может привести к катастрофе! Но удерживать в руках камеру длиннофокусным теле-фото объективомп рактически невозможно. Для того, чтобы сохранять устойчивое изображение при работе с теле-фото объективом, как правило, телевизионному оператору необходимо использовать штатив или другой вид опоры для камеры, а также обязательно включать блокировку головки панорамирования и наклона.

Погода имеет значение

В жаркую погоду, кадры удаленных объектов, снятые крупным планом с использованием теле-фото объектива, могут быть испорчены поднимающимся от земли маревом. Дифракция света создает общее мерцание, которое искажает картину и разрушает мелкие детали. Единственный выход в этой ситуации заключается в том, чтобы переместить является камеру ближе к объекту и использовать более широкоугольный объектив.