Подводная лодка "в степях поволжья". Скоро стало известно, что лодка прибыла с балтийского моря, где проходила службу и была списана

Невероятные факты

Каждый символ что-то означает и для чего-то предназначен. Мы видим их каждый день и даже не задумываясь, в большинстве случаев знаем, что они означают. Безусловно, они делают нашу жизнь проще.

Однако, мало кто из нас знает их происхождение и первоначальное значение. Ниже мы рассмотрим 10 всем известных символов и расскажем их историю.


Что значит знак сердца

10. Символ сердца



Символ в форме сердца известен во всём мире, и обычно он означает любовь и романтику. Но почему мы инстинктивно воспринимаем его как сердце, ведь он нисколько не похож на настоящее человеческое сердце?

Существует несколько теорий о том, откуда это символ появился и как стал таким, каким мы его знаем сегодня. Некоторые теории утверждают, что символ связан с всем известной частью человеческого тела. Чтобы понять, о какой именно части тела идёт речь, просто переверните символ. Однако, доказательств этой теории мало.


Другие полагают, основываясь на древних рисунках этого символа, что "сердце" есть ничто иное, как изображение листьев плюща, растения, связанного с верностью.

Ещё более правдоподобное объяснение приходит от ныне вымершего растения сильфиума. Когда-то оно в изобилии росло на небольшом участке побережья Северной Африки. Оно почиталось как греками, так и римлянами за свои целебные свойства, а также было средством контроля над рождаемостью.


Греческая колония Кирине, расположенная в регионе, который сегодня принадлежит Ливии, разбогатела благодаря этому растению и даже отпечатала его на своих монетах. На них мы и видим всем известный символ.

Однако, из-за небольшой области обитания растения и большого спроса на него, к первому столетию до нашей эры оно вымерло.


Ещё одна теория происхождения этого символа родом из средневековья. Основываясь на писаниях Аристотеля, где он описывает сердце, как нечто, имеющее три камеры и впадину, итальянский врач 14 века Гвидо да Виджевано сделал серию анатомических рисунков, на которых изобразил сердце именно в таком виде.

Это изображение сердца обрело популярность в эпоху Возрождения, оно всё чаще стало появляться в религиозном искусстве. Оттуда оно и пришло к нам, как символ любви и привязанности.

Символ Инь-Ян

9. Инь-Ян



Символ Инь-Ян глубоко укоренился в китайской философии, а также является ключевым элементом в даосской религии в Китае. Сегодня его можно найти повсюду. Его смысл также прост, как и сложен.

О концепции инь и ян впервые заговорили в 3 веке до нашей эры, когда появился интерес к философии. И инь, и ян – это и хорошее, и плохое, это две стороны одной монеты. Инь может превращаться в ян и наоборот. Точка, с которой начинается каждый знак, представляет собой потенциал, противоположное семя.


Инь – это женская сторона, в которой проявляются такие вещи, как темнота, вода, холод, мягкость, пассивность, север, трансформация, самоанализ, она даёт дух всему. С другой стороны, ян – это свет, горы, огонь, тепло, солнце, действие, движение, ян даёт форму всем вещам.

Даосизм верит в идею объятия обоих аспектов, чтобы во всём находить баланс. Чтобы понять, насколько сильна эта концепция в Китае, достаточно просто посмотреть на названия некоторых поселений.


Деревни на солнечной стороне долин и рек имеют такие имена, как Люян и Шиян, в то время, как те, которые расположились на противоположной стороне, носят имена подобные Цзяньгин.

Интересно, что Китай не был родиной инь-ян. Самая ранняя информация относится к использовании символа в доисторической культуре, занимавшей территорию части современной Молдовы, южной Украины и центральной Румынии.


Известная как Трипольская культура, это общество существовало в 5400 – 2700 годах до нашей эры. С символами инь-ян было обнаружено несколько предметов керамики той эпохи. Но так как письменного языка у них не было, мы не можем узнать, рассматривали ли они символ также, как китайцы, или это просто совпадение.

Значение символа Bluetooth

8. Символ Bluetooth



На первый взгляд нет никакой связи между этой беспроводной технологией и синим зубом (именно так переводится дословно с английского слово bluetooth). Но верите или нет, на самом деле связь есть.

Эта технология была изобретена ещё в 1994 году шведской телекоммуникационной компанией Ericsson. В соответствии с прошлым викингов в Швеции символ – это две руны, соединённые вместе. Руна Н и руна В, вместе они и образуют всем известный символ.


Но что общего у них с синим зубом? Это фамилия первого короля викингов Дании, Харальда Блотанда (Harald Blåtand). А шведское слово “blatand” в переводе означает «синий зуб». Харальд жил с 910 по 987 гг. нашей эры и за свою жизнь сумел объединить все датские племена, а позднее захватил и Норвегию, управляя ею вплоть до своей смерти.

Ему также приписывают и принятие датчанами христианства. Он сделал это больше по политическим и экономическим причинам, нежели по каким-то другим, что избежать движения Священной Римской империи на юг, а также сохранить своих торговых партнёров.


Происхождение его фамилии, Синий Зуб, является загадкой. Некоторые полагают, что возможно он любил ежевику, которая придавала его зубам синий оттенок. Однако, более правдоподобно звучащее объяснение заключается в том, что Синий Зуб – это фактически неверно истолкованные записи средневековых историков, и на самом деле его имя была больше похоже на "тёмный вождь".

Значение флага планеты Земля

7. Международный флаг планеты Земля



Во время каждой космической миссии сегодня используются разные национальные флаги в зависимости от того, какая страна её финансирует. Всё это хорошо, но астронавты, независимо от страны происхождения, "выступают" за планету в целом, а не за государство, давшее средства на полёт.

По этой причине был разработан флаг планеты Земля. Он состоит из семи белых переплетённых между собой колец на синем фоне. Кольца символизируют всю жизнь на нашей планете.


Однако, сам символ гораздо старше флага и более известен как "Семя Жизни". Он считается частью "Священной геометрии". Этот термин используется для обозначения универсальных геометрических узоров, часто встречающихся в природе. Семя Жизни имеет поразительное сходство с клеточной структурой во время эмбрионального развития.

Более того, Семя Жизни, также как и Большой Цветок Жизни, находили во многих местах мира. Самая старая находка была обнаружена в храме Осириса в Абидосе, в Египте, возрастом около 5000-6000 лет.


Подобный "дизайн" также использовался в буддийских храмах в Китае и Японии, в современной Турции, в Индии, по всей Европе, в Ираке и во многих других местах. Семя Жизни также играет важную роль в различных религиях. К примеру, в старых славянских религиях символ Семени Жизни обозначал солнце.

Что значит серп и молот

6. Серп и молот



Советский "серп и молот", возможно, один из самых узнаваемых политических символов, который стоит в одном ряду по узнаваемости с нацистской свастикой и американскими звёздами с полосами.

И хотя их смысл скорее всего прямолинеен, он может нести в себе скрытые сообщения. Молот может означать пролетариат (синих воротничков), а серп – крестьян. Вместе они являлись единством и силой советского государства. Однако, придумать эмблему было не так просто, как кажется.


С молотом ситуация была проще, так как он традиционно по всей Европе ассоциировался с рабочими. Со второй частью символа было посложнее, фигурировало несколько вариантов: молот был с наковальней, плугом, мечом, косой и гаечным ключом.

Интригует и сам дизайнер, Евгений Камзолкин. Он не был коммунистом даже в душе, а был глубоко религиозным человеком. Он был членом Общества Леонардо да Винчи, и как художник, в символизме разбирался очень хорошо.


Возможно, Камзолкин использовал серп и молот для передачи абсолютно другого сообщения, даже если его никто и не понял. К примеру, в индуистской и китайской культуре молот часто связывали с торжеством зла над добром. Серп в разных религиях ассоциировали со смертью.

Перед тем, как появилась коса, в средневековой Европе Смерть изображали с серпом, индуистские религии также изображали бога смерти с серпом в левой руке. Что именно имел ввиду Камзолкин, разрабатывая дизайн, никто не знает.


Все это домыслы, а правильный ответ никто так не спросил у дизайнера, который скончался ещё в 1957 году. Ключевым моментом в данном случае является интерпретация символа, потому что в зависимости от контекста, подобные эмблемы могут означать две абсолютно разные вещи.

Что означает знак пентаграммы

5. Пентаграмма



Сегодня этот символ ассоциируют с виккой (современное колдовство), сатанизмом и масонством. Но немногим известно, что пентаграмма гораздо старше любой из этих практик и используется с древних времён.

Пятиконечную звезду нашли еще на пещерной стене в Вавилонии, а древние греки полагали, что она обладает магическими свойствами. Предполагается, что пентаграмма – это путь, который Венера берёт на ночное небо по отношению к Земле в 8-летнем цикле.



Пентаграмма была даже печатью Иерусалима в течение некоторого времени, а в средние века она символизировала собой пять ран, которые получил Иисус во время своего распятия. Она также обозначала пропорции человеческого тела и пять его основных чувств.

Только в 20 веке пентаграмма начала ассоциироваться с сатанизмом, вероятно из-за того, что использовалась викканами. Ранее пять точек звезды представляли собой четыре стихии (земля, вода, воздух, огонь) и человеческий дух.


Однако, у викканов пентаграмма символизирует победу духа над четырьмя стихиями, в сатанизме же пятиконечная звезда ориентирована вниз. Это означает, что каждый человек в первую очередь материален.

Значение анархии

4. Символ анархии



Чтобы правильно понять символ анархии, нужно сначала знать, что такое анархия, и что она означает на самом деле. Анархия – это такая же политическая идеология, как демократия, монархия, олигархия, коммунизм или либерализм.

Она развивалась в Древней Греции наряду с демократией, и с древнегреческого это слово переводится как "без правителя". Это означает, что анархия – это не беззаконие и хаос, а скорее это общество с надлежащими к выполнению правилами и положениями, введёнными в действие, но без наличия авторитарного правителя.


Анархия развивалась еще активнее и стала более совершенной во время периода Французской революции в конце 18 века. В тот же период анархия получает свои негативные коннотации, потому что правящая элита по понятным причинам была против такого режима.


Тольятти, Технический музей ОАО "АвтоВАЗ". Здесь в качестве экспоната находится "Б-307" - самая большая дизельная подводная лодка ВМФ России. Габариты впечатляют: длина - 91 метр, высота - 14 метров, вес - 2 000 тонн. Установили субмарину 22 апреля 2005 года.



"Б-307" заложили на судостроительном заводе "Красное Сормово" в Горьком в начале марта 1980 года, а уже 30-го сентября спустили на воду. 30 декабря был подписан акт приема, лодка вступила в строй и началась боевая служба: Баренцево море, Средиземное, Атлантика и снова Северный флот. Свой боевой путь субмарина закончила в 2001 году в Кронштадте.


После списания она была выкуплена Волжским автозаводом. Интересно, что моряки сначала хотели подарить лодку музею, но вмешались федеральные власти - благородный порыв флота был расценен как разбазаривание гос. имущества. В итоге АвтоВАЗ купил подлодку за 768 тысяч рублей. Аналогичная лодка, купленная московским музеем, обошлась в 48 миллионов рублей.


При передаче лодки военные демонтировали часть оборудования, которое предполагалось использовать как запчасти для аналогичных субмарин: сняли перископы, средства радиосвязи, пульты управления.


Субмарина технического музея АвтоВАЗа транспортировали из Кронштадта в Тольятти целиком по решению заводского руководства. Ничего подобного в мире еще не случалось. Аналогичные субмарины, купленные другими музеями всегда перевозили по частям. Их разрезали, а потом, доставив, на месте сваривали и окрашивали.

Подготовка подводного корабля к транспортировке по внутренним водным путям проводилась на Кронштадтском морском заводе. Были выполнены работы для обеспечения непотопляемости, выгружен балласт и установлено 8 понтонов для обеспечения необходимой осадки. 3 ноября 2003 года подводная лодка "Б-307" с помощью двух толкачей отправилась из Кронштадта в Тольятти. Длина пути составила 2246 км. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра.

ПЛ Б-307 подходит к шлюзу на ВБК. Фото с rechflot-63

В порту Тольятти. Фото с rechflot-63

До весны следующего года лодка зимовала у берега, а по весне, вместе со льдом, самовольно ушла в Жигулёвское море. Уплыть далеко не дали - с помощью речных буксиров ПЛ вернули на место стоянки. Дальше начинался самый сложный этап - вывод подводной лодки из воды на берег и транспортировка ее на территорию технического музея. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м. Лодку тянули 9 военных тягачей БАТ, специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона.

Выход на берег. Фото с rechflot-63

После того как лодку вытащили на берег, она толком не охранялась. Соответственно, вандалы выломали и вывезли весь цветной металл, до которого смогли дотянуться.

2004 год. фото отсюда

Чуть больше года занял путь от Волги до места последней стоянки на территории музея. 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка "Б-307" была установлена на специально подготовленное основание на территории Технического музея ОАО "АвтоВАЗ". В июне 2016 года, внутрь ПЛ начали водить экскурсии.

Интересный факт: В 1998 году эта лодка участвовала в съёмках фильма "Особенности национальной рыбалки" в роли мини-субмарины. Именно в её баки егерь Кузьмич выливает контрабандную водку.

Шла она морем, шла она сушей. Преодолела реки и озера, магистрали и даже сточный канал. В общем, ровно 10 лет назад в Тольятти прибыла подводная лодка, чтобы занять место в Техническом музее ВАЗа - самом крупном в Европе музее под открытым небом.

История ее транспортировки удивительная. 2 года ушло на то, чтобы "пригнать" субмарину в Тольятти. Переправляли ее из славного города Кронштадт, где нашу подводную лодку Б-307 застал приказ об "отставке". Однако вместо того, чтобы отправиться в утиль, лодка отправилась в Технический музей: руководство АВТОВАЗа обратилось к командованию ВМФ с просьбой передать ее в Тольятти в качестве экспоната.

Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 года. Чтобы провести ее по водам страны, по бортам лодки установили пять пар понтонов. Два буксира т ащили ее через Ладожское, Онежское и Белое озера, через шлюзы Волги. Всего субмарина преодолела 2 200 км. После чего началось, возможно, самое сложное - доставить 2200-тонную "малютку" в музей, который, на секундочку, стоит не на берегу Волги. Соорудили специальный настил (так называемые "лыжи"), на который лодка была установлена. Буксировали по суше с помощью больших артиллерийских тягачей и эвакуаротов танков. Но прежде, чтобы вытащить лодку на берег и поставить ее на "лыжи", потребовалась углубить дно Волги и "срезать" уклон береговой зоны. На своем пути лодка преодолела дорожную магистраль и канал сточных вод.

Наконец, 22 апреля в 15.20 субмарина по имени "Б-307" встала на свое нынешнее место в Техническом музее ВАЗа. Под катом я разместила фотографии, иллюстрирующие историю непростого пути лодки из Кронштадта в тольяттинский музей. Фото предоставил сам музей. Они в небольшом разрешении, но на это стоит посмотреть.




Понтоны по бокам для нужной усадки

Одна субмарина, два буксира

Сооружают настил



Изначально на лодку были большие планы. Предполагалось привести ее в порядок, чтобы водить внутри нее экскурсии. Увы, до сих пор этого пока так и не случилось. Но надежда есть. В настоящее время готовится проект развития Технического музея (сегодня он называется Парковым комплексом). По предварительной информации, развитие затронет и подводную лодку. Директор музея Дмитрий Никитин в конце прошлого года говорил, что открытие субмарины для посещений является первоочередным проектом. При этом в ней предполагается открыть небольшой кинотеатр для показа образовательных фильмов и учебный класс для юный моряков.П


Как транспортировали подводную лодку Б-307 из Кронштадта в Тольятти:

Дизель-электрическая подводная лодка Б-307 была построена в 1979 году на заводе "Красное Сормово" по проекту 641Б(главный конструктор З.А.Дерибин). Подобные лодки строились с 1973-1982 гг. Длина: 91 метр, высота: 14 метров, вес - 2 000 т.Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18.«Б-307» - самая большая дизельная подводная лодка в составе Военно-морского флота Российской Федерации.Вооружение: 24 торпеды и 32 противолодочные мины. Время автономного плавания до 90 суток. Срок боевого дежурства «Б-307» в составе Краснознаменного Северного флота составил 22 года.В 2001 году субмарина была подготовлена к списанию и передаче техническому музею ОАО «АВТОВАЗ ».


Подготовка субмарины к транспортировке по внутренним водным путям проводилась на Кронштадтском морском заводе. Проведена конвертовка судна для обеспечения непотопляемости, лодка была тщательно загерметизирована,выгружен твердый(117 тонн) и жидкий (300 тонн) балласты, демонтировали ряд узлов, было установлено 8 понтонов для обеспечения требуемой осадки(3.25 м).Подготовка лодки к переходу из Кронштадта в Тольятти шла несколько месяцев.3 ноября 2003 года подводная лодка Б-307 с помощью двух толкачей ОТ-2443 и ОТ-2444 отправилась из Кронштадта в Тольятти. Весь путь составил 2246 км. На понтонах с помощью двух буксиров «Б-307» начала свой долгий путь в Тольятти из Финского залива по Неве. За одну ночь эшелон длиной около ста сорока метров прошел все восемь мостов Санкт-Петербурга. Столь же успешно эшелон прошел Ладожское,Онежское и Белое озера, Рыбинское водохранилище.

ПЛ Б-307 проходит Волго-Балтийский канал

ПЛ Б-307 подходит к шлюзу на ВБК

ПЛ Б-307 на Ладожском озере

Перед транспортировкой по суше подлодки пришлось перезимовать.
16 января 2004 года, пасмурная погода, метет снег. После ряда неудачных попыток и в связи с упущенным временем, было принято решение вытащить на берег хотя бы сани волокуши.

Первая зимовка подводной лодки, купленной АвтоВазом, для Тольяттинского Технического музея

Самым сложным этапом стал вывод подводной лодки Б-307 из воды на берег и транспортировка ее на территорию технического музея. Для установки субмарины на настил, выполненный из стального листа 91 метра с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки, провели дноуглубление Волги на величину осадки корпуса.Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м.Для буксировки лодки использовались системы из блоков, соединенных прочными канатами(полиспасты), лебедок и больших артиллерийских тягачей(путепрокладчики БАТ-2, БРЭМ-1, БТС-4).





Ноябрь 2004 Тольятти. Подъем ПЛ Б-307 на берег при помощи армейских тягачей и лебедок, для последующей транспортировки в технический музей