Композиционный элемент древней аттической комедии словесный спор. Лекция: Происхождение древнегреческой комедии

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса.
Член Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Сергей Ситников родился 18 января 1963 года в городе Кострома. Окончив школу получил педагогическое образование на историческом факультете Костромского педагогического института. После окончания ВУЗа Сергея Константиновича призвали в армию. По возвращении в 1987 году Ситников начал работать в Костромском областном совете ВЛКСМ на должности секретаря, где проработал вплоть до 1991 года.

В 1991 году Ситников работал редактором молодежной газеты «Молодой ленинец». Немного позже издание переименовано в соответствии с требованиями нового времени, получив более современное название «Молодежная линия».

Являясь активным общественно - политическим деятелем, а также имея в арсенале педагогическое образование, в 1992 году Сергей Ситников получил должность главы комитета по делам молодежи, семьи и детства Костромской областной администрации. После того как на пост губернатора назначен Владимир Шершунов, Ситников сохранил свое место в комитете и проработал на этой должности до 1998 года.

В 1998 году Ситников занял руководящий пост директора костромской государственное телевизионной компании. За четыре года пребывания на посту Сергей Константинович смог вывести компанию на новый, профессиональный уровень: значительно увеличился объем финансирования, повысилось качество выдаваемого в эфир контента.

Значительный карьерный рост ждал Ситникова в 2002 году, когда назначили главой государственной телевизионной компании «Янтарь» в Калининградской области, а также, по совместительству, заместителем генерального директора Санкт-Петербургского радио «Балтика». При этом Ситников не оставил свой пост руководителя Костромской ГТРК.

В 2004 Сергей Константинович стал руководителем Санкт-Петербургского медиа-холдинга «Балтийская медиагруппа», в состав которого вошли издания «Вечерний Петербург», «Смена» и «Радио Балтика». За время правления холдингом Ситников стал одним из организаторов Всероссийского фестиваля православного телевидения «Семья России».

Через год Сергей Константинович начал политическую карьеру, выдвинувшись в депутаты областной думы Костромской области по партийному списку «Единой России». Работа в областной думе началась с вхождения в Комитет по регламенту. В 2007 году Ситников вынужден сложить депутатские полномочия в связи с назначением на должность заместителя главы Россвязьохранкультуры. Новая должность предполагала немедленный переезд в Москву.

В 2008 году служба преобразована в новое ведомство: Россвязькомнадзор. После реструктуризации заместителем главы по-прежнему значился Сергей Ситников. Уже через несколько месяцев ведомство претерпело новые изменения. Указом Дмитрия Медведева Россвязькомнадзор снова переименован, на этот раз в Роскомнадзор.

В декабре 2008 года Ситников занял пост главы Роскомнадзора. Это назначение вызвало широкий резонанс в прессе, ведь раньше надзор в сфере массовых коммуникаций предполагал преимущественно технический контроль. Сергей Константинович с его опытом управления медиахолдингом являлся профессионалом в другой отрасли: в сфере медиаконтента.

В 2009 году Ситников упоминался в прессе как борец за сохранение конфиденциальности личных данных. Во время его руководства ведомство вело активную борьбу с сайтами, которые занимались распространением личной информации о гражданах России.

Руководитель ушел из Роскомнадзора в 2012 году, в связи с тем, что губернатор Костромской области Игорь Слюняев досрочно отправлен в отставку президентом Дмитрием Медведевым. На освободившуюся должность оказалось несколько кандидатов, но президент выбрал Ситникова.

Чтобы кандидат смог приступить к своим новым обязанностям, решение президента должно получить одобрение депутатов областной думы. Депутаты поддержали кандидатуру, и 28 апреля 2012 года Ситников официально вступил в полномочия руководителя Костромской области.

Накануне выборов в мае 2015 года Ситников обратился к Владимиру Путину с просьбой подписать его отставку для участия в предстоящих сентябрьских выборах. Президент отставку подписал, назначив Сергея Константиновича временным управляющим областью. По результатам выборов набрал 65,62% голосов избирателей и вторично занял пост губернатора.

В 2016 году губернатор вел активную работу по улучшению уровня жизни граждан Костромской области. Большое внимание уделял развитию инфраструктуры и строительству дорог. В частности, отремонтирован важный отрезок дороги от границы Кадыйского района до города Макарьев. Занимался налаживанием торгово-экономических связей с другими субъектами России.

Персона известная. Он много лет трудился на административных должностях, его поддерживает немало костромичей, он много сделал для своего региона. А вот о частной жизни чиновника известно немного, в то время, как широкой публике всегда интересно, как живется их руководителю. Расскажем о том, как Сергей Ситников пришел на губернаторский пост и как складывался его жизненный путь.

Ранние годы

Родился будущий губернатор Сергей Ситников 18 января 1963 года в Костроме. О своем происхождении, родителях и детстве он никогда публично не говорит. Кострома, старинный русский город, раскинувшийся на двух берегах Волги, в годы его детства была типичным советским городом. И можно предположить, что детство Сергея было совершенно таким же, как у миллионов советских мальчишек.

После школы Ситников поступает в педагогический институт им. Н. А. Некрасова, на исторический факультет. И в 1986 году получает диплом по специальности «учитель истории и обществоведения». Еще в студенческие годы он начал заниматься общественной работой и хорошо зарекомендовал себя. Однако после института он не отправился на работу в школу, как того требовало распределение, а пошел служить в Вооруженные силы СССР.

Начало профессионального пути

После демобилизации Сергей Ситников решил продолжить свою комсомольскую деятельность и пришел на работу в областной райком ВЛКСМ. Сначала он занял должность инструктора, а затем возглавил идеологический отдел, в итоге дослужился до секретаря областного комитета комсомола по Костромской области. В 1991 году коммунистический союз молодежи распустили, и Ситников меняет сферу деятельности. Он переходит на работу в редакцию газеты «Молодой ленинец», которая почти сразу была переименована в «Молодежную линию». По сути, Ситников продолжал уже хорошо известную ему работу с молодежью, только в новом ракурсе. Работа в комсомоле и в газете дала возможность Сергею наработать немало полезных связей, которые пригодятся ему впоследствии.

Работа в администрации

В 1992 году в Костромской областной администрации создается комитет по делам молодежи, семьи и детства. Губернатором тогда был Валерий Арбузов, он был знаком с Ситниковым по партийной линии. Поэтому, когда возникла необходимость найти «своего» человека для управления новой структурой, он вспомнил о знакомстве. Сергей возглавил Комитет, в то время ему было всего 29 лет, это была значительная должность для такого молодого человека. Работа была ему хорошо знакома и привычна. На этом посту Сергей запомнился тем, что организовал большой Фестиваль авторской песни в честь 20-летия клуба самодеятельной песни. На этом месте Ситников проработал 6 лет, он сохранил свою должность даже после того, как в области сменился губернатор.

Телевидение и радио

В 1998 году Сергей Ситников (Кострома) продолжил работать на «идеологическом фронте», он возглавил местную телерадиовещательную компанию «Кострома». На этом месте он проработал 4 года. Ничем особенным на этом посту Ситников не запомнился, но, очевидно, работу свою он выполнял хорошо. Потому что в 2002 году он становится руководителем телерадиовещательной компании в Калининграде. Это был первый «выезд» Ситникова за пределы Костромской области. Такое назначение означало, что он вырос до топ-менеджера российского значения. Через два года эту его квалификацию подтвердило новое назначение, на этот раз в Санкт-Петербург, его назначили заместителем генерального директора радиостанции «Балтика». Но в 2005 году Ситников вновь возвращается в Кострому. На этот раз он вновь возвращается в свой кабинет и становится директором ВГТРК «Кострома». Но Сергей Ситников уже явно перерос эту должность, ему нужно было двигаться дальше и вверх.

Работа в Правительстве

В 2005 году Ситников принимает участие в выборах в областную Думу 4-го созыва по спискам партии «Единая Россия». В Думе он работал в Комитете по регламенту и этике. Но до конца своего срока в Думе он не проработал. В 2007 году он отправляется в Москву, где занимает должность заместителя руководителя Федеральной службы, занимающейся надзором за СМИ и охраной культурного наследия. Ситников говорил, что у него не было возможности отказаться от этого назначения. В 2008 году происходит реформирование данной структуры, в результате чего появляется два новых комитета. Ситников становится замом руководителя Россвязьнадзора, контролирующего деятельность СМИ. В декабре 2008 года Сергей занимает кресло своего начальника и возглавляет Россвязьнадзор. Работая в этом качестве, он входит в большое число различных комиссий, в том числе в конкурсную комиссию по телерадиовещанию и в комиссию по радиочастотам.

Губернатор

13 апреля 2012 года жизнь Сергея мгновенно и радикально изменилась. Президент Д. Медведев досрочно отправил в отставку по собственному желанию тогдашнего руководителя Костромской области Игоря Слюняева. И новое назначение получает Сергей Ситников. Губернатор оставил Сергею не очень хорошее наследие, область нуждалась в сильном руководителе, хорошо знающем регион. Ситников прекрасно знал область, у него были хорошие отношения с элитами, да и народ воспринимал его, как своего. Уже 28 апреля его утвердили в должности губернатора. В 2015 году Ситников подает президенту прошение с просьбой о досрочном прекращении его полномочий. Но это не означало, что он не хотел больше быть губернатором. Просто это был ход, который якобы позволял сэкономить предвыборные бюджеты, а на деле позволял ему получить эту высокую должность еще на 4 года в результате выборов. В сентябре 2015 года Ситников победил в выборах, набрав более 65% голосов. Губернатор Ситников достаточно редко фигурирует в материалах федеральных СМИ. Он стареется решать местные проблемы, хотя всего задуманного сделать не удается. У региона сегодня есть проблемы с исполнением местного бюджета, но губернатор пока уверенно сохраняет доверие избирателей и Президента.

Отношение электората

Глава региона - это такая должность, которая почти всегда становится объектом критики и не всегда обоснованной. Редкое исключение - коренной костромич Сергей Ситников (губернатор), отзывы местного населения о котором преимущественно выдержаны в положительном ключе. В конце 2016 году социологический опрос местных жителей в Костроме показал, что большинство избирателей положительно оценивают его деятельность. Он не был замечен ни в каких крупных коррупционных скандалах, умеет налаживать отношения с Кремлем и с местной элитой. Костромичи считают, что сейчас Ситников - это лучший выбор для области.

Инициативы и высказывания

Сергей Ситников (Кострома), биография которого долгие годы была связана с работой СМИ, в 2009 году сделал резонансное заявление. Он сказал, что ответственность за комментарии читателей несут владельцы интернет-изданий, что они должны сами модерировать сайты или отвечать перед законом. А через полгода закрепил это требование приказом Роскомнадзора.

Награды

За свою карьеру Сергей Ситников получил несколько государственных наград, в том числе ордена Дружбы и «За заслуги перед Отечеством», несколько благодарностей и Почетных грамот.

Личная жизнь

Костромской губернатор Сергей Ситников (Кострома), личная жизнь которого так интересует широкую общественность, давно женат. Его супруга работает в системе здравоохранения в Костроме. У пары есть сын Константин, который окончил биологический факультет Костромского университета. Там же Костя нашел себе жену Ольгу. В 2012 году губернатор Ситников стал дедушкой, у него появился внук.

Сергей Ситников (Кострома), семья которого является запретной темой для СМИ, всегда тщательно оберегает свою личную жизнь от посторонних взглядов. Однако, в 2014 году Центр антикоррупционных расследований «Трансперенси Интернешнл» заинтересовался деятельностью губернатора и подал в прокуратуру заявление с просьбой оценить законность назначения сына Ситникова Константина директором и выделения ему бюджетных средств. Правозащитники подозревают, что губернатор помогал сыну скрыть неэффективное расходование средств. Прокурорская проверка длилась довольно долго, но в итоге было признано, что губернатор не нарушил никаких законов и не превысил своих полномочий.

Еще раз в поле зрения правозащитников Ситников попал в ходе расследования его связей со своими соседями. Губернаторская семья проживает рядом с семьей Шувариным и Андреем Кобозевым, которых подозревают в получении крупных госконтрактов от Костромской Думы и в финансовых аферах. Но доказательств снова собрать не удалось.

В 2015 году губернатор заявил, что в целях экономии сократит свою заработную плату, а также своих замов и некоторых подчиненных. Это должно было помочь сэкономить около 2 млн руб. И когда он подал декларацию о доходах, выяснилось, что действительно в 2015 году он заработал на 4,5% меньше, чем в предыдущем. Из дорогой собственности у губернаторской семьи имеется квартира, гараж, дом, два автомобиля и моторная лодка.

Сергей Константинович Ситников является членом Союза журналистов России. Он имеет чин действительного государственного чиновника РФ. В свободное время губернатор увлекается рыбалкой и охотой, а также автомобилями.

Комедия античная это посвященная Дионису культовая драма, исполнявшаяся хором и актерами. Все виды античной комедии (народной и литературной) имели стихотворную форму и исполнялись в сопровождении музыки; актеры и хоревггы носили маски. Существовали две исторически и типологически независимые формы литературной комедии : сицилийская и аттическая. Характер аттической комедии значительно менялся с течением времени, поэтому уже в древности различались три последовательные стадии: древняя, средняя и новая аттическая комедия. Народная южноиталийская комедия развивалась под преимущественным влиянием литературной аттической. Римская комедия создавалась и развивалась по образцу исключительно новой аттической комедии. От разных видов комедии в строгом смысле следует отличать другие драматические жанры, которые были «комическими» по своему духу, но не считались в Греции комедией, поскольку генетически не были связаны со строго определенными формами культа Диониса. К ним относятся сатировская драма (разновидность трагедии) и разнообразные, лишенные жанрового единства, малые диалогические формы, которые назывались мимами. Только в Риме, где греческие культовые и театральные формальности потеряли свой смысл, латинский мим стали рассматривать как разновидность комедии.

Сицилийская комедия

Сицилийская комедия известна уже в развитой форме по творчеству поэта Эпихарма (около 550-460 до н.э.) из Сиракуз. Сохранились фрагменты 40 его комедий, которые показывают, что первоначальной и главной темой сицилийской комедии было травестийное изображения мифов («Свадьба Гебы», «Пирра и Прометей», «Филоктет» и др.). Однако, как указывает Аристотель («Поэтика», V), Эпихарм и (практически нам неизвестный) Формий начали использовать «вымышленные», т.е. не мифологические сюжеты. Пример разработки чисто бытовой темы дает изображение парасита в пространном отрывке из комедии «Надежда, или Богатство», но и здесь, судя по названию, могли участвовать божества-персонификации. В некоторых фрагментах затрагиваются философские вопросы. Комедии Эпихарма написаны на дорийском диалекте ямбом.

Древняя аттическая комедия

С 487 года до н.э. в Афинах начинаются официальные состязания комических хоров. Первым известным по имени поэтом комедии был Хионид. Древняя комедия известна по творчеству самого позднего своего представителя, Аристофана, от которого сохранилось 11 комедий, поставленных в 425-388 до н.э. От других поэтов 5 век до н.э. (Кратин, Кратет, Евполид) дошли фрагменты. Древняя комедия открывается прологом, который, как и в развитой классической трагедии, перерастает в развернутую диалогическую сцену; далее следует парод, т.е. песнь, сопровождающая выход хора на орхестру. За пародом начинается агон, состязание двух главных персонажей; центральную часть комедии занимает парабаза, пространное выступление хора (исполняя парабазу, хоревты снимали маски). Парабазу окружает ряд слабо связанных небольших сцен, представляемых актерами, завершает комедию эксод, песнь, сопровождающая уход хора с орхестры. Парабаза представляет собой сложную мелическую композицию, построенную в основном по антистрофическому принципу; она не связана прямо с фабулой комедии и содержит посвященные разным злободневным вопросам декларации автора. Последовательно развивающийся сюжет не был важен для древней комедии. Согласно Аристотелю («Поэтика», V), связный комический «миф» (т.е. фабула) был впервые введен Кратетом (после 450 до н.э.) по примеру сицилийской комедии. Содержание комедии во многом определялось ее культовым происхождением: сцены обжорства, драки, эротические шутки, свойственные обрядам, связанным с культом плодородия, были обязательны вместе с бранью (инвективой), направленной против конкретных лиц. Начиная с «Поэтики» Аристотеля, эта личная брань рассматривалась, как необходимый элемент древней комедии. Часто изображались боги или традиционные, или божества-персонификации. Известны комедии, фабула которых была чисто мифологической, например: «Дионисоалександр» Кратина (после 430 до н.э.), в которой представлялся миф о суде Париса; мифологическими (хотя и вне традиционной мифологии) являются комедии «Мир» (421 до н.э.) и «Птицы» (414 до н.э.) Аристофана. Для древней комедии характерна аллегорическая (преимущественно политическая) трактовка мифов, что указывает на ее важную идеологическую роль в обществе, сознание которого опиралось еще в основном на мифологию. Комедии на «вымышленные» сюжеты были политическими памфлетами, а не бытовыми драмами, однако жертвами комедиографов становились не только политики, но и философы («Облака» Аристофана, 423 до н.э.), музыканты и поэты: нападки на трагиков и на соперников-комиков часто встречаются у Аристофана. Излюбленным мотивом была пародия на трагедию. Таким образом, комедия стала одной из первых форм литературно-художественной критики. Персонажи древней комедии карикатурны, если это реальные лица, то их характеры сужены и сведены к одной черте, выбранной поэтом для насмешки; этические проблемы в целом комедиографов не интересуют. Как и для других жанров греческой поэзии, для комедии были разработаны свои метрические правила. Основные диалогические размеры греческой драмы - ямбический триметр и трохеический тетраметр-трактуются в комедии во многом иначе, чем в трагедии, своеобразна и метрическая разработка хоровых партий; язык комедии был близок к разговорному. Комический хор состоял из 24 человек, число актеров могло доходить до пяти. Маски древней комедии были гротескны и безобразны, маски реальных лиц имели портретное сходство.

Средняя аттическая комедия

Средняя аттическая комедия условно датируется 404-336 до н.э. , представлена именами Платонакомика, Антифана, Аристофонта, Алексида; сохранность текстов очень плохая, но представление об этом периоде можно составить по поздним драмам Аристофана-«Лягушки» (405), «Женщины в народном собрании» (389), «Богатство» (388). Значительных структурных изменений нет, но появляются хоровые интермедии, разделяющие сцены комедии; и в дальнейшем это становится нормой. Политические темы утрачивают актуальность и исчезают; на их место приходит политическая утопия; обыденная жизнь изображается более реалистично. Миф интересует Аристофана или как аллегория, или как повод к пародии на трагедию, но у Платона и других поэтов встречаются мифологические названия. Излюбленной темой становятся насмешки над философами.

Новая аттическая комедия

В 330-е до н.э. аттическая комедия была радикально реформирована , и уже к 324 до н.э. относится первая комедия Менандра, признанного впоследствии лучшим представителем новой комедии. Благодаря открытию уже в 20 веке древних папирусных рукописей стали известны пространные отрывки из семи комедий Менандра, текст «Брюзги» (316 до н.э.) сохранился полностью. Другие значительные поэты новой комедии, действовавшие во второй половине 4 век до н.э. (Дифил, Филемон, Аполлодор), известны по фрагментам и по вольным подражаниям в римской паллиате. О позднейших представителях жанра сведений очень мало. Новая аттическая комедия ни по форме, ни по содержанию не является продолжением древней и представляет собой этическую «комедию характеров», образцом для которой были трагедии Еврипида. Структура новой комедии также в целом ориентируется на трагедию конца 5 века до н.э. Комедия состоит из пролога и эксода, за которым следует несколько актов, соответствующих эпизодиям трагедии и разделенных партиями хора. Хор не принимает участия в действии, во многих случаях поэт не писал текста для хора, но только «оставлял место» для него. Уже у Менандра представлено деление на пять актов, римские теоретики, начиная с Горация («Наука поэзии»), рассматривают такое деление как необходимое структурное требование комедии. Фабула должна быть сложной, но тщательно и последовательно выстроенной, при этом в известных ново-аттических комедиях (как и в римской паллиате) довольно точно соблюдаются принципы конструирования фабулы, сформулированные в «Поэтике» Аристотеля. Как и в поздней трагедии, краткое содержание комедии излагается в прологе. Фантастические и мифологические сюжеты в новой комедии не допускаются, боги возможны только как персонажи пролога. Темы - из обыденной жизни простых людей; и социальный статус персонажей также является первостепенным жанровым требованием. Однако главная задача и художественная цель новой комедии была не в натуралистическом изображении быта, а в поэтическом исследовании этических типов, которые в философии Платона и Аристотеля назывались этосами (ethos- «нрав»). Привычный нам смысл слова «характер» появился именно в новой комедии (Менандр, фрагмент 72). Действие рассматривалось, как внешнее проявление этоса; с каждым комическим характером соотносился ограниченный набор сюжетных ходов и ситуаций; внешний облик и речь персонажей должны были строго согласовываться с их характером. Художественный метод новой комедии во многом становится ясным благодаря сборнику этических очерков «Характеры», составленному учеником Аристотеля Феофрастом. Жесткий схематизм и стереотипность воспринимались в древности как достоинство, однако применять сюжетные и этические схемы поэт должен был с тонкостью, не преступая границ жизненного правдоподобия. Важным (для древних теоретиков - главным) отличием новой комедии от древней был полной отказ от личной инвективы. Комедия должна, развлекая, поучать зрителей, поэтому необходимым элементом комедии были сентенции. Сценическим представлением характера была маска с резкими, легко узнаваемыми чертами. Сохранились описания масок новой комедии, которые дает лексикограф 2 век н.э. Юлий Поллукс (Полидевк).

Южноиталийская комедия

В греческих городах Южной Италии были популярны выступления бродячих актеров-флиаков, считавшихся служителями Диониса. Флиаки представляли травестийные мифологические комедии или пародии на трагедии. Литературная обработка драмы флиаков была сделана Ринтоном из Тарента (3 веке до н.э.), который переделывал сюжеты трагедии в духе ново-аттической комедии. Такая драма называлась гиларотрагедия (от hilaros - «веселый»), римские теоретики выделяли жанр ринтоновой драмы (rinthonica). Единственный полностью сохранившийся текст - латинская комедия Плавта (3-2 век до н.э.) «Амфитрион», которая самим автором определяется как трагикомедия. Участие в действии богов и царей, необходимых персонажей трагедии, рассматривалось как важный жанрообразующий признак, отличающий ринтонову драму от обычной комедии, однако в остальном «Амфитрион» представляет собой типичную ново-аттическую комедию. Из коренных народностей Италии оски создали комедию, которая называлась ателлана. Во 2 веке до н.э. появилась ателлана на латинском языке.