Процесс воздействия и восприятия рекламы кратко. Восприятие


Ноябрь 9, 2015

Парни часто обсуждают свои отношения с друзьями. Одни могут посоветоваться, как поступить в той или иной ситуации, а другие могут полностью и в подробностях рассказать о своих отношениях. Но как же быть девушке? Как реагировать на такие действия парня? Об этом и поговорим.

Друзья и подруги конечно близкие люди. Но, сильно посвящать их в свою личную жизнь не стоит. Да в некоторой ситуации нужно посоветоваться, но не более. У нас ведь есть на плечах своя голова, а значит, сами можете принимать решения.

Чем меньше вы говорите другим о своих отношениях, тем они крепче.

Сразу скажу, о посвящении друзей в близкие отношения. Такого парня тяжело назвать мужчиной и скорей всего он не испытывает к вам серьезных чувств.

Мужчины — любители посплетничать. Они могут полностью обсудить свою жизнь с девушкой. Это может быть связано со многими чертами его характера. Поэтому, для того чтобы понять мужчину, мы рассмотрим почему он так себя ведет.

И так причины, почему парень обсуждает девушку с друзьями:

1. Хвастается. Действительно, мужчины хвастуны еще те. Особенно это проявляется, если у них нет своих личных достижений. Тогда лучшее, что есть в его жизни это вы — значит, о вас нужно рассказать.

2. Хочет, чтобы ему завидовали. Есть парни, которые говорят о своей девушке только хорошие. Они радуются, что девушка у них такая классная. А даже если и есть какие-то недостатки, то молчат о них. В такой ситуации девушке можно только позавидовать.

3. Не уверен. Если вам попался не уверенный в себе парень, то ничего удивительного в его поведении нет. Он просто не знает, как ему поступить и что делать. Потому он и советуется со своими друзьями. Хорошо если друг чистосердечно и добросовестно хочет помочь. Но бывают друзья, которые завидуют, и начинают с его помощью рушить отношения. Факт в том, что такие парни скорей всего будут советоваться до конца жизни. И вам фактически придется жить не с ним, а с его друзьями. Потому как они будут решать, как вам жить дальше.

4. Критикует. Парень может обсуждать ваши недостатки со своими друзьями. Он скорей всего боится сказать вам о них в лицо. Поэтому чтобы успокоиться и разрядится, он говорит о вас негативно. В итоге, в глазах его друзей вы выглядите не очень красиво.

А теперь рассмотрим, что же делать ели парень обсуждает вас с друзьями:

1. Если парень хвастается, то стоит посоветовать ему, хвастаться своими достижениями, а не тем, что вы у него есть. Ведь таким хвастовством он привлекает лишнее внимание посторонних людей к вашим отношениям, что в будущем может их испортить.

2. Желания парня видеть зависть других людей и быть в центре внимания тоже не приведет ни к чему хорошему. Потому как в круге его общения со временем появятся люди, которые захотят навредить вашей любви. А врагов я думаю вам не надо. Об этом и сообщите своей половинке.

3. С неуверенным и неопределенным парнем жить нелегко. Он не защищает вас от внешних угроз, а лишь подвергает опасности. У вас есть два выхода или же придать ему уверенности и поговорить о прекращении таких обсуждений или же терпеть такое поведение всю жизнь.

4. Если же парень критикует, то скорей всего он вам просто завидует. И это тяжело назвать любовью.

Мужчины действительно сплетники. Но они стараются обсуждать проходящих мимо девушек или чьи-то отношения, но никак не свои. Парни скромны в ответах о своей девушке. Они стараются сменить тему разговора. И это правильно ненужно вообще кого-то посвящать в свою личную жизнь. А тем более обсуждать свою девушку. Ведь если ты ее любишь, то значит, принял такую, как она есть. Ну а если принял, то наслаждайся тем, что она у тебя есть.

Для правильного восприятия рекламного объявления используют символы, способствующие принятию решения о покупке. «Символы - это все то, с чем стакивается потребитель: все, что он воспринимает любым образом» (Титоренко, 2012). Однако, символ в рекламном плакате, это не только логотип или графическая индентика, но и месторасположение самого плаката, освещение, обстановка вокруг.

В статье «10 принципов использования символов в маркетинговых коммуникациях» Титоренко рассказывает, что механизм восприятия у человека развивается с самого младенчества. В течение всей жизни человек накапливает опыт, который структурируется у него в сознании «по полочкам». И каждая такая полочка имеет свою эмоциональную окраску, память впечатлений и переживаний прошлого опыта. Эта эмоциональная составляющая и есть символьная информация, которая способствует формированию своего отношения к объектам или событиям. Таким образом, важнейшим рычагом влияния на принятие решений является пережитый опыт человека. Эмоции же заключаются в символы из-за легкости классификации в сознании. Учет положительных символов в рекламном сообщении позволяет повысить эффективность коммуникаций. Чтобы эмоциональная составляющая восприятия символа способствовала приобретению рекламируемого продукта, она должно пройти через сознательный и бессознательный уровни психики.

Как говориться в пословице: «Краткость - сестра таланта». Именно короткие коммуникации способные врезаться в память и пройти все уровни психологического восприятия. Для достижения определенного понимания сообщения нужно использовать символы, соответствующие необходимому для рекламной аудитории архетипу (Бочаров М.П.,2008).

Следует отметить: прежде чем прочитать рекламное объявление, человек тратить всего одну секунду, чтобы понять важность сообщения для него самого. Если потребитель решает уделить внимание данному объявлению, то следующие 3 секунды он рассматривает рекламу, начиная с левого верхнего угла, переходя в правый нижний угол и заканчивая в центре объявления. Таким образом, сумма потраченного времени на восприятие рекламы около 4 секунд. (Берман М. 2010).

При создании рекламного плаката всегда надо учитывать, что базовый уровень восприятия окружающего мира формируется с детства, и каждому человеку присуще те или иные потребности, при этом появляется тенденция к вычленению только той информации (и ее восприятие), на которую он настроен (Геращенко, 2008). Более того все усваивают информацию через восприятие собственного мира и оценку самого себя (Бочаров М.П.,2008). Например, известно, что реклама, где присутствует человек, уясняется легче и позитивней, так как происходит ассоциация с самим собою. Человеку свойственно обращать внимание только на детали, отвечающие нашим ожиданием и подходящие под наше мировоззрение, поэтому можно сделать вывод, что восприятие рекламного объявления у каждого свое (Годфруа Ж.,2005).

Под психологией восприятия подразумевается восприятие большинства, однако примерно до 5-8% потребителей неправильно поймут рекламное сообщение в силу своих психологических и личных особенностей. Чтобы избежать большего процента необходимо проводить тестирование в фокус группах и в глубинных интервью.

В силу личностный особенностей психологического восприятия одна и та же реклама оказывает различное воздействие на разных людей, поэтому при создании рекламы следуют точно уточнить сегмент целевой аудитории. Геращенко предлагает выделить несколько типов людей, которые создают основные типы восприятия (типичные половые и возрастные предпочтения):

· 65% женщин в возрасте 30-45 лет лучше воспринимают рекламу «ушами»; хорошо воспринимают словесную информацию о рекламируемом продукте, не акцентирую внимание на графическом оформлении изображения;

· 25% женщин того же возраста являются «визуалами» в сочетании с тактильными ощущениями; так же они предпочитают слово в качестве слогана.

· Дети с 7 до 12 и пожилые до 65 воспринимают рекламу и зрительно и на слуховом уровне, причем продублированную несколько раз;

· Пожилые люди с 65 лет воспринимают звуковую рекламу;

· Подростки-девочки воспринимают зрительную рекламу;

· 82% мужчин в возрасте 35-50 лет лучше воспринимают движущийся образ рекламируемого предмета; обращают внимание на текст, который дополняет изображение;

· 63% мужчин в возрасте до 35 лет воспринимают статичное изображение, могут не понять, о чем речь, поэтому предпочитают слово в качестве слогана.

Психология восприятия. Как уже говорилось, восприятие рекламы зависит от того, как человек воспринимает мир, основываясь на своих воспоминаниях, пережитом опыте и набору личностных качеств. Однако в психологии существуют 10 общих законов организации нашего восприятия (Годфруа Ж.,2005):

· Закон подобия. Восприятие как единого целого двух подобных друг другу предметов.

· Закон общности. Восприятие как одного объекта множество образов, движущихся с одинаковой скоростью.

· Закон близости. Восприятие как одного целого предметов, стоящих в близь друг к другу, и наоборот.

· Закон стремления к целостности. Незавершенный образ стремится к целостности. Пробуждает творческое восприятие потребителя, что вызывает у него удовлетворение от рекламы.

· Закон простоты и удобства. Незавершенный образ стремится к удобству и простоте его восприятия.

· Закон структурности. Отдельные элементы стремятся стать частью структуры, которая воспринимается ярче и сильнее.

· Закон исключения взаимовлияния. Деформация восприятия образов, расположенных друг за другом.

· Закон начала и конца. Из-за того, что мы читаем слева направо, вся информация должна располагаться также, однако образы, расположенные вначале, будут восприниматься лучше и сохраняться в памяти дальше, чем информация, находящаяся в правом нижнем углу.

· Закон выпадения из ряда. Элемент, выделяющийся из ряда остальных, запоминается лучше и дольше.

· Предметность - закономерность восприятия, в которой присутствуют четкие границы (теста, продукта, графических элементов).

· Целостность - особенность восприятия дорисовывать «недостающие» элементы. Ж. Годфруа пишет про «принцип заполнение пробелов, проявляющийся в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром» (Годфруа Ж., 2005, с223).

· Соотношение фигуры и фона - любое изображение человек неосознанно разделяет на фигуру и фон. «Самый важный из этих принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне» (Годфруа Ж., 2005, с224). Психологи считают, что возможно, это врожденная особенность структурировать сигналы таким образом, что то, что имеет для нас смысл, воспринимается на первом плане (Ваза Рубина, где фон может быть и черным, и белым).

Рациональное и эмоциональное восприятие. Восприятие человека функционирует на трех уровнях психики: рациональном, сознательно-бессознательном уровне, эмоциональном уровне. Только присутствие на всех трех уровнях психики позволит эффективно донести маркетинговую коммуникацию. (Титоренко М.Ю, 2012).

Карг Юнг же выделяет 4 уровня восприятия (Карл Юнг, 1991):

*Логическое;

*Образное (эмоциональное);

*Сенсорное (органы восприятия);

*Интуитивное (воображение).

Чтобы не запутаться в психологии восприятия, будем рассматривать восприятие рекламы на двух основных уровнях: рациональный (логика) и эмоциональный.

Благодаря современным технологиям ученым удается исследовать работу головного мозга. Стало известно, что логика (левое полушарие) включается чуть позже по сравнению с эмоциональной составляющей (правое полушарие). Таким образом, отправной точки для размышлений являются наши эмоции, которые были вызваны рекламным сообщением. Логика в своем роде является глубиной эмоций, которая ищет причину приобретения товара (Линдстром, 2010).

· Оформления заголовка, шрифт, его цвет, фон;

Необходимо отметить, что различия на вербальном и невербальном уровнях могут вызвать диссонанс в восприятии, и отторжение как от самой рекламы, так и от рекламируемого бренда.

Однако если дизайн рекламы все же смог привлечь внимание, то многоразовое повторения информации позволяет «внедрить» ее в уже существующую структуру знаний (Голберг Э., 2003). Эффективное восприятие рекламного объявления - это «протаптывание тропинок» в сознании, которые улучшают восприятие и узнаваемость бренда (Хит Р.; Юдина Н.В. 2014).

Эмоции и эмоциональная реакция оказывают сильнее влияние, чем рациональный подход, как на отношение, так и на поведение покупателей (Уэллс У., Мориарти С., Бернетт Дж.,2008). Существует мнение, что наличие сильной эмоциональной реакции - это результат бессознательного восприятия рекламы: эмоциональная реакция настолько сильна, что не достигает рационального осмысления, а постоянное повторение рекламы способно выработать «определенные рефлексы» (Геращенко Л, 2008).

Однако после нескольких знакомств эффект от рекламы снижается, и в течение 3-15 месяцев эффект от рекламы рассеивается на 90% (Tim Ambler, Demetrois Vakratsas, 1999).

В исследовательской работе Ambler и Vakretsas изучили более 250 статей и книг, установили, что эмоциональная реакция на рекламу может быть разбита на два типа: один из них приводит к созданию отношения к бренду, а другой - к формированию мнения о рекламе и выражения любви к самой рекламе. И положительное отношение к самой рекламе является важным в процессе создания мнения о бренде. Об этом же пишет и Батра Р. в своей книге «Рекламный менеджмент», описывая исследование, в котором было показано, что эмоциональная реклама способна не только создавать впечатление о новом товаре, но и улучшать уже созданное нехорошее отношение (БатраР. 2004). Логично, что положительные эмоции создают положительные мысли, которые в свою очередь снижают количество размышлений о необходимости самого товара. Положительные эмоции от рекламы вызывают доверие и симпатию к самому бренду, и наоборот (Юдина Н.В.).

У современного человека формируется клиповое мышление - широкие неглубокие познания, рассеянность, лучшее восприятие изображения, а не текста, ухудшение памяти. Время фиксации внимания стремительно сокращается: хватает одной секунды для формирования отношения к объекту (Юдина Н.В., 2014). Таким образом, чтобы привлечь внимание потребителя за доли секунды необходимо не только составить грамотный дизайн рекламного сообщения, восприятия которого ничем не затруднялось, но и использовать символьную информацию для воздействия на предыдущий положительный опыт потенциального потребителя. За счет того, что эмоции виляют сильнее, чем логика, эмоциональная положительная реакция на рекламу переносит положительные ассоциации и на рекламируемый бренд.

При современном темпе жизни люди уделяют секунду своего внимания, чтобы осознать, интересна ли для них реклама, представляющая тот или иной продукт. Если рекламное объявление будет оценено как интересное, то на его изучение потратят еще 4 секунды. Таким образом, всего за 5 секунд реклама должна обратить на себя внимание, заинтересовать, вызвать потребность и впоследствии решительность на действие, то есть покупку.

Из этой главы мы выяснили, что отправной точки для размышлений являются наши эмоции, которые могут быть вызваны рекламным сообщением. Логика в своем роде является глубиной эмоций, которая ищет причину приобретения товара (Линдстром, 2010). При сильном бессознательном восприятии рекламного плаката эмоциональная реакция настолько сильна, что не достигает рационального осмысления (Геращенко Л, 2008). Такое восприятие рекламного объявления может происходить при использовании грамотно подобранных графических элементов, так как цвет, шрифт, композиция. Цвет должен быть подобран в соответствии с рекламируемым продуктам и культурными особенностями предполагаемой ЦА. Основная функция шрифта - это быть читаемым и незаметным, однако при этом неправильно подобранный шрифт вызывает диссонанс во всем рекламном плакате. Композиция должна гармоничной и ритмичной, создавая баланс каждого компонента. Ведь у потребителя при возникновении положительных эмоций от самой рекламы, возникает симпатия и на рекламируемый товар.

Наивно полагать, что все потенциальные клиенты воспринимают рекламу одинаково. Это не так. Существует как минимум три группы, которые совершенно по-разному относятся к рекламным посылам. И то, что работает с одной аудиторией, может совсем не работать с другой. На эту тему проведено много исследований, разработано несколько классификаций и теорий.

Не вдаваясь в научные детали, остановимся на 3-х группах и расскажем о них более подробно. Это поможет вам определиться - кто ваша целевая аудитория и как с ней работать.

«Эмоциональная»

Представители этой аудитории доверяют эмоциям настолько сильно, что готовы сделать их главным критерием качества того или иного товара. Не беда, что в рекламе отсутствует логика или факты, для таких людей это вторично. Важно, чтобы рекламный посыл вызвал сильные эмоции у потенциального покупателя. «Зацепил» на уровне эмоций или мотивов. Такая реклама рассчитана на быстрые неосознанные покупки.

Такого телефона нет ни у кого! Эта новинка, которая выделит вас из толпы. Торопитесь купить!

Кто входит в ЦА?

Дети и молодежь. Женщины до 30 лет. Реже - мужчины до 40 лет.

Оптимально - давать яркие картинки по принципу «до» и «после», всячески стараться надавить на наиболее сильные эмоциональные рычаги: зависть, страсть, избранность и так далее.

«Логическая»

В отличие от любителей эмоциональных всплесков, ценители логики в рекламе достаточно чопорны и куда более пессимистичны. Если рекламный посыл не содержит четких логических цепочек, то эти люди останутся глухи к вашей рекламе.

Если вы купите этот телефон, вам не придется покупать часы, камеру и планшет. Преимущества трех изделий - в одном устройстве.

Кто входит в целевую аудиторию?

Женщины от 30 лет. Более половины мужчин. Как правило, с высшим техническим образованием. Пожилые люди.

Как воздействовать на таких покупателей?

Четко объяснять выгоды каждого конкретного предложения. Строить небольшие, но наглядные логические цепочки. Не стараться «брать на эмоции». Бесполезно.

«Цифровая»

Потенциальный клиент, который не верит ни логике, ни эмоциям. Его пища - цифры и факты.

Представителей этой аудитории становится с каждым годом все больше. Знаете, почему так происходит? Потому что современного человека сегодня буквально захлестывает «рекламный шум». Радио, ннтернет, уличная реклама, телевидение, даже любимые приложения в смартфоне постоянно «подсовывают» рекламу. Это немного напрягает, согласитесь?!

Естественно, люди стараются как-то сортировать информацию, очищают ее от маркетинговой шелухи. А для этого нет ничего лучше цифр. Они конкретны, правдивы и очень убедительны.

Вес - всего N грамм. Размер - N х N см. Бесплатная гарантия – N лет. В среднем на N% дешевле аналогов. Телефон с реальными преимуществами.

Кто входит?

Целевая аудитория очень разнородна, яркие представители - мужчины и женщины от 30 лет.

Как воздействовать на таких покупателей?

Обязательно использовать цифры. Если в тексте нет цифр (вес, цена, проценты и так далее), представители «цифровой» ЦА с большой долей вероятности не обратят на рекламу должного внимания.

Эпилог

Естественно, все три группы достаточно условны. Часто бывает, что человек в один период времени реагирует на эмоциональный посыл, а в другой - на логический.

Не обязательно придерживаться каких-то строгих правил. Например, никогда не будет лишним к цифрам добавить немного эмоций. А к логике - цифр. Данное нами разделение носит, скорее, общий характер и помогает понять мотивы ЦА.

Психология восприятия рекламы

Психологическое воздействие рекламы идет поэтапно. На этапе первом целью рекламы является привлечение к продукту внимания нужной аудитории. Далее идут процессы воздействия на возбуждения интереса и процесс убеждения потребителя сделать свой выбор в нужном для рекламодателя направлении. И, наконец, принятие решения.

Все этапы психологического воздействия рекламы между собой взаимосвязаны, и нарушение последовательности в этапах или исключение какого-либо из них приводит к тому, что человек рекламу уже не воспримет с нужной эффективностью. Первый этап рекламного воздействия связан с привлечением к предлагаемому товару внимания. В этом этапе главное использование контрастов, решение цветом, необычное изображение предметов, выразительность темы, оформление музыкальное. Хорошо разработанная реклама обычно основывается на оригинальной, свежей и продуманной хорошо идее. Вспомним, как рекламу воспринимает каждый из нас на телевидении, если вдруг в начале ролика рекламы взята популярная и нравящаяся лично вам мелодия. Это наше внимание обязательно привлечет. Такой рекламный ролик заставит вас прервать свои занятия и послушать или посмотреть предоставляемую информацию, т.е. он привлек ваше внимание. Первый этап восприятия рекламы был выполнен.

Следующий этап - восприятие информации в рекламе. На восприятие рекламы могут иметь воздействие множество факторов, причем как позитивно, так и негативно. Например: голос рекламирующего человека может понизить все впечатление о сообщении в рекламе, только на основании негативного его восприятия или несерьезности, хотя содержание рекламной информации представляет интерес. Рекламное объявление в газете может быть незамеченным среди прочих объявлений только из-за его маленького размера, хотя с точки зрения изображения графического и подачи текста выполнено оно на высоком профессиональном уровне. В зависимости от психологии каждого человека и восприятие рекламы будет происходить по-разному. Насколько будет воспринята реклама зависит от:

положения социального и материального;

образования;

его потребностей;

профессии и возраста.

И эти все факторы обязательно должны быть продуманны при разработке рекламы для соответствующего продукта.

Значение большое имеет процесс запоминания рекламы. Степень запоминания будет зависеть от повторения рекламного ролика или сообщения. Часто мы слышим, как говорят: "Одну и ту же рекламу показывают сто раз", или это раздражает нас самих. В этом случае нравится реклама или нет, хочешь или не хочешь, непроизвольно идет процесс запоминания рекламного сообщения. Возможно в какой-то ситуации, его придётся вспомнить и это повлечет за собой наш выбор, хотя реклама и не заинтересовала нас. В. Шефнер написал: "Словом можно убить. Словом можно спасти, словом можно полки за собой повести". Внушение это какого-то рода гипноз. Воздействие внушений в восприятии общем рекламы проявляется особенно эффективно, когда информация словесная сопровождается яркими, образными представлениями. Изучая нашу память, ученые доказали, мысленные или словесные внушения действенны наиболее тогда, когда они предельно кратки, просты, являются позитивными, жизнеутверждающие и по тону оптимистичные. Именно подход такой процессу убеждения способствует в том, что именно ваш продукт или услуга для потребителя лучше и принятию решения окончательного по приобретению.

Информация рекламная всегда должна быть предельно честной, реальности соответствовать, действительность не искажать, содействовать достижению назначенных целей, удовлетворять потребности людей <#"justify">ЦветСимвол зрительно-чувственного восприятия РасстояниеРазмерТемператураДушевное настроениеГигиеническое воздействиеЗеленыйдалекийуменьшаетнейтральный, очень холодныйочень спокойныйсвежийКрасныйблизкийувеличиваеттеплыйраздражающий, тревожный-Оранжевыйочень близкийувеличиваеточень теплыйувлекательный, возбуждающий-Желтыйблизкий-очень теплыйувлекательный, возбуждающий-Коричневыйочень близкий-нейтральный-грязныйФиолетовыйочень близкий-холодныйагрессивно тревожный, обескураживающий-

Интересно, что отношение к цвету свое в каждой стране, и существует даже своя национально-культурная специфика, которую нужно учитывать, занимаясь разработкой рекламной кампании на международном уровне. В Америке цвет красный ассоциируется с любовью, голубой - с верностью, желтый - с процветанием, белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, зеленый - с надеждой, а черный - символ сложности и чрезвычайной ситуации. В Австрии наиболее популярным является цвет зеленый, в Болгарии - коричневый и темно-зеленый, в Пакистане - изумрудно-зеленый, а в Голландии - голубой и оранжевый. В России цветом излюбленным всегда был красный, который испокон веку ассоциировался с богатством и любовью. До сих пор ключевыми цветами, украсившими российский флаг, остаются красный, белый и синий (символ чистоты и духовного совершенствования).

Чувство слуха также в жизни человека одно из главных. Вся жизнь человека протекает в мире звуков. Звуки прибоя, мелодии, речь - все это звуковые колебания. Плавные периодические колебания с отчетливой частотой волн характерны для музыкальных тонов. Шумы создаются неправильными, изменчивыми колебаниями. Они характерны для свиста, треска, шипения, дребезжания.

Слух и речь вместе представляют важное средство общения между людьми, они служат основой взаимоотношений в обществе. Восприятие мира с помощью слуха становится ярче и богаче. Звуки и музыка способны оказывать очень сильное воздействие на состояние человека. Еще Конфуций говорил, что музыка дает власть над людьми. Это можно применять как для положительных целей, так и для отрицательных. Первые исследования, о влиянии музыки на покупателей, были проведены в конце 1950-х годов в США. Выяснилось, что на музыку внимание обращают 70% посетителей магазинов. Причем половина из них отмечала, что подобранный удачно репертуар посещение магазина делает приятным и побуждает делать покупки. В первую очередь значение имеют громкость и темп. Быстрая музыка людей заставляет двигаться быстрее, что успешно применяют в своей работе фаст-фуды (например, McDonald"s). Музыка медленная, затсавляет, соответственно, людей замедляться (на примере тех же фаст-фудов: они медленную музыку включают, если в ресторане мало посетителей, чтобы присутствующих заставить провести в нем больше времени и возможно сделать заказ дополнительный заказ. Мелодия или смысловой ряд песни также вызывают у человека определенное настроение. Маркетологи установили, что звучание ненавязчивое духовых инструментов повышает объем продаж в винных бутиках, а музыка лирическая вызывает желание приобрести открытки и подарки.

Обоняние и вкус являются химическими чувствами, потому что их рецепторы реагируют на молекулярные сигналы. Хотя у человека и у большинства животных вкус и обоняние, развившись из общего химического чувства, стали независимыми, они остаются связанными между собой. Вкусовые ощущения очень важны и обеспечивают - в цепи других ощущений - нормальную жизнь организма. И. П. Павлов отмечал особое положение органа вкуса как пограничного аппарата, который своими концами соединяет две среды организма: внутреннюю и внешнюю. Он выполняет роль контролера, определяющего вкусовые качества пищи. Если закрыть глаза и заткнуть нос, мы не сможем отличить по вкусу картошку от яблока или красное вино от кофе. Для многих обоняние - чувство, которое рождаете большое количество воспоминаний. Во многих отношениях обоняние - самое таинственное наше чувство. Орган обоняния обнаруживает такие малые количества вещества, которые не могут быть открыты ни химическими реактивами, ни световым спектром. Точность аналитических весов - до 0,0001 г, а мы по запаху можем обнаружить вещество, количество которого в миллион раз меньше. У людей некоторых профессий очень развито обоняние. Особенной тонкостью оно отличается у химиков, аптекарей, пищевиков. Показания обоняния меняются. Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. У курящих острота обоняния ниже, чем у некурящих. Мы быстро привыкаем к запаху и спустя некоторое время перестаем его ощущать. Огорчения, волнения временно притупляют обоняние.

Многие замечали, что, хотя запах помогает воскресить в памяти событие, почти невозможно вспомнить сам запах, подобно тому как мы восстанавливаем мысленно образ или звук.

Запах и обоняние - явления гораздо более сложные и влияющие на нашу жизнь в большей мере, чем мы полагали до недавних пор, и можно думать, что ученые, занимающиеся этим кругом проблем, стоят на пороге многих поразительных открытий. Не исключено, что это станет новым словом и в рекламных технологиях.

Выводом изложенного материала можно сделать то, что свет, звуки, запахи очень важны для восприятия рекламных сообщений. Но все же важнее смысловой контекст для рекламных целей. А наиболее эффективным способом привлекать внимание потребителя является неординарные приемы, т.е. нечто новое для человека, что не совпадает с его предыдущим опытом, а вовсе не эффект цветовых пятен. Проблема здесь заключается в том, что с каждым человек с новым приобретенным опытом становится все менее восприимчив к рекламе, дважды или трижды отработанные приемы автоматически попадают в "спам-фильтр" нашего сознания.