Все римские цифры от 1 до 1000000 с переводом. Как написать римские цифры на клавиатуре

(G) 37.346667 , 126.522833 37°20′ с. ш. 126°31′ в. д.  /  37.346667° с. ш. 126.522833° в. д. (G) ) Итог Победа Японской империи Стороны Российская империя Японская империя Командующие Капитан I ранга В. Ф. Руднев Адмирал Уриу Силы сторон 1 крейсер ,
1 канонерская лодка 6 крейсеров,
3 миноносца Потери 1 крейсер, 1 канонерская лодка; убиты 1 офицер и 30 матросов; ранены 3 офицера и 70 матросов, контужено 15 матросов, еще около 100 человек легкоранены данные о потерях спорны

Обстановка перед сражением

Японский адмирал предложил сдаться, русские корабли сигнал проигнорировали.

  • 11 часов 45 минут .

Крейсер Асама с расстояния в 7 км первым выстрелил из 8-дюймового орудия, после чего вся японская эскадра открыла огонь. Кореец ответил огнём из правого 8-дюймового орудия фугасными снарядами, которые дали сильный недолёт. После нескольких выстрелов канонерская лодка прекратила огонь и вновь возобновила его, подойдя на достаточное расстояние к неприятелю. Огонь вёлся по крейсерам Асама и Такачихо из правого 8-дюймового и кормового 6-дюймового орудий.

  • 11 часов 47 минут.

Расстояние до японских крейсеров - 45 кабельтовых. На Варяге начали пристрелку и затем открыли огонь по неприятелю бронебойными снарядами с правого борта.

Одним из первых снарядов японцев, попавших в крейсер, разрушило правое крыло переднего мостика, при этом возник пожар в штурманской рубке и были перебиты фок-ванты. Погиб младший штурман - мичман граф Алексей Нирод, определявший расстояние; убиты или ранены все дальномерщики станции № 1. После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, причём недолетавшие снаряды разрывались при ударе об воду и осыпали осколками, а также разрушали надстройки и шлюпки.

Последующими выстрелами было подбито 6-дюймовое орудие № 3, причём вся прислуга орудия и подачи убита или ранена, одновременно тяжело ранен командир плутонга мичман Губонин, который продолжал командовать плутонгом и отказывался идти на перевязку пока не упал. Возник пожар на шканцах, который был потушен силами ревизора Мичмана Черниловского-Сокола; пожар был очень серьёзным, так как горели патроны с бездымным порохом, палуба и вельбот № 1. Возгорание произошло от снаряда, разорвавшегося на палубе, при этом подбиты: 6-дюймовые орудия № VIII и № IX и 75-миллиметровое орудие № 21, 47-миллимитровые орудия №№ 27 и 28. Другими снарядами почти снесён боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция № 2, подбиты орудия №№ 31 и 32. В рундуках жилой палубы распространился пожар, который вскоре удалось потушить.

  • 12 часов 5 минут.

При прохождении траверза острова «Yo-dol-mi» на крейсере была перебита труба, в которой проходили рулевые приводы. Одновременно с этим, осколками другого снаряда, разорвавшегося у фок-мачты и залетевшими в броневую рубку через проход, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие около него по обеим сторонам штаб-горнист и барабанщик, тяжело ранен в спину стоявший на штурвале рулевой старшина Снигирёв и легко ранен в руку ординарец командира квартирмейстер Чибисов.

Управление крейсером перенесено в румпельное отделение. При громе выстрелов отдаваемые в румпельное отделение приказания были плохо слышны, почему всё последующее время приходилось исправлять курс крейсера машинами. Крейсер плохо слушался руля на сильном течении.

Командир Корейца , опасаясь образовать вместе с Варягом единую цель для японских крейсеров, положил право руля на борт и дал малый ход. При этом лодка описала дугу в 270° и вновь стала в кильватер крейсеру, снова развив полный ход. Огонь с Корейца вёлся двумя орудиями: 8-дюймовым и кормовым 6-дюймовым (после разворота - левым 8-дюймовым орудием и кормовым 6-дюймовыми орудием, в конце боя только последним).

  • 12 часов 15 минут.

Желая на время выйти из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить возникавшие в разных местах пожары, Варяг начал поворачивать вправо машинами, так как крейсер плохо слушался руля. В виду близости острова «Yo-dol-mi» дал полный задний ход.

Крейсер поставило в невыгодное положение относительно острова в то время когда был перебит рулевой привод при положении «лево руля» около 15-20°.

Расстояние до неприятеля уменьшилось до 28–30 кабельтовых, огонь его усилился и попадания увеличились.

  • 12 часов 20 минут.

На Варяге сдвинулся с места котёл № 21, давший течь.

  • 12 часов 25 минут.

Появилась течь от пробоин в угольной яме № 10, через пять минут в угольной яме № 12.

После того, как крейсер полностью развернулся, снаряд большого калибра пробил левый борт под водою; в пробоину хлынула вода и 3-е кочегарное отделение стало быстро заполняться водой, уровень которой подходил к топкам. Были задраены угольные ямы, которые наполнились водой. Старший офицер со старшим боцманом подвели пластырь, вода всё время выкачивалась, уровень стал понижаться, но крейсер продолжал крениться на левый борт.

Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, которые были разрушены, пробита палуба и зажжена мука в провизионном отделении. После этого пробиты коечные сетки на шкафуте под лазаретом, причём осколки попали в лазарет; койки в сетках загорелись, пожар быстро прекращён. Серьёзные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему крейсер пошёл полным ходом на рейд, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями.

Варяг под огнём в бухте Чемульпо

Следом за русскими кораблями пошла японская эскадра, оставляя Yo-dol-mi к северу и на параллели этого последнего острова остановилась. . Дистанция до крейсера Асама во время преследования была около 30 кабельтовых.

Согласно вахтенному журналу крейсера Варяг :

«В продолжении боя одним из выстрелов 6" орудия № XII был разрушен кормовой мостик крейсера «Asama» и произведён на нём пожар, причём «Asama» временно прекратил огонь. Кормовая башня его по-видимому была повреждена, так как до конца боя больше не действовала.»

Повреждение кормового мостика таже отмечено в вахтенном журнале канонерской лодки.

  • 12 часов 40 минут.

При подходе крейсера к якорному месту огонь японцев стал опасен для иностранных судов, стоявших на рейде, они его прекратили и преследовавшие Варяг два крейсера вернулись к эскадре, оставшейся за островом «Yo-dol-mi». Огонь с Корейца был прекращён одновременно с японской эскадрой.

  • 12 часов 45 минут.

Снаряды перестали долетать до японских крейсеров, Варяг прекратил огонь.

  • Около 13 часов.

Кореец встал на якорь в 4 кабельтовых от острова So-Wolmi (Обсерватории), оставаясь в полной боевой готовности.

  • 13 часов 15 минут.

Подойдя к своему бывшему якорному месту, Варяг отдал левый якорь на траверзе крейсера Talbot на расстоянии от него около 1½ –2 кабельтовых. Был подведён второй пластырь, начались работы по исправлению повреждений, оставшаяся часть команды разведена по орудиям в ожидании возможного нападения неприятеля на рейде.

В течение часового боя выпущено снарядов: 6-дюймовых - 425, 75-миллиметровых - 470, 47-миллиметровых - 210. Всего - 1105.

После постановки на якорь иностранные суда, несмотря на свою готовность к уходу, немедленно прислали шлюпки с санитарами и врачами.

Разрушения

При осмотре крейсера кроме перечисленных повреждений оказались ещё следующие:

  1. Все 47-миллиметровые орудия непригодны для стрельбы.
  2. Ещё 5 орудий 6-дюймового калибра получили различные серьёзные повреждения.
  3. Семь 75-миллиметровых орудий повреждены в накатниках и компрессорах.
  4. Разрушено верхнее колено 3-ей дымовой трубы.
  5. Обращены в решето все вентиляторы и шлюпки.
  6. Верхняя палуба пробита во многих местах.
  7. Найдено ещё четыре подводные пробоины, а также много других повреждений.

Затопление

  • 13 часов 35 минут.

Капитан крейсера на французском катере отправился на английский крейсер «Talbot», где заявил что намерен уничтожить Варяг за полной его непригодностью. Он получил согласие на перевоз команды на английский крейсер.

  • 13 часов 50 минут.

Капитан вернулся на крейсер, где сообщил офицерам о своём решении, причём последние его одобрили. В то же время к крейсеру подошли шлюпки с французского, английского и итальянского крейсеров. Начали сажать на шлюпки раненых, а затем и остальную команду и офицеров.

  • 15 часов 30 минут.

Вся команда покинула крейсер. Старший и трюмный механики с хозяевами отсеков открыли клапана и кингстоны и тоже его оставили. Решение о затоплении крейсера принято вследствии просьбы иностранных командиров не взрывать судна, чтобы не подвергнуть опасности их корабли на узком рейде, а также и из-за того, что крейсер погружался всё больше и больше.

  • 15 часов 35 минут.

Команда Корейца отчалила от борта на спущенных шлюпках на французский крейсер Pascal . На лодке остались для взрыва добровольцы.

  • 15 часов 50 минут.

Командир со старшим боцманом, удостоверившись ещё раз, что все люди покинули крейсер, отчалили от него на французском катере, который ожидал их у трапа.

  • 16 часов.

Лодка Кореец взорвалась двумя последовательными взрывами кормовой и носовой крюйт-камер, переломившись по миделю.

Крейсер «Варяг» постепенно наполнялся водой и продолжал крениться на левый борт. Кормовая часть его была вся в огне.

  • 18 часов 10 минут.

Крейсер «Варяг» погрузился в воду, совсем положившись на левый борт.

Исход боя

Формально русский огонь был намного сильнее. За время боя, японцами было выпущено 28 - 8-дюймовых и 248 - 6/4,7-дюймовых снарядов. Русские ответили 22 - 8-дюймовыми и 452 - 6-дюймовыми снарядами. Из них все 22 - 8-дюймовых и 27 - 6-дюймовых выпущено Корейцем , а 425 - 6", 75 мм - 470, 47 мм - 210 (всего 1105) - Варягом .

По русским источникам, на двухтрубном крейсере были в ходе боя видны взрывы между труб. Крейсера Асама и Нанива после боя ушли в док для исправлений. Один из миноносцев был в ходе боя потоплен. После боя японцами были свезены в бухту А-сан 30 убитых и много раненых.

По японским сведениям попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели.

Не имея возможности продолжать бой, русские корабли вернулись в Чемульпо, где Варяг был затоплен, а Кореец взорван; затоплен также и русский пароход Сунгари . Экипажи кораблей приняты на иностранные корабли, а затем через нейтральные порты переправлены в Россию. Варяг получил одну большую подводную пробоину и несколько мелких, выведено из строя десять 6-дюймовых орудий, семь 75-миллиметровых, все 47-миллиметровые, повреждена третья дымовая труба, боевая рубка, разбиты шлюпки и вентиляторы, пробита во многих местах боевая палуба, повреждён фор-марс .

Потери экипажа Варяга - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На Корейце потерь не было, имелась небольшая пробоина выше ватерлинии в таранном отсеке осколком

В декабре 1902 года Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» Руднев пришёл уже опытным морским офицером. Он прошёл службу на 17 кораблях и командовал 10, был участником 3 кругосветных путешествий, одно из которых он проделал в качестве командира судна. В декабре 1902 года Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» Руднев пришёл уже опытным морским офицером. Он прошёл службу на 17 кораблях и командовал 10, был участником 3 кругосветных путешествий, одно из которых он проделал в качестве командира судна.




Обстановка на Дальнем Востоке ухудшалась. Япония усиленно готовилась к войне. Японцы добились немалого Превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи Обстановка на Дальнем Востоке ухудшалась. Япония усиленно готовилась к войне. Японцы добились немалого Превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи



Утром 27 января 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр- адмирала Сотокити Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны.1904 годаконтр- адмиралаСотокити Уриу Утром 27 января 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр- адмирала Сотокити Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны.1904 годаконтр- адмиралаСотокити Уриу


Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права. В. Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права. В. Ф. Руднев принял решение прорываться из залива.




Перед строем офицеров и матросов крейсера Руднев сказал: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть мы не сдадим крейсер и будем сражаться до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Помните, что выстрел должен нанести вред неприятелю.» Перед строем офицеров и матросов крейсера Руднев сказал: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть мы не сдадим крейсер и будем сражаться до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Помните, что выстрел должен нанести вред неприятелю.»


Японская эскадра преградила путь в открытое море. В 11часов 45 минут с крейсера «Асама», с 7000м, раздался первый выстрел, а затем вся эскадра противника открыла огонь. Всю силу огня японцы сосредоточили на «Варяге». Японская эскадра преградила путь в открытое море. В 11часов 45 минут с крейсера «Асама», с 7000м, раздался первый выстрел, а затем вся эскадра противника открыла огонь. Всю силу огня японцы сосредоточили на «Варяге».







Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, чтобы они не достались врагу. Моряки крейсеров вернулись на родину через нейтральные порты, где их восторженно встретил русский народ. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, чтобы они не достались врагу. Моряки крейсеров вернулись на родину через нейтральные порты, где их восторженно встретил русский народ.


Перед началом знаменитого боя английский коммодор Бэйли, знавший о состоянии механической части русского крейсера, предложил ему "интернирование под английскими флагами - как нестроевому, не способному участвовать в боевых действиях"(!). Японцы, обследовавшие затонувший "Варяг", были крайне удивлены. Инженер Араи доложил адмиралу Уриу, что вся его эскадра "целый час не могла утопить безнадежно неисправный корабль". Перед началом знаменитого боя английский коммодор Бэйли, знавший о состоянии механической части русского крейсера, предложил ему "интернирование под английскими флагами - как нестроевому, не способному участвовать в боевых действиях"(!). Японцы, обследовавшие затонувший "Варяг", были крайне удивлены. Инженер Араи доложил адмиралу Уриу, что вся его эскадра "целый час не могла утопить безнадежно неисправный корабль".

Подвиг крейсера Варяг

Историки до сих пор спорят о событиях 9 февраля 1904 г., (27 января по старому стилю), когда два русских корабля, блокированных в корейском порту Чемульпо японской крейсерской эскадрой, приняли неравный бой.

Почему «Варяг» с «Корейцем» оказались в напряжённейший момент вдали от главных сил? Почему они не помешали высадке японского десанта?
Почему быстроходный «Варяг» не пошёл на прорыв в одиночку?
Подвиг крейсера Варяг , как они там оказались?
В декабре 1904 г. в Корее началось восстание, направленное против иностранцев. Правительства ряда стран потребовали присылки военных кораблей с воинскими контингентами для защиты дипмиссий. В связи с этим командование направило в Чемульпо , который прибыл туда 29 декабря (по старому стилю) и приступил к выполнению обязанностей старшего стационера. В это время в порту находились также крейсер «Боярин», привезший туда десант, и канонерская лодка «Гиляк».

Отделка ходовой рубки крейсера Варяг

На следующий день «Боярин» ушёл в Порт-Артур, ещё через день за ним последовал «Гиляк». А 5 января 1904 г. (18.01 по новому стилю) в Чемульпо пришёл «Кореец», посланный для установления связи с русским посланником: телеграфное сообщение было прервано.
Так образовалась знаменитая теперь пара: «Варяг» и .

Канонерская лодка Кореец в Чемульпо, февраль 1904 года

Почему пришлось биться с японской эскадрой?
25-26 января на Дальний Восток стали поступать правительственные сообщения о войне с Японией.
Командир «Варяга» Руднев предложил посланнику в Сеуле Павлову эвакуировать миссию на своём корабле, «чтобы не оставлять крейсер в чужом порту в случае объявления войны». Посланник отказался: у него не было соответствующих указаний из министерства.
Утром 26 января 4-й боевой отряд контрадмирала Уриу Сотокити, сопровождая транспорты с войсками, подошёл к корейским берегам. Высадку адмирал назначил в Чемульпо.

В 15.40 26 января «Кореец» с депешами и иностранной почтой на борту поднял якоря, направляясь в Порт-Артур.
В 15.55 с его борта прямо по курсу увидели японские корабли, подошедшие к фарватеру, ведущему из Чемульпо в открытое море.

Японское соединение состояло из шести крейсеров, восьми миноносцев, одного авизо, двух вооружённых пароходов и трёх транспортов. Перестроившись в три колонны, японцы заняли всю ширину фарватера. Не решившись идти на обострение ситуации, командир «Корейца» капитан II ранга Беляев повернул свой корабль назад.
Японцы прошли на рейд Чемульпо и около 6 ч вечера начали высадку десанта. Порт был нейтральным, объявления войны не было. К тому же нелишне вспомнить, что совсем недавно десант высаживал наш «Боярин», а также суда других держав - для защиты своих представительств от восставших.

«Варяг» с «Корейцем» не могли стрелять.
Около 7 ч утра 27 января (9 февраля) японские корабли, завершив высадку, покинули рейд Чемульпо.
Около 9.30 командира «Варяга» нашёл посыльный с переводом письма Уриу. Японский адмирал предлагал уйти с рейда; в противном случае он нападёт на русских прямо в порту.

В 11.20.« Варяг» снялся с якоря и дал ход.
В кильватер ему следовал «Кореец».
Бой, короткий и безнадёжный.
Уриу не ожидал выхода русских кораблей. Времени на подъём якорей не было - адмирал приказал расклепать цепи. Первый выстрел произвёл «Асама»; это было в 11.45.
Двум нашим кораблям противостояли шесть японских крейсеров - остальные участия в бою не принимали.
«Асама» был самым мощным - броненосный крейсер английской постройки с прекрасной скоростью, вооружением и бронированием. Второй броненосный крейсер, «Чиода», был стар, мал и слабо вооружён. Остальные крейсера были бронепалубными, из них «Ниитака» был совершенно новым, «Акаси» - сравнительно новым, а «Такачихо» и «Нанива» к моменту боя прослужили уже по 18 лет.

Японцы имели подавляющее преимущество в артиллерии; вес бортового залпа орудий крупного и среднего калибра у «Варяга» с «Корейцем» составлял 492 кг, а у японской эскадры - 1671 кг. Вся артиллерия японцев была современной, а самые мощные пушки наших кораблей, восьмидюймовки «Корейца», были старыми - недальнобойными и нескорострельными.
...Русские корабли ответили в 11.47.
По наблюдениям японцев, «Варяг» поначалу показал очень высокий темп стрельбы, но не смог поддерживать его более нескольких минут.
А в 12.03 крейсер получил первое попадание. 203-мм снаряд попал в ходовой мостик. Он убил дальномерщиков, мичмана Нирода, повредил ходовую рубку.
Из-за узости фарватера японцы действовали тремя боевыми группами по два корабля (см. схему); получалось, что одни их корабли временами закрывали цель от других.
Больше всех пострелять удалось «Асаме», «Чиоде» и «Ниитаке», всего они выпустили 393 снаряда крупных и средних калибров; остальным удалось сделать всего 26 выстрелов. В заключительной фазе боя в нём участвовали четыре миноносца.

Японцы во время отлива на борту затопленного Варяга, фото 1904 года

В 12.15 «Варяг» начал разворот на обратный курс. Русские корабли вернулись в порт и в 13.00 встали на якоря.
На «Варяге» в результате боя потеряли убитыми 30 человек, ранеными и контуженными - 85 человек, легкоранеными - 100 человек - всего около трети экипажа. Крейсер горел, часть его артиллерии была выведена из строя. Его положение стало хуже, чем до боя; «Кореец», пусть не повреждённый, в одиночку шансов не имел.
Командир решил взорвать «Корейца», а «Варяг» затопить, чтобы не повредить стоявшие в порту иностранные суда.

Подвиг крейсера Варяг , последний бой закончился...
Почему « Варяг не пошёл на прорыв? Почему нельзя было, пожертвовав малым, - старой канонерской лодкой - спасти большое- один из новейших крейсеров русского флота?
Ведь «Варяг», развивший на испытаниях более 23 узлов, был быстрее любого из кораблей Уриу. Полный ход, максимальная скорострельность, оптимальный, относительно положения японцев, курс и - рывок в открытое море...
Такого рода ошибки часто совершают люди, строящие свои выводы на двух-­трёх цифрах из краткого справочника по ТТЭ кораблей.
В первую очередь - о скорости.
Скорость, показанная кораблём сразу после постройки, почти никогда не достигается в повседневной службе.
Во-первых, корпус обрастает морскими организмами, отчего скорость неизбежно падает. Во-вторых, в ходе эксплуатации машины изнашиваются, а трубки котлов покрываются накипью. Последнее обстоятельство для «Варяга» было особенно актуально.

Требования к кораблю были заданы очень высокие. Фирма Крампа, строившая крейсер, настояла на установке котлов системы Никлосса. Они отличались высокой производительностью при малом весе; но ещё 14 апреля 1898 г. Морской технический комитет принял специальное постановление, в котором категорически отказал фирме Никлосса в поставке паровых котлов российскому флоту, признав их ненадёжными и даже опасными.
Тем не менее на обоих кораблях, строившихся Крампом для России, крейсере «Варяг» и броненосце «Ретвизан», были установлены именно такие котлы. В результате «Варяг» на испытаниях, проведённых в 1904 г., смог развить лишь 14-узловую скорость.
А японцы непосредственно в ходе боя у Чемульпо развивали до 18 узлов.
Во-вторых, ни о какой свободе выбора курса речь идти не могла. Наши корабли выходили из Чемульпо по узкому фарватеру, ограниченному островами и подводными камнями, и длина этого фарватера - 30 миль. Фарватер был перегорожен японской эскадрой...

В таких условиях становится понятным и то, почему Руднев не оставил в порту «Корейца». Если предстоял долгий артиллерийский бой с ограниченной возможностью маневрирования для обеих сторон, то две восьмидюймовки канонерской лодки могли оказаться очень полезными.
В конце концов, война только начиналась. Уриу мог иметь указание беречь корабли и, возникни в бою опасность потери ценных боевых единиц, он мог предпочесть отступление...

Осень 1904 года, судоподемные работы на рейде Чемульпо

Единственное, что можно назвать претензией к командиру Варяга. Это не полный вывод корабля из строя, известно что после подъема, тот своим ходом дошел до ремонтного дока.

21-й XXI
20-й XX
19-й XIX
18-й XVIII
17-й XVII
16-й XVI
15-й XV
14-й XIV
13-й XIII
12-й XII
11-й XI
10-й X
9-й IX
8-й VIII
7-й VII
6-й VI
5-й V
4-й IV
3-й III
2-й II
1-й I

Римские цифры, придуманные более 2500 лет тому назад, использовались европейцами на протяжении двух тысячелетий, затем были вытеснены арабскими цифрами. Это произошло потому, что римские цифры записать достаточно сложно, да и любые арифметические действия в римской системе выполнять гораздо сложнее, чем в арабской системе исчисления. Не смотря на то, что сегодня римская система не часто используется, это вовсе не значит, что она стала неактуальна. В большинстве случаев века римскими цифрами обозначают, а вот годы или точные даты принято писать арабскими цифрами.

Римскими цифры также используются при написании порядковых номеров монархов, энциклопедических томов, валентности различных химических элементов. На циферблатах ручных часов также часто используются цифры римской системы исчисления.

Римские цифры представляют собой определенные знаки, с помощью которых записывают десятичные разряды и их половины. Используют для этого всего семь заглавных букв латинского алфавита. Числу 1 соответствует римская цифра I, 5 – V, 10 – X, 50 – L, 100 – C, 500 – D, 1000 – M. При обозначении натуральных чисел эти цифры повторяются. Так 2 можно написать, используя два раза I, то есть 2 – II, 3 - три буквы I, то есть 3 – III. Если меньшая цифра стоит перед большей, то используется принцип вычитания (меньшая цифра вычитается из большей). Так, цифра 4 изображается как IV (то есть 5-1).

В случае, когда большая цифра стоит впереди меньшей, их складывают, например 6 записывается в римской системе, как VI (то есть 5+1).

Если Вы привыкли записывать числа арабскими цифрами, то могут возникнуть некоторые затруднения в том случае, когда нужно записать века римскими цифрами, какое-либо число или дату. Перевести любое число из арабской системы в римскую систему исчисления и наоборот можно очень легко и очень быстро, воспользовавшись удобным конвертером на нашем сайте.

На клавиатуре компьютера достаточно перейти на английский язык, чтобы без труда записать любое число римскими цифрами.

По всей видимости, древние римляне отдавали предпочтение прямым линиям, поэтому все их цифры прямые и строгие. Однако, римские цифры представляют собой ни что иное, как упрощенное изображение пальцев человеческой руки. Цифры с одного до четырех напоминают вытянутые пальцы, цифру пять можно сравнить с раскрытой ладонью, где большой палец оттопырен. А цифра десять напоминает две скрещенные руки. В европейских странах при счете принято разгибать пальцы, а вот в России, наоборот, загибать.

Для обозначения цифр в латинском языке приняты комбинации следующих семи знаков: I (1), V (5), X (10), L (50), С (100), D (500), М (1000).

Для запоминания буквенных обозначений цифр в порядке убывания придумано мнемоническое правило:

Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх (соответственно M, D, C, L, X, V, I).

Если знак, обозначающий меньшее число, стоит справа от знака, обозначающего большее число, то меньшее число следует прибавлять к большему, если слева, то вычитать, а именно:

VI - 6, т.е. 5 + 1
IV - 4, т.е. 5 - 1
XI - 11, т.е. 10 + 1
IX - 9, т.е. 10 - 1
LX - 60, т.е. 50 + 10
XL - 40, т.е. 50 - 10
СХ - 110, т.е. 100 + 10
ХС - 90, т.е. 100-10
MDCCCXII - 1812, т.е. 1000 + 500 + 100 + 100 + 100 + 10 + 1 + 1.

Возможно различное обозначение одного и того же числа. Например, число 80 можно обозначить как LXXX (50 + 10 + 10 + 10) и как ХХС (100 - 20).

Для записи чисел римскими цифрами необходимо сначала записать число тысяч, затем сотен, затем десятков и, наконец, единиц.

I (1) - unus (унус)
II (2) - duo (дуо)
III (3) - tres (трэс)
IV (4) - quattuor (кваттуор)
V (5) - quinque (квинквэ)
VI (6) - sex (сэкс)
VII (7) - septera (сэптэм)
VIII (8) - octo (окто)
IX (9) - novem (новэм)
X (10) - decern (дэцем)
XI (11) - undecim (ундецим)
XII (12) - duodecim (дуодэцим)
ХШ (13) - tredecim (трэдэцим)
XIV (14) - quattuordecim (кваттуордэцим)
XV (15) - quindecim (квиндэцим)
XVI (16) - sedecim (сэдэцим)
XVII (17) - septendecim (сэптэндэцим)
XVIII (18) - duodeviginti (дуодэвигинти)
XIX (19) - undeviginti (ундэвигинти)
XX (20) - viginti (вигинти)
XXI (21) - unus et viginti или viginti unus
XXII (22) - duo et viginti или viginti duo и т.д.
XXVIII (28) - duodetriginta (дуодэтригинта)
XXIX (29) - undetriginta (ундэтригинта)
XXX (30) : triginta (тригинта)
XL (40) - quadraginta (квадрагинта)
L (5O) - quinquaginta (квинквагинта)
LX (60) - sexaginta (сэксагинта)
LXX (70) - septuaginta (сзлтуагинта)
LXXX180) - octoginta (октогинта)
КС (90) - nonaginta (нонагинта)
C (100) centum (центум)
CC (200) - ducenti (дуценти)
CCC (300) - trecenti (трэценти)
CD (400) - quadrigenti (квадригэнти)
D (500) - quingenti (квингэнти)
DC (600) - sescenti(сэсценти) или sexonti (сэксцонти)
DCC (700) - septigenti (сэптигэнти)
DCCC (800) - octingenti (октингэнти)
CV (DCCC) (900) - nongenti (нонгэнти)
M (1000) - mille (милле)
ММ (2000) - duo milia (дуо милиа)
V (5000) - quinque milla (квинквэ милиа)
X (10 000) - decem milia (дэцем милиа)
XX (20000) - viginti milia (вигинти милиа)
C (100000) - centum milia (центум милиа)
XI (1000000) - decies centena milia (дэциэс центэна милиа).

Если вдруг любознательный человек спросит, почему для обозначения цифр 50, 100, 500 и 1000 были выбраны латинские буквы V, L, С, D, М, то сразу скажем, что это вовсе не латинские буквы, а совсем иные знаки.

Дело в том, что основой для латинского алфавита послужил алфавит западногреческий. Именно к нему восходят три знака L, С и М. Здесь они обозначали придыхательные звуки, которых не было в латинском языке. Когда оформлялся латинский алфавит, именно они оказались лишними. Их и приспособили для обозначения чисел в латинской графике. Позднее они по написанию совпали с латинскими буквами. Так, знак С (100) стал похож на первую букву латинского слова centum (сто), а М (1000) - на первую букву слова mille (тысяча). Что же касается знака D (500), то он представлял собой половину знака Ф (1000), а потом уж стал похож на латинскую букву. Знак V (5) являлся всего навсего верхней половиной знака X (10).