Корвет корабль. Плечом к плечу

Закладка нового корабля – всегда праздник, как для судостроителей, так и моряков. Вот вроде и нет пока осязаемых стальных бортов, надстроек, нет 3400 тонн водоизмещения, нет грозных «Калибров», «Редутов», «Пакетов», даже экипаж еще не собран, но корабль уже есть. Новейший корвет проекта 20386 получил имя «Дерзкий» и успел заявленным потенциалом вызвать уважение у «своих» и тревожное предчувствие у «чужих».

Корвет «Дерзкий» – продолжение линейки многоцелевых надводных боевых кораблей второго ранга ближней морской зоны проекта 20380, первые из которых были заложены еще в начале 2000-х. Сейчас в составе ВМФ находятся четыре корвета этого класса, все – в ДКБФ (Дважды Краснознаменный Балтийский флот) – «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий». Еще четыре находятся в стадии строительства на судостроительном заводе Северная верфь»: «Ретивый» и «Строгий» (модернизированный пр. 20380), а также «Гремящий» и «Проворный» (пр. 20385).
«Совершенный» строится на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Всего в рамках ГВП-2020 (Государственная программа вооружений) российские ВМФ должны получить 20 корветов этого типа (по 3-8) на каждый флот.


Из озвученных и самых пока массовых проектов этой серии корветов (20380 и 20385) существуют также проект 20382 с шифром «Тигр» – экспортный вариант, отличающийся упрощенным вооружением. 20383 – проект пограничного сторожевого корабля. Ну а проект 20386, каковым будет «Дерзкий», – лучшее развитие этой серии корветов, которого будут отличать от своих «собратьев» не только улучшенные мореходные качества и мощные двигатели, но и усиленное вооружение, малозаметность и малошумность.

И если предназначение большинства корветов – вести боевые действия против морского противника в ближней морской зоне, защищать морские коммуникации и объекты морской экономической деятельности, то «Дерзкий» будет способен действовать и в дальней морской зоне. По сути, по своим ходовым и боевым возможностям этот корвет близок к эсминцам.


Корабль проекта 20386 должен поражать боевые надводные корабли и суда крылатыми ракетами корабельного ракетного комплекса, вести поиск и уничтожать подводные лодки противника торпедами малогабаритного противолодочного комплекса, обеспечивать боевую устойчивость кораблей и судов от средств воздушного нападения противника зенитным ракетным комплексом, оказывать артиллерийскую поддержку высадки и действий морских десантов артиллерийской установкой.Этакий маленький (по габаритам) монстр, способный выполнять широкий круг боевых задач даже вдали от родных берегов, – автономность в течение 30 суток и возможность пройти без дозаправки почти 5000 морских миль это позволяют. Скорость тоже имеет значение – 32 мили в час против 27 у предшественников.


В «Дерзком» предусмотрена комбинированная газотурбинная установка с частичным электродвижением. В состав установки входят два отечественных газотурбинных двигателя мощностью по 27 500 лошадиных сил и два главных электродвигателя мощностью по 2200 лошадиных сил. Благодаря инновационным технологиям этот корвет станет принципиально новым кораблем отечественного флота. Надстройка будет выполнена из легких и прочных композиционных материалов.

Новым станет и применение крупногабаритных закрывающихся лацпортов (грузовые люки) в надводной части борта, позволяющих более полно реализовать технологию Stealth. Не случайно корабль уже прозвали «корвет-невидимка».

Для размещения на корабле большого комплекса транспортировочных средств и судовых устройств использованы компактные и мощные приводы, системы гидравлики, новые материалы и системы управления. Инновационные решения применены также в электроэнергетической системе, системе жизнеобеспечения, экологической защиты и многих других.


Еще одна из «дерзких» особенностей – улучшенная мореходность за счет новых обводов корпуса. Корабль водоизмещением в почти три с половиной тысячи тонны не «взбирается» на волну, а рассекает ее. Подобная устойчивость позволит применять вооружения корабля при волнении моря силой до пяти баллов.

У корвета проекта 20386 – мощный арсенал, заметно превышающий «калибр» кораблей аналогичного класса US NAVY (например, у новейшего USS Montgomery, который 29 октября этого года врезался в шлюз Панамского канала и уже получил прозвище a leaky trough – «дырявое корыто»).«Дерзкий» будет оснащен универсальной автоматической 100-мм артустановкой А190 в новой «сплюснутой» с боков «стелсовской» башне. На его борту расположатся две счетверенные установки корабельного ракетного комплекса «Уран» или «Уран-У» для ударов по надводному противнику на дальности от 130 до 260 километров (либо, что наиболее вероятно, противокорабельными ракетами «Калибр» с большей дальностью поражения целей). Для нулевой заметности в походном положении эти комплексы спрячутся за щитами в центральной части надстройки.В носовой части корабля – блок вертикальных пусковых установок ЗРК «Редут» с зенитными управляемыми ракетами для поражения воздушных целей на малых и средних дальностях. Побортно в средней части корпуса корвета за лацпортами установят пусковые установки противолодочного (противоторпедного) комплекса «Пакет-НК». В кормовой части надстройки – также побортно – разместятся два 30-мм шестиствольных автомата АК-306, предназначенные для отражения атак диверсантов и пиратов, а также для расстрела плавающих мин.

Точный состав вооружения проекта 20386 неизвестен, однако заявлялось о планируемой реализации модульного принципа комплектования (в кормовой части корабля находится отсек, который можно использовать для размещения сменных контейнеров, укомплектованных различным оборудованием, штабной аппаратуры, пусковых установок ракетных комплексов и т.д.) и возможности базирования на борту, помимо корабельного вертолета Ка-27 (Ка-31), беспилотников, вероятно, «Горизонт».

Возможно, что радиотехническое вооружение нового корабля будет идентичным тому, которое размещено на корветах проекта 20385. А оно, кроме БИУС (боевая информационно-управляющая система) «Сигма», включает также и радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания управляемым ракетам «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты, две навигационных РЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяженной буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации.Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 (комплекса выстреливаемых помех «Смелый»). Весь этот комплекс радиотехнического вооружения снижает вероятность поражения корабля почти в три раза.

Корвет, фрегат - портрет с натуры

Два года назад российский Военно-морской флот пополнился новейшим многоцелевым сторожевым кораблем ближней морской зоны - корветом проекта 20380 "Стерегущий". В скором времени состав нашего флота также должны пополнить новые корветы - "Сообразительный", "Бойкий" и "Стойкий".

В новейшей истории Российского флота корветы, образно говоря, еще только делают первые шаги. Хотя первые представители этого класса военных кораблей появились еще в далеком XVII веке. Корветами назывались трехмачтовые боевые единицы с прямым парусным вооружением и 18-30 орудиями на верхней палубе. Они использовались для разведывательной и посыльной службы. Водоизмещение таких кораблей составляло 460 тонн и больше. С 40-х гг. XIX в. появились колесные, а позднее - парусно-винтовые корветы.

Корветами именовались и эскортные корабли специальной постройки, появившиеся в ВМС США и Великобритании в период Второй мировой войны. При водоизмещении от 500 до 1600 тонн их скорость достигала 16-20 узлов (30-37 км/ч). На вооружении они имели артиллерийские установки калибра 76-102 мм и зенитные автоматы калибра 20-40 мм, бомбометы и глубинные бомбы. Были оборудованы радиолокационными и гидроакустическими средствами воздушного и подводного наблюдения. С развитием ракетного оружия корветы стали оснащаться ракетными установками.

Основные задачи современных корветов - противолодочная оборона корабельного соединения (конвоя) или берегового объекта (военно-морской базы, порта и т. п.). Зарубежные корветы появились в результате расширения возможностей боевых катеров, они стали многоцелевыми кораблями прибрежного действия. Если катера 70-х были просто ракетными или противолодочными, то катера конца 80-х получили, кроме ракет, опускаемую гидроакустическую станцию и 324-мм торпедные аппараты. В дальнейшем в середине 90-х вооружение дополнили легким вертолетом для выдачи целеуказания противокорабельным ракетам, поскольку дальность стрельбы ПКР возросла к тому времени до 120-150 километров. В результате водоизмещение таких "катеров" доросло до 1200-1500 тонн и эти корабли стали называть "корветами".

В советском ВМФ класс корветов не выделялся, подходящие под его массогабаритные характеристики корабли классифицировались по назначению и преобладающему вооружению. Согласно классификации НАТО к классу корветов относились советские малые противолодочные корабли (МПК) и малые ракетные корабли (МРК).

Новые российские боевые корабли проекта 20380 (тип "Стерегущий") уже официально именуются корветами. Этот проект был разработан для ВМФ России в ФГУП "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" в Санкт-Петербурге. Создание первого в истории Российского флота проекта корабля, классифицируемого как многоцелевой корвет, во многом было обусловлено трудностями с реализацией предыдущего многоцелевого корабля проекта 12441. Головной корабль этого проекта "Новик" был заложен еще в 1997 году на верфях судостроительного завода "Янтарь", но так и не был достроен. После проведенного конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ "Алмаз", командованием ВМФ Российской Федерации было принято решение начать строительство более простого и дешевого корабля проекта 20380. Военно-научное сопровождение создания корабля проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. Всего в создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 российских научно-исследовательских, а также промышленных предприятий (в том числе "Аврора", Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод и другие). Указом Президента РФ № 1431 от 12 декабря 2009 года группа сотрудников "Северной верфи" была удостоена государственных наград за создание корвета проекта 20380 "Стерегущий". Двадцать три сотрудника предприятия были награждены медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени и шестеро получили почетное звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации".

В ближайшие годы в составе нашего флота должны появиться и представители такого класса военных кораблей, как фрегаты. В частности, планируется, что в конце октября состоялся спуск на воду головного фрегата одного из проектов "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", который был заложен на стапеле "Северной верфи" в 2006 году. На "Северной верфи" также строится серийный корабль этого проекта "Адмирал флота Касатонов". Фрегаты этого проекта предназначены для ведения боевых действий в дальней и ближней морских зонах, а также для участия в решении различных задач в океанской зоне.

Новым фрегатам предстоит вписать новые страницы в историю этого класса военных кораблей. А история эта также насчитывает несколько веков. Ведь именно фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Свое происхождение фрегаты ведут от легких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII века. Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооруженные примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. Меньшие корабли, не имевшие ни одной батарейной палубы, к фрегатам не относились. В дальшейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли, и после наполеоновских войн они достигали 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и в XIX веке получили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века.

В мирное время фрегаты, как правило, не ставились на прикол подобно линейным кораблям, а применялись для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надежность и скорость фрегатов делали их популярными кораблями для исследователей и путешественников. Например, французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на фрегате "Будёз" (Капризница) в 1766-1769, а знаменитый фрегат "Паллада", на котором в 1855 году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в 1832 году как личная яхта императора Николая I.

В 1805 году в России был введен ранг 44-пушечных фрегатов. Русские 44-пушечные фрегаты строились со сплошной палубой в отличие от фрегатов XVIII века, у которых закрытыми были носовая и кормовая оконечности, а средняя часть верхней палубы оставалась открытой. В числе этих фрегатов был прославившийся в 1854 году при обороне Петропавловска-Камчатского фрегат "Аврора", построенный в 1833-1835 годах в Санкт-Петербурге на Охтинской верфи.

В британском Королевском флоте, который имел, по многим свидетельствам, самое большое число фрегатов в мире, они имели ранги с четвертого по шестой. С распространением в первой половине XIX века паровых судов класс фрегатов начал претерпевать заметные изменения. К середине столетия большинство флотов мира уже широко применяло так называемые пароходофрегаты, вариант классического фрегата, оснащенный паровой машиной и гребными колесами. Наличие колес по бортам корабля мешало размещению артиллерии, и потому дальнейшая эволюция класса фрегатов пошла двумя различными путями.

Одним из этих путей стало постепенное усиление бронирования и уменьшение числа орудий, совпавшее с изобретением в середине XIX века башенной установки орудий. Массивные башни, в которых устанавливалось одно-два тяжелых орудия, и широкое распространение изобретенной примерно в это же время железной брони привело к сильному росту водоизмещения кораблей. Некоторые линейные корабли превратили во фрегаты, снеся две верхние палубы и навесив броню. Фактически, несмотря на единственную орудийную палубу и малое число орудий, это были уже не фрегаты, а броненосцы, хотя они продолжали сохранять свое название до последней трети XIX столетия.

Другой путь был связан с изобретением винтового привода, позволившего избавиться от громоздких и неэффективных колес, сохранив основной тактический признак фрегатов - скорость и возможность самостоятельных действий. Поскольку термин "фрегат" в те времена все еще относился к тяжелым броненосным пароходофрегатам, предкам последовавших затем броненосцев, этот "старый новый" класс, занявший место старых фрегатов, был назван новым термином, происходящим от голландского слова "Kruiser" (тот, кто пересекает). Дальнейшая эволюция этого класса, вызванная все новыми усовершенствованиями в вооружении и бронировании, привела к возникновению современных крейсеров.

Во время Второй мировой войны термин "фрегат" стал использоваться в британском флоте для обозначения противолодочных эскортных кораблей, более легких, чем эсминец, но более тяжелых, чем корвет. Подобные корабли строились для несения исключительно конвойной службы и потому не обладали характерными для эсминцев скоростью и вооружением, что позволяло строить их в больших количествах на верфях, не приспособленных к постройке тяжелых военных кораблей.

В американском флоте в то время подобный класс кораблей назывался эскортными эсминцами. После войны они были переименованы в океанские эскорты, поскольку до переклассификации 1975 года фрегатами назывались легкие ракетные крейсера, построенные в размерениях эскадренных миноносцев. Лишь после этого флот США перешел на британскую классификацию.

В современном понимании к фрегатам относятся боевые корабли среднего водоизмещения океанской (дальней морской) зоны, обладающие универсальным ракетно-артиллерийским вооружением, способные решать задачи как оборонительного (ПЛО и ПВО конвоя, корабельного соединения, самообороны), так и ударного (поддержка морских десантов, атака кораблей противника, "горячая" разведка берега) характера. Достаточно четко по массогабаритным характеристикам выделяются 2 группы фрегатов. Фрегаты I класса имеют стандартное водоизмещение 4-5 тыс. т и более, вплотную приближаясь к эсминцу по возможностями в плане ПВО/ПЛО, но несколько уступая в ударном аспекте (за счет более легких ПКР и АУ меньшего калибра). Эти корабли используются в основном для эскортирования авианосных и амфибийных групп, крупных конвоев в океанских условиях. Характерный представитель фрегата I класса - американский фрегат серии "Оливер Перри". Фрегаты II класса, имея меньшее водоизмещение (около 2.000-4.000 т), предназначены в основном для одиночной патрульной службы. Возможности ПЛО/ПВО у таких кораблей обычно заметно ниже, зато на борту имеются просторные помещения для тяжелого вертолета и подразделений морской пехоты, мощная артиллерия либо комплекс ПКР. Наиболее характерным фрегатом 2 ранга является французский "Лафайет". При этом, учитывая тенденцию использования при проектировании современных кораблей модульного принципа, в условиях пункта базирования возможно быстрое переоборудование корабля (путем замены стандартизованных блок-модулей вооружения, судового и радиоэлектронного оборудования) под тот или иной тип боевых задач, диктуемых конкретной миссией.

В советском флоте класса фрегатов, как и корветов, не существовало. Но иностранные специалисты к фрегатам относили наши сторожевые и большие противолодочные корабли.

К примеру, к классу фрегатов вполне можно отнести СКРы проекта 1135, которые и сегодня успешно решают задачи в различных точках Мирового океана. В частности, сторожевой корабль "Ладный" Черноморского флота, которому в прошлом году довелось принимать непосредственное участие в освобождении захваченного пиратами судна "Арктик Си", именно этого проекта.

А первый корабль в серии СКР проекта 1135 вошел в состав отечественного ВМФ в декабре 1970 года. Он по сравнению с его предшественниками имел более высокие мореходные качества. Он имел втрое большее водоизмещение, вооружение также было мощнее, что придавало ему более высокую боевую устойчивость при действии в морской зоне.

Проект 1135 возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время советский ВМФ выходил в Мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана.

Первоначально разработку будущего корабля поручили Зеленодольскому КБ (в то время - ЦКБ-340). Тем временем промышленность приступила к разработке новых средств противолодочной борьбы - ракетоторпедного комплекса "Метель" и весьма совершенных для своего времени гидроакустических станций "Вега" и "Титан". Сочетание подкильной и буксируемой ГАС обещало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать контакт с подводной целью на больших дистанциях. Все это выводило будущий сторожевой корабль на качественно иной уровень, но одновременно влекло за собой значительный рост водоизмещения. А поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании малых боевых кораблей, разработку проекта передали в город на Неве, в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П. Соболев, главным наблюдающим от ВМФ - И.М. Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е. Юхнин.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля - "длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем". Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих "одноклассников", что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года.

По архитектуре корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61.

Мореходность "одиннадцать-тридцать пятого" заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их включением. Говоря о сторожевиках этого проекта, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. "Одиннадцать-тридцать пятый", безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Стоит надеяться, что и новые корабли Российского флота, в том числе фрегаты и корветы, будут такими же.

Корабль под громким наименованием «Гремящий» - это корвет проекта 20385, который готовился к закладке в феврале 2012 года. Параллельно проводилась разработка аналога «Проворный». Процесс начинался на размещенной в Санкт-Петербурге. Торжественную церемонию посетили высокие чины вооруженных сил России. Данный проект непосредственно ориентирован на строительство военных плавательных средств, в арсенале которых предусмотрено самое современное вооружение атакующего и защитного плана.

Разработка и постройка

Корвет проекта 20385 представляет собой усовершенствованную версию аналогичной разработки под индексом 20380, с внедрением принципиально новых технологических и конструкционных решений. в Питере подписала контракт о создании четырех судов подобной категории, два из которых уже готовы. Параллельно работы ведутся на в Комсомольске-на-Амуре. Новые корабли должны стать максимально надежными в ударном плане, включая использование новейших средств противовоздушной обороны.

Разработало корвет проекта 20385 («Гремящий») конструкторское бюро «Алмаз». Прогнозируемый порт приписки кораблей после достройки - Северный флот. Рассматриваемый проект существенно совершеннее предшественника. Особенно это касается тактико-технических параметров, оружия, возможностей ведения боя и маневрирования. В теории производители планируют возвести десять аналогичных корветов для российского ВМФ. Это даст возможность значительно повысить обороноспособность в плане защиты морской границы. Стоит отметить, что в производстве судов используются композиционные материалы, а стоимость их изготовления и поставки составила не менее полумиллиона рублей.

Возможности и использование

20385 - проект корвета нового поколения, предназначенного для многоцелевого использования. Основная его задача - обнаружение и уничтожение надводных вражеских судов или подводных лодок. Также боевое судно служит для высадки десанта, охраны прибрежной зоны, сопровождения других кораблей.

Кроме артиллерийского и ракетного оружия на борту имеются радиолокационные и гидроакустические системы. Расширяет возможность боевого корабля установка ангара для вертолета Ка-27. Это существенно повышает боеспособность судна, позволяя своевременно обнаруживать объекты противника. Дополнительная защита от выявления корвета проекта 20385 - это использование в конструкции специальных технологий, сводящих к минимуму их радиолокационное обнаружение. Надежность и маневренность в любых условиях гарантируют композиционные компоненты от ФГУП «Прометей», доказавшие свою значимость еще в предыдущих аналогичных разработках.

Технические показатели

Ниже приведены характеристики корвета проекта 20385:

  • Длина/ширина корабля - 104/13 м.
  • Водоизмещение составляет 2200 тонн.
  • Скоростной порог - 27 узлов.
  • Показатель автономности судна - 15 дней.
  • Преодолеваемое расстояние - 5600 км.
  • Силовые агрегаты - дизельные двигатели 1ДДА-12000.
  • Количество членов экипажа - 99 человек.

Артиллерийское оружие на борту представлено установкой А-190-01 (калибром 100 мм). Имеется универсальная ракетная система «Калибр», пулеметы, зенитка типа «Редут», акустические и радиолокационные базы, противолодочное вооружение «Пакет» и усиление в виде вертолета Ка-27.

Корпус и надстройка

Корвет «Гремящий» - головной в новейшем проекте 20385. Его корпусная часть преимущественно изготовлена из стали, имеет гладкую палубу. Конструкционные новаторские решения позволили улучшить на 25 процентов сопротивление встречной воде и снизить нагрузки на главную электрическую установку.

Новое оформление подводной части корпуса позволяет использовать силовую установку с меньшим весом, а это освобождает параметр водоизмещения примерно на 20 процентов. В связи с этим боевое оснащение корабля можно существенно усилить. Дополнительным преимущественным фактором является увеличение скорости хода на два узла.

Надстройка плавательного боевого средства изготовлена из негорючих композиционных составляющих компонентов. В их состав входит стеклопластик, полимеры на основе углеродистого волокна. Данная система дает возможность достичь малого радиуса обнаружения локационными станциями и системами. Корма оборудована специальным ангаром и площадкой для размещения и взлета вертолета Ка-27. Его запас топлива составляет порядка 20 тонн. Корвет проекта 20380 и 20385 разительно отличаются оснащением и вооружением в пользу последнего варианта.

Энергетическая установка

Предварительно основным силовым агрегатом должны были стать немецкие моторы типа MTU. Впоследствии, соблюдая контрмеры по импортному замещению, было принято решение использовать двигатели отечественного производства. Заказ был направлен специалистам ОАО «Звезда» и Коломенскому комбинату. В итоге корвет проекта 20385 оснастили парой дизельных установок ДДА-1200.

Каждый агрегат включает в себя два мотора и реверсивный редуктор. Они имеют систему автоматического контроля и микропроцессоры. Характеристики силовых установок приведены ниже:

  • Рабочий ресурс - не менее 15 тысяч моточасов.
  • Средний показатель по дальности хода с учетом скорости в 14 узлов - 4 000 морских миль.
  • Материал поршневого основания - жаростустойчивая сталь типа ЭИ-415.
  • Основа силовых агрегатов - сплав из алюминия АК-6.
  • Показатель мощности каждого генератора составляет 630 кВт.
  • Потребность в токе - 50 Гц (380 ватт).

Данные установки позволяют обеспечить высокий процент мощности при минимуме расхода топлива и масла, при этом снижая гидроакустическую заметность корабля.

Радиотехника судна

Корвет проекта 20385 «Гремящий» имеет следующее радиотехническое оснащение:

  • Систему «Сигма» (БИУС).
  • Автоматический блок связи «Рубероид».
  • Комплекс наводки «Монумент».
  • Станцию общего обнаружения «Фуркэ-2».
  • Узел ОГАС «Анапа-М».

Данные приспособления позволяют уменьшить вероятность обнаружения судна в три раза, функционируют в режиме от 64 до 2000 МГц. Они в состоянии выявлять свыше двухсот предполагаемых целей, а также противостоят вражеским ракетным системам, обеспечивая защиту корабля. В этом способствуют четыре пусковых установки для нейтрализации помех типа «Смелый». Координационные действия по управлению вертолетом производятся при помощи специальной навигационной вышки ОСП-20380.

Вооружение

Рассматриваемые суда оснащаются несколькими типами оружия. Среди них:

  1. Пара боевых противокорабельных установок с четырьмя пусковыми системами и 8 ракетами. Контейнеры для пуска размещены в средней части корпуса (продольно площадке по диаметру). Максимальная дальность поражения цели составляет 260 км.
  2. Зенитное вооружение, которое состоит из системы «Редут» с тремя модульными установками, мобильного комплекса «Игла», тридцатимиллиметровых пушек с шестью стволами (монтируются на корме).
  3. Комплекс «Рубеж».
  4. Пара орудий калибром 330 миллиметров против торпед (система «Пакет-Н»).
  5. 100-миллиметровая артиллерийская установка А-190. Ее скорострельность составляет порядка 80-ти пусков в минуту. Контролировать прицеливание и саму стрельбу позволяет система управления «Пума».
  6. Противолодочный вертолет Ка-27.

Корвет проекта 20385, фото которого приведено ниже, может запускать снаряды, направленные на поражение не только подводных и надводных судов противника, но и встречные торпеды.

Параметры мореходности

Рассматриваемый корабль обладает повышенной мореходностью, по сравнению с аналогами и предшественниками. При этом нагрузка на колебания при поперечной качке не имеет значения. Такая возможность дает право беспрепятственно использовать весь боекомплект даже при волнении моря до 5 баллов.

Конструкторы особое внимание уделили живучести корабля. Разработчики использовали новейшие технологии и композиционные материалы. Это дало возможность существенно снизить радиолокационную заметность корабля. Корвет «Гремящий» проекта российских корветов 20385 - первый в своем роде, в оснащении которого применены полимерные материалы с высоким поглощением радиоимпульсов и нестандартное архитектурное оформление.

В результате фактор обнаружения и кругового рассеивания снизился практически в три раза (по сравнению с аналогами). Дополнительную защиту обеспечивают комплексы, направленные на блокировку атакующих средств противника.

Какие были разработаны модификации?

По начальному плану предполагалась разработка и возведение четырех основных корвета проекта 20385. «Гремящий», фото которого представлено выше, стал флагманом и единым судном, строительство которого продолжилось по данному направлению. Кроме того, проектировались следующие модификации:

  1. Пограничный сторожевой корвет (20380П).
  2. Оснащенная минимальным вооружением экспортная вариация. На ней предполагалась опция смены боекомплекта на иностранные аналоги.
  3. «Проворный». Он целенаправленно готовился для Черноморского флота, имел улучшенное оснащение и вооружение.
  4. Модернизированная версия с возможностью монтажа боевой установки «Горизонт».

Названия кораблей не менее звучные: «Ретивый» и «Строгий».

Корвет проекта 20385 «Проворный»

Этому судну присвоен заводской номер 1006. Оно является вторым корпусом рассматриваемого проекта. Закладка серии состоялась также на Северной верфи судостроительного комбината в Санкт-Петербурге.

В мероприятии приняли участие адмирал Высоцкий, командиры флотов всех уровней, а также другие высокопоставленные лица, почетные гости. Разработка данного проекта началась весной 2013-го. От предыдущих моделей «Проворный» отличается большим водоизмещением (2200 тонн) и габаритами. Длина корабля составляет 105 метров, а ширина и осадка - 13 и 8 метров соответственно. Оснащение в вооружении также на порядок отличается от предшественников, благодаря возможности установки систем «Калибр-НК», комплексов «Редут» и «Пакет». Предусмотрено базирование на палубе вертолета Ка-27ПЛ.

Особенности

Очень важным отличием рассматриваемого корабля является наличие мачты оптронного типа, которая служит для управления радиолокационными приспособлениями и повышает возможность обнаружения вражеских целей, а также способствует усилению боевого каравана, гарантируя сопровождение и выявление морских и воздушных судов. Значительную роль в этом играет РЛС и контрольный блок типа «Пума».

Судя по комментарию ведущего инженера центрального конструкторского бюро «Алмаз», К. Голубева, разработка в плане нового морского судового строительства проводится также по улучшенной программе под индексом 20386. Проект ориентирован на максимальное обеспечение отечественным вооружением, хотя подробности возведения пока остаются в тайне.

Как заявил замминистра обороны России Ю. Борисов, к 2020 году планируется изготовить не менее 16 корветов рассматриваемого класса. Основные производственные мощности сосредоточены на верфи в Санкт-Петербурге и Амурском судостроительном комбинате.

Эксперты думают, что основная загвоздка в строительстве таких кораблей заключается в совместимости новейшего вооружения в большом количестве и стоимости итогового варианта. Конструкторы продолжают работать, чтобы довести этот показатель до оптимальной отметки.

Итог

Корвет проекта 20385, характеристики которого приведены выше, обладает самым современным вооружением и многофункциональной направленностью. В рамках этого мероприятия продолжается возведение только одного из представителей («Гремящего»). Остальные суда разрабатываются по обновленному проекту. Связано это с удорожанием корабля, не всегда обоснованным наличием тяжелого вооружения разного вида. Разработчики, несмотря на задержку со сменой зарубежных силовых установок на отечественные аналоги, заявляют, что все запланированные работы ведутся согласно запланированному графику.

Традиционно названия сторожевых кораблей подбираются в виде прилагательных частей речи, что порой приводит к очень метким их наименованиям. Так, например, «Стерегущий» был первым детищем в проекте 20380, начальным символом в классе сторожевых кораблей. «Бойкий» — это уже более основательное и успешное произведение корабелов, ставший серийным третьим в списке. Через десятилетия наступает пора именитого «Разумного» – поскольку если корабль станет подлинно массовым, это будет лучшей демонстрацией того, что выбор направления на новые для страны классы корветов был сделан правильно.

Сторожевые корабли, как класс в прибрежных зонах со времен Советского Союза, – это именно то самое всем известное, пустовавшее место в течение десятилетий. Отчего так вышло, можно узнать, ознакомившись с историей «Новика» — корабля проекта 12441.

Так, в начале 1990-х годах утвердили проект 12440, который был спроектирован по новейшим тогдашним технологиям с:

  • Газотурбинной силовой установкой, имеющей два маршевых и два форсажных двигателя;
  • Корпусом и надстройкой, выполненными с добавлением материалов из композита, что давало малую радиолокационную заметность, отвечающим стелс-технологиям;
  • Самым современным и перспективным на ту пору зенитно-ракетным комплексом «Полимент / Редут», ангаром, в котором постоянно базировался противолодочный вертолет.

Позднее, через три года завершили корректировку проекта, вызванную развалом Союза. Из-за этого многие предполагаемые поставщики в один момент стали иностранными. Проекту приходилось неоднократно модернизироваться в процессе постройки. Работали над улучшением ходовых и боевых параметров корабля. Одновременно с этим работали и над его водоизмещением, а оно значительно превышало первоначальные характеристики задания. «Новику» удалось близко подойти к классам кораблей, которые способны к длительным патрулированиям и сопровождениям судов, при этом оставаться обладающими излишними параметрами для службы в прибрежной акватории.

В результате с самым продвинутым российским кораблем в техническом плане поступили как часто это бывает: его переквалифицировали в учебный, но так и не достроили. Нечто схожее приключилось еще с одним проектом 11540 . Это был «Неустрашимый», который разрабатывали в 1970-е годы. Его задумали в качестве малого противолодочного корабля, имеющего водоизмещение восемьсот  тонн, но за несколько лет оно повысилось до полутора тысяч, потом до двух тысяч, а с вертолетом дошел и до двух с половиной  тонн, оказавшись в морской зоне. В результате «Неустрашимого» на воду спустили только через двадцать лет.

Безусловно, быстрому, неплохо защищенному и вооруженному «Новику» несложно справляться с всякими заданиями прибрежной акватории. Его критическим недостатком была, стоимость. Хотя при охране морских границ, а также для того, чтобы своевременно отреагировать на любой локальный территориальный конфликт, необходимо присмотреться к сторожевым кораблям, их должно быть оптимальной количество.

Вследствие этого в самом конце девяностых объявили конкурс для разработки более легких и дешевых сторожевых кораблей. Он был выигран Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз», спроектировавшим «Новика».

Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий», а в дальнейшем, и «Бойкий», и «Стойкий» обещали быть основой российского ВМФ в прибрежной акватории. Причем, невзирая на большую дешевизну по отношению к «Новику», он, вне всяких сомнений, стал самым инновационным и технически совершенным проектом в отечественном флоте.

Среди нововведений можно отметить появление переработанных обводов корпуса, а с ними понижение гидродинамического сопротивления, вертолетного ангара, впервые размещенного на настолько малом корабле. Важнейший прорыв был достигнут в применении единого информационного комплекса, по управлению вооружением и электрооборудованием. Тогда же корабли получили новые классовые обозначения, соответствующие времени и международной терминологии. Это уже были не «сторожевики», а корветы.

Незаметные, обтекаемые – «невидимки»

По сравнению с предыдущими, проект 20380 уже в наши дни называют удачным. Некоторым журналистам даже повезло подняться на «Бойкий», который стоял у заводского причала завода «Северной верфи», когда была завершающая стадия заводского испытания. Другие, «Стерегущий» вместе с «Сообразительным», уже находятся на вооружении российских ВМС. Еще несколько корветов, включая «Стойкий» заложила «Северная верфь» и Амурский судостроительный завод.

Главными составляющими успеха проекта 20380 были со всей тщательностью проработанные конструкции в корпусе, а также единый электронный комплекс автоматизации. Это в основном выразилось и в боевых качествах, и составе вооружений, и комфортности для экипажа, а также надежности, ремонтопригодности и возможности модернизирования машин.

Обводами в стальном корпусе корабля занимались, не имея опыта их разработок. Однако все прошло так успешно, что справились с уменьшением гидродинамического сопротивления на 25%. Благодаря этому использовалась не такая мощная, а легкая главная энергетическая установка. Это повлекло за собой высвобождение более 15% водоизмещения и увеличило боевую нагрузку, а также солидный для 1500-ти тонного корабля перечень разнообразных вооружений, включая вертолетную площадку. Более того нашлось место противолодочному вертолету «Ка-27 », место для ангара и двадцать тонн запаса горючего для вертолета.

Улучшение мореходности корвета позволило применять его вооружение при пятибалльных волнениях, что на два балла больше, чем у предшественников. Кроме того, более слабая ГЭУ могла работать тише, что снизило заметность корабля в гидроакустических диапазонах. Чтобы уменьшить шумность в двигателях, применялись методики, проверенные на подлодках.

Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-дизельных агрегатов, которые специально разрабатывали на «Коломенском заводе», взяв за основу проверенный дизель Д49 на микропроцессорном управлении. Мощность главной энергетической установки может достигать до 24 000 лошадиных сил. При четырех дизель-генераторах по 630 кВт, от каждого из них обеспечивается бортовая сеть.

«Стерегущий» не просто так стали называть – невидимка. При строительстве были применены принципы стелс-технологий, которые являются непременным атрибутом в современных кораблях таких классов. Широкую корабельную надстройку сделали из трудногорючего радиопоглощающего стекло-углепластика. Посты антенн с ракетным вооружением убрали внутрь корпуса. С «Пакетом-НК», четырехтрубными 330-мм торпедными аппаратами ПТЗ поступили грамотно: скрыли в лацпортах. В общей сложности среднюю круговую эффективную поверхность рассеяния в корабле уменьшили втрое, если сравнивать с предшественниками. Благодаря этому вероятность наведения и попадания в него противокорабельными крылатыми ракетами снизилась с 0,5 до 0,1.

Рука об руку

Введение единой боевой информационно-управляющей системы можно назвать главным нововведением в проекте 20380, которое повлияло на особенности тактических характеристик кораблей, на проживание экипажа, на надежность всех техсредств, а также на скоростную модернизацию в вооружениях. Ранее системы находились в разных местах корабля, а все координирование возлагалось на экипаж. Сейчас это поручено интегрированной мостиковой системе, которая управляет всеми корабельными системами, от механических до оружейных.

Также в интегрированной мостиковой системе имеется пара компонентов:

  • Секция по управлению ракетными и противолодочными средствами;
  • Секция по контролю над радиолокационной борьбой и освещением воздушных, надводных и подводных условий.

Первая секция располагает тремя постами, расположенными рука об руку прямо у капитанского мостика. Это места работы командиров БЧ. Один занимается противолодочной борьбой, а второй – противокорабельным комплексом. Внешний облик их постов почти одинаков. Он состоит из больших экранов, на которых выводятся сведения о целях и о боевых системах. Такими же экранами обладают командир корвета и вахтенный офицер.

Третий командир БЧ координирует все системы вооружений, а также выдает рекомендации для командира корабля в случаях применения оружия. Важным аспектом является тот факт, что командир корабля, с рулевым, вахтенным офицером, а также командирами БЧ пребывают в стенах одного помещения, а это способствует молниеносному принятию скоординированных решений и их немедленному исполнению.

Корветы оснащены системами координирования работы вооружения и системами обнаружения нескольких целей. Технические стороны почти не известны, но отмечается, что каждая новая система на новом корабле стает еще сильнее.

Сущность ее в том, что сведения о воздушных, надводных и подводных условиях, об обнаруженных целях и связях, сконцентрированы как единый центр, также и обрабатываются. Система определяет опасный уровень цели, принимает решение о виде оружия, которое необходимо применить. Далее эти сведения молниеносно отправляются для ближайших кораблей, вертолетов и самолетов для всеобщего координирования дальнейших мероприятий.

Применять такую систему будет логичным во взаимодействии с вертолетами, которые, неуязвимы для подлодок, а использование активных средств по гидроакустическому обнаружению, обладает перед кораблями неоспоримыми преимуществами при освещении подводных условий. Максимально автоматизированные все системы кораблей привели к многократному уменьшению времени, необходимого для принятия любого решения, а также облегчению труда экипажа и снижению его численности до ста военнослужащих.

Корветы готовы к апгрейдам

Объединенные информационные сети на кораблях влекут за собой дополнительные преимущества, связанные с надежной, ремонтопригодной и скоростной модернизацией оснащения. В процессы постройки корветов задействовали промышленные и исследовательские организации из всей России, и их тысячи, но при современных электронных технологиях множество компонентов уменьшилось и облегчилось.

Модульные концепции кораблей предусматривают возможную установку новейшего вооружения по мере его поступления в действие. В частности, если титульный корабль проекта 20380 «Стерегущий» был оборудован зенитно-ракетным комплексом «Кортик-М», «Бойкий» обзавелся более современным и более мощным «Редутом», а «Стойкий» получил еще более совершенное вооружение.

Корвет «Стойкий»

Корвет «Стойкий» является третьим серийным корветом в проекте 20380, построенным для Балтийского флота. Это уже принципиально новый корабль для российских ВМС, тактико-технические характеристики и боевые свойства которого на порядок превосходят подобные корабли в своем классе.

Важнейшей особенностью корвета является то, что он более резкий, многофункциональный, гибкий, компактный, малозаметный, с высоким уровнем автоматизированных и интегрированных систем. Проектом предусмотрены существенные потенциалы для его дальнейшего модернизирования. Корвет проекта 20380 с водоизмещением более двух тысяч тонн, длиной сто метров и шириной тринадцать метров развивае скорость до двадцати семи узлов. Дальность морских переходов, которые может совершить корабль, увеличена до четырех тысяч морских миль. Корабль уже не такой громкий, каковыми были его предшественники.

Корвет вооружен сто миллиметровым универсальным артиллерийским комплексом, зенитным ракетно-артиллерийским комплексом. Кроме того на вооружении имеются сверхзвуковые ракеты и автоматические артиллерийские установки. В авиагруппу этого судна, впрочем, как и в предыдущих корветах, включили по одному вертолету Ка-27ПЛ. Корабль получил строгий внешний вид, который отвечает всем современным требованиям Стелс-технологий.

Серийные, но разные по своей неповторимости корветы

Как часто это случается со всеми новыми проектами, корабли повстречали на своих путях множество критических замечаний. В основном, подвергалась критике недостаточная дальность плавания. Однако это все же вызвано тем, что ранее вообще отсутствовал сам класс корветов на вооружении российских Военно-Морских Сил. Скептики должны понять, что и сам перечень задач, стоящий перед ВМС, значительно изменился. На сегодняшний день иметь в своем распоряжении десятки корветов куда актуальнее, чем обладать в небольшом количестве океанскими эсминцами.

Дискуссии часто завязывались из-за корабельных вооружений, сомнения вызывала защищенность и живучесть. Тем не менее, этим качествам тоже непросто уделять внимание, если не иметь хотя бы общего представления о тех тактических схемах, которыми характеризуются собственно классы корветов. Хотя сам проект и перспективный, но пока еще не совершенный.

В первые несколько лет служебно-боевой деятельности на «Стерегущем» два раза появлялись проблемы с главной энергетической установкой. Эти чрезвычайные ситуации стали предлогами для сопоставления «дизель-дизеля» с газотурбинным двигателем, который более надежный и легкий, однако несравненно более дорогой.

Также корвет «Бойкий» не смог сразу же войти в строй, когда обнаружились неполадки в сто миллиметровой артустановке. «Универсал» отказался функционировать в условиях штатного режима, причем не только на самом проекте 20380. Эта же участь постигла индийский фрегат от российского производителя.

Как бы там ни было, главным преимуществом всех кораблей типа корвет является их гибкость. Дизельные установки имеют потенциал доработок, артиллерийские установки могут быть заменены, однако сами корабли не будут оставаться на стапелях, и не станут превращаться в «недострои». По словам разработчиков корветов ни один из кораблей не будет повторять предыдущего. Собственно из-за гибкости, доступности, серийности и в перспективе массовости корветов российского производства проект 20380 ожидает большой успех, впрочем, как и все российские Военно-Морские Силы .

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Корвет «Стойкий» проекта 20380 является кораблем ВМФ России (с бортовым номером 545) новейшего класса, созданного в развитие класса корветов «Гремящий». Он был разработан в ЦМКБ «Алмаз», построен в 2006-2012 гг., а летом 2014 года вошел в состав военного флота РФ. Кроме него в составе Балтфлота на сегодняшний день находятся еще три корвета этого проекта. С его водоизмещением в 2200 тонн корвет «Стойкий» (как и другие корабли проекта) считается по «натовской» классификации слишком большим для своего класса и относится скорее к фрегатам.

Назначение

Корвет «Стойкий» проекта 20380 является многоцелевым. Такие суда используются для операций в береговой зоне, включая морскую блокаду, противодействия вражеским подводным лодкам и надводным кораблям, а также для огневой поддержки десантных операций. Корвет «Стойкий» входит в первую партию судов этого проекта, построенную на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге и состоящую из четырех кораблей. Вторая партия из семи корветов будет построена Амурским судостроительным заводом в Комсомольске-на-Амуре. ВМФ России публично заявил, что он намерен приобрести по крайней мере 30 таких судов для всех четырех основных флотов.

История строительства

Корвет «Стойкий» был заложен на стапеле петербургской «Северной верфи» еще осенью 2006 года. Первоначально спуск его на воду ожидался в 2011 году. Однако до конца 2008 года фактически корвет не строился из-за трудностей финансирования, а секции его корпуса два года просто стояли в цеху.

Ситуация изменилась после осмотра осенью 2008 года руководящими чиновниками Правительства РФ и Главкомом ВМФ. После почти четырех лет строительства в конце мая 2012 года состоялся торжественный спуск корвета на воду.

Госкомиссия 18 июля 2014 года в Балтийске подписала акт приемки/передачи для нового корабля "Стойкий", четвертого серийного корвета проекта 20380. Имя корвета унаследовано от его знаменитого предшественника - эсминца Балтийского флота, защищавшего Ленинград и Таллин во время ВОВ.

Корветы «Стойкий» и «Бойкий», войдя в состав Балтфлота соответственно в 2014 и 2013 году, уже вызвали беспокойство в штабах армий прибалтийских стран, входящих в агрессивный блок НАТО.

Общая характеристика дизайна корветов проекта 20380

Корветы имеют длину 105 м, ширину 13 м и осадку 3,7 метра. В отличие от других противолодочных кораблей, стоящих на вооружении , корветы данного проекта отличают следующие качества:

  • многофункциональность;
  • компактность;
  • малая заметность для радаров;
  • повсеместное применение автоматических систем;
  • модульный принцип, положенный в основу архитектуры.

Именно модульность архитектуры позволяет без труда проводить модернизацию вооружения корветов путем установки более новых систем оружия при снижении производственных затрат. Жизненный цикл такого корабля, рассчитанный на 30 лет, будет характеризоваться постоянным и высоким модернизационным потенциалом.

Подводная часть корпуса корабля

Корвет «Стойкий» имеет стальной корпус с гладкой палубой, носовым бульбом и принципиально новыми обводами его подводной части. Комбинация носового бульба (выступающая вперед подводная часть носа корабля) и новых обводов позволила достичь качественного скачка в вопросе повышения быстроходности судна - на скоростях хода порядка 30 узлов сопротивление воды движению корвета по сравнению с традиционной формой корпуса снижено на четверть. Это позволило, с одной стороны, уменьшить мощность и вес главной энергоустановки корабля, а с другой - высвободить от 15 % до 18 % его водоизмещения для использования под дополнительное боевое оснащение.

В корпусе корабля выполнено девять водонепроницаемых помещений. Они имеют комбинированный мостик и командный центр.

Надстройка корвета

ГЭУ корвета является малошумной за счет применения технологий, отработанных на атомных подводных лодках. За счет этого корабль стал малозаметным не только для радаров, но и для пассивных сонаров (шумопеленгаторов).

Кроме ГЭУ в составе энергооборудования корвета имеются четыре дизель-генератора мощностью по 630 кВА каждый для обеспечения потребностей корабля в электроэнергии.

Корвет «Стойкий»: вооружение и система управления огнем

Вооружение корвета подразделяется по его назначению на:

  • противокорабельное (артиллерийское и ракетное);
  • противовоздушное;
  • противолодочное.

Все системы оружия корабля функционируют под управлением боевой информационной системы «Сигма». Она собирает информацию от радаров и датчиков и предоставляет ситуационную картину сражения в реальном времени. Она также позволяет кораблю обмениваться разведывательной информацией с другими военно-морскими подразделениями в группировке.

Противокорабельное оружие представлено двумя пусковыми установками (ПУ) ракетного комплекса «Уран-У», каждая из которых содержит боекомплект в составе четырех противокорабельных крылатых ракет Х-35, имеющих дальность стрельбы 260 км. Расположены ПУ «Уран-У» в средней части корпуса корабля.

Представлена универсальной корабельной артустановкой А-190 «Универсал». Калибр ее орудия - 100 мм, скорострельность (максимальная) - 80 выстр./мин., боезапас - 332 выстрела. Дальность стрельбы до 20 км.

ПВО корабля обеспечивается ЗРАК «Кортик-М», установленным на баке, и двумя 6-ствольными 30-мм артустановками Ак-630М на корме.

Корвет оснащен двумя четырехтрубными торпедными аппаратами для запуска антиторпед «Рубеж», способных уничтожать как вражеские торпеды, так и подводные лодки.

Для ближнего боя на палубе корвета размещены две пулеметных установки калибром 14,5 мм и два гранатомета ДП-64 для отражения десанта.