Открытие школьной спартакиады сценарий короткий. Сценарий открытия II этапа VIII Спартакиады среди дошкольных образовательных учреждений Старооскольского городского округа

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза - березовый.
Ель - еловый.
Рябина - рябиновый.
Сосна - сосновая.
Осина - осиновый.
Смородина - смородиновый.
Липа - липовый.
Яблоня - яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.


РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на - рябине;
яблоки растут на - яблоне;
серёжки растут на - березе, ольхе;
круглая шишка на - сосне;
длинная шишка на - ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель - ёлочка.
Сосна - сосенка.
Береза - березка.
Иголка - иголочка.
Ветка - веточка.
Шишка - шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

















ГБОУ Школа 967 Воспитатель Судас Е.А.

Программное содержание. Воспитывать бережное отношение к природе. Уточнять и закреплять знания о кустарниках и деревьях.

Материалы. Проектор. Изображение деревьев и кустарников. Плоды и листья кустарников и деревьев. Игрушка – Лесовичок.

Ход занятия.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто к нам пришел! Это же Лесовичок.

Лесовичок. По лесу я хожу.
За порядком слежу.
Деревьям помогаю.
Ягодами угощаю.

Ребята, отгадайте, куда я вас приглашаю в гости.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!

Дети. Лес.

Лесовичок. В путь! (Под музыку дети маршируют) . Вот мы и пришли. Кто же нас встречает?

Летом всех зверей накормит:
Белок, мишек и ежей.
Даст по шишке и позволит
Теплый дом построить в ней. (Елка)

Верно, молодцы! Попробуем еще..
Вот так дерево! Иголки
подлиннее, чем у ёлки!
Но на ёлочку похоже –

зелено всё время тоже.
Шишки круглые торчат –
вот забава для ребят! (Сосна)

А есть еще одно очень интересное дерево.

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

(Лиственница)

Лиственница летом вся в иголках. А зимой уже без них. Как называется лес, в котором растут эти деревья? (Хвойные) . Почему (У них вместо листьев хвоя) . А одну как назвать? (Хвоинка) .

Воспитатель. А ребята и о других деревьях много знают и умеют отгадывать о них загадки, вот, например:

На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белёны,
Шапочки зелёны.

(Березы)

Воспитатель. Чем весной береза нас угощает? Есть примета: если из березы весной течет много сока, то лето будет дождливое. А в медицине применяют почки березы. Послушайте следующую загадку.

Во дворе оно растёт...
Добывают пчёлы мёд
из цветочков золотых,
что в ветвях цветут густых.

От простуды и от гриппа
лечит лучший доктор...

(Липа) .

Какого цвета у липы ствол? (Черный) . Перед дождем листочки липы прикрывают цветочки. А чем полезна липа? (Цветы лечебные, их заваривают от простуды. Пчелы нам дарят липовый мед) .

Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.

(Рябина)

Чем полезна рябина? (Ягоды – корм для птиц, из них варят варенье) . Варенье какое? (Рябиновое) . Есть примета: если много рябины, то зима будет холодной.

Следующая загадка.

Распустила дева косы
Возле речки у откоса.
И подружкам всем на диво
Моет в речке кудри

(Ива)

Ивы любят влажную землю. Деревья эти высокие, раскидистые, веточки длинные, спускаются вниз, даже ствола не видно. Ива зацветает первой и листья сбрасывает первой. Иву никто не пугает. А оно все равно дрожит.

Лесовичое. Можно я загадаю загадку?

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.

(Клён)

Какой формы листья у клена?

Из чудесного яичка
Вылупляется не птичка -
Не скворец, не голубок,
А малюсенький дубок!

Воспитатель. С какого дерева эти детки? (С дуба) .

Пушистые комочки
Расселись на пруточке.
Весною зацветает,
И Пасху зазывает.

(Верба)

Кто из вас видел, как цветет верба?

(Ответы детей)

Лесовичок. Ребята. Я хочу с вами поиграть. Я раздам вам листочки, а вы найдите с какого они дерева.

Проводится игра «С какой ветки детки» .

Проводится физкультминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня в корзинке. (Орехи) . А где они растут. (На орешнике) .

В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня
В зеленом кафтане.
Богач невелик,

А орешками наделит.

(Орешник)

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим лист орешника. Расскажите о нем.

Скажите, пожалуйста. Орешник это дерево или кустарник. (Кустарник) .

Какие еще вы знаете кустарники? (Ответы детей) .

Воспитатель. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте о каком кустарнике каждая загадка.

Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки
Развешены на ветке.

(Шиповник)

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Куст с шипами,
Ягодки с хвостами
В зеленой одежке
С полосатой стежкой.

От ягодок - хруст,
Что за куст? (Крыжовник)

Что за кустарник ароматный?
Ягод вкус его приятный -
Висят, как черный виноград,
И каждый пробовать их рад!

Давно у вас в саду растет,
Свой дом не бросит, не уйдет,
Теперь его там родина.
Как куст зовут?... (Смородина)

Воспитатель. Живя на даче или в деревне, летом вы ходите в лес. Если в лесу на деревьях хвоя. То это какой лес? (Хвойный) . Если на деревьях растут только листья? (Лиственный) . Что общего в строении и у деревьев и у кустарников? (Корень) . А различия. (У дерева один ствол, а у кустарника несколько, кустарники ниже деревьев) .

Лесовичок. А знаете ли вы, как называется лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор) . Одни березы? (Березовая роща) . Одни дубы? (Дубрава) .

Воспитатель. В березовой роще много… (берез) . В дубраве… (Дубов) . В сосновом бору… (сосен) . На липовой аллее растет много… (лип) .

Лесовичок. Много вы знаете, но нам пора прощаться. Но я хочу вам рассказать стихотворение.

Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,

Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай

И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки

Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,

Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,

Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня

Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!

(Н. Филимоненко)

Лесовичок прощается с детьми и уходит. Дети возвращаются в группу.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему:

"Деревья и кустарники"

(для воспитателей детского сада и родителей)

Воспитывать бережное отношение к природе. Уточнять и закреплять знания о деревьях и кустраниках. Развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли. Способствовать развитию познавательного интереса. Добиваться выразительного чтения детьми стихотворений. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Да это же Старичок - лесовичок!

Старичок-лесовичок (игрушка):

По лесу хожу,

За порядком слежу,

Деревьям помогаю.

Ягодами угощаю.

Ребята, я приглашаю вас всех в гости, а куда - отгадайте.

Есть у ребят

Зелуный друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

Это лес!

Старичок - лесовичок:

Отправляемся в путь! (звучит музыка)

Воспитатель (стих. А.С. Пушкина отрывок их стих. "Осень"):

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец ив золото одетые леса.

Тихо в лесу. Птицы улетели на юг. Деревья стоят в праздничном осеннем уборе.

Отгадайте их названия.

Дети-деревья (загадки, стих-я и рассказы о себе).

1 Ребенок:

Что же это за девица?

не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (ставлю елку) (Елка)

Я. береза. Про меня и песни поют, и хороводы водят, и называют березонька белая, береза кудрявая. У меня кора белая с черными пятнами. И сережки у меня есть, очень красиво они на тоненьких веточках висят. Почки мои любят птицы.

Воспитатель:

Ребята, а чем каждой весной береза нас угощает? (березовым соком)

Есть народная примета: если из березы течет много сока. то лето будет дождливое.
- А что применяют в медицине? (березовые почки)

"Береза" (Лиза Яковенко):
По всемстранам славится
Стройная красавица:
Белые одежки,
Золото-сережки,

С расплетенною косой
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит. (Ставлю осину)

Воспитатель:
- А это что за дерево? (Липа)

3 Ребенок:
- Выросла я, липка
Тоненькой и гибкой.
Медоносным цветом
Зацвету я летом

Я-липка. Из моих цветов вырастут плоды-орешки. Пчелы меня очень любят, мед собирают. Листья у меня как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.

Воспитатель:
- А сейчас Лиза вам загадает загадку:

4 Ребенок:
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут
Берет не найдут (желуди) (показ. иллюстр. дуба)

Я дуб. Меня называют могучим богатырем. Посмотрите, какой у меня могучий ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые. Видите, из-под листьев выглядывают любопытные желуди мои (Ставлю на доску иллюстр. с изобр. "рябины").

5 Ребенок:
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)

Я-рябина. Плоды у меня красные и листья красновато-бурые сейчас. Меня называют деревом-кормушкой, т.к. ягоды мои любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.

Воспитатель:
- Ребята, кто запомнил, чем же полезна рябина? (ее ягоды - корм для птиц, из них варят варенье, джем, компот).

Вы знаете ребята, есть еще народная примета: если много рябины, то зима будет холодной.

Старик-лесовичок:
- Молодцы ребята, вы так много рассказывает о деревьях, а давайте заведем хоровод.

Физкультминутка.
"Малинка"

Воспитатель:
- Посмотрим, отгадаете ли вы названия кустарников? (ставлю изобр.кустарников: маоина, шиповник).

6 Ребенок:
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина)

7 Ребенок:
- Я ни разу так похож,
Как он красив, пригож!
А красивые плоды
Всем пригодны для еды (шиповник)

Воспитатель:
- А что вы знаете о шиповнике? (ответы детей)

Шиповник - родственник обычной розы. Плоды шиповника настоящая сокровищница витаминов. Так, что розы дарят людям не только красоту, но и силу.
- Ребята, шиповник, малина очень полезные ягоды, они полезны от простуды.
- Наварит мама и бабушка вам варенье из малины и вы его едите. Какое оно? (Малиновое)
- А из смородины? (Смородиновое)
- А сварят вам компот из малины, значит, он какой компот? (Малиновый)
- А из смородины? (Смородиновый)
- Что можно делать с ягодами? (варить, мыть, сушить. тереть, есть, срывать, перекручивать).

Рассказ ыоспитателя о кустраниках и деревьях.

Ребята, мы с вами летом ив начале очени ходили в лес на прогулку. Какие там росли деревья? (береза, сосна, елка, липа).
- А как называется лес, в котором растут и береза, и елка и дуб...? (смешанный)
- А если пришли в лес, а там растут только деревья с листьями, то это какой лес? (лиственный)
- А если в лесу на деревьях хвоя, то это какой лес? (хвойный)
- Какие хвойные деревья вы видели в лесу? (ель, сосна)
- Ребята, а что общего и у деревьев и у кустарников? (корень, ветки, листья)
- А чем различаются деревья и кустарники (у дерева 1 ствол, а у кустарника их несколько; кустарник ниже деревьев)

Старичок-лесовичок:
- А знаете ли вы ребята, как называется лес, где растут одни сосна? (сосновый бор)
- А если одни березы? (березовая роща)
- А если одни дубы? (дубрава)
- В парках люди сажают с 2-ух сторон аллеи олинаковые деревья.
- Если тополя, то это какя аллея? (тополиная)

воспитатель:
- В березовой роще, много, каких деревьев? (берез)
- В сосновом бору много? (сосен)
- В дубраве много? (дубов
- На тополиной аллее растет много (тополей)
- На липовой аллее растет много (лип)
- Ребята, и деревья и кустарники щедро дарят нам свои плоды, ягоды, семена. А в народе говорят: "Осень один день целый год кормит". Хозяйки заготавливают на зиму соленья, варенье. Сегодня мы с вами будем варить варенье. И у каждого из вас варенье будет из разных ягод.

Дети выполняют вппликацию
Цель: продолжать учить детей из бумаги сложенный гармошкой, учить создавать композицию на тему: "Ягоды", "Фрукты".

Старичок-лесовичок: (Оценивает результаты детей, спрашивает, что они сварили и как это называется)

Коррекционно-образовательные цели . Расширение представле­ний об изменениях, происходящих в природе осенью. Активизация словаря по теме «Деревья» Совершенствова­ние грамматического строя речи (образование существительных в форме родительного падежа с предлогом, согласование прилага­тельных с существительными в роде и числе ).

Коррекционно-развивающие цела. Развитие длительного выдо­ха, речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляци­онной, тонкой и обшей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели . Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, игра «Разноцветные листья», контейнер с цветными карандашами, контейнер с перыш­ками.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Сядет тот кто назовёт дни недели.

II.Основная часть.

1. Игра «Разноцветные листья» . [Расширение и активизация словаря по теме «Деревья» (относительные прилагательные). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы существительных в родительном падеже с предлогом с, со­гласование прилагательных с существительными в роде и числе).]

Логопед помещает на наборное полотно два листа картона, на которых изображены клен, каштан, рябина, дуб, сосна, ель.

Логопед. Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Пока­жите и назовите их.

Дети по очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют деревья. Логопед раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев. Карточки снабжены «липучками».

Логопед. А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, закрепить листок рядом с этим деревом и вспомнить, какой это листок.

1-й ребенок. Этот листок упал с клена. Кленовый листок.

2-й ребенок. А этот листок упал с рябины. Рябиновый лис­ток.

3-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.

4-й ребенок. Эти иголочки с елки. Еловые иголки.

5-й ребенок. А эти иголочки с сосны. Сосновые иголки.

6-й ребёнок. А этот листок упал с берёзы. Берёзовый листок.

7-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.

Логопед. С какого же дерева упал последний листок?

Дети. С каштана.

Логопед. Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить. А теперь представьте, какого цвета листья де­ревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки. Это - зеленые еловые иголки.

1-й ребенок. Красный кленовый листок.

2-й ребенок. Оранжевый рябиновый листок.

3-й ребенок. Коричневый дубовый листок.

4-й ребенок. Зеленые сосновые иголки.

5-й ребенок. Желтый лист каштана.

6-й ребёнок. Жёлтый берёзовый листок.

7-й ребёнок. Коричневый дубовый листок.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием.

2. Общая артикуляционная гимнастика.

Логопед приглашает детей к зеркалу и проверяет, правильно ли они сели, а затем предлагает сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики.

Логопед. Давайте сделаем упражнение «Пузырь». Плотно сомкните губы. Надуйте щеки. Медленно выдавливайте кулаками воздух? через плотно сжатые губы. Посмотрите, как я делаю это упражнение.

Дети выполняют упражнение три раза. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.

Логопед. Следующее упражнение называется «Шарики». Попробуйте набрать воздух то под одну, то под другую щеку при плотно сомкнутых губах. Посмотрите, как это делаю я.

Дети вновь выполняют упражнение три раза. После каждого вы­полнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и про­глотить слюну.

Логопед . А теперь сделаем упражнение «Маятник».

Широко откройте рот, вытяните язык, напрягите его, касайтесь острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ. Следите, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не дви­галась нижняя челюсть. Посмотрите, как это упражнение делаю я.

Дети выполняют упражнение три раза под контролем логопеда. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.

Логопед. Вы очень хорошо выполнили все упражнения. Молодцы!

3 . Работа в тетрадях [Развитие . Профи­лактика нарушений письменной речи. Активизация словаря по теме «Деревья » (относительные прилагательные ). Совершенство­вание грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе )]

Логопед раздает детям тетради. Ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Что вы видите?

Дети. Листочки.

Логопед. Изображения листочков наложены друг на друга для того, чтобы задание было сложнее выполнять. Но сначала по­слушайте стихотворение.

Он до поздней осени

Весь стоит зеленый.

Значит, он выносливый.

Значит, закаленный.

Дети. О дубе.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. На дубе листья долго остаются зелеными.

Логопед . Обведите дубовый листок пальчиком.

Дети выполняют задание.

Логопед. А теперь возьмите зеленый карандаш, обведите и раскрасьте листок.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они правильно сидели и правильно держали карандаш.

Логопед. А второй листок вы узнали?

Дети. Это кленовый листок.

Логопед. Каким он может быть осенью?

Дети. Красным.

Логопед. Обведите кленовый листок красным карандашом.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какой листок получился?

Дети. Красный кленовый листок.

Логопед. Хорошо. Закройте тетради.

Логопед убирает тетради и карандаши.

4. Подвижная игра «Листья». [Координация речи с движени­ем. Совершенствование умения прыгать с продвижением на нос­ках ног.]

Логопед приглашает детей на ковер, где лежит кольцо из веревки.

Логопед. Давайте представим, чтобы мы превратились в осен­ние листья. вспомним Только на этот раз листья будут кружиться вокруг лужи, которую мы обозначим синей веревочкой, на опушке леса.

Дети выполняют упражнение.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в сто­роны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают. И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках.

5. Упражнение «Лебединые перышки». [Развитие силы и дли­тельности выдоха. Закрепление представлений об изменениях, происходящих в природе осенью ]

Дети и логопед остаются стоять на ковре. Логопед достает контейнер с белыми перышками.

Логопед. Напомните, что происходит осенью в жизни пере­летных птиц. Начните ответ со слов перелетные птицы.

Дети. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Логопед. Почему они это делают?

Дети. Осенью становится холодно, прячутся насекомые, по­гибают растения, птицам нечем питаться.

Логопед. Правильно. Названия каких перелетных птиц вам известны?

Дети. Гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи.

Логопед. Над лесом, где мы с вами сегодня гуляем, проле­тела стая лебедей. Лебеди потеряли вот эти перышки. Возьмите по одному перышку, положите его на ладошку. Держите ладошку на­против рта. Давайте подуем на перышки так, чтобы они закружи­лись в воздухе. Делайте вдох и выдох по моей команде. Не наду­вайте щеки.

Упражнение проводится 3-4 раза, чтобы не спровоцировать го­ловокружение у детей.

6. Упражнение «Будь внимательным. (Развитие речевого слуха, памяти, мышления ).

Логопед . Теперь я хочу проверить, насколько вы внима­тельны. Сейчас я буду произносить слова. Постарайтесь их запом­нить и определить, какое из этих слов не имеет отношения к осе­ни. Дождь, листопад, метель, гриб. Какое слово лишнее? Почему вы так думаете?

Дети. Лишнее слово метель. Метель бывает зимой.

Логопед. Дуть, опадать, собирать, загорать.

Дети. Лишнее слово загорать. Люди загорают летом.

Логопед. Дождливый, пасмурный, морозный, золотой.

Дети. Лишнее слово морозный. Морозные дни бывают зимой.