Портрет со сложным освещением. Фотосъемка при естественном освещении

Естественное освещение создает идеальные условия для рождения ярких, живописных кадров. Перед фотографом открываются возможности игры с тенями, контрастами, световыми акцентами. Но вместе с тем под открытым небом снимать сложно, необходимо учитывать особенности каждого из временных периодов и в соответствии с этим комплектовать свой фоторюкзак.

Хотите, чтобы ваши творческие задумки эффектно вписались в пространство кадра, учитывайте характеристики конкретного времени суток и будьте готовы к погодным капризам. В статье подробно распишем периоды активности солнца и дадим полезные советы по фотосъемке.

Естественное освещение

От освещения зависит цвет, контрастность, яркость, характер снимка, его эмоциональная выраженность. Даже самая удачная композиция может потерять свою художественную идею. Размытый контур, мутация цветовой палитры, потеря концептуальных акцентов - к таким последствиям может привести неправильно “пойманный” свет.

Давайте разберемся, от чего зависит естественное освещение, как добиться оптимальных условий съемки:

  • Обратите внимание:
  • Даже летом в Сибири свет в зените не будет таким ярким, как, к примеру, в Сочи. Планируя фотосессию в выбранном вами месте, учитывайте эти особенности.
  • Метеорологические характеристики. Как не крути, но под открытым небом съемкой верховодит погода. В ясный день освещение позволяет сделать яркие, контрастные, выразительные кадры. Цвета будут сочными, каждая деталь композиции выполнит свою художественную роль. Как только тучи стянут небо, запустится процесс преломления лучей, освещение станет приглушенным, тусклым.

Но, как говорится, у природы нет плохой погоды. И в дождливый день у вас будет возможность сделать интересные снимки. Буйство стихии - ветер, молнии, плачущее небо - обладает особенным настроением. Фотографии получаются вдумчивыми, атмосферными.

  • Дополнительное освещение. Этот фактор важно учитывать при съемке в сумерки, когда солнце уже спряталось за горизонтом, но еще подсвечивает небосклон. Эффектно получаются снимки водной глади на побережье. В кадр можно впустить силуэт человека и сбоку его искусственно подсветить. В темное время суток все зависит от того, что вы хотите получить на фото.
  • Для фризлайт задумок дополнительное освещение станет врагом. Оно не требуется и для городских пейзажей на длинной выдержке. Фотографируете человека, событие, делаете репортажную съемку - без подсветки не обойтись.

Временные периоды съемочного дня

Классификация основана на поведении солнца, его высоте над землей. Планируя фотосессию под открытым небом, профессионалы ориентируются на 4 временных промежутка.

Закат и рассвет

Период низкого стояния солнца - один из самых излюбленных. Ранним утром (летом это время с 4.10 до 4.30), когда небо мягко освещается лучами проснувшегося светила, через объектив можно тонко передать все живописные нюансы пейзажа. Почему освещение в это время суток так ценится фотографами?

Все дело в положении солнца, длине его лучей и спектральной плотности. Появившись над горизонтом под углом в 15 градусов, лучи равномерно распределяются на поверхности земли, оставляют длинные тени.

Ландшафт местности смотрится в красивом объеме, рельефный, красочный, с четко прорисованными деталями - идеальные условия для качественного пейзажного снимка. Но поправка: только в ясную, безоблачную погоду. Между объективом и солнцем появились тучи или плотные облака - исчезнут тени, снимок потеряет контрастность, сочность.

Утреннее время

Этот период отлично подходит для фотосессий на природе. Детские дни рождения, пикники, спортивные активности, репортажи с места событий. В хорошую погоду снимки получаются четкими, красочными, каждый элемент пространства кадра - на своем месте, в контрастно выраженной фактуре.

  • Солнце еще не поднялось высоко, и у вас есть возможность красиво поиграть с тенями.

Эффектные фотографии можно сделать с брызгами воды. Они обретают серебристое свечение, искрятся на солнце. Чтобы остановить капли в воздухе, застопорить динамику момента, профессионалы рекомендуют снимать на коротких выдержках. Пробежка в парке, прогулка с собакой, игры в мяч - утренние часы до 12.00 отлично подходят для кадров в движении.

Обеденное время

В периоде с 12.00 до 15.00 солнце находится на пике активности, в зените. Небесное светило поднимается над землей под углом в 70 градусов, что приводит к резким контрастам. Горизонтальные поверхности становятся засвеченными, а вертикальные - слишком темными. Лучи бьют в верхнюю точку объектов, лишая цветности фронтальные стороны. Фотографы стараются избегать этого времени суток, предпочитая подождать вечера или успеть завершить фотосет до полудня.

Если время не терпит и вам нужно срочно сделать снимок, спасет ситуацию дополнительная подсветка или отражатели. Но человеку, которого вы будете таким образом фотографировать, будет очень некомфортно: палящее солнце и искусственный свет слепят, режут глаза.

Сумерки

Идеальный период для романтического фото, love-story, неспешных прогулок, городских пейзажей. Солнце под углом 60-50 градусов садится за горизонт и открывает новые возможности для съемки. Освещение становится мягким, рассеянным, равномерно распределяет тени, цвета объектов обретают приглушенные, но все еще насыщенные оттенки. Пока солнце окончательно не скрылось за пределы неба, фотографируйте людей.

  • Внимание!
    С темным фоном лица получатся засвеченными, силуэты размытыми. Ночное время идеально для съемки городских пейзажей на большой выдержке. Мосты, очерченные искрящимися лучами фонарей, дороги с автомобилями, улицы и кафе с заманивающими витринами. Пока солнце спит, у города начинается вторая жизнь.

Характер освещения

Теперь рассмотрим разновидности освещения по интенсивности, спектральной плотности и направленности лучей. От этого напрямую зависит композиция кадра. Выделим три основных типа:

  • Направленное. К этой категории относятся прямые солнечные лучи. Один из нюансов, которого необходимо избегать, - темные тени. Направленные лучи хорошо освещают объект, сохраняют сочность оттенков и при этом лишают композиционные элементы кадра красивой, плавной рельефности. Тень получается слишком контрастной. Исправить это можно с помощью отражателей или дополнительной искусственной подсветки.

  • Рассеянное. Здесь противоположный эффект. Лучи солнца, преломленные сквозь тучи и облака, лишают объекты съемки контрастности. Предметы теряют свои тени, в кадре становятся плоскими. Меняется и цветовое восприятие, яркие оттенки становятся приглушенными. При таком освещении хорошо снимать художественные фото с эффектом размытия: туманы над рекой, повисшие на вершинах горы облака.
  • Комбинированное. Оптимальный тип освещения, сочетающий в себе преимущества рассеянного и направленного света. Снимок эффектно отражает предметы с полутенями, красиво очерченным рельефом, цветовой палитрой, контрастностью. Каждый элемент композиции выполняет свою роль. При этом освещении можно снимать как статичные кадры, так и в динамике.

Варианты освещения

Стоит выделить разновидности освещения со стороны фотоаппарата, которые обладают своими художественными, композиционными и экспозиционными особенностями:

Переднее или на профессиональном языке - фронтальное

Объекты освещаются под прямым углом, линейно. Это позволяет точно передать цветовые характеристики элементов композиции, выделить их силуэт. Тени при этом контрастные, без плавных переходов в полутонах. Фронтальное освещение при съемке на природе позволяет эффектно запечатлеть пейзажи, городские сюжеты, когда в кадре множество красок и деталей.

Передне-боковое и боковое

Идеально очерчивает предметы, задает им красивые контуры, податливо в управлении тенями. Кадр улавливает плавные переходы тонов и полутонов. Цветность не меняется, а появляется объемная рельефность. При этом освещении особенно удачно получаются архитектурные и арт-объекты, красивые здания, памятники, силуэты людей.

Контровое или контурное

Солнце обращено к объективу. В таких условиях фотограф может контрастно выделить очертание предмета на светлом фоне. Объект теряет тени, точнее они меняют свою сторону - перемещаются на передний план. Новички стараются избегать контрового освещения, а профессионалы намеренно используют его для создания концептуальных художественных кадров.

Съемка человека при естественном освещении

Человек задает фотографии жизнь, динамику, вносит в композицию смысловую нагрузку, характер, темперамент. Фотосессии на улице располагают множеством интересных решений. Но для красивых и качественных кадров необходимо учитывать не только фон. Одна из важнейших составляющих - освещение. В помощь начинающим фотографам дадим полезные советы, как правильно снимать человека под открытым небом:

  • Выбирайте ракурс, который целостно захватит фон, расположит силуэт в нужном месте и сделает композицию органичной и сбалансированной;
  • Избегайте пересвета зданий, на фоне которых снимаете человека. Силуэт при этом получится темным, а строение потеряет свои архитектурные черты, объем;
  • При передне-боковом освещении используйте эффект отражения от плоскости. Расположив человека рядом со стеной, поверните лицо чуть в сторону здания. Так солнечные лучи красиво и емко распределятся по всему силуэту, придадут красивую рельефность без мутации цвета.
  • Усложняют фотосъемку густые деревья в парках. При дневном освещении расположив человека под густыми ветвями, вы получите в кадре множество бликов на лице и пятен (микротеней от листьев). Идеальное место для фотосессии на природе - светлые поляны и опушки.

  • Снимая человека в полдень, когда солнце в зените, следует использовать отражатели или дополнительные источники света. Иначе тени получатся слишком резкими, лицо будет пересвечено, цветность поменяет свою гамму. Профессиональные фотографы избегают этого времени суток.
  • Самые оптимальные периоды - утренние часы с 9 до 12 и вечер перед закатом.

В выборе времени для фотосессии ответьте на вопрос, что хотите выразить в снимке, какая перед вами стоит задача. Для пейзажей идеальны рассветы и закаты. Люди красиво и выразительно получаются в утреннее время. Город эффектен в вечерние часы. Для фризлайта лучшее время - ночь. Изучите особенности каждого типа и характера освещения и запаситесь дополнительными фото-инструментами, которые помогут осуществить ваши задумки в жизнь.

Студийная фотосъемка с каждым годом становиться все более востребованной. Неудивительно, так как в фотостудии можно воссоздать любые условия для хорошего фото. Также здесь нет никаких внешних негативных факторов, которые могут испортить снимок. Но в фотостудии создать качественную фотографию тоже не просто. Существует масса нюансов, которые обязательно нужно учитывать.

Даже начинающие фотографы знают, насколько важную роль при создании фотографии играет правильное освещение для фотостудии. Оно может, как подчеркнуть лучшее на фото и сделать шедевральные снимки, так и окончательно испортить вид на первый взгляд идеальной модели. Грамотное освещение практически обеспечивает и гарантирует качественно сделанную фотографию.

Виды освещения в фотостудии

Существует несколько видов освещения в фотостудии. Основные из них:

  • Жесткое освещение. Отличается глубокими тенями, делает фото более ярким и насыщенным.
  • Мягкое освещение. Отличается отсутствием ярко выраженных теней, равномерно распределяется по всему снимку.

Также выделяют два типа студийного освещения:

  • Светотеневое. При таком выборе освещения хорошо выделяется фактура и форма объекта, который будет на снимке. Лучше подходит этот вариант для съемки неодушевленных предметов. Используют для такого эффекта рефлекторы (читайте о них тут) и тубусы.
  • Тональное. Не создает резких грубых теней, создается с помощью фотозонтов и софтбоксов. Часто применяется для портретной съемки.

По своему назначению свет в студии может быть рисующий, заполняющий, фоновый и контровый и моделирующий.

Классическая схема построения освещения для фотостудии

Рисующий. Рисующий свет является основным и главным в фотостудии. Как правило, он самый яркий из всех источников. Он отлично выделяет необходимые черты и детали на фотографии. Рисующий свет может быть жестким и мягким. Обычно его располагают спереди объекта и сбоку.

Заполняющий. Этот свет позволяет сделать немного мягче тени, делает фотографию менее насыщенной и контрастной, добавляет нежности и тепла. Заполняющий свет располагают позади основной камеры или рядышком. Такой свет создают с помощью софт-боксов или отражателей.

Фоновый. Этот свет в основном нужен для отделения фона и переднего плана, для создания некого пространства между ними. Фоновый свет придает изображению большую глубину и нужный объем.

Обычно для этого эффекта используют источники жесткого света, которые устанавливают для освещения фона. Также используют шторки, фильтры и т.д.

Контровый. Этот свет существует специально для создания акцентов на нужных деталях или объектах. Благодаря контровому свету, можно подчеркнуть нужную вещь на фото. Часто используется при рекламных съемках. Его расположение меняется в зависимости от того, что именно хочет выделить фотограф.

Моделирующий. Такой свет подсвечивает отдельные участки фотографии, создает необходимые блики.

Основные источники света

Освещение в студии создается многими видами осветительной техники. Основные источники делятся на импульсивные и источники постоянного света.

Импульсивный свет

Это краткосрочные вспышки, используются только в фотографии. Этот источник создает очень мощный импульс света во время съемки. В основном импульсивный свет создается с помощью двух лампочек: одна обычная галогенная не яркого света, а вторая – импульсная, которая ярко освещает объект на фото. Отметим, что применение галогенных ламп возможно только с понижающим трансформатором, о котором читайте .

Импульсивные светильники для фотостудии бывают: моноблоки, которые питаются от сети, состоят из блока питания, лампы и накопителя и управления в одном мощном корпусе, и генераторные системы, в которых лампы находятся отдельно от всего и подключаются проводками. Такие системы являются очень удобными для фотостудии, так как можно одновременно настраивать источники света, которые могут находиться в разных, часто труднодоступных местах.

Импульсные источники света для фотостудии

Постоянный свет

Используют его как при создании фотографии, так и при видеосъемке. У него есть свои преимущества, так как фотограф имеет возможность видеть все изображение в постоянном освещении.

Постоянный свет используется крайне редко, так как потребляет огромное количество электроэнергии и несет большое количество тепла в прямом смысле этого слова.

Иногда его используют для создания фото неодушевленных предметов.

Как правило, источниками постоянного света для фотостудии являются . Также нередко применяются , однако следует тщательно подходить к их выбору, поскольку в некачественных лампочках наблюдается мигание, которое хоть и не заметно, но может повлиять на фотосъемку. Самым же экономичным вариантом для постоянного света являются . Они не только обладают множеством преимуществ в сравнении с аналогами, но и могут легко настраиваться по яркость за счет встроенных диммеров, о которых читайте в .

В основном в фотостудиях используют импульсивное освещение. Но также существует пассивное световое оборудование. Это комплект освещения для фотостудии, в который входят отражатели (ткань, натянутая на прочный каркас), они сами по себе не являются прямым источником света, но отражают его. Также используют в фотостудии различные насадки, которые формируют свет. Чаще всего для рассеивания света используют такие зонты, которые дают мягкий свет, софтбоксы и октобоксы (отражатели разной формы). Также популярны цветные шторки, которые регулируют мощность вспышки, лайтбоксы, в которых осуществляется съемка и штативы.

Пассивное световое оборудования фотостудии

Как оценить правильность построенной экспозиции освещения

Для получения качественных фотографий нужно правильно построить световую экспозицию. Для оценки расстановки освещения используют такие приборы:

  • Экспонометр – показывает свойства диафрагмы и выдержки в импульсных вспышках, не актуальный с переходом на цифровую технику.
  • Флэш-метр – показывает соответствие силы ведущей и заполняющей вспышек, работает с импульсным освещением.
  • Гистограмма яркости – график яркости с разделением на полутона. С её помощью можно определить, как можно улучшить фотографию.
  • Переэкспонирование областей – помогает определить области, на которых слишком много света и по этим данным можно отрегулировать мощность источников света для получения более качественных снимков.

Как выставить свет в фотостудии

Многие профессиональные фотографы считают, что не придумали еще идеальной световой схемы освещения в фотостудии. На сегодняшний день их существуют тысячи разных. Отталкиваясь от основных схем, фотограф сам должен регулировать уровень освещения. Но, все же, существует несколько классических, проверенных временем вариантов того, как ставить свет в фотостудии.

Голливудская

Наиболее распространенная расстановка света в фотостудии при портретных съемках. Она довольно проста, удобна, часто её используют успешно годами, ничего не меняя. Также она подойдет как основа для начинающих фотографов, так как для её воплощения используется небольшое количество техники и не требуется много времени. Отлично подойдет для стандартных фотографий без излишеств.

В голливудской схеме поставки света в фотостудии используют рисующий свет, который устанавливают чуть выше головы и немного сбоку. Угол между человеком, которого снимают, фотоаппаратом и источником света сбоку должен быть 45 градусов. Также используют импульсные осветительные приборы, которые находятся позади фотографа. Мощность этого света должна быть в разы меньше, чем рисующий свет. Нужный уровень мощности определяется экспериментально.

Голливудская схема постановки света

Высокий ключ

В этой световой схеме практически отсутствуют грубые тени, тона, которые используют очень нежные и светлые. Из необходимой техники применяют рисующий свет над камерой и два осветителя фона, которые устанавливают выше по экспозиции, чем предыдущий источник. Они находятся позади модели и направлены исключительно на фон.

Отличительной чертой этого варианта освещения является огромное количество яркого света со всех сторон.

Это отличный выбор для студийных съемок маленьких деток, счастливого семейства, милых животных. Также его часто используют для создания снимков обнаженной натуры.

Схема постановки света «Высокий ключ»

Низкий ключ

Создает необходимую драматическую атмосферу, придает таинственности. При такой световой схеме используют темный фон. Из осветительных приборов включены максимум два источника. Используют контровый акцентирующий свет, который чаще всего установлен сбоку. Такая световая схема часто используется для создания устрашающих сюжетов, например для фильмов ужасов, депрессивных фотографий и отдельных линий оголенного тела.

Правильное и хорошее освещение – залог качественной фотографии. С правильным выбором осветительных приборов даже начинающий фотограф-любитель сможет создать уникальные снимки, которые будут завораживать своей красотой. Особенно это важно при съемке в фотостудии. Качественное освещение поможет создавать шедевры в мире фотографии.

В статье повествуется о том, как можно сделать качественный портрет в студии, пользуясь только двумя источниками света, белыми зонтами, портретной тарелкой, белым и черным бумажным фоном и портретным отражателем.

Не стоит себя тешить тщетными ожиданиями того, что изучив данные методы, вы сразу научитесь делать снимке на уровне великих фотографов.
Однако, данный материал существенно расширит знания по применению студийного освещения и даст толчок к саморазвитию и изучению нового материала.

В статье будут описаны методу постановки света только двумя источниками. Почему так? Почему не три? Всё просто. Во-первых, большое количество света не всегда влияет на качество снимка. Во-вторых, овладев техникой работы с двумя источниками, легко можно перейти к работе с тремя и более вспышками. В третьих, чаше всего в студиях бывает только два источника света. Это можно считать базовым минимумом, но он часто бывает и максимумом. В домашней студии, где ограничено пространство, и, как правило, бюджет, два источника света - это норма.

Первая схема.

Использование одного источника света (рефлектор «тарелка» + моноблок), а также белый фон из бумаги позволяют получить жесткий рисунок теней и света. Переход света и тени получается четким и резким. Для достижения такого эффекта модель должна стоять очень близко к фону. Благодаря этому источник света, располагающийся фронтально, будет создавать плотную тень на бумажном белом фоне. Моноблок можно располагать на различной высоте. Чем он будет располагаться выше, тем тень будет длиннее. Удобнее всего будет использовать стойку «журавль». Она позволит устанавливать свет напротив модели, и стойка не будет мешать съемке.

Вторая схема.

Эта схема с одним источником света. Будет использоваться моноблок и белый зонт «на просвет». Фон для модели будет черным. При этой схеме можно сделать портрет, на котором освещение модели будет реализовано только с одной стороны. Такое освещение добавит портрету глубину и выразительность, однако не любой модели подойдет такое освещение. Модель должна быть несколько удалена от фона, а моноблок находится на уровне её головы.

Третья схема.

Используем два моноблока с белыми зонтами «на просвет» и бумажный фон белого цвета. Освещение устанавливаем и направляем диагонально к модели. Главный источник освещения располагается слева. Он рисует мягкую светотень. Дополнительное освещение устанавливается справа за моделью и освещает фон. Дополнительный источник в такой схеме будет устранять провалы в тенях справа, и создавать контровое освещения, придавая объем снимку. Модель располагается в три четверти к фону. Основной источник света располагается на уровне лица модели или немного выше, а дополнительный на уровне плеч. Дополнительную своеобразную атмосферу создало мокрое стекло, через которое был сделан снимок.

Четвертая схема.

Эта схема использует освещение и фон аналогично прошлой схеме. Свет устанавливается по обе стороны от модели под углом 45 градусов. Оба они выполняют функцию заполнения сцены светом. Это создает мягкое освещение. Глубоких теней при такой схеме не будет. Из-за недосвеченности белый фон становится слегка серым. Чтобы исключить фон из кадра, можно кадрировать портрет.
Снимая портреты в стиле «Beauty» хорошо использовать портретный отражатель. Данный снимок демонстрирует преимущества этого аксессуара. Отражатель позволяет гибко настраивать тени на лице и шеи модели. В примере использовался не большой отражатель диаметром 32 дюйма, серебряного цвета. Он был расположен по центру кадра на уровне груди.

Пятая схема.

Два моноблока с белыми зонтами «на просвет» устанавливаются по диагонали к объекту съемки, который располагается на черном фоне. Главным источником будет тот, что слева. Он создаст на лице модели теневой треугольник. Такую схему часто называют — «треугольник». Контровый свет создает второй источник. Он подсвечивает фигуру и волосы модели, а также придает объем. Засвет фона делает его не черным, а сероватым, но от этого снимок только выигрывает, так как серый намного легче воспринимается, он более нейтрален.

Шестая схема.

Схема реализует использование двух моноблоков и зонтов «на просвет» с бумажным белым фоном. Свет устанавливается по обе стороны от модели и светит под углом 90 градусов. Оба моноблока работают как заполняющий свет. Светотени получаются мягкими, но по центру тень приобретает глубину. Эта схема добавляет выразительность снимку, но может быть приемлема не для всех моделей. Белый фон становится сероватым.

Седьмая схема.

Эта схема демонстрирует использование двух моноблоков и одного белого зонта «на просвет», а также черного бумажного фона. Оба моноблока располагаются слева и справа от модели. Главный источник ставится фронтально к модели и будет выполнять заполнение кадра светом. Благодаря ему будет достигнуто равномерное заполнение кадра светом. Второй моноблок устанавливается справа, немного за моделью. Он создаст контровое освещение, подсветит фигуру и добавит немного жесткости и объема. Для рассеивания светового потока применяется чашка, которая поставляется в одном комплекте с моноблоком. она позволяет получить жесткие переходы от света к тени. Контровой источник света выполняет еще одну функцию. он прорисовывает мелкие брызги воды.

Восьмая схема.

Два моноблока с белыми зонтами «на просвет» устанавливаются за моделью и направляют свой свет на белый фон. Угол падения света - 45 градусов. Оба источника создают мягкий силуэт модели. Белый фон и заполняющий свет делают модель слегка засвеченной. Незначительные детали скрыты в тенях, но черты лица различимы. В данной схеме применима тонировка фона. В нашем примере розовый создал нежность и теплоту.

Девятая схема.

Данная схема требует большего количества аксессуаров. Понадобятся: два моноблока, рефлектор «тарелка», стандартная чашка, а также белый фон. Располагаем оборудование согласно схеме. «Тарелка» устанавливается фронтально выше глаз модели. Это даст рисунок теней на лице модели напоминающий бабочку. Иногда эту схему называют «голливудский портрет» из-за того, что в киноиндустрии многие портреты сняты таким образом. Более высокое расположение рефлектора даст более длинную тень от носа. Фон за моделью располагается на расстоянии около одного метра. Из-за этого тень падает на фон, и кадр становится более плотным. Плотность кадра можно регулировать отдалением или приближением модели к фону.
Для этой схемы хорошо подойдет стойка «журавль», которая не будет мешать фотографу при съемке. Дополнительный свет устанавливается за моделью на одном уровне с плечами. Он создает контровой свет. Этот свет прорисовывает фактуру волос и придает объем.

Десятая схема.

Эта схема практически полностью повторяет четвертую. Расположение оборудования такое же. Единственное отличие - это отсутствие импульсов света. Для примера был снят портрет только с пилотным светом. Благодаря маленькой мощности света можно делать снимок с намного меньшей глубиной резкости.

Схем постановки света в студии при съемке портрета очень много. Приведенные десять примеров призваны облегчить постижение техники освещения. Любой начинающий фотограф найдет в этих схемах для себя что-то новое.

На основе материалов с сайта:

И используемое при этом .

При фотосъемке портрета в помещении, в частности в студии, фотографы используют различные схемы размещения осветительных приборов. : основной свет, заполняющий свет, контровой свет и подсветка фона мы уже рассмотрели.

Схемы освещения, как изобразительное средство при фотосъемке портрета.

Ясно, что на практике расположение осветительных приборов, участвующих в создании тех или иных эффектов освещения может быть различным. А вот какой эффект освещения создать фотограф решает исходя из своей художественной задачи, при этом он учитывает характер снимаемой модели, расположение ее относительно фотоаппарата (поворот, направление взгляда и т. д.).

Рассмотрим наиболее популярные, «модные» используемые при фотосъемке портрета .

  1. Рембрандтовское освещение портрета (Rembrandt Light).

Является выгодным, когда производится фотосъемка портрета мужчин. Оно создает эффектный светотеневой рисунок. Получило свое название от приемов освещения, которые использовали художники прошлого. В студии Рембрандта сверху, в потолке было встроено специальное окошко, ченрез которое падал свет на модель, с которой художник писал портрет.

Отсюда основной чертой данного вида освещения является то, что основной рисующий свет направляется на портретируемого сверху, сбоку. При этом портретируемый сидит повернувшись в пол-оборота от фоткамеры, а основной свет освещает лицо с противоположной от фотоаппарата стороны. Таким образом, ближняя к фотоаппарату строна лица оказывается частично затененной. Под глазом, находящимся ближе к фотографу, образуется затененная треугольная область. Нужно тщательно выбирать высоту основного осветителя и угол направления освещения для того, чтобы эта затененная область не получилась слишком большой.

Заполняющее освещение можно не использовать, если желательно получить контрастный светотеневой рисунок. Если тени получаются излишне глубокими, то можно их смягчить заполняющим светом. При этом источник заполняющего освещения располагается рядои с фотоаппаратом.

Источник контрового освещения располагают с противоположной от основного стороны и направляют на волосы таким образом, чтобы этот свет не падал на лицо, т. к. могут возникнуть пересветы в отдельных местах.

Можно подсветить фон также с противоположной от основного осветителя стороны. Тогда теневая часть лица будет более рельефно выделена относительно фона.

Все вопросы относительно того какой свет использовать, какой нет фотограф решает сам, как ему нравится. Догм в данном вопросе нет. Но при любой схеме освещение портрета должно быть таким, чтобы не возникало двойных теней. Если Вас, конечно, интересует реалистичная фотосъемка портрета. Для этого сила света от используемых источников должна быть сбалансированной, т. е. Основной свет по яркости должен существенно превосходить свет от других источников, играющих вспомогательную роль. Достаточно при этом основной источник освещения расположить ближе к объекту съемки, памятуя, что освещенность от одинаковых источников падает в зависимости от квадрата расстояния.

2.Узкое или короткое освещение портрета (Split Light). Также, как и при Рембрандтовском освещении основной источник света освещает часть лица с противоположной от фотоаппарата стороны, с той стороны куда повернута голова портретируемого. Но в отличие от Рембрандтовского освещения, свет напрвляется не сверху, а сбоку (источник основного света приближен к фону и освещает фигуру сбоку) на уровне глаз портретируемого.

Источник заполняющего освещения также находится возле фотоаппарата.

3. Широкое освещение портрета (Broad Light) противоположно короткому. Основной источник света освещает ближнюю к фотоаппарату сторону лица, повернутого от фотоаппарата. Ближняя к фотоаппарату сторона лица получается освещенной, а дальняя затененной.

4. Освещение портрета «бабочка» (Butterfly Light) – очень модное освещение, используемое для получения гламурных фотографий.

Основной источник освещения устанавливается возле фотоаппарата напротив лица и освещает модель несколько сверху. При этом под носом создается треугольная тень. Нужно следить за высотой расположения основного источника света, чтобы тень под носом не получилась слишком большой, вплоть до рта.

Этот вид освещения создает мягкий рисунок изображения, сглаживает мелкие недостатки на лице, и поэтому столь популярен. Нужно только учесть, что при этом подчеркивается рисунок ушей, поэтому этот вид освещения может быть неприемлем в тех случаях, когда уши выделять нежелательно. В частности он не годится при фотографировании модели, если у нее волосы стянуты в пучок сзади и открыты уши.

125896 Студийная фотография 0

Интересная это все-таки тема - съемка в фотостудии: студийный свет, схемы освещения, примеры использования... Если поискать в интернете, вы найдете множество статей на эту тему.. Но для начала вспомним, какие виды света используются при фотосъемке.

Студийная (или ее еще называют павильонная) съемка проводится в помещении, при котором используется искусственное освещение. Количество и мощность применяемых при этом источников света должны соответствовать величине освещенности, необходимой для получения высококачественного снимка. В соответствии с этими требованиями регулируется сила света осветительных приборов, их расстановка, что позволяет решать композиционные задачи, получая различные по характеру эффекты освещения.

Виды источников света

Главную роль в формировании предметов играет рисующий свет , выявляющий их скульптурно-объемную пластику. Умело используя такой свет, фотограф может выделить важнейшие элементы композиции и оставить в тени второстепенные. Соотношение света и тени, т. е. создание светового баланса, также определяется силой источника рисующего света, который создается при искусственном освещении приборами направленного света.

Если же тени, созданные рисующим светом, не несут в себе декоративного начала или смысловой нагрузки, они могут быть высветлены заполняющим светом . Он создается источниками рассеянного света и вместе с другими видами освещения, в первую очередь моделирующим светом, определяет степень контрастности изображения. Заполняющий свет равномерно освещает объекты съемки и помещение, создает уровень освещенности, необходимый для удовлетворительной проработки деталей, и видимых теней не создает.

Моделирующий свет несет функции дополнительного заполняющего света (подсветка теней), для чего применяются слабые приборы рассеянного света. Нижний моделирующий свет смягчает, сглаживает резкие тени от основного (рисующего) верхнего источника света. Моделирующий свет может подчеркнуть пластику объемов, создавая на них игру бликов и рефлексов, т. е. местных отражений от различных участков поверхностей и окружающих предметов, причем их форма, цвет и интенсивность могут регулироваться.

Фоновой свет служит для освещения фона, для чего обычно применяются приборы рассеянного света.

Контурный свет создает вокруг снимаемого объекта световой контур. Этот контур должен быть ярче светлой части освещенного объекта и участка фона, на который он проецируется. Контурный свет может стать выразительной частью композиции.

Эффектный свет создаст на элементах фото композиции блики и тени заданной формы, цвета и интенсивности, как правило, воспроизводящие эффект сильнодействующего источника света, расположенного над границами кадра.

Выравнивающий свет освещает теневые части объекта съемки и никогда не создает теней на участках, освещенных основным направленным или рисующим светом.

При съемке практически никогда не используются все виды освещения одновременно, достаточно двух или трех.

«Наиболее мощный источник света, который определяет характер освещения, создает основной рисующий свет; подсветку теневых участков объекта обеспечивает источник рассеянного, заполняющего света. Часто используют контровой свет, эффективно очерчивающий контуры предметов световыми бликами. В ряде случаев фон освещают отдельно, для чего применяют источник фонового света. Может быть так же использован моделирующий свет, помогающий выразительно осветить отдельные участки объектов.

Чтобы использовать эти пять видов освещения, необходимо пять источников света. Но в большинстве случаев достаточно бывает двух-трех осветительных приборов для основного, заполняющего и контрового света при условии, что выбранный фон - светлый, находится недалеко от объекта и не требует специального освещения.»

А. Симонов, журнал «Советское фото», август 1968 г.

Работая с искусственным светом, фотограф должен иметь в виду четыре характеристики освещения: 1) освещенность снимаемого объекта и всего пространства; 2) контрастность освещения; 3) направление и размеры теней, т. е. затененных участков поверхности снимаемого объекта; 4) спектральный состав (цветность) света, падающего на поверхности снимаемого объекта.

Говоря об освещенности и контрастности, необходимо помнить об особенностях зрительного восприятия, для которого важна не только величина освещенности, но и соотношение яркостей отдельных участков снимаемой композиции. Глаз человека различает яркости, если они отличаются одна от другой хотя бы на 10%. Поэтому, чтобы воспроизвести видимую человеком светотеневую градацию, необходимо правильно произнести экспонометрию освещенных и теневых участков.

Необходимо научиться правильно использовать направление света и размеры теней. Возможны бесчисленные варианты освещения искусственными источниками света — от тонкого, воздушного, бестеневого, созданного источниками заполняющего и моделирующего света, до черного контрастного светотеневого изображения, полученного с помощью только одного рисующего света.

С помощью направленных источников света можно создать выразительный светотеневой рисунок. Мягкая, прозрачная тень сделает драматургию снимка менее конфликтной. Резко выраженная светотень, при которой одни предметы или их части погружены в тень, а другие, наоборот, ярко освещены, внесет в композицию кадра элементы драматической напряженности и сделает кадр более выразительным.

Умело используя контрасты света и тени, можно получить совершенно различные эффекты — от живописной сочности до жесткой резкости плакатного рисунка.

Как уже говорилось, чтобы создать определенный тип освещения, необходимо правильно выбрать нужные для этого осветительные приборы и правильно их установить. Универсальной схемы установки света для любых видов съемки быть не может, так как выбор освещения диктуется индивидуальными творческими задачами фотографа и различными пластическими особенностями изображаемых объектов. Поэтому мы приводим только общую схему, которая должна варьироваться в каждом отдельном случае. Ее некоторые варианты мы рассмотрим в этом уроке чуть ниже.

Оборудование для павильонной фотосъемки

К числу наиболее распространенных насадок для студийного осветительного оборудования относятся:

Зонты - это очень удобная насадка, которая может крепиться практически к любому осветительному прибору. Как правило, зонты имеют диаметр от 80 до 120 см. Различают просветные зонты, помогающие рассеивать и ослаблять практически в два раза свет, идущий от импульсной лампы, и зонты с отражательной поверхностью. Последние имеют внешнюю поверхность из черной ткани и внутреннюю из ткани различного цвета. В зависимости от цвета ткани на внутренней стороне зонта можно получать тот или иной свет. Например, матово-белая поверхность зонта обеспечивает фотографу очень мягкий свет, а золотистый цвет ткани приводит к увеличению температуры света.

— Портретная тарелка. Благодаря конструктивной особенности "портретной тарелки” свет получается одновременно сконцентрированным и мягким. Именно поэтому эту насадку используют при съемке портретов. Также эффект "портретной тарелки” можно дополнять сотами или софт-насадками.

Рефлекторы . Одна из наиболее часто применяющихся насадок при студийной съемке - это рефлектор, позволяющий ограничить световой поток по углу распространения и концентрировать его в нужном направлении. Рефлекторы бывают различных типов — стандартные, фоновые, рассеивающие и зонтичные. Зонтичные рефлекторы используются при съемке вместе с зонтами, и их главная задача заключается в том, чтобы направить отраженный свет на рабочую поверхность зонта. Фоновые рефлекторы помогают фотографу равномерно осветить задний план, а рассеивающие рефлекторы, напоминающие спутниковые «тарелки, необходимы для того, чтобы жесткий свет от импульсной вспышки не попадал на снимаемый объект. Кроме того, сегодня на рынке представлены и разнообразные параболические рефлекторы, которые используются для ограничения света под определенным углом.

Софт-боксы . Конструкция софт-бокса состоит из легкого металлического каркаса, который обтягивается плотной тканью. Причем внутренняя часть ткани (металлизированный слой) принимает форму, заданную ею каркасом, и становится, по сути, рефлектором, отражающим световой поток на четырехугольный экран-диффузор. Таким экраном-диффузором является специальный кусок ткани, которая хорошо рассеивает свет, но при этом практически не влияет на его спектральный состав. Достаточно часто софт-боксы применяются в студийной съемке для создания рисующего и заполняющего света, а также для получения равномерного мягкого освещения снимаемого объекта.

Длинные софт-боксы, длина которых в несколько раз превышает ширину, называют стрип-боксами, которые чаще всего используются для освещения моделей в полный рост, а также при съемке крупных предметов. Стрип-боксы (или их еще называют стрипы) отлично подходят для создания длинных и узких бликов на отражающих поверхностях. Окто-боксы - это восьмиугольные софт-боксы большого диаметра. Используются в качестве рисующего света для групповых портретов. В портретной и предметной съемках дают круглую форму бликов в глазах моделей или на глянцевых предметах.



Тубусы и соты . Среди других насадок на осветительное оборудование, применяемых в студийной съемке, можно отметить тубусы и соты. Тубусы представляют собой насадки конической формы, позволяющие ограничивать световой поток до узкого, направленного пучка света. С помощью такой насадки фотограф может выделить светом нужную деталь, расставить определенные акценты. Соты - это насадки с мелкоячеистой структурой, помогающие создавать пучок света, состоящий из практически параллельных лучей.

Источники постоянного света . Помимо импульсных осветителей, в студийной фотосъемке могут использоваться и источники постоянного света. Источники постоянного света часто задействуются при предметной съемке, когда традиционные импульсные вспышки за время длительности импульса не могут обеспечить фотографу создание нормальной экспозиции. Также источники постоянного света применяются для более точной оценки распределения света, теней и бликов при выстраивании кадра, что при использовании обычных импульсных осветителей иногда бывает сделать проблематично. Многие профессиональные фотографы вообще считают, что источники постоянного света предпочтительнее, чем импульсные осветители при портретной съемке.

Стойки предназначены для крепления различного оборудования, расположения его в студии и выставления по высоте. Журавль — стойка с краном и грузилом для установки осветительных приборов, разработан таким образом, чтобы удерживать любой вес, в том числе софт-боксы и окто-боксы.


Другое оборудование . Набор аппаратуры, применяемой в условиях профессиональной фотостудии, очень широк. К примеру, те же вентиляторы не только служат для охлаждения осветительного оборудования. Особые туннельные вентиляторы с регулируемой мощностью вращения помогают сделать так, чтобы на снимке волосы модели развивались, а ее одежда трепетала под дуновением ветра. Работа с осветительным оборудованием требует его синхронизации с камерой. Для этого, в частности, используется так называемый ИК-пускатель, который крепится на место внешней вспышки фотоаппарата. ИК-пускатель осуществляет синхронизацию работы осветительного оборудования и камеры через инфракрасный импульс, гарантируя, тем самым, что открытие затвора камеры и световой импульс произойдут одновременно. Синхронизация может осуществляться и по проводам, либо посредством радиоприемника, подключаемого к источнику света (передатчик, соответственно, подключается к камере).

Для студийной съемки фотографу потребуется и хорошая оптика. В частности, для предметной съемки понадобится макро объектив, позволяющий снимать с очень близкой дистанции и отличается максимальной резкостью и детализацией. Съемка в студийных условиях также позволяет фотографу создавать поистине уникальные условия с объемными атмосферными декорациями и задымленностью. Для этой цели в студии используется генератор дыма, которая дает возможность создавать в помещении туман нужной плотности, выступающий в качестве фона.

Только грамотно подобранная студийная аппаратура открывает перед фотографом широкое поле для всевозможных творческих экспериментов, воплощения его замыслов и эффектов профессиональной фотосъемки. В условиях студии можно организовать самые разнообразные схемы освещения, обеспечить создание тумана или ветра. Нужно только уметь работать с разнообразным фотооборудованием и осветительной техникой.

Примеры постановки света при съемке в студии

Схемы студийного света, приведенные в данном уроке, не являются догмой или прямым руководством, показаны только в качестве примера и могут быть использована иначе — на усмотрение фотографа. Эти схемы используют минимальное количество источников света.

1. Классическая световая схема с 3 источниками освещения

Вариант 1 : 3 источника импульсного света - 2 софт-бокса и вспышка с рефлектором.

Использован окто-бокс в качестве основного (рисующего) источника света. Учитывая, что окто-бокс, как разновидность софт-боксов, дает мягкий, рассеяный свет большой площади - надобности в заполняющем свете нет.

Использование белого фона обусловлено желанием выделить объект съемки, не отвлекаясь на детали. Фоновый свет кажется незаметным, однако подсветка с противоположной рисующему свету - теневой стороны, выравнивает яркость фона. Похожую схему расстановки студийного оборудования, с небольшими изменениями, используют в стоковой фотографии и для съемки в "высоком ключе".

Вариант 2 : 3 источника импульсного света - окто-бокс, вертикальный стрип-бокс и световая голова с рефлектором.

Все та же стандартная световая схема. Для дополнительной подсветки теней, вместо четвертого источника, можно поставить отражатель.

Модель в белой одежде хорошо выделяется на цветном фоне, хотя он более подходит для художественной или гламурной съемки. Осветлять фон, учитывая белую одежду, может и не стоило. Однако, благодаря этому освещению, фон получается неоднородный и "играет". Контур с теневой стороны модели так же выгодно выделяет силуэт. Фоновый и контурный свет служат для создания эффектов, а использование такой подсветки делает фотографию более "вкусной".

2. Схема освещения с 2-я источниками

Вариант 1. Фон светлый. Модель находится недалеко от стены. Источником заполняющего света служит большой окто-бокс, расположенный на журавле над моделью. Рисующий свет — вертикальный стрип-бокс, расположенный приблизительно под 45 градусов к оптической оси фотокамеры.

Вариант 2 аналогичный, но фон нейтральный или темный, а источник рисующего света повернут таким образом, чтобы светить сбоку. В студии такой свет называют скользящим. Боковое освещение лучше всего выявляет текстуру поверхности, например, ткани, в съемке для демонстрации одежды. Изображение получается более контрастным, а контур подчеркнут контровым светом, расположив его позади, сверху и сбоку модели под 45 градусов.

3. Съемка с параболическим зонтом

Гигантский параболический зонт (диаметром прибл. 180 см) стоит в центре фотостудии. Цвет отражающей поверхности — белый. Конструкция зонта на колесах с противовесом, а световую голову можно двигать вдоль оси, добиваясь различных эффектов.

На схеме 1 видно, как яркий свет выделил модель с двух сторон. Большой размер и форма рефлектора обратного отражения обеспечивают мягкое, однородное освещение, служащее одновременно рисующим и заполняющим светом. Характерный круглый блик от зонта хорошо подойдет для портретов. При съемке крупным планом в отражении глаз виден ярко освещенный круг со спицами.

Импульсный свет от отражающей поверхности параболического зонта сам по себе имеет «обволакивающий» эффект. Такой зонт идеален для портретной фотографии, а так же динамичной съемки модели в движении.

Схема 2 для съемки в студии на светлом фоне: параболический зонт большого диаметра и фоновая подсветка двумя стрипами. Чтобы иначе отделить модель от фона, нужно сделать фон ярче. Использованы 2 вертикальных стрипа для равномерного освещения фона по всей высоте. Мощность источников максимальная. Свет от параболического зонта получается объемным. Он хорошо прорабатывает текстуру кожи и ткани, прорисовывая детали, и потому незаменим для fashion съемки для каталогов одежды и фотостоков.

4. Схема съемки на белом фоне для фотостоков

Особенностью съемки для фотостоков является изоляция людей или объектов от фона. Обычно используется белый фон и дополнительное его освещение.

Схема 1 . В качестве источников рисующего и заполняющего света применены окто-боксы по сторонам модели, один из которых сверху на журавле.

Чтобы белый фон не выглядел серым, нужно равномерно осветить его. Для этого использованы 2 вертикальных стрип-бокса, по одному с каждой стороны. Мощность импульса фонового света должна быть достаточно большой или максимальной. Так же как и рисующего, хотя рисующий можно чуть уменьшить. Дополнительным нюансом такой схемы света является использование фона в качестве отражателя и контрового света. Если модель находится в непосредственной близости от фона, то вокруг образуется яркий световой контур, получается прорисовка фигуры.

Схема 2 : Для съемки грудного портрета можно использовать эту схему, когда фон освещен большим окто-боксом на журавле.

5. Схема освещения на черном фоне

Рассмотрим схему съемки контрастного портрета в студии, на чёрном фоне, с использованием двух источников света. Для создания жесткого рисунка света и тени использованы специальные насадки с сотами. А тубус послужит источником акцентирующего (иногда называемого скульптурного) или моделирующего света.

Моделирующий свет — расположен по оси рисующего света, и находится с противоположной стороны от модели. Он «отрывает» неосвещенную половину модели от фона. Не имеет чёткого рисунка и не конкурирует с рисующим светом. При неправильной установке (например, излишняя яркость) может нарушить всю световую палитру. Если фотограф «не видит» или не понимает моделирующий свет, то от него лучше отказаться. В связи с тем, что свет источника моделирующего света может попасть на переднюю линзу объектива и снизить контраст или вызвать нежелательные блики, он устанавливается в тубусе, либо источник освещения комплектуется защитными шторками.

Схема света 1 : Два источника импульсного света - портретная тарелка с сотами и тубус с сотами.

Специфический характер освещения, который создает портретный рефлектор, отличается от софт-боксов или зонтов, так как поток света распределяется на отражающей поверхности равномерно. Для получения более мягкого света использован диффузор, а для получения направленного света используются соты под размер тарелки.

Тубус с сотами - насадка, применяемая в портретной съемке для создания блика или подсветки волос. Освещение точечным источником света, таким как тубус, требует более тщательной и аккуратной установки вспышки.

Схема 2 : На фотографии видно, как не очень точно расположенный источник моделирующего света повлиял на характер рисунка.

Источник рисующего света расположен под 45 градусов к модели спереди и чуть выше, а источник моделирующего света, наоборот, под углом 45 градусов и выше за объектом съемки. Получился контрастный портрет, хорошо выделяющийся на чёрном фоне.

6. Схема света из двух источников с цветным фильтром

Изюминка этой схемы из двух источников состоит в использовании цветного фильтра на контурном свете. Малый окто-бокс создает основной свето-теневой рисунок, дает белый (холодный) оттенок. А оранжевый фильтр рефлектора, расположенного позади, сбоку и выше модели, освещает часть лица и платья теплым желтым светом. Рисунок получается такой модно-золотистый. Получившееся общее золотое освещение делает изображение мягче.

Если захотите сделать тон похолоднее, а цвета кожи и платья натуральнее — можно регулировать балансом белого или пост обработкой. Хотя это может загубить всю романтику освещения. Изначально баланс белого был выставлен на 5560 K, чтобы «охладить» его, можно уменьшить температуру до 4500 K.

На этом мы закончим этот урок. Сложный, полное понимание которого приходит только с практическим опытом, который мы желаем приобрести вам, наши уважаемые читатели, как можно скорее.

В следующем уроке №3 вы узнаете, как правильно для съемки в студии настроить вашу фотокамеру. Всего вам фотографического!