Реклама высказывания знаменитых людей. Афоризмы, цитаты, фразы про рекламу

Басня «Журавль и цапля» довольно занимательная, даже несмотря на то, что она небольшая по объему и абсурдная по содержанию. Но мы ее разберем. Остановимся на авторе сюжета, вернее на том, кто ее пересказал, и рассмотрим мораль истории. Но сначала сюжет.

О чем речь?

Сначала в сказке появляется сова, которая никакого отношения к дальнейшим событиям не имеет. Она летает, потом делает остановку, крутит головой и хвостом, потом снова продолжает путь, и это действие бесконечно замкнуто. Может быть, это какая-то метафора? Например, закольцованности будущего действия сказки? Не исключено. Однако оставляем присказку в покое. Сказка еще философичнее и психологичнее.

Напоминаем, что мы анализируем басню «Журавль и цапля». Крылов И. А. к ней никакого отношения не имеет, она дошла до нас благодаря В.И. Далю, именно он ее пересказал.

На болоте, в разных его концах, построили журавль и цапля избушки. Сидел журавль и тут понял, что одиночество его тяготит, поэтому задумал жениться. Так как в округе не такой большой выбор невест, он отправился на другой конец болота свататься к цапле. Пришел журавль и без всяких предисловий спрашивает у своей потенциальной жены, не видит ли она в нем своего супруга. Цапля сказала, что он ей совсем не подходит и он не герой ее романа, пусть отправляется к себе, пока ветер без камней. Думаете, это конец басни «Журавль и цапля» (Крылов к ней отношения не имеет)? Ошибаетесь.

Пока журавль был еще в пути, цапля передумала и посчитала, чем одной жить, уж лучше с журавлем, а что? Он парень (или птица) видный. Теперь она уже к нему пошла, и он ей говорит, чтобы она отправлялась домой. Потом уже он сожалел о своем решении и пошел к ней свататься, а она ему дает ясно понять, что он снова опоздал. Самое интересное, что сказка не имеет конца, потому что, по мнению рассказчика (народа), птицы на болоте так и ходят друг к другу, разыгрывая абсурдную пьесу трагической нестыковки друг с другом.

Жан-Поль Сартр и народное творчество

Басня про журавля и цаплю рассказывает печальную историю, грустна она прежде всего своей безысходностью. У французского философа-экзистенциалиста есть пьеса «За закрытыми дверями», и вот там прозвучала эпохальная фраза: «Ад - это другие». Наша народная сказка о том же самом. Цапля и журавль медленно поджариваются на огне собственной разобщенности. А чему еще учит басня "Журавль и цапля"? Мораль ее богата. Например, влюбленные могут извлечь уроки из истории. Остановимся на этом подробнее.

Одиночество - это не лучший стимул для отношений

Представьте, если бы у журавля был выбор шире, а все птицы-девочки красивы и замечательны, понадобилась бы ему эта странная женщина-цапля, которая поселилась так далеко от него (7 верст они преодолевали, пока ходили друг к другу)? Конечно, нет! Басня четко предостерегает читателей не ставить на одиночество. Но кто-нибудь слушает? Опять-таки нет. Все еще существует определенная категория женщин, которые считают, что муж должен быть, причем любой, даже не самого лучшего качества.

Выбирать человека лучше, опираясь на общие интересы

Читатель скажет, что все это банальности какие-то. Кто этого не знает? Знают-то, может, и все, но мало кто следует. Семья - это не только общий быт, но и разговоры. А у героев басни нет общих интересов, кроме их одиночества. Но это сомнительный аргумент в пользу отношений с кем бы то ни было.

Выбирать спутника жизни нужно не по инстинкту (не путать с любовью). Слепая страсть может сильно осложнить жизнь человеку. Стоит подумать, можно ли с партнером о чем-то поговорить, хороший ли он собеседник, есть ли у мужчины и женщины общие темы. Все угаснет, тело потеряет силу, вечен только дух, он и должен определять выбор партнера, «ведь жизнь кончается не завтра».

Довольно часто встречающийся сценарий, когда люди просыпаются в одно не очень прекрасное утро и понимают, что им 40 или 50, а они живут с посторонним человеком, которому и сказать-то нечего. И тут начинается мистерия, сравнимая с мытарствами цапли и журавля из басни. Нужно ли это? «Думайте сами, решайте сами».

Любовь безальтернативна!

И главное, басня учит, что любовь нельзя ничем заменить. Нужна внутренняя уверенность, желание быть с тем, кого любишь. А если этого нет, то хождения по мукам и поиск могут продолжаться до бесконечности. Текст сказки, конечно, этого не раскрывает, но в реальности возможны и более хитроумные уговоры себя, самообман не менее коварен, чем ложь, исходящая от другого человека. В басне скрыта целая модель жизни пары или человека, только в действительности люди могут меняться, исполняя роль цапли или журавля, а главное действующее лицо (в зависимости от пола) беспрестанно себя уговаривает, дискутирует, просит рассмотреть те или иные резоны.

Нет, нет и еще раз нет! Только любовь! Нельзя сдаваться на милость одиночества, нельзя поддаваться на самообман и провокации, даже когда они исходят из души самого человека.

Любовь искупит все страдания и мытарства человека. А басня об аде одиночества. Как понял читатель, лучше в него не попадать. Причем боль от изоляции тем сильнее, чем больше надежд. У каждой птицы были чаяния, что вот на расстоянии семи верст находится выход, но каждое путешествие на край болота снова и снова разбивало их обоюдные надежды. Больше всего сюжет басни похож на древнегреческий миф о Тантале. Герои обоих будут страдать вечно.

Цель урока: создание условий для формирований умений сравнивать народные сказки разных жанров

Задачи урока:

  • первичное представление о сказке о животных,
  • активизировать “вдумчивое” чтение,
  • развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать;
  • воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение»

ХОД УРОКА

1. Орг.момент

– Прозвенел звонок, начинаем урок

2. Повторение пройденного материала

– Послушайте отроки из русских народных сказок.

«Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь…»

– Перед вами таблица, которую мы сейчас заполним.
– Назовите сказку.
– Какие события происходят?

– Какова сказка?
– Послушайте следующий отрывок.

«Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
– Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, – дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
– Служивый! Когда ж топор будем есть?
– Да, вишь, он не уварился, – отвечал солдат, – где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню. Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»

– Назовите сказку.
– Какие события в отрывке?
– Кто является главными героями сказки?
– Какова сказка?
– Вы видите, что последняя графа осталась незаполненной.

3. Актуализация знаний

– Перед вами фотографии, найдите среди них лишнюю (фотографии цапли, журавля и синицы).
– Почему эта фотография лишняя? (Фото синицы, так как эта птица живет в лесах)
– Что вы знаете о цапле и журавле? (Птицы, которые живут на болоте, у них длинные ноги и клюв, питаются лягушками)
– Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О журавле и цапле)

4. Сообщение темы и целей урока

– Итак, кто сформулирует тему нашего урока?
– Чем мы будем,как выдумаете, заниматься на уроке?

5. Словарная работа

– Посмотрите на доску. Прочитайте и объясните их значения.

ноги долги длинные ноги
худо летать плохо летать
долговязый высокий
несолоно хлебавши остаться ни с чем

6. Слушание произведения.

Итак, приготовились слушать (учебники закрыты у детей)

(Используется аудиозапись)

7. Выявление первичного восприятия.

– Чем заинтересовала вас сказка «Журавль и цапля?»

8. Работа в группах

– Кто являются главными героями этой сказки?
– Сейчас вы поработаете в группах.

1 группа – описание поведения журавля

  • «Стоит журавль один в поле…»,
  • «….ноги и хвост так и вязнут…»,
  • «Думал,думал журавль да опять пожалел…»,

2 группа – описание поведения цапли

  1. «…сидит долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает…»,
  2. «стыдно стало цапле, закрылась она крылышком, и пошла к своей кочке…»,
  3. «…цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет»

3 группа – что думал журавль о цапле

  • «… она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока»,
  • «сударушка-цапля»,
  • «этакая нравная…»

4 группа – что думала цапля о журавле

  • «…про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»,
  • «…на тебе платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь…»

Вывод: оба героя, как видно из текста, очень похожи друг на друга.

9. Зполнение таблицы

– Какое событие описывается в сказке? (В сказке описывается комическая ситуация: журавль и цапля ходят свататься, обижают друг друга, находят недостатки, потом жалеют о случившемся, и потом все снова повторяется)
– Могла ли такая история приключиться с людьми? (Да, могла. Значит, в этой сказке ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей.)
– Какую задачу выполняет сказка? (В птицах мы видим людей, которые часто не могут договориться между собой.Значит, зада ча сказки: высмеять недостатки человека)
– К какому виду вы отнесете эту сказку? Почему?

10. Просмотр мультфильма Ю.Норштейна «Цапля и журавль»

– Юрию Норштейну, сценаристу, режиссеру и аниматору, удалось создать уникальное мультипликационное произведение «Цапля и журавль»
– Обратим внимание на то, как был передан авторский замысел.

11. Просмотр мультфильма «Цапля и журавль» и обсуждение

– Что особенно удивило вас в мультфильме?
– Чем отличается сказка словесная от мультипликационной?
– Что делает писатель, чтобы создать неповторимый образ?
– Что делает для этого режиссер,аниматор?
– В сказке и в мультфильме есть герои. Какими приемами пользуется автор сказки, чтобы о них рассказать, а какими – Ю.Норштейн?
– Каким образом развиваются действия в мультфильме?
– В точности ли они копируют действия героев сказки?

12. Итог урока

– С каким произведением познакомились?
– О ком эта сказка?
– Чему учит эта сказка?

13. Рефлексия

– Возьмите яркие цветные карточки.
– Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение и поставьте «галочку».

  • Отличное настроение, всё получалось, всё понравилось, хотелось многое узнать.
  • Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
  • Было скучно, неинтересно, было много затруднений.

14. Домашнее задание

– Расскажите сказку от лица одного из героев (журавля или цапли).

Урок литературного чтения на тему: «Журавль и цапля»

Цели урока:

    формировать навыки анализа художественного произведения; обучающиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.

    формировать представление о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.

    развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развернутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня необычное и интересное занятие, на котором присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. При подготовке к уроку мы разделились на группы. Представьте ваши группы.

1группа: Затейники.

2 группа: Знатоки.

3 группа: Художники.

4 группа: Сказочники.

II. Мотивация познавательной деятельности.

Первая группа готовила считалки. Проверим ваши домашние заготовки. Итак, пожалуйста. (Все рассказывают считалки - 5 штук).

К какому жанру относятся ваши тексты?

Какие еще жанры устного народного творчества вы знаете?

Ответы (пословицы, поговорки, загадки, сказки и т.д.)

III. Актуализация знаний.

Прочитайте русские народные пословицы.

О чем говорится в каждой из них?

    Сказка складом, песня ладом красна (сказка ценится мудростью и добротой, а песня красивая, если у нее есть рифма)

    Согласие питает, раздор объедает (Согласие или дружба дает человеку, питает его как растение, а раздор - ссора отделяет, разделяет людей)

    Сказку слушай, а к присказке прислушивайся (присказка готовит к восприятию сказки, заинтересовывает)

Ребята еще раз прочитайте пословицы, подумайте, какие три цели мы ставим сегодня на уроке? В этом вам помогут наши пословицы.

    познакомиться с художественными особенностями сказок

    обсудить, что такое согласие и как можно достичь его

    подумать, чему учит нас сказка «Журавль и Цапля».

Итак, цели поставлены, давайте перейдем к их реализации.

IV. Организация познавательной деятельности.

Какой жанр устного народного творчества поможет нам в работе на уроке? (сказка, открываем учебник на ст. прочитайте тему урока)

А кто такие цапля и журавль?

Вторая группа «Знатоки» подготовила сообщение об этих птицах. Давайте их послушаем.

    Научные статьи о журавле и цапле. Выступление 2 группы.

Третья группа «Сказочники» расскажут нам сказку «Журавль и цапля»

    Первичное восприятие текста. Чтение текста (читают подготовленные ученики по ролям)

    Анализ текста.

Ребята напомните первую цель нашего урока: изучать художественные особенности сказок . Давайте вместе прочитаем еще раз сказку и найдем эти особенности.

    Прочитайте присказку?

    Прочитайте начало сказки?

    Какими словами начинается сказка? Как еще может начинаться сказка? (начало сказки называется зачин)

    Какие необычные выражения встретились? (семь вёрст болото месил, несолоно хлебавший)

Словарная работа

    Объясните значения слова долговязый, воротилась, свататься, по сию пору.

    Замените слово раздумалась другим словом?

    Чем заканчивается сказка? Какими словами? (Окончание сказки последние слова называются концовкой, бывают другие я там был мед пиво пил по усам текло, а в рот не попало, и жили они долго и счастливо).

Таблица художественные особенности народной сказки (слайд)

    Характеристика героев

Вспомните нашу вторую цель - обсудить, что такое согласие и как можно достичь его.

Сейчас мы поработаем в парах, и вы ответите на вопросы по тексту «Журавль и цапля» (таблица на листочках)

Работа в парах (выбор правильного ответа)

Прослушивание ответов.

Выводы.

    Совпадают ли желания журавля и цапли?

    Так почему же имея одинаковое желания они не смогли жить вместе, дружить? (не нашли общего языка, каждый любил себя, был очень гордый, не смогли договориться)

    Подведение итогов.

1. Перечитаем концовку сказки. Вспомните третью цель нашего урока.

Чему же учит нас сказка? Какие плохие черты героев показаны в этой сказки? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку?

Перед нами стояли три цели, достигли мы наших целей?

    Ребята из группы художников подготовили рисунки «Цапли и журавля». Дайте характеристику цапли и журавля словами из сказки.

    Рефлексия

Только ли о женитьбе эта сказка? Похожие ситуации бывают в жизни людей. Русская народная сказка цапля и журавль научила нас жить в согласии и мире. В каких известных нам авторских произведениях (баснях) звучала такая тема.

Подведем итоги нашей работы: Послушаем слова мудрых людей, как можно оценить поведение «Цапли и Журавля»? Прочитайте высказывание по группам. (Читают мудрые мысли).

Самооценка выберите слова для оценки работы на уроке.