Социальная оценочность является доминантой стиля. Художественный стиль речи

Логика как наука о мышлении. Что же изучает логика как наука

Что же изучает логика как наука и почему она называется формальной?

Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:

1)для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;

2)для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления; при этом употребляются выражения: «логика мышления», «логика рассуждения», «железная логика рассуждений», «в выводе отсутствует логика» и др.

3)для обозначения особой науки, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.

Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление - сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например такими, как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые-кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления. Логика же изучает процесс мышления с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.

Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим коротко процесс познания человеком окружающего его мира. Познание - процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний:

1)чувственное познание - с помощью органов чувств и приборов;

2)рациональное (ratio - разум) - познание с помощью абстрактного мышления.

В основе материалистической теории познания лежит теория отражения: вещи, явления объективного мира воздействуют на органы чувств человека, заставляют работать всю систему передачи информации в мозг (а также сам мозг), в результате чего у человека создаются образы этих вещей и явлений. Чувственные образы - это знания о внешних свойствах, сторонах вещей и явлений (видимых, слышимых, осязаемых и т.д.). Таковы, например, наши знания о том, что «сегодня дождливая погода»; «на моих часах половина четвертого»; «эта роза - красная»; «Петр сидит слева от Павла» и т. д.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение (отражение отдельных свойств предметов), восприятие (отражение предмета в целом, это целостный образ предмета) и представление (сохранившийся образ предметов).

Но на ступени чувственного познания человек не может познать сущность вещей и явлений, их внутренние свойства. Как говорил Маленький Принц из одноименной повести А. де Сент-Экзюпери, «самого главного глазами не увидишь». Поэтому на помощь органам чувств приходит разум, или абстрактное мышление, которое отражает действительность в главных и существенных свойствах и отношениях.

В абстрактном мышлении познание мира происходит не явно, а опосредованно - без обращения к наблюдению, практике, а с помощью дополнительных рассуждений о свойствах и взаимосвязи предметов и явлений. Например, по термометру можно узнать о погоде; по следам, оставленным преступником на месте преступления, можно воссоздать картину преступления и найти преступника и т. п.

Одной из важнейших особенностей абстрактного мышления яв­ляются его взаимосвязь с языком: каждая мысль оформляется посредством слов и словосочетаний - «проговаривается» с помощью внутренней или внешней речи.

В процессе мышления человек не только отражает существующий мир, но может создавать новые идеи, абстракции, прогнозировать и предвидеть.

Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - форма мышления, с помощью которой создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. В процессе создания понятий человек анализирует интересующие его предметы, сравнивает их выделяет существенные черты, синтезирует их, абстрагируется от несущественных, обобщает мысленно предметы по этим признакам. В результате создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. Например, отвлекаясь от многообразных индивидуальных свойств студентов, связанных с их национальностью, полом, возрастом и т.д., и выделяя главные свойства, можно сказать, что студент - это учащийся высших образовательных учреждений; ученик - тот, кто получает образование; а сам человек - тот, кто способен трудиться, мыслить, говорить.

Понятия играют большую роль в познавательной деятельности человека. С их помощью он может обобщать, соединять мысленно то, что в жизни существует раздельно, обособленно. В объективном мире не существует студента, ученика, человека вообще, эти обобщенные образы могут существовать только в идеальном мире, в голове человека.

Образование понятий дает возможность иметь знания о явлениях исходя из главных, существенных свойств класса подобных явлений. О том, что получилось бы, если бы люди не пользовались в общении между собой понятиями, красноречиво повествует Джонатан Свифт. Один мудрец, рассказывает автор «Путешествий Гулливера», предложил для выражения мыслей пользоваться в разговоре не понятиями о предметах, а самими предметами. Многие последовали этому «мудрому» совету. Правда, собеседникам приходилось таскать на плечах большие узлы с вещами. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу. Разумеется, такая «беседа» могла быть до крайности элементарной, если она вообще могла состояться.

Имея понятия о предметах, человек может судить о них (высказывать суждения) и делать умозаключения. Например, имея понятие о человеке и зная, что все живое рано или поздно умирает, мы мо­жем высказать суждение: «Всякий человек - смертен».

Суждение - форма мышления, в которой о предмете мысли что-то утверждается или отрицается. Суждениями являются также следующие высказывания: «Всякий ученик сдает экзамен», «Если студент не сдаст экзамены за первый курс, то не будет переведен на второй курс» и т. д.

Из суждений мы можем получать новые суждения. Например: исходя из суждения «Всякий человек смертен», можно утверждать, что «Некоторые смертные - люди» или отрицать: «Ни один человек не бессмертен». Если же мы свяжем суждение «Всякий человек смертен» с суждением «Сократ - человек», то можем чисто умственным путем получить новое суждение: «Сократ - смертен». Такая взаимосвязь суждений называется умозаключением:

Всякий человек – смертен

Сократ - человек

Сократ – смертен.

В процессе построения понятий, суждений и умозаключений че­ловек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным.

Правильное мышление - такое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимостью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения). В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания.

Например, исходя из суждений «Если шел дождь, то дорога будет мокрая» и «Шел дождь», можно с уверенностью сказать, что «Дорога будет мокрая». Но неправильно делать вывод: «Если шел " дождь, то дорога будет мокрая» и «Дорога мокрая», следовательно, «Шел дождь», так как дорогу могли просто полить. Неправильным будет рассуждение, когда из двух суждений «Если человек совершил кражу, то он совершил - преступление» и «Человек не совершил кражу» делается заключение «Человек не совершал преступление», так как человек мог совершить какое-либо другое преступление.

Вопрос о правильности умозаключений - это вопрос о правилах их построения, о правилах взаимосвязи отдельных мыслей (понятий, суждений, умозаключений). Именно этим интересуется логика как наука о мышлении. Поэтому ее называют «формальной логикой». Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей и их развития. Но она учитывает истинность или ложность исследуемых мыслей (в двузначной формальной логике учитываются два значения всякой мысли - «истина» и «ложь»; в многозначной формальной логике вводятся другие значения, например «неопределенно»). Иногда правильное мышление называют логичным - по названию науки, которая изучает эту сторону процесса мышления.

Вопрос об истинности (ложности) суждений - это вопрос о соответствии (несоответствии) того, что в нем утверждается или отрицается, объективному миру. Истинное суждение - такое, в котором верно отражается положение дел в объективной реальности (которое соответствует действительности). Например: «Москва - столица России», «Преступник - человек, который нарушает правовые и нравственные законы общества» и т. п. Ложное суждение такое, которое не соответствует действительности. Например: «Санкт-Петербург - столица России», «Преступник - праведный человек» и т. д. Вопросы о том, что такое истина вообще, как соотносится чувственное познание и абстрактное мышление в процессе достижения истины о предметах, изучает другая наука - философия.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики и ее роль в познании и мышлении человека, необходимо остановиться более подробно на рассмотрении логической формы и законов мышления.

Логическая форма и законы мышления

Мы уже говорили, что основные формы абстрактного мышления - это понятие, суждение, умозаключение. Каждая из этих форм имеет свою специфическую внутреннюю структуру и подчиняется определенным правилам построения.

В естественном языке мысли выражаются с помощью слов и словосочетаний, имеют конкретное содержание (то, о чем говорится в них). Например, можно выразить понятие о первом человеке, побывавшем в космосе, как «Первый космонавт Юрий Гагарин». Внешней оболочкой простого суждения могут быть разные языковые выражения: снег - белый, snow is white и т. д.

Чтобы выявить внутреннюю структуру понятий, сравним разные по содержанию понятия, например, «стол», «человек», «преступление».

Они отражают разные предметы и различны по своему содержанию. Но есть ли в них что-то общее?

Отвлечемся от конкретных предметов, которые отражаются в понятиях, и представим их как классы неопределенных предметов X. В первом случае под X понимается класс всех возможных столов, во втором - класс людей, в третьем - множество всевозможных пре­ступных деяний. Предметы могут обобщаться в классы потому, что они имеют какие-то общие свойства. В первом случае - свойство «быть предметом с горизонтальной поверхностью, предназначенной для какой-то деятельности человека», во втором - «способность мыслить» и «способность трудиться», в третьем - «быть антиобщественным, противоправным, виновным и наказуемым деянием»

Можно отвлечься от специфики этих свойств, объединить их и обозначить символом А (сумма общих признаков). Тогда связь между классами предметов и классом общих свойств этих предметов можно представить следующей формулой: X А (X). Читается: «класс таких предметов X, которые обладают признаками А». Эта связь между классом предметов и совокупностью признаков и является логической формой понятий. Можно сказать, что понятия о различных предметах (явлениях, процессах, свойствах предметов и т.п.) формируются в мышлении человека одинаковым способом - предметы обобщаются в классы по их существенным признакам. Логическая форма понятий - способ связи признаков предметов с самими предметами.

Чтобы выявить логическую форму суждений, рассмотрим различные по содержанию суждения: «Стол является мебелью», «Человек ходит на двух ногах» и «Преступление должно быть наказано».

Есть ли в них что-то общее? Отвлечемся от того, о чем говорит­ся в этих суждениях, заменим понятия стол, человек и преступление символом S (субъект), получим:

(1) S является мебелью,

(2) S ходит (есть ходящий) на двух ногах,

(3) S должно быть наказано.

Теперь отвлечемся от тех свойств, которые приписываются субъекту мысли, и заменим понятия, выражающие эти свойства, символом Р (предикат). Получим одинаковую форму взаимосвязи субъекта и предиката суждения: S суть Р. Под S и Р можно мыслить любые предметы и свойства, под суть - утвердительную связь между субъектом и предикатом. Эта формула связи между понятиями о предметах и понятиями о свойствах предметов и есть логическая форма суждений. Связь между понятиями в суждении может быть отрицательной: S не есть Р. Логическая форма суждений - способ связи понятий о предмете, о свойствах предметов или отношений между предметами, выраженный в форме утверждения или отрицания. Из простых суждений могут образовываться сложные суждения, которые имеют свои логические формы.

Логическая форма умозаключений более сложная и разнообразная. Рассмотрим следующие умозаключения:

(1)из суждений «Всякий преступник должен быть наказан» и «Петров - преступник» с необходимостью вытекает новое суждение «Петров должен быть наказан». Заключение получается потому, что исходные суждения связаны общим для них понятием «преступник» (обозначим буквой М - medium, средний);

(2)из суждений «Всякий человек смертен» и «Сократ - человек» можно получить новое суждение «Сократ - смертен».

Есть отвлечься от конкретного содержания данных умозаключений, то можно установить общую для них логическую форму:

Всякий М есть Р

S есть М

S есть Р.

Логическая форма умозаключений - способ связи суждений. Чем сложнее суждения, составляющие умозаключения, тем сложнее будет и логическая форма умозаключений.

В реальном процессе мышления содержание и логическая форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистых, бессодержательных форм. Однако в целях специального анализа формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, делая предметом своего изучения логические их формы.

Логические формы мыслей не зависят от того, на каком естественном языке человек мыслит. Они - общечеловеческие. Логические формы выражают отношения между вещами, которые в практике человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляются в его сознании фигурами логики.

Связи и отношения вещей и явлений многообразны, а потому многообразны и логические формы мыслей. Не все из них правильные. Например, из практики мы знаем, что две вещи могут иметь связь с третьей, но не быть связанными между собой. Допустим, мы знаем, что «Учащийся Иванов - спортсмен» и «Учащийся Петров - спортсмен». Но если у нас нет какой-то дополнительной информации о них, то данные суждения не дают оснований для новых суждений. В нашем сознании это рассуждение отражается в виде неправильной формы:

S 1 есть Р

S 2 есть Р

?

В неправильных по форме рассуждениях из истинных суждений могут получаться ложные заключения. Например, из истинных суждений «Если у человека повышенная температура, то он болен» и «Человек Н. - болен» иногда выводится суждение «У человека Н. - повышенная температура», которое может оказаться ложным, так как некоторые болезни протекают без повышения температуры.

Правильные логические формы - такие, в которых всегда из истинных суждений с необходимостью получаются новые истинные суждения.

В правильных рассуждениях должны соблюдаться два условия: 1) исходные суждения должны быть истинными; 2) способ связи частей мыслей должен быть правильно построен. Некоторые из правил построения мыслей имеют характер законов мышления.

Под логическими законами понимают устойчивые необходимые связи между мыслями. Формально-логические законы - это законы правильного построения мыслей.

Формальная логика изучает два типа законов:

1. Законы, выражающие необходимые общие требования, которым должны удовлетворять понятия, суждения, умозаключения и логические операции с ними. Эти законы называются основными, потому что они выражают коренные свойства логического мышления: его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Требования к мышлению, выраженные в основных законах логики, можно изобразить следующим образом:

2. Законы, выражающие логические формы (схемы, структуры) правильно построенных рассуждений, умозаключений, высказываний.

Ко второму типу законов относятся правильно построенные высказывания, в которых истинность одних суждений с необходимостью заставляет признать истинность других. При правильно построенном мышлении мы «чувствуем принуждение» мыслить так, а не иначе. Например, если мы признали истинность суждений «Если человек совершил кражу, то он совершил преступление» и «Человек совершил кражу», то необходимо должны признать, что «Человек совершил преступление».

Чтобы проверить, является ли то или иное высказывание правильно построенным (т.е. законом), надо, во-первых, выявить его логическую форму и, во-вторых, проверить, следует ли с необходимостью истинность заключения из истинности посылок. Более подробно об этом мы будем говорить в теме «Умозаключение».

Нарушение требований законов логики приводит к тому, что мышление становится неправильным, нелогичным. В практике мышления встречаются двоякого рода ошибки, связанные с нарушением требований законов логики, - софизмы и паралогизмы.

К софизмам прибегают те, кто сознательно пытается неправиль­ному рассуждению придать вид правильного путем сознательного нарушения правил и законов мышления. Например, софизмом является рассуждение, обосновывающее суждение «Все ученики хорошо усваивают уроки»:

Все внимательные хорошо усваивают уроки.

Некоторые ученики внимательны.

Все ученики хорошо усваивают уроки.

Ошибка в данном рассуждении состоит в том, что термин «ученики», взятый во второй посылке только в некоторой части своего объема («некоторые ученики»), в заключении взят во всем объеме («все ученики»).

Паралогизм - это логическая ошибка, допущенная непреднамеренно, обычно из-за незнания логических правил.

Рассмотрим более подробно основные законы мышления.

1. Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе. Закон тождества может быть выражен в виде формулы: р есть р ; р → р или р ≡ р, где под р понимается любая мысль, а знаки: «есть», (заменяют союзы «если.., то...»), (заменяет союзы «если, и только если.., то... ») - выражают соответственно равенство, следование или тождество.

В законе выражается требование определенности мышления в процессе рассуждения: мысль должна иметь определенное устойчивое содержание и не подменяться другими мыслями. Это требование связано с тем, что в естественном языке много слов, которые могут быть внешне похожи друг на друга, но иметь разные значения (синонимы), а также с тем, что разные люди в зависимости от профессии, жизненного опыта и т. д. вкладывают в одни и те же понятия разный смысл. Так, юрист под «клеветой» понимает «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию», а человек, не связанный с юридической практикой, может понимать под клеветой всякую неправду.

Невыполнение требования определенности мышления приводит к путанице, неясности, затрудняет выяснение существа разговора, спора, приводит к логической ошибке, которая называется «подменой понятий». Подмена понятий означает подмену предмета рассуждения. Народная мудрость выразила это в пословице: «Один - про Фому, другой - про Ерему». Так говорят о тех, кто в беседе, казалось бы, на одну тему, говорят или спорят о разных вещах.

Спорить о словах, конечно, не умно. Запретить употреблять то или иное слово невозможно. Но важно, чтобы собеседники (или спорящие люди) употребляли слова в одном и том же смысле.

Конечно, предметы, существующие в объективной действительности, непрерывно изменяются, но в понятиях об этих предметах выделяется нечто неизменное. В процессе рассуждения нельзя изменять понятия без специальной оговорки.

Соблюдение требований закона тождества имеет большое значение в практической деятельности. Не случайно требование соблюдать закон тождества закреплено, например, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

2. Закон непротиворечия говорит о том, что в рассуждении, доказательстве, теории не должно быть противоречивых мыслей об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Этот закон формулируется следующим образом: высказывание и его отрицание (два противоречивых высказывания) не могут быть одновременно истинными", по крайней мере, одно из них необходимо ложно. Выражается закон непротиворечия формулой: «неверно, что р и не- р », т. е. не могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую. Например, не могут быть одновременно истинными два противоречащих суждения: «Н. виновен в совершении преступления» и «Н. не виновен в совершении преступления».

Формально-логические противоречия в рассуждениях человека не следует путать с диалектическими противоречиями, противоречиями «живой жизни», которые отражают противоречивые стороны предметов и явлений, противоположные тенденции развития и находят выражение в научных и повседневных рассуждениях. Так, известное утверждение Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» скрывает в себе противоречие. В самом деле, если Сократ знает, что он ничего не знает, то он и этого не знает. Противоречивость ощущений может выражаться словами: «песня слышится и не слышится», «речка движется и не движется». В русской пословице «Молодец среди овец, а против молодца сам овца» говорится о разных стилях поведения одного человека (по отношению к разным людям). Но в этих суждениях нет логического противоречия, так как мы можем рассуждать о разных (противоположных) признаках предметов или о признаках, зафиксированных в разное время. Логическое противоречие возникает тогда, когда высказываются противоположные суждения об одних и тех же сторонах предметов, явлений, взятых в одно и то же время и в одном и том же отношении.

Сознательное использование закона непротиворечия помогает обнаружить и устранить противоречия в своих и чужих рассуждениях (что является, кстати, сильнейшим аргументом против утверждений оппонента), выработать критическое отношение ко всякого рода неточностям, непоследовательности в мыслях и поступках.

3. Закон исключенного третьего гласит: из двух противоречащих суждений об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении одно - необходимо истинно, а другое - ложно, третьего не дано. Например, нельзя считать одновременно истинными такие мысли об определенном числе, как «это число простое» и «это число непростое», или: «Москва - столица России» и «Москва не есть столица России». Конечно, вопрос о том, какое суждение истинно, а какое ложно, решается на практике, устанавливающей соответствие или несоответствие между суждениями и объективной действительностью.

Формально-логический закон непротиворечия утверждает только, что противоречащие суждения о любых предметах, явлениях не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. Одно из них истинное, другое - ложное, и невозможно никакое третье, среднее, высказывание. Рассуждение ведется по формуле: «или - или» («либо – либо»).

Этот закон выражается формулами: «или р, или не-р»; «либо р, либо не-р» (истинно либо р, либо отрицание р). Так, если суждение «Все адвокаты - юристы» истинно, то отрицание этого суждения «Ни один адвокат не юрист» - ложно.

Закон исключенного третьего распространяется и на тот случай, когда одно из высказываний что-либо отрицает относительно всего класса предметов или явлений, а другое высказывание то же самое утверждает относительно части предметов или явлений этого класса. Оба таких высказывания одновременно не могут быть истинными. Например, если кто-либо в споре будет вначале отрицать что-либо относительно всего класса предметов: «убеждений не существует», а потом вдруг признает истинным прямо противоположное относительно части предметов этого класса: «я убежден в истинности своего мнения», то может быть пойман на логическом противоречии.

Закон выражает также требование так уточнять наши суждения, вопросы, чтобы можно было на один и тот же вопрос в одном и том же смысле ответить «да» или «нет», а не искать нечто среднее, неопределенное. Например: «Является ли это деяние преступлением или оно не является преступлением?» Если бы понятие «преступление» не было точно определено, то в некоторых случаях на этот вопрос невозможно было бы ответить. Поскольку можно точно определить понятие «преступление» как антиобщественное, противоправное, виновное и наказуемое деяние, то в каждом конкретном случае можно дать однозначный ответ на данный вопрос. Юристу часто приходится решать дело по форме «или - или»: данный факт или установлен или не установлен; данное преступление было совершено или не было совершено; обвиняемый или виновен, или не виновен, свидетель лжет или не лжет и т. п.

Стремление уклониться от четкого и определенного ответа на вопрос, найти какое-то среднее, не существующее в действительности решение свойственно людям беспринципным. Люди, меняющие свою точку зрения и уклоняющиеся от прямого ответа, похожи на флюгер, поворачивающийся то в одну, то в другую сторону при малейшей перемене ветра.

4. Закон достаточного основания утверждает следующее: всякая истинная мысль должна быть обоснована (иметь достаточные основания) другими мыслями, истинность которых, доказана. Формула закона: «Если есть q, то есть и его основание р».

Требование обоснованности мышления отображает одно из коренных свойств материального мира: в природе и в обществе каждый факт, каждый предмет, каждое явление подготовлено предшествующими фактами, предметами, явлениями. Более двухсот лет тому назад М. В. Ломоносов сформулировал закон объективного мира: «Ничто не происходит без достаточного основания». Озеро зимой замерзает, так как понижается температура окружающего воздуха; дым подымается вверх, так как он легче окружающей его атмосферы, и т. д.

В мышлении также действует закон: достаточным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и признанная истинной, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Если истинность какой-либо мысли при­нята только на веру, то она не может считаться обоснованной.

Закон достаточного основания имеет важное теоретическое и практическое значение: он помогает отделить истинные суждения от ложных и требует рассматривать в качестве истинных только такие суждения, которые имеют достаточные основания, доказаны.

Этот закон предостерегает против возникновения различных предрассудков и суеверий, которые обычно строятся по схеме «после этого, значит, по причине этого» (прошел по дороге, которую перебежала черная кошка, - жди несчастья, рассыпали соль - значит, поссорятся люди друг с другом, и т. д.). Этот закон требует изучать всякое явление, находить его причины. Он предостерегает против необоснованности суждений, «волевых» решений, слепого поклонения перед авторитетами.

Законы логики действуют в юридической практике не только как законы логического мышления, но и как юридические требования в юридическом мышлении.

Язык логики. Естественные и искусственные языки

Поскольку логика изучает формы мышления, а мышление неразрывно связано с языком, постольку логика является также наукой о языке.

Язык - это любая знаковая информационная система (система слов или знаков), выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

По происхождению языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки - исторически сложившиеся в обществе звуковые и графические знаковые системы. Естественные языки возникают стихийно в процессе совместной деятельности и общения людей и народов. К естественным относятся языки разных народов, язык жестов и т. п.

Искусственные языки - вспомогательные знаковые системы, создаваемые группами людей специально - для более точной передачи специфической информации. К искусственным языкам относятся нотные знаки, знаки кодовых систем, шифры, азбука Морзе, «блатной язык», которым пользуются преступники, и т. п.

Существуют также смешанные языки, базой в которых выступает естественный (национальный) язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области. К этой группе языков относится язык формальной логики.

В качестве символов выступают определенные знаки. Знак- любой чувственно воспринимаемый предмет, который заменяет, представляет другой предмет, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта. Наиболее типичны три вида знаков: (1) знаки-индексы; (2) знаки-образы; (3) знаки-символы.

Знаки-индексы связаны с представляемыми ими объектами как следствия с причинами (симптомы, признаки, показания приборов и т. п.). Так, дым - знак, говорящий о наличии огня; повышенная температура человека - о заболевании; изменение высоты ртутного столба - об изменении атмосферного давления и т. д.

Знаками-образами являются те знаки, которые сами по себе несут информацию о представляемых ими объектах (чертежи, карты, картины, фотографии), поскольку находятся с обозначаемыми объектами в отношении подобия.

Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами (эмблемы, гербы, знамена, художественные и графические символы, знаки-сигналы или знаки шифров).

Одним из видов знаков являются имена. Имя - это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо предмет. Поскольку имя является знаком, оно имеет значение и смысл. Значение имени - это предмет, обозначаемый этим именем. Смысл имени - это понятие о предмете. Взаимосвязь между именем, предметным значением и смыслом наглядно может быть выражена с помощью треугольника, по углам которого находятся: имя, понятие, предмет.

Это означает, что имя, понятие и предмет не совпадают, но тесно взаимосвязаны: имя обозначает предмет и выражает понятие о предмете.

Взаимосвязь мышления и языка (понятия и слова) не означает их тождества. Одно и то же понятие может выражаться разными словами. Например, словами из разных естественных языков или словами-синонимами в одном языке. Синонимы - слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу: «труд» и «работа»; «договор» и «контракт».

С другой стороны, в любом языке есть омонимы - слова, одинаковые по форме, звучанию, но разные по смыслу, по понятию (например, «ключ», «коса», «бор», «мир»).

Иногда слова утрачивают свои первоначальные значения и выражают новые понятия (например, слово «чернила» первоначально обозначало «то, что чернит», а сегодня «то, что пишет», и мы можем говорить о красных чернилах).

Многозначность слов часто приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно знать, какое понятие выражает то или иное слово, и употреблять это слово в строго определенном значении.

В научном познании необходимо использовать однозначные слова и сочетания. Такие слова называются терминами. Термин - слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью (по крайней мере в пределах данной науки или группы наук).

По составу различают имена простые («государство») и сложные, состоящие из нескольких слов («спутник Земли», «Российское государство»).

Имена могут обозначать и несуществующие в объективной реальности предметы. Например, «кентавр», «русалка», «самая удаленная точка Вселенной» и т. п. Эти имена являются мнимыми, или пустыми.

Формальная логика использует знаки-символы. В данном языке нет омонимов и неясных выражений. Это позволяет строго фиксировать ход рассуждений и точно решать вопрос об их правильности или неправильности.

В логике различают языки логики высказываний и логики предикатов. Язык логики высказываний используется для описания структуры высказываний, рассуждений, предложений. Под высказываниями понимаются простые или сложные абстрактные символические выражения, обозначающие суждения. Простые высказывания, объединенные в сложные с помощью связок «и», «или», «если.., то» и др., называют пропозициональными высказываниями, а логику, с помощью которой описываются такие высказывания, иногда называют пропозициональной логикой, или пропозициональным исчислением. Логика высказываний может быть классической (двузначной) или многозначной.

Язык логики предикатов используется для описания внутренней структуры высказываний. Алфавит языка логики предикатов состоит из следующих символов:

а) а, Ь, с... - постоянные предметные термины;

б) x,y,z...- переменные предметные термины;

в) Р, Q, R ... - предикатные термины (имена свойств);

г) p , q, r ... - пропозициональные термины (имена высказываний);

д) кванторы: - все, - некоторые;

е) , - логические союзы, которые соответственно читаются: «и», «или», «если…,то...», «если, и только если, то...» и называются знаком отрицания, конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквивалентности;

ж) технические знаки: , - запятая; () - скобки.

С помощью приведенного алфавита строится формализованная логическая система, называемая исчислением предикатов. Выражения языка логики предикатов называются формулами. Формулы могут быть правильно построенные и неправильно построенные.

Существует особая наука о знаках - семиотика. В этой науке выделяют три раздела - синтаксис, семантику и прагматику, что связано с наличием трех аспектов языка.

Синтаксисом называется раздел семиотики, в котором исследуются отношения между самими знаками (правила построения и преобразования выражений языка и т. д.). В процессе этого исследования отвлекаются от смыслов и значений знаков.

Семантикой называется раздел семиотики, в котором прежде всего исследуются отношения знаков к представляемым ими объектам, а также смыслы знаков, поскольку они являются одним из средств установления связи знаков и их значений.

Прагматика изучает отношение человека к знакам, а также отношения между людьми в процессе знакового общения.

Язык формальной логики позволяет избегать неясности и двусмысленности естественного языка и сводить процесс проверки правильности рассуждений к «вычислению».

На планете Земля существует более 7 тысяч языков. Видимо, данного количества людям оказалось недостаточно - ведь лингвистами было разработано еще около тысячи искусственных!

История их создания началась в XVII-XVIII веках, когда латынь постепенно стала терять свою популярность. Большинство вспомогательных языков были придуманы на основе живых и других искусственных, причем, с определенной целью (для общения в вымышленном мире книг и фильмов, международной коммуникации, преодоления языкового барьера и так далее).

В это подборке мы собрали десятку самых популярных искусственных языков, о которых интересно узнать больше.

10 Лингва франка нова

Этот язык с легкостью поймут те, кто говорит на романских языках - французском, португальском, итальянском или испанском. Ведь именно от этих языков, включая средневековое наречие "лингва франка", он и был образован психологом Джорджем Буре из Пенсильвании. Автор хотел создать удобный международный язык, который не требует длительного изучения правил и подойдет для общения без трудностей. На данный момент его используют в своих профилях в Facebook около тысячи человек.

Язык имеет облегченную грамматику, 22 буквы в алфавите, словарную базу современных романских языков и четкий порядок слов в предложении. А вот грамматического рода и множественного числа в этом языке нет!

9 Новиаль


Этот язык был создан лингвистом из Дании Отто Йесперсеном на основе другого искусственного языка, идо (но в дальнейшем полностью от него "отошел"). Новиаль был представлен в 1928 году, но после смерти Йесперсена практически не использовался. Всплеск интереса к нему бы замечен в 1990-е годы из-за интернет-волны, которая захватила весь мир. Сейчас язык претерпевает эволюцию под руководством проекта Novial 98, который направлен на возрождение и улучшение этого языка.

Легче всего освоить новиаль носителям английского языка, так как структура предложений, синтаксис и словарь сильно напоминает английский. На слова большое влияние оказали также французский, немецкий и скандинавские языки.

8 Идо


Слово "идо" на языке эсперанто означает "потомок", и это отлично характеризует особенности этого языка. Он произошел от самого распространенного искусственного языка, эсперанто, и представляет его усовершенствованную версию. Идо создан при сотрудничестве эсперантиста Луи де Бофрона и математика Луи Кутюра в 1907 году. Установлено, что на этом языке говорят 500 тысяч человек.

В идо используется 26 букв алфавита, грамматика и орфография продуманы так, чтобы учить язык было легко любому желающему, а использование на практике не вызывало бы сложностей. На лексику оказали большое влияние слова из французского, немецкого, английского, русского, итальянского, французского и испанского языков.

7 Ро

В начале 20 века этот язык был разработан священником Эдвардом Пауэллом Фостером из Огайо. Автор описывал язык как картинку, которая и дает подсказку для понимания слова. Ро построен на категориальной системе, например, слово "красный" означает "bofoc", "оранжевый" - "bofod", а "цвет" - "bofo".

Ро, который также называли "языком философов", содержит всего 5 гласных на весь алфавит из 26 букв. К сожалению, из-за сложности в восприятии языка на слух, Ро был раскритикован. Ведь два разных слова могли отличаться только одной буквой!

6 Словио

Словак Марк Гучко в 1999 году начал работу над собственным языком под названием "словио", объединив искусственный язык эсперанто и живые славянские языки. Целью автора было упростить общение между теми, кто говорит на языках славянской группы в качестве родных, и теми, кто затрудняется их выучить в качестве иностранного.

Гучко получил язык, который имеет упрощенную орфографию, грамматику и артикуляцию. Большинство слов в этом языке (глаголы, прилагательные, наречия) определяются окончаниями. На данный момент язык словио понимают около 400 миллионов человек в мире, а работа над развитием языка завершена автором в 2010 году.

5 Словянски


Из-за территориального разделения и влияния других языков большинство людей, говорящих на языках славянской группы, но проживающих в разных странах, не понимают друг друга. Словянски - лишь наполовину искусственный язык, созданный для того, чтобы позволить славянам полноценно общаться.

Язык был придуман в 2006 году группой активистов и основан на живых славянских языках. Писать на нем можно как кириллицей, так и латинскими буквами. Грамматика очень простая, исключений в языке мало.

4 Самбахса

Название самбахса происходит от малайских слов "сама" ("одинаковый") и "бахса" ("язык"). Язык был создан относительно недавно, в 2007 году, французским доктором Оливером Саймоном. Самбахса основан на английском, французском и включает некоторые слова из других менее популярных языков.

Язык имеет упрощенную грамматику, но при этом обширный словарный запас с огромной интернет-библиотекой справочных материалов. Проект по развитию самбахса открыт в сети и доступен каждому.

3 Лингва де планета


Проект создания этого языка был запущен в Санкт-Петербурге в 2006 году психологом Дмитрием Ивановым. Он вместе с компанией разработчиков хотел создать универсальный язык, на котором будут общаться в любой точке земного шара. По его мнению, мир уже переходит в состояние глобального сообщества и нуждается в едином языке.

Команда решила не создавать новые языки, а объединить самые популярные в мире. Базовая версия, выпущенная в 2010 году, была основана на десяти самых распространенных мировых языках - английском, китайском, русском, французском, хинди, немецком, арабском, испанском, персидском, португальском.

2 Универсалглот

Проект международного языка "универсалглот" был выпущен в 1868 году французским лингвистом Жаном Пирро. Язык был не особо популярен до эпохи интернета. Сейчас он потихоньку пользуется спросом, после того, как публикации Жана Пирро были опубликованы в свободном доступе в сети.

Универсалглот базируется на латинском языке и имеет богатый словарный состав. В алфавите используются латинские буквы за исключением "Y" и "W". Буквы, произношение которых отличается от английского, произносятся по-итальянски или по-испански. Язык имеет прекрасно разработанную структуру, а также систематизированную по примеру германских и романских языков грамматику.

1 Эсперанто


Название этого языка примерно переводится как "тот, кто надеется", и среди искусственных языков он считается самым популярным. На эсперанто говорят примерно 2 миллиона людей во всем мире, на нем написаны миллионы страниц в Интернете, книги, публикации... Больше всего он используется в Европе, Южной Америке, Восточной Азии и некоторых частях Северной Африки.

Почти десятилетие (1870-1880-е гг) автор эсперанто, окулист из Варшавы Людвик Заменгоф, потратил на разработку универсального языка, который смогут освоить люди в любой точке земного шара. В 1887 году он представил язык, система которого была продумана так, чтобы люди общались свободно по всему миру, при этом не теряя свой родной язык и культуру.

В настоящее время эсперанто является родным для 2000 человек, а в 2016 году стало известно, что некоторые школы Нью-Йорка даже добавили его в школьную программу. Этот язык реально выучить и самостоятельно - в сети масса обучающих материалов.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Эти языки были созданы лингвистами и подарили людям разных национальностей возможность понимать друг друга. Пусть не все они стали популярны, но многие нашли своих "носителей".

Как считаете, нужны ли искусственные языки? Сами стали бы учить такой?

На сегодняшний день в мире насчитывается немалое количество искусственных языков. Некоторые из них достаточно известны, о других знают лишь небольшие группы людей. Но ни один из них пока так и не стал по-настоящему популярным. Да и могут ли они вообще стать заменой языкам естественным?

Мечта об универсальном языке появилась у людей уже очень давно. И казалось бы, что может быть проще? Создать язык с очень простой, но ёмкой грамматикой и достаточным словарным запасом. Такой, чтобы его мог без особых усилий изучать человек, который уверен, что никаких способностей в деле освоения языков у него нет. Но, как показала практика, этого недостаточно.

Подобных языков уже сотни. Некоторые из них предназначались для общения людей со всего света ( , ), другие же - только для отдельных социальных групп ( , ). Предпринимались также попытки создания языков, полностью построенных на логике (). Иные создатели искусственных языков относились к этому делу как к своеобразному творчеству (). Двигают людьми и другие мотивы.

Но результат остаётся тем же - ни один из искусственных языков так и не сумел пока стать достаточно популярным для того, чтобы при его помощи можно было бы свободно общаться в самых разных уголках Земли. Обычно всё ограничивается только узким кругом заинтересовавшихся людей. Исключение составляет лишь эсперанто, который может похвастать носителями, считающими этот язык родным (это дети, родившиеся в интернациональных семьях). Согласно некоторым данным, эсперанто владеют порядка 2 млн человек по всему миру. Впрочем, многие лингвисты уверены, что цифра эта очень сильно завышена.

Для повсеместного распространения планового языка (то есть искусственного языка для международного общения) недостаточно только того, чтобы он был простым. На его пути встанет множество других преград, о существовании которых даже не задумывались создатели первых искусственных языков. Ведь язык - это нечто большее, чем просто средство общения. Есть теория, что человек воспринимает мир через призму родного языка, который определяет его сознание и напрямую влияет на тип его мышления.

Флаг искусственных языков.
На нём изображена Вавилонская башня, фоном служит восходящее солнце.

Да что там отдельные люди - языки определяют сознание целых народов. Недаром ведь все завоеватели всегда стремятся принизить ценность родного наречия покорённого ими народа (типичные примеры - и ). Язык - это ещё и целый пласт культуры. Если, конечно же, он не искусственный.

К тому же, для того чтобы язык стал действительно популярным, он должен заинтересовать большое количество людей, понравиться им. Просто так взять и сделать какой-либо язык средством международного общения невозможно.

Есть и другая проблема. Для того чтобы плановый язык оставался действительно универсальным инструментом международного общения, необходимо чтобы в нем отсутствовали диалекты. И появление каждого нового слова должно рассматриваться специальными комиссиями. А это, согласитесь, совсем не простая задача.

Есть и другие сложности. Впрочем, несмотря на них, новые искусственные языки будут постоянно создаваться и в будущем. В основном для нужд и , иногда . Также будут появляться языки, назначение которых - просто языковая игра, развлечение. А вот что касается языков для международного общения, то сомнительно, что кто-либо сегодня всерьёз будет надеяться создать что-либо подобное. Просто нет смысла - с такой задачей сегодня неплохо справляется , популярность которого постоянно растёт. Не забываем и то, что английский относительно прост для изучения. Да и с культурным пластом тут всё в порядке.

Есть ли смысл изучать какой-либо искусственный язык? При наличии достаточного времени, однозначно да! Но исключительно как хобби. Это прекрасная разминка для ума, способ узнать много нового, ознакомиться с необычными формами выражения различных иных идей. А ещё, это - способ познакомится с интересными людьми со всего мира, которых также заинтересовал выбранный вами язык. Знаменитый венгерский полиглот высказала прекрасную мысль, согласно которой, «язык - единственное, что небесполезно изучить даже плохо». Изучение любого языка пронесёт только пользу.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Ни один из искусственных языков не стал полноценным средством общения. (2)Дело в том, что язык - не только и не столько средство общения: первое назначение языка - хранить накопленную человечеством информацию о мире и человеке. (3) ____ это и позволяет языку успешно исполнять его функции; отсутствие такого базиса и помешало искусственным языкам выполнить возлагавшиеся на них задачи.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Отсутствие способности хранить накопленную человечеством информацию о мире и человеке помешало искусственным языкам стать полноценным средством общения.

2. Ни один из искусственных языков не стал полноценным средством общения, потому что они не выполнили возлагавшиеся на них задачи.

3. Язык - не только и не столько средство общения, но и хранитель накопленной человечеством информации о мире и человеке.

4. Искусственные языки не являются полноценным средством общения, поскольку не выполняют основное назначение любого языка - хранить информацию о мире и человеке.

5. Способность хранить накопленную человечеством информацию о мире и человеке позволяет языку успешно исполнять его функции.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1. Наверное,

3. К счастью,

5. Вряд ли

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СРЕДСТВО, -а, ср.

1. Приём, способ действия для достижения чего-н. Простое с. Всеми средствами добиваться чего-н. Все средства хороши для кого-н. (ничем не брезгует кто-н. для достижения своих целей, успеха; неод.).

2. Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности. Средства передвижения. Средства защиты.

3. Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики (во 2 знач.). Лекарственные средства. С. от кашля. Перевязочные средства. Косметические средства.

4. Мн. Деньги, кредиты. Оборотные средства. Отпустить средства на что-н.

5. Мн. Капитал, состояние. Человек со средствами. Жить не по средствам (тратя больше, чем позволяют доход, состояние).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бухгалтерОв

слИвовый

повторЁнный

опломбировАть

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Один из моих дядей любил ДЕКЛАМИРОВАТЬ стихи, то есть читать их нараспев.

2. Как жаль, что современные школьники не чувствуют ВЫГОД книги: это верный друг, это маяк в сомнении, это якорь в буре страстей!

3. В эпоху Ренессанса был найден новый СТЕКОЛЬНЫЙ материал, кристально прозрачный и совершенный по пластике.

4. Слушать его ЗАТРУДНИТЕЛЬНУЮ, но всё ещё чеканную речь, прореженную шутками, было жутко.

5. Он был один из тех ограниченных людей, которые особенно приятны именно своей ОГРАНИЧЕННОСТЬЮ.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ЧУЛОК

ИСКОМЫЙ вариант

в ПОЛУТОРАСТА метрах

прислали журнал БАНДЕРОЛЕМ

ДЛИННЕЕ карандаша

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) В произведениях Салтыкова- Щедрина присутствует как сатира на правящие круги, так и на мещан-обывателей. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциальной стариной. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Он поблагодарил профессора и добавил, что непременно учту ваши пожелания. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) По прибытию в столицу мы поторопились на экскурсию. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Обращаясь за разъяснениями к учёным, хочется узнать что-то новое. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обл... котиться

пор...вняться

т...инственный

согл...шение

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

нед...едание, пр...родители

пр...града, пр...возмочь

ра...двоение, ни...падать

на...кусить, о...грести

ра...щедриться, и...держки

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

замш...вый

магни...вый

игруш...чный

присва...вать

затверд...вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

слыш...мый

провер...вший

выдерж...шь

расстав...шь

навева...мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Равнодушный к родной природе человек (не)может любить родину.

2. (Не)мощёная улица выходила прямо в поле.

3. Воздух (не)движим.

4. С утра стоит (не)бывалая жара.

5. Человек с возмущённой совестью становится сильнее (не)годяя.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. В жару всё живое спряталось КУДА(ТО) и боится поднять голову, ЧТО(БЫ) не спалить волос и не обжечь нос.

2. Павел узнал самые первые, (ПО)ДЕТСКИ наивные постройки в парке: хижину монаха, беседку (В)ВИДЕ башни.

3. Всё было хорошо и КАК(ТО) особенно, не (ПО)ВСЕГДАШНЕМУ понятно и близко.

4. Среди кустарников ещё можно видеть (КОЕ)КАКИХ представителей флоры, например, шиповник, лимонник, а ТАК(ЖЕ) калину.

5. Теперь между маленькими уцелевшими островками леса по склонам холма РЕДКО(РЕДКО), но ВСЁ(ЖЕ) растут кустики можжевельника.

14

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Вспоминаю и вечерние нежно-голубые туманы, и ночные, прони- за(1)ые лу(2)ым светом (они кажутся серебря(З)ыми), и утре(4)ие, бледно-розовые, окраше(5)ые зарёй.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз и хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней.

2. Среди луговых трав встречаются и анис и ромашка и зверобой и тысячелистник.

3. В Японии растут вечнозелёные деревья и кустарники с твёрдыми и блестящими листьями - камелии.

4. День был совершенно ясный тихий и жаркий.

5. Солнце стояло прямо над лесом и беспрестанно пекло ему спину и голову.

16

Волны (1) набегая на берег (2) падали тяжко (3) разбиваясь в брызги (4) шипели зло (5) скатываясь с камней.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

1)Языков, обладавший (1) по словам Пушкина (2) удивительным огнём языка, в одном из своих стихотворений великолепно описал Волгу и Оку.

2)И когда он рассказал мне эту историю, то (3) по его словам (4) всё выходило совершенно по-иному.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Не тот умён (1) кто умеет отличать добро от зла (2) а тот (3) кто из двух зол умеет выбирать меньшее.

19

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятые.

Было ослепительное утро середины марта (1) когда снег везде осел к земле (2) и уплотнился на полях (3) и только обочины дорог были уже изрезаны солнцем.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. (З)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. (4)Дома ему давали болтанку и хлеб. (5)Мать добавляла в муку веники - вымолоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий; от него пахло сырой глиной. (6)Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно.

(7)Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. (8)И хлеб был не из веников - настоящий. (9)Его принесли с собой наши автоматчики. (10)Они вошли в хату ночью. (11)Маленький Коля забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. (12)И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу. (13)Он поманил к себе Колю:

(14)- Эй, хозяин, пойди-ка сюда. (15)Хлебушка хочешь?

(16)Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» (17)Но к горлу подкатил ком. (18)Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.

(19)- Ты, наверно, плотно поужинал?

(20)Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. (21)У голодного мальчика закружилась голова. (22)Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. (23)Он дышал хлебом, согревал его руками и щекой. (24)Он откусывал то мякиш, то с весёлым азартом грыз корку. (25)Покойная сытость сладко разливалась по телу. (26)Он уснул. (27)И всю ночь ему снился хлеб.

(28)... Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (29)Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. (30)Потом появились колосья - глазастые, голубоватые, чуть запотевшие. (31) Потом полоска стала соломенной.

(32)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (33)Коржи были пахучие, румяные. (34)Бабушка смазала их масляным пёрышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло. (35)От коржей шёл жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

(36)Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. (37)Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. (38)Он еле сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. (39)Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

(40)- Отведай, внучок, моего коржа.

(41)Какая-то скрытая пружина сработала внутри - руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот.

(42)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (43)Коржа скоро не стало... (44)Коля тяжело вздохнул. (45)А второй корж, румяный, целёхонький и наверняка ещё более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

(46)- Отнеси этот корж деду на пасеку, - сказала бабушка.

(48)Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле.

(49)Дед обрадовался. (50)Он вертел корж в руках и нюхал. (51)А Коля стоял перед стариком, поглощённый надеждой, что дед разломит корж пополам.

(52)Но дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш. (53)До чего же жадный дед! (54)Совсем одичал со своими пчёлами. (55)Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.

(56)Коля собрался уходить. (57)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём - пусть бабка простирнёт! - у Коли что-то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. (58)Но сумел побороть минутную слабость. (59)И промолчал.

(60)Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. (61)А сейчас корж ест дед - он, Коля, уже съел свой.

(62)Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

(63)- Дед велел простирнуть!

(64)Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко. (65)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. (66)Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. (67)В тряпице лежал корж. (68)Она ничего не сказала. (69)Положила нежданный гостинец перед внуком.