Южный Машиностроительный Завод. "южмаш" объявил о поставке россии ракет для "морского старта"

ПРЕСС-РЕЛИЗ "ЮЖМАША"

Двадцать восьмого апреля этого года был заключен контракт между ЮЖМАШем и компанией S7 Sea Launch Limited на производство и поставку ракет-носителей серии «Зенит». В целом, контракт предусматривает изготовление 12-ти ракет-носителей для использования в программах «Морской старт» и «Наземный старт» для исследований и использования космоса в мирных целях в рамках международных космических проектов. Сейчас в производстве находится 2 ракеты модификаций «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ».

Подписанием этого контракта сделан большой шаг в преодолении глубокого кризиса, в котором пребывал ЮЖМАШ начиная с 2013 года и который стал следствием обвального сокращения объемов производства.

Настойчивая трехлетняя работа специалистов предприятия по загрузке производства дала плоды. На сегодня портфель заказов ЮЖМАШа на ближайшие годы превышает (в пересчете) 350 млн. долларов США. Среди основных заказчиков – компании США, Италии, Индии, Кореи и др.

ЮЖМАШ выражает глубокую благодарность законодательной и исполнительной ветвям власти за предоставленную беспрецедентную, как для нашего предприятия, нормативную и финансовую поддержку. Без этой поддержки возобновление производства и преодоление кризиса было невозможно.

Выведение ЮЖМАШа в режим стабильной работы создаст надлежащие условия для акционирования предприятия и поиска стратегического инвестора. Реализация этих мер, в свою очередь, является необходимым условием для достижения главной среднесрочной цели ЮЖМАШа, которая состоит в обеспечении полноценного вовлечения предприятия в международную кооперацию по производству ракетно-космической техники.

Департамент маркетинговых коммуникаций предприятия «ЮЖМАШ»

Интересно, что перечисляя кучу стран, с которыми у Южмаша есть хоть какие-то контракты, ни слова о том, что именно основной контракт - по Морскому старту - с российской компанией S7 Sea Launch Limited

Несмотря на разговоры о полном прекращении сотрудничества Роскосмоса с украинским "Южмашем", предприятие неожиданно заявило , что соберет 12 ракет "Зенит" для международных проектов "Морской старт" и "Наземный старт". Контракт, якобы, заключен с компанией S7 Sea Launch.

Ракета "Зенит". Фото: Олег Урусов/ ТАСС

Напомню, площадку в Тихом океане, специально оборудованную для старта носителей "Зенит", приобрела российская компания S7 в сентябре прошлого года. Но из-за ухудшения отношений между Москвой и Киевом закупку носителей в Днепре было решено прекратить. А ракетные двигатели для них на Украину больше .

В патовой ситуации оказались и украинский завод, и Роскосмос. На "Южмаше" лишились основного импортера, а в России начали думать, что делать с "Морским стартом", - продавать его, разрабатывать собственный носитель или снова вернуться к "Зенитам".

Пока никакая другая ракета с плавучего космодрома просто не взлетит. Модернизация площадки под старт другой ракеты по затратам соизмерима со строительством нового космодрома. Поэтому решили строить новый носитель. Гендиректор РКК "Энергия" Владимир Солнцев пообещал , что предприятие построит для плавучего космодрома ракету "Сункар". А глава Роскосмоса Игорь Комаров анонсировал , что после 2022 г. с "Морского старта" полетит новая ракета - "Союз-5". Но это в лучшем случае через пять лет, а как быть сейчас?

Логичным был бы вариант возобновить давнее сотрудничество и схему "Украинские ракеты плюс российские двигатели". Ведь от прекращения торговых отношений готовый продукт буквально разорвали на части.

Космодром "Морской старт". Фото: Wikipedia

В качестве примера возьмем ту же ракету Зенит-3SL. По заявлению "Южмаша", на предприятии уже собирают два таких носителя. Первая ступень ракеты оснащена мощнейшим российским РД-171М, вторая - РД-120. Оба - производства НПО "Энергомаш". Разгонный блок сделан РКК "Энергия".

Однако в российской корпорации факт сделки не признают. А эксперты лишь недоумевают: ситуация становится все более запутанной, и окончательного подтверждения информации стоит ожидать только от Роскосмоса. Но пока на сайте российского ведомства про "Зениты" ровным счетом ничего.

Со скептицизмом к заявлению "Южмаша" отнесся член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин, который участвовал во всех летных испытаниях ракеты "Зенит". По его словам, из-за сложного экономического положения, в котором оказался "Южмаш", будет крайне трудно качественно собрать высокотехнологичную ракету.

Хотя, безусловно, от сделки выиграли бы обе стороны. Россия получила бы запас одних из лучших в мире ракет среднего класса, пока новые в процессе разработки. А "Южмаш", наконец оправился бы от экономического нокдауна, в котором оказался из-за политической ситуации.


Восстановленная программа «Морской старт» не будет прорывом, однако поможет Украине временно продержать на плаву одно из стратегических предприятий

Недавнее заявление гендиректора компании «S7 космические транспортные системы» Сергея Сопова о сотрудничестве с «Южмашем» наблюдателям показалось знаковым.

«Общая сумма инвестиций в приобретение космодрома «Морской старт», включая вывод его из консервации, составляет около 150 миллионов долларов», - заявил Сопов в интервью «Известиям».

Он отметил, что в выпуске 12 заказанных ранее ракет «Зенит», сборку которых осуществляет «Южмаш», также заняты 150 российских предприятий.

«В состав данного носителя входят полностью изготавливаемый в России двигатель первой ступени РД-171, камера сгорания второй ступени, система управления и многие другие компоненты. Всего в кооперации задействовано около 150 отечественных предприятий. Их доля в стоимостном выражении от себестоимости составляет 80%», - пояснил Сопов.

Однако для украинского «Южмаша» контракт с российской компанией еще более важен: он дает возможность предприятию продержаться на плаву и если не развивать, то поддерживать космическую отрасль Украины. Как это ни странно, но реанимация «Морского старта», прекратившегося в 2014 году, имела и политические причины.

Санкции, война и все остальное

В своем интервью Сопов прямо указывает на политическую составляющую программы.

«С политической точки зрения «Морской старт» также важен, как один из немногих уцелевших «мостиков» между Россией и США. И, что особенно ценно, что он сохранился в такой высокотехнологичной сфере, как ракетно-космическая техника и пусковые услуги», - указывает Сопов.

При этом Сопов заявил, «Южмаш» поставляет в США две ступени ракеты-носителя «Зенит», и только на американской территории происходит их окончательная сборка. Таким образом, он подтвердил информацию, которую «Интерфаксу» сообщил источник в ракетно-космической отрасли РФ.

«Если пуски «Зенита» с «Морского старта» возобновятся, то изготавливаемые в России система управления и двигатель первой ступени будут поставляться, минуя Украину, прямиком в США, досборка ракеты и ее испытания будут осуществляться в Лонг-Биче», - отмечал источник.

Американское посредничество в данной ситуации было критически важным. «Третья сторона», тем более такая, как США, сделала сотрудничество между Россией и Украиной в космической отрасли, которая часто пересекается с оборонной, возможным.

Как сообщил источник Lenta.ru в космической отрасли, без американского участия сотрудничество между предприятиями Государственного космического агентства Украины, а именно таким является «Южмаш», и «Роскомсом», частью которого является РКК «Энергия», тоже участвующее в «Морском старте», было бы невозможным. Теперь же «Южмаш» официально сотрудничает с зарегистрированной в США компанией S7 Sea Launch Limited, а значит выходит из-под удара в случае возможных обвинений в сотрудничестве с агрессором. С этой же компанией сотрудничает и «Роскосмос».

В целом же, по словам Сопова, его компания имеет далеко идущие планы в отношении «Морского старта». По сути, это - первая ступень в масштабной космической программе корпорации, которая среди прочего предусматривает взятие в концессию российского сегмента МКС, использование станции в качестве научной, промышленной площадки, «хаба» для дальнейшей экспансии. Именно от МКС планируют отправлять экипажи на другие планеты.

«При наличии на околоземной орбите космической инфраструктуры нет необходимости создавать сверхдорогие сверхтяжелые ракеты, чтобы запускать межпланетные и зонды. Их сборку из более мелких модулей можно проводить прямо на МКС или рядом с ней. А экипажи сначала доставлять на станцию и оттуда перевозить на корабль, который летит, допустим, к Луне. Во-первых, это окажется экономичнее. Можно использовать имеющуюся ракетно-космическую технику. Во-вторых, безопаснее. Шанс потерять всё из-за аварии меньше при запуске элементов конструкции по частям», - пояснил Сопов.

Для этого в перспективе компании может понадобиться свое подразделение по подготовке космонавтов. А пока главное - максимально использовать возможности, предоставляемые «Морским стартом».

Пока Маск не «подрос»

В своем интервью генеральный директор компании «S7 космические транспортные системы» указывает: перед тем, как приобрести «Морской старт» у предыдущих владельцев, был тщательно проанализирован рынок пусковых услуг и перспективы его развития.

«Мы исходим из того, что уже представлено и может появиться на рынке пусковых услуг в ближайшие годы. Все видят успехи компании SpaceX с ее Falcon 9. Blue Origin также экспериментирует с возвращаемой ступенью. Конкурентоспособная ракета должна быть двухступенчатой, дешевой в производстве и обслуживании, с многоразовой первой ступенью. Если многоразовость не обеспечивается, ракета должна быть еще дешевле, чтобы конкурировать по цене с таким носителем. В теории известно, что эффективность многоразовой системы начинается с шести стартов в год. Если запусков меньше, то целесообразнее использовать дешевую одноразовую ракету», - отметил Сопов.

Свое интервью Сопов давал через несколько дней после того, как американский миллиардер Илон Маск устроил то, что позже назвали «пиар-акцией века» в области освоения космоса. 6 февраля в космос запустили первую сверхтяжелую ракету Falcon Heavy компании Маска. При этом два ускорителя ракеты, выведя ее на необходимую орбиту, отстыковались и вернулись на Землю, совершив плавную посадку на плавучие платформы. Позже был показан груз ракеты - вишневый электромобиль Tesla,в котором играла композиция Space Oddity Дэвида Боуи. На мониторе приборной панели машины горела надпись «Не паникуйте» - отсылка к известной серии романов Дугласа Адамса «Автостопом по галактике».

Пока критики Маска указывали на то, что центральный ускоритель ракеты при возвращении разбился, и вспоминали о советском проекте «Буран», оптимисты утверждали - данный пуск позволяет ускорить освоение космоса.

Как бы то ни было, мысль о том, что космос - дело не только государственное, но и частное, прочно утвердилась в головах землян. Даже президент США Дональд Трамп признал - пора отдать дело в частные руки. Так, в проекте бюджета на 2019 финансовый год Белый дом предложит прекратить государственное финансирование МКС.

«После этого NASA будет рассчитывать на коммерческих партнеров для исследований на низкой околоземной орбите и испытания технологий», - отмечается в документе.

Впрочем, речь не только об МКС. К примеру, сегодня одной из хорошо оплачиваемых и частых услуг, которую оказывают частным лицам и государствам космические компании, является вывод на орбиту спутников. Подчас случаются неудачи. Так, в начале января в Тихом океане разбился секретный спутник правительства США Zuma, который запускала с помощью ракеты-носителя Falcon 9 компания Маска.

Впрочем, сотрудникам «Южмаша» не следует смотреть на происходящее сквозь розовые очки. Как заявил Сопов, «Зениты» закупят из расчета использования их до 2022 года, когда будет готова ракета «Союз-5». Однако и ей в компании «S7 космические транспортные системы» не сильно довольны, называя «подросшей и потолстевшей копией «Зенита». Однако россияне указывают: одним из планируемых результатов «Морского старта» является обеспечение космических предприятий РФ стабильной загрузкой, что позволит им плавно выйти на производство новых ракет среднего класса.

В случае нормальных отношений между Россией и Украиной, которые были до 2014 года, в этих программах мог поучаствовать и «Южмаш», приобретя необходимый опыт для уверенного вхождения в новую космическую эру. Но обусловленный политическими причинами разрыв сотрудничества во многих промышленных отраслях, в том числе и космической, привел к тому, что РФ если и использует украинские наработки, то временно, до создания на 100% своих носителей.

Украинские ракетостроители крупного государственного предприятия «Южмаш» по производству ракетно-космической техники вышли на митинг к зданию Министерства юстиции с требованием выполнить решение суда и снять арест со счетов предприятия. Космическая отрасль, некогда процветавшая на Украине, гибнет.

По имеющейся информации сотни рабочих требуют от украинских властей не мешать реализации международных проектов и исполнению уже подписанных контрактов. Другими условиями протестующих рабочих стали встреча с министром юстиции Украины Павлом Петренко и увольнение начальника департамента государственной исполнительной службы министерства, который отказывается исполнять решение суда.

Председатель профсоюза работников «Южмаша» Валерий Васильев возмущен тем, что государственная структура, отвечающая за исполнение норм законодательства, сама нарушает всевозможные украинские законы:

"Вероятно, кто-то всем этим руководит, кому-то выгодно, чтобы "Южмаш" остановился и больше не работал."

Позиция Министерства юстиции заключается в том, что арест на счета предприятия наложили для взыскания с него долга за электричество в размере 400 млн гривен. Из-за этой заминки предприятие не успевает с выполнением контрактов по выпуску ракет-носителей «Зенит» для двух программ: «Морской старт» и «Наземный старт».

Стоит сказать, что еще раньше депутат от фракции «Блок Петра Порошенко» Вадим Кривенко публично на заседании в Верховной Раде признал, что лучшие работники в сфере ракетостроения покидают Украину из-за долгов по зарплате и переезжают жить в Россию и работать в российской ракетостроительной сфере.

Государственное космическое агентство Украины уже констатировало настоящее обрушение ракетостроительной сферы из-за запрета на любое военно-техническое сотрудничество с Россией, введенного президентом страны Петром Порошенко еще в 2014 году. Результат не заставил себя долго ждать: уже в 2015 году на предприятии отключили три из четырех линий энергоснабжения и техническую воду; за полтора года выручка предприятия упала на 80%. Вадим Кривенко отметил во время своего выступления в Раде:

"Люди увольняются, и не для кого не секрет, чкуда переезжают лучшие специалисты.Страна-агрессор (Россия) дает возможность высоквалифицированным специалистам продолжить работу в профильной области"

Это же подтвердил в интервью и заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор Владимир Попов.

Как известно, от Советского Союза Украине досталась в наследство треть ракетно-космического промышленного и научного потенциала, куда вошли КБ, производства и такие достижения, как «Циклон-2», «Циклон-3», «Зенит-2», «Зенит-3SL», «Днепр».

Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» имени Макарова», расположенное в Днепропетровске, также было создано во время существования СССР.

Деградация ракетно-космической сферы на Украине началась после государственного переворота в 2014 году. Под угрозой оказалось участие в международных космических программах «Морской старт» и «Наземный старт». С осени 2016 года «Южмаш» работает один день в неделю!

В то же время после неудачного сотрудничества с Украиной - ущерб в 475 млн долларов в части коммерческого использования пускового центра «Алкантара» в штате Мараньян - Бразилия разорвала контракт с украинской стороной, заключенный еще в 2003 году о долгосрочном сотрудничестве относительно использования ракеты-носителя «Циклон-4».

Участник Третьего космического отряда, одессит Александр Скворцов отметил, что Украина всегда славилась ракетно-космической отраслью, но сейчас киевские власти выделяют на ее поддержку всего около 2 млн долларов в год! Он также отметил, что объединение КБ «Южное» и «Южмаша» оставило без работы много квалифицированных, опытных кадров, которые уехали работать в Россию:

"К счастью, большая часть из них смогла перебраться в Россию, где они могут реализовать свой научный потенциал. потому, что у РФ к космосу относятся прагматично, и ученых поддерживают на государственном уровне"

Эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров отметил:

"Все основные стартовые двигатели производятся на территории России. Двигатели Украинатпроизводить не сможет. Она может создавать только маршевые двигатели."

К слову сказать, Россия также решила полностью отказаться от участия украинских предприятий в запусках ракет. Носитель «Днепр» переименовали в «Байкал» и отныне будут запускать силами российских компаний.

Как удалось выяснить, американская корпорация Boeing выиграла суд у украинского КБ «Южное» по проекту Sea Launch («Морской старт»), что означает неминуемое банкротство КБ. Американская компания хочет вернуть затраты в ходе процедуры банкротства проекта.

Судебный иск компании Boeing доказывает, что украинская ракетная отрасль не нужна и американцам - многое они могут выпускать самостоятельно и просто устраняют конкурента с рынка.

Михаил Александров неутешительно резюмировал:

"Бегство с Украины квалифицированных кадров достигло критического масштаба и ставит под сомнение дальнейшее существование украинской космической отрасли. Судя по бездействию официального Киева, космос Украине и не нужен.

У украинских властей «стоит» поучиться, как убить одну из самых мощных отраслей государства, позволяющих относить страну к числу передовых в наукоемких областях, всего за 3 года. Но что тут говорить: ломать, не строить…

Иллюстрация / Ukrainian Presidential Press Service via REUTERS

Единственное ракетостроительное предприятие "Южный машиностроительный завод им. Макарова" сегодня не имеет возможностей для производства двигателей для боевых баллистических ракет.

Об этом сообщает пресс-служба конструкторского бюро «Южное», которое является разработчиком ракетных технологий.

«Начиная с 1991 года технологические линии для производства двигателей на госпредприятии «ПО «Южмаш» с характеристиками, которые были аналогичны двигателю РД-250 (упоминаются в публикации The New York Times – УНИАН), были частично демонтированы. Производственная линия для создания баллистических ракет SS-18 и двигателей для них была полностью уничтожена. В связи с этим предприятие не имеет в своем распоряжении производственных мощностей для производства двигателей указанной конфигурации», - говорится в сообщении.

По информации КБ «Южное», после 1991 года Украина больше не производила баллистические ракеты ни для Российской Федерации, ни для собственных нужд, ни для какой-либо другой страны.

«Все двигатели, которые были пригодны для использования, включая двигатель РД-250, покидали территорию «Южмаша» исключительно в составе ракет. Единственный двигатель, который поставлялся «Южмашем» как отдельный компонент – это двигатель VG143 для четвертой ступени европейской ракеты-носителя Vega», - отмечается в сообщении.

Как сообщал УНИАН, 14 августа американское издание The New York Times разместило публикацию, в которой утверждалось, что успехи Северной Кореи в испытании межконтинентальной баллистической ракеты, которая, вероятно, может достичь США, стали возможны благодаря приобретению мощных ракетных двигателей на черном рынке, скорее всего, с украинского предприятия.

В ответ на публикацию, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил, что украинский оборонно-промышленный комплекс не поставлял ракетные двигатели и ракетные технологии режиму Северной Кореи.

На «Южмаше» заявили, что завод никогда не имел и не имеет никакой связи с северокорейскими ракетными программами космического или оборонного характера.

Утром 15 августа премьер-министр Владимир Гройсман сообщения СМИ о якобы поставках госпредприятием «Южмаш» ракетных двигателей Северной Корее. По информации Государственного космического агентства, технологии производства двигателей для боевых ракет и сами изделия не могли попасть с территории Украины в Северную Корею, поскольку Украина строго соблюдает международное законодательство об ограничении распространения военных ракетных технологий.