Опыт работы по палочкам кюизенера презентация. Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте

«Играем и развиваем!»
(использование игровой технологии «Палочки
Кюизенера»)
Пайвина Т.В. Иванова Е,С.
МАДОУ «Детский
сад»Теремок»
2017 год

Эффективное развитие интеллектуальных способностей
детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем
современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с
развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более
уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке,
лучше подготовлены к школе. Одним из эффективных игровых
технологий являются «цветные палочки» Кюизенера, которые
дают возможность формировать в комплексе все важные для
умственного развития мыслительные умения. Интеллектуальный
труд очень нелегок, поэтому учитывая возрастные особенности
детей дошкольного возраста, главная форма организации – игра,
а основной метод развития – проблемно – поисковой.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют
«числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными
линеечками.
Бельгийский учитель начальной
школы Джордж Кюизенер (1891-
1976) разработал универсальный
дидактический материал для
развития у детей математических
способностей. В 1952 году он
опубликовал книгу «Числа и цвета»,
посвященную своему пособию.

Развитие
самостоятельности,
ответственности,
настойчивости в
преодолении
трудностей.
Освоение детьми
экспериментально-
исследовательских способов
познания математического
содержания (воссоздание,
экспериментирование,
моделирование).
Развитие сенсорных способов
познания математических
свойств и отношений:
обследование, сопоставление,
группировка, упорядочение.
Задачи
Развитие
активности и
инициативност
и детей.
Овладение детьми
математическими
способами познания
действительности:
счет, измерения,
простейшие
вычисления.
Развитие у детей
логических способов
познания
математических
свойств и отношений
(анализ, отрицание,
сравнение, обобщение,
классификация).
Формирование
интеллектуально-творческих
проявлений детей:
находчивости, смекалки,
догадки, сообразительности,
стремления к поиску
нестандартных решений
задач.
Развитие у детей логико-
математических
представлений: о
математических свойствах и
отношениях предметов,
конкретных величинах,
числах, геометрических
фигурах, зависимостях и
закономерностях.
Развитие точной,
аргументированной и
доказательной речи,
обогащение словаря
ребенка.

На начальном
этапе палочки используются
как игровой материал. Игры
и упражнения состоят в
группировке палочек по
разным признакам (цвету,
размеру), сооружении из них
построек, различных
изображений на плоскости. В
результате дети осваивают
состав комплекта, цвета
соотношения.

На втором этапе палочки
уже выступают как пособие
для «маленьких
математиков».
И тут дети учатся постигать
законы загадочного мира
чисел и других
математических понятий.
Идет освоение отношений по
длине, высоте.

Третий этап - развитие
количественных представлений.
Дети осваивают умение
соотносить цвет и число, и
наоборот, число и цвет, состав
числа из единиц и двух меньших
чисел.
Закрепляют свойства
геометрических фигур.
Осваивают пространственные
отношения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игры с палочками Кюйзера Подготовила: Голобокова Алла Владимировна

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор - из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10 . Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство ". В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

По уровню сложности упражнения с палочками Кюизенера нужно разделить на два этапа. На первом этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма. На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними. Нужно предложить детям поиграть ими, попытаться изложить различные узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с палочками и т.д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много, они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две полочки желтого цвета, получаем такую же длину, как длина оранжевой палочки подобное. Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними. Нужно предложить детям поиграть ими, попытаться изложить различные узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с палочками и т.д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много, они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две полочки желтого цвета, получаем такую же длину, как длина оранжевой палочки подобное.

Постепенно в процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления.

Задача для ознакомления детей с палочками Кюизенера. Найди и покажи палочку (-и) такого же цвета (размера). Назови цвета всех палочек, лежащих на столе. Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови ее цвет. Сравни две палочки. Какая из них короче (длиннее)?

Задание на закрепление эталона цвета. Подбери к фартуку куклы ленты соответствующего цвета. Построй два квадрата: один из голубых, а второй из красных палочек. Какой квадрат больше? (Чем дольше палочка, тем больший квадрат).

Заполнение фигур-силуэтов.

Задача на формирование представлений о различных параметрах величины. Строим высокие и низкие заборы. Какой вагон длиннее и выше? Почему? Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты. Строим мосты различной длины и ширины.

Задача на развитие количественных представлений. «Пассажиры и поезд». Педагог предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек..В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число. Склады числа из единиц. Склады числа из двух меньших чисел. Узнай номера домиков. Найди пропущенную ступеньку.

Задание на понимание детьми сущности арифметических действий. Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек.

Логические задачи с палочками. Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой. Игры с палочками Кюизенера Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый - не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?


Проект:

Подготовила:

Воспитатель: Донцова Л.Н


  • Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
  • Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.


Этапы обучения в дошкольных организациях:

  • На первом этапе(2-4 г) палочки используются как игровой материал.Дети играют с ними как с обычными кубиками,палочками, создают различные конфигурации.Их привлекают размер, цвет, форма.
  • На втором этапе(4-7л) палочки выступают уже как пособие для маленьких математиков, дети учатся

математическим понятиям, колличественному и порядковому счету,сравнивают по длине и высоте

арифметическим действиям.


Проект: «Волшебные палочки Кюизенера»

дети средней группы, педагоги, родители


Цель проекта : Развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования палочек Кюизенера.

Задачи проекта : Задачи проекта:

  • 1. Заинтересовать детей новой игрой «Цветные счётные палочки».
  • 2. Повысить у дошкольников интерес к математике.
  • 3. Научить использовать игры с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности. Развитие дружеских отношений сотрудничества.
  • 4. Развивать пространственное мышление воображение при разработке собственных идей при работе по схеме.
  • 5. Закреплять правила обращения с палочками.
  • 6. Использовать палочки в коррекционной работе, в изодеятельности
  • 7. Воспитывать усидчивость, внимание, выдержку.

  • Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения.
  • Особо значимым для периода математического развития дошкольников было признание развивающих и обучающих игр с использованием цветных счётных палочек Х. Кюизенера - бельгийского математика.
  • Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эфективность. Используя палочки Х. Кюизенера, реализуется один из важнейших принципов дидактики - наглядность. Игры-занятия с этим материалом позволяют ребёнку овладеть способами действий необходимых для возникновения у детей математических представлений
  • Игры-занятия с палочками Кюизенера важны для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычеслениями, помогают в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Дети: Развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение логико - математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнения, упорядочивание, группировка, классификация)

  • Совершенствование навыков количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета.
  • Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.
  • Развитие логического мышления, памяти, внимания.
  • Воспитания самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.

Педагоги:

  • осуществляют инновационную деятельность; реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.
  • систематизация знаний детей о палочках Х. Кюизенера

Родители: обогащение знаний о палочках Х. Кюизенера


Методы исследования:

Продукт проекта:

  • Деятельность детей
  • Создание альбома «Умные задания» с использованием палочек Кюизенера.

План по реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и задач.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Подбор иллюстраций по проекту «Волшебные палочки Кюизенера»
  • Создание предметно пространственной развивающей среды
  • Изготовление палочек Кюизенера

2. Основной этап: Проведение совместной деятельности педагога с детьми. Знакомимся с палочками Кюизенера.



п робуем выложить лесенку, пирамиду





Развиваем мышление, воображение Самостоятельная деятельность детей




3. Работа с родителями:

1.Консультация для родителей:

  • «Как работать с палочками Кюизенера
  • « Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера » ,
  • «Обучение счёту с помощью палочек Кюизенера » .
  • 2.Беседа: «Разноцветные палочки . Играем в детском саду и дома» .
  • 3. Анкета для родителей «Нужна ли математика Вашему ребенку

  • 1.Составление презентации проекта. «Волшебные палочки Кюизенера»
  • 2.Создание альбома «Умные задания».

  • После проведенной работы и родители, и дети пришли к выводу о том, что игрой можно пополнить обьём знаний в интеллектуальном развитии , дети показали качественные новые результаты в развитии , возможности ребенка в плане овладения тем, что может овладеть с помощью взрослого, в сотрудничестве, что дети достаточно в полном объёме владеют счетом, достаточно развита способность видеть , открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимость, умение «конструировать» оперировать предметы , знаки, символы.
  • Полученные результаты подтвердили значимость проведенной работы и эффективность проекта .

  • 1. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст) . Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  • 2. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб.: «Издательство «Детство-пресс» , 2015.
  • 3. Смоленцева А. А Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. – СПб.: «Детство-пресс» , 2006.
  • 4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб, 1996.
  • 5. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. – СПб, 2002.
  • 6. Т. А. Новомлынская. Игры с палочками Кюизенера/г. Армавир
  • 7. Интернет ресурсы

«Палочки Кюизенера, как средство развития творческих способностей детей»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них творческие способности, которые можно разделить на три основные группы:

· Творческое воображение (фантазия и интуиция)

· Творческое мышление (живость ума)

· Практическое применение методов организации творческой деятельности (стремление познавать новое, стремление к успеху и открытиям).

Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактический материал – Палочки Кюизенера. (слайд 1)

(слайд 2) Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

(слайд 3) Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.

(слайд 4) Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.
Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.
Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

(слайд 5,6) Основной дидактической задачей, которой является:

· Сенсорное восприятие цвета и размера

· Сравнение по величине, длине, ширине, высоте, форме. Умение видеть закономерность, глазомер.

· Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: больше, меньше.

· Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий

· Понятия четных и нечётных чисел.

· Использование палочек, как мерки. Речевые умения.

· Решение логических задач. Понимание словесных заданий с усложнением и их решение.

· Развитие творческих способностей, самостоятельности.

(слайд 7) Это пособие отличается своими особенностями:

· Многофункциональность

· Широкий возрастной диапазон участников

· Творческий потенциал

· Конструктивные элементы

· Образность и универсальность

(слайд 8) Методическое обеспечение.

(слайд 9,10) Использование этой игры позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и тд.

(слайд 11,12) Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, вывод его на творчество. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этой игре у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развивать способности к моделированию и конструированию.

Играя с палочками Кюизенера, дети строят различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение, они выкладывают узоры, картинки, сюжеты. Дети имеют полную свободу действий и фантазию.

Вывод: Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что палочки Кюизенера дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительности. Много интересного можно сделать (машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир). Палочки Кюизенера дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым. Игры с палочками создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные творческие формы игровой активности.

(слайд 13) Творческое задание.

Список используемой литературы.

1. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет.

2. Альбом – игра с палочками Кюизенера «Дом с колокольчиком» для детей 3-5 лет. Автор Б.Б. Фиккельштейн.

3. Альбом – игра с палочками Кюизенера «Волшебные дорожки». Автор Б.Б. Фиккельштейн.

4. Готовимся к школе – успешно учимся «Палочки Кюизенера. На золотом крыльце…..»


Никитина Виктория Александровна



Игра одна из самых эффективных методик обучения детей. Существует огромное количество методик и педагогических разработок для развития логического мышления и интеллекта ребенка. Часто в основе таких методик лежит игра. Именно во время игры ребенок сам включается в процесс познания и с легкостью усваивает новое.


Для развития у детей математических способностей бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер () разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа». Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.


В наборе содержатся палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает. Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия.


Цветные палочки позволяют решать следующие задачи: Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету); Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов); Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда; Освоение прямого и обратного счета; Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших); Усвоить отношения между числами (больше- меньше на..) Познакомить со свойствами геометрических фигур; Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.); Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.


На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.












Вопросы: Как вы считаете, в каких образовательных областях можно использовать палочки Кюизенера? Приведите примеры. Какие знания, умения, навыки приобретает ребенок в процессе игры и занятий с палочками Кюизенера? Развитию каких мыслительных операций способствуют игры с данным развивающим пособием? Какие этапы проходит ребенок при знакомстве с цветными палочками? Расскажите об авторе данной методики. Назовите воспитательные задачи, которые реализуются через игры и упражнения с «цветными дорожками».


Литература: 1.«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В.П. Новикова,Л.И.Тихонова. 2. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». Венгер Л.А., Дьяченко О.М. 3. «Волшебные дорожки (для самых маленьких 2-х,3- х лет) альбом- игра. Автор Б.Б. Финкельштейн 4. «Посудная лавка» (игры с цветными палочками Кюизенера для детей 5- 7 лет).Автор Б.Б. Финкельштейн. 5.«Математика до школы». Автор А. А. Смоленцева, О.В. Пустовойт.