Почему говорят не стоит ронять мыло. Почему нельзя поднимать мыло? Тюремная примета с мылом

Активно развивающиеся сельское хозяйство, промышленность, а также растущее население Северного Китая столкнулись с острой нехваткой воды из-за ограниченности водных ресурсов региона. Чтобы удовлетворить спрос на воду, для обеспечения промышленности и крупных городов использовались подземные воды, что привело к дефициту воды в сельском хозяйстве. Кроме того, использование подземных вод привело к проседанию грунта и частым песчаным бурям.

Китай страдает от жажды. Катастрофическая нехватка водных ресурсов в засушливых северо-восточных районах страны стала тормозить их экономическое развитие, вынудив власти начать реализацию крупнейшего инженерного проекта в современной истории человечества. До 2050 года часть стока реки Янцзы с помощью системы гидротехнических сооружений будет переброшена на север КНР. Каналы и акведуки длиной в тысячи километров, десятки миллиардов долларов и кубометров воды…

Давайте посмотрим, как китайцы с переменным успехом реализуют давнюю мечту советских коммунистов, поворачивая вспять реки.

В Китае проживает около 20% всего населения планеты, при этом запасы пресной воды составляют всего лишь 7% от мировых. Ко всему прочему распределены они по огромной стране неравномерно. Если жители южных регионов КНР с полноводной Янцзы более-менее водой обеспечены, то население Северо-Китайской равнины, междуречья Хуайхэ и Хуанхэ, а это до трети от общекитайских 1,3 млрд человек, на регулярной основе страдают от засушливого климата.

Река Хуанхэ, крупнейший источник воды на севере КНР, в 1990-е годы вовсе постоянно пересыхала в нижнем течении. Меры, принятые китайским правительством, позволили более-менее нормализовать гидрорежим Хуанхэ, однако и сейчас ее низовья отличаются маловодностью, оказывающей негативное влияние на развитие сельского хозяйства и промышленности страны.

Это далеко не новая проблема для Китая. Еще в 1952 году Мао Цзэдун заявил: «На севере воды мало, на юге ее предостаточно, поэтому, если такое возможно, почему бы эту воду не перераспределить?» Как и в случае с иными крупными китайскими проектами, реализация концептуальной мысли председателя растянулась на десятилетия, пережив автора. Только в 1979 году в министерстве водных ресурсов страны было образовано специальное управление, главной задачей которого стала разработка плана по «повороту китайских рек» с юга на север.

Покойный председатель Мао Цзэдун во время визита в комиссию по реке Хуайхэ у модели коллектора Хэфэй в 1954 году. Работа над проектом началась спустя почти пятьдесят лет после того, как Мао впервые предложил эту идею.

Через 50 лет, 23 августа 2002 года, после всестороннего исследования, проектных работ и обсуждения, проект был одобрен Государственным советом, что послужило сигналом к началу строительства. И уже в декабре начались работы над Восточным Каналом, а через год запущено строительство Центрального канала.

Фактически правительство КНР выбирало из двух зол. Чтобы спасти густонаселенный сельскохозяйственный север от жажды и засух, необходимо было или запустить программу массового переселения местного населения в более благополучные в климатическом и гидрологическом отношении южные районы, или, наоборот, каким-то образом доставить с юга воду страдающим от ее нехватки северянам.

И тот, и другой проекты требовали огромных финансовых затрат и длительных сроков реализации. Возможно, на окончательный выбор определенное влияние оказали технократы, пришедшие к власти в Китае в конце 1980-х годов. Ли Пэн, премьер Госсовета КНР в 1988-1998 годах, получил образование гидроэнергетика, гидротехнический факультет окончил и председатель КНР в 2003-2013 годах Ху Цзиньтао.

В 1990-е решение осуществить «поворот рек» было официально утверждено, а в 2002 году, спустя полвека после того, как председатель Мао впервые эту концептуальную идею озвучил, масштабные работы, рассчитанные на десятилетия, наконец-то начали осуществляться.

Строго говоря, никакого буквального «поворота рек» не предполагалось. План подразумевал переброску части стока южнокитайской реки Янцзы и ее притоков в северные провинции страны с помощью системы гидротехнических сооружений. В среднем годовой расход воды Янцзы в ее устье составляет около 950 млрд кубометров и даже в самые засушливые годы ниже 600 млрд кубометров не падает.

Из этого колоссального объема всего лишь около 5% (в среднем до 45 млрд кубометров в год) должны в финале проекта (к 2050 году) уходить на север.

В течение 48 лет (с 2002-го по 2050-й) бассейны четырех крупнейших китайских рек (Янцзы, Хуанхэ, Хуайхэ и Хайхэ) будут объединены тремя грандиозными каналами: Восточным, Центральным и Западным. Это позволит существенно увеличить полноводность северокитайских рек, ликвидировать риск их пересыхания и обеспечить ресурсами водохранилища вблизи крупнейших городов севера страны - Пекина и Тяньцзиня.

Проект существует уже 50 лет – с момента зарождения идеи до начала строительства. И понадобится ещё почти столько же лет, чтобы закончить его. Завершить грандиозное строительство планируется к 2050 году. В конечном счёте проект позволит обеспечить население Северного Китая 44,8 млрд. куб.м воды в год.

После окончания строительства четыре основные реки Китая – Янцзы, Хуанхэ, Хуайхэ и Хайхэ – будут связаны между собой. Для этого должны быть построены три огромных канала, которые протянутся с юга на север по восточной, центральной и западной части страны. Ориентировочная стоимость проекта $ 62 млрд. Это вдвое больше, чем стоимость известной ГЭС «Санься» (Три Ущелья).

Работы над первой очередью суперпроекта начались уже в декабре 2002 года. Восточный канал в значительной степени предполагал использование инфраструктуры Великого канала Пекин - Ханчжоу, уникального гидротехнического сооружения, строившегося две тысячи лет (VI век до н. э. - XIII век н. э.) и впервые соединившего Янцзы с Хуанхэ.

В целях контроля строительства, дальнейшей эксплуатации и технического обслуживания каналов была создана специальная компания с ограниченной ответственностью, а в каждой провинции созданы компании по водоснабжению для координации работы с местной администрацией и элементами инфраструктуры.

Восточный Канал

Восточный канал должен был снабжать провинцию Шаньдун и северную часть провинции Цзянсу в 2007 году – на год раньше запланированного срока – связав реку Янзцы с провинцией Шаньдун и принести живительную влагу на равнины «Хуан-хуай-хай», используя для этого Великий Канал Пекин – Ханьчжоу, но строительство было отложено.

Ответвляясь от основного русла реки Янцзы, неподалёку от города Янчжоу, вода пройдёт по существующим каналам в горах Уишань, затем под рекой Хуанхэ через туннель и попадёт в водохранилище города Тяньцзинь.

Длина завершённого канала составит немногим более 1155 км; строительство предполагает сооружение 23-х насосных станций мощностью 453.7 МВт в дополнение к 7 существующим, которые будут модернизированы.

В эту часть проекта входят и почти 9 км штолен, начинающихся у озера Донгпинг секцией сифона длиной 634 м и заканчивающихся у канала Вейлин, два горизонтальных тоннеля длиной 9.3 м и диаметром 70 м под руслом реки Хуанхэ.

В 2007 году были завершены несколько ключевых участков канала. Тем не менее, запуск канала был отложен из-за сельскохозяйственного и промышленного загрязнения, которое ухудшило качество воды.

Центральный Канал

Строительство Центрального канала началось в декабре 2003 года. Его постройку планировалось закончить до начала Олимпийских игр в Пекине в августе 2008 года, чтобы обеспечить Пекине питьевой водой. Однако к сентябрю 2008 года было проложено только 307 км канала.

Соседний город Тяньцзинь будет также получать воду из магистрали, проходящей вблизи г.Сюйшуй в провинции Хэбэй. На раннем этапе канал будет давать 9.5 млдр. кубических метров воды, но уже к 2030 году по этой системе будет течь 13-14 миллиардов кубических метров воды.

Канал также включает в себя два тоннеля внутренним диаметром 8,5 м длинной 7 км пропускной способностью 500 м ³ /с.

Из-за снижения объёмов воды в водохранилище Даньцзянкоу предложено осуществлять забор воды из водохранилища ГЭС «Три ущелья». Это позволит поддержать спрос и удовлетворить потребности этой части Китая.

Воде из Ханьшуй ещё только предстоит пройти завершённый канал, а пока она подаётся из различных водохранилищ провинции Хэбэй. Центральный канал планировалось завершить к 2010 году, однако запуск был отложен до 2014 года из-за экологических проблем и расширения водохранилища Даньцзянкоу.

Западный канал

Строительство западного канала на Цинхай-Тибетском нагорье - на высоте 3 000-5 000 м над уровнем моря - начато в 2010 году и сопровождается решением крупных инженерных задач и сезонных проблем. После завершения в 2050 году, проект будет доставлять 4 млрд. кубических метров воды из трёх притоков Янцзы - Тунтянь, Ялунвань и Даду на расстояние 500 км через горы Баян-Хара-Ула и далее на северо-запад Китая.

В 2006 году на симпозиуме в Пекине чиновники из Комитета по водным ресурсам Хуанхе озвучили подготовительный этап работ, который необходимо предпринять в целях ускорения строительства этой части проекта. Согласно прогнозам, к 2030 году для поддержания экономического роста региона с быстрорастущим населением для развития крупных инфраструктурных проектов дополнительно понадобится ещё 4,5 млрд. кубометров воды.

Финансирование проекта

Затраты на строительство восточного и центрального каналов оцениваются в 254.6 млрд. юаней ($ 37.44 млрд.). Китай уже выделил на этот проект 53.87млрд. юаней ($ 7,9 млрд.). Из 53.87 мдрд. юаней центральное правительство выделило 15.42 млрд. средств в казначейских облигациях со счетов центрального правительства на сумму 10.65 млрд. юаней, а местные органы власти вложат 7.99 млрд. юаней. Также дополнительно привлечены займы на сумму 19.81млрд. юаней.

Стоимость проекта резко изменилась в связи с ростом цен на сырьё, изменений в национальной политике и инвестиционной структуре проекта. Около 30.48 млрд. юаней из целевой суммы было потрачено на строительство Восточного канала (5.66 млрд. юаней) и Центрального каналов (24.82 млрд. юаней).

Экологические проблемы

Как и другие крупные китайские проекты (например, плотина «Трёх ущелий») проект переброски рек привел к ряду экологических проблем, в основном связанных с потерей древних исторических сооружений, переселением людей и разрушением пастбищ.

Кроме того, планы по дальнейшей индустриализации вдоль каналов представляют серьезный риск загрязнения воды.

В целях борьбы с загрязнением воды китайское правительство выделило чуть более $ 80 млн. для строительства очистных сооружений в Цзянду (г. Янчжо́у), Хуайане, Суцяне и Сюйчжоу и в восточной части провинции Цзянсу, хотя расчёты показывают, что фактическая сумма затрат более чем вдвое превышает эту цифру.

В общей сложности около 260 проектов были призваны уменьшить загрязнение и способствовать тому, чтоб вода в каналах соответствовала минимальным стандартам.

Ключевые игроки проекта

Компания «The South-to-North Water Transfer Project» является владельцем проекта, предпроектные строительные работы проводятся «Hanjiang Water Resourcesand Hydropower». Управление проектами в настоящее время осуществляют Государственная комиссия по развитию и планированию, Министерство водного хозяйства, Министерство строительства, Управление по охране окружающей среды и «China International Engineering Consultant Corporation» (GCW Consulting).

GCW Consulting предоставляет планы развития инфраструктуры. «Haihe Water Resources Commission» и «Tianjin Hydroelectric Investigationand DesignInstitute» ответственны за разработку и проектирование Восточного канала; «Changjiang Water Resources Commission» – Центрального канала, и «Yellow River Conservancy Commission» – Западного канала. Строительство Восточного канала ведёт «Hanjiang Water Resourcesand Hydropower», а «Danjiangkou Water Resourcesand Hydroelectric» сооружает Центральный канал.

Уникальным новым гидротехническим объектом здесь стал подземный комплекс, созданный в месте пересечения Великого канала с Хуанхэ. Воды Янцзы будут форсировать Желтую реку с помощью двух подземных тоннелей-водоводов диаметром 9,3 метра каждый и длиной 585 метров.

Далее самотеком миллионы ценных кубометров по Северо-Китайской равнине в конце концов окажутся в водохранилище у Тяньцзиня. Собственно, снабжение именно этого мегаполиса, его агломерации, а также густонаселенной провинции Шаньдун, одного из главных сельскохозяйственных регионов страны, - основная цель «поворота рек» на востоке.

Работы над Восточным каналом продолжались 11 лет. В конце прошлого года комплекс был сдан в эксплуатацию. Его общая протяженность составила 1150 километров, на север Китая дополнительно будет перебрасываться до миллиарда кубометров пресной воды в год.

В отличие от Восточного канала, опиравшегося в основе на уже существовавшую гидротехническую инфраструктуру, Центральный канал представлял собой строительство с нуля. Работы над ним начались в конце 2003 года и конечной целью имели организацию водоснабжения Пекина и центральных китайских провинций Хубэй, Хэнань и Хэбэй.

Начинается Центральный канал в водохранилище Даньцзянкоу, расположившемся на реке Ханьшуй, крупном притоке Янцзы. Авторы проекта рассчитали, что с этой точки вода может быть доставлена на Северо-Китайскую равнину, в окрестности Пекина, самотеком, что позволит избежать строительства дорогостоящих инженерных сооружений, таких как, например, насосные станции.

Тем не менее, центральный участок «поворота китайских рек» столкнулся с двумя сложными проблемами. Первой из них стала необходимость пересечения Хуанхэ, которую решили ровно так же, как и на востоке, - строительством подземного тоннеля-водовода.

Вторая проблема была куда более масштабной и требовала значительных финансовых вложений. Для того чтобы обеспечить естественный самотек из водохранилища Даньцзянкоу в направлении Пекина, требовалось повысить уровень воды в нем со 157 до 170 метров. Эти дополнительные 13 метров, разумеется, существенно увеличивали площадь зеркала водохранилища и тем самым вынудили руководство страны начать программу массового переселения жителей с затопляемых искусственным водоемом территорий. Красная линия на табличке показывает уровень воды после окончания затопления.

По разным оценкам, на новое место жительства в ходе возведения Центрального канала было переселено от 250 тыс. до 330 тыс. человек - цифра, конечно, значительно более скромная, чем 1,23 млн вынужденных переселенцев из зоны затопления ГЭС «Три ущелья», но, тем не менее, потребовавшая от властей миллиардных вложений. Кроме того, из зоны строительства были вынесены десятки крупных и сотни мелких предприятий: ликвидировались потенциальные источники загрязнения воды в канале и водохранилищах.

Ввод в эксплуатацию Центрального канала планируется к концу текущего, 2014 года, хотя отдельные его участки уже успешно функционируют. Общая протяженность этого гидротехнического комплекса составит 1264 километра. На начальном этапе к Пекину будут перебрасываться дополнительно 9,5 млрд кубометров пресной воды, к 2030 году эта цифра вырастет до 12-13 млрд в средние (не засушливые) годы.

Такой объем забираемого у реки Ханьшуй стока в перспективе может вызвать ее пересыхание на участках ниже водохранилища Даньцзянкоу. В связи с этим китайские инженеры разработали проект дополнительного канала, который связал бы Даньцзянкоу с аналогичным и очень полноводным водохранилищем ГЭС «Три ущелья» на Янцзы. Строительство этого сооружения в будущем позволит резко снизить нагрузку на реку Ханьшуй и избежать потенциальной экологической катастрофы на землях вдоль ее нижнего течения.

Самым амбициозным элементом всего проекта переброски воды с юга Китая на север станет Западный канал. Напомним, «поворот рек» рассчитан на несколько десятилетий - завершиться грандиозная работа должна только в 2050 году. При этом восточный и центральный участки комплекса в значительной степени уже завершены. Именно на возведении Западного канала в предстоящие три с лишним десятилетия будет сосредоточено основное внимание китайского руководства.

Главной целью работ на западе станет соединение верховьев реки Янцзы с Хуанхэ. Такое перераспределение воды позволит вновь сделать Желтую реку полноводной и восстановить нормальное водоснабжение промышленности и сельского хозяйства густонаселенных провинций вдоль ее берегов.

Около трети всех водных ресурсов Китая сконцентрированы на Цинхай-Тибетском нагорье, где находятся истоки трех главных притоков Янцзы в ее верхнем течении: Ялунцзян, Тоцзян и Дадухэ. Именно воды этих рек планируется частично перенаправить в Западный канал. Его предполагаемая длина составит «всего» 500 километров, однако сооружение комплекса будет происходить в сложнейших горных условиях на высотах в 3000-5000 метров над уровнем моря.

Кроме того, Западному каналу предстоит преодолеть естественный водораздел между бассейнами Янцзы и Хуанхэ - хребет Баян-Хара-Ула, 750-километровую горную гряду высотой до 5500 метров. Здесь инженеры и строители столкнутся с необходимостью создания целой системы водохранилищ, дамб с гидроэлектростанциями, а также колоссальной длины тоннелей-водоводов, с помощью которых Западный канал прямо сквозь толщу Куньлуня и выйдет в верховья Хуанхэ.

В качестве перспективной второй очереди канала рассматривается и включение в его систему рек Меконг и Салуин, в бассейн Янцзы уже не входящих, а текущих с Тибетского нагорья в направлении стран Юго-Восточной Азии. Впрочем, как раз с учетом сопротивления этих государств перспектива реализации идеи с Меконгом и Салуином, выглядит пока призрачной.

Западный канал находится пока на проектной стадии, и конкретные сроки начала работ по его возведению не определены. Скорее всего, прежде чем ввязаться в эту высокогорную гидротехническую эпопею, китайское руководство в течение ближайших лет проанализирует успех (или отсутствие такового) уже построенных восточного и центрального участков комплекса. В конце концов, все теоретические прогнозы о перспективном влиянии «поворота рек» на экологию и климат как южных регионов страны, откуда вода забирается, так и северных провинций, ее в изобилии получающих, нуждаются в проверке на практике.

За первые 11 лет реализации проекта «поворота китайских рек» на него было потрачено, по разным оценкам, $28-35 млрд. Масштаб строительных работ поражает: во время возведения Восточного и Центрального каналов было перемещено около 11 млрд кубометров грунта и уложено 22 млрд кубометров бетона.

Самый сложный, по крайней мере в инженерном отношении, этап работ еще впереди. В Тибете, на западном участке комплекса, планируется до 2050 года потратить еще $25-35 млрд. В конечном итоге в стране должно появиться крупнейшее инженерное сооружение современности, не имеющее аналогов на планете. Весь предыдущий опыт реализации Китаем своих суперпроектов подсказывает, что сейчас только ему под силу проведение работ таких колоссальных масштабов, с подобным уровнем расходов и сопровождающим это риском. Китайцам по силам такие проекты, так как уровень развития их технологий один из самых высоких в мире. Именно поэтому китайское оборудование, его доставка из Китая, грузы, грузоперевозки, карго на сегодняшний день настолько актуальны.

Но есть проблема, которая непосредственно касается нашей страны – это проекты переброски стока трансграничных рек Китаем

С Китаем Россия делит два речных бассейна – Оби и Амура, и в обеих случаях Китаем реализуются проекты переброски стока, затрагивающие интересы России.

В бассейне Оби на Китай приходятся лишь верховья Иртыша. Эта река является крупнейшим притоком Оби, начинается в Китае под названием Черный Иртыш, затем протекает по территории Казахстана (где на ней расположены три крупных города и каскад из 3 ГЭС), и наконец попадает на территорию России. Учитывая, что на Иртыше расположен миллионный Омск, водные ресурсы этой реки имеют для нашей страны большое значение.

Шлюз на водораспределительных каналах, орошающих Бэйтуньский оазис

Годовой сток Черного Иртыша на границе Китая и Казахстана составляет 5 км3, из которых Китай с помощью канала Черный Иртыш – Карамай шириной 22 метра и длиной 300 километров отбирает уже отбирает 1,8 км3. Есть серьезные опасения, что в перспективе отбор воды будет производиться в еще больших объемах. Надо отметить, что на территории Казахстана еще с советских времен действует канал Иртыш-Караганда, рассчитанный на примерно такие же объемы переброски.

В итоге уже сейчас (на 2012 год) в районе Омска возникают проблемы как с водоснабжением, так и с водным транспортом. Для их решения с прошлого года ниже Омска строится Красногорский гидроузел – низконапорная плотина без ГЭС, главная задача которой – обеспечивать постоянный уровень воды в районе города. В Казахстане в планах строительство на Иртыше еще одного водохранилища с ГЭС, в районе Семипалатинска.

Красногорский гидроузел.

В бассейне Амура на Китай приходится практически вся его правобережная часть, в том числе истоки Амура (верховья Аргуни) и крупнейший приток – Сунгари. И там Китаем уже реализован проект по переброске стока – из Аргуни в район озера Далай. Объем переброски стока – до 1 км3 при среднегодовом стоке реки 3,5 км3. Из Сунгари сток перебрасывать пока не собираются, зато эта река очень активно загрязняется, в том числе и аварийными залповыми сбросами, что не раз приводило к серьезным проблемам с водоснабжением в районе Хабаровске.

Строительство канала из Аргуни.

При этом, попытки договориться с Китаем по этим вопросам фактически провалились. Многие годы идут переговоры, на которых стороны обмениваются малозначащими заявлениями, а китайцы тем временем спокойно строят все новые каналы – в лучшем случае, несколько умериваются масштабы переброски. Похоже, единственный способ если не решить эти проблемы, то хотя-бы смягчить их – строительство новых водохранилищ в российской части бассейна этих рек.

Те, кто жил в 90-стые годы, тот наверняка помнит, как много глобальных Советских проектов охаивалось и обсмеивалось в большинстве тогдашних средств СМИ. Непрекращающееся поток грязи лился отовсюду, начиная от серьезных центральных телеканалов, заканчивая мелкими районными никому не нужными газетенками.

Один из таких оболганных и незаслуженно затравленных проектов - это проект по перераспределению речного стока сибирских рек и направлению его в южные области СССР или, как его еще называли, поворот северных рек.

Сразу перейдем к рассмотрению его критики оппонентами. Вот основные положения, по которым этот проект был обречен на провал:

По мнению специально изучавших этот проект экологов, осуществление проекта вызовет следующие неблагоприятные последствия:

  • - затопление сельскохозяйственных и лесных угодий водохранилищами;
  • - подъём грунтовых вод на всём протяжении канала с подтоплением близлежащих населённых пунктов и автотрасс;
  • гибель ценных пород рыбы в бассейне реки Оби, что приведёт в частности к нарушению традиционного образа жизни коренных малочисленных народов сибирского Севера;
  • - непредсказуемое изменение режима вечной мерзлоты;
  • - повышение солености вод Северного Ледовитого Океана;
  • - изменения климата, изменение ледового покрова в Обской губе и Карском море;
  • - формирование на территории Казахстана и Средней Азии вдоль трассы канала массивов болот и солончаков;
  • - нарушение видового состава флоры и фауны на территориях, по которым должен пройти канал.
  • Все эти ужасы должно было вызвать отбор 5-10% обьема стока не всех, а всего нескольких северных рек.
  • Над проектом работали около 20 лет более 160 организаций СССР , а потом несколько экологов сказали, что все неправильно и если проект будет претворен в жизнь, случится страшное!
  • Посмотрим на примере Северо-Крымского канала (тоже Советский проект), что страшного случается, когда обильные воды более северной реки, в данном случае Днепра, начинают злостно и неэкологично орошать засушливые южные степи, в данном случае степи северного, центрального и восточного Крыма.

  • Крым по количеству местных водных ресурсов (речные и подземные воды) относится к наименее обеспеченным регионам Украины. В Крыму на одного человека приходится 400 м 3 воды, а по Украине 1700 м 3 , т.е. водообеспеченность Крыма в 4,24 раза меньше, чем в среднем по Украине. Поэтому особенность Крыма большая зависимость от внешнего источника водоснабжения, которым является Северо-Крымский канал , по которому в Крым пришла вода из Днепра в 1963 году . В водохозяйственном балансе Крыма в 2003 г. воды СКК составили 83,5%; в то время как речные воды - 9,5%; подземные - 6,6%; морские воды - 0,4%. До 80 % воды СКК в Крыму используется для нужд сельского хозяйства, из них 60 % уходит на обеспечение выращивания риса.
  • После претворения в жизнь этой авантюрной программы, нужно сказать, реализованной с особым цинизмом и бесчеловечностью, обеспеченной совместными усилиями советских ученных, инженеров и мелираторов, как и следовало ожидать, она закончилась полным провалом. А ведь мировое прогрессивное сообщество предупреждало! Провал выглядел так:

  • и так:
  • так он выглядел ближе к Керчи:

За все время его работы, никаких особо катастрофических экологических проблем не возникло. Крым не покрылся язвами солончаков, рыба в Черном море не передохла, а Днепр не обмелел. Да, плохо то, что Сивашские воды довольно сильно опреснились, но это не катастрофа.
Как видно, эффект от введения в строй Северо-Крымского канала привел к гинантскому количество плюсов при ничтожном количестве минусов. Так чем же полностью аналогичный проект поворота сибирских рек отличается от проекта Северо-Крымского канала? По-моему, не чем. Только пользы будет еще больше! Подробнее о проекте поворота северных рек.
Помните травлю так называемого «поворота рек», начатую «демократической» и «патриотической» интеллигенцией еще в 70-е годы? В 80-е она переросла в одну из первых пропагандистских кампаний эпохи перестройки. Никто не добивался выбора экономически и экологически оптимального варианта – велась не критика, а именно травля. Устрашающие пророчества, будто «поворот» изменит климат и вызовет чуть ли не глобальную экологическую катастрофу, строились на фальсификации сути проекта. Никто не предлагал экономически и экологически выверенной альтернативы. Решение «зарубить» сам замысел перераспределения водных ресурсов носило чисто политико-идеологический характер. И это заставляет присмотреться к политическим и идеологическим предпосылкам кампании, внесшей немалый вклад в разрушение нашей советской Родины.
Лжив был сам термин «поворот рек», никогда и никем в СССР, кроме перестроечных демагогов, не употреблявшийся. Единственной зацепкой им послужила по-хрущевски размашистая фраза из Программы КПСС 1961 г.: «Советские люди смогут осуществить дерзновенные планы изменения течения некоторых северных рек». Но на самом-то деле специалисты проектировали перераспределение не более 10% стока рек. Откуда же взялся «поворот рек»? Этот штамп антисоветской пропаганды, как и многие другие, – типичная «проговорка по Фрейду », невольно раскрывающая то, что на уме не у обвиняемых, а у обвинителей. Проекты поворота рек и даже океанских течений, осушения целых морей действительно выдвигались и готовились к осуществлению. Но не в Советском Союзе, а на «демократическом» Западе.
Тот факт, что проекты перераспределения водных ресурсов выдвигались русскими учеными и инженерами с середины XIX века, свидетельствует об объективной общественной потребности. 88% водных ресурсов страны приходилось на малонаселенные, холодные и переувлажненные Север и Восток. Большая часть страны – зона рискованного земледелия: на севере не хватает тепла, на юге – пресной воды. Почти все крупные реки Северной Евразии стекают в Северный Ледовитый океан по плоской равнине с очень небольшим уклоном, поэтому север европейской России и особенно Западная Сибирь сильно заболочены.
Такое положение существовало не всегда, оно сложилось, по меркам истории Земли, буквально вчера. Еще 10 тысяч лет назад огромный поток пресной воды, сдерживаемой ледяной плотиной на севере Западной Сибири, изливался через Туранскую равнину в Арал, Каспий и затем в Черное море. С таянием ледника сама природа устроила «поворот рек», положивший начало опустыниванию Средней Азии. Разве не могли люди в какой-то мере восстановить существовавшую в недавней геологической истории ситуацию?

По мере научно-технического и общественно-политического прогресса идея перераспределения водных ресурсов обретала все более конкретные и зрелые формы. К 70-м годам XX века она выросла в перспективный план комплексного освоения половины территории СССР. Предполагалось перебросить 5-10% стока Печоры, Вычегды и других рек севера Европейской России в бассейны Волги, Дона и Днепра, а оттуда – на Северный Кавказ, юг Украины и Урал, в Азовское и Каспийское моря; такую же долю вод Иртыша, Оби и в перспективе Енисея – в Казахстан и Среднюю Азию. Проект предполагал создание системы каналов и водохранилищ без затопления обширных земель: переброску надлежало осуществлять с помощью насосных станций, электроэнергию для них дали бы гидроэлектростанции на тех же реках, остался бы немалый избыток энергии для нужд экономики и населения. Искусственная река, равная Волге, оросила бы в Казахстане и Средней Азии все пригодные земли – по крайней мере втрое больше, чем все местные водные ресурсы. Отвод на юг избытка воды, заболачивающей Западную Сибирь, позволял осушить болота и создать новую базу лесохимической и целлюлозно-бумажной промышленности, уменьшив нагрузку на леса европейской России. На юге Сибири, в Казахстане и Средней Азии создавалась база высокопродуктивного земледелия и животноводства, надежно защищенная от засух. Страна получала трансконтинентальную систему водных транспортных путей – дешевое и надежное подспорье перегруженному наземному транспорту .

По экономическому и социально-политическому значению проект переброски части стока северных рек сопоставим с ленинским планом ГОЭЛРО. Его осуществление обеспечивало СССР продовольственную независимость, комплексное освоение огромных ресурсов Сибири, охват всей территории огромной страны единой энергетической и транспортной системой и вообще то, что теперь называют устойчивым развитием. Обеспечивался плавный, с минимумом издержек, переход от экстенсивного к интенсивному типу воспроизводства. В центре страны создавалось прочное ядро экономики нового типа, которая отличалась бы качественно более высоким уровнем реального обобществления производства, адекватным социализму. Весь комплекс не только промышленности и энергетики, но и сельского хозяйства был бы технологически завязан на централизованное планирование и в принципе не допускал бы больше никакого «рынка». Без перераспределения водных ресурсов страна объективно, уже в силу природных условий, не могла достичь подобных результатов в обозримый исторический срок и обрекалась на роль постоянного – до исчерпания недр и лесных запасов – экспортера сырья в обмен на продовольствие.
Комплексное решение проблемы водных ресурсов было одним из необходимых условий поддержания целостности СССР. Развитие экономики вододефицитных областей и республик десятилетиями обеспечивало потребности всего Союза, внося, нередко в ущерб природе и здоровью людей, незаменимый вклад в оборону, экономическое и социальное развитие страны. Так, на Урале промышленное и сельскохозяйственное развитие привело к обмелению и загрязнению рек, на Украине и Северном Кавказе – к засолонению Азовского моря. Освоение целины Казахстана и юга Сибири помогло прокормить страну, еще не вполне залечившую военные раны, но дало непомерную нагрузку на засушливые, уязвимые для ветровой эрозии земли. Все это могло быть оправдано в долгосрочном плане только при переходе к интенсивному земледелию с достаточным количеством воды. Среднеазиатское хлопководство снабжало сырьем не только текстильную, но и оборонную промышленность СССР – из продуктов очистки хлопка изготавливаются современные боевые пороха и другие взрывчатые вещества. При дефиците воды наращивать производство хлопка можно было только ценой превращения Средней Азии в край монокультуры, что неизбежно влекло за собой тяжелые экологические, социальные и в перспективе политические последствия. Уже с начала 70-х гг. воды Амударьи и Сырдарьи, разбираемые на орошение, почти не доходили до Аральского моря-озера; начавшееся высыхание Арала грозило всему региону экологической катастрофой.
Местные водные запасы заканчивались к 1985 г. По проекту, обнародованному в 1971 г., первая сибирская вода должна была прийти на земли Средней Азии именно в 1985-м, полное осуществление проекта намечалось на 2000-й. Производство в вододефицитных республиках развивалось с учетом этой перспективы, и они имели право на то, чтобы страна, уже набравшаяся сил, позаботилась об их жизненных нуждах. Если бы это было сделано должным образом, Советский Союз в полной мере стал бы единым социально-экономическим комплексом, отделиться от которого ни одна республика не могла бы, не подрывая самой основы жизни своего народа. И, наоборот, при отказе от проекта народы вододефицитных республик ставились в положение обманутых, националистам всех мастей вручался козырной туз, а под Союз подводилась опаснейшая мина. У внутренних и внешних врагов социализма были более чем серьезные причины начать разрушение СССР именно с крестового похода на «поворот рек».
Только в независимых «государствах Центральной Азии» о советском проекте никогда не забывали. За последние 10-15 лет делалось несколько попыток поставить вопрос в практическую плоскость. Самое последнее сообщение пришло несколько недель назад: в Астане планируют переброску вод Иртыша в центральную часть Казахстана.

Но вот незадача: все предыдущие попытки такого рода пресекались… Всемирным банком как главным кредитором государств «Центральной Азии». Центр транснационального капитала, финансирующий массу экологически губительных проектов по всему миру, вдруг грудью встал на «защиту» природной среды «Центральной Азии». Советский план перераспределения водных ресурсов стал таким же табу, как издавна принятый в России и СССР географически точный термин – Средняя Азия. Центральной Азией у нас до 1990-х гг. называли другой регион – страну гор и плоскогорий от Тувы до Тибета. На Западе же упорно именовали Центральной Азией российскую и советскую Среднюю Азию, не щадя не только географии (центр Азии расположен в Туве), но и родной лексики. Ведь те же англосаксы долгое время применяли термин Middle East – Средний Восток – именно к региону, граничившему с юга со Средней Азией, пока не перенесли в последние десятилетия на регион арабо-израильского конфликта, изгнав из употребления прежний термин «Near East» – «Ближний Восток». Чего только не сделаешь, чтобы властвовать, разделяя народы!

Несколько лет назад к советской идее переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию попытался вернуться… тогдашний мэр Москвы Ю.П. Лужков . Чисто гипотетически он высказал предположение, что Россия могла бы на коммерческой основе («рынок» есть «рынок»!) поставлять излишки воды южным соседям. Он предложил построить водозаборную станцию около Ханты-Мансийска и протянуть от нее канал протяженностью 2500 км от места слияния Оби с Иртышом на юг, к рекам Амударье и Сырдарье, впадающим в Арал.

«Суперканал» планируется вырыть шириной в 200 и глубиной в 16 м. Обь в год будет терять порядка 27 куб. км воды (примерно 6–7%) ее ежегодного стока (весь ее сброс составляет 316 куб. км). Количество воды, поступающей в Аральское море, превысит более 50% попадавшей в него воды ранее. В целом же основная масса воды будет направлена в Челябинскую и Курганскую области, а также в Узбекистан. В планах довести канал до Туркмении и Афганистана. В будущем забор воды из Оби должен возрасти на 10 куб. км – эти миллионы литров, как отметил Юрий Лужков, пойдут в обезвоженный Узбекистан.

чтобы вместо этого:

там возникло вот это:

И не только у них, но и нас, в наших засушливых южных степях. Разве они хуже Крыма? А в Крыме то все получилось!

На днях мэр Москвы Лужков презентовал книгу «Вода и мир», в которой автор пытается вернуть к жизни грандиозный проект советской эпохи — переброски стока сибирских рек в Среднюю Азию.

Впервые идея переброски стока сибирских рек в Среднюю Азию была озвучена Демченко в книге «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран» (1871). Далее идея была подхвачена в 1948 году Обручевым.

В 60-е годы прошлого века появилось ряд проектов, реализацией которых занялись известные учёные мужи страны Советов. Реализация первого проекта была направлена на стабилизацию уровня воды Каспийского моря (в 60-е годы море мелело). Для выполнения этой цели планировалось перегородить Северную Двину в устье близ Архангельска и направить её воды в реку Волга, которая бы в итоге и «подпитала» Каспий. В 70-е годы по каким-то причинам уровень Каспийского моря вдруг стал расти, и проект положили на полку.

На смену этого проекта пришли другие не менее масштабные идеи. В частности учёных и политиков беспокоила аридизация климата Средней Азии и высыхающее Аральское море, что в итоге могло поставить крест на сельском хозяйстве Узбекистана и ряда регионов Казахстана.

Для борьбы с иссушением климата Средней Азии в СССР возникли идеи переброски воды из «водоизбыточных» регионов России на юг, в Аральское море. Проект после своей реализации должен был превратить Среднюю Азию в благодатный сельскохозяйственный регион с субтропическим климатом.

Существовало два варианта реализации поставленной задачи. Первый вариант предполагал переброску 32 (±5) км3 воды из Оби близ Ханты-Мансийска вверх по руслу Оби до устья Иртыша и далее вверх по реке Тобол до Тургайского прогиба. Затем вода поступала бы через русло пересыхающей реки Тургай в бассейн Сырдарьи, а далее, при желании, и в Ургенч на Амударье. Для реализации этого проекта необходимо было прорыть канал длинной 2555 километров, шириной 200-300 метров, глубиной 15-16 метров и пропускной способностью 1150 м3/сек воды. Главную сложность в реализации этого проекта представляет водораздел Западно-Сибирской равнины и Северного Приаралья, через который придётся прокачивать воду мощными насосами. По проведённым в Советское время расчётам для работы этих насосов потребуется в год столько же электроэнергии сколько и целому городу Москва. За водворение в жизнь этого проекта и выступает Юрий Лужков в своей книге «Вода и мир».

В Советские времена существовал и «усеченный» вариант этого проекта, согласно которому переброска воды планировалась прямо от устья Тобола.

Зачем?

Реализация любого проекта, тем более такого грандиозного, должна сопровождаться весомой аргументацией. Итак, перечислим основные плюсы реализации этого проекта.

1. Нуждающиеся в воде города и сельское хозяйство Узбекистана, Казахстана, а также ряда областей России (Омская, Челябинская, Курганская) получат долгожданну воду, что благоприятно скажется на их экономическом развитии.

По мнению Лужкова проект позволит в одной только России вовлечь в сельскохозяйственный оборот 1,5 миллионов гектаров плодородных земель, создать тысячи рабочих мест, запустить сотни промышленных предприятий и научных учреждений. Проект создаст предпосылки для решения многочисленных экологических проблем Аральского моря.

2. Мировой рынок пресной воды бурно развивается, цена на воду постоянно растёт, а это значит, что разработка проекта переброски воды в Среднюю Азию может принести значительную прибыль России.

3. В Советские времена реализаторы проекта переброски стока рек рассчитывали только на положительный экономический эффект для сельскохозяйственной отрасли Средней Азии. Сейчас этот проект приобретает геополитическую окраску. В случае его водворения в жизнь, Россия укрепит свои экономические и геополитические позиции в Средней Азии.

О геополитической важности рычага потенциальной нехватки водных ресурсов в этом регионе уже «пронюхали» на Западе. Так Всемирный банк реконструкции и развития уже выделил деньги на изучение возможности переброски воды из Индийской реки Ганг в Среднюю Азию. Если этот проект будет осуществлён, Средняя Азия может оказаться в сфере политического влияния Запада.

4. По расчётам некоторых учёных глобальные климатические изменения будут сопровождаться увеличением стока Сибирских рек («водоизбыточность» Сибири возрастёт) и усилением пагубных речных паводков. Всё это будет происходить наряду с аридизацией (иссушением) в Средней Азии, а значит проект переброски воды на юг – это прекрасная возможность одним выстрелом убить сразу двух зайцев.

5. Не только одна аридизация, происходящая вследствие глобальных климатических изменений угрожает Средней Азии. Большие проблемы могут прийти с юга.
Когда Афганистан после изнурительных войн встанет на ноги, промышленности и сельскому хозяйству этой страны потребуется много воды. Афганистан будет брать воду Амударьи. По международным соглашениям допускается отвод для своих нужд до половины всего речного стока реки, протекающей по территории той или иной страны. Японцы уже разрабатывают проект по отводу из Амударьи 10км3 воды в год для нужд развивающего Афганистана. Нетрудно представить, что ожидает Узбекистан. Запасы пресной воды этой страны могут сократиться в два раза. Это значит, что жителей Узбекистана ждёт очередная экологическая катастрофа. В последние десятилетия из-за нехватки воды в Узбекистане 150 тысяч человек уже было вынуждено сменить место жительства.
Аналогичная ситуация с Китаем, который сейчас активно строит канал для отвода воды из Иртыша для нужд Синьцзян Уйгурского автономного района. Ожидается, что Китай для своих нужд ежегодно будет перебрасывать из Иртыша до 6км3 воды. Главными «жертвами» Китайской «жажды» будут Казахстан и Россия по территории, которых протекает Иртыш.
Таким образом, в Средней Азии может сложиться такая ситуация, что реализация проекта по переброске стока Сибирских рек на юг будет просто необходима.

А может всё-таки не надо?

Теперь перечислим основные доводы, которые могут помешать или отсрочить реализацию проекта.

1. Высокая стоимость работ. По сей день, нет точных экономических расчётов стоимости реализации проекта. Тоже самое касается и платёжеспособности импортёров воды. Будут ли готовы страны Средней Азии платить за воду?

2. Невозможно полностью оценить экологический ущерб.
Уменьшение стока Оби, вследствие отвода части стока на юг, будет сопровождаться увеличением солёности воды в устье, что вызовет уменьшение площади нерестилищ ценных промысловых рыб.
В процессе реализации проекта будут затоплены поймы некоторых рек.
Воды сибирских рек несут с юга на север тепло, если северный сток рек уменьшится, то, по некоторым расчётам, границы климатических сместятся к югу на 50 километров (станет холоднее), что изменит ареалы обитания многих живых организмов.
Некоторые учёные считают, что переброска речного стока сибирских рек может вызвать заболачивание и засоление некоторых районов Средней Азии.
Список возможных экологических угроз можно продолжать сколько угодно долго. О многих угрозах мы даже не подозреваем.

3. Потребуется большое количество электроэнергии для переброски такого количества воды на юг. По предварительным оценкам электронасосы будут тратить в год столько же электроэнергии, сколько и город Москва.

4. Реализация такого масштабного проекта в итоге лишь отсрочит водный кризис в Средней Азии. Российская вода вызовет рост сельскохозяйственного и промышленного производства в Средней Азии, что будет сопровождаться ростом численности населения. Это значит, что вскоре опять будет ощущаться нехватка воды и будет необходимо вновь изыскивать необходимые ресурсы воды.

5. В Средней Азии имеются значительные резервы пресной воды, которые используются нерационально. Поэтому главной альтернативой реализации масштабного проекта по переброске стока речных вод является рациональное использование воды. Среднестатистический житель Ташкента в день тратит 530 литров воды, что вдвое больше, чем среднестатистический житель многих столиц мира. То же самое касается сельского хозяйства – огромное количество воды расходуется впустую. Так в Узбекистане из 55 км3 воды, используемой для орошения, только половина доходит до сельскохозяйственных полей. В Средней Азии 90% всех оросительных каналов с земляными стенками. Если забетонировать все эти каналы, то потери воды на орошение снизятся в 5 раз.

Вообщем, проект весьма спорный. Над его реализацией пока ещё думать рано. На первом этапе для предотвращения водного кризиса странам Средней Азии необходимо научиться более рационально использовать свои водные ресурсы.

Тем не менее, России не стоит забывать, что в будущем водные ресурсы, как и углеводороды, могут стать очередной игрушкой в руках западных политиков. Нет никаких гарантий, что через 20-50 лет очередной «засланец» США, «раскатывая» по Средней Азии, будет «пробивать» стратегически-важные для своей страны водопроводы.

А.В. Егошин

(Visited 1 934 times, 1 visits today)

Переброска части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию (поворот сибирских рек; поворот северных рек) - проект по перераспределению речного стока сибирских рек и направлению его в Казахстан, Узбекистан и, возможно, Туркмению. Один из самых грандиозных инженерных и строительных проектов XX века.

Цели проекта

Основная цель проекта состояла в направлении части стока сибирских рек (Иртыша, Оби и других) в регионы страны, остро нуждающиеся в пресной воде. Проект был разработан Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР (Минводхоз). В это же время готовилось грандиозное строительство системы каналов и водохранилищ, которые позволили бы перебросить воду рек северной части Русской равнины в Каспийское море.

Цели проекта:

  • транспортировка воды в Курганскую, Челябинскую и Омскую области России с целью орошения и обеспечения водой малых городов;
  • восстановление усыхающего Аральского моря;
  • транспортировка пресной воды в Казахстан, Узбекистан и Туркмению с целью орошения;
  • сохранение системы экстенсивного хлопководства в республиках Средней Азии;
  • открытие судоходства по каналам.

Характеристики

Над проектом работали около 20 лет более 160 организаций СССР, в том числе 48 проектно-изыскательских и 112 научно-исследовательских институтов (в их числе 32 института Академии Наук СССР), 32 союзных министерства и 9 министерств союзных республик. Было подготовлено 50 томов текстовых материалов, расчётов и прикладных научных исследований и 10 альбомов карт и чертежей. Руководство разработкой проекта осуществлял его официальный заказчик - Минводхоз. Схему комплексного использования поступающей воды в Приаралье готовил ташкентский институт «Средазипроводхлопок».

Канал «Сибирь-Средняя Азия»

Канал «Сибирь - Средняя Азия» был первым этапом проекта и представлял собой строительство водного канала из Оби через Казахстан на юг - в Узбекистан. Канал должен был быть судоходным.

  • Длина канала - 2550 км.
  • Ширина - 130-300 м.
  • Глубина - 15 м.
  • Пропускная способность - 1150 м 3 /с.

Предварительная стоимость проекта равнялась 32,8 млрд рублей, в том числе: на территории РСФСР - 8,3 млрд, Казахстана - 11,2 млрд и Средней Азии - 13,3 млрд. Выгода от проекта оценивалась в 7,6 млрд рублей чистого дохода ежегодно. Среднегодовая рентабельность канала - 16 % (по расчётам Сибирского энергетического института Сибирского отделения Академии наук СССР).

Анти-Иртыш

Анти-Иртыш - второй этап проекта. Воду планировали направлять вспять по Иртышу, затем по Тургайскому прогибу в Казахстан, к Амударье и Сырдарье.

Предполагалось возвести комплекс плотин и около 10 насосных станций.

Впервые проект переброски части стока Оби и Иртыша в бассейн Аральского моря был разработан выпускником Киевского университета Я. Г. Демченко (1842-1912) в 1868 году. Первоначальный вариант проекта он его предложил в своём сочинении «О климате России», когда учился в седьмом классе 1-й Киевской гимназии, а в 1871 году издал книгу «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран» (второе издание которой вышло в 1900 году).

В 1948 российский географ академик Обручев написал о такой возможности Сталину, но вождь не уделил проекту особого внимания.

В 1950-х казахский академик Шафик Чокин вновь поднял этот вопрос. Разными институтами были разработаны несколько возможных схем переброски рек. В 1960-х расход воды на орошение в Казахстане и Узбекистане резко увеличился, в связи с чем по данному вопросу были проведены всесоюзные совещания в Ташкенте, Алма-Ате, Москве, Новосибирске.

В 1968 пленум ЦК КПСС дал поручение Госплану, Академии наук СССР и другим организациям разработать план перераспределения стока рек.

В 1971 вступил в эксплуатацию оросительно-обводнительный канал Иртыш - Караганда, построенный по инициативе Казахского Научно-Исследовательского института энергетики. Этот канал можно рассматривать как выполненную часть проекта по обеспечению водой центрального Казахстана.

В 1976 на XXV съезде КПСС был выбран конечный проект из четырёх предложенных и принято решение о начале работ по осуществлению проекта.

24 мая 1970 принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 612 «О перспективах развития мелиорации земель, регулирования и перераспределения стока рек в 1971-1985 гг.» В нём была объявлена первоочередная необходимость переброски 25 кубокилометров воды в год к 1985 г. В 1976 (по другим источникам - в 1978) Генеральным проектировщиком назначен Союзгипроводхоз, а обеспечение проектной деятельности включено в «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг.»

26 ноября 1985 года на Бюро отделения математики АН СССР принято постановление «О научной несостоятельности методики прогнозирования уровня Каспийского и солёности Азовского морей, использованной Минводхозом СССР при обосновании проектов переброски части стока северных рек в бассейн Волги».

Во время перестройки стало понятно, что Советский Союз (из-за углубляющегося экономического кризиса) не в состоянии финансировать проект и 14 августа 1986 на специальном заседании Политбюро ЦК КПСС было решено прекратить работы. В принятии такого решения сыграли роль и многочисленные публикации в прессе тех лет, авторы которых высказывались против проекта и утверждали, что он катастрофичен с экологической точки зрения. Группа противников переброски - представителей столичной интеллигенции организовала компанию по доведению до сведения людей, принимавших ключевые решения (Президиум АН СССР, Совет Министров), фактов грубых ошибок, допущенных при разработке всей проектной документации Минводхоза. В частности, были подготовлены отрицательные экспертные заключения пяти отделений Академии Наук СССР. Академик Понтрягин написал личное письмо М. С. Горбачеву с критикой проекта.

В 2002 году смелую идею призвал реанимировать мэр города Москвы Юрий Лужков

Проектная документация, подготовленная Минводхозом, содержала смету со значительно заниженными расходами. Так, стоимость реализации проекта оценивалась в 32-33 млрд руб., в то время как по оценкам экспертов (в частности, академика А. Аганбегяна), только сооружение канала, без поддерживающей его инфраструктуры, не могло обойтись менее чем в 100 млрд руб. Такой «просчёт» объяснялся узковедомственным интересом проектировщиков.

По мнению специально изучавших этот проект экологов, осуществление проекта вызовет следующие неблагоприятные последствия:

  • затопление сельскохозяйственных и лесных угодий водохранилищами;
  • подъем грунтовых вод на всём протяжении канала с подтоплением близлежащих населённых пунктов и автотрасс;
  • гибель ценных пород рыбы в бассейне р. Обь, что приведёт в частности к нарушению традиционного образа жизни коренных малочисленных народов сибирского Севера;
  • непредсказуемое изменение режима вечной мерзлоты;
  • изменения климата, изменение ледового покрова в Обской губе и Карском море;
  • формирование на территории Казахстана и Средней Азии вдоль трассы канала массивов болот и солончаков;
  • нарушение видов состава флоры и фауны на территориях. по которым должен пройти канал;
  • засоление «орошаемых» таким образом почв.

По оценкам аналитиков имеются серьёзные политические и экологические риски, которые вместе с крайней затратностью проекта, делают его не вполне жизнеспособным. Оценка этих рисков отсутствовала в технико-экономических обоснованиях начала 1980-х., и необходимые для этого исследования не проведены до сих пор. По мнению других специалистов, изъятие «мизерной доли стока» Оби (в проекте канала шла речь о нескольких процентах от общего стока этой реки) никоим образом не угрожает экологии сибирского региона, зато позволит напоить чистой водой миллионы людей в Средней Азии и значительно укрепит геополитические и экономические связи между странами СНГ. При этом, однако, также отсутствует детальный анализ будущей прибыли, экономических и геополитических преимуществ и рисков осуществления такого проекта.

Перспективы

По оценкам специалистов комитета по водным ресурсам министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, к 2020 ожидается снижение располагаемых ресурсов поверхностных вод Казахстана с 100 км 3 до 70 км 3 . Если в Афганистане закончится война, на свои нужды страна будет забирать воду из Амударьи. Тогда в Узбекистане запасы пресной воды уменьшатся в два раза.

Площадь Аральского моря сократилась в несколько раз. Сейчас территорию бывшего морского дна занимают солончаки; ежегодно ветрами оттуда выносятся миллионы тонн соли и песка, оседающей на территории Узбекистана, Казахстана и приграничных к Казахстану регионов России.

На пресс-конференции 4 сентября 2006 в Астане президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что необходимо вновь рассмотреть вопрос о повороте сибирских рек в Центральную Азию.

Сегодня за осуществление проекта ратуют мэр Москвы - Юрий Лужков, президент Узбекистана - Ислам Каримов и президент Казахстана - Нурсултан Назарбаев.

Современные оценки стоимости проекта составляют свыше 40 млрд долларов и более. Некоторые политологи указывают на то, что проект может стать инструментом для расширения влияния России в Средней Азии.

В октябре 2008 Юрий Лужков представил свою новую книгу - «Вода и мир», посвящённую возрождению плана переброса части стока сибирских рек на юг.

В ноябре 2008 в Узбекистане состоялась презентация проекта сухоходного канала Обь - Сырдарья - Амударья - Каспийское море. Канал проходит по маршруту: Тургайская долина - пересечение Сырдарьи западнее Джусалы - пересечение Амударьи в районе Тахиаташа - затем по Узбою канал выходит к порту Туркменбаши на Каспийском море. Расчетная глубина канала 15 метров, ширина - свыше 100 метров, проектные потери воды на фильтрацию и испарение - не более 7 %. Параллельно каналу предлагается также построить автомагистраль и железную дорогу, которые вместе с каналом образуют «транспортный коридор». Ориентировочная стоимость строительства 100-150 миллиардов долларов, длительность строительства - 15 лет, ожидаемая среднегодовая прибыль - 7-10 миллиардов долларов, окупаемость проекта через 15-20 лет после окончания строительства.