Основные сведения о почвах смоленского края. Природные условия смоленской области

Реферат

Экономическое развитие ведущих стран мира на рубеже XIX-XX веков

Введение

Ускоренное социально-экономическое и техническое развитие в конце XIX - начале XX в. вызвало вторую технологическую революцию. Произошли изменения в промышленности, науке и технике.

Начался «век электричества»: появились новые способы получения электроэнергии, началась электрификация многих отраслей промышленности, были изобретены электродвигатели. В связи с этим возникли новые отрасли промышленности - энергетическая, электрометаллургическая.

Машиностроение начало развиваться быстрыми темпами, были изобретены новые типы машин (трамвай, автомобиль). Происходило усовершенствование транспортной системы. Появление новых средств связи (радио, телефон, телеграф) оказало большое влияние на установление конкуренции между различными экономическими субъектами.

Улучшилась система образования. Начальное образование стало обязательным и бесплатным. Появились новые университеты, увеличилось количество факультетов. Ученые - инженеры внесли большой вклад в развитие науки, а их изобретения оказали большое влияние на усовершенствование отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Данные изменения носили глобальный характер, т.е. затрагивали все страны мира. Промышленный переворот оказал влияние на общественные социально-экономические отношения, отрасли промышленности и сельского хозяйства, а также он имел важное значение для всех стран.

1. Общие черты развитых стран

экономический развитие страна

Рассмотрим вторую технологическую революцию в наиболее развитых странах, предопределивших развитие мировой экономики в конце XIX - начале XX вв. Таковыми странами являлись Англия, Германия и Франция, США и Япония. В развитии этих стран можно выделить большое количество общих черт. Предпосылкой к этому была вторая технологическая революция, которая проявлялась в следующем:

в увеличении общего мирового выпуска продукции и увеличении производительности в связи с внедрением в промышленность технических новшеств;

в появлении крупного промышленного производства в связи с невозможностью внедрения новой техники на более мелких предприятиях;

в появлении новых отраслей промышленности и изменения ее отраслевой структуры - на первое место по значимости вышли отрасли тяжелой промышленности;

в создании монополий и промышленных монополистических союзов, а так же в ускоренном развитии акционерных форм собственности;

в централизации банковского капитала и увеличении капиталовложения в промышленность;

в формировании мирового хозяйства и увеличении международных экономических связей.

Но, несмотря на большое количество общих черт, каждая страна имела свои особенности экономического развития.

. Особенности экономического развития Великобритании

В конце ХIХ - начале XX веков темпы роста промышленности в Великобритании существенно замедлились. Производственный сектор нуждался в крупных инвестициях, которые были нужны для обновления технической базы предприятий и развития новых отраслей промышленности. Но предприниматели предпочитали вывозить капиталы из страны, а не вкладывать их в отечественную промышленность. Из-за этого большинство заводов в Великобритании продолжали работать на морально устаревшем оборудовании, что негативно отразилось на развитии промышленности. В то время как в других странах происходил бурный подъем тяжелой промышленности, в Англии по-прежнему ведущую роль играли отрасли легкой промышленности.

Монополии в Великобритании возникли намного позже, чем в других странах. Банковский капитал опережал промышленный и одним из основных пунктов в национальном доходе Великобритании стал процент от вывоза капиталов.

Сельское хозяйство практически не развивалось. Фермерское хозяйство не смогу конкурировать с другими странами, которые поставляли в Великобританию более дешевые продукты сельского хозяйства. В связи с этим число обрабатываемых земель значительно сократилось, и экономика Англии начала зависеть от мирового сельскохозяйственного рынка.

Слабый уровень образования так же негативно повлиял на экономическое развитие Великобритании. Долгое время всеобщее начальное и высшее профессиональное образование оставалось недоступным для многих людей. В связи с этим английская инженерная мысль развивалась гораздо хуже, чем в других странах, что привело к снижению конкурентоспособности английских товаров.

Таким образом, к началу XX века Великобритания утратила свое лидерство во многих отраслях промышленности и перестала быть «фабрикой мира».

. Особенности экономического развития Франции

Так же, как и в Великобритании, уровень экономического развития Франции в конце XIX - начале XX в. отставал от других ведущих стран мира.

Низкие темпы развития тяжелой промышленности связаны с недостатком ресурсов. Франция имела небольшую сырьевую базу, поэтому ей приходилось импортировать в больших количествах необходимые для производства ресурсы. Это приводило к повышению цен на производимую продукцию и снижало конкурентоспособность французских товаров на мировых рынках. Поэтому во Франции преобладала легкая промышленность, а так же традиционное производство товаров роскоши. Тем не менее, в связи с милитаризацией в стране начало активно развиваться машиностроение и военная промышленность.

На рубеже XIX-XX веков Франция продолжала оставаться аграрной страной. Активно формировались фермерские хозяйства, возникла территориальная специализация сельского хозяйства. В с/х производстве преобладало виноделие и животноводство. Чтобы защитить отечественный товары, правительство Франции вело жесткую протекционистскую политику. Все это привело к укреплению сельского хозяйства и увеличило его удельный вес в экономике страны.

Важную роль в экономическом развитии Франции сыграла концентрация производства, которая впоследствии привела к образованию промышленных монополий. Централизация и концентрация банковского капитала была обусловлена преобладанием мелкого предпринимательства. Но так же, как и в Великобритании, капитал не вкладывался в развитие промышленности, а экспортировался за границу в форме займов для иностранных государств. Таким образом, Франция превратилась в государство-рантье, а прибыль от ростовщичества стала основной статьей государственных доходов.

4. Особенности экономического развития Германии

В конце ХIХ - начале XX веков Германия превращается в одну из крупнейших промышленных держав. Этому в значительной мере способствовало государственное объединение страны, в результате которого возникает большая Германская империя и эффективная политика государства, основанная на усилении протекционизма.

Немалую роль в экономическом развитии Германии сыграла совершенная система образования. Высокий уровень высшего и профессионального образования оказал большое влияние на увеличение труда, а достижения немецких инженеров - на развитие промышленности.

В Германии преобладали отрасли тяжелой промышленности, быстрое развитие получили металлургия и машиностроение. Этому способствовало наличие богатой сырьевой базы и использование в производстве технических новинок. Благодаря быстрому развитию металлургии в стране началось интенсивное строительство железных дорог, а так же производство железнодорожного транспорта и оборудования. По количеству производимых машин Германия вышла на первое место в мире. Но помимо машиностроения активно развивалась электроэнергетика, химическая промышленность. Все это помогло Германии прочно закрепиться на мировом рынке товаров.

Благоприятное воздействие на экономическое развитие Германии в конце XIX - начале XX в. оказала монополизация промышленного производства, основанная на синдицировании, которое активно поощрялось государством. Особенностью банковской системы Германии стало то, что капитал не вывозился за рубеж, а использовался внутри страны. Это в значительной степени улучшало уровень промышленного развития страны. Но немецкие банки были универсальными. Они могли заниматься ростовщичеством, предоставлять ссуды другим странам. Но особенностью экспорта капитала в Германии был ввоз в страну - импортера филиалов немецких предприятий.

Развитие Германии шло по «универсальному пути», который помог превратить эту страну в промышленную державу. Он заключался в особенном развитии отраслей тяжелой промышленности, усилении протекционистской политики, создании монополий и усовершенствовании образовательной системы. Благодаря этому Германия смогла усилить свои позиции в мировом хозяйстве и стать крупнейшим мировым экспортером продукции машиностроения и химической промышленности.

. Особенности экономического развития США

В конце XIX - начале XX в. США оказались одной из наиболее динамично развивающихся стран. На быстрое экономическое развитие США повлияло несколько факторов:

богатая сырьевая база и большое количество природных ресурсов;

быстрый рост численности населения за счет массовых иммиграций из Европы, которые привозили в США последние технические достижения;

использование научно-технического опыта европейских стран и развитие американской инженерной мысли, что способствовало ускорению промышленного переворота;

приток капиталов из Европы, которые безусловно помогали развиваться американкой промышленности;

жесткая политика протекционизма.

Наиболее быстро в США развивались отрасли тяжелой промышленности: металлургия, машиностроение, нефтедобывающая и алюминиевая промышленность. Появившаяся в начале XX в. новая отрасль - автомобилестроение вообще стала приоритетной и смогла изменить хозяйственную структуру страны. В легкой промышленности преобладало массовое производство одежды, обуви, продуктов питания.

Железнодорожное строительство и улучшение транспортной системы привели к развитию межрайонной специализации промышленности, увеличению производительности труда, снижению производственных издержек, а так же росту мобильности капитала и рабочей силы.

Особенностью монополизации производства в США стало наличие трестов, а так же безжалостные методы конкурентной борьбы. Впоследствии это привело к появлению крупных компаний и вытеснению мелкого бизнеса. Централизованный банковский капитал сращивался с промышленным, образуя банковские группы, во главе с Морганом и Рокфеллером.

Наравне с промышленностью сельское хозяйство в США так же развивалось быстрыми темпами. Огромное количество фермерских хозяйств, большие территории с/х угодий, применение новейших достижений техники и поддержка фермерства со стороны государства помогли улучшить уровень развития сельского хозяйства в США и сделать страну основным мировым экспортером сельскохозяйственной продукции.

Темпы экономического роста США были очень высокими. Благодаря этому страна за небольшой период превратилась в мощную индустриальную державу, которая играла большую роль на мировых рынках и стала наиболее развитой страной мира.

. Особенности экономического развития Японии

В конце XIX в. в Японии произошли серьезные сдвиги в экономике и промышленности. Бурно развивалась тяжелая и военная промышленность, были построены железные дороги, телеграфные и телефонные линии. Машинное производство заменило мануфактуры. Все это происходило благодаря большому инвестированию в развитие японского хозяйства.

Несмотря на поддержку развития металлургии и добывающей промышленности, ведущей отраслью производства в Японии оставалась текстильная промышленность. Это было связано с отсутствием в стране сырьевой базы и дороговизной импортируемых ресурсов.

Тем не менее, Япония продолжала оставаться аграрной страной, т.к. большая часть населения была занята в сельском хозяйстве. Хотя и сельское хозяйство развивалось слабо: сохранялась барщина, не было фермерских хозяйств.

В отличие от других стран, монополии в Японии распространяли свою власть на различные направления производства и сферы деятельности. К тому же преобладали монополистические организации, основанные на принадлежности к какому-либо району или клану. Банковская система в Японии была централизована и инвестировала капитал во многие отрасли промышленности, особенно в стратегические.

Таким образом, на рубеже XIX-XX в. в Японии произошли существенные изменения в промышленности и экономики. Но несмотря основными статьями экспорта в стране оставались продукты сельского хозяйства: рис и чай. Но все-таки за небольшой период времени Япония смогла превратиться из отсталого государства в одну из ведущих промышленных держав и в одну из стран с наиболее развитой экономикой.

Заключение

Подводя итоги промышленного переворота, происходившего в конце XIX - начале XX в. можно заметить, что на первое место по уровню экономического развития выходят молодые быстроразвивающиеся страны: США и Германия. В этих странах происходит подъем практически во всех сферах хозяйства, в то время как старые индустриальные страны Великобритания и Франция теряют мировое лидерство в промышленности и сельском хозяйстве. Активное развитие экономики и хозяйства происходило и в Японии, даже не смотря на то, что там остались феодальные пережитки.

В связи с этим в XX в. изменилась роль отдельных стран в мировой экономике и системе мирового хозяйства. На первое место вышли некогда отсталые страны, а те, кто вначале развивался успешно, не смогли сохранить свое лидерство во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства.

Библиографический список

1.История мировой экономики. Под ред. Поляка Г.Б., Марковой А.Н. (2002, 727 с.)

2.Новейшая история зарубежных стран: Европа и Америка. 1917-1945. - М., 1989.

3.Экономическая история зарубежных стран. / Под общей ред. В.И. Голубовича. - Минск, 1997.

В XX в. наблюдается четко выраженная тенденция возрастания роли государства и права в жизни общества, что обусловливается усложнением общественных отношений на более высоком уровне поступательного движения человечества; возросшей социальной ролью государства; расширением связей между народами при одновременном обострении конфликтов из-за неравномерности их экономического, этнического, политического развития.

Особенно заметна возросшая роль государства во время мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., в годы Первой и Второй мировых войн, а также в разрешении экономических, научно-технических проблем Новейшего времени.

В XX в. на состояние, значение, действенность государства и права отдельных стран сильное влияние стали оказывать все более крепнущие информационные, культурные, экономические связи, устанавливаемые между народами мира, а также национальный, религиозный факторы, отражающие возрастные и психоэмоциональные различия народов. Прогресс как повышение уровня специализации, дифференциации и в государственном управлении настоятельно требовал его осуществления специализированными органами и специально подготовленными кадрами, но этим же он ограничивал творческую активность управляемых, их духовную индивидуальность.

Процессы либерализации и демократизации, развивавшиеся в мире в XX в., шли параллельно с утверждением тоталитарных режимов, например в России, Германии, а также усиливающимся контролем над обществом и личностью при посредстве правительственных и полуправительственных партий, средств массовой информации, находящихся в руках крупного капитала. Преобладающей формой государства стала республика, но при «регулируемой демократии». Реальный демократизм общества во многом стал определяться конкурентной борьбой соперничающих финансовых групп и партий. В таких условиях антимонопольное законодательство выделяется и как средство поддержания демократических институтов.

Обобщая характеристику основных направлений развития государства и права в XX в., нельзя обойти вниманием «социальные мотивы», социалистическую тенденцию, проявляющуюся в расширении прав профсоюзов, регламентации рабочего времени, предоставлении ежегодных отпусков, пособий и т. п. Нельзя не отметить и выделение политической теорией Новейшего времени требования «приоритетного значения прав личности», что находит все более заметное отражение в законодательстве и практике современных государств.

После поражения в «холодной войне» и разрушения советского блока и СССР образовались новые самостоятельные государства – Украина, Казахстан и др., произошло объединение Германии, разделенной Второй мировой войной на Западную и Восточную зоны, что в той или иной мере выражало национальные устремления народов.

Конституционные изменения в XX в. отличались неоднородностью, противоречивостью, подчас разнонаправленностью. Наряду с укреплением либерально-демократической тенденции наблюдалась и вполне очевидная реализация противоположно действующих стремлений, преследовавших цели ограничения, выхолащивания демократического содержания правовых институтов, а также четко выраженное движение в сторону авторитаризма, тоталитаризма и фашизма. Последнее ярко представлено в образовании фашистских и советской империй, длительном противостоянии военно-политических блоков, «холодной войне». Разрушение советской империи говорит также и об огромных возможностях невоенных средств подавления поверженного противника.

Противоречивый, подчас взрывной характер преобразований либерально-демократической тенденции в ведущих капиталистических государствах хорошо различим в конституционной истории Франции после Второй мировой войны.

Промышленно развитые страны мира в начале XX века:

США, Великобритания, Германия, Франция, Австро-Венгрия, Россия.

1. Развитие экономики в первое десятилетие XX века.

2. Политическая структура государства.

3. Внутренняя политика правительств стран в начале XX века.

4. Внешняя политика государства в начале XX века.

Основные понятия:

· монополия

· технический прогресс

· протекционизм

· «справедливый курс» Т. Рузвельта

· «Новая демократия» В. Вильсона

· политика «блестящей изоляции»

· кайзер

· канцлер

· рейхстаг

· бундесрат

· цесар

· дуалистическая монархия

1. Охарактеризуйте и сравните государственное устройство промышленно развитых стран мира в начале XX века.

2. Определите основные тенденции социально-экономического развития стран в первое десятилетие XX века.

3. Докажите, что в начале XX века во внешней политике государств происходил рост милитаристских настроений.

Соединенные Штаты Америки.

В первое десятилетие XX века характерными чертами для экономики США были:

· Развитие фермерского хозяйства (использование 17 тыс. паровых тракторов);

· Монополизация экономики: нефтяной трест Дж. Рокфеллера «Стандарт ойл», «Стальной трест» Дж. Моргана, стальная компания Карнеги, электротехническая фирма «Дженерал Электрик» и др.; в течение гг. в стране действовали 24 треста, а в возникли еще 82 новые компании; в 1904 г – 445 крупные корпорации с общим капиталом 20,4 млрд. долларов;

· Рост крупных банков: Рокфеллера, Моргана, Меллона.

Политическая структура государства:

США - президентско-парламентская республика, федерация.

Законодательный орган – Конгресс

Глава государства и глава правительства – президент

2-х партийная система: демократы и республиканцы.

Социалистические идеи среди избирателей были слабы.

Основной формой рабочего движения в США были профсоюзы. В 1914 г. АФТ (Американская федерация труда насчитывала 2 млн. человек.

Основным направлением внутренней политики государства в начале XX века становится процесс реформизма – движение за демократизацию общества.

гг – президент Теодор Рузвельт (республиканец) – программа «Справедливый курс»:

· Антимонопольная политика: 20 судовых процессов против корпораций;

· Расширение полномочий федерального правительства;

· Акт Хепберна: государство устанавливало максимальные границы тарифных ставок на железнодорожных дорогах страны;

· Законы о контроле над производством пищевых продуктов и лекарств;

· Охрана окружающей среды: решения о рациональном использовании водных, лесных и природных ресурсов;

· Вмешательство в трудовые конфликты, т. н. «честный курс».

В 1912 г. группа реформистов республиканской партии создала Национальную прогрессивную партию, к которой присоединился Т. Рузвельт, предложила программу демократических реформ в области избирательного права, таможенной политики, в области решения рабочих проблем.

гг. – президент В. Вильсон (демократ) – программа «Новая демократия»:

· Борьба против «нечестной конкуренции» и монополизации рынка;

· Снижение до 27% таможенных пошлины на импортные товары;

· Система прогрессивного налогообложения (1913 г.);

· Создание Федеральной резервной системы;

· Закон Клейтона: защита интересов профсоюзов и бастующих рабочих, ограничение труда детей, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве.

Во внешней политике США в начале прошлого века придерживались принципов «доктрины Монро» - «Америка для американцев », т. е. для США.

гг. – первая межамериканская конференция, на которой создан Международный союз американских республик (с 1910 г. - Панамериканский союз).

1898 г. – испано-американская война: поражение Испании, все ее владения в Карибском море (Куба, Филиппины, Пуарто-Рико и др. острова) переходили США. Куба формально получила независимость.

США взяли на себя функции полицейского в Западном полушарии, неоднократно оккупировали латиноамериканские государства: Доминиканская республика (1904,1914), Куба (1906-09, 1912), Гондурас, Никарагуа.

В 1903 г. обострился конфликт США-Колумбия по поводу панамского перешейка: Колумбия отказалась уступить США территорию перешейка за 100 млн долларов для строительства канала, США организовали заговор, в результате которого провинция Панама добилась независимости и новое правительство уступило территорию панамского перешейка «на вечные времена». В 1914 г. Панамский канал начал действовать.

В 1905 г. в русско-японской войне США поддержали Японию.

В последующие годы США все чаще стали использовать «дипломатию доллара»: кредиты, инвестиции, финансово-экономическая «помощь» - которая в итоге приводила к экономической зависимости государств. Ярким примером такой политика стала доктрина «равных возможностей» в Китае.

Британская империя

Экономическое развитие страны в первое десятилетие XX века

· Потеря монопольных позиций в мировой промышленности и торговли, в связи с тем, что в стране к концу XIX века

Техническая база промышленности устарела (первая половина XX века),

Колониальные владения, – рынок сбыта, дешевая рабочая сила, дешевое сырье, и, как следствие, высокие прибыли без технических новшеств;

· Государственное социальное страхование по болезни, инвалидности и безработице (1911);

· Ограничение прав палаты лордов (1911);

· Ирландская проблема (1914): Ирландия разделена, Ольстер – часть Великобритании

Внешняя политика государства

· Колониальная политика:

· Соперничество с Германией и Францией в Африке;

· гг. - англо-бурская война – в результате Трансвааль и Оранжевая республика стали колониями, человеческие потери составили 6 тыс. убитыми, 16 тыс. умершими и 23 тыс. ранеными.

· Часть колоний добились права доминиона: 1867 – Канада, 1907 – Австралия, Новая Зеландия, 1910 – Южная Африка;

· Политика «блестящей изоляции», т. е. Великобритания не вступала в военные союзы;

· Рост противоречий с Германией (морское противостояние);

· Военные союзы с Францией (1904) и с Россией (1907);

· Милитаризация экономики: военные затраты увеличились в 3 раза, в 1910 г. создан Комитет имперской обороны, задачей которого становится разработка стратегического план

Германия

Особенности экономическое развитие страны в начале XX века.

· Быстрое развитие экономики после объединения страны в 1871 г., по темпам экономического развития Германия уступала только США;

· Объем промышленного производства перед Первой мировой войной вырос в 6 раз;

· В течение первого десятилетия XX века страна занимала 1 место в Европе по экономическим показателям;

· Развитие новых отраслей промышленности: машиностроение, электроэнергетическая, химическая, электротехническая;

· Мощность электростанций увеличилась в 100 раз;

· Протяженность железных дорог увеличилось в 33 раза;

Франция

Развитие экономики:

· Последствия поражения во франко-прусской войне: потеря Эльзаса и Лотарингии;

· Сохранение большого количества мелкий (до 10 человек работников) предприятий;

· Аграрный характер экономики: 43% населения заняты в сельском хозяйстве ;

· Слабое техническое оснащение сельского хозяйства и экономики;

· Численность населения росла медленно

· Темпы промышленного роста невелики – 2,5% в год;

· Быстрый рост новых отраслей промышленности: авиастроение, автомобилестроение , химическая и электротехническая промышленность;

· Развитие банковской сферы: Франция – мировой кредитор;

· Концентрация капитала: 5 крупнейших банков сосредоточили 2\3 общей суммы всех банковских вкладов, 200 акционеров «Французского банка» контролировали почти всю экономику страны.;

· Вывоз капитала из страны: 2 место в мире после Великобритании, в 4 раза превышал объем капиталовложений во французскую промышленность;

· В сельском хозяйстве преимущественно мелкие хозяйства;

· Эксплуатация колоний.

Государственное устройство Франции согласно Конституции 1875 г. (Третья республика)



На местах власть принадлежала префектам, которые назначались правительством. Многопартийная система. В парламенте заседали около десятка партий и групп, которые создавали блоки и временные союзы. Такие блоки были нестойкими и поэтому с 1900 г. по 1914 г. во Франции сменилось 13 правительств.

Важным элементом французской политики начала века были идеи реванша за проигрыш во франко-прусской войне. Цель: новая победная война, возврат Эльзаса и Лотарингии.

В начале века наиболее популярными становятся радикалы (левые республиканцы) и правые республиканцы (умеренные).

Радикальная партия (лидер Жорж Клемансо) выступала в защиту интересов республики, частной собственности, боролась против засилья церкви, требовала национализации крупных монополий, введения прогрессивного налога на прибыль . В 1902 г. победу на выборах одержал «Левый блок», в который входили радикалы и социалисты:

отделение церкви от государства и школы;

закон о пенсиях (назначение пенсий по достижении 65 лет)

Подъем рабочего движения:

Создание «федераций» - профсоюзы рабочих одной отрасли

«бирж труда» - союзы рабочих разных специальностей одного города;

Преимущество венгерские, немецкие и французские промышленных компаний;

Крупные землевладения принадлежали венгерским, румынским и польским собственникам.

Государственное устройство Австро-Венгрии


Дуалистическая империя, существующая на основе договора между Венгрией и Австрией 1867 года. В стране фактически существовали 3 правительства: австрийское, венгерское и объединенная австро-венгерская администрация.

Дуалистическая монархия – форма государственного правлении, при которой наряду с монархом функционирует парламент и правительство

Цесар – император Австрии, король Венгрии, контролировал вооруженные силы и внешнюю политику.

Собрание представителей австрийского и венгерского парламента заседали попеременно то в Вене, то в Будапеште.

Уязвимым местом для политической стабильности империи был ее многонациональный состав населения, в то числе жители Галичины, Закарпатья и Северной Буковины.

В 1907 г. австрийское правительство облегчило выборные процедуры, в результате чего в австрийском парламенте заседали 32 украинца. Самой многонациональной провинцией империи была Буковина: 305 тыс. украинцев, 273 тыс. румын, 168 тыс. немцев, 102 тыс. евреев, а также венгры и поляки. Официальные языки Буковины – украинский и румынский. Общенациональный язык – немецкий. Эффективно действовала система национального местного самоуправления, На Буковине инее было проявлений межнациональной вражды, население достаточно толерантно относилось к людям различных национальностей.

Франц Иосиф I старался стоять над национальными проблемами, но удавалось это достаточно сложно. За многонациональный состав австро-венгерскую империю называли «лоскутной».

Российская империя

Развитие экономики :

· Государственный контроль над развитием экономики;

· Неравномерное развитие различных отраслей промышленности и отдельных территорий империи;

· Высокие темпы развития промышленности;

· Отсталость России по объемам промышленного производства от других стран мира: от Франции – в 2,5 раза, от Британии – в 4,6 раз, от Германии – в 6 раз, от США – в 14,3 раза;

· Экономические реформы министра финансов Сергея Витте:

Государственная монополия на винокурение;

Протекционистская политика по отношению к

производителю;

Предоставление кредитов крестьянам через

Крестьянский банк;

Переселение крестьян в малозаселенные районы Сибири, Северного Кавказа и Средней Азии.

· Тяжелые условия труда на производстве: рабочий день от 11,5 до 14 часов в день;

· Низкий уровень жизни большинства населения страны, высокая смертность, короткая продолжительность жизни (34 года).

Государственное устройство России

Российская империя – абсолютная монархия, власть царя не ограничивалась выборными органами власти. Монарх опирался на централизованный бюрократический аппарат, созданный еще в XVII веке.

Государственный совет

Император (царь)



После смерти Александра III в 1894 г. на престол вступил царь Николай II. – последний монарх России. Обычным явлением в первые годы правления Николая II была частая смена правительств. Члены Государственного совета, который носил совещательный законотворческий характер, назначались императором пожизненно. Сенат выполнял функции Верховного суда, задачей которого было знакомить общественность с новыми законами, объяснять их и следить за их выполнением. Сенаторы также занимали свой пост пожизненно.

Синод – совет по делам религий, находился под контролем царя. Созданный корпус жандармов следил за политическими настроениями граждан государства.

Такая система управления государством привела к росту либерального движения и зарождению политических партий. Наиболее популярными в начале века стали Российская социал-демократическая рабочая партия, которая в 1903 г. распалась на два крыла: умеренные социал-демократы - меньшевики, и леворадикальные большевики во главе с. Второй по популярности стала Партия социалистов-революционеров (эсеры), которая выражала интересы крестьянства и выступала за земельные реформы в стране.

В России происходил рост национального движения, которое преследовалось правительством. Проводилась жесткая политика русификации.

Для решения внутренних проблем российское правительство решило вступить в войну с Японией, рассчитывая на быструю и победоносную «маленькую» войну. Однако в январе 1904 г. Япония первой неожиданно напала на российскую военно-морскую базу в Китае – Порт-Артур. Понеся огромные материальные и человеческие потери, Россия проиграла эту войну и вынуждена была подписать унизительный мирный договор (1905 г.), согласно которому потеряла значительные территории в Китае и южную часть Сахалина .

Поражение в русско-японской войне еще больше обострило положение царского правительства и привело к началу Первой русской революции 1905-07 гг.

Начнем с производства. Как вы уже знаете, бурное развитие промышленности в последние десятилетия XIX в. сопровождалось появлением новых, технически более совершенных и производительных машин, транспортных средств и т. д. Это вело к укрупнению производства.

Концентрация производства и капитала. Старые и новые лидеры

В новых отраслях промышленности (автомобильной, химической, электротехнической и др.) за относительно короткий срок был пройден путь от первых опытов в полукустарных мастерских до создания мощных предприятий.

Приведём пример. В 1893 г. Г. Форд испытал свой первый изготовленный в мастерской автомобиль, который, по его признанию, «напоминал крестьянскую тележку». В 1903 г. уже было основано «Общество автомобилей Форда», в 1906 г. построено первое трёхэтажное заводское здание. К началу Первой мировой войны предприятия Форда превратились в своего рода империю с филиалами в Англии, Австралии и других странах. Здесь производилось 248 тыс. автомобилей в год.

О росте автомобильного производства Г. Форда рассказывают данные таблицы.

Укрупнение предприятий, концентрация промышленного производства происходили не только вследствие развития технологий. Дело было ещё и в том, что в условиях бурного промышленного роста усиливалась конкуренция. Чтобы укрепить свои позиции в той или иной отрасли, предприятия объединялись в картели, синдикаты, тресты. Степень взаимодействия участников в этих объединениях различалась. В картелях, например, предприятия договаривались об объёме производства, рынках сбыта, ценах на однородную продукцию, но сохраняли финансовую и производственную самостоятельность. А в трестах они полностью переходили под единое управление, становились пайщиками одной компании. Цель названных объединений состояла в том, чтобы занять монопольное (единовластное, господствующее) положение в своей отрасли. Отсюда их общее название - монополии.

Признанной «страной трестов» стали Соединённые Штаты Америки. В 1900 г. монопольные объединения, численно составлявшие 8% всех предприятий этой страны, выпустили 59,9% промышленной продукции, а к 1913 г. увеличили этот показатель до 80%. Крупнейшие из монополий часто распространяли свою власть сразу в нескольких отраслях, чтобы контролировать и производство, и доставку той или иной продукции. Так, нефтяной трест семейства Рокфеллеров «Стандард ойл» к началу XX в. контролировал 90% всей продукции нефти в США. Помимо нефтяных месторождений, он владел 70 тыс. км нефтепроводов, океанскими пароходами. Позже в трест вошли предприятия газовой и электротехнической промышленности, заводы по производству цветных металлов и др.

Сходные явления имели место в других странах. В Германии две крупные компании - «Сименс-Гальске» и Всеобщая компания электричества (АЭГ) - производили около 2/3 продукции электротехнической промышленности, в судостроении также господствовали две компании - «Северогерманский Ллойд» и «Гамбург - Америка». В автомобильной промышленности Франции тон задавали две мощные фирмы - «Рено» и «Пежо». Наряду с концентрацией производства происходила концентрация капитала. В 1909 г. девять берлинских банков контролировали 83% всего финансового капитала страны, в это же время в Великобритании 12 банков управляли 70% всего банковского капитала.

Борьба между промышленными и финансовыми монополиями шла не только за внутренние, но и за внешние рынки. Первые места по капиталовложениям за пределами своих стран в начале века занимали Великобритания и Франция. Британская буржуазия предпочитала вкладывать средства в колонии, где можно было получить большие прибыли за счёт дешёвого сырья и нещадной эксплуатации рабочей силы. Французские капиталы чаще вывозились за границу в виде займов под высокие проценты. Францию не без оснований называли «ростовщиком Европы». К началу Первой мировой войны в числе должников французских банков были Россия, Великобритания, Испания и другие государства.

В начале XX в. стала особенно заметна неравномерность темпов развития в группе ведущих стран мира. США и Германия, позже вставшие на путь индустриализации, догоняли по многим экономическим показателям традиционных лидеров - Великобританию и Францию. США выдвинулись на первое место в мире по выплавке стали, добыче угля и нефти, производству электричества и выплавке меди. Германия обогнала Великобританию по производству стали и чугуна.

Борьба за «место под солнцем»

Растущая экономическая мощь и интересы монополий подталкивали новых лидеров к вступлению в борьбу за источники сырья и рынки сбыта, за сферы прибыльного вложения капиталов. США, опоздав к колониальному разделу мира, стали настойчиво искать и расширять зоны своего экономического и политического влияния в разных регионах, в первую очередь в Латинской Америке.

В конце XIX в. особое внимание североамериканского капитала привлекла Куба, находившаяся под властью Испании. Монополии США почти полностью контролировали на Кубе производство сахара, табачную промышленность, владели рудниками и железными дорогами. В апреле 1898 г. США потребовали от Испании предоставить Кубе независимость. Испания ответила отказом. Началась испано-американская война. Явное превосходство американского флота привело к скорому её завершению. Уже в декабре 1898 г. был подписан мирный договор, по которому Испания отказалась от прав на Кубу, Пуэрто-Рико и другие острова в Вест-Индии, а также от владений в Тихом океане - острова Гуам и Филиппинских островов (до этого США захватили ещё и Гавайские острова).

Освободившаяся от колониальной зависимости Куба фактически оказалась под контролем США. На Филиппинах, население которых в течение нескольких лет боролось за независимость, американские войска проводили беспощадные акции «усмирения». На Гавайских островах, в бухте Пёрл-Харбор, была развёрнута крупная военная база США. Объектом интересов США стал также Китай, где предлагалось проводить политику «открытых дверей» (т. е. свободной деятельности всех иностранных компаний). В начале XX в. США предприняли новые шаги по расширению своего влияния в мире. Они способствовали провозглашению независимости Панамы (до этого одной из провинций Колумбии). Сразу вслед за этим был подписан договор, предоставлявший США исключительные права на зону Панамского перешейка, где предусматривалось построить канал, связывающий Атлантический и Тихий океаны.

Планы расширения «жизненного пространства», зарубежной экспансии активно разрабатывались с конца XIX в. в Германии. Известный политик Б. фон Бюлов (в 1900-1909 гг. - канцлер Германии), выступая в рейхстаге в 1897 г., заявил: «Времена, когда немец уступал одному соседу сушу, другому - море, оставляя себе одно лишь небо... - эти времена миновали... Мы требуем и для себя места под солнцем». Планы не расходились с делом. В 1897 г. германский военно-морской десант высадился в китайской провинции Шаньдун, а в следующем году был подписан договор, превращавший эту провинцию в германскую сферу влияния.

В 1899 г. Германия приобрела у Испании, потерпевшей поражение в войне против США, Каролинские и Марианские острова (кроме о. Гуам). Началось экономическое проникновение Германии в Османскую империю и другие страны Ближнего Востока (особое значение имели концессии на строительство железных дорог). Не была оставлена без внимания и Африка, где первые колониальные захваты Германия осуществила ещё в 1880-е годы. В первые десятилетия XX в. германская дипломатия боролась за возможность участвовать в колониальной эксплуатации Марокко, против установления в этой стране французского господства, но, несмотря на два спровоцированных ею марокканских кризиса, вынуждена была отступить.

Социальные движения

Быстрое промышленное развитие стран Европы и Северной Америки в конце XIX - начале XX в., рост городов, увеличение доли рабочих и служащих в общей численности населения сопровождались расширением и активизацией социальных движений. Цели этих движений заключались в отстаивании насущных интересов различных слоёв и групп общества.

Всё более массовым и организованным становилось рабочее движение. В 90-е годы XIX в. в большинстве стран Западной Европы и США произошло объединение разрозненных ранее профсоюзных организаций в общенациональные федерации. Это способствовало заметному росту численности профсоюзов. Так, в США число членов Американской федерации труда (АФТ) с 1886 по 1900 г. выросло со 138 тыс. до 868 тыс. человек, а в 1914 г. достигло уже 2 млн, что составляло около 10% всех американских рабочих.

Традиционные задачи профсоюзного движения состояли в борьбе за улучшение условий труда и материального благосостояния рабочих. В начале XX в. для рабочих большинства стран актуальными являлись требования повышения заработной платы и установления 8-часового рабочего дня.

О том, что было за что бороться, свидетельствуют цифры. Например, в США в 1914 г. средняя продолжительность рабочей недели составляла 54 часа. За год произошло около 2 млн несчастных случаев на производстве, каждые 16 минут у станка погибал рабочий. Хотя номинальная зарплата выросла за год более чем на 30 %, цены за это время поднялись на 32 %, а налоги на душу населения увеличились в 3,5 раза. В других странах положение было не лучше. Так, в Германии в конце XIX в. достижением считалось то, что правительство ввело для рабочих обязательный воскресный отдых, рабочий день для женщин был ограничен до 11 часов в день, на фабричных предприятиях запрещался труд детей младше 13 лет.

Характерной чертой рабочего движения в этот период стало распространение анархо-синдикалистских идей («синдикат» - французское название профсоюза). Их последователи отвергали все формы политического господства (в том числе государство) и политической борьбы. Основной организацией рабочего класса, по их представлениям, должен быть профсоюз, главной формой борьбы рабочих - «прямые действия», т. е. стачки, бойкот, саботаж и высшее проявление борьбы - всеобщая экономическая забастовка.

Цифры и факты

Забастовочное движение в странах Европы в 1900-1913 гг.

Франция. Число участников забастовок: 1902 г. - свыше 200 тыс., 1904 г. - около 300 тыс., 1906 г. - 438 тыс. человек.

Великобритания. Число участников забастовок: 1905 г. - 93 тыс., 1906 г. - 217 тыс. человек. В 1912 г. проведена стачка горняков, требовавших, чтобы официально был установлен минимум, ниже которого зарплата не может опускаться. В разгар стачки бросили работу 1 млн горняков и ещё 1 млн рабочих на смежных предприятиях. Правительство вынуждено было принять компромиссный закон «о порайонном минимуме» заработной платы.

Италия. На 1904 -1907 гг. пришёлся общий подъём стачечной борьбы. В 1906 г. был создан объединённый профсоюзный центр - Всеобщая конфедерация труда. В 1907 г. бастовало 576 тыс. человек.

В ходе стачечного движения рабочие не ограничивались требованиями повышения зарплаты и улучшения условий труда. В их выступлениях всё чаще звучали и политические лозунги. Это было связано с влиянием социалистических партий, представлявших политические интересы людей труда.

В социалистическом движении многих стран в конце XIX - начале XX в. происходило объединение разрозненных прежде партий и организаций. Во Франции, например, пришлось преодолевать сильную раздробленность движения, в котором последователи Ж. Геда, Ж. Жореса и некоторых других лидеров представляли особые течения. В 1905 г. была создана объединённая социалистическая партия. В Великобритании в 1900 г. возник Комитет рабочего представительства, учредителями которого стали тред-юнионы (профсоюзы) и отдельные социалистические партии. В 1906 г. на основе комитета оформилась лейбористская партия.

Объединение социалистических партий способствовало усилению их позиций. Представители социалистов всё чаще проходили в парламенты своих стран. Более того, у них появилась возможность участвовать в работе правительственных органов. Одним из первых случаев такого рода стало вхождение в 1899 г. социалиста А. Мильерана в состав французского правительства в качестве министра торговли и промышленности. «Казус Мильерана» получил широкую огласку, а вопрос, вступать или не вступать в буржуазное правительство, вызвал бурные споры (в том числе на конгрессе II Интернационала в Париже в 1900 г.) и даже раскол среди французских социалистов.

В отношении к этому событию отразились принципиальные разногласия по вопросам стратегии и тактики борьбы, выбора реформистского или революционного пути достижения поставленных целей, существовавшие в социалистическом движении. Одни его представители, например Э. Бернштейн, видели возможность постепенного «перерастания капитализма в социализм» путём реформ и расширения социальных завоеваний трудящихся. Другие - А. Бебель, К. Либкнехт, Р. Люксембург - выступали за социалистическую революцию, установление диктатуры пролетариата и отвергали любое «соглашательство с буржуазией». Третьи - К. Каутский, Р. Гильфердинг и другие - занимали промежуточную, центристскую, позицию. Споры между сторонниками названных течений не затихали вплоть до начала Первой мировой войны. События же первых десятилетий XX в. всё больше переводили существовавшие разногласия из области теоретических дискуссий в область политической практики и конкретных действий, от которых зависели судьбы тысяч людей.

Наряду с промышленными рабочими борьбу за свои интересы вели и другие группы трудящихся. В США с конца XIX в. усилилось движение фермеров. Объединяясь в «фермерские альянсы» (союзы), они организовывали хранение и сбыт своей продукции, выступали против монопольных цен на перевозки, устанавливавшихся железнодорожными корпорациями, против земельных спекулянтов. В Италии в конце XIX - начале XX в. большого размаха достигло движение малоземельных крестьян и батраков на юге страны - в Сицилии и других областях.

Итальянские крестьяне отказывались от уплаты налогов, нападали на муниципалитеты (местные органы власти), помещичьи усадьбы. В ходе борьбы создавались крестьянские организации - лиги. В 1901 г. образована Национальная федерация трудящихся крестьян. Выступления крестьян безжалостно подавлялись полицией и правительственными войсками. В 1904 г. были расстреляны демонстрации батраков на островах Сардиния и Сицилия, что вызвало забастовку протеста итальянских рабочих.

Франция в 1907 г. была потрясена выступлением крестьян-виноделов. Оказавшись в бедственном экономическом положении, они потребовали от правительства помощи, отказывались платить налоги.

Крестьяне объединились в Генеральную конфедерацию виноделов, провели несколько крупных демонстраций. Во время подавления волнений один из присланных правительством полков отказался стрелять в крестьян. Лишь крупные воинские силы смогли навести порядок.

В этот период во Франции участились выступления государственных служащих: учителей, работников почт, телеграфа, железных дорог. Они добивались повышения своего крайне низкого жалованья. В ответ на это правительство приняло закон, запрещавший государственным служащим организовывать профсоюзы и проводить забастовки.

В конце XIX - начале XX в. активизировалось феминистское движение. Его участницы выступали против разного рода ограничений в отношении женщин. Так, перед Первой мировой войной всеобщее избирательное право (распространявшееся и на женщин) существовало лишь в Норвегии, Австралии, Новой Зеландии. Во Франции, например, в конце XIX - начале XX в. избирательных прав не имели три группы населения - женщины, военные и жители колоний.

На производстве женщины за равный с мужчинами труд получали в 1,5-2 раза меньшую плату. Женщины не были равноправны с мужчинами и в семейных отношениях. Для них ограничивались возможности получить высшее образование, стать, например, врачом, преподавателем в университете, юристом.

Из записей Анны Мартин, участницы движения за женские права в Англии (1910):

«Я встаю в 4.45 утра, немного убираюсь и кормлю мужа завтраком. Он должен выйти из дома до 6 часов. Затем я поднимаю и умываю детей, даю каждому ломтик хлеба с маслом и остатки чая и оставляю овсяную крупу и сахар для Гарри, чтобы он позже приготовил для остальных (Гарри 10 лет). Затем я убираю постели и отвожу младшего ребёнка к миссис Т. Моя работа начинается в 7 часов. В 8.30 нам приносят кружку чая, и я ем принесённый с собой хлеб с маслом. В обеденный перерыв я раньше ходила домой, но теперь мои ноги так плохи, что я покупаю в лавке чашку кофе за полпенни и съедаю остаток того, что принесла из дома. В 4.30 вечера я выпиваю чашку чая. Около 7 часов вечера я бываю дома. Развожу огонь, кормлю мужа обедом и готовлю постели. Потом я что-нибудь чиню или штопаю и в 11 часов вечера обычно ложусь спать».

Нетерпимость существовавшего положения осознавалась особенно остро по мере того, как женщины всё больше вовлекались в трудовую и общественную деятельность. Женщины-работницы стали активнее участвовать наряду с мужчинами в борьбе за улучшение своего материального положения. Представительницы среднего класса в течение нескольких десятилетий вели борьбу за предоставление женщинам избирательных прав. Активистки этого движения - так называемые суфражистки - устраивали митинги, публично нападали на официальных лиц, которые, по их мнению, препятствовали предоставлению женщинам права голоса, били стёкла в их домах и т. д. Будучи арестованными за свои действия, они объявляли в тюрьме голодовки. Достичь поставленных целей феминисткам удалось уже после Первой мировой войны.

Реформизм в начале XX века

Рост выступлений рабочих и других групп трудящихся в большинстве стран Европы и Северной Америки, события российской революции 1905- 1907 гг. подталкивали власть имущих к некоторым уступкам, преобразованиям в социальных и политических отношениях. Во многих европейских государствах первое десятилетие XX в. стало временем реформ, которые проводились пришедшими к власти либеральными силами.

Один из ярких примеров социального реформизма - деятельность либеральных правительств в Великобритании (1906-1916). Идеологом этого курса был популярный общественный деятель и незаурядный политик Д. Ллойд Джордж.

Дэвид Ллойд Джордж (1863-1945) родился в семье бедного учителя в Уэльсе, рано лишился родителей. Не имея возможности платить за образование, самостоятельно изучил юридическое дело и начал работать в адвокатской конторе. Получив определённую популярность, добился избрания в парламент, стал известным деятелем Либеральной партии. В декабре 1905 г. вошёл в состав либерального правительства. В 1916-1922 гг. являлся премьер-министром Великобритании.

Д. Ллойд Джордж (слева) и У. Черчилль. 1908 г.

Левое крыло Либеральной партии, к которому он принадлежал, пыталось выступить в роли посредника между предпринимателями и рабочими. В 1906 г. был принят новый закон о компенсации работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, в 1908 г. установлен 8-часовой рабочий день для шахтёров. Вводились пенсии для отдельных групп рабочих по достижении 70-летия. Сами рабочие называли их «пенсиями для покойников», поскольку дожить до этих лет тяжело работавшим людям было трудно. Позже появился закон о социальном страховании рабочих по болезни, инвалидности и безработице. В 1909 г. Д. Ллойд Джордж в качестве министра финансов предложил новый бюджет (распределение доходов и расходов) страны, который сам назвал «народным». В нём выделялось около 10 млн фунтов на социальные расходы, планировалось увеличение налогов с зажиточных слоёв населения. Однако в этом же бюджете почти в четыре раза больше средств, чем на социальные нужды, отводилось на усиление военно-морского флота. «Сын народа», как представлял себя Ллойд Джордж, служил империи и ставил на первое место её интересы.

В Италии в первое десятилетие XX в. проводился курс «прогрессивного либерализма», идеологом которого стал Джованни Джолитти (1842-1928). Он считал, что революционный натиск «народных классов» может быть предотвращён, если принять прогрессивные социальные законы. Либеральные правительства восстановили отменённые ранее политические свободы, право создания профсоюзов, усилили ограничения на использование детского и женского труда в промышленности, ввели обязательное 6-летнее школьное обучение. Совершенствовалось трудовое законодательство. В то же время либералы провели законы, отменявшие право железнодорожников, государственных служащих на забастовку.

Попытки урегулирования экономических и социальных противоречий предпринимались в этот период и в США. Президент Теодор Рузвельт (занимал этот пост в 1901-1909 гг.) провозгласил кампанию против злоупотреблений монополий. Были приняты законы в области охраны природных богатств страны, против бесконтрольного использования земель и водных ресурсов. Специальными постановлениями вводился контроль за качеством пищевых продуктов и медикаментов, чтобы предотвратить злоупотребления компаний-производителей.

Преобразования, проводившиеся в названных странах, касались разных социальных проблем. Общим было то, что они стали возможны благодаря многолетней, настойчивой борьбе многих людей. Реформы нередко оказывались половинчатыми, реальные результаты не всегда соответствовали обещаниям. Но всё же они расширяли права трудящихся и демократические права в целом.

Национальные отношения и национальные вопросы

Важной проблемой для многих европейских стран в начале XX в. были отношения между населявшими их народами. Это касалось прежде всего многонациональных империй, сложившихся в течение столетий и основывавшихся на подчинении господствовавшей нацией других, как иногда говорили, «малых» народов. Но малых народов не бывает, каждый из них значителен тем, что неповторим и хочет жить на своей земле в соответствии со своим историческим опытом, ценностями и устремлениями.

XIX век стал столетием пробуждения национального сознания народов, входивших в империи. Это касалось как господствовавших, так и подчинённых наций. Во многих европейских странах эти процессы получили название «национальное возрождение». Они нашли яркое выражение в развитии национальных языков, литературы и истории, художественной культуры. Подъём духовной жизни сопровождался заметным продвижением в социально-экономическом развитии. В европейских революциях 1848-1849 гг. национальный вопрос прозвучал отчётливо и сильно, здесь были свои герои и свои жертвы.

Идеи гражданских прав и свобод, социальной справедливости, которые распространялись и отстаивались в XIX в. различными социальными движениями, не могли не отразиться и на национальных отношениях. Национальный вопрос стал всё чаще обсуждаться в парламентах и политических партиях. Однако стремление обосновать и защитить права народа нередко строилось на идее его национальной исключительности, превосходства над другими. Такая позиция вела к крайнему национализму. История XX в. показала, что он может проявляться как у «великих», так и у «малых» народов. Усиление националистических настроений в начале XX в. стало порождать острые и затяжные конфликты.


Рассмотрим несколько ситуаций, в которых отражалась сложность национальных отношений в Европе в тот период.

Крупнейшим многонациональным государством в Центральной Европе являлась Австро-Венгрия.

В австрийской части государства в конце XIX - начале XX в. особенно обострился «чешский вопрос» . Чехия была одной из наиболее развитых в экономическом и социальном отношении частей империи. Естественное стремление чешской буржуазии обеспечить себе прочные позиции в экономической и политической жизни страны дополнялось широким общественным движением чехов за национальное равноправие. В отличие от Венгрии чешские земли в XIX в. не сумели добиться признания своей самостоятельности в рамках империи. В результате многие чешские буржуазные политики (так называемые «младочехи») перешли в оппозицию к венскому правительству. А поскольку в имперском парламенте - рейхсрате - австро-немецкие депутаты составляли меньшинство (43 % голосов), то оппозиционные силы имели возможность практически парализовать его работу.

В конце XIX - начале XX в. камнем преткновения в немецко-чешских отношениях стал вопрос о двуязычии. Бурную реакцию вызвала попытка австрийского правительства ввести в 1897 г. в чешских землях, где до этого официальным языком был немецкий (он использовался в государственных учреждениях, армии и т. д.), второй официальный язык - чешский. Националистически настроенные немецкие организации в Австрии и в самой Чехии (здесь особенно активными были немцы, проживавшие в пограничной с Германией Судетской области) выступили против этого решения. Во многих городах проводились демонстрации сторонников и противников двуязычия. В парламенте происходили стычки между депутатами, так что приходилось вмешиваться полиции. Премьер-министр К. Бадени, подписавший решение о введении двуязычия, был вызван на дуэль немецким националистом и ранен в руку. В результате этих событий правительство ушло в отставку, парламент был распущен. Но «чешский вопрос» остался.

Иной была ситуация в польских землях империи. Галиция, часть населения которой составляли поляки, имела собственный сейм, польский язык был признан здесь официальным. Аристократы и шляхта поддерживали центральную власть, занимали высокие посты в имперских органах управления. Польское население Галиции имело более благоприятные условия для национального развития, чем поляки, проживавшие в Германии и России. Вместе с тем украинское население Галиции оказалось под двойным гнётом - со стороны австрийских властей и польских помещиков.

В Венгрии, добившейся в 1867 г. статуса самостоятельной части «двуединого» государства, существовали свои национальные проблемы. С одной стороны, венгерский сейм (парламент) выступал за расширение независимости Венгрии, введение самостоятельной армии, учреждение венгерского национального банка, за таможенное отделение от Австрии и т. д. С другой стороны, сохранялось неравноправное, угнетённое положение невенгерского населения - словаков, румын, русинов, хорватов, словенцев и др. Оно особенно осложнялось в связи с провозглашением «единой венгерской политической нации».

В школьном образовании применялся тезис: «В Венгрии живут только венгры». Власти стремились сокращать число невенгерских национальных школ и культурно-просветительных учреждений. В 1907 г. венгерский язык был введён как язык обучения в большинстве «народных школ» (в средних школах это было сделано ещё раньше). В результате постепенно «мадьяризировались» школы словаков и закарпатских украинцев.

Национальное неравноправие, политика мадьяризации вызывали разное отношение у людей невенгерских национальностей. Одни предпочитали приспособиться к существовавшему положению, другие решались на борьбу против него. Особенно острая ситуация сложилась в Хорватии, население которой всё активнее выступало против подчинения Венгрии. В начале века Хорватия постоянно находилась на «чрезвычайном положении». В 1912 г. в ответ на подъём освободительного движения венгерское правительство распустило хорватский сейм и приостановило действие конституции на территории Хорватии.

Национальные противоречия, пронизавшие австро-венгерское государство сверху донизу, часто отодвигали на задний план другие проблемы. Даже социал-демократическая партия Австрии в конце XIX в. раскололась на шесть национальных партий: австрийскую, чешскую, польскую, украинскую, южнославянскую и итальянскую. В чешских землях нередки были случаи, когда на одном предприятии действовали две профсоюзные организации - чешская и немецкая. Национальные проблемы, с трудом улаживаемые в мирное время, могли оказаться серьёзной угрозой целостности империи при малейших потрясениях.

Ареной национального противостояния становились в этот период не только многонациональные империи. В Великобритании в начале XX в. с новой остротой дал о себе знать ирландский вопрос.

Камнем преткновения здесь служило требование о гомруле (самоуправлении) Ирландии. Отношение к нему было разным, часто взаимоисключающим. За достижение самоуправления законодательным путём выступала Ирландская парламентская партия. Другую позицию занимала партия «Шин фейн» (в переводе - «Мы сами»), основанная в 1905 г. группой ирландских политических деятелей во главе с А. Гриффитом. Она призывала к ненасильственному сопротивлению угнетателям, включая отзыв ирландских парламентариев из палаты общин и созыв народной ассамблеи, к бойкоту английских товаров и т. д. За независимость Ирландии выступала Ирландская социалистическая партия. Наиболее решительные позиции занимало возродившееся в эти годы Ирландское республиканское братство, которое стремилось к освобождению Ирландии вооружённым путём.


Против предоставления Ирландии самоуправления выступали английские консерваторы и часть протестантского населения в самой Ирландии. Это были в основном крупные землевладельцы и предприниматели, потомки англо-шотландских завоевателей Ирландии. Они предлагали сохранить в составе британского королевства если не всю Ирландию, то её северо-восточную часть - Ольстер. Сторонников этой позиции называли юнионистами(от слова union - союз). В 1912 г. либеральное правительство попыталось провести через парламент закон о гомруле. Ирландские юнионисты заявили, что не подчинятся этому закону, и собрали хорошо вооружённый добровольческий корпус. Офицеры правительственных войск отказались выполнить приказ направиться в Ольстер для подавления мятежа юнионистов (1914). С другой стороны, силы, выступавшие за гомруль, также создали свои вооружённые отряды. Столкнувшись с угрозой гражданской войны в Ирландии, правительство отказалось от введения в действие закона о самоуправлении. Ирландский вопрос остался открытым.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

на современном этапе

Интернационализация экономики

Три мировых центра капитализма

Глобальные проблемы современности

20.1. Интернационализация экономики

Третья НТР вызвала ускорение процесса вовлечения стран в международное разделение труда и обмена продукцией и информацией, что послужило основой для возникновения во второй половине XX в. феномена «открытой экономики», или интернационализации экономики, на основе процесса интеграции.

Транснациональные и многонациональные компании. Уже в начале нашего столетия существовали международные предприятия, которые вместе с применением электронно-вычислительной техники и современных средств связи во второй половине XX в. стали превращаться в многоотраслевые комплексы, действующие на принципах специализации и кооперации производства на мировом уровне. Эти объединения получили название транснациональных и многонациональных корпораций (ТНК и МНК) и стали в настоящее время главной движущей силой мирохозяйственных связей. Вкладывая капитал и создавая многочисленные филиалы за рубежом, ТНК (а ими являются практически все крупнейшие компании развитых стран) формируют разветвленную систему мирового производства, не признающую национальных границ и объединенную общими организационными, экономическими и технологическими отношениями. За счет оптимального размещения производства в разных странах, с учетом их сравнительных преимуществ (наличие источников сырья, квалифицированной рабочей силы, технического уровня производства и т. д.) ТНК достигают более высокой экономической эффективности. Они разрушают границы между национальными рынками товаров, капиталов и рабочей силы посредством формирования прямых производственно-технических и экономических связей между предприятиями в различных странах, вызывая эффект интернационализации экономики. В настоящее время данный процесс проявляется, в частности, через развитие новых форм сотрудничества между собственно ТНК. Так, получили достаточно широкое распространение так называемые стратегические соглашения, на основе которых объединяются финансовые и технологические ресурсы ТНК для достижения результатов, недоступных каждой из них в отдельности.

Развитие международных предприятий и объединений в условиях НТР второй половины XX в. наряду с небывалым расширением мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы способствовало формированию рынков информации («ноу-хау», патенты, лицензии) и научно-технических услуг (инжиниринг, лизинг).

Процессы интеграции в Западной Европе. Еще одной формой интернационализации получившей особенное развитие в последние десятилетия, является межгосударственная интеграция национальных хозяйств. В основе этого явления лежит стремление к достижению большей эффективности национальных хозяйств за счет стимулирования процессов специализации и кооперирования в рамках региональных союзов, развития сотрудничества между странами-участницами в области производства, торговли, валютных отношений и других сферах.

Наиболее развитой формой международной интеграции является Европейский Союз. Решение о его создании в форме Европейского экономического сообщества (ЕЭС) было принято Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией в 1957 г. Позднее в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия, Дания (1974), Греция (1984), Испания, Португалия (1986), Австрия, Финляндия, Швеция (1995). Главной целью объединения декларировалось создание единого рынка товаров, услуг, рабочей силы стран-участниц путем достижения «четырех свобод»; свободы передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы между странами сообщества. С 1993 г. ЕЭС называется Европейским Союзом.

За исторически короткий срок ЕЭС превратилось в один из главных экономических центров мирового хозяйства. Сегодня на его долю приходится 1/3 мирового товарооборота стран с рыночной экономикой, а совокупный экспорт превосходит экспорт США в 3,6 раза, Японии – в 3,8 раза. ЕЭС также превзошел показатели США по объему промышленного производства и располагает сегодня половиной мировых валютных резервов.

Столь динамичное развитие государств общего рынка обусловлено во многом опасением европейских стран превратиться в своего рода «технологическую периферию» США и Японии в условиях НТР. Поэтому страны Общего рынка объединили свои усилия в области научно-технического сотрудничества и внедрения результатов современных разработок в производство. Так, например, в рамках программы «Эврика» в 80-90 гг. осуществляется сотрудничество в области микропроцессорных разработок (программа «Евроробот»), систем связи (программа «Евроком»), биотехнологий (программа «Евробио»), создания новых материалов (программа «Евромат») и другие.

В 90-е годы интеграционные процессы в Европе получили дальнейшее развитие. С 1 января 1993 г. функционирует Единый внутренний рынок (ЕВР) Европейского Союза на основе отмены оставшихся до этого момента ограничений и барьеров для передвижения товаров, услуг, капиталов и граждан; введения единых стандартов на многие виды продукции. А с 1 ноября 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор 12 стран ЕЭС, в соответствии с которым к концу 90-х гг. Европейский союз должен превратиться в валютный, экономический и политический Союз с едиными: внешней политикой, гражданством и валютой. Маастрихтский договор является одним из крупнейших политических и правовых актов в 40-летней истории европейской интеграции, открывающим ее новый этап.

Успехи ЕЭС являются притягательной силой для интеграции в это объединение других стран. По существующим критериям страны, вступающие в ЕЭС, должны быть, во-первых, европейскими, демократическими и уважать права человека, во-вторых, иметь функционирующую рыночную экономику, а также принять законодательство ЕЭС и, в-третьих, осуществлять единую внешнюю политику Сообщества, в том числе в вопросах безопасности.

Интеграция стран ЕЭС с другими европейскими странами осуществляется в рамках Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), созданной в 1960 г. Соглашение между ЕС и ЕАСТ (1992г.) об образовании Европейского экономического пространства (ЕЭП) должно по замыслу подписавших его сторон способствовать постепенной адаптации участников ЕАСТ к условиям будущего сотрудничества в рамках ЕЭС.

Европейский Союз и страны Восточной Европы. С начала 90-х гг. Сообщество изменило политику в отношении бывших социалистических стран Восточной Европы. Соглашения, заключенные с Польшей, Венгрией и Чехословакией (1991), Болгарией и Румынией (1992 г.), предусматривают: создание зон свободной торговли промышленными товарами, ослабление ограничений для движения услуг, капиталов и с несколькими ограничениями – граждан, расширение сотрудничества в политической и культурной областях, включение интеграционного законодательства ЕС в национальное право восточноевропейских стран. Реализация соглашений рассчитана на период до 2001-2003 гг. в зависимости от особенностей той или иной страны. Участие в ЕЭП должно оказать помощь названным странам в проведении глубоких рыночных преобразований, преодолении существующего разрыва в уровне хозяйственного развития со странами Западной Европы.

Процессы интеграции стран Северной Америки. В 80-е гг. тенденции к интеграции отчетливо наметились в отношениях государств Северной Америки – США, Канады и Мексики. В 1989 г. США заключили Соглашение с Канадой о зоне свободной торговли, положив начало интеграции. А уже в следующем, 1990 г., президент Дж . Буш (род. 1924) в ответ на углубление западноевропейского альянса выдвинул доктрину, предусматривающую создание режима зоны свободной торговли на территории от Аляски до Огненной Земли. В результате в феврале 1991 г. к Соглашению США и Канады присоединилась Мексика. Подписанное трехстороннее Соглашение предусматривает: ликвидацию всех таможенных пошлин к 2010 г.; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализацию условий для деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке их южного партнера; урегулирование вопросов, связанных с правами на интеллектуальную собственность; создание трехсторонней арбитражной комиссии.

Несмотря на очевидные выгоды, которые получают на основе перечисленных статей США и Канада, по мнению подавляющего большинства аналитиков, наибольшую пользу из альянса все же извлекает Мексика. Действительно, в последние годы в этой стране происходят достаточно глубокие преобразования: ускоренная приватизация оказавшегося неэффективным государственного сектора, реформирование налоговой и финансовой систем, либерализация режима для иностранных инвестиций и т.п. В результате Мексике удалось привлечь значительные иностранные инвестиции, сократить огромный внешний долг, сбить гиперинфляцию, стабилизировать внутреннее положение. Уже в первом году действия Соглашения (1991) темпы экономического роста в Мексике составили 4% (одни из самых высоких в Латинской Америке), бюджет был сведен с активным сальдо, а приток иностранных капиталов достиг 9,2 млрд. долларов, или в два раза превысил аналогичный показатель 1990 г. Правда, первоначально Мексика несколько утратила былой авторитет среди Южной и Центральной Америки, которые обвинили ее в ущемлении их интересов, на основе приоритетного использования Мексикой выгод от сотрудничества с двумя наиболее развитыми странами континента. Любопытно, что Мексике удалось растопить лед возникшего недоверия путем подписания соглашений о свободной торговле с Чили (1991), Гватемалой, Гондурасом, Сальвадором, Никарагуа, Коста-Рикой (1992), став по существу инициатором интеграции латиноамериканских стран и одновременно своеобразным мостом для вхождения их в возможный альянс с США и Канадой.

Интеграционные процессы в Азиатско - Тихоокеанском регионе. Аналогичные интеграционные процессы наблюдаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, центром и инициатором которых является Япония. В ноябре 1989 г. возникла Организация экономического сотрудничества азиатско-тихоокеанских государств (АПЭК). Кроме Японии в нее вошли Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины, а также Австралия, Гонконг, Китай и Новая Зеландия – всего 11 государств. Цели этого альянса – те же: создание зоны свободной торговли в течение 15 лет с одновременным развитием интеграции в других сферах сотрудничества.

Таким образом интеграция вовлекла в свою орбиту все развитые страны мира и большинство стран со средним уровнем развития. Интеграционные тенденции не обошли и сравнительно молодые, развивающиеся государства. К объединению их подталкивает необходимость защиты национальных интересов в основном на рынках сырья, продовольствия, энергетических ресурсов, рабочей силы и т. д. Примерами могут служить организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), железной руды (во главе с Индией), экспортеров меди (Заир, Замбия, Перу, Чили) и т.д.

Интеграция в других регионах. Возник ряд межгосударственных банков и организации взаимопомощи, различных экономических группировок стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Правда, в отличие от трех интеграционных гигантов данные объединения весьма непрочны и менее эффективны.

К сожалению, общемировой процесс интеграции слабо выражен среди стран, ранее входивших в СССР, которые за многолетнюю совместную историю, казалось бы, создали все условия для быстрой и главное плодотворной интеграции. Несмотря на оформление экономического союза стран СНГ, реинтегральный процесс в настоящее время является скорее декларацией стран, подписавших Соглашение, находится на стадии подписанного протокола о намерениях, нежели обретает плоть. Однако это объясняется в большей мере внутри- и внешнеполитическими, идеологическими причинами, нежели экономическими соображениями. Именно это дает известный оптимизм в оценке перспектив евроа-зиатского интеграционного процесса, в котором Россия должна сыграть ведущую роль.