Политические отношения и политическая практика. Теория и практика политической модернизации общества

Предприятие, организация, индивидуальный предприниматель, которые осуществляют свою деятельность с помощью кассовых операций, должны соблюдать кассовую дисциплину, выполнять правила проведения операций с наличностью и документами, соблюдать лимит кассы. Контроль за порядком ведения всех дисциплин возложен на обслуживающий банк и налоговые органы.

Лимитом кассы называется регламентируемая, максимально допустимая сумма наличности, присутствующая в кассе на конец дня. На сегодняшний день предусмотрено, что лимитный остаток субъекты определяют самостоятельно, но в соответствии с установленной формулой. Денежные средства, накопленные в кассе сверх лимита, должны быть зачислены на расчетный счет. Существуют исключения, дозволяющие превышение лимита. Это дни выплаты зарплаты, стипендии, социальных выплат, праздничные дни и выходные.

Зачем необходим расчет?

Расчет лимита остатков кассы необходим для определения и утверждения, путем подписанного приказа или распоряжения, максимальной суммы наличности, для соблюдения законов РФ по налоговой отчетности и порядку ведения кассовых операций. Положение о лимите установлено для всех юридических лиц, в том числе обособленных подразделений, у которых открыт банковский счет.

Большинство расчетов между субъектами должно проводиться в безналичном виде, через расчетный счет. Из лимитных кассовых средств осуществляются наличные выплаты:

  • зарплаты и пособий;
  • на потребительские нужды ИП, без учета нужд на предпринимательскую деятельность;
  • оплату товаров и услуг сторонних организаций (кроме ценных бумаг);
  • выдачу средств под отчет работникам организации;
  • возврат средств за неоказанные услуги, невыполненные работы, ранее оплаченные наличными средствами, но возвращенные товары.

На другие цели наличные не тратятся. Все средства сверх лимита передаются в банк, на расчетный счет. Все операции, связанные с соблюдением кассовой дисциплины, осуществляются кассовым работником с соответствующими правами и обязанностями, регламентируемыми должностными обязанностями, под роспись.

Как осуществить расчет — об этом говорится в видео. Приглашаем посмотреть.

Расчет лимита, исходя из наличной выручки

Наличная выручка объединяет весь наличный объем, принятый в кассу за оказанные услуги, проданные товары, осуществленные работы. При расчете лимита вновь созданной организации во внимание принимается ожидаемый объем наличности.

Формула расчета лимита кассы такова:

  • О — в данном случае, объем выручки;
  • Р — расчетный период;
  • Пи — период инкассации в банк;
  • Л — полученный лимит.

Расчетным периодом может считаться любой период в пределах трех месяцев (92 рабочих дня). Это может быть неделя, месяц или один день, в том числе пиковых поступлений. Объемом считается сумма всей выручки за указанный период. Периодом инкассации считается периодичность передачи наличных денег в банк. Это может быть ежедневной процедурой или проводиться реже, но не более чем раз в 7 дней. Причем, для субъектов, на территории расположения которых нет обслуживающего банка (имеется ввиду населенный пункт), период увеличивается до двух недель.

Например, расчетным периодом считаем неделю с 12 по 19 сентября. Сумма всей выручки за это время составила 280000 рублей. Инкассация в банк производится каждые три дня. Тогда, лимитом кассы будет:

280000:7*3=120000 рублей

Периодичность сдачи в банк совершенно не обязательно исполнять, руководствуясь данным правилом. Это можно делать чаще или реже, исходя из установленного графика или нужд организации.

По правилам настоящего времени, руководитель организации или индивидуальный предприниматель вправе устанавливать лимит по кассе самостоятельно и так часто, как этого требует динамика работы. Главное, правильно рассчитать показатели и издать приказ о установлении соответствующего лимита.

Данный приказ, или распоряжение, являются главным документом для предъявления контролирующим органам в ходе проверки соблюдения кассовой дисциплины. Проще говоря, если появилась необходимость в значительном увеличении лимита кассы, необходимо взять для расчетов подходящий период сдачи выручки (увеличенной) и издать новый приказ после пересчета формулы.

Если наличная выручка отсутствует

Организации, не принимающие в собственную кассу выручку за услуги, продажу товаров и выполненные работы, а ведущие расчеты безналичным способом, тоже имеют лимит кассы на расходы хозяйствующего объекта. Расчет лимита кассы при отсутствии наличной выручки происходит следующим способом:

В этом случае сохраняется вся структура, за исключением пункта Пп. Он означает период между получением (снятием) денег в банке. Список разрешенных наличных выплат из кассы тот же, что и для организаций с наличной выручкой, кроме фонда заработной платы и пособий.

Рассмотрим пример расчета лимита кассы. Кассир, для хозяйственных нужд, раз в неделю (раз в пять рабочих дней) снимает деньги в банке. Расчетным периодом удобно взять любую неделю (пять рабочих дней). Допустим, было снято 10000 рублей. Тогда лимит кассы рассчитываем так:

10000:5*5=10000 рублей

Ограничения по интервалу между получением наличных денег в банке и выбору расчетного периода сохраняется (7 и 92 дня). При расчетах лимита кассы часто получаются дробные значения. Показатель в этом случае определяется в целых рублях. Необходимо округлить цифру в сторону увеличения.

На что нельзя расходовать наличность?

Банком РФ определен список целей, запрещенных к финансированию из средств, поступающих в кассу в виде наличности:

  1. Операции с ценными бумагами.
  2. Оплата аренды недвижимости.
  3. Возврат и выдача займов.
  4. Осуществление выплат по выигрышам в азартных играх, проведенным лотереям.

На эти цели используется наличность, снятая с банковского счета организации. Наличный расчет ограничивается суммой в 100 тысяч рублей по одному договору.

Что будет, если лимит кассы не установлен

Если нет документа (приказа), подтверждающего его официальное установление для субъекта, то вся выручка (наличность), находящаяся в кассе на момент проверки, будет считаться сверхнормативной. Представитель банка или налоговый работник, обнаруживший нарушение по части превышения лимита, фиксирует факт нарушения в соответствующем документе, после чего передает его в ИФНС. На ее основании выносится постановлении о нарушении и налагается штраф. Для должностного лица он предусмотрен до 5 тысяч рублей, для организации — до 50 тысяч рублей.

Не является нарушением хранение в кассе без установленного лимита денежной наличности, предусмотренной для выплаты зарплаты, пособия. Главное — уложиться с выдачей в трехдневный срок, начиная с дня получения денег в банке.

Прочие нарушения лимита кассы

Также в список нарушений по лимиту входят:

  • накопление средств в кассе свыше установленного лимита;
  • неоприходование поступившей наличности в кассу;
  • нарушения порядка хранения наличных средств;
  • расчеты наличными средствами сверх лимитированных пределов.

Плановая проверка в организациях по правилам ведения кассовых операций контролирующими органами должна осуществляться не реже одного раза в два года, но это не значит, что они не имеют право проверять кассовую дисциплину чаще. Лимита и ограничений на повторные проверки нет. При этом налоговики проверяют саму кассовую дисциплину, а обслуживающие банки — первичные документы, на основании проведения финансового мониторинга.

Итак, и предприниматели, и организации не могут хранить денежные средства в кассе сверх установленных норм. «Излишняя», сверхнормативная, выручка, подлежит передаче в банк, на расчетный счет. Каждый субъект рассчитывает свой лимит самостоятельно, ориентируясь на утвержденные формулы. Конечно, произвольно установить нужную сумму лимита невозможно, но можно приблизить лимит к желаемой цифре, оперируя необходимыми значениями. А также разрешено устанавливать лимит столько раз, сколько необходимо.

Из статьи Вы узнаете:

1. Кто имеет право не соблюдать лимит кассы и как правильно воспользоваться этим правом.

2. В каком порядке рассчитывается лимит остатка наличных денежных средств.

3.Как документально оформить установление лимита кассы.

Лимит кассы, или лимит остатка наличных денежных средств в кассе, многим бухгалтерам осложняет жизнь, особенно, если в штате нет кассира. Ведь нужно быть все время «на чеку»: если вдруг образовался излишек, откладывать свои дела и везти его в банк. Поэтому отмена с 1 июня 2014 года обязательного соблюдения лимита кассы для некоторых категорий экономических субъектов была воспринята ими как глоток свежего воздуха. И очень многие организации и практически все ИП поспешили воспользоваться этим правом на безлимитное хранение налички в кассе. Однако, как показывают результаты проверок кассовой дисциплины налоговыми органами, реализовать свое право на отказ от кассового лимита нужно грамотно : просто «сказать» об этом, процитировав соответствующий пункт порядка ведения кассовых операций, недостаточно. О том, кто должен соблюдать лимит кассы, а кто вправе обойтись без него, а также о том, как правильно установить предельный размер остатка наличных в кассе и как отказаться от его установления – разберемся в этой статье.

Для чего нужен лимит кассы

Порядок установления лимита остатка наличных денег в настоящее время регулируется Указанием Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». , до этого момента действовал другой порядок ведения кассовых операций – установленный Положением Банка России от 12.10.2011 года № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации».

В соответствии с Указанием Банка России № 3210-У, лимит остатка наличных денег представляет собой максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня. Сумма денег, превышающая установленный лимит, в обязательном порядке должна храниться на банковских счетах. Хранение в кассе «сверхлимитных» денежных сумм допускается лишь в определенные дни (абз. 8 п. 2 Указания Банка России № 3210-У):

  • предназначенные для выплат заработной платы, выплат, включенных в фонд заработной платы, стипендий, выплат социального характера – не более пяти рабочих дней, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты (абз. 1 пп. 6.5 п. 6 Указания Банка России № 3210-У);
  • выходные дни – в случае ведения кассовых операций в эти дни;
  • нерабочие праздничные дни – в случае ведения кассовых операций в эти дни.

В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита влечет административную ответственность в виде штрафа (ст. 15.1 КоАП РФ):

  • от 4 тысяч рублей до 5 тысяч рублей — для должностных лиц и ИП;
  • от 40 тысяч рублей до 50 тысяч рублей — для юридических лиц.

Действующим порядком ведения кассовых операций в РФ предусмотрено право отказаться от установления лимита остатка наличных денег для следующих категорий экономических субъектов (абз. 10 п. 2 Указания Банка России № 3210-У):

  • юридические лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства;
  • индивидуальные предприниматели, независимо от применяемой системы налогообложения.

! Обратите внимание: Для того чтобы воспользоваться правом не устанавливать лимит кассы, организациям не требуется регистрация в специальных реестрах субъектов малого предпринимательства (в регионах, где такие реестры ведутся) – такого требования в Указании Банка России № 3210-У нет. Достаточно лишь фактического соответствия критериям, установленным для субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):

  • средняя численность работников за предыдущий календарный год – не более 100 человек;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предыдущий календарный год – не более 800 млн руб. (постановление Правительства РФ от 13.07.15 № 702). Указанное значение применяется с 25 июля 2015 года, до этого дня предельное значение выручки составляло 400 млн. руб.
  • доля участия в уставном капитале других юридических лиц, которые не являются субъектами малого или среднего предпринимательства, составляет не более 25%;
  • суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных и иных фондов в уставном капитале юридического лица не превышает 25%.

Индивидуальные предприниматели и малые предприятия могут отказаться от установления лимита остатка наличных денег и хранить в кассе неограниченную сумму наличной выручки с 1 июня 2015 года. Организации, которые приобрели статус субъекта малого предпринимательства после 1 июня 2015 года, получают право отказаться от лимита кассы, начиная со дня приобретения такого статуса. Например, выручка организации за 2014 год составила 500 млн. руб., все остальные критерии отнесения к СМП были соблюдены. Таким образом, с 25 июля 2015 (когда предельное значение выручки для СМП было повышено с 400 млн. руб. до 800 млн. руб.) организация приобрела статус СМП и, соответственно, право отказаться от лимита кассы.

Для того чтобы реализовать свое право отказаться от установления лимита остатка наличных денег , необходимо:

  • отменить действующий ранее приказ об установлении лимита остатка наличных денег;
  • издать приказ, согласно которому с определенной даты лимит остатка наличных денег не устанавливается.

! Обратите внимание : Если приведенный выше приказ отсутствует, то при проведении проверки кассовой дисциплины проверяющие могут либо принять за установленный лимит остатка наличных денег лимит, утвержденный приказом до 01.06.2014, либо, что еще хуже, посчитать, что лимит не установлен. В последнем случае лимит остатка наличных принимается равным нулю, то есть любая сумма денежных средств в кассе будет рассматриваться как «сверхлимитная».

Установление и расчет лимита остатка наличных денег

Организации, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства, обязаны установить лимит остатка наличных в кассе. Если такой лимит не установлен, он принимается равным нулю. Кроме того, установить лимит кассы могут по своей инициативе и малые предприятия и ИП (например, в целях обеспечения внутреннего контроля и сохранности наличных денежных средств). В этом случае нужно иметь в виду, что если лимит остатка наличных установлен (есть соответствующий приказ), то организация (ИП) обязана его соблюдать, то есть сверхлимитную наличность сдавать в банк. В противном случае ей грозит административная ответственность.

Лимит остатка наличных в кассе устанавливается распоряжением руководителя (ИП), согласовывать с банком или с налоговой его не нужно . При этом, как говорилось ранее, лимит, установленный до 1 июня 2014 года безопаснее отменить и утвердить новый лимит, ссылающийся на действующий порядок ведения кассовых операций в РФ. В распоряжении необходимо прописать сумму лимита, дату, с которой он вводится в действие. Кроме того в распоряжении или в приложении к нему нужно раскрыть порядок расчета суммы лимита.

Действующий порядок ведения кассовых операций предусматривает два варианта расчета лимита остатка наличных денежных средств (Приложение к Указанию Банка России от 11.03.2014 № 3210-У):

  • по объему поступлений наличных денежных средств;
  • по объему выдачи наличных денежных средств.
  1. Расчет лимита по объему поступлений наличных денежных средств (для организаций (ИП), у которых есть наличная выручка)
  • Поступления – сумма поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период, выраженная в рублях. Вновь созданные организации рассчитывают лимит исходя из ожидаемой выручки;
  • РП — расчетный период в рабочих днях, за который учитывается объем поступлений (от 1 до 92 дней включительно). В качестве расчетного периода может быть выбран период пиковых поступлений наличной выручки, либо любой другой период, относящийся как к текущему, так и к одному из предшествующих лет;
  • Дн — количество рабочих дней между днями сдачи наличной выручки, которое не должно превышать 7 дней (14 дне, если в населенном пункте нет банка). Количество дней может быть определено на основании договора с банком, периода между инкассациями или датами внесения наличных на счет. Чем меньше количество дней – тем меньше лимит остатка наличных.
  1. Расчет лимита по объему выдач наличных денежных средств (для организаций (ИП), у которых нет наличной выручки)
= Объем выдач / РП х Дн
  • Объем выдач – сумма денежных средств, выданных из кассы за расчетный период, за исключением сумм, предназначенных для выплат зарплаты, стипендий и других выплат работникам, выраженная в рублях. Вновь созданные организации рассчитывают лимит исходя из ожидаемого объема выдач наличных денежных средств.

Лимит остатка наличных в кассе устанавливается в рублях. То есть. если в результате расчета получилась сумма в рублях и копейках, ее округляют до целых рублей. Как разъясняли Центральный Банк и ФНС, с этой целью можно воспользоваться правилами математического округления: суммы менее 50 копеек отбрасываются, а более50 копеек добавляют рубль (Письмо Банка России от 24.09.2012 № 36-3/1876, Письмо ФНС России от 06.03.14 № ЕД-4-2/4116). При этом округление до целых десятков, сотен и т.д. не допускается. Например, если по расчету лимит получился равным 18542 руб. 56 коп., то округленная сумма лимита составит 18543 руб. Округление в большую сторону до 18550, 18600, или 19000 не допускается, и при проверке будет рассмотрено как завышение лимита, что чревато наличием сверхлимитных остатков.

Пример расчета лимита кассы

ООО «Трейд» получает наличную выручку от розничной торговли, график работы организации: пн-сб, вс – выходной день. Наличная выручка инкассируется один раз в шесть дней. Для расчета лимита кассы были определены пиковые периоды (за которые получена максимальная сумма наличной выручки):

  • 1 вариант

22.10.2015 – сумма наличной выручки составила 150 215,30 руб. (максимальная дневная сумма наличной выручки).

Лимит кассы: 901 292 руб. (150 215,30 / 1 х 6 = 901 291,80)

  • 2 вариант

с 08.12.2014 по 24.12.2014 – сумма наличной выручки составила 1 345 600,85 руб.

Лимит кассы: 538 240 руб. (1 345 600,85 / 15 х 6 = 538 240,34)

Организация вправе самостоятельно определить, какой из вариантов расчета лимита остатка наличных денежных средств ей выбрать.

! Обратите внимание: Срок, в течение которого организация руководствуется установленным лимитом остатка наличных денежных средств, определяется по ее усмотрению. Как правило, в приказе указывается лишь дата, с которой действует лимит. Установленный лимит может применяться на протяжении нескольких лет, а может изменяться каждый месяц, если есть такая необходимость. Например, лимит целесообразно пересматривать в случае изменения объемов поступлений наличных денег за проданные товары (работы, услуги) или объема выдач наличных денег (Письмо Банка России от 15.02.2012 № 36-3/25).

Организации, имеющие обособленные подразделения устанавливают лимит остатка наличных денежных средств с учетом следующего:

  • Если обособленное подразделение сдает наличные деньги на банковский счет, открытый организации в банке, лимит остатка наличных денег такому подразделению устанавливается в порядке, предусмотренном для организации (абз. 4 п. 2 Указания Банка России № 3210-У)
  • Если обособленное подразделение сдает наличные деньги в кассу организации, то организация определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этому обособленному подразделению (подразделениям) (абз. 5 п. 2 Указания Банка России № 3210-У).

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Остались вопросы – задавайте их в комментариях к статье!

Нормативная база

  1. Указанием Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ
  3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  4. Письмо Банка России от 24.09.2012 № 36-3/1876
  5. Письмо Банка России от 15.02.2012 № 36-3/25
  6. Письмо ФНС России от 06.03.14 № ЕД-4-2/4116

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе

♦ Рубрика: , .

При расчете лимита остатка кассы на предприятии стоит придерживаться определенного порядка. Рассмотрим, какие правила применяются в 2019 году.

Каждому бухгалтеру в случае наличия кассы на предприятии приходится рассчитывать лимит остатка наличных сумм в кассе. Определим, какие формулы в таком случае использовать, какие показатели учитывать при утверждении предельной суммы.

Что нужно знать?

Рассмотрим основные сведения, которые стоит знать при расчете суммы лимита кассы. А также выясним, какие законодательные акты регулируют данный вопрос.

Основные понятия

Лимитом кассы называют максимально допустимую сумму наличных средств, которые могут храниться в кассе. Все деньги, которые накапливаются в кассе сверх установленной суммы лимита, должны передаваться в банковское учреждение.

Лимит остатка средств в кассе устанавливает руководство предприятия или обособленных подразделений (при наличии открытого банковского счета).

Лимит кассы не может быть превышен. Нарушить такое правило можно только в некоторых случаях:

Превышение кассового лимита – это административное правонарушение, за которое назначается штраф для должностного лица – 4-5 тыс. рублей, для предприятия – 40-50 тыс. (согласно ).

Зачем он нужен?

Определение лимита остатка кассы является обязательной процедурой для всех бухгалтеров. В законодательстве говорится, что все предприятия должны устанавливать предел денежной суммы, которая может находиться в кассе.

И каждая организация понимает, что вся дневная выручка не может храниться в кассе. А для этого и вводится понятие лимита – суммы, что остается в сейфах на конец рабочего дня.

Такие деньги предназначены для ежедневного их использования на расходы. Любая сумма, что превысит установленный лимит, должна находиться на банковских счетах.

Список компаний, что должны не превышать утвержденные лимиты, представлен всеми организациями и учреждениями, у которых есть касса и которые осуществляют расчеты наличностью.

Физические лица со статусом индивидуального предпринимателя не должны подчиняться таким правилам.

Правовая база

Укажем, в каких нормативных документах содержится необходимая информация об установлении лимита кассы:

Как рассчитать лимит кассы на 2019 год?

Обычно предприятия пересматривают лимит в начале года. При этом учитывают несколько факторов:

  • объем оборота наличных денежных сумм на предприятии;
  • режим работы юридического лица;
  • сроки и порядок предоставления средств в банки;
  • прием денег обслуживающими банковскими учреждениями в конце рабочего дня или в выходные дни;
  • есть ли обособленные подразделения и т. д.

Для установления лимита кассы компания предоставляет в обслуживающее банковское учреждение расчет – , образец которой есть в интернете.

Если предприятие имеет несколько счетов в различных банках, то форма подается в один по выбору юридического лица. После утверждения лимита иные банки будут уведомляться.

Расчет стоит представить в 2 экземплярах, на которых отражают сумму лимита, а также цели, на которые могут быть израсходованы средства, находящиеся в кассе.

Один бланк на установление лимита остатка наличности передается представителям банка, второй останется на предприятии.

Заполняя форму расчета, сначала стоит отразить наименование фирмы, номер счета и название банка, что обслуживает компанию.
Стоит использовать показатели за прошлые 3 месяца.

Учитываются все поступившие наличные деньги в кассу, поскольку при проведении проверок принимают во внимание все поступившие средства в кассу.

Устанавливают также затраты, что понесены в расчетном периоде на оплату , общие хозяйственные расходы и т. п. Есть несколько исключений – социальные перечисления и зарплата сотрудникам.

Чтобы определить срок передачи средств в банк суммы сверх лимита, уточняют режим работы предприятия и время, когда сдается выручка. Учитывается и то, насколько удаленно располагается компания от банка.

Если она находится недалеко, то выручка сдается в конце рабочего дня. На следующий день буде обеспечено нормальный рабочий режим.

Если банковское учреждение прекращает работать ранее, в нем нет вечерней кассы, тогда выручка сдается на следующий день. А значит, лимит кассы устанавливается в рамках средней дневной выручки.

Если компания располагается далеко от банка, то можно сдавать выручку раз в несколько дней. Для таких фирм определяется лимит с учетом выручки и срока сдачи.

Если отсутствует выручка, то лимит определяется в размере средних показателей расхода за день. Нередко организации предпочитают перестраховаться на случаи непредвиденных затрат и завышают данные суммы.

Банк этому не всегда препятствует. Затем отражают цель, куда будет израсходовано средства. Банковское учреждение должно дать разрешение на превышение суммы лимита.

При этом будет учтено, есть ли долги перед бюджетом, внебюджетным фондом, банком и поставщиком. Сведения об установленной сумме лимита должны отражаться в учредительных документах.

Например, составляется приказ, который подписывает руководитель. Контролирует кассовую дисциплину банковское учреждение, которое обслуживает предприятие.

Проверка осуществляется раз в пару лет. Если будет выявлено какое-либо нарушение, об этом уведомляется налоговый орган, и фирму привлекают к ответственности.

Директор и бухгалтер должны прекрасно понимать, что будет считаться нарушением лимита кассы:

Есть несколько способов, позволяющих избежать превышения нормы наличных средств:

Укажем, что не все предприятия теперь должны определять лимитную сумму остатка денежных средств в кассе. Такое обязательство снято для субъектов малого предпринимательства.

Хотя при наличии такого желания, такие фирмы сами могут принять решение об установлении предельной суммы. Если малое предприятие все же не будет устанавливать лимит кассы, нужно издать соответствующий .

В противном случае проверяющие структуры будут понимать, что действует нулевой лимит, при котором любая сумма, что есть в кассе, уже считается сверхлимитной.

Применяемая формула

Формула для определения лимита остатка наличности в кассе предлагается Центральным Банком Российской Федерации .

Формулу не нужно выбирать при расчете, поскольку каждая предназначена для разной цели:

Первая формула выглядит так:

К примеру, возможен учет:

Вторая формула расчета лимита остатка наличных денег в кассе:
Последний показатель можно увеличивать до 14 дней, если в территориальном округе нет банковского учреждения.

Пример расчета лимита остатка наличных денег

Пример 1

Компания «Конфетка» установила лимит на 2019 года исходя из показателей сентября прошлого года (а это 24 дня). За данный период предприятие получило 435 тыс. рублей наличными средствами. Вырученные деньги сдавали раз в 3 дня.

Расчет будет таким:

Пример 2

Компания «Солнышко» ведет деятельность, связанную с оптовыми продажами (реализует сахар). При определении лимита остатка средств на 2019 год по сумме затрат наличностью предприятие основывается на показатели за июнь – август 2019 года.

В организации пятидневная рабочая неделя, а величина расчетного периода – 65 рабочих дней. (21 день в июне, 23 – в июле, 21 в августе).

За данный период предприятие заплатило поставщику 900 тыс. рублей наличными, которые снимались со счетов раз в 4 дня.

Посчитаем сумму лимита:

Пример 3

Фирма «Жаворонок» за 92 дня получила доход, размер которого составил 4 000 000 руб. Рабочая неделя магазина составляет 7 дней, а наличность передается в банк через день.

Подставим данные в формулу:

Если выручку отдают в банк реже, то лимит может быть выше. При условии, что вырученные средства передаются раз в 7 дней, сумма лимита составит 217 тыс.

Нюансы на новом предприятии

В говорится, что лимитированием занимается сама компания и утверждает определенную сумму, издавая приказ.

Рассмотрено в данном нормативном документе и формулы, которые используются при расчетах. Но для нового предприятия специальных формул не предусмотрено.

А значит, целесообразно применять формулу, используемую при определении лимита, если у компании нет выручки:


При расчете суммы стоит использовать прогнозируемые сведения, с которыми и будет утверждаться лимит остатка средств в кассе. При осуществлении деятельности можно будет сделать новые расчеты, основываясь уже на фактические данные.

При расчете лимита кассы юридическим лицам стоит придерживаться установленных законодательством Российской Федерации правил и применять актуальные формулы.

После утверждения предельной суммы старайтесь не превышать ее. В противном случае имеет место административное правонарушение, за которое придется заплатить штраф. А он довольно внушительный.

Институт принятия политических и управленческих решений на различных уровнях в органах государственной власти является ключевым узлом в управлении важнейшими сферами общественной жизни. Более того, политику в собственном смысле слова невозможно представить без механизмов подготовки, принятия и реализации решений. Сама политика в той или иной степени является результатом механизмов и процессов принятия решений.

Сущность и основные составляющие политического решения

Характер и содержание принимаемых властными структурами политических и административных решений указывают на цели, механизмы и средства осуществления государственного управления. С помощью института принятия и реализации решений от будничных до жизненно важных для данного общества обеспечивается взаимодействие управляемых и управляющих, воспроизводство самой политической системы, а также контроль над различными видами ресурсов, находящихся в распоряжении общества и государства. Политические решения играют незаменимую роль в качестве инструмента предотвращения или разрешения разного рода внутренних и внешних конфликтов.

Политическое решение - это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач органов государственной власти. Можно утверждать, что политическая деятельность любого уровня и любого масштаба начинается с принятия решения. И оттого, насколько продуманным, обоснованным и отвечающим реальному положению вещей данное решение является, зависит успех или неудача, а также репутация и авторитет того или иного политического деятеля, политических институтов и организаций, самого политического режима.

Все разнообразие решений в зависимости от их значимости и статуса можно разделить на стратегические, принимаемые высшим политическим руководством страны, разного рода административно-управленческими органами центрального и регионального уровней, органами местного самоуправления, а также высшими и низовыми органами политических партий и общественных организаций и др. Решения можно разделить на политические и административные, жизненно важные для всего общества, касающиеся тех или иных категорий населения, каких-либо отдельно взятых регионов, тех или иных сфер общественной жизни и т.д.

Решающая роль в разработке и принятии долгосрочных и стратегических решений, определяющих основные направления и приоритеты социально-экономического и политического развития страны, принадлежит высшему политическому руководству страны, высшим органами государственной власти в лице законодательного собрания, главы государства и его аппарата, правительства и судебных органов. Речь идет о политическом управлении делами всего общества. В данном контексте государство призвано обеспечить функционирование и развитие основных сфер жизни людей, создать и поддерживать инфраструктуру, на которой базируется вся жизнедеятельность общества, в том числе и экономической системы.

Это - решения общенационального значения, обязательные для исполнения всеми без исключения органами и звеньями государственного аппарата и гражданами. Важнейшая функция государства в этом контексте состоит в обеспечении целостности и единства институтов и органов, выполняющих разнообразные функции управления.

Здесь определяющее значение приобретают политические приоритеты, стоящие перед государством. Под политическими приоритетами подразумеваются особо выделенные установки и ориентиры, которым придается первостепенное значение и которые ставятся во главу угла при выработке основных направлений социально-экономического, технологического и культурного развития страны. Именно исходя из них определяются стратегические интересы государства на международной арене. Решения, принимаемые в различных государственно-административных структурах, должны полностью соответствовать общей стратегической линии государства.

Политическое решение является одним из важнейших инструментов управления обществом, и в этом плане оно должно отвечать интересам всего общества и стать реальным воплощением ключевого принципа политики как искусства возможного. Среди множества политических решений, принимаемых в государстве, можно выделить разного рода законы, постановления, указы, распоряжения исполнительных органов, итоги всенародных голосований на парламентских, президентских и иных выборах и т.д.

4) политическое руководство (проведение политики) в частных делах;

5) политические принципы, убеждения, мнения или симпатии отдельной личности (женская или иная политика);

6) общая совокупность взаимодействующих и обычно конфликтующих отношений между людьми, живущими в обществе; отношения между лидерами и нелидерами в любом социальном организме (политическое сообщество, церковь, клуб или профсоюз);

7) политическая наука.

Ноа Уэбстер

В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об «экономической политике» или «политике в области образования», то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, требуют внимания и контроля со стороны государства. Такое внимание выражается в формировании задач развития и определении средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина «политика» в обыденном сознании связан с характеристикой активного человеческого начала: способности сознательно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием «стратегия».

В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.

Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление , воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политической участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное, могут быть политически окрашенными, связанными с воздействием на власть.

Политическая деятельность – есть деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения - это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.

Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности – это политической руководство, включающее в себя следующие звенья:

· Выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы

· Определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности

· Подбор и расстановка кадров

СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ

Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов и можно назвать направлениями политики . Есть политика внутренняя - то есть такая, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач - поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Внешняя политика включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача - отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее - надгосударственная. Участвовать в ней будут Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.

Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству. (Более подробно этот вопрос рассмотрен в параграфе «Функции государства»). Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступности. Политика представляет в целостном виде деятельность , направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.

Задание: Приведите примеры реализации внутренней и внешней политики государства, используя знания по истории

Политическая система - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Функции политической системы:

Определение целей, задач и путей развития общества;

Организация деятельности общества;

Распределение духовных и материальных ресурсов;

Согласование разных политических интересов;

Пропаганда различных норм поведения;

Стабильность и безопасность общества;

Приобщение людей к политической жизни;

Контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Основные элементы политической системы:

а) Институциональная подсистема - политические организации : партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.

б) Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.

в) Нормативная подсистема - нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).

г) Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня - теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).

Классификация политических систем

а) В зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные).

б) Открытые (конкурентность) - закрытые (назначение).

в) Военные - гражданские - теократические.

г) Диктаторские (опора на насилие) - либеральные (свобода личности и общества).

Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, социальной справедливости, инициативы, суверенитете народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические –на основе коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан, государственной опеке, использование любых средств ради достижения поставленных целей, утопизм (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.

Задание: на основе исторических примеров проиллюстрируйте виды политических систем

В зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни - при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом, можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т. п.

Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующие положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.

Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политической системы и составляющих ее институтов.

Вопросы:

1. Дайте определение понятий: политика, политическая система, политическая деятельность, политические отношения, политический лидер

2. Что в себя включает политическая деятельность? Приведите примеры политической деятельности.

3. Что такое политическая система? Каковы элементы политической системы?

4. Какие основания классификации политических систем Вам известны? Объясните, используя исторические примеры.

Задания:

1. Работа с текстом:

Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920): политика «имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем». «Политика... означает стремление к участию во власти или оказания влияния на распределение власти, будь то между государств ами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как к средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которая она дает».

Вопросы :

- На основании предложенного текста определите главный смысл понятия «политика».

- Какие субъекты политики названы в тексте? Приведите примеры их политической деятельности.

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. _________________- это и «деятельность органов __________, объединений граждан и отдельных лиц, направленная на отстаивание своих интересов и связанная с устремлением к ___________, ее об­ладанием и осуществлением», и «участие в делах государства».

Фрагмент 2. ___________ политик - тот, кто сумел соблюсти свои _____________, сочетая их с интереса­ми других, кто сумел обрести __________ над ситуацией, над собой, над другими.

Фрагмент 3. _________________ (переводе с латинского означает «за­конность») - означает признание права на управление и со­гласие подчиняться ________________; способность власти формировать убеждение в оптимальности и справедливости существующих политических институ­тов для данного общества.

3. Продолжите высказывания:

Политика – искусство, так как ___________________________________

Политика – наука, потому, что ___________________________________

Политика сродни бизнесу, поскольку _____________________________

Политика похожа на спорт, когда ________________________________

4. Работа с цитатами: Выберите одну цитату из предложенных. Выскажите свое отношение к позиции автора. Обоснуйте на основании исторических примеров.

А) «Правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат основанием истинной политики» ()

Б) «Политика должна быть наукой и искусством, покоящимся всегда на определенной философии и морали, на определенном философском и нравственном понимании всей жизни как личной, так и общественной» (Э. Бенеш)

В) «Политика – это неустанный выбор из двух зол» (Д. Морли)

Г) «Все, что является нравственным злом, является злом и в политике» ()

Д) «Путь к облагораживанию политики – в усилении ее соответствия положениям религии» (Фома Аквинский)

Е) «Искусство политики - это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным» (К. Гельвеций)

Ж) «В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом - нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя» (К. Маркс)

5. Подготовьте развернутый ответ по теме «Политическое сознание и политическое поведение ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Школьный возраст
программы обучения для детей
  • Школьная целевая программа - Развитие системы образования
  • Программа развития - компетентностная модель школьного образования
  • Школьные учебные программы - по этике и праву, граждановедению , правоведению и обществознанию
  • Школьная целевая комплексная программа - духовно-нравственное воспитание школьников
  • Программа внеурочной деятельности младших школьников - срок реализации 2011-2015 гг

Общество

  • Информационное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
  • Императорское общество для содействия русскому торговому мореходству

Проекты по теме:

Основные порталы, построенные редакторами

Домашний очаг

Дом Дача Садоводство Дети Активность ребенка Игры Красота Женщины (Беременность) Семья Хобби
Здоровье : Анатомия Болезни Вредные привычки Диагностика Народная медицина Первая помощь Питание Фармацевтика
История : СССР История России Российская Империя
Окружающий мир : Животный мир Домашние животные Насекомые Растения Природа Катаклизмы Космос Климат Стихийные бедствия

Справочная информация

Документы Законы Извещения Утверждения документов Договора Запросы предложений Технические задания Планы развития Документоведение Аналитика Мероприятия Конкурсы Итоги Администрации городов Приказы Контракты Выполнение работ Протоколы рассмотрения заявок Аукционы Проекты Протоколы Бюджетные организации
Муниципалитеты Районы Образования Программы
Отчеты : Документная база Ценные бумаги
Положения : Финансовые документы
Постановления : Рубрикатор по темам Финансы города Российской Федерации регионы по точным датам
Регламенты
Термины : Научная терминология Финансовая Экономическая
Время : Даты 2015 год 2016 год
Документы в финансовой сфере в инвестиционной Финансовые документы - программы

Техника

Авиация Авто Вычислительная техника Оборудование (Электрооборудование) Радио Технологии (Аудио-видео) (Компьютеры)

Общество

Безопасность Гражданские права и свободы Искусство (Музыка) Культура (Этика) Мировые имена Политика (Геополитика) (Идеологические конфликты) Власть Заговоры и перевороты Гражданская позиция Миграция Религии и верования (Конфессии) Христианство Мифология Развлечения Масс Медиа Спорт (Боевые искусства) Транспорт Туризм
Войны и конфликты : Армия Военная техника Звания и награды

Образование и наука

Наука : Контрольные работы Научно-технический прогресс Педагогика Рабочие программы Факультеты Методические рекомендации Школа Профессиональное образование Мотивация учащихся
Предметы : Биология География Геология История Литература Литературные жанры Литературные герои Математика Медицина Музыка Право Жилищное право Земельное право Уголовное право Кодексы Психология (Логика) Русский язык Социология Физика Филология Философия Химия Юриспруденция

Мир

Регионы : Азия Америка Африка Европа Прибалтика Европейская политика Океания Города мира
Россия : Москва Кавказ
Регионы России Программы регионов Экономика

Бизнес и финансы

Бизнес : Банки Богатство и благосостояние Коррупция (Преступность) Маркетинг Менеджмент Инвестиции Ценные бумаги : Управление Открытые акционерные общества Проекты Документы Ценные бумаги - контроль Ценные бумаги - оценки Облигации Долги Валюта Недвижимость (Аренда) Профессии Работа Торговля Услуги Финансы Страхование Бюджет Финансовые услуги Кредиты Компании Государственные предприятия Экономика Макроэкономика Микроэкономика Налоги Аудит
Промышленность : Металлургия Нефть Сельское хозяйство Энергетика
Строительство Архитектура Интерьер