Социальная защищенность. Социальная защищенность различных слоев населения на примере россии и стран запада общие положения

1. Введение__________________________________________________________________________

2. Необходимость социальной защищенности и ее сущность._____________________________

2.1. Экономика и защищенность.______________________________________________________

2.2. Виды социальной защиты________________________________________________________

2.3. Субъекты и объекты социальной защиты__________________________________________

2.4. Государство.____________________________________________________________________

2.5. Профсоюзы.____________________________________________________________________

2.6. Союзы предпринимателей._______________________________________________________

2.7. Взаимодействие субъектов социальной защиты_____________________________________

3. Источники социальной незащищенности и практика их нейтрализации_________________

3.1. Источники социальной незащищенности.__________________________________________

3.2. Механизмы нейтрализации источников социальной незащищенности._________________

3.3. Практика нейтрализации источников социальной незащищенности__________________

3.4. Инфляция.____________________________________________________________________

3.5. Милитаризация экономики и военные конфликты._________________________________

3.6. Экологические проблемы._______________________________________________________

3.7. Несправедливое распределение доходов.__________________________________________

4. Проблемы социальной защиты военнослужащих_____________________________________

5. Заключение_______________________________________________________________________

6. Литература______________________________________________________________________

1. Введение

Перевод экономики России на рыночный механизм функционирования высветил одну из самых острых жизненных проблем - отсутствие у государства программы социальной защищенности граждан. Эта категория, как и многие другие из данной области, весьма сложна и неоднозначна. Поэтому необходимо разобраться в сущности данного понятия, условиях и механизме ее реализации.

2. Необходимость социальной защищенности и ее сущность.

2.1. Экономика и защищенность.

Как известно, экономика функционирует в Целях удовлетворения естественных потребностей ее организатора - человека. Однако силу несовершенства известных экономических законов производства, распределения обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства, а иногда и страдать: от нехватки и невозможности приобретения первоочередных предметов потребления при неисчерпаемых возможностях их производства, а иногда и наличия их перепроизводства; невозможности получения медицинской помощи при высоком уровне развития этой отрасли; от безработицы, когда производство не справляется со своими «обязанностями»; нехватки жилья при наличии пустующих квартир; лишений и страданий в старости, имея за плечами огромный трудовой стаж, и т.д.

Возникает вопрос: можно ли смягчить последствия несовершенства организации общественного производства? Мировая практика дает положительный ответ на данный воп­рос, Решение этой проблемы в развитых капиталистических странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан. Другими словами, путем придания общественному производству большей социальной справедливости. При этом следует иметь в ввиду, что месту между эффективностью произ­водства и социальной защищенностью, между экономическими и социальными ценностями существует не только взаимосвязь, но и определенное противоречие. Приоритет, отдаваемый эф­фективности, опирающийся на неограниченную конкуренцию, ведет к массовым увольнениям, усилению поляризации доходов обострению социальных отношений. С другой стороны, далеко идущее государственное вмешательство в целях повышения стандартов социальной защищенности людей приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защищенности.

Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, Однако, как показывает мировая практика, в конституции права граж дан только сформулированы. Их реализация-проблема которая должна еще решаться. Поэтому следует различать два понятия: «социальную защищенность» и «социальную защиту» .

Социальная защищенность - это конституционное и зако­нодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод че­ловека. Социальная защита- это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» это законы работать.

В мировой практике обозначились два подхода в решению проблемы социальной защиты граждан. В развитых капиталисти­ческих странах господствует позитивный подход, т.е. пройде­на социальной защиты признается и практика выработала соответствующие механизмы ее решения, В этих странах достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась результатом взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие: функционирование экономики на основе рыночного механизма; постоянное проведение в страде эффективной законотворческой деятельности; деятельность правительства, напра­вленная на обеспечение функционирования принятых законо­дательных актов; взаимодействие предпринимателей и профсою­зов в решении социально-экономических проблем,

В дореволюционной России норма прибавочной стоимости в фабричной промышленности была примерно 100%. В народном хозяйстве СССР она составляла в 1988г.130-170% против 70% в США.

Круг социально-экономических прав и гарантий сводился и следующему : человек при «социализме» защищен принципом минимального прокорма, уравнительной идеологией, ограниченным соперничеством государственных предприятий в борьбе за трудовые ресурсы. Но он совершенно беззащитен перед мизер ностью прокорма и официальной политикой . Силы работника и

2.2. Виды социальной защиты

К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, раз личные общества и объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые правозащитниками. К объектам социальной защиты относится, во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни ладей, реализацию ин­тересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития. Во-вторых, отдельные груп­пы и слои населения, Например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоох­ранения и культуры и т.д. В-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалида, неработающие пенсионеры, безработные, а, также женщины.

Что касается роли государства в обеспечении абсолют­ной защищенности, то оно выступает как единение собственника, законодателя и исполнителя, Обладая огромными ресурсами, государство имеет реальную возможность подчинить экономику государственным инвестициям и на этой основе расширить масштабы государственного вмешательства посредством тоталитарного планирования. Последнее означает, что граню не избавлены от тяжелой обязанности решать собственные экономические проблемы, а заодно и проблемы выбора. Выбор будут делать за них другие - государственные чиновники, аппарат, Реальным источником власти государства над своими гражданами является его контроль над производственной сферой. Государственный аппарат, управляющий экономической деятельностью, контролирует не только материальные стороны жизни. В его ведении оказывается распределение лимитированных средств, необходим для достижения любых целей граждан. На этой основе чиновник решает, какие цели достойны осуществления, а какие нет» Он же в определяет социальный статус человека и даже отдельных слоев общества и следовательно, уровень их социальной защиты.

В рыночных условиях распределение труда основано на свободном выборе гражданами своих занятий. Вознаграждению должно всегда соответствовать результату труда, достигнутому тружеником.

Рынок не может гарантировать стабильность доходов. Но такие требования всегда раздаются от тех, чьи доходы снизились в результате уменьшения - эффективности их труда

В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность доходов. А если такие гарантии даются лишь части граждан, то они оказываются в привилегированном поло женин, причем за счет других, чья защищенность очевидно снижается. Нетрудно доказать, что создание для всех граяла гарантий стабильности их доходов возможно лишь при уничтожении рыночных отношений и свободе выбора жизненного попри ша. Россия это уже пережила. Наша действительность показала, что всеобщие гарантии рассматривались нами как цель, к которой мы все стремимся, а в действительности все пропс ходит совсем не так. Гарантии давались и сегодня еще даются по частям то одной группе граждан, то другой. В результате в тех слоях общества, которые не получили эти гарантии, постоянно растет неуверенность в завтрашнем дне. В связи с этим ценность гарантий в общественном сознании постоянно повышается, и мы желаем их получить любой ценой. Итак, с уверенностью можно заключить, чем больше мы стремя моя к абсолютной защите, воздействуя государственными рычагами на механизмы рынка, тем менее реальной оказывается наша защищенность.

Таким образом, в подходе к определению меры социальна защиты и государственного вмешательства нужны взвешенность и осторожность, поскольку последствия «социальной терапии’ могут оказаться тяжелее самой болезни. Вместе с тем необх1 Дима осмотрительность и при осуществлении мер противоположного характера, направленных на дорегулирование системы социальной работы. Для сбалансированности экономической эффективности и социального прогресса необходимо достижение согласия и сотрудничества социальных партнеров.

2.5. Профсоюзы.

Они являются важнейшим субъектом трудовых отношений. Их деятельность по защите интересов трудящихся регламентируется международными конвенциями, национальны» законами и трудовыми договорами (соглашениями) с предпринимателями. В сфере деятельности профсоюзов находится широкий круг социально-экономических проблем. Их решение оказывает существенное влияние на уровень социальной зашиты трудящихся. Это прежде всего уровень и формы оплаты труда продолжительность рабочего дня и ежегодные отпуска, медицинское страхование и социальное обеспечение и др.

Деятельность профсоюзов как регулирующего начала в социально-экономической защите трудящихся характеризуется «встроенной» в рыночный механизм социальной ориентацией, Это находит свое отражение в технологии заключения коллективных трудовых договоров, которая предполагает элемент борьбы. Именно в борьбе, в процессе «социального диалога» стороны приходят к согласию, удовлетворяющему и тех и других и способствующему как повышению уровня социальной за щиты трудящихся, так и росту доходности предпринимательской деятельности.

Коллективные договоры являются сегодня главным средством осуществления социального прогресса. Достижения трудящихся и их профсоюзов сначала фиксируются в коллективных договорах, а затем закрепляются в законодательстве.

По некоторым южным социальным показателям существуют большие различия между действующими закована и коллективными договорами. Например, продолжительность рабочей недели по закону составляет в ФРГ, Италии, Ирландии 48 часов, а по коллективным договорам соответственно 37,50-40,36-40. Другой пример: продолжительность отпуска по закону составляет в ФРГ, Нидерландах, Ирландии 3 недели, а по трудовым договорам соответственно 5, 5-6, 4-6 недель.

В тактике борьбы профсоюзов следует различать средства мирного отстаивания социально-экономических интересов трудящихся и конфронтационные методы, К мирным метолам следует отнести систему «социального диалога»: участие в парламента, местных органах власти, в процессе коллективно-договорного регулирования и в других институтах, существующих в рамках демократической системы. К конфронтационным методам относятся забастовки. В начале 90-х годов в тактике российских профсоюзов преобладали методы давления и шантажа - забастовки с политическими требованиями, которые наряду с другими факторами поставили экономику на грань полного развала.

2.6. Союзы предпринимателей.

Впервые возникли в Великобритании, Германии, Австрии в конце 18 - начале 19 в. и представляли собой объединения предпринимателей отдельных областей, городов, отраслей промышленности. Через свои союзы предприниматели добивались установления выгодных им таможенных пошлин, транспортных тарифов и вели совместную борьбу против рабочих. С развитию капитализма росло количество этих союзов и усиливался процесс их централизации.

Первый общенациональный союз предпринимателей - Национальная ассоциация промышленников - был создан в 1е95г. в США. В настоящее время общенациональные союзы предпринимателей созданы во Бета развитых капиталистических странах.

Интересы предпринимателей в системе общественных интересов четко обозначены - не только сохранение, но и увеличение уровня и масштаба доходности предпринимательского дела. Эти цели справедливы и достойны уважения и поддержки. Их реализация требует всестороннего учета требований профсоюзов. Поэтому предприниматели вынуждены активно участвовать в сохранении достигнутых стандартов уровня жизни трудящихся. Для этого работодатели, во-первых, участвуют в формировании различных страховых фондов. Например, во Франции они перечисляют денежные суммы в фонд социального страхо­вания здоровья, равные 13,5%, а рабочие и служащие -5.5% объема заработной платы. Во-вторых, способствуют улучшена условий труда, медицинского и бытового обслуживания непо­средственно на предприятиях. В-третьих, вводят новые, более прогрессивные формы оплаты труда и дополнительные выплаты. Традиционные тарифные разряды в последние. голы все’ лее утрачивают свое значение. Появляются такие системы оплаты груда, в соответствии с которыми заработная плата ста­вится в зависимость от эффективности производства. В ряде индустриально развитых стран наблюдается индивидуализация заработной платы. Вводятся формы оплаты, увязанные не с текущей выработкой, а с общей компетенцией работника, его потенциальными возможностями. Новейшая тенденция в этой области- соединение участия в результатах с бригадном под­ходом. В соответствии с этой системой рабочие участвуют не только в прибылях, но и в убытках. Кроме того, сочетание участия в результатах с бригадным подходом впервые ставит компенсацию труда в зависимость от эффективности производ­ства на стратегическом уровне.

2.7. Взаимодействие субъектов социальной защиты

Для экономической науки представляет интерес характер взаимодействия субъектов социальной зашиты.

Экономическая наука давно обнаружила закономерность, которая отражает объективную необходимость их взаимодействия. В этом треугольнике связей и отношении ведущая роль принадле­жит государству. Две другие стороны- профсоюзы и предпри­ниматели находятся в постоянной «оценке», в непрекращающемся конфликте. В их борьбе следует различать два результата: негативный и позитивный. Преобладание одного из них, в частности позитивного, зависит от многих факторов, главным и которых ‘является государственное вмешательство в отношении между профсоюзами и предпринимателями с целью удержать из борьбу в созидательных рамках.

В настоящее время в развитых капиталистических странах эта борьба имеет позитивные результаты, о чем свидетельствуют успехи в социальном прогрессе и высокие стандарты социальной защиты трудящихся. Напротив, в России в начале 90- года» наметилась противоположная тенденция. Это объясняется тем, что профсоюзы имеют дело только с государством, которое выступает в двух лицах: как предприниматель и в своей традиционной роли. В силу этого вместо созидательной борьбы мы столкнулись с диктатом, к которому прибегают то профсоюзы, то государство. Например, организованные профсоюзами забастовки с их шантажирующим характером закончились повышением заработной платы в таких масштабах, что не хватало наличности для ее выплаты. С другой стороны, государство ответило беспрецедентным повышением цен вместо обещанной либерализации. Экономический кризис продолжает углубляться. Жизненный уровень катастрофически падает, а граждане России не могут рассчитывать на социальную защиту со стороны государства.

3. Источники социальной незащищенности и практика их нейтрализации

Повышение эффективности социальной защиты трудящихся предполагает анализ источников социальной незащищенности и изучение мировой практики их нейтрализации. Источники незащищенности - это факторы, которые в данный момент оказывают понижающее влияние на уровень жизни людей. Проблема социальной защищенности осложняется тем, что трудный пере­ход от тоталитарной командно-административной системы к рыночной экономике происходит в условиях глубокого, всеохватывающего кризиса. В связи с этим в России сложи­лась парадоксальная ситуация: все факторы, и тем самым превратились в источники незащищенности.

Главная причина, которая способствовала этой метамор­фозе - это сама социально-политическая система, которая внутренне содержала ошибочные установки для определения приоритетности социально-экономических интересов,

Социально-экономическая политика Российского государства в начале 9О-х годов характеризуется отсутствием ком­плексной системы социальной защиты населения, а действую­щие ее отдельные элементы работали в аварийном режиме.

3.1. Источники социальной незащищенности.

Источники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на за­щищенность трудящихся - снижают ее в той или иной мере. Они следующие: безработица, инфляция, милитаризация эконо­мики, военные конфликты, экологические проблемы.

Вторая группа включает такие источники, которые тальк’ при ухудшении их динамики становятся источниками незащищен. кости. К ним следует отнести: несправедливое распределение доходов; снижение уровня личного потребления; сокращение объема и снижение качества медицинских услуг, ухудшение социального обеспечения и социальной помощи; обострение жилищной проблемы.

3.2. Механизмы нейтрализации источников социальной незащищенности.

Экономическая мысль осознала, что невозможно раз и навсегда решить проблему социаль­ной защиты людей. В силу направленности общественного развития она возникает перед обществом снова и снова и каждый раз для ее решения необходимы нестандартные подходы. Мировая практика разработала достаточно эффективную система нейтрализации источников социальной незащищенности. Она включает: экономические, социальные, политические и правовые механизмы.

Экономический механизм включает: разработку социально- экономических программ; выплату пособий, оказание социаль­ной помощи и предоставление льгот социально уязвимым слоям населения; индексацию заработной платил представление насе­лению льготных кредитов и др.

Социальный механизм предполагает: активизацию деятельности общественных организаций (общество потребителей, ар­мии спасения, фондов милосердия); развитие отношений социа­льного партнерства.

Особое значение имеет правовой механизм. Он предусматривает: законодательное обеспечение правовой защищенности граждан; правовое воспитание населением обеспечения соблюдения законов и др.

Немаловажное значение в нейтрализации источников социальной незащищенности имеет политика. Политический механизм, создает условия для формирования единого экономического и валютного пространства; согласования социально-экономической, политики между регионами и странами; повышения общей социально-экономической стабильности.

3.3. Практика нейтрализации источников социальной незащищенности

Рассмотрим подробнее главные из перечисленных источников и сравним различные подходы их нейтрализации.

Безработица.

На основе централизованного планирования бывший СССР сумел практически ликвидировать безработицу, в результате чего этот источник незащищенности исчез. В начале 3О-х годов было провозглашено, что отсутствие без­работицы- это завоевание социализма. И это «завоевание» в условиях резкого снижения реальной оплаты труда было очень легко достигнуто. Однако сколько-нибудь продуманного эконо­мического обоснования этой в своей основе социальной уста­новки никогда не было.

Избавившись от страха потерять работу люди стали до­вольно небрежно относиться к своим обязанностям, и поэтому производительность труда и эффективность производства были очень низине.

В проблеме безработицы следует выделить два аспекта. Первый из них- рациональное использование факторов производства и повышения его эффективности. Экономике противопо­казана как полная занятость, так и чрезмерно высокая без­работица. В первом случае экономика страдает от инфляции спроса, низкой эффективности производства, применения ко­мандных методов распределения трудовых ресурсов и других крупных неприятностей. Во втором- она сталкивается с нару­шением социально-экономических прав человека. Второй аспект -социальная защита трудящихся от последствий безработицы.

Именно второй аспект является предметом нашего анализа.

В развитых капиталистических странах под безработным понимают трудоспособного человека, желающего трудиться, но не получающего возможность найти работу в соответствии со своим спросом. Безработица характеризуется двумя показате­лями. Первый из них- уровень безработицы. Он исчисляется как отношение количества зарегистрированных полностью без­работных к численности всего самодеятельного населения, выраженное в процентах. Второй- продолжительность безработи­цы.

Индустриально развитые страны давно осознали пагуб­ность безработицы для экономики и трудящихся. Так, по под­счетам Министерства торговли США, рост безработицы на 1% означает недополучение ВНП в сумме 68 млрд. дол. По другим оценкам, каждый дополнительный процент роста безработицы

увеличивает расходы федерального бюджета на решение проблем связанных с безработицей на 25-30 млрд. дол.

Но кроме общественных потерь есть и сугубо личные, ко торце не мозгу? быть возмещены никакой материальной поддержкой безработного. Потеря рабочего места оборачивается в сознании человека разрушением всех традиционных ценностей, которые в первую очередь связаны с трудом (самоутверждение материальное благополучие. возможности для профессионального роста, социальный статус т.п.). Установлена четкая связь аду ростом безработицы и количеством психических

заболеваний, разводов, самоубийств и др. социально опасных явлений. Особенно страдает от безработицы молодежь. Она уходит в подпольный бизнес, в ее среде растет преступность наркомания.

Осознание необходимости социально-экономической защи­ты трудящихся от негативных последствий безработицы способствовало разработке соответствующей государственной поли­тики и программ воздействия государства на рынок труда. Существуют три основные направления государственного регулирования сферы занятости: во-первых, программы по стимулированию роста занятости и увлечении) числа рабочих мест в государственном секторе; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Например, в США на протяжении последних 15-20 лет был принят ряд законода­тельных актов, на основании которых разрабатывались крупно масштабные программы по названным направлениям.

Следует различать три вида финансовой помощи безработным: во-первых, пособия по безработице; во-вторых, помощь по безработице; в-третьих, помощь, обеспечивающая минимальный прожиточный уровень, в том числе частичное возмещение платы за квартиру и некоторые другие коммунальные услуги.

Эти выплаты являются, образно говоря, движением вниз по социальной лестнице- при окончании срока получения песо бил и отсутствии места работы человеку выделяется помощь по безработице и т.д.

Самой существенной социальной помощью потерявшим ра­боту является пособие по безработице. Оно выплачивается из специального фонда, который формируется по-разному.

В ФРГ в его создании участвуют на равных трудящиеся и предприниматели. Во Франции и Японии доля взносов предпринимателей выше - соответственно 70 и 60%, а в США, Италии и н которых других странах этот фонд создается полностью за счет средств предпринимателей, В Швеции в образовании фон да участвует и государство, которое вносит примерно 32%, предпринимателей - 63%, а трудящиеся только 5%.

Пособие по безработице выплачивается во всех капита­листических странах. Его размер составляет в среднем от 40% заработка во Франции до 60-80% в Японии. Промежуточ­ное положение занимают США и ФРГ, где его размер состав­ляет соответственно 50% и 60-80% заработка. Получателями пособия могут быть лица, зарегистрированные на бирже тру. да. Как правило, необходимы два условия, при которых мо­жет вымачиваться пособие: первое - наличие определенного трудового стажа; второе - наличие определенного страхового стажа, т.е. необходимо, чтобы претендент вносил определенное время взносы в страховой фонд.

Наиболее основательно условия выплаты пособий по безработице разработаны в ФРГ, где они весьма жесткие. Например, чтобы получить право на пособие в течение 4 месяцев, трудящийся должен иметь трудового стажа не менее 3- лет и 1 год страхового стажа. Для получения пособия по безработице на 6,8,10 и 12 месяцев во всех случаях необ­ходимы трудовой став не менее 4 лет и страховой стаж со­ответственно 1.8,24,30,36 месяцев.

Основные отличия между странами по данной проблеме касаются условий выплаты и длительности дроков получения пособия. Наиболее благоприятными для трудящихся можно считать условия получения пособия по безработице во Франции. Здесь выше сроки получения пособий, а условия более щадя­щие. Например, для того, чтобы в течение 3 месяцев полу­чать пособие по безработице, во Франции необходимо прора­ботать всего лишь 1 год и иметь страховой стая 3 месяца. Все трудящиеся, проработавшие всего лишь год и успевшие сделать взносы в фонд страхования по безработице в течение 6 месяцев, имеют во Франции возможность получать пособие по безработице в возрасте до 49 лет до 15 месяцев, а с 55 лет при тех же условиях - 21 месяц.

Обращает на себя внимание опыт Японии и Швеции. В Японии, например, не нужны никакие условия для получения пособия, но зато и сроки меньше, чем в других странах:) не менее 3 и не более 10 месяцев. Объясняется это двумя причинами: национальной традицией пожизненного найма и традиционно невысоким уровнем безработицы, который ниже, чем в других странах, примерно в 3 раза.

В Швеции размер пособия не увязан с размером заработной платы, а также с семейным положением безработного. Пособия выплачиваются каждому безработному в виде фиксированного дохода.

Его размер один из самых высоких в мире. По этому показателю Швеция уступает только Японии. Продолжительность получения пособия в Швеции составляет минимум 60 недель, а максимум - 90 недель.

Помощь по безработице - это продолжение процесса со­циальной зашиты трудящегося в случае, если в течение пера да получения пособия по безработице он не смог решить воп­рос о трудоустройстве. Этот вид помощи в одних странах вы выплачивается в виде твердой ставки. Например, во Франции, она составляет от 65 до 180 франков в день на одного человека и зависит от возраста. В других странах - это доля в заработной плате (в ФРГ- 56-58%). В США и Японии такая помощь не существует.

Сроки выплаты помощи в различных странах различны. Помощь, обеспечивающая минимальный прожиточный уровень а частичное возмещение квартплаты и некоторых других коммунальных услуг выплачивается государством трудящимся, которые могут по какой-либо причине получить пособия или помощь по безработице (или уже истекли сроки их получения), а трудо­устроиться по не зависящим от них обстоятельствам так и не смогли. Эта помощь меньше, чем уже рассмотренных два вила, но зато она выделяется без ограничения срока.

В России процесс социально-экономической защиты трудящихся от безработицы находится в зачаточном состоянии, Многие проблемы в законодательном порядке еще не решены. А те норда финансовой помощи безработным, которые были установлены, уже давно съедены галопирующей инфляцией.

3.4. Инфляция.

Данный источник незащищенности является од­ним из самых тяжелых и трудноизлечимых недугов современной экономики, Рождается эта болезнь на денежном рынке, поражал в дальнейшем весь экономический организм. Выражается инфляция в дисбалансе спроса и предложения, проявляющемся в скачкообразном и непрерывном росте цен. Но это не единственный ее признак. Она имеет место и при стабильных ценах, если они сочетаются со всеобщим хроническим дефицитом, т.е. отставанием предложения от спроса.

От инфляции страдают в первую очередь трудящиеся, то неизменный уровень катастрофически снижается. Это происходит во-первых, посредством девальвации сбережений; во-вторых, результате снижения текущих реальных доходов; в-третьих, вследствие деформации системы налогообложения.

Экономика нашей страны подвержена подавленной инфля­ции. В этих условиях собственники сбережений страдают не только от роста цен, но и от физической утраты части денег. Это связано с тем, что в условиях всеобщего дефицита нево зможно полное их отоваривание. Возникает парадоксальная ситуа­ция: определенную сумму денег, воплощающую результаты про шлого труда людей, не удается превратить в товары, потому что она утеряна.

Одна из защитных мер в этом случае - индексация вкла­дов. В нашей стране она была проведена в 1991г. Вклады гр аждан были увеличены на 40%. Выплата компенсации была намечена на 1993г. Однако этой акцией государства были защищены интересы только части граждан, тех, кому в 1991г. была разрешена целевая выплата- на приобретение предметов длительного пользования. Для остальной части граждан, которой компенсация выплачивалась в 1992г., она уже ничего не значила, так как была полностью съедена инфляцией.

Водной мерой социально-экономической защиты от инфляции является ндексация заработной платы. Повышение заработной платы в соответствии с ростом общенационального индекса розничных потребительских цен получило особенно широкое распространение во Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Дании, Греции, Португалии, США и Канале. В этих странах действует порядок, установленный либо правительством, либо согласованный при заключении коллективных договоров. В ФРГ, Австралии, Швеции и Японии профсоюзы предпочитают прямое коллективно- договорное регулирование заработной платы с учетом роста цен. Пересмотр индекса розничных цен имеет страновую специфику.

Инфляция пожирает не только сбережения. Она снижает и уровень текущих реальных доходов. Это характерно для нашей страны, в экономике которой действуют механизмы подавленной инфляции. Известно, что индексация номинальных доходов и другие известные методы защиты населения от инфляции имеют отношение лишь к денежным характеристикам благосостояния и бессильны в условиях всеобщего дефицита. Не меняется положение потребителя и в условиях открытой инфляции.

3.5. Милитаризация экономики и военные конфликты .

Этот и источник незащищенности занимает особое место. Это связано с тем, что он, во-первых, носит глобальный характер. Каждый без исключения человек в той или иной степени испытывает негативное влияние милитаризации экономики и войн. Ежегодно из бюджета каждого из нас на эти цели отбирается в среднем 41 дол..., а в некоторых развитых странах, включая и бывший СССР эта сумма выше более чем в 10 раз. Во-вторых, милитаризация экономики и войны угрожает самой жизни человека. Известно, что в течение последних 5 тыс.лет имело место 15 тыс. больших и малых войн, в ходе которых погибло 4 млрд. человек.

Нейтрализация этого источника социально-экономической незащищенности людей - проблема общечеловеческая. Конец 80-х - начало 90-х годов характеризуется положительными сдвигами в этой области. Однако для России данная проблема усугубляется ее статусом правопреемницы СССР. На ее плечи легли, по существу, все проблемы содержания армии бывшего СССР, что естественно, сказывается негативным образом на благосостоянии народов России.

На повестку дня поставлен вопрос проведения конверсии как важнейшего средства ликвидации отрицательных последствий милитаризации экономики.

3.6. Экологические проблемы .

Необходимо констатировать, что мировое сообщество оказалось не в состоянии обеспечить социально- экономический прогресс, не обостряя глобальные пробл емы. Одной из наиболее сложных и острых становится экологической проблема. Следует признать, что в ее решении невозможно достичь экологической ситуации, скажем, 17в. Однако человечество, с учетом нашей приспособляемости, вполне может улучшить ситуацию, удержать ее в определенной норме, и защ итить людей от экологической катастрофы.

3.7. Несправедливое распределение доходов.

Мировая практика знает два механизма распределения доходов- . рыночный и административно- командный. Ни один из них в чистом. виде не может справедливо решить эту проблему.

Для рыночного механизма характерен один критерий расп ределения - любой доход, полученный в результате конкуренции на рынке товаров, услуг, капиталов и рабочей силы считается справедливым. Однако рыночное распределение не учитывает интересы работников фундаментальной науки, я также граждан,

которые по своему социальному статусу выступают в данный момент только в качестве потребителей (инвалиды, дети, старики). То, что справедливо с точки зрения законов рынка, оказывается несправедливым с общечеловеческих позиций. Процесс осознания этого факта сопровождался довольно острыми социальными конфликтами. В результате он завершился расширением социально-экономических функций государства. В одних странах это происходило постепенно, в меру объективной необходимости путем реформ, тогда как в бывших социалистических странах- путем слома рыночного механизма и замены его

3.3. Социальная защищенность детей.

Правовая база системы защиты детства включает в себя международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. Международное законодательство по защите детства представлено Хартией детства и Декларацией прав ребенка.

«Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний учет интересов детей в условиях социально-экономических трудностей, существующих в России уже десять лет. Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям группы риска.

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения. Вместе с тем учреждения защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения социальной защиты детей.

Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослаблена. Прежде всего, надо отметить, что благополучие многих семей пошатнулось. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но идут они в основном на питание, одежду. Обувь, а на книги, театр, экскурсии и другие воспитательные мероприятия средств не остается».

Уменьшилось число детских учреждений, уменьшается с каждым годом число вводимых школ, детских садов, яслей, больниц. Год от года все меньше выпускается детских и юношеских художественных фильмов, сокращаются тиражи детских изданий и учебников. Все это отнюдь не способствует укреплению социальной защищенности детей.


3.4. Социальная защищенность пожилых людей.

Социальная защита пожилых людей включает в себя выплату пенсий и различных пособий; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социального обслуживания населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов трудящихся.

В 1995 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 995 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи.

Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах. Но назвать пожилых людей в России социально защищенной группой никак нельзя. В 90-е годы двадцатого века пенсионное обеспечение в России является крайне недостаточным. Размер пенсии намного меньше прожиточного минимума, к тому же она выплачивается не вовремя. Службы социальной помощи престарелым людям финансируются в очень маленьком объеме.

3.5. Социальная защищенность инвалидов.

«Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

В зависимости от принадлежности к той или иной группе инвалидности решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». По нему инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства, инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица, инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность и т. д. Но даже этот пункт не выполняется: городской транспорт не рассчитан на людей в инвалидных колясках, инвалидных колясок не хватает для всех, пенсии по инвалидности ниже прожиточного минимума, работа для людей с ограниченными возможностями предоставляется только учреждениями, где имеются специальные квотируемые государством вакантные места.

Таким образом, мы можем говорить о том, что инвалиды в современных условиях Российской Федерации являются социально незащищенной группой населения, существуют минимальные условия для их самостоятельной жизни и самореализации.


4. Социальная работа в системе социальной защиты населения.

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов. Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их защиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под социальной работой понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.).

Социальная работа в развитых странах занимает важное место в системе социальной защиты населения. Она хорошо финансируется, в том числе и из частных источников. В России же больше развита система денежной помощи непосредственно получателям – нуждающимся в ней. Причем, как правило, этих денежных пособий не хватает на самое необходимое, так, пенсии по старости ниже прожиточного минимума. Система же социального обслуживания населения развита мало, а выплата денежных дотаций (например, по безработице) приводит зачастую к тому, что человек привыкает к роли иждивенца и уже не желает сам о себе заботиться. Развитие социальной работы в России позволило бы этого избежать, ведь специалист по социальной работе способен научить человека заботиться о себе самостоятельно, если это необходимо. Социальная работа помимо материальной помощи оказывает и психологическую, и правовую, и моральную помощь, чего не делают деньги, получаемые людьми в виде пенсий и различных пособий и дотаций. А ведь социальная защищенность подразумевает не только защиту в экономическом плане.

Таким образом, социальная работа в России должна занять лидирующее место в системе социальной защиты населения.

Функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли - социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях. В течение последних лет в России социальная работа как институт, ее технологии, ...

Экономических возможностях. В таких условиях система социальных льгот не оказывает существенного влияния на уровень жизни действительно нуждающихся слоев населения. 2. Направления социальной защиты малообеспеченных слоев населения в Российской Федерации 2.1 Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации Определяющее значение в поддержке...

Участие в опросе по очень важной проблеме. С помощью Ваших ответов мы надеемся выполнить цель нашего исследования - узнать Ваше отношение к введению с 1 июля 1998 года повременной оплаты за телефонные переговоры и выявить возможные последствия этого нововведения. Результаты опроса будут опубликованы в обобщенном виде. Техника заполнения анкеты: обвести выбранные ответы кружочками: 000 Заранее...





Перестройки еще неустоявшихся социально-экономических отношений в нашем обществе. Поэтому по примеру США в условиях рыночной экономики Российское государство должно принять на себя общую социально-экономическую ответственность за комплексную систему социального обеспечения населения в общенациональном масштабе, которую сам по себе рынок создать не в состоянии. Общая социально-экономическая...

Экономика должна функционировать в целях удовлетворения потребностей ее организатора – человека. В силу несовершенства экономических законов производства, распределения, обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства: нехватка и невозможность приобретения первоочередных предметов потребления, невозможность получения медицинской помощи при высоком уровне развития отрасли, безработица, нехватка жилья при наличии пустующих квартир, лишения и страдания в старости и т. д.

Смягчение последствий несовершенства организации общественного производства в развитых капиталистических странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан, т. е. путем придания общественному производству большейсоциальной справедливости. Между эффективностью производства и социальной защищенностью, между экономическими и социальными ценностями существует определенное противоречие. Достижение эффективности часто приводит к массовым увольнениям, усилению поляризации доходов и к обострению социальных отношений. С другой стороны, государственное вмешательство с целью повышения социальной защищенности людей зачастую приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защищенности.

Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства, материальных благ и их распределения. Сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспеченииэкономических, политических, социальных и иных прав, свободи интересов граждан. Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, но, как показывает мировая практика, в Конституции права граждан зачастую только сформулированы. Их реализация не всегда является фактом.

В нашей стране система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно‑правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

В современных условиях потребовалось развитие других организационно‑правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, обычно имеет дело с установленным законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных условий предоставляется помощь в виде компенсации в денежной и натуральной формах либо в форме каких‑либо услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно‑правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др.


Следует различать два понятия: «социальная защищенность» и «социальная защита». Социальная защищенность – это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита – это более конкретное понятие, которое сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» эти законы работать.

С точки зрения трудового вклада в общественное производство, существует два вида социальной защищенности: ограниченная и абсолютная. Ограниченная социальная защищенность – это обеспечение всем членам общества гарантированного минимума жизненного уровня, защита от тяжелых физических лишений. Данный вид защищенности достижим для всех и не должен рассматриваться в качестве привилегии. Абсолютная социальная защищенность представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому‑либо лицу или категории граждан. Цель абсолютной защищенности – застраховать отдельных членов общества от возможного уменьшения уровня доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т. е. вознаграждения, соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Абсолютная защищенность характерна, как правило, для общества, в котором осуществляется полный контроль над рынком или вообще ликвидированы рыночные отношения.

Социальная и правовая защита граждан - центральная проблема социального государства . Способы осуществления социальной защиты различны, но их сущность, в конечном счете, состоит в таком перераспределении доходов между различными социальными группами, чтобы ни одна из них не чувствовала себя обделенной, оказавшейся вне сферы благотворного воздействия государства.

Формирующееся в последние годы в юридической науке понятие социальной защиты имеет широкое значение. Как правило, под социальной защитой понимают функцию государства по обеспечению, прежде всего, экономических, культурных и материальных (финансовых, имущественных, жилищных, коммунально-бытовых, медицинских и др.) прав .

По нашему мнению, социальная защита - это деятельность, осуществляемая государством, его органами и должностными лицами при содействии общественных объединений , которая направлена на создание условий организационно-правового характера в целях обеспечения функционирования общественных социальных отношений.

Важным результатом, определяющим эффективность социальной защиты, является социальная защищенность, т.е. достижение определенного уровня благосостояния человека , который дает ему возможность для благоприятного индивидуального развития и выражается в устойчивом благополучии личности , способной реализовать свои творческие возможности.

Поэтому понятия «социальная защита» и «социальная защищенность» не следует отождествлять. Если первое означает деятельность компетентных органов и лиц, то второе - качественное состояние обеспечения прав и свобод сотрудника.

Социальная защищенность - это результат социальной защиты, выраженный в устойчивом благополучии сотрудника, высоком уровне его благосостояния и стабильности этого состояния. Другими словами, социальная защищенность - это такие социально-экономические и культурные реальности, которые создают возможность для благоприятного индивидуального существования и развития гражданина, реализации его профессиональных и творческих возможностей и способностей.

Таким образом, социальная защита - это деятельность, а социальная защищенность - результат этой деятельности.

Социальная защита и социальная защищенность обеспечиваются всей системой российского законодательства и права, хотя в большей степени - цивилистическими отраслями: гражданским правом и процессом, трудовым, земельным, семейным и правом социального обеспечения .

Понятие «правовая защита» отражает деятельность особого рода тех же субъектов, что и «социальная защита», но уже по применению права в процессе реализации юридических норм, обеспечивающих правовую защищенность личности.

Правовая защита по содержанию является частью их социальной защиты и представляет собой деятельность государства, общественных объединений и должностных лиц по созданию комплекса юридических средств и условий, направленных на предотвращение ущемления прав граждан, а в случае нарушения - их восстановление, чем, в конечном счете, и обеспечивается социальная защищенность.

Однако как непосредственно в этих актах, так и комментариях к ним нет единой и однозначной трактовки критериев предоставляемых государством благ. В одних случаях содержится указание на «достойный» уровень, в других - на «достаточный», в третьих - на «удовлетворительный», в четвертых - на «минимальный». Существующий разнобой объясняется тем, что нет, да и не может быть единого, универсального и пригодного для всех эпох и народов стандартов жизни с заранее четко очерченными количественными и качественными параметрами.

Г.Ф. Шершеневич рассматривал социальное государство как политический союз людей в качестве системообразующего признака государства . Главным в государстве признается общесоциальная деятельность, и само оно рассматривается как правовая форма организации и функционирования политической власти в аспекте различения права и закона.

Р.З. Лифшиц указывал, что демократическое современное государство можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса - по содержанию, или правовое государство - по форме. А признав в нем орудие социального компромисса, следует признать и изменение некоторых его внутренних функций. Одна из главных среди них - учет и координация интересов различных групп населения, поиск и проведение в жизнь таких решений, которые поддерживались бы различными социальными слоями. Важнейшая задача государства, подчеркивал он, - соблюдение интересов меньшинства, защита прав человека.

Современное государство, как указывает Ю.А. Тихомиров, играет новую роль по отношению к обществу: первое выступает как «слуга», по отношению ко второму как к «господину». Круг его дел составляют дела, имеющие бесспорно публичный характер, дела общественного значения, это одновременно дела социальные, связанные с обеспечением и защитой прав человека.

В.А. Четвернин утверждает, что на передний план выдвигается общесоциальная деятельность государства, оно «выступает не только как гарант права сильных быть еще сильнее, но и как защитник интересов слабых», что возрождающееся российское государство будет действовать в ущерб экономической эффективности , в ущерб скорейшему развитию гражданского общества , но в интересах социально слабых. Он видел в начавшейся в августе 1991 г. новой буржуазно-демократической революции в России начало воплощения в российской государственности принципов современного социального и правового государства. Организация политической власти, откровенно попирающая права человека и гражданина, не может признаваться государством в современном смысле этого понятия.

Любое государство, в том числе и социальное, действует с определенных позиций. Оно должно, прежде всего, служить определенному классу, социальному слою и в какой-то степени удовлетворять интересы всех граждан. Социальный характер постсоциалистического государства заключается в том, что оно не выступает представителем среднего класса, как это происходит в развитых демократических странах. При этом о его характере нужно судить не по обещаниям руководителей, сколь бы красочны они ни были, а по тем экономическим и социальным мерам государственной власти , которые затрагивают жизненные интересы различных слоев населения. Меры эти противоречивы, как сложен и противоречив сам характер постсоциалистического государства. Государственная власть осуществляет некоторые меры социального порядка, однако сегодня российское государство не обеспечивает необходимого уровня жизни населения, не предоставляет ему необходимых социальных услуг. Следовательно, можно согласиться с мнением В.Е. Чиркина, не является еще социальным государством.

Социальное государство призвано преодолевать существующие в обществе антагонизмы, развивать и совершенствовать различные формы экономической деятельности субъектов, способствовать снижению уровня противостояния между людьми, формировать нравственные устои социальных групп и отдельных граждан.

Социальное государство призвано выступать гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-либо отдельной социальной группы людей, а всех членов общества. Такое государство вряд ли вправе произвольно устанавливать произвольный порядок регламентации общественных отношений, так как оно связано неотчуждаемостью и приоритетом прав и свобод человека и гражданина как общечеловеческих ценностей.

Социальное государство призвано стремиться в определенных пределах к обеспечению социальной справедливости, к сглаживанию социальных контрастов. Оно в той или иной форме должно реагировать на проявления неравенства, устанавливая разного рода льготы и привилегии для тех, кто принадлежит к наименее обеспеченным социальным группам или оказался в сложной жизненной ситуации в силу возраста, потери трудоспособности, природных катаклизмов и т.д.

Социальному государству необходимо принимать меры по нивелированию социального неравенства различными мерами: путем непосредственного вмешательства в те или иные виды общественных отношений (например, посредством правовой защиты конкретных групп населения), обеспечения общедоступности важнейших социальных благ (медицинских и др.), установления государственных выплат (социальных пособий), различных форм социального обеспечения , корректировки социального неравенства путем создания равных возможностей для обеспечения благосостояния людей. Их объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в большой области социальной жизни.

Для теории и практики государственного строительства исключительно важно ясно и однозначно определить: какие направления деятельности составляют содержание социальной и правовой защиты; что должны делать государственные органы для поддержания их высокого уровня; как оценивать эффективность тех или иных мер в рамках государственной политики, которая направлена на обеспечение высокого уровня социальной и правовой защищенности своих граждан.

Вне зависимости от конкретного объяснения очевиден тот факт, что сегодня практически все индустриально развитые демократические государства являются, хотя и в разной степени, государствами «социальными». Отсюда, видимо, можно сделать вывод о том, что переход от полицейского государства к социальному является одной из закономерностей развития человеческого общества. При этом необходимо подчеркнуть, что речь идет, прежде всего, о государстве, которое обеспечивает всех членов общества всей полнотой гражданских прав . Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием.

Социальная и правовая защита личности в системе функций социального государства

Современная теория построения в России государства нового типа, как социального и правового, предполагает рассмотрение категории социальной и правовой защиты граждан , в том числе в рамках реализации основных функций.

Реалии нынешней кризисной социально-экономической ситуации в России требуют того, чтобы реформирование всех сторон жизни общества сопровождалось сильной экономической и социальной политикой государства, эффективной системой социальной и правовой защиты населения как базового условия поступательности общественно-политического развития. Сильная государственная социальная политика - единственно реальный путь продвижения к социальному государству.

Необходимость решения проблем социальной и правовой защиты вызывает настоятельную потребность в дальнейшем развитии законодательства о социальном обеспечении. В частности, минимальные стандарты в области социального обеспечения, не нашедшие отражения в ныне действующей Конституции Российской Федерации, должны быть урегулированы федеральным законом.

Специфической функцией социального государства является функция социальной и правовой защиты населения и, прежде всего, неблагополучных в материальном положении социальных групп. Конституция Российской Федерации в самой общей форме определила меры социальной и правовой защиты населения. К их числу относится, прежде всего, достойный человека гарантируемый минимум заработной платы и, соответственно, гарантиро-ванность права на труд и охрану труда . Огромное значение имеет также поддержка государством семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Любое общество характеризуется неравенством его членов. Объективную основу неравенства составляют различия физического развития и состояния, интеллекта, наследственности (как биологической, так и социальной, в том числе гражданско-правовой, имущественной, образования, семейного положения и т.д.).

Содержание функции социальной и правовой защиты многозначно. Государством охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии , пособия и иные гарантии.

Вместе с тем, полагаем, правильно отмечает Л.С. Мамут, что те блага, которые в ходе осуществления обсуждаемой деятельности государственно-организованное общество предоставляет своим гражданам, поступают к ним на безвозмездной основе. Отмеченную безвозмездность увлекающиеся политической риторикой публицисты и составители хартий, пактов, конституций перекрестили в бесплатность. Поколения людей воспитываются в твердом убеждении, искренней вере, что в государстве положено быть бесплатным образованию, медицинскому обслуживанию, жилью, отдыху и т.д. У их получателей от этого сплошь и рядом рождается ощущение, будто подобные блага вообще даровые, лишены всякого стоимостного измерения. Поскольку они никому ничего не стоят, то, естественно, нет никакого смысла оплачивать «бесплатное». В реальном мире социальных благ, создаваемых без каких-либо затрат, нет. Производство и перераспределение социальных благ требуют расходов . Эти блага имеют стоимостное измерение, при этом государство в процессе социальной деятельности может их предоставлять соответствующим получателям безвозмездно.

Социальная и правовая защита как функция Российского государства направлена на смягчение и преодоление таких издержек переходного периода, как бедность и рост безработицы , на стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения.

Функция социальной и правовой защиты многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения и справедливое распределение общественных благ. Важной частью функции социальной и правовой защиты является осуществление государственной поддержки инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей в неполных семьях, безработных, беженцев, национальных меньшинств и др.

В этой функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства, т.е. снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения: обеспечение человеку достойных условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.

Задача создания в нашей стране социального государства, провозглашенного в ныне действующей Конституции Российской Федерации, связана, прежде всего, с реальной политикой органов государственной власти , способных обеспечить достойный уровень жизни своих граждан.

Социальная сфера в принципе существует только за счет бюджета , а промышленность за годы реформ оказалась в таком глубоком кризисе, что также не может обойтись без тех или иных форм государственной поддержки. Иными словами, сохранились высокие обязательства государства. Кроме того, за многие десятилетия было сформировано представление людей об исключительной ответственности государства за их судьбу и условия жизнедеятельности. Убежденность, вера в обязанность и способность государства обеспечить социальное благополучие граждан, базирующаяся на идеологии и политике советского периода, являлись доминантными психологическими установками преобладающей части населения.

Поэтому гарантом реальности обеспечения социальной и правовой защищенности личности в первую очередь выступает сильное государство, признающее во взаимоотношениях с личностью ее приоритет на основе верховенства права, поддерживающее политическую стабильность в обществе.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

">Федеральное государственное бюджетное образование учреждение

">высшего профессионального образования

">«Российский государственный социальный университет»

Кафедра: «Экономики и финансового права»

">Реферат

">Тема: «Социальная защита и социальная защищенность граждан: социологический аспект»

">Выполнил студент Елдашева О.Б.

">Руководитель Деникаева Е.А.

">Дедовск 2013г.

;color:#ec1c24">Сущность социальной защиты населения

;color:#000000">Экономика должна функционировать в целях удовлетворения потребностей ее организатора – человека. В силу несовершенства экономических законов производства, распределения, обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства: нехватка и невозможность приобретения первоочередных предметов потребления, невозможность получения медицинской помощи при высоком уровне развития отрасли, безработица, нехватка жилья при наличии пустующих квартир, лишения и страдания в старости и т. д.

;color:#000000">Смягчение последствий несовершенства организации общественного производства в развитых капиталистических странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан, т. е. путем придания общественному производству большей ;color:#000000"> социальной справедливости. ;color:#000000">Между эффективностью производства и социальной защищенностью, между экономическими и социальными ценностями существует определенное противоречие. Достижение эффективности часто приводит к массовым увольнениям, усилению поляризации доходов и к обострению социальных отношений. С другой стороны, государственное вмешательство с целью повышения социальной защищенности людей зачастую приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защищенности.

;color:#000000">Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства, материальных благ и их распределения. ;color:#000000">Сущность социальной защищенности состоит в законодательном ;color:#000000"> обеспечении ;color:#000000"> экономических, политических, социальных и иных прав, ;color:#000000"> свобод ;color:#000000"> и интересов граждан. ;color:#000000">Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, но, как показывает мировая практика, в Конституции права граждан зачастую только сформулированы. Их реализация не всегда является фактом.

;color:#000000">В нашей стране система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

;color:#000000">В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

;color:#000000">Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, обычно имеет дело с установленным законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных условий предоставляется помощь в виде компенсации в денежной и натуральной формах либо в форме каких-либо услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. ;color:#000000">Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др.

;color:#000000">Следует различать два понятия: «социальная защищенность» и «социальная защита».

;color:#000000">Социальная защищенность ;color:#000000"> – это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека.

;color:#000000"> ;color:#000000">Социальная защита ;color:#000000"> – это более конкретное понятие, которое сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» эти законы работать.

;color:#000000">С точки зрения трудового вклада в общественное производство, существует два вида социальной защищенности: ограниченная и абсолютная. ;color:#000000">Ограниченная социальная защищенность ;color:#000000"> – это обеспечение всем членам общества гарантированного минимума жизненного уровня, защита от тяжелых физических лишений. Данный вид защищенности достижим для всех и не должен рассматриваться в качестве привилегии. ;color:#000000">Абсолютная социальная защищенность ;color:#000000"> представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-либо лицу или категории граждан. ;color:#000000">Цель ;color:#000000"> абсолютной защищенности – застраховать отдельных членов общества от возможного уменьшения уровня доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т. е. вознаграждения, соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Абсолютная защищенность характерна, как правило, для общества, в котором осуществляется полный контроль над рынком или вообще ликвидированы рыночные отношения.

;color:#ec1c24">Субъекты и объекты социальной защиты

;color:#000000">К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, а также отдельных личностей, именуемых правозащитниками. ;color:#000000">Во-первых, ;color:#000000"> главным объектом социальной защиты является все население страны. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития. ;color:#000000">Во-вторых, ;color:#000000"> к объектам социальной защиты относятся отдельные группы и слои населения. Отсюда проистекает, например, социальная защита военнослужащих, работников образования и т. д. ;color:#000000">В-третьих, ;color:#000000"> объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалиды, неработающие пенсионеры, женщины, безработные и т. д.

;color:#000000">Рассмотрим подробнее роли и функции субъектов социальной защиты.

;color:#000000">Главным субъектом социальной защиты, как уже отмечалось, является государство. Однако роль государства при осуществлении вышеуказанных видов социальной защиты различна. Если обеспечение ограниченной защищенности требует от государства поддержания и развития рыночного механизма, то осуществление абсолютной защиты предполагает ограничение данных рыночных отношений и даже сводит их на нет. В первом случае государственное участие является опосредованным. Государство разрабатывает и принимает меры социальной защиты, например, правовые акты, регулирующие трудовые соглашения, общественные отношения, связанные с распределением и использованием жилищного фонда, характер медицинского обслуживания и нормы пенсионного обеспечения. В настоящее время в развитых странах защита первого вида гарантирована всем. Государство должно помогать гражданам, попавшим в беду в результате непредвиденных событий, от которых никто не может быть застрахован: болезнь, несчастный случай, безработица и т. д.

;color:#000000">При обеспечении абсолютной защищенности, ;color:#000000"> государство объединяет в себе собственника, законодателя и исполнителя. Обладая огромными ресурсами, государство имеет реальную возможность подчинить экономику государственным инвестициям и на этой основе расширить масштабы государственного вмешательства посредством тотального планирования. Реальным источником власти государства над своими гражданами является его контроль над производственной сферой. Государственный аппарат, управляющий экономической деятельностью, контролирует не только материальные стороны жизни. В его ведении оказывается распределение лимитированных средств, необходимых для достижения любых целей граждан. На этой основе чиновник определяет не только цели, достойные осуществления, но и социальный статус человека и даже отдельных социальных слоев общества, а следовательно, и уровень их социальной защиты.

;color:#000000">В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность доходов. Создание для всех граждан гарантий стабильности их доходов возможно лишь при уничтожении рыночных отношений и свободы выбора жизненного поприща. Чем больше мы стремимся к абсолютной защите, воздействуя государственными рычагами на механизмы рынка, тем менее реальной оказывается наша защищенность. Таким образом, в подходе к определению меры социальной защиты и государственного вмешательства нужны взвешенность и осторожность, поскольку последствия «социальной терапии» могут оказаться тяжелее самой болезни.

;color:#000000">Важнейшим субъектом трудовых отношений являются профсоюзы. Их деятельность по защите интересов работников регламентируется международными конвенциями, национальными законами и трудовыми договорами (соглашениями) с работодателями. Профсоюзы призваны решать широкий круг социально-экономических проблем для повышения уровня социальной защиты работников. Это: размер и формы оплаты труда, продолжительность рабочего дня и ежегодного отпуска, медицинское страхование и т. д.

;color:#000000">Деятельность профсоюзов характеризуется «встроенной» в рыночный механизм социальной ориентацией. Это находит свое отражение в технологии заключения коллективных трудовых договоров, которая предполагает определенный элемент борьбы. Коллективные договоры являются сегодня одним из главных средств осуществления социального прогресса. Достижения трудящихся и их профсоюзов сначала фиксируются в коллективных договорах, а затем закрепляются в законодательстве.

;color:#000000">Интересы предпринимателей в системе общественных интересов заключаются в сохранении и увеличение уровня и масштаба доходности предпринимательского дела. Реализация этих целей требует учета требований профсоюзов. Поэтому предприниматели вынуждены активно участвовать в сохранении достигнутых стандартов уровня жизни трудящихся. Для этого, ;color:#000000"> во-первых ;color:#000000">, работодатели участвуют в создании различных страховых фондов. ;color:#000000">Во-вторых, ;color:#000000"> способствуют улучшению условий труда, медицинского и бытового обслуживания непосредственно на предприятиях. ;color:#000000">В-третьих, ;color:#000000"> вводят новые, более прогрессивные формы оплаты труда и дополнительные выплаты.

;color:#000000">

;color:#000000">Только взаимодействие субъектов социальной защиты способно позитивно сказаться на уровне социальной защиты населения.

;color:#ec1c24">Особенности развития социальной защиты населения в России

;color:#000000">Развитие института социальной защиты в пореформенной России осуществлялось в большей степени стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

;color:#000000">Несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции. Характерным примером этого являлась принятая в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программа социальных реформ на 1997–2000 гг., где понятие «социальной защиты» сводилось лишь к вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.

;color:#000000">Отсутствие правильного представления о характере института социальной защиты и его содержании ведет к смешению и произвольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия значения данного института.

;color:#000000">В советский период, термин ;color:#000000"> «социальное обеспечение» ;color:#000000"> использовался в широком смысле для определения всей совокупности социальных, экономических и др. отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения». Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета.

;color:#000000">В эпоху развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в системе планового ведения хозяйства, не может использоваться ни для определения совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной защиты, ни для ее административных структур с новыми функциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином «социальная защита».

;color:#000000">Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения».

;color:#ec1c24">Виды и организационно-правовые формы социальной защиты

;color:#000000">Институт социальной защиты характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм.

;color:#000000">К видам социальной защиты ;color:#000000"> относятся:

;color:#000000"> медицинская помощь и обеспечение по временной нетрудоспособности (например, на случай болезни или несчастного случая на производстве);

;color:#000000"> социальная помощь в случае потери кормильца, по старости и инвалидности;

;color:#000000"> социальная поддержка материнства и семьи вообще;

;color:#000000"> социальная защита безработных.

;color:#000000">Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, жилья, лечения).

;color:#000000">К организационно-правовым формам ;color:#000000"> социальной защиты можно отнести:

;color:#000000"> социальное страхование;

;color:#000000"> социальная помощь;

;color:#000000"> государственное обеспечение;

;color:#000000"> обязательные накопления;

;color:#000000"> частные формы социальной поддержки.

;color:#000000">Социальная защита осуществляется в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различных услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

;color:#000000">Основные признаки государственного обеспечения нетрудоспособных лиц – финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти. В странах с рыночной экономикой государственное обеспечение имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

;color:#000000">Социальное страхование ;color:#000000"> широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.

;color:#000000">Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования может участвовать государство.

;color:#000000">Приведенные организационно-правовые формы являются ;color:#000000"> классическими. ;color:#000000">В нашей стране принято говорить о социальном обеспечении, считая ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения социальное страхование и национальную систему социального обеспечения, финансируемую в основном за счет налогов. Подобное положение закреплено в ст. 39 Конституции РФ.

;color:#000000">В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как ;color:#000000"> социальная помощь. ;color:#000000">Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

;color:#000000">Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть ;color:#000000"> провидентные фонды – обязательное (принудительное) накопление средств ;color:#000000"> на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах Азии и Африки и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

;color:#000000">Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

;color:#000000">

;color:#000000">Таким образом, социальная защита – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальные изменения, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

">Конкретные формы социальной защищенности многообразны. Основные социальные гарантии, которые государство предоставляет населению России, следующие.

">1. Минимальная оплата труда

">2. Пенсии.

">3. Пособия

">4. Стипендии.

">6. Компенсация потерь от стихийных бедствийотдельных случаях),

">7. Пособия по безработице, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы предприятий и организаций.

">8. Медицинское страхование.

">9. Защита условий труда.

">10.Социальное обслуживание лиц пожилого возраста иинвалидов, оказание медицинских услуг и т. п.

;color:#000000">Социальная защищенность населения

;color:#000000">Социальная защищенность - эта категория, как и многие из данной области, весьма сложна и неоднозначна. Поэтому необходимо, как нам представляется, разобраться в сущности данного понятия, условиях и механизме его реализации.

;color:#000000">Состояние социальной защищенности характеризуется как объективными, так и субъективными показателями.

;color:#000000">К первым относятся реальные условия для удовлетворения жизненно важных потребностей.

;color:#000000">Это реальная возможность социального функционирования в соответствии с условиями и нормами данного общества. Она обеспечивается как политикой доходов и заработной платы для трудоспособного населения, так и политикой льгот, дотаций, нематериальных форм помощи для уязвимых слоев населения.

;color:#000000">К субъективным показателям относятся восприятие и оценка личностью этих реальных условий.

;color:#000000">Это самооценка индивидов, семей и групп, ощущение ими своего социально го статуса, что в значительной мере зависит от уровня притязаний индивидов, а также от сравнения их сегодняшнего положения с положением других людей или собственным положением в предшествующий период.

;color:#000000">Объективные и субъективные показатели иногда могут совпадать, но иногда - расходиться.

;color:#000000">Социальная защищенность должна быть показателем не только возможности удовлетворения жизненно важных личных потребностей. Прежде всего, необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан.

;color:#000000">Такая трактовка данной категории имеет конституционный оттенок. И это правомерно. Но их реализация - проблема, которая должна еще решаться. Следовательно, социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека

;color:#000000">Социальная защищенность является основой взаимодействия человека и социума, практическим воплощением социальной политики и критерием психологического самочувствия людей.

;color:#000000">Социальная защищенность выступает как:

;color:#000000">* многомерное социальное бытие во взаимодействии экономической, политической и духовной сфер;

;color:#000000">* уровень межличностных отношений человек - общество;

;color:#000000">* качество социальных институтов.

;color:#000000">Другими словами, это одновременно и совокупное состояние, и цель, и средство стабильного существования человека в социуме.

;color:#000000">Социальная защищенность - не привилегия отдельных: индивидов или слоев, она должна быть образом жизни большинства населения. Вне сомнения, что уровень и качество социальной защищенности членов общества прямо зависят от уровня развития и экономической эффективности общественного производства.

;color:#000000">Социальная защищенность, касающаяся всех и каждого в социуме, независимо от принадлежности к той или иной социальной, этнической, религиозной, половозрастной группе, имеет ряд объективных показателей.

;color:#000000">К ним относятся:

;color:#000000">* распространяемый на всех гарантируемый минимум материального обеспечения, достигаемый, прежде всего усилиями самого человека;

;color:#000000">* взаимная ответственность общества и человека;

;color:#000000">* стабильность общества как следствие его управляемости

;color:#000000">* защищенность от экстремизма, анархии, бездуховности;

;color:#000000">* реальные, реализуемые свободы личности, ее самоопределение и самовыражение;

;color:#000000">* права на жизнь, труд, безопасность, уважение, независимость, поддержку и помощь общества в том случае, когда сам человек не справляется со своими жизненными проблемами;

;color:#000000">* умение и желание пользоваться правами и свободами, осознавать и отстаивать свои интересы;

;color:#000000">* свободный и ответственный социальный выбор как: неотъемлемое свойство личности.

;color:#000000">В рыночной экономике возрастает роль социальной защищенности всех слоев населения, в особенности наименее обеспеченных. Система социальной защищенности включает: обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, социальное страхование, минимальные социальные гарантии, выплату пособий по нетрудоспособности, безработице, малообеспеченным и многодетным семьям, в связи с рождением ребенка, инвалидам, беженцам, детям, оставшимся без попечения родителей, дотации и льготы малообеспеченным слоям населения.

">Заключение

"> Сущность социально-экономической защищенности граждан состоит в

">законодательном обеспечении их экономических, политических, социальных и

">иных прав и интересов. Различают два вила социально-экономической

">защищенности: ограниченную и абсолютную. Ограничения социально-

">экономическая защищенность - это обеспечение всем членам общества

">гарантированного минимума уровня жизни, защиты от тяжелых физических

">лишений.

"> Абсолютная защищенность представляет собой обеспечена государством

">относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан.

"> Субъектами социально-экономической защищенности являются;

">государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, различные

">общества и объединения потребителей.

"> Источники социально-экономической незащищенности подразделяются на

">две группы? ‘абсолютные и относительные, К абсолютным источникам относятся

">те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на

">защищенность граждан - снижает ее. Это прежде всего безработица, инфляция,

">милитаризация экономики, военные конфликты, экологические проблемы.

"> Вторая группа включает такие источники, которые только при ухудшении

">их динамики становятся. источниками незащищенности. Это несправедливое

">распределение доходов, сан *елке уровня личного потребления, сокращение

">объема и снижение качества медицинских услуг, ухудшение социального

">обеспечения и сокращение социальной помощи, обострение жилищной проблемы.