Летающий скейтборд — это реальность. Презентационный видеоролик летающего скейтборда или Ховерборда от компании Lexus

– это один из видов мышления, благодаря которому получается абстрагировать ситуацию от незначительных деталей и взглянуть на нее в целом. Абстрактное мышление позволяет сделать шаг вперед каждому человеку, пересечь границу правил и норм, совершать новые открытия. Умение мыслить абстрактно, должно развиваться у человека с самого раннего возраста, и чем активнее оно развито, тем лучше. Ведь представив ситуацию в другом свете и взглянув на нее по-другому, вы сможете оказать себе неоценимую помощь в поиске новых решений и выхода из сложной ситуации.

Как донести нужную информацию и понять.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление разделяется на три формы, без понимания которых будет очень сложно понять, что же такое абстрактное мышление.

  1. Понятие . Подразумевает под собой особую , при которой предмет или совокупность предметов отображаются в качестве одного или нескольких признаков. Такой признак должен быть существенным. Основные понятия могут быть выражены как словосочетанием, так и одним словом, например «листья» , «собака» , «ученик школы» , «кареглазый парень» .
  2. Суждение . Во время суждения происходит утверждение или отрицание, какой либо фразы, которая описывает окружающие предметы или пространство. Устанавливается закономерность и взаимосвязь. Но суждение разделяется на сложное и простое. Например, простое, может озвучиваться как, «мальчик гуляет на улице» . Сложное суждение выражается немного иначе: «Пошел дождь, стало холодно» и имеет форму повествовательного предложения.
  3. Умозаключение . Одно из форм мышления, во время которого из одного или нескольких связанных между собой суждений связывается воедино и делается один вывод. Этот вывод является новым суждением. Это основа логически-абстрактного мышления. Суждения, которые в дальнейшем приводят к формированию конечного варианта, иногда называют предпосылками, а конечное суждение называется «заключением» . Абстрактное мышление подразумевает свободное мышление, оперирование суждениями, понятиями и умозаключениями, категориями без которых не было бы смысла, без соотношения с нашей повседневной жизнью.

Вадим Лёвкин - В чём цена логических ошибок

Абстрактное мышление очень значимо в жизни человека, поэтому имеет ряд характерных признаков:

  1. Способно отражать окружающий мир без воздействия на органы чувств человека . Другими словами человек не нуждается в непосредственном контакте с явлением или объектом для получения новой информации. Результат человек получает, опираясь на свои знания. (Например, ученик при решении новой задачи, опирается на ранее полученные знания).
  2. Обобщаются явления для выявления закономерности . Каждый человек стремится упростить процесс мышления, что увеличивает его эффективность и скорость. Именно к этому приводит обобщение. Информация о явлении или предмете сокращается, а доступ к ней ускоряется. Например, размышляя, человек ищет нечто общее между разными предметами, тем самым ставя их на одну линию. Теперь ему ненужно запоминать все данные о предмете из одного ряда, необходимы только его характерная особенность. Например, достаточно представить себе животное, в воображении возникает некий объект, который характеризируется общими признаками, голова, туловище, лапы и т.д. А затем конкретизировать вид животного.
  3. Существует неразделимая связь между мыслями и языковым выражением . Условно процесс мышления разделим на два этапа: мышление без помощи языка и «внутренний диалог» , протекающий в общении с самим собой. Не будем отрицать, что основная масса информации поступает из книг, интернета, СМИ. Все осуществляется при помощи письменного (разговорного) языка. Т.е. человек получает новую информацию из источника, перерабатывает ее, создавая нечто новое, и опять закрепляет. Поэтому язык является не только как способ выражения, но и как закрепления информации.

Сознание и подсознание

Что нужно делать для развития абстрактного мышления

Абстрактное мышление не может быть у всех одинаково. У одних есть способность к живописи, у других к поэзии, третьи могут абстрактно мыслить. Но формировать абстрактное мышление необходимо, при чем начинать нужно с самого раннего возраста, нужно давать возможность думать, размышлять и фантазировать.

На сегодня на полках магазинов, в интернет страницах есть множество головоломок, задачек на логику которые дают «пищу» для ума. Если у вас появилось желание развить абстрактное мышление не только у маленького ребенка, но и у себя, уделите всего от 40 до 60 минут два раза в неделю, чтоб погрузится в решение логических задач. Эффект появится очень быстро. В детском возрасте мозг ребенка способен очень быстро решить сложные задачи, но чем активнее тренировки и сложнее задачи, тем лучше и поразительнее результаты.

При отсутствии абстрактного мышления могут возникнуть многие проблемы не только с творческой деятельностью, но и при изучении некоторых дисциплин, где необходимы навыки абстрактного мышления. Именно поэтому стоит привлекать детей для решения головоломок и задач.

Абстрактного мышления помогает открыть тайны природы, познать истину, отличить лож. Данный метод познания существенно отличается от остальных, ведь он не требует непосредственного контакта с изучаемым объектом, дает возможность удаленно сделать выводы и умозаключения.

Контактер Софоос. Ченнелинг. Введение в свободное мышление. Практические подходы

Человек с абстрактным мышлением

Наверное, многие задумались, как же все таки выглядит человек с явно выраженным абстрактным мышлением . У такого человека постоянно в голове протекают рассуждения, мысли, факты, цепочки и т.д. они говорят языком сложных понятий, символов, им доставляет это огромное удовольствие. Чаще всего ярко развитым абстрактным мышлением обладают мужчины, женщин намного реже. Такие люди идут учиться на физико-технические, математико-механические факультеты, это их стихия. Они небрежно одеваются, не задумываются о стиле, могут не заметить расстегнутые пуговицы. Энергии в физическом плане не наблюдается, вся ее активность заключена в . Невнимательны к другим людям, в разговоре строят сложные цепочки, иногда забывают с чего начат разговор, или о чем он. Домашние проблемы для них несущественны, они не уделяют им особого внимания. Такие люди живут в своем мире, иногда далеком от реальности.

Основные качества:

  • Большая работоспособность, увлеченность профессией;
  • Могут представлять ситуацию с разных ракурсов, мыслят сложно;
  • Могут отказаться от физического плана.

Недостатки:

  • эгоисты, сосредоточены только на себе;
  • невнимательны к родственникам и друзьям, рассеяны;
  • чересчур активное абстрактное мышление приводит к непрактическим выводам;
  • усердствуют в теории, но пассивны в практике.

Абстрактное мышление неотъемлемая часть успешного и , помогающая ему не только в саморазвитии, но и в построении карьеры и семьи.

РАЗВИТИЕ УМА И ШАБЛОНЫ МЫШЛЕНИЯ

Виды мышления.

Мышление. Воображение. Речь

Практическое занятие № 3

Мышление – психический процесс отражение наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мышление, «думанье» есть только тогда, когда, когда выполняется что-то новое для человека, приводящее к получению новых знаний о мире. Другой существенной особенностью мышления является единство его с речью.

Источником мыслительной деятельности людей является реальная жизнь, практика. Труд, учение, игра – любые виды деятельности требуют решения мыслительных задач.

Мыслительные операции .

1. Анализ – мысленное разделение целого на части или свойства

2. Синтез мысленное объединение частей и свойств предмета или явления в единое целое.

3. Сравнение – мысленное сопоставление предметов или явлений и нахождение сходств и различий между ними.

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5. Абстракция – мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений. Мыслить абстрактно – значит уметь извлечь какой-то момент, сторону, черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта.

Предметно – действенное мышление – вид мышления, которое осуществляется только при наличии предметов и непосредственном действии с ними.

Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления (образы ранее воспринятых предметов и явлений), а так же оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план)

Абстрактно-логическое мышление – опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними.

1. Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная словами.

2. Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания.

3. Умозаключения – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы получаем путём выведения из уже имеющихся знаний. Умозаключение – опосредованное, выводное знание.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. "Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами " (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде .


Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности .

Речь для человека является основным средством общения, средством мышления, носителем сознания и памяти, носителем информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития.

Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи – функция коммуникации, т. е . передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Обще принятая типология мышления представляет такой , как абстрактное. Принципиальное отличие от других типов свойственно только человеческому виду: у животных, которым присущи другие , этот тип не выражен. В этой статье мы узнаем, что такое абстрактное мышление и какими особенности оно наделяет человека, а также представим ряд упражнений по его развитию.

Формы абстрактного мышления

Отличительной особенностью данного вида мышления является три его составляющие – понятие, суждение, умозаключение. Для того чтобы понять что собой представляет этот вид, следует подробно разъяснить его формы.

Понятие

Представляет собой форму, которая отражает предмет в качестве одного или группы признаков. При этом каждый признак должен быть существенным и обоснованным. Понятие выражается словосочетанием или словом: «собака», «снег», «синеглазая женщина», «абитуриент политехнического вуза» и т.д.

Суждение

Эта та форма, которая отрицает или подтверждает предмет, мир, ситуацию какой-то фразой. При этом суждение имеет 2 типа – простое и сложное. Первый, к примеру, звучит так: «собака грызет кость». Второй несколько в иной форме: «девушка встала, скамья опустела». Отметим, что второй тип обладает повествовательной формой предложения.

Умозаключение

Заключается в форме, которая из одного суждения или группы, резюмирует, представляя новое суждение. Именно эта форма является фундаментом абстрактно-логического мышления.

Признаки абстрактно-логического мышления


Существуют основные признаки этой формы мышления, которые наиболее полно отражают его суть:
  • умение оперировать понятиями, группа и критериями, которые не существуют в реальном мире;
  • обобщения и анализа;
  • систематизация полученной информации;
  • необязательность непосредственного взаимодействия с окружающим миром для выявления его закономерностей;
  • построение причинно-следственных связей, создание отвлеченных моделей каких-либо процессов.

Понятие «абстрактное мышление» берет корень в логике, которая, в свою очередь, исходит из Китая, Индии и Греции. По Историческим фактам можно предполагать, что база логики была заложена около 4 в. до н.э. Произошло это практически одновременно в разных точках земного шара, что только подчеркивает важность абстракций и логических рассуждений для изучения любого предмета, ситуации или мира.

Логика – это раздел философии, являющейся наукой о рассуждениях, законах, правилах для выведения правильных выводах о том объекте, которые подвержены изучению.

Таким образом, абстрактное мышление является основным инструментом логики, т.к. позволяет абстрагироваться от материального, и выстроить цепочку выводов. Отметим, что, в отличие от других наук, логика развивалась и развивается на протяжении всей истории нашего мира, с момента появления человека.

Презентация: "Определение типа мышления"

Применение абстракций

Абстрактное мышление начинает развиваться в детском возрасте от 5 до 7 лет. До этого возраста дети используют другие формы мышления:

  1. с рождения – наглядно-действенный;
  2. с полутора лет – конкретно-предметный.

Необходимо заметить, что вышеперечисленные формы понятия «абстрактное мышление» остаются с человеком на всю жизнь, т.к. помогают налаживать связь с окружающей реальностью, не зависимо от возраста. Но лишь абстрактный вид мышления является фундамент обучающего процесса, способности познания мира в целом, а также для любой осознанной деятельности. Наиболее ярким примером такой деятельности является наука. Основа же любой науки – сбор и систематизация полученных знаний.

Невзирая на то, что во многих ситуациях такие процессы основаны на функции наблюдения за материальными предметами и явлениями, фундаментом научного инструментария – анализ, синтез, обобщение, выработка понятийного аппарата и т.д. - является абстрактное мышление.

Однако в быту абстрактно-логическое мышление играет не последнюю роль. За счет него человек способен не только устанавливать связи между событиями, обобщать и распределять опыт, но и выстраивать общую картину мира.

Диагностика и развитие способности мыслить абстрактно

Для определения выраженности абстрактного мышления, достаточно пройти специальный тест, которые достаточно разнообразны:

  • Тест на . Положительным результатом считается преобладание абстрактно-логическое мышление. Такие тесты созданы в виде опросников, в которых нужно выбрать самое близкое вам утверждения, либо основываться на картинках, т.е. работе с изображениями.
  • Тесты на выявление причинно-следственных связей. Суть заданий таких тестов следующее: даются исходные условия, из которых нужно сделать логически правильный вывод. Зачастую, такие тесты применяют в качестве терминологии несуществующих слов для того, чтобы выявить уровень отстранения человека и его умения абстрагироваться от конкретных деталей.
  • Тесты, построенные на анализе предложенных комбинаций слов. В этом случае необходимо выявить закономерность, по причине которой различные слова объединены, и распространить ее на другие словосочетания.

Тренировка логики и способности абстрактно мыслить

По причине того, что абстрактное мышление является наработанным качеством, его следует развивать. Наиболее оптимальным временем для начала таких тренировок является ранний возраст. Обусловлено это тем, что у детей повышен уровень восприимчивости к новой информации и более ум является более гибким. С возрастом эти свойства несколько теряются, т.к. человек уже принял определенные шаблоны поведения и мировосприятия. Однако и взрослый человек при достаточном упорстве может развить свои абстрактно-логические навыки и эффективно их задействовать в повседневной и трудовой жизни.

Выбрав для прохождения несколько тестов, вы сможете легко определить, какие виды упражнений будут наиболее эффективны: если тренировка дается с трудом, значит, с подобных им и следует начать.

Выбирать легкие виды упражнений не имеет смысла, т.к. мышление останется на прежнем уровне.

Самым оптимальным вариантом для начала занятий как для детей, так и для взрослых являются задачи на сообразительность и смекалку. Обычно они представлены в виде очевидных фактов, но имеющих неправильное решение. Испытуемый, решая задачу, должен выявить неявные взаимосвязи между исходными данными и сформулировать верный ответ.

Помимо этого, в качестве упражнений можно использовать вопросы и задания из любого теста.

Способность к обобщению и систематизации знаний дает нам мощный инструмент к познанию мира. В отличие от животных и первобытных людей, мы обладаем уникальным ресурсом, который можем использовать для более широкого и глубокого осмысления реальности: законов Вселенной, социальных связей и, в конечном счете, самих себя.

Абстрактное мышление – это такой , который позволяет абстрагироваться от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом. Такой тип мышления позволяет шагнуть за границу норм и правил и совершить новые открытия. Развитие абстрактного мышления у человека с детских лет должно занимать важное место, ведь такой подход помогает проще находить неожиданные решения и новые выходы из ситуации.

Основные формы абстрактного мышления

Особенностью абстрактного мышления является то, что оно имеет три разные формы - понятия, суждения и умозаключения. Без понимания их специфики сложно сникнуть и в понятие «абстрактное мышление».

1. Понятие

Понятие являет собой такую форму мышления, при которой предмет или группа предметов отражается в качестве одного или нескольких признаков. Каждый из этих признаков должен быть существенным! Понятие может выражаться как одним словом, так и словосочетанием – например, понятия «кошка», «листья», «студент гуманитарного вуза», «зеленоглазая девушка».

2. Суждение

Суждение являет собой такую форму мышления, при которой отрицается или утверждается какая-либо фраза, описывающая окружающий мир, предметы, взаимосвязи и закономерности. В свою очередь, суждения подразделяются на два типа – сложное и простое. Простое суждение может звучать как, например «кот ест сметану». Сложное суждение выражает смысл несколько в иной форме: «Автобус тронулся, остановка опустела». Сложное суждение, как правило, имеет форму повествовательного предложения.

3. Умозаключение

Умозаключение являет собой такую форму мышления, при которой из одного или группы связанных суждений, делают вывод, который представляет собой новое суждение. Это – основа абстрактно-логического мышления. Суждения, которые предшествую формированию конечного варианта, именуют предпосылками, а конечное суждение носит название «заключение». Например: «Все птицы летают. Воробей летает. Воробей – птица».

Абстрактный тип мышления предполагает свободное оперирование понятиями, суждениями и умозаключениями – такими категориями, которые не имеют смысла без соотнесения с нашей повседневной жизнью.

Как развить абстрактное мышление?

Стоит ли говорить о том, что способность к абстрактному мышлению у всех отличается? Одним людям дано красиво рисовать, другим – писать стихи, третьим – абстрактно мыслить. Однако формирование абстрактного мышления возможно, и для этого нужно с раннего детства давать мозгу повод для размышлений.

В настоящее время существует масса печатных изданий, которые дают пищу для ума – всевозможные сборники , головоломок и тому подобного. Если вы хотите заниматься развитием абстрактного мышления у себя или своего ребенка, достаточно находить всего 30-60 минут дважды в неделю, чтобы погружаться в решение подобных заданий. Эффект не заставит себя ждать. Замечено, что в раннем возрасте мозг проще решает подобного рода задачки, но чем больше тренировок он получает, тем лучше и результаты.

Полное отсутствие абстрактного мышления может породить не только множество проблем с творческими видами деятельности, но и с изучением тех дисциплин, в которых большинство ключевых понятий – абстрактные. Именно поэтому важно уделять этой теме много внимания.

Правильно развитое абстрактное мышление позволяет познать то, что еще не было познано никем ранее, открыть различные тайны природы, отличить истину от лжи. К тому же, этот метод познания отличается от прочих еще и тем, что не требует непосредственного контакта с изучаемым объектом и позволяет удаленно делать важные умозаключения и выводы.