Бюджеты государственных внебюджетных фондов входят. Государственные внебюджетные фонды

АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Аннотация
В статье даётся разъяснение понятия «налог», так же рассматриваются его сущность и функции для целей налогообложения. Анализируется динамика и структура поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет субъекта РФ за 2014-2015 годы, как во все уровни бюджета, так и в консолидированный бюджет Приморского края. Практическая значимость статьи связана с оценкой экономических изменений поступления налоговых платежей за анализируемые года, а также оценкой их влияния на будущие периоды.

ANALYSIS OF RECEIPT OF TAX PAYMENTS IN BUDGETARY SYSTEM OF RUSSIAN FEDERATION ON TERRITORY PRIMORYE

Metezh Victoria Dmitrievna
Vladivostok State University Economics and Service
3nd year student the direction of preparation is Economy (Taxes and taxation)


Abstract
In this article, the explanation of the concept "tax" is made, its essence and functions for the purposes of the taxation are also considered. Dynamics and structure of receipt of tax payments in the consolidated budget of the territorial subject of the Russian Federation for 2014-2015, both in all levels of the budget, and in the consolidated budget of Primorsky Krai is analyzed. The practical importance of article is connected with assessment of economic changes of receipt of tax payments for the analyzed years, and also assessment of their effect on future periods.

Библиографическая ссылка на статью:
Метеж В.Д. Анализ поступления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации на территории Приморского края // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]..03.2019).

Налоги – неотъемлемый атрибут и органическая часть государственной политики. Само существование государства и реализация им своих функций и задач немыслимо без налогов.

Основной функций налогов была и остается фискальная - пополнение доходной части государственного бюджета. В самом деле, доля налоговых по­ступлений в доходах бюджета стабильно составляет 70-80 %.

Вторая немаловажная налоговая функция - контрольная. Посредством налогообложения государство контролирует доходы граждан и юридических лиц, их источники и направления расходования, тем самым решая общественные, всеобщие, задачи.

Помимо вышеназванных, в современном обществе все большее значение приобретают распределительная и регулирующая функции, позволяющие государству перераспределять доходы между отдельными категориями граждан, стимулировать развитие отдельных областей и видов деятельности и ограничивать другие.

Таким образом, налоги – достаточно гибкий и эффективный инструмент не только бюджетной, но и социальной политики. Обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей яв­ляются приоритетной задачей российских налоговых органов РФ.

Зависит они и от эффективности работы по контролю за соблюдением за­конодательства о налогах и сборах инспекциями ФНС на территории Приморского края.

В таблицах 1 и 2 представлены данные о налоговых поступлениях во все уровни бюджета за 2014-2015 гг., а также на территории Приморского края. Данные в таблице 1 приведены на основе налоговой отчетности формы №1-НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную си­стему РФ».

Таблица 1 – Поступление налоговых платежей бюджет Российской Федерации за 2014-2015гг.

Показатели 2014 год млрд. руб. 2015 год млрд. руб. в % к 2014г.
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации 12 670,2 13 788,3 108,8
в том числе:
в федеральный бюджет 6 214,6 6 880,5 110,7
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 455,6 6 907,8 107,0

Поступления налогов и сборов по инспекциям на территории Приморского края в целом характеризуется некоторой нестабильностью. Так, за 2015 год наблюдался рост объема налоговых платежей на 1 118,1 млрд. руб. (8,8 %), по сравнению с 2014 годом. Общий объем поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 году составил13 788,3 млрд. руб.

Рисунок 1 – Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014-2015гг.

Федеральный бюджет, формирующийся плательщиками инспекции в те­чение всех двух лет остается дотационным - поступления этого уровня незна­чительно меньше, чем налоговые поступления в консолидированные бюджеты Приморского края.

Удельный вес налоговых поступлений в федеральный бюджет составляет 49 % в 2014 году и 49.9 % в 2015 году. Отклонение за анализируемый период составляет 10,7 % к предыдущему году. Увеличение налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по сравнению с 2014 годом составляет 7 %.

Далее проанализирована структура налоговых поступлений каждого уровня бюджетов РФ. Удельный вес конкретных налогов и сборов в сумме всех поступлений бюджетной системы РФ за 2 года менялся мало, поэтому за ос­нову анализа структуры налоговых платежей был взят 2014 год.

На формирование федерального бюджета основное влияние оказывает НДС: именно за счет того, что по данному налогу возмещаются значительные суммы, весь бюджет в целом отказывается дотационным.

Первым по значимости налогом, как и по всем регионам страны в целом, является НДС. В 2014 году его доля в федеральном бюджете - 80,8 %.

Вторая по значимости для федерального бюджета - группа платежей за пользование природными ресурсами. Это водный налог, НДПИ, сборы ВБР: соответственно, 5,1 %, 4,9 % и 2,9 %.

Налог на прибыль сформировал 4,0 % налоговых поступлений.

В региональном бюджете более одной третьей поступлений - 36,8 % – составляет налог на доходы физических лиц.

Практически равен ему по значимости налог на имущество организаций. Его доля 34,4 %.

В формировании местного бюджета основная роль принадлежит налогу на доходы физических лиц. Его доля - 81,2 % всех поступлений.

А вот один из самых массовых налогов - налог на имущество физических лиц - занимает совсем незначительное место в доходах бюджета При­морского края (всего 1,5 % поступлений). Основной причиной является то, что порядок оценки инвентаризационной стоимости объектов налогообложения устарел, а налог на имущество граждан исчисляется из вышеуказанной стоимости. Изменения этого положения следует ожидать после 2015 года – в связи с введением в действие главы 31 НК РФ до 2020 года будет осуществлен постепенный переход на исчисление налога с кадастровой стоимости объектов, приближенной к рыночной, что должно дать дополнительные поступления в местные бюджеты.

Таблица 2 – Структура налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2014-2015 гг. в разрезе налогов

виды налогов

2014 год 2015 год

млрд. руб.

млрд. руб.

в % к объему поступлений в консолид. бюджеты субъектов РФ
Всего поступило доходов 6 455,60 100 6 907,80 100
из них:
Налог на прибыль 1 961,50 30,4 2 107,50 30,5
НДФЛ 2 679,50 41,5 2 806,50 40,6
Акцизы 478,1 7,4 486,5 7
Налог на имущество физических лиц 27,1 0,4 30,3 0,4
Налог на имущество организаций 634,6 9,8 712,4 10,3
Транспортный налог 117,5 1,8 140 2
Земельный налог 175,3 2,7 185,1 2,7
НДПИ 46,2 0,7 66,8 1
Остальные налоги и сборы 335,7 5,2 372,7 5,4

По данным таблица 2 можно наблюдать, что лидирующее место в бюджете Приморского края по сравнению с другими видами налогов и сборов занимает НДФЛ (41,5 % в 2014 году, 40,6 % – 2015 год), который, как и все остальные виды налогов, является рычагом экономического воздействия. Ведь именно с помощью НДФЛ обеспечиваются достаточные денежные поступления в различные уровни бюджета. Регулирование уровня доходов граждан должно происходить в соответствии со структурой личного потребления, иными словами данным видом налога можно как стимулировать наиболее рациональное использование собственного бюджета, так и перенаправить его на помощь категориям граждан, которые имеют минимальную социальную защищенность.

Основным преимуществом НДФЛ для государства является то, что его платят практически все категории граждан, все трудоспособное население страны. НДФЛ – один из самых продуктивных и перспективных видов налога, потому что уклонение от его уплаты практически невозможно.

Второй по значимости – налог на прибыль: 30,5 % налоговых доходов. При этом незначительно увеличение поступлений по нему привело и к увели­чению удельного веса этого налога в доходах бюджета в среднем на 0,1 про­центных пунктов.

Большую роль в формировании налоговых доходов в 2015 году, как и в 2014 году, начали играть налог на имущество организаций: удельный вес налога, взимаемый на территории Приморского края, повысился до 10,3 %. При этом следует отметить, что налог на имущество физических лиц занимает намного меньшую долю - всего 0,4 %.

Обращает на себя внимание один из федеральных налогов – акциз, кото­рый также отличается стабильностью и положительной динамикой как в 2014 году (478,1 млрд. руб.), так и в 2015 году (486,5 млрд. руб.).

Прочие налоги и сборы образуют менее значительную часть налоговых доходов и, несмотря на колебания поступлений по ним, их доля остается прак­тически неизменной. Так, например, транспортный налог занимает 2 % общего объема поступлений консолидированного бюджета, земельный налог - 2,7 %, НДПИ – менее 1 %.

Все вышеуказанные изменения можно объяснить спецификой социально-экономического состояния подведомственных муниципальных образований на территории Приморского края.

Таким образом, налоговые поступления в 2015 году увеличились в среднем 7 % по сравнению с 2014 годом. Исходя из вышесказанного, можно заметить увеличение доходов не только Приморского края, но и Российской Федерации в целом.

Не смотря на положительные показатели администрируемых ФНС доходов, дефицит регионального бюджета на 2016 год составляет 6% от расходов, что говорит о необходимости увеличения налоговых платежей в консолидированный бюджет субъекта путем повышения эффективности налогового контроля инспекциями ФНС на территории Приморского края.

Количество просмотров публикации: Please wait

Хотелось бы вначале сделать небольшое отступление, так как многие в принципе не до конца понимают суть налогов, их цель, а те кто понимают не всегда правильно оценивают масштаб всего этого. Недавно мне попалась интересная статья одного иностранного инвестора, где он делился мнением по поводу самоналога. Он специально облагал некоторые свои расходы данью, которую платил сам себе, я вам как-нибудь расскажу подробнее, но результаты меня впечатлили.

Я также много раз предлагал своим читателям сравнить государство с семьёй, ведь практически во всём они схожи. Так же нужны доходы, так же есть расходы. Когда вы недовольны тем, как распоряжаются бюджетом руководители страны, спросите себя, а правильно ли вы распоряжаетесь бюджетом своей семьи? Я облегчу ваши страдания и отвечу исходя из кучи изученной мной статистики – скорее всего у вас с управлением капиталом всё обстоит ещё хуже.

И так, для того чтоб всё было в шоколаде необходимо соблюдать простое правило – доходы должны превышать расходы. В моём регионе всё с точностью до наоборот, поэтому с деньгами тут у половины жителей катастрофические проблемы. Зато всё красиво, строят стадионы, фонтаны, спорткомплексы. Это расходы, как на строительство так и на содержание. А доходы у государства, как собственно и у региона в частности, строятся на налогах по большому счету. Ещё штрафы, пошлины, сборы всякие, в общем источников дохода несколько.

То есть вы поняли, что по большей части бюджет пополняем мы. Схема, если совсем просто объяснить, выглядит примерно так – правительство берет деньги в долг у международных кредиторов или у своего народа с помощью ОФЗ. Это долги государства. Затем выделяет помощь, платит различные социальные выплаты, строит объекты.. Одним словом идут расходы. А уже потом собирает налоги, пошлины, штрафы, сборы, обязательные платежи в различные фонды, добавляем сюда деньги полученные от продажи полезных ископаемых и инвестиций и таким образом формируется доход.

Из дохода оплачиваются расходы и погашается долг. Частично естественно. США, например, имеет такой долг, что даже если всю америку продать, то вряд ли получится погасить хотя бы половину. Там люди уж под 40% налоги платят, а долг всё растет. В России госдолг не большой, а учитывая тот факт, что приличная его часть принадлежит россиянам через ОФЗ, мы можем быть спокойны. Однако доходов всё же не хватает. А как мы помним доходы формируются по большей части из налогов и иных обязательных платежей, отсюда и ответ на вопрос будет ли повышен налог, пенсионный возраст, вырастут ли тарифы и штрафы. Вырастут, будьте уверены. И это не злой умысел, это побочный эффект той денежной системы, которая есть в мире.

Сколько бюджет РФ заработал на налогах за январь-февраль 2018

Ну и на закуску я перечислю вам суммы, которые получил бюджет за январь-февраль 2018 года от налогов, сборов и акцизов. Цифры интересные, люди с зарплатой в 10 000 сейчас будут падать в обморок, держите их. Я к тому что там всё в миллиардах, звучит как-то устрашающе. Напомню, что все доходы только за январь-февраль 2018, то есть по сути за месяц какой-то.

Налог на прибыль организаций 286 миллиардов из которых 71 миллиард ушел в федеральный бюджет. Физические лица, то есть мы с вами, принесли в бюджет 462 миллиарда! Этот налог полностью остаётся в субъекте. Тут все понимают, что если вы работаете в Москве, а родом из Урюпинска, то налог платите в Москву. А своему родному городу ничего, ну что вы за человек.. Ладно, я шучу, давайте дальше, там всё ещё интереснее.

Налог на добавочную стоимость 534 миллиарда, все в федеральном бюджете. Акцизы на табачную продукцию 39 миллиардов, бензин 64, дизельное топливо 38. Есть топливо и для людей, многие без пива дня прожить не могут. Акцизы на пиво принесли в бюджет 19 миллиардов, всё за указанный период, не забывайте. Кстати, доход с бензина и дизельного топлива делится между федеральным и региональным бюджетами, от пива всё идет в регион. Поэтому во многих городах с пьянством бороться никто и не собирается, любители посидеть на лавочке с бутылочкой это просто доход. Как люди они никого не интересуют, как источник дохода устраивают многих.

Пенсионный фонд население пополнило на 621 миллиард, фонд ОМС получил 152 миллиарда. Самый маленький фонд страхования от временной нетрудоспособности потолстел на 34 миллиарда. Напомню, что эти деньги платит за работников работодатель. Общая сумма составляет 30% от зарплаты сотрудника. Самозанятые и безработные доходы не приносят, поэтому ждите соответствующих законов, которые должны эту проблему решить.

Мир это одна большая денежно-кредитная система. Даже когда людям что-то дают бесплатно, это просто стимулирование с целью получения доход в будущем. Радуетесь, что на ребенка теперь платят около 10 000 в месяц? Ну круто, а всё ради того, чтобы эти дети выросли и начали пополнять бюджет. Детский садик, ВУЗ, работа, заправка автомобиля, покупка пива. Ну, схему вы поняли.

Не огорчайтесь тем не менее, всё будет хорошо. До связи!

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на: 1) социальное обеспечение по возрасту; 2) социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; 3) социальное обеспечение в случае безработицы; 4) охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Государственными внебюджетными фондами в РФ являются с 01 января 2001 года: 1. Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ); 2. Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ); 3. Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – Федеральный фонд (ФФОМС) и Территориальные фонды (ТФОМС) по субъектам РФ.

Каждый социальный внебюджетный фонд имеет законодательно утвержденный бюджет, имеет установленные доходы и расходы. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: 1) обязательных платежей, установленных законодательством РФ; 2) добровольных взносов физических и юридических лиц; 3) других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Расходы государственных внебюджетных фондов

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется только на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ - крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Он введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-L Бюджет Пенсионного фонда сегодня в России - второй по величине после федерального. Основной источник доходов Пенсионного фонда РФ - страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждает Правительство РФ.

Основными задачами Пенсионного фонда РФ как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Порядок уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в фонд устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению его правления.

В доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, кроме обязательных взносов, поступают также: средства федерального бюджета, направляемые через ПФ РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий; средства ФСС РФ; свободные средства Государственного фонда занятости населения РФ; средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам; доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками; пени и финансовые санкции; добровольные взносы юридических и физических лиц.

Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату: государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим в аварии на Чернобыльской АЭС и другие выплаты. За счет средств ПФ РФ финансируются также различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты.

В данный момент в РФ проходит пенсионная реформа, которая предусматривает переход от распределительной системы социального обеспечения к системе накопительного финансирования пенсий. Пенсионная реформа в первую очередь ориентирована на лиц 1967 года рождения и моложе. Длительное время в РФ действовала распределительная систе­ма пенсионного обеспечения, но ее нельзя признать эффективной, осо­бенно в условиях сложившейся демографической ситуации – роста количества лиц преклонного возраста и сокращения числа работающих. Пенсионная реформа в РФ стартовала с 01.01.2002 г. и в настоящий момент в стране действует смешанная система пенсионного обеспечения, но постепенно в ходе реформы РФ перейдет к накопительной системе, при которой роль Пенсионного фонда в финансовой системе государства будет иной. При распределительной системе денежные средства от работающего населения перераспределялись посредством ПФ РФ в пользу неработающего населения, а при накопительной системе каждый работающий зависит в первую очередь от средств, накопленных в течение своей трудовой жизни.

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования РФ. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС РФ и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда,

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – это централизованный фонд финансовых ресурсов, предназначенный для оказания социальной помощи и социальных услуг. Это второй по значению внебюджетный социальный фонд РФ. Фонд создан в соответствии с указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. ФСС обеспечивает граждан РФ социальными гарантиями, на случай наступления страховых рисков, предусмотренных законодательством РФ. Видами социальных страховых рисков финансируемых ФСС РФ являются : 1. временная нетрудоспособность; 2. трудовое увечье и профессиональное заболевание; 3. материнство; 4. инвалидность; 5. потеря кормильца; 6. смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Основные задачи Фонда : обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхования. ФСС РФ, как и ПФ РФ, является автономным и строго целевым. ФСС существует для решения социальных проблем при наступлении тех или иных страховых рисков у граждан. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий: пособий по временной нетрудоспособности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособий в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, пособий на погребение, пособий по беременности и родам, пособий при рождении ре­бенка и других. Пособие по временной трудоспособности выплачивается ФСС РФ с 01.01.2005 г. не в полном объеме, а за исключением первых двух дней больничного листа, поскольку первые два дня больничного листа оплачиваются работодателями за счет собственных средств.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ – это централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования. ФОМС РФ занимают значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

ФОМС подразделяются на Федеральный и Территориальный фонды:

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ - образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 нюня 1991 г. ФФОМС – реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансовo-кредитным учреждением. ФФОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ - создаются в соответствии с законами субъектов РФ. ТФОМС являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. ТФОМС являются юридическими лицами, подотчетными соответствующим органам представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств программ обязательного медицинского страхования. ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы включают «гарантируемый» объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. Страхователями при ОМС являются: для неработающего населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды, безработные) – органы государственной власти всех уровней; для работающего населения – работодатели (предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью). Документом, гарантирующим человеку предоставление медицинской помощи, в рамках ОМС, является страховой полис. Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». «Гарантированный объем» – это как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Страхователи передают взносы в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС передает средства в руки страховых медицинских организаций (СМО). СМО – это организации, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан.