Какие краски используют для окрашивания картона. Выбираем краски для печати на гофрокартоне, способы закрепления печатных красок

Первоначально, в Северной Америке было много различных традиционных стилей одежды. Почти у каждого племени американских индейцев был его собственный отличительный стиль платья, и люди могли часто определить с какого племени человек по одежде, головным уборам, и украшениям.

В большинстве племен мужчины американских индейцев носили набедренные повязки (длинная прямоугольная часть кожи или ткани, подвернутая под пояс, так, чтобы откидные створки падали впереди и позади). В других племенах мужчины индейцев носили короткую клетчатую юбку или меховые брюки вместо набедренной повязки.

Большинство индейских мужчин не использовало рубашки, но воины индейцев Равнин носили специальные военные рубашки из оленьей кожи, украшенные хвостами горностая, мехом и вышивкой бисером. Большинство женщин американских индейцев носило юбки и легинсы, хотя длина, дизайн, и материал юбок изменялся от племени к племени.

В некоторых индейских культурах женские рубашки были дополнительными и обычно рассматривались больше как пальто, в то время как в других, женщины всегда носили туники или мантии публично. И женщины некоторых племен обычно носили платья, состоящие из одного предмета, как например Шайеннское платье из оленьей кожи.

Почти у всех американских индейцев была некоторая форма мокасина (крепкая кожаная обувь) или муклук (более тяжелый ботинок), со стилями обуви, отличающейся от племени к племени. Большинство племен использовало плащи при более холодной погоде, но некоторые из северных племен носили куртки на меху. Головные уборы были отличительны у каждого отдельного племени.

После колонизации одежда американских индейцев начала изменяться. С одной стороны, поскольку индийские племена были вытеснены со своих древних земель и вынуждены идти на более близкий контакт друг с другом, они начали заимствовать часть племенного платья друг у друга, и таким образом, одежда из оленьей кожи, головные уборы из перьев, и сотканные одеяла стали популярными среди индейцев разных племен.

А также индейцы начали приспосабливать некоторые детали европейского костюма к их собственному стилю, украшая предметы одежды характерной вышивкой бисером и традиционные узорами. Эта одежда не была американской по происхождению, но к 1800-ым годам она была признана как одежда индейцев.

Такое постколониальное традиционное одеяние включает украшенные бисером жакеты и рубашки, рубашки с лентами, юбки путаницы Семинолов , атласные платки, шерстяные свитера, платья звона, и платье слезы черокеза . Сегодня, большинство американских индейцев носит современную американскую и канадскую одежду в их ежедневной жизни; однако, есть еще некоторые люди, которые носят традиционную одежду.

Некоторые традиционные индейские предметы одежды, такие как оленьи кожи, платья ленты, и украшенные бисером мокасины, все еще носят во многих племенах, особенно на официальных мероприятиях. Другие, такие как набедренная повязка, леггинсы, головные уборы только носят знахари и одевают на религиозные церемонии. Вообще, Индейцы используют слово "регалии" для традиционной одежды, которая используется для церемониальных случаев.

Солнечный Головной Убор

Фигурки людей в Солнечных Головных Уборах, застывшие в древних танцах, говорят о том, что история головного убора насчитывает тысячелетия. Родиной Солнечного Убора могла быть как Сибирь, так и Америка. Я лично склоняюсь к тому, что всё-таки Америка была родиной культуры Солнечных Головных Уборов, которая распространялась на территорию Старого Света через Берингию далёкими предками американских индейцев.

Что такое Солнечный Головной Убор?


Первоначальный смысл Солнечного Убора сохранился среди традиционных шаманов Сибири, которые до наших дней сохранили традиции индейской прародины.

Практически у всех народов Европы, Сибири и Америки существовало понятие о Древе Мира, как в пространственном, так и во временном измерении Вселенной. Начиная от германской мифологии и заканчивая инками на верху Древа Жизни жил Золотой Орёл или Солнечный Орёл. Такое традиционное восприятие Вселенной сохранилось как у германских язычников, так и у американских индейцев прерий. По преданию германцев, Один превращался в Орла, а его спутниками были вороны - символы Мудрости, исходящей из Нижнего Мира. Во время Большого Танца Солнца водружался огромный столб - символ Древа Жизни, на вершине которого помещали чучело орла или несколько орлиных перьев. Такое же значение имеют и тотемные столбы индейцев северо-западного побережья.

Тотемный столб, то же самое Древо Жизни символизировал родословную. Обычно тотемный столб увенчивался вырезанным из дерева и раскрашенным орлом.

У древних славян Бог также назывался Родом и представлял собой Древо Жизни.

Имея такое представление о мироустройстве, как деление Вселенной на три Мира - Нижний (Прошлое), Средний (Настоящее) и Верхний (Будущее) во всех четырёх его измерениях, мы можем прочувствовать отношение к жизни наших далёких предков.

Шаманы "путешествовали" как в Верхний так и в Нижний миры. Благодаря сибирским шаманам мы можем на время отправиться в Прошлое и узнать то, что нас интересует относительно истории Солнечных Уборов.

Шаманы, путешествующие в Верхний Мир, называются "белыми шаманами", они предсказывают будущее, получая из Верхнего Мира информацию. Шаманы, путешествующие в Нижний Мир, разговаривающие с предками, называются "чёрными шаманами".

Алтайские белые шаманы во время церемоний или камлания одевали на голову белую шапку из орлиного пуха или зимнего меха горностая. К этой шапке пришивались цветные ленточки. У алтайских шаманов этот головной убор назывался "Птица С Тремя Лентами", цвета этих лент символизировали все три Мира.

Чёрные алтайские шаманы носили шапку из чёрного вороньего пуха или меха черно-бурой лисы, эта шапка называлась Шапкой Ворона.

Были шаманы, которые одинаково путешествовали как в Верхний Мир, так и в Нижний, они назывались Великими Шаманами или Большими Шаманами.

Головной убор шамана у тувинцев и алтайцев представляет собой ленту, к верхнему краю которой нашиты орлиные перья - 40 больших и 20 мелких. На ленте нарисованы глаза и уши, олицетворяющие собой шаманскую способность к видению и слышанию. Сам же головной убор является главным атрибутом шамана, помогающим ему летать, а для особо высокого полета впереди орлиных перьев крепятся два длинных черных пера, они помогают преодолевать сопротивление воздуха. Часто спереди повязки нашивают бахрому из ленточек, полностью закрывающую лицо, сквозь нее хорошо видно огонь и духов, но не видно окружающих людей.

Среди Ольхонских и Баргузинских бурят существует легенда о том, что одна красивая девушка была похищена Орлом и через какое-то время она вернулась со своими детьми. Вот от этих её детей и пошло племя хори. Говорят, что самые первые хори отличались от остальных бурят, они были горды и имели носы, похожие на орлиные клювы. Многие буряты считают, что первый шаман, появившийся в этих краях вёл свой род от орла.

Эти детали косвенно подтверждают версию о проникновении древних индейцев на территорию Сибири. Все соседние с хори племена считали хори потомками орла. Хори уважались бурятами до такой степени, что галзуты считали, что совершать обряды очищения или поклонения Огню могли проводиться только потомственным хори или с его одобрения.

Орёл был непосредственно связан с Солнцем, Верхним Миром а также с Громом и Молнией практически у всех монгольских, алтайских и якутских племён.

Название монгольского народа меркиты означает "Дети Орла".

Хори и Баргузинские буряты ходят на молитвы и посты к пещере Ольхона.

Легенда Ольхонских бурят гласит, что там появился новый святой, проповедующий новую веру, отец отправил туда своего сына, и тот получив знания вернулся орлом, но уже не мог стать человеком. Вот почему орёл понимает человеческую речь и требует к себе уважения. На Ольхоне считаются самыми священными белоголовые беркуты.

Бездетные обычно приносят Ольхону подарки и просят его принести им детей. Обращаясь к Ольхону они обращаются в Верхний Мир, в Будущее, в Мир Потомков и Ольхон дарит им потомство.

Обычный орёл-беркут имеет на шее и голове золотистые перья, к тому же он символизировал Солнце, поэтому он широко известен под названием Золотой Орёл или Солнечный как у сибирских народов, так и у индейских.

Великие и белые шаманы почти всех этих народов носили во время обрядов головные уборы из орлиных перьев. Убивать Орла было табу, и любой человек, убивший без причины орла, должен был умереть.

Откуда же шаманы доставали орлиные перья?

Орлы умирали от старости, и шаманы находили останки этих птиц. Когда изможденный или раненый орёл мучился, то шаману разрешалось его задушить, но обычно орлы, почувствовав смерть, поднимались очень высоко в небеса и, сложив крылья, совершали свой последний полёт.

Шаманы приносили духу погибшего орла жертвоприношение, обычно они умерщвляли на месте последнего падения орла мышь или собаку и оставляли её.

Шаман брал необходимое число перьев. Беря перья у орла, шаман пел песню Орла, вспоминая о его гордой жизни и высоких полётах, он как бы подбирал с земли силу подаренную ему орлом.

Тело орла сжигали на священном костре, тем самым возвысив его к небу, к Солнцу. Причём, тело орла сжигали только днём, когда Солнце ярко светило. При сжигании орла шаманом исполнялись песни его рода. Такие традиции существовали в глубокой древности как на территории Сибири, так и в Северной Америке.

Чтобы оживить перья и прирастить их к себе, шаман окрашивал основания перьев в священную красную охру, которая символизировала и жизнь и кровь. Теперь такое живое перо могло прикрепляться к пуховой шапке или коже, окрашеной так же охрой.

Эти традиции хранились на протяжении тысячелетий. После ухода Берингова Моста под воду традиции Солнечных Головных Уборов стали развиваться по разным путям.

Солнечные головные уборы Старого Света сохранили в себе древние черты. Они не стали такими популярными среди своего народа. Культура сибирского головного убора вытеснялась как христианством, так и буддизмом.

Но до сих пор можно встретить среди тувинских и енисейских шаманов самые древние Солнечные Уборы, отдалённо напоминающие старые головные уборы, которые можно увидеть на старых документальных фотографиях представителей племени черноногих. Сначала Солнечные Уборы были коронообразными, перья пришивались к шапке по кругу. Для изготовления головного убора тувинские шаманы использовали до несколька десятков орлиных перьев.

Теперь рассмотрим, так сказать, дизайнерскую сторону истории Солнечного Головного Убора.

Во-первых, хотелось бы отметить, что с возрастом орёл-беркут меняет свою окраску, перья становятся темнее.

Известно, что молодой беркут имеет более яркую окраску - перья на крыльях и хвосте белые с чёрными широкими концами. Молодой беркут очень красив - золотистый пух на шее, спине и ногах, и контрастные чёрно-белые перья на хвосте и крыльях. Русские, которым доводилось увидеть молодого беркута на природе, говорят, что красивей птицы они не видели и что он по расцветке гораздо красивее самых красивых петухов. Постепенно перья начинали темнеть, приобретая буровато-коричневую или серую окраску и волнообразные чёрные линии и пятна с белыми разводами по всей длине (такая окраска называется мраморной). К шестилетнему возрасту почти все перья становились тёмными.

На территории Нового Света, а точнее в прериях Северной Америки Солнечный Головной Убор получил огромное распространение. Индейцы прерий предпочитали перья молодых беркутов, так как они считались более красивыми. Если проследить за цветовыми предпочтениями индейцев, то они любили сочетать чёрное и белое, будь то пятнистые лошади, перья, шкурки зимних горностаев и украшения из полированных костей и морских ракушек.

С точки зрения древней философии чёрно-белые предметы символизировали два Мира - Верхний и Нижний, чтобы проще было понять приведу к примеру знак Инь-Ян. Совпадение или нет, но индейцы Сиу в древности считали священным камень, который назывался Инь-Ян. Помимо символического значения чёрно-белые украшения отлично сочетались со смуглой красноватого оттенка кожей.

Для древних индейских шаманов двенадцать хвостовых перьев орла-беркута символизировали двенадцать месяцев в году, жизненный цикл, состоящий из весны, лета, осени и зимы, что в свою очередь символизировало детство, юность, зрелость и старость.

Самые первые головные уборы делались только из двенадцати хвостовых перьев. Выглядели они примерно также, как традиционный головной убор черноногих, хотя даже в Сибири известны более древние формы головных уборов которые имеют сходство больше с Солнечными Головными Уборами Лакота середины девятнадцатого века.

Перья постепенно стали прибавляться, позже Солнечный Головной Убор стал атрибутом, не только шаманов, но и вождей. Вероятно этот обычай вносили шаманы, которые становились вождями. Но как бы там ни было, Солнечный Головной Убор стал и отличительной чертой некоторых военных обществ.

С распространением культуры Солнечного Головного Убора распространялась и племенная профессия "Ловец Орлов". Орлиные перья к тому времени становились своего рода первыми деньгами, утрачивая своё первое предназначение. Например, Шульц напрямую пишет, за какое количество хвостовых перьев можно выменять ружьё или лошадь.

Головной убор становился не только привилегией шаманов, вождей и воинов, но и просто богатых членов племени особо ни чем не отличившихся.

Позднее Солнечный Головной Убор приобрел ещё одну концепцию, он собирался из предварительно выложенного круга на священном месте, где перья означали ещё и лучи Солнца.

Такой головной убор получался более роскошным и динамичным, так как перья не пришивались намертво, а прикреплялись только у основания, а друг с другом соединялись сухожилием.

Таким образом, новый тип головного убора вытеснил старый, более традиционный.

После того, как Солнечный Головной Убор перекочевал от шаманов к вождям и военным обществам, он стал утрачивать первоначальный сакральный смысл превращаясь практически в главную военную регалию. Количество перьев дополнялось трофейными перьями, снятыми с головных уборов врагов.

Позднее на головных уборах стала появляться бисерная лента и вышитые розетки на висках (которые перекликаются с "ушами" на древнем шаманском уборе).

С появлением анилиновых красителей Солнечный Головной Убор стал более ярким, красился обычно пух - в красные и жёлтые цвета.

Теперь Солнечный Головной Убор является самой эффектной составляющей частью национального костюма не только индейцев прерий и плато, но и всех индейских народов США и Канады.

Для печати на гофрокартоне более всего подходят краски для флексографии. В их состав входят пигменты, пленкообразующие вещества, а также растворители. Существует большое количество добавок, позволяющих получать краску разных свойств. В зависимости от вида краски различается специфика их использования.

Выбор краски для упаковки того или иного вида материала в наименьшей степени определяется печатными свойствами его поверхности. Тем не менее, учитывая требования к качеству упаковки, относиться к выбору краски нужно максимально ответственно. Воспроизведение оригинала на картоне должно быть точным и стабильным, причем, от первого экземпляра до последнего. Маленький кегль, выворотки, подложки и разнообразная цветовая гамма, высокая линиатура - все эти элементы постоянно встречаются в современных упаковках.

Как отмечают эксперты в полиграфической индустрии больше всего требуемым параметрам отвечают флексографские печатные краски. В основе полиграфических красок - два вида составляющих: пленкообразующие и собственно красящие вещества. В качестве последних, к слову, раньше применялись анилиновые красители - однако они не в состоянии выдержать длительные воздействия воды, щелочей, кислот, жиров. Также анилиновые красители склонны к миграции и имеют низкую светостойкость, при дневном свете их яркость и цветность резко снижались.

Ныне этих проблем удается избежать: вместо анилиновых красителей используются сложные пигменты - органические, неорганические, синтетические, лаковые. В отличие от красителей пигменты устойчивы к жидкостям и растворам. Благодаря их введению краска способна изменять свои оптические и цветовые свойства, обладать термостойкостью, электроизоляцией, токопроводимостью.

Пигменты представляют собой кристаллические порошки, нерастворимые в воде. Они бывают черными, белыми или цветными. Черного и белого цвета, как правило, добиваются путем добавления в краску диоксида титана или сажи. Чтобы, помимо цвета, краска приобретала конкретные специфические свойства, в ее состав вводятся наполнители: микротальк, гидроксид алюминия, сернокислый барий. Существует много видов пигментов, которые различаются цветом, укрывистостью, светопрочностью. Для получения спецэффектов применяют металлические, люминесцентные, перламутровые пигменты.

Пленкообразующий (его еще называют связующий) элемент влияет на химические и печатные свойства краски, ее блеск, а также закрепление пигмента на запечатываемом материале. В качестве связующих применяются такие производные целлюлозы, как нитроцеллюлоза, этилцеллюлоза, а также полиамидные, кетоновые и акриловые смолы, различные винилполимеры.

Конечно, двумя перечисленными видами веществ состав красок не ограничивается. Способ закрепления краски на штампе сильно зависит и от вида применяемых растворителей - воды, спиртов (этанол, бутанол, метанол), различной «органики». Печатные краски могут быть изготовлены на основе только одного растворителя. Чаще для получения нужных свойств часто используются смеси растворителей - чистых спиртов (метилового, этилового), либо спиртов с введением активных растворителей (сложных эфиров или углеводородов).

Наиболее совместимы с оттисками краски на основе спиртов или воды. Эти краски не приводят к изменению физических свойств форм. В печатных красках на основе смесей растворителей концентрация активных растворителей (сложные эфиры или углеводороды) должна быть минимальной - иначе можно испортить форму.

Растворители, связующие и пигменты - обязательные компоненты флексографических красок. Все прочие добавки обычно составляют не более 5% от состава краски. Составляющие могут сочетаться в таком соотношении:

  • пигменты: 10-30 %;
  • связующие вещества: 10-40 %;
  • растворители: 25-70 %.

Независимо от сочетаний компонентов, при печатании на гофрокартоне краски должны отвечать следующим требованиям:

1) не иметь запаха (либо иметь минимальный запах) - т.е. растворитель должен полностью удаляться);

2) не приводить к слипанию продукции в рулоне;

3) обладать высокой адгезией;

4) обладать устойчивостью к воде и заморозке;

5) быть устойчивыми к истиранию, в том числе влажному;

6) иметь устойчивость к воздействию химических реактивов, например, моющих веществ, парафина, молочной кислоты;

7) обеспечивать возможность последующего ламинирования и каширования;

8) обладать стойкостью к термообработке и обеспечивать возможность сваривания;

9) иметь достаточную светостойкость.

По своей вязкости флексографская краска, наряду с красками для глубокого способа печати, является наименее вязкой (15-35 с). Вязкость краски определяется при помощи воронки ВЗ-4: в отверстием диаметром 4 мм наливается 100 мл краски - а затем подсчитывается время, за которое краска вытечет из воронки.

Наименее вязкая краска (15-22 с) используется для печати на бумаге, самоклеящейся бумаге, картоне и гофрокартоне. При печати же на различных пленках (таких как полиэтилен, полипропилен, полиэтилентерефталат лавсан, полиамид, целлофан) используется более вязкая краска - от 22 до 28 с. Нужной вязкости добиваются непосредственно на предприятии - путем добавления растворителей.

По типу закрепления на оттиске все флексографские краски можно разделить на следующие виды (они различаются ценой используемых материалов, а также технологическими особенностями процесса):

1) водные дисперсионные (закрепляются за счет впитывания и испарения) - водоразбавляемые;

2) спиртовые (закрепляются за счет испарения летучих растворителей) - спирторастворимые;

3) отверждаемые при помощи ультрафиолета (они закрепляются воздействием УФ-лучей (от 200 до 430 нм) в специальных модулях УФ-сушки).

Краски на водной основе закрепляются следующим образом: связующее вещество (как правило, акриловая смола) омыляется аммиаком, переводится в растворимую соль, а затем в краску. Аммиак при отверждении испаряется. Связующее вещество обволакивает каждую частичку пигмента. При использовании водорастворимых красок изображение на оттиске получается матовым: для гофрокартона это особенно важно. При этом водоразбавляемые краски являются

наиболее экологически чистыми.

Спиртовые краски закрепляются на запечатываемом материале за счет испарения растворителя - этанола и пр. К испаряющимся растворителям можно также отнести ацетон, эфиры и углеводороды (бензин, толуол и ксилол). Данный вид красок менее экологически чист, но более дешев по сравнению с водоразбавляемыми. Зато оттиск получается глянцевый.

При ультрафиолетовом отверждении краски подвергаются специальному излучению. Закрепление красок происходит мгновенно за счет реакции фотополимеризации. УФ-отверждаемые краски позволяют получать наилучшее качество печатного оттиска - с высокой линиатурой, сочной цветопередачей. УФ-краски почти не сохнут в красочном аппарате, в частности, на анилоксовом валике. Это сокращает время простоев печатной машины из-за очистки печатных секций. Недостатком данного вида красок является дороговизна и то, что во время работы УФ-ламп выделяется небезопасный для здоровья человека озон.

При использовании любых видов красок эксперты компании «ПИИ «Итрако» советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • Краски нужно тщательно перемешивать перед применением, поскольку при хранении пигмент оседает.
  • Чем больше краска «провалится» внутрь (впитается), тем менее насыщенное изображение получится. Поэтому при необходимости более насыщенного изображения поры бумаги перекрываются лаком, а уже сверху наносится печать. В этом случае краска не «проваливается».
  • Нельзя смешивать краски разных производителей, потому что каждый производитель использует свои связующие, многие из которых несовместимы.
  • При переходе с красок одного производителя на краски другого важно проконсультироваться об особенностях работы с данными краскам.
  • Металлизированные краски (золото и серебро) очень требовательны в применении. Чтобы получить высококачественный насыщенный оттиск с характерным металлическим блеском, в них желательно не добавлять никаких добавок.

* Материал подготовлен с использованием материалов компании «ПИИ «Итрако», Pakkograff.Ru, Unipack.Ru.

Существует два основных способа печати на гофрокартоне, прессованном картоне и бумаге. Первый – это флексография, второй – офсетная распечатка. Краски для картона и бумаги в обоих случаях отличаются, причем достаточно сильно. Причина заключается в разнице между методами печати. И об этой разнице мы сейчас и поговорим.

Флексографическая печать

Флексографическая печать отличается тем, что в ней используются жесткие печатные пластины. Они наносят изображение на носитель напрямую. За счет изначальной твердости печатные пластины отличаются тиражестойкостью. Данный способ прост – нет никаких промежуточных стадий, изображение наносится прямо на картон (созданный с помощью прессования макулатуры или термомеханической деформации и клея для многослойного гофрокартона) или бумагу. За счет этого стоимость подобной печати крайне низка.

Качество при этом зависит от типа красок, но об этом чуть позднее.

Офсетная печать

В отличие от флексографической, офсетная печать требует применения промежуточного звена. В этой роли выступает специальный цилиндр, на который наносится изображение. На носитель картинка переносится уже с помощью этого самого офсетного цилиндра.

К плюсам такой технологии можно отнести высокое качество картинки и крайне точное воспроизведение оригинала на носителей. Однако не обошлось без минусов.

Недостатки офсетной печати достаточно типичны – высокая стоимость (не в последнюю очередь из-за цены расходных материалов) и сложностью технологии. Кроме того, тиражестойкость цилиндра намного меньше, чем у жесткой пластины флексографического станка. Поэтому офсетная установка требует более пристального внимания.

Краски для офсетной и флексографической печати

Флексографические краски для печати на картоне и бумаге бывают:

  • водорастворимые;
  • на основе летучих растворителей (спирторазбавляемые);
  • с УФ-отверждением.

Основная разница между данными видами красок заключается в принципе закрепления, однако есть и другие различия. Это, к примеру, тип изображения (матовое или глянцевое), экологичность (однозначно лидируют водорастворимые), качество печати (здесь лучше всего себя проявляют флексографические краски на спиртовой основе и краски с УФ-отверждением).

Компания «Сарди&Ко» реализует экологичные водорастворимые и качественные спирторазбавляемые краски для флексографической печати. Обе разновидности прекрасно подходят для большинства носителей. Важное различие заключается в том, что водорастворимые краски дают матовое изображение, а спирторазбавляемые – глянцевой. Поэтому первые лучше использовать с гофрированным картоном.

Для офсетной печати чаще всего используются краски для картона одного типа – коллоидные системы с высоким содержанием пигмента.

Пигмент может быть как натуральным, так и искусственным. Главным требованием к нему является возможность печати тонким слоем. Естественно, немаловажно и качество передачи цветов. Практически единственным ограничением является использование минеральных веществ в качестве ингредиентов – их свойства несовместимы с типом печати, поэтому чаще всего применяют либо искусственные, либо органические пигменты.