Почему говорят что на ошибках учатся. Можно ли учиться на чужих ошибках, вместо того чтобы совершать свои? Упражнение «Рисуем слово»

неопределен

Организации претерпевают глобальные изменения раз в три года, в то время как незначительные изменения происходят почти постоянно. Но все же более чем 40% реорганизаций не достигают своих целей.

Чтобы одни и те же ошибки не повторялись снова и снова, организациям следует оценить, почему цели не были достигнуты, что пошло не так и убедить своих сотрудников сделать то же самое. В двух словах, организациям необходимо научиться извлекать уроки из собственных ошибок - особенно, когда речь идет об управлении изменениями.

Исследование, проведенное консультантами по менеджменту MaST International и Peter Honey Publications, проливают свет на те сложности, которые могут возникнуть в процессе «работы над ошибками», и почему люди не могут усвоить «урок», как это исправить и что необходимо сделать, чтобы в будущем подобные ошибки не повторялись.

Более четырех пятых опрошенных (85%) утверждают, что относятся ко всему что происходит, «как к возможности чему-нибудь научиться». В понятие «все», вероятно, входит и возможность поучиться на своих ошибках. Тем не менее, только 58% респондентов могут точно описать, какие именно уроки они извлекли из этого.

Разница между двумя цифрами означает, что «учеба на своих ошибках» чаще подразумевается, чем выражается на вербальном уровне. Если вы знаете, что научились чему-нибудь, но не можете четко определить, чему именно, то понятно, почему одни и те же ошибки повторяются так часто. При управлении изменениями внутри самой организации очень важно точно определить и донести до сведения окружающих о «полученном уроке» для того, чтобы избежать повторения прошлых ошибок и помочь дальнейшему развитию организации.

Важные уроки

В идеале, ошибка должна происходить лишь один раз, потому что на ней уже должны были научиться. Чтобы изменение принесло определенный эффект, организациям и сотрудникам необходимо учиться на примерах тех случае6в, когда что-то пошло не так - любые ошибки, крупные или мелкие, являются прекрасной возможностью научиться чему-либо.

Конечно, из ошибок можно извлечь определенные уроки, которые нельзя получить никаким другим способом. С точки зрения обучения, ошибки не то чтобы приветствуются, но требуют к себе особого отношения.

Без выработки плана действий уроки быстро забываются, и только 49% опрошенных признались, что под влиянием прошлых ошибок внесли коррективы в свои «реальные планы действий». Предполагается, что «уроки», полученные на ошибках, должны неизбежно выливаться в какие-то изменения. Но обычно дело заканчивается самокопанием или неопределенным намерением обратить внимание на этот урок в далеком будущем.

Это объясняет, почему ошибки, совершенные, например, в больницах или социальной сфере, все время повторяются. Одно дело - суметь объяснить, какой урок вы извлекли из ошибки (а 42% опрошенных не смогли этого сделать), и совсем другое - представить данные о том, вы предприняли какие-то действия. Очень часто в организациях обсуждаются грандиозные планы о том, как изменить нынешний способ работы, но применить эти изменения не представляется возможным, поскольку отсутствует четкий план действий.

Нежелание обращать внимание на полученные уроки и разрабатывать план действий во избежание повторения ошибки - это объяснимая реакция на работу в так называемой «культуре обвинений». Люди предпочитают скрывать свои ошибки или перекладывать свою вину на других, чтобы их не обнаружили и в итоге не уволили.

Разумные ошибки

Однако, не все ошибки обязательно «плохие» - необходимо научиться различать разные виды ошибок. Есть глупые ошибки, которые являются последствием беспечности или халатности, но также существуют и разумные ошибки, которые случаются в результате экспериментов и «просчитанного» риска.

Последние относятся к тем видам ошибок, которые одобряет сам Билл Гейтс. Довольно часто цитируют одну из фраз основателя Microsoft: «Я люблю брать на работу людей, которые совершали ошибки. Это говорит о том, что они умеют рисковать».

Но к какой бы категории не относилась ошибка, ее реальная ценность заключается не в самой ошибке, а в том, какой урок можно извлечь из нее. Тем не менее, переход от «культуры обвинений», где за ошибки наказывают, к «культуре извлекаемой пользы», где на ошибках учатся, все еще пробуксовывает.

Несомненно, стиль поведения вашего непосредственного начальника является необходимым условием для создания культуры в организации, где ошибки ценятся как новые возможности для обучения. Вот восемь простых правил, как изменить свое поведение, чтобы сделанные ошибки приносили только пользу:



  • Исследуйте, вместо того чтобы осуждать и искать ошибки.

  • Оставайтесь спокойным, вместо того чтобы проявлять излишнюю эмоциональность.

  • Выясните, что же произошло на самом деле, вместо того чтобы реагировать на то, что, по вашему мнению, случилось.

  • Сосредоточьтесь в первую очередь на процессах, которые позволили ошибке произойти, а не на человеке, из-за которого все пошло не так.

  • Думайте о причинах, а не о следствии.

  • Извлеките из случившегося надлежащие уроки и выработайте четкий и разумный план действий.

  • Считайте, что совершивший ошибку хочет научиться на ней, вместо того чтобы заставлять его чувствовать себя виноватыми или каяться.

  • Принимайте ошибки как нечто неизбежное и как возможность научиться чему-то новому, вместо того чтобы бояться их или избегать.

Извлечь урок из своей ошибки явно недостаточно. Важно понять, как учиться на своих ошибках эффективно. В этом исследовании были проанализированы способы, по которым опрашиваемые учились и дали советы, как усовершенствовать в будущем процесс обучения. При анализе техник обучения в процессе опроса, директора оказались лидерами среди других рабочих групп в следующих утверждениях:



  • «Я ищу способы приложения полученного урока в одной ситуации на ряд других ситуаций». (82,8% директоров по сравнению с 65,6% в других должностных категориях.)

  • «Я экспериментирую с другими способами выполнения работы для того, что чему-то научиться». (74% по сравнению с 51,9%.)

  • «Мне необходима обратная связь для того, чтобы знать, насколько хорошо меня понимают другие». (64% по сравнению с 49%.)

  • «Я спрашиваю себя, где еще можно применить полученный урок?» (53% по сравнению с 42%.)

Судя по результатам этого опроса, можно вынести два заключения: либо директора были не совсем правдивы или немного преувеличивали, или они действительно делают это чаще, чем другие работники, занимающие менее ответственные посты. Если последнее объяснение ближе к правде, это означает, что директорам необходимо делать больше для создания благоприятной атмосферы на рабочих местах, где подобное поведение у других будет активно поощряться.

При внесении изменений следует обращать внимание и на уже имеющиеся сильные стороны в самой организации. Вместо того чтобы все время обращать внимание на негативные моменты, необходимо обучить других сотрудников тем техникам, которые оказались успешными. Это тоже будет способствовать развитию и процветанию организации.

Если придать обучению, возникшему в результате совершенных ошибок и вообще в процессе событий, то значение, которое оно действительно заслуживает, то руководителям предприятий должны сделать следующее. Во-первых, служить образцом поведения для других и щедро делиться полученными знаниями и предоставлять другим сотрудникам возможность научиться чему-то новому. Во-вторых, включить такое «обучение» в культуру своей организации и использовать любую возможность, чтобы доказать важность этих «уроков» как для самой организации, так и для реализации каждого сотрудника в отдельности.

По материалам Personneltoday.com

«Человек учится на ошибках» — каждому из нас хорошо известна это пословица. Но кто из нас задумывался над тем, сколько содержания и сколько жизненной мудрости в этой пословице? Ведь это действительно очень верно сказано. К сожалению, мы устроены именно таким образом, что пока сами всего не увидим, сами по попадем в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем верных для себя выводов.

Поколение меняется поколением, человеческие знания развиваются по всем направлениям, а вот жизненный опыт, несмотря на эпоху, приобретается каждым человеком в отдельности, а его жизненная мудрость появляется лишь после сделанных человеком многих проб и ошибок. Это закон природы и мы ничего не можем с этим сделать. Но еще говорят, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих.

И это действительно так. Зачем делать те же жизненные ошибки и попадать в те же неприятные жизненные ситуации, в которых уже побывали твои близкие или друзья? Но чтобы такого не случилось, нужно действительно быть умным человеком и осознавать, что какой бы ты умный не был, самый ценный для тебя опыт в любом случае — это опыт других людей, которые прошли гораздо длинный жизненный путь. Надо иметь достаточно ума, чтобы не попасть впросак а потом не ломать голову, как из этой передряги выбраться. А вот на собственных ошибках чаще всего учатся те, кто считает себя непревзойденным знатоком жизни и не задумывается над своими поступками и своим будущим.

Однако по этому поводу можно и поспорить, поскольку существует еще одна пословица, приобретенное жизненным опытом многих поколений людей. «Не взаймы у соседа ума» — говорит эта пословица. Это значит, что не надо полагаться на опыт и знания других, не надо слушать, что тебе советуют другие, а лучше всего надо жить своим умом и проверять все на собственном опыте. Поэтому есть немало исторических и жизненных примеров. Интересный, например, тот факт, что еще Аристотель написал в одном из своих трудов, что у мухи восемь ног. На это опиралась научная среда всего мира и это заявление не подвергалась сомнению вплоть до начала XIX века.

Хотя казалось бы, чего уж проще — поймать муху и посчитать количество ее ног, чтобы убедиться в верности утверждения Аристотеля. Но это никому даже в голову не пришло, потому что все полагались на непревзойденный авторитет великого ученого. Видимо, так считали и дальше, если бы не один итальянский естествоиспытатель, которому, видимо, никогда не приходилось читать труды Аристотеля. Он взял и перечислил количество ног у мухи — их оказалось шесть!

Вот так и в обычной жизни мы достаточно часто полагаемся на то, что слышим от других, а проверить все самому — нет никаких трудностей. И задумываемся над тем, что можно было бы все сделать по собственному согласию лишь тогда, когда сожалеем, что сделали все неправильно, положившись на советы других.

Как видите, две пословица, две народных мудрости, очень близкие по содержанию, но в то же время и очень разные. И если мы в своей жизни научимся правильно использовать эти премудрости и будем учиться не на своих, а на чужих ошибках, но при этом жить только своим умом, а не полагаться на разум других, все в нашей жизни будет лучше и мы с легкостью будем преодолевать все жизненные преграды.

Тема занятия: « На ошибках учатся ».

Познавательная беседа

Цель: Формировать понятия успешности; создать психологический портрет успешного человека.

Оборудование: Компьютер, презентация.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Приветствие.

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о страхах. Каждый человек чего-то боится. Кто-то боится за себя, а кто-то за своих близких. Главное, обрести умение управлять своими страхами и находить способы их преодоления.

I I . Основная часть.

1. Игровое упражнение « Школа - это...».

Цель: совершенствование ассоциативного мышления.

Сейчас мы поиграем в игру. Я назову общее слово, а вы попробуете подобрать к нему как можно больше подходящих слов. Но сначала потренируемся. Я назову слово «радость», а вы подберете к нему как можно больше подходящих слов.

А теперь я называю слово «школа». Какие слова первыми приходят вам в голову, когда его слышишь? Следующее слово «уроки». Теперь подбери слова к понятию «учитель».

Итак, мы сегодня узнали, что школа для вас связана с такими словами как: уроки, учитель, домашнее задание, отметки, учебники, тетради и т.д.

2. Разогрев. Упражнение «Чего я боюсь?»

Цель: развитие способности распознавать свои школьные страхи и находить способы их преодоления.

Каждому ответу соответствует свой знак (большой палец, поднятый вверх, означает «согласен», опущенный вниз - «не согласен»).

Прослушайте внимательно следующие утверждения:

    Я волнуюсь по поводу своей учебы.

    Я сильно нервничаю перед контрольной работой и во время ее выполнения.

    У меня часто болит голова или живот.

    Мне трудно сосредоточиться.

    Мне трудно принимать решения.

    Иногда мне немного трудно знакомиться с новыми людьми.

    Я чувствую, что на меня давят другие люди.

    Ночью я не всегда отдыхаю хорошо.

    Думаю, я слишком много волнуюсь.

    Взрослые слишком многого от меня ждут.

    Я боюсь ошибиться.

Человеку свойственно тревожиться в ситуациях, когда есть какая-то неопределенность, например, неожиданная контрольная работа, или ты не выполнил домашнее задание и не знаешь, как к этому отнесется учитель.

Можно начать переживать неудачу заранее, еще даже не отдавая себе отчета в том, что же конкретно беспокоит. Бывают ли такие ситуации, что вы выучили стихотворение, но боитесь, что не сможете рассказать его без ошибки? Вспомним такие случаи.

Волноваться перед контрольной работой или перед ответом у доски - это нормально. Волнение помогает нам собраться, лучше вспомнить материал, но только в том случае, если оно не очень сильное. Если же мы слишком тревожимся, то, наоборот, иногда забываем даже то, что знаем хорошо. Можно научиться справляться со своим страхом, стоит только захотеть. Для этого надо научиться верить в свои силы и не бояться делать ошибки.

3. Упражнение «На ошибках учатся»

Цель: научить детей способности объективно воспринимать собственные ошибки.

Каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из нас знает, что он время от времени ошибается. Можете ли вы вспомнить сейчас какую-нибудь свою крупную ошибку?

Некоторые люди, совершив ошибку, устраивают над собой строгий суд. Другие же просто еще раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым разом они учатся и не делают больших проблем из своих неудач. А как вы реагируете на свои ошибки?

Ответьте, пожалуйста, на оба вопроса. Если есть желание, можно еще и нарисовать небольшие иллюстрации к своему рассказу.

А сейчас возьмите новый лист бумаги и напишите на нем очень крупно: «Делать ошибки - это нормально. На своих ошибках мы учимся. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!». Украсьте свои листы так, чтобы было приятно на них смотреть. Потом можно повесить их дома на стену.

Возможные вопросы:

Переживаете ли вы, когда совершаете ошибку?

Пытаетесь ли вы снова и снова совершать какое-то действие до тех пор, пока не научитесь его делать правильно?

Кто радуется вместе с вами, когда у вас что-то получается?

II. Практическая часть. Ход работы.

1. Упражнение «Рисуем слово»

Цель: развитие способности распознавать свои школьные страхи.

Иногда одно имя, без реального присутствия человека, или название предмета, которого мы боимся, может вызвать страх. При словах математика и учитель у некоторых школьников даже дома опускаются руки и портится настроение. Таким образом, слово, произнесенное вслух или про себя, вновь и вновь воскрешает переживания прошлого опыта. Одно и то же слово может вызывать у разных людей разные чувства.

Например, я произношу слово "контрольная". Все реагируют на него по-разному:

    Что это слово значит для вас? Какие чувства и воспоминания приходят?

    Какие возникают ассоциации?

    Представь себе это слово написанным на листе бумаги. Как оно выглядит?

    Как звучит слово "контрольная"?

2. Упражнение «Волшебные слова»

Цель: научить детей способности самостоятельно находить способы преодоления страхов.

Сегодня мы с вами, как волшебники, научимся заряжать слова волшебной силой, превращать их в «магические», менять свое отношение к ним. Итак, начнем.

1. Предлагаю для начала определить проблему, которая вас тревожит.

2. Теперь составим список слов, относящихся к данной проблеме.

Продолжите предложение: «Стоит мне услышать слово...»

Какое это слово для вас? Какое слово заставляет волноваться сильнее всего?

3. Пожалуйста, закройте глаза и вообразите, что это слово написано на бумаге...

Как оно выглядит? Оно напечатано или написано от руки? Какие по размеру буквы? Они цветные? Обращайте внимание только на те представления, которые возникают легко, будто сами по себе. Подумайте, чей голос произносит это слово и как? Из какого материала сделано это слово? Какой у него запах и вкус? Слово может навеять впечатления, о которых я не спрошу. Обращайте внимание и на них тоже.

Представили? Если вы хотите научиться спокойно и уверенно реагировать на мысли о каком-то событии, то уже само слово, обозначающее это событие, должно вызывать чувство уверенности и спокойствия. Сделайте так, чтобы это слово вызывало у вас только хорошее настроение.

Итак, теперь давайте мысленно изобразим слово по-другому, чтобы оно стало для нас приятным, привлекательным.

- Как должно быть написано слово?

-Как должно оно звучать?

Как вы должны его ощущать?

Какие другие особенности имеются у этого слова?

Приукрасьте это слово, пусть оно станет "безобидным".

- А сейчас возьмите цветные карандаши, фломастеры и нарисуйте, как преображается это слово.

III. Заключительная часть:

Притча. «Осел и колодец.»

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: «Как же его оттуда вытащить?».Тогда хозяин ослика рассудил так: «Осел мой - старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно - почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю». Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг,он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу. Он был очень изумлен от того, что увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!

…В жизни вам будет встречаться много разных преград и каждый раз жизнь будет посылать все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхните его и поднимайтесь наверх и только так вы сможете выбраться из колодца.

Ведь каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода на ручье. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца. Просто нужно в стряхнуться и подниматься наверх.

Обсуждение итогов встречи (2 мин.)

А теперь, расскажите мне, пожалуйста, о том, что вам понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем вы довольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными. (Ответы).

Никому не нравится совершать ошибки. Но если вы не хотите прожить свою жизнь как полный отшельник, то вам просто придется их совершать. Если вы будете правильно учиться на ошибках, то они будут стимулировать вас к совершению прогресса.

Вы также должны понять, что ошибки являются неотъемлемой частью саморазвития. Не будьте подавлены чувством вины и сожаления, но анализируйте то, как вы можете учиться с их помощью.

Извиняйтесь с достоинством

Если вы совершили ошибки, которые причинили вред другим людям, то будет важным выразить достойное извинение. Проясните, что это был несчастный случай, который больше не повторится. Хорошее извинение может положить хорошее начало восстановлению правды.

Если вы не извинились из-за смущения или нежелания, то оскорбленный человек направит это против вас. Если вы извиняетесь искренне, то другой человек охотно забудет о вашей ошибке.

Наиболее эффективным будет , нежели краткое сообщение или письмо. Однако после того как вы извинились, будет ошибкой продолжать извиняться каждый раз за ту же совершенную ошибку. Некоторые люди продолжают извиняться снова и снова. Это становится раздражающим. Лучше искренне извиниться однажды и идти дальше.

Не будьте перфекционистом

Если вы живете с постоянной боязнью совершить ошибку, то вы проведете большую часть своей жизни, не сделав абсолютно ничего. Нет никакого зла в совершении ошибок, это неотъемлемая часть продвижения вперед. Чем большую ответственность вы примете на себя, тем больше будет вероятность совершения вами ошибок.

Если вы чувствуете необходимость избегать ошибок любой ценой, то это станет психологическим барьером в принятии рисков. Если вы совершили ошибку, не прячьтесь в панцире.

Не тратьте время в попытках оправдать ошибки

К несчастью, оправдывание своих действий является нашим природным инстинктом. Когда вы совершили ошибку, то первоначальной реакцией обычно является порицание кого-то другого.

Когда совершаются ошибки, пострадавшего вряд ли интересуют ваши оправдания. Мы оправдываем ошибки ради своего эго. Иногда лучше просто сказать: «Да, я совершил ошибку.»

Выясните, почему произошла ошибка

Ошибки происходят по разным причинам. Для того чтобы избежать их повторения, вам нужно понять главную причину.

Например, вы можете разговаривать с кем-то гневно и торопливо. Ошибкой здесь будет высказывание недобрых слов. Тем не менее, что заставило вас сердиться в этом случае? Возможно, вы постоянно утомлены или, возможно, вы затаили бессмысленную обиду на кого-то. Если вы совершили ошибку из-за того, что постоянно чувствуете усталость, то постарайтесь больше спать. Если вы постоянно напряжены, то найдите способы расслабиться и отстранить себя от нервных ситуаций.

Избегайте повторения ошибок

Вы должны избегать чувство вины от совершения ошибок, но в то же время, вы должны принять решение учиться на них. Если вы повторяете те же самые ошибки, то это говорит о том, что вы не совершаете прогресса, и это часто заставляет вас страдать.

Частые ошибки являются следствием плохих привычек. Для избежания совершения одних и тех же ошибок вам нужно . Это требует внимательного рассмотрения и постоянного усилия для изменения вашего способа мышления. Однако чем раньше вы измените свои привычки, тем раньше вы начнете избегать повторяющихся ошибок.

Ошибки - это возможности учиться

С помощью своих собственных ошибок вы можете заработать мудрость и ускорить саморазвитие. Ошибки с их неразрывной связью в принятии рисков являются основой успеха. Очень важным моментом является видение ошибок в качестве плодотворного продвижения к высшей реальности и .

Секс не должен быть скучным! Если вы начинаете во время занятий любовью зевать, думать о трещинах на потолке, о завтрашнем деловом обеде – то зачем вам такая эротика? Подумайте лучше о том, как лучше организовать для себя и своего партнера долгожданное разнообразие в сексе.

Можно менять места – ведь кровать в спальне – это так традиционно и ожидаемо. Займитесь любовью во время дождя в парке в крытой беседке, куда в непогоду никто не заглянет, а звуки дождя все равно заглушат любые звуки, которые вы издадите. А если вас со стороны кто-то и увидит, то решит, что вы просто прячетесь там от непогоды, обнимаясь и реагируя так... бурно на грозу! А под дождем это будет...как секс в душе!

Разнообразия в сексе можно достигать и за счет смены ролей . Например, если вы привыкли все время заниматься этим вдвоем, а впустить кого-то еще в свою жизнь или даже просто в постель опасаетесь – можно стать слегка авантюристами. Утащите любимую или друга с развеселой вечеринки в соседнюю комнату заняться страстным сексом «на скорую руку». Правда, не забудьте о контрацептивах , да и очень внимательно следите за настроением своей половинки – если он занят действительно важным для себя разговором, если рядом с ним все его семейство в полном составе, и ему очень важно «держать лицо» – не мешайте ему в этом благом начинании, а лучше наоборот, помогите. И вечером вы наверняка будете вознаграждены за все усилия, что вы прилагали для поддержания собственного социального статуса. Необычный секс может ожидать вас где угодно...

Если же вы любите риск и приключения – то можете никуда не тащить друга, а залезть под стол и устроить небольшой эротический сюрприз. Разнообразие в сексе может заключаться в том необычном опыте, который получит ваш любимый, старательно поддерживая светскую беседу, в то время как вы его под столом возбуждаете. Ну или можно залезть под стол вместе с другом, пока вас ищут по разным комнатам – и начать там с упоением целоваться! Попахивает, конечно, «детским садом», однако очень радостным, веселым и милым.

А еще может быть легко достигнуто сменой поз. При этом чем-то необычным может стать даже привычная многим пресловутая миссионерская поза, если вы ее не практикуете. Необычный секс для вас – это не обязательно что-то необычное для большинства! Все очень и очень индивидуально, здесь общих советов быть не может, все зависит от того, к чему привыкла личность, как она была воспитана, в каких традициях , что именно знает о сексе, какой у нее уже был сексуальный опыт. Ведь для кого-то и секс в душе будет откровением! Ответьте себе на несколько вопросов: насколько часто вы занимаетесь сексом? Что уже успели попробовать, сколько поз, как правило, практикуете? Вы пробовали оральный секс, петтинг, анальный секс? Вы пробовали несколько поз за один раз? Насколько далеко вы готовы пойти в своей погоне за разнообразием?Необычный секс – насколько он важен для вас?

Ведь некоторые пары готовы даже заняться свингом, кто-то – начать практиковать БДСМ-стайл, кто-то – снимать собственные занятия на видео или вести фотосъемку. Особенно красиво снимать секс в душе! Некоторые оригиналы пробуют на включенной стиральной машинке – говорят, это намного обостряет ощущения. Они становятся очень яркими, необычными и запоминающимися. Одним словом, если вы такого еще не пробовали – обязательно попробуйте, ведь отлично укрепляет отношения!