Тренинг на сплочение учащихся начальных классов. «Вместе весело шагать» - тренинг развития преодоления школьной тревожности для учащихся первых классов

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.

Тренинговое занятие Тема «Дружба начинается с улыбки»


Описание: предоставляю Вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия проводимого в тренинговой форме, которое будет интересно и полезно педагогам-психологам, учителям начальной школы, социальным педагогам, педагогам организаторам. Данное занятие предназначено для работы с учащимися начальных классов.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.
Задачи:
способствовать формированию позитивного настроя между одноклассниками по средствам невербальной коммуникации
способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися
развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному коллективу
развивать у учащихся начальной школы способности понимать эмоциональное состояние людей через невербальные средства общения
воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к одноклассникам
воспитывать толерантность, терпимость и уважение к одноклассникам
Форма проведения: тренинг
Оборудование: магнитофон, фонограмма с песней «улыбка» из мультфильма «Крошка енот», раздаточный материал цветы настроения, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия:
Упражнение «Цветок моего настроения»
Педагог-психолог: Ребята вы знаете, что наше настроение бывает разным. Давайте, сравним наше настроение с цветками. У каждого из вас на партах лежат цветы – настроения, посмотрите на них внимательно и выберете тот цветок, который соответствует Вашему настроению.
Учащиеся рассматривают пиктограммы (цветов - настроения), определдяют изображённые на них эмоции. А затем каждый из учащихся выбирает один из цветков настроения, который соответствует его настроению на данный момент, и объясняют свой выбор.

Педагог-психолог: Как мне приятно, что у вас в основном у всех хорошее настроение и ваших цветочках, которые вы выбрали красивая и добрая улыбка.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Педагог-психолог: Все мы знаем, что без друзей очень плохо, а как вы думаете, какой самый простой способ завести себе друзей?
Учащиеся вспоминают и перечисляют способы, с помощью которых можно завести друзей.
Педагог-психолог: Все перечисленные вами способы хороши, но есть самый простой и самый действенный способ для приобретения друзей – это…
Сейчас я вам загадаю загадку автор, которой Елена Осипова отгадка, на которую и будет этот способ.
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,

С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об...
Учащиеся: Улыбке!
Педагог-психолог: правильно улыбка! Вот сейчас я вам предлагаю взять друг друга за руки, посмотреть друг другу в глаза и молча улыбнуться.
Упражнение выполняется под песню из мультфильма «Крошка енот» «Улыбка» на музыку В. Шаинского и слова М. Пляцковского.
Педагог-психолог: Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?
Учащиеся
Педагог-психолог: Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка – самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.
«Мозговой штурм». Дружба это...
Учащимся предлагается подумать над следующим вопросом:
Ребята, как вы понимаете слово «дружба» и кто такой по вашему "друг"?
Учащиеся после небольшого размышления высказываются.
Педагог-психолог подводит итог обсуждения и дает следующие определение понятий «дружба» и «друг»
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Друг – это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.
Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку.
(Вместе с учащимися выводятся следующие правила дружбы)
Правила дружбы:
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
Педагог-психолог. Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.
Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит?
Учащиеся приводят свои объяснения
Педагог-психолог обобщает высказывания учащихся.
Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга. А вы умеете определять эмоциональное состояние своих друзей-одноклассников? Вот сейчас мы и проверим.
Упражнение "Угадай эмоцию друга"
Один из учащихся подходит и вытаскивает карточку с названием того или иного эмоционального состояния (например, радость, горе, веселье, страдание, сострадание, удивление и так далее), и показать его с помощью невербальных средств общения. Другие учащиеся должны догадаться, какое эмоциональное состояние им продемонстрировал их одноклассник. Тот, кто отгадает первым, выходит следующим, для загадывания эмоционального состояния.
Педагог-психолог: Ребята скажите, пожалуйста, какое эмоциональное состояние человека вам нравится больше всего? (учащиеся чаще всего отвечают, что им больше нравится эмоции радость). А с помощью чего вы определяете, это состояние?
Учащиеся. С помощью улыбки на лице.
Педагог-психолог: Так как вы думаете, в чем же секрет улыбки?
Учащиеся высказывают свои соображения.
Педагог-психолог подводит итог.
Когда люди часто улыбаются, они становятся еще красивее.
Мировые учёные подсчитали, что 80 процентов успеха в жизни человека во многом зависит от его умения общаться с улыбкой.
Важно не забывать уметь улыбаться окружающим, так как это помогает нам доброжелательно относиться друг к другу и помогает приобрести много друзей.
С помощью доброй улыбки можно поднять своё настроение и настроение окружающих нас людей.
Ученые говорят, что пять минут смеха может продлить жизнь человека на один год.
Разрешите мне вам дать ряд советов:
Каждое утро не забывайте улыбаться себе - улыбайтесь перед зеркалом.
Постарайтесь на видном месте поместить фотографию или картинку улыбающихся людей.
Не забывайте дома, на улице, в школе, чаще улыбайтесь своим родителям, друзьям, учителям.
Помните - улыбаясь, вы улучшаем своё здоровье и делаете лучше окружающую нас жизнь.
Не забывайте, улыбайся, когда здороваетесь с людьми.
Упражнение «Цветок дружбы»
Педагог-психолог: Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса.
Педагог-психолог показывает учащимся круг основание цветка, на котором написан цветок, какого класса (например, 3 «А»).
Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете из цветной бумаги эту ладонь и на ней напишите свои добрые пожелания, своим друзьям-одноклассникам.
Учащиеся выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он вывешивается на доску.
Педагог-психолог: Красивый у нас получился цветок дружбы нашего класса? Вам он нравится?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»
Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.
Учащиеся становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.
Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Тренинг на сплочение класса.

Цель: Сплочение класса и повышение самооценки детей.

Ход занятия

Ребята, сегодня занятие проведу я. Но для начала давайте поздороваемся друг с другом. А делать это мы будем следующим образом. Сейчас давайте рассчитаемся на первый-второй.

Молодцы. Теперь я попрошу всех встать и отодвинуть стульчики, чтобы они не мешали. «Первые номера» строятся за мной в колонну, а «вторые номера» становятся на против нас. Для начала давайте поприветствуем, друг друга в колонне (поворачиваемся, пожимаем руку следующему за ним ребёнку,). А теперь давайте поприветствуем другую команду. Сейчас мы будем двигаться «змейкой» и пожимать друг другу руки.

Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.

Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Упражнение "Строй". Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь - по алфавиту, но сделать это молча.

Молодцы ребята!

Упражнение "Путаница". Все ребята встают в круг, и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки. В заключение подводится итог тому, что происходило на тренинге.

Упражнение "Ботинки". Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?

Упражнение «Почесать спинку»

Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого - внешнего или внутреннего круга. . . Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника. Положите свои руки на плече соседу. И медленно начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж.

Упражнение превращение: Сейчас уберите стульчики в сторону, они нам будут мешать. Наша игра будет называться «Превращение». То есть я буду называть животных, людей, предметы в которых вы должны «превратиться». Давайте попробуем. Сейчас вы все «превращаетесь» в кошку. Вы можете издавать звуки, которые характерны для кошки, то есть мяукать, мурлыкать, можете потягиваться, как это делают кошки и т.д.

Теперь вы «превращаетесь» в:

Зайчика

Уставшего человека

Собачку

Человека, который очень расстроен

Веселого человека

Лягушку

Обезьянку

Какие молодцы!

Упражнение «Через стекло». Детям предлагается сказать что- либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».

Упражнение «Поезд» Нескольким учащимся предлагается изобразить «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Обобщение. Рефлексия тренинга:

Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.

Не бойся! Трус обречен на поражение.

Трудись! Другого пути к успеху не дано.

Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.

Не лги! И ты будешь иметь друзей.

Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.

Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.

Подведение итогов работы группы.

А теперь я вас прошу взять клубочек и поделится своими впечатлениями о сегодняшнем дне, а клубочек передавайте друг другу

Молодцы! Посмотрите, ребята, у нас получился замкнутый круг. И каждый из нас является его частичкой. Если я, например, подниму пальчик, то вам тоже придется это сделать, если он не хочет порвать ниточку. Мы единое целое. Мы команда.

Распутываться мы будем следующим образом... Но сначала ответьте на мой вопрос: у вас возникало когда-нибудь желание сказать друг другу спасибо за проведенный вместе день?

Сейчас у вас такая возможность появиться. А заодно мы сможем освободиться. То есть я сейчас передаю клубочек и говорю ему: «спасибо за прекрасный день». …. разматывает ниточку с пальца, передает клубочек …. И говорит ей «спасибо за прекрасный день.

Я хочу сказать всем спасибо. Мне очень жаль, что нам придется расстаться.

А теперь давайте попрощаемся, встанем в круг, вытянем ручку в середину что бы ваши пальчики касались: «Спасибо вам, до свиданья »

Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива "Класс глазами каждого"

Цель:

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию

Участники тренинга расположены по кругу.

Психолог. Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Работу начнем с упражнения, которое называется «Мы с тобой похожи тем…»

1 упражнение. «Мы похожи с тобой тем…»

Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.

Рефлексия – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаетесь?

2 упражнение. «Салфетка»

Каждому дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог дает команды: Оторвать правый угол, затем нижний левый ит.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.

3 упражнение «Модель идеального класса», «Модель реальной группы»

Беседа

– Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса.

Вы понимаете друг друга, стараетесь помочь своим товарищам?

Зачем ходят в школу? Во-первых получать знания, во-вторых, пообщаться. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать черты, благодаря которым в группе всем хорошо. На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Психолог подписывает каждый радиус с внешней стороны круга качества, необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе, комментирует и уточняет представление подростков о том или ином качестве. В числе названных могут быть следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм (способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека), уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. Каждый радиус окружности ведущий делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта.

Далее ведущий называет качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому.

Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. «Мы не можем изменить группу, не изменяя себя».

4 упражнение «Понятия»

Класс делится на 4 группы. Каждый из первых четырех человек сидящих в кругу говорят, какое качество он ценит в людях, человеке. Затем класс делится по порядку.

На листах формат А3 написаны слова Взаимопомощь, Дружба, Конфликт, Равенство.

Каждой команде дается по листу ватмана и маркеры. Каждой команде предлагается:

1. Нарисовать эмблему, символ

2. Написать понятие этого слова

3. Девиз, лозунг к этому слову

4. Плюсы и минусы этого понятия

Листы передаются по кругу. В конце лист возвращается первоначальной команде и участники делают презентацию своего понятия, высказываются с чем согласны и с чем не согласны при добавлении другими командами.

5 упражнение «Пожелания»

Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.

Рефлексия занятия-тренинга

– Кому, что понравилось, что не понравилось?

– Какие выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.)

Ритуал прощания «Подсолнух»

Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.

Приложение

Анкета

1. Самочувствие в классе:

А) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;

Б) есть отдельные друзья и товарищи;

В) скорее всего я здесь одинок.

2. Отношение к классу

А) Дорожу классом;

Б) не задумывался о значении класса в моей жизни;

В) хотел бы перейти в другой класс.

3. Психологическая атмосфера в классе

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

Увлеченность

Равнодушие

Продуктивность

Непродуктивность

Холодность

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

Занимательность

Безразличие

17.05.2011 18160 1420

Наблюдая первоклассников видно, что проблемы адаптации и коммуникативных навыков чрезвычайно значимы. Обязательно в каждом классе присутствуют дети с высоким уровнем тревожности при низком уровне коммуникации.

Именно для таких детей была разработана данная программа. Это десять занятий с использованием изо- и сказкотерапии. Проводятся они во второй четверти по два занятия в неделю. Продолжительность занятия - 40 минут.

Когда ребенок работает в группе в непринужденной обстановке, сочиняя сказки о своих трудностях и рисуя их он становится более общительным, преодолевает тревогу и застенчивость.

ЗАНЯТИЕ 1

1. Упражнение «Добрый клубок»

Цель: повышение работоспособности детей, создание позитивного настроения, повышение сплоченности группы.

Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом свое имя и слова приветствия ребенку, стоящему слева.

2. Упражнение «Какая рука у соседа»

Цель: установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.

Дети стоят в круге, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, теплая, нежная).

3. Установление правил

Цель: регламентирование работы на основе добровольного принятия обязательств. Совместно вырабатываются правила поведения на занятии:

говорить по одному

не перебивать того, кто говорит

не применять физическую силу

никого не оскорблять, не дразнить.

Правила в виде пиктограмм записываются на листе ватмана, который постоянно висит на доске во время всех последующих занятий.

4. Упражнение «Аппликация»

Цель: развитие навыков эффективного общения.

Ребятам предлагается набор геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Коробка с ними ставится посреди круга. Каждому нужно выбрать по несколько заготовок и составить из них какую-то картинку. Фигурка выкладывается на парте. Ее можно наклеить на лист обоев, предварительно договорившись о том, где что наклеивается, «чтобы было красиво». Аппликация остается в помещении группы.

5. Рефлексия

Дети встают в круг. По очереди говорят,что им понравилось на занятии и что не понравилось и почему.

ЗАНЯТИЕ 2.

Упражнение «Сделай как я»

Повышение сплоченности группы.

Дети встают в шеренгу. Ведущий, показывает несложные движения, которые остальные участники повторяют. В роли ведущего попеременно выступают все участники.

Упражнение «Перечисли правила»

Цель: закрепление правил и принятие детьми ответственности за их соблюдение. Каждый участник получает листок бумаги. Задача - пиктографически изобразить правила работы группы, принятые на прошлом занятии. По завершении каждый представляет результаты своей работы. Правила комментируются детьми по принципу объяснения их целесообразности. Некоторым детям может понадобиться помощь ведущего.

З.Упражнение «Мне нравится...»

Цель: создание атмосферы принятия, понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии. Дети садятся в круг. В центр круга садится кто-либо по желанию. Каждый по очереди называет, что ему нравится в этом ребенке. Таким образом, в кругу должны побывать все желающие.

4.Прощание

Дети благодарят друг друга за совместную работу. Прощаются, подбирая для этого самые теплые слова для

всех участников группы.

ЗАНЯТИЕ 3.

1. Упражнение «Ласковое имя»

Цель: развитие у участников чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки.

Дети становятся в круг. Один из детей по желанию выходит в центр круга, а остальные называют варианты его имени. Тот участник, чей вариант понравится стоящему в центре круга, становится в центр круга.

2.Упражнение «Назови слово»

Цель: развитие познавательных процессов, формирование уверенности в себе.

Дети перебрасывают мяч друг другу, называя при этом слова на указанную букву.

2. Упражнение «Мои школьные трудности»

Цель: вербализация личных целей участия в группе.

Ведущий предлагает собрать «копилку трудностей» первоклассника: «Что может быть трудным в школе?», «Что может расстроить в школе?». Затем получают по листу бумаги, разделенный на четыре части. Необходимо представить себя художником и нарисовать иллюстрации к четырем выбранным трудностям. Законченные работы комментируются. Группа помогает каждому выступающему, даются советы, как поступить ребенку, попавшему в ту или иную ситуацию. По завершении рисунки остаются в пространстве группы.

3. Прощание Упражнение «Настроение»

Цель: создание между участниками доверительных отношений.

Дети встают в круг. По очереди они говорят, с чем можно сравнить их настроение. Затем прощаются друг с другом.

ЗАНЯТИЕ 4.

1. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Цель: переживание чувства радости, создание атмосферы принятия.

Дети сидят в круге. Ведущий подходит к одному из них и хлопает в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника и аплодируют ему. Таким образом игра продолжается, пока не будет охвачены все дети.

2. Упражнение «Зеркало»

Цель: формирование желания общаться, быть активным.

Дети разбиваются на пары. Один показывает разные выражения лица, а другой повторяет. Затем меняются ролями.

З.Упражнение «Сказка»

Цель: вербализация участниками собственных причин школьной тревожности в безопасной форме.

Ребятам предлагается картинка, по которой необходимо сочинить сказку. Сказка сочиняется по кругу -каждый говорит по одному предложению. Если сказку не получается закончить позитивно, эта работа может быть продолжена в индивидуальном режиме: «В сказках всегда счастливый финал. Кто может придумать счастливый финал нашей сказки?». Дети со страхом самовыражения нуждаются в помощи ведущего.

4.Упражнение «А вот бы...»

Цель: развитие фантазии, доверительных отношений. Дети стоят в круге. Ведущий произносит фразу: «А вот бы..». Дети продолжают ее: «Стать невидимкой, найти волшебную палочку...» и т.д.

З.Прощание

Дети высказывают по кругу пожелания всем участникам на завтрашний день.

ЗАНЯТИЕ 5.

1. Упражнение «Комплимент»

Цель: формирование умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом

Дети сидят в круге. Приветствуют друг друга и говорят что-нибудь приятное любому участнику группы. Если кто-то из детей не получил комплимент, то психолог его сам или просит об этом детей.

2. Упражнение «Отгадай»

Дети садятся в круг, ведущий каждому по очереди кидает мяч. Поймавший мяч должен отгадать загадку о лесе: о животных, о деревьях, насекомых, цветах.

3. Упражнение «Иностранец в школе»

Цель: дать возможность участникам включиться в работу по теме занятия, эмоционально «размяться».

Ребятам предлагается представить, что в школу приехал иностранец, который не знает русского языка, и никто не знает того языка, на котором говорит он. Он хочет узнать что-нибудь о нашей школе. Нужно рассказать о школе без слов, при помощи жестов. Водящий «рассказывает», «иностранцы» угадывают. Ведущий контролирует выполнение правил.

4.Прощание

Стоя в кругу, дети рассказывают о том, что им понравилось на занятии, а что нет и почему.

ЗАНЯТИЕ 6. .

1. Упражнение «Понять состояние»

Цель: развитие у детей умения понимать эмоциональные состояния людей через мимику, походку, позу.

Дети сидят в круге, выбирается водящий. Он показывает любое эмоциональное состояние с помощью мимики, походки, позы. Остальные угадывают это состояние. Угадавший становится водящим.

2.Упражнение «Пылесос и пылинки»

Цель: развитие умения управлять своими движениями, подчинять их команде ведущего.

Дети представляют, что они пылинки. Заработал пылесос, и пылинки закружились. Пылесос выключили и пылинки остановились.

3.Упражнение «Сочинение сказок»

Цель: вербализация и проработка школьной тревожности в безопасной форме.

Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает набор картинок. Необходимо придумать сказку по этим картинкам, расположив их в произвольном порядке. Обязательное условие: сказка должна закончиться хорошо. По завершении работы сказки представляются другим участникам группы.

4.Упражнение «Поймай комара»

Цель: разрядка остаточного напряжения.

По помещению как будто летает комар (участники на выдохе произносят звук «ззз»). Комар то приближается, то удаляется (показывается силой голоса).

З.Прощание

Стоя в кругу, дети прощаются друг с другом и благодарят за совместную работу.

ЗАНЯТИЕ 7.

1.Упражнение «Ветер дует на....»

Цель: развитие у детей умения замечать особенности людей, называть их, устанавливать доверительные

отношения с окружающими.

Дети сидят в круге, приветствуют друг друга. Ведущий предлагает игру. Ветер дует на того, кто.... Любит читать, любит мороженое, помогает маме... Если ребенок узнал себя, то должен встать. Роль ведущего выполняют все дети.

2.Упражнение «Кто пройдет лучше»

I Цель: развитие уверенности в себе, создание позитивного настроения.

5.Прощание

ЗАНЯТИЕ 8.

5.Прощание

ЗАНЯТИЕ 9.

1.Упражнение «Волны»

Цель: создание положительного настроения

4.Прощание

Дети встают в круг. Каждый участник на память о прошедшем занятии должен подарить всем улыбку, похожую на ласковое море в солнечный день. Цель: развитие уверенности в себе, создание позитивного настроения.

Дети встают в шеренгу напротив ведущего и имитируют ходьбу по разным поверхностям, которые предлагает ведущий (по льду, снегу, грязи, горячему песку, луже).

3.Упражнение «Школа для животных»

Цель: помочь развитию гибкости поведения в ситуации урока.

Каждый участник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Характер животных обсуждается. Затем моделируется ситуация урока (учителем может быть кто-то из участников). Учитель ведет урок, а остальные ведут себя в соответствии со своей ролью (трясутся от страха, ни на что не обращают внимания и т.д.). После этого рисунки произвольно перераспределяются, учитель сменяется, каждый демонстрирует доставшееся поведение.

4.Упражнение «Полянка» Цель: обучение приемам саморегуляции Релаксация с визуализацией (под музыку)

5.Прощание

Дети встают в круг и делятся мнениями о прошедшем занятии.

ЗАНЯТИЕ 10

1.Упражнение «Волшебная палочка»

Цель: развитие творческого воображения.

Дети сидят в круге. Ведущий волшебной палочкой дотрагивается до одного из детей, и он в кого-либо превращается. Остальные должны узнать, кого ребенок изображает. В превращении участвуют все дети. 2.Упражнение «Да- нет» Цель: формирование быстроты реакции при ответе на вопросы, создание хорошего настроения.

Выбирается водящий. Каждый из детей должен задать ему вопрос, предусматривающий ответ «да» или «нет».Водящий должен отвечать молча, кивком головы.

3.Упражнение «Урок - перемена»

Цель: развитие эмоционального самоконтроля.

Ведущий называет какое-то дело, а ребята отвечают, когда его делают: «на уроке» или «на перемене». Если ведущий поднимает руку, задавая вопрос, отвечают все хором, если рука не поднята, а ведущий смотрит на кого-то одного, - отвечает этот ребенок.

4.Упражнение «Школа для людей»

Цель: закрепление позитивного отношения к школе.

Разыгрывается урок ИЗО, на котором дети рисуют на тему: «Что мне нравится в школе». Устраивается выставка рисунков, которые комментируют авторы и зрители.

5.Прощание

Дети прощаются друг с другом и благодарят за работу.

ЗАНЯТИЕ 10

1.Упражнение «Волны»

Цель: создание положительного настроения

Дети встают в круг. Ведущий спрашивает, как выглядит море в разную погоду. Дети изображают волны разной высоты, взявшись за руки. Море во время ветра... Море во время шторма... 2.Упражнение «Морские коньки» Цель: развитие равновесия, создание радостного настроения от подвижных игр.

Дети изображают морских коньков, подгибая одну ногу, вытягивая руки вдоль туловища. Прыгая на одной ноге, надо толкать друг друга плечами, чтобы заставить встать их на обе ноги.

3.Упражнение «За что меня любит учитель»

Цель: создание рабочей атмосферы, повышение самооценки

Все ребята сидят в кругу. Каждый по очереди говорит, за что его любит учитель. Если возникает затруднение, помочь могут одноклассники или психолог.

4.Прощание

Дети встают в круг. Каждый участник на память о прошедшем занятии должен подарить всем улыбку, похожую на ласковое море в солнечный день.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.