Разряды имен прилагательных 6. Разряды имен прилагательных по значению

, «ответственная» за обозначение действий. У него есть не только изменяемые признаки, но и постоянные – те, которые не исчезают при словоизменении. Переходные и непереходные глаголы в русском языке различаются по наличию или отсутствию одного из таких постоянных признаков – переходности.

Вконтакте

Понятие переходности глагола

Под переходностью понимается грамматическая категория, указывающая на способность глагольной формы управлять прямым дополнением , то есть присоединять существительные (объекты) в винительном и, реже, родительном падеже, не имеющем предлога.

Это формальная сторона определения. Но что такое переход с семантической стороны?

Смысл переходных глагольных форм в том, что они обозначают «несамостоятельные» действия, которые невозможно совершить без управляемого объекта. Вот примеры:

  • Написать (что?) пьесу, обслужить (кого?) клиента, не заработал (чего?) денег – переходные глаголы (просто «написать» или «обслужить» невозможно, а «заработать» без управляемого объекта – глагол с другим значением).
  • Сидеть (на чём?) на стуле, умываться, страдать (от чего?) от болезни – непереходные глаголы (можно просто «сидеть» или «страдать»).

Переход – это и есть перенесение действия с субъекта (подлежащего) на объект (именуемый прямым дополнением).

В какие падежи ставить существительные

Переходные глаголы способны управлять дополнением как в форме винительного падежа, так и в форме родительного, — в обоих случаях без предлога. Но как понять, какой из двух падежей употреблять в каждом конкретном случае?

Винительный является основным. Форму родительного дополнение приобретает в следующих случаях:

  1. Если обозначает «некоторое количество чего-то»: «выпил воды» (род. п.) – то есть какую-то часть налитой жидкости; но «выпил воду» (вин. п.) – то есть всю воду в данном сосуде или водоёме.
  2. В отрицательных предложениях, если подразумевается значение «совсем»: «я не ел твою морковь» (просто не ел) – «я не ел твоей моркови» (совсем не ел, ни кусочка).
  3. В отрицательных предложениях, если имеется усилительная частица «ни»: «Мы не имеем ни малейшего понятия».

Винительный падеж в отрицательных предложениях ослабляет отрицание, а родительный, наоборот, усиливает.

Важно! Некоторые существительные при переходных глагольных формах приобретают форму родительного падежа, отличающуюся от основной: «Возьму сахару», «не зная броду, не суйся в воду» (вместо «сахара», «брода»).

Как определить переходность конкретного глагола

Как определить переходность ? С этим нередко возникают проблемы. О наличии или отсутствии переходности можно узнать с помощью следующего способа.

Сначала нужно найти в предложении глагольную форму. Затем отыскать существительные или , к которым можно задать вопрос «кто?» или «что?».

Если такое слово имеется и при нём нет предлога, значит, это и есть прямое дополнение; перед нами переходный.

Если предложение неполное, то прямого дополнения может не быть в наличии, но оно подразумевается; в таком случае тоже нужно задавать вопрос винительного падежа от глагола: «Ты меня понимаешь? – Понимаю (кого? что?)». Если такой вопрос задать не получается, то это непереходный : «Где ты был целую неделю? – Болел» (спросить «кого?» или «что?» невозможно).

Важно! Не являются переходными все возвратные, и глагольные формы в страдательном залоге, то есть те, которые имеют суффикс «-сь» или «-ся»: кажется, умывается, находится.

Соблюдая указанное правило, нужно иметь ввиду и смысл существительного – оно должно обозначать объект действия. Бывают ситуации, когда существительное в форме винительного падежа без предлога стоит возле глагола и имеет к нему отношение, однако он не может быть переходным: «Ехать час», «жить неделю».

Переходность многозначных глаголов

Глагольные формы слова могут иметь несколько значений. При этом в первом значении имеет место переходный тип, а во втором значении это же слово – непереходный тип. «Он говорит (что?) неправду» — переходный, но «ребёнок уже говорит (разговаривает)» — непереходный. «Оркестр играет (что?) марш» — переходный, но «ребёнок играет (занят игрой)» — непереходный.

В юмористических текстах возможна ситуация, когда в норме непереходный приобретает переходность: «Водку пьянствовать и дисциплину хулиганить».

На этом строится комический эффект; глаголы при этом как бы приобретают значения тех, вместо которых они поставлены – «хулиганить» вместо «нарушать» и т. д.

Устаревшие значения непереходных глагольных форм могут иметь переходность.

«Торговать» — в современном русском языке непереходный глагол, однако ранее, имея значение «прицениваться», он был переходным: «Торговать лошадь». Такое употребление осталось в фольклоре.

Различия переходных и непереходных

Теперь нужно узнать, чем отличается переходный от непереходного . Прежде всего это его значение. Переходные обычно обозначают.

Переходность/непереходность является категорией, на основании которой можно выделить отношение между субъектом и объектом действия. Смысл этой категории заключается в том, что субъект совершает определенное действие, а его результат может «оказаться» (перейти) или не «оказаться» (не перейти) на субъекта. Поэтому глаголы в русском языке разделяют на переходные и непереходные.

Переходные и непереходные глаголы. Лексическое значение

Чтобы определить переходность, необходимо выявить ключевой признак, который выступает дополнением при глаголе и имеет определенное падежное маркирование.

Переходный глагол - это глагол, имеющий значение действия, которое направлено на предмет и изменяет или производит его (проверить работу, вырыть яму).

Непереходной глагол - обозначает движение или положение в пространстве, или нравственное состояние, или физическое.

Также выделяют так называемые лабильные глаголы. Они могут выступать как переходными, так и непереходными (редактор правит рукопись - миром правит сам человек).

Синтаксическое различие

Синтаксическое различие переходных и непереходных глаголов связано с лексическим значением. Переходные и непереходные глаголы обычно сочетаются:

Кроме этого, объект действия при переходных глаголах может выражаться и в родительном падеже, но только в таких случаях:

  • при обозначении части объекта: купить воды, выпить чаю;
  • если при глаголе есть отрицание: не имею права, не читал книгу.

Переходные и непереходные глаголы (таблица) имеют такие основные различия.

Морфологические признаки

Как правило, эти глаголы не обладают особыми Но все-таки, определенные типы словообразования выступают показателями переходности или непереходности глагола. Итак, переходный глагол - это:

  • все глаголы, имеющие аффикс -ся (убедиться);
  • отыменные глаголы, в которых выделяется суффикс -е- или -нича-(-ича-): привередничать, обессилеть, жадничать.

К переходным можно отнести глаголы, которые образовались от прилагательных с помощью суффикса -и-: озеленить, чернить.

Существуют отдельные случаи, когда, присоединив приставку к непереходным бесприставочным глаголам, образовывают переходные глаголы. Примеры: вредить и обезвредить.

Если в предложении нет дополнения, то переходный глагол выполняет функцию непереходного: Ученик хорошо пишет (указывается свойство присущее данному лицу).

Непереходные глаголы содержат особую группу возвратных глаголов, их формальный признак - это суффикс -ся (помыться, возвращаться).

Возвратные глаголы. Особенности

Возвратные глаголы изучаются в школьной программе, так же, как и переходные глаголы (6 класс).

Возвратный глагол обозначает действие, обращенное на себя. Он образуется с помощью частицы (постфикса) -ся (-сь).

Можно выделить такие основные черты этих глаголов:

  • Во-первых, они могут походить как от переходных глаголов (одевать - одеваться), так и от непереходных (стучать - стучаться). Но все-таки возвратные (переходные глаголы после добавления постфикса -сь (-ся)) в любом случае становятся непереходными (одевать - одеваться).
  • Во-вторых, эти постфиксы прибавляются: -ся - после согласных (моются, мылся, мыться), -сь - после гласных (одевались, одевалась). Стоит обратить внимание, что причастия всегда пишутся с постфиксом -ся (одевающийся, моющийся).
  • В-третьих, возвратные глаголы образовываются тремя способами: суффиксально-постфиксальным - прибавлением суффикса и постфикса к основе (рез+ви(ть)ся), приставочно-постфиксальным (на+пить_ся), постфиксальным (мыть+ся).

Образование деривативов на -ся и страдательных причастий

Поскольку основные морфологические свойства переходных глаголов - образование деривативов на -ся и которое нехарактерно для непереходных глаголов, ознакомимся с этим процессом подробнее.

В большинстве случаев переходный глагол - это тот, который образует пассивное причастие или же деревативы с окончанием -ся, которые могут иметь возвратное (торопиться), пассивное значение (создаваться), декаузативное (разбиться).

Исключениями выступают глаголы прибавить (в весе), стоить, весить и большинство семельфактивов на -ну (ковырнуть). К тому же эти глаголы не образуют пассивные и возвратные деривативы.

Но все-таки существуют непереходные глаголы, способные образовывать пассивные конструкции. К примеру, глагол ожидать. У него образуется пассив от непереходной конструкции с дополнением в я ожидаю прихода Василия - ожидается приход Василия.

Корреляция переходности глагола

Несмотря на то что переходность не имеет единого формального выражения, все-таки существуют тенденции, которые связывают категорию переходность с формальными свойствами глагола, например, с глагольными префиксами:

  • Преобладающее большинство невозвратных глаголов, имеющих префикс раз-, являются переходными (размыть, растолкать). Исключениями выступают: глаголы обозначающие движение с суффиксом -ва-/ -ива- / -а- (размахивать, разъезжать); глаголы, выражающие спонтанные изменения свойств предмета, в частности содержащие суффикс -ну-, образованные от непереходных глаголов (размокнуть, растаять, разбухнуть); глаголы, содержащие тематические гласные -е-, которые обозначают изменение свойств (раздобреть, разбогатеть); в том числе - раззвонить, раздумать.
  • Почти все содержащие префикс из-, являются переходными (исключения: измокнуть, иссякнуть, изволить и другие).

Семантические свойства переходных глаголов

Русский язык имеет большой класс Кроме тех, которые существенно затронуты ситуацией, глагол может иметь прямое дополнение, играющее другую семантическую роль (например, видеть, иметь, создавать - при этих переходных глаголах с объектом ничего не происходит, он не уничтожается, не меняется).

Вот и получается, что противопоставление по переходности не должно быть жестко связано со смысловым классом глагола. Это значит, что переходный глагол не должен обязательно обозначать агентивно-пациентивную ситуацию. Но все-таки можно отметить некоторые тенденции.

Итак, переходный глагол - это:

Смысловые свойства непереходных глаголов

Выделив семантические свойства переходных глаголов, можно определить свойства всех остальных, то есть непереходных:

  • Глаголы одноместные, не имеющие дополнений, то есть характеризующие изменение состояния пациенса (прямого дополнения, существенно затронутого ситуацией), которое не было вызвано агенсом. Или возможен случай когда агенс играет несущественную роль: умереть, сгнить, упасть, промокнуть.
  • Двухместные, имеющие косвенное дополнение. То есть глаголы помощи (исключение поддерживать): способствовать, помогать, потворствовать, вспомоществовать.
  • Глаголы, которые употребляются с объектом, выступающим составной частью агентивного участника глагола (шевелить, двигать, махать).
  • Глаголы восприятия вымышленной ситуации (рассчитывать на, ожидать (чего), уповать на, надеяться на).

Неканоничные типы прямых дополнений

Не раз уже было сказано, что ключевое свойство переходных глаголов - способность взаимодействовать с прямым дополнением в винительном падеже. Но существуют такие классы глаголов, которые употребляются не только с существительными и местоимениями в винительном падеже, а и со словом или оборотом другой части речи, семантически тождественным ему в той или иной степени. Это могут быть:

  • предложная группа (я почесал ему за ухом);
  • генитивная группа (дедушка не читал этой газеты);
  • наречная группа (он много пьет, я так решил);
  • сентенциальный актант (инфинитивный оборот - я люблю ходить в театр; придаточное предложение использующиеся вместе с союзом -чтобы или -что - я понял, что он поедет на море; придаточное предложение совместно с союзом -когда - я не люблю, когда идет дождь).

Некоторые перечисленные конструкции могут не только заменить прямое дополнение, использующееся при переходных глаголах, а и использоваться для выражения сходной функции с непереходными глаголами. А именно:

Аналоги вышеперечисленных дополнений в винительном падеже обладают в разной степени прототипными свойствами прямых дополнений.

Подведем итоги

Несмотря на то что тема эта одна из нелегких, мы смогли определить, что значит переходный глагол. А также научились отличать его от непереходного и выделять среди последних возратные. И чтобы это доказать, приведем для примера словосочетания с переходными глаголами, с непереходными и возвратными:

  • переходные: красить стены, лечить пациента, читать книгу, сшить костюм, расширить рукав, купить чаю, выпить воды, не имеет права, качать ребенка;
  • непереходные: ходить по улицам, верить в добро, гулять в парке, обессилеть от усталости;
  • возвратные: добиться цели, расходиться во мнениях, приблизиться к друг другу, подчиняться боссу, задуматься над бытием, поручиться за брата, коснуться вопроса.

Запишите глаголы в столбик, определите их вид, найдите, если можно, видовую пару, если нельзя, объясните причину.

Угадайка

РазрЕзать - разрезАть

Характеризовать – двувидовой

Слышать – одновидовой, не стремится к изменениям.

Оказываться – оказаться

Бегать – одновидовой, глаг. движения

Аплодировать – одновидовой, многократность д-я

Брать – взять

Познавать – познать

Вести – одновидовой, глаг. движения

Говорить - сказать

Все глаголы русского языка по отношению к объекту (предмету) действия делятся на 2 группы: переходные и непереходные. Переходность – непереходность связана со значением самого глагола.

В языке часть глаголов обозначает действие, направленное на предмет, который при этом изменяется (покрасить дом) или возникает как результат этого действия (написать письмо), такие глаголы называются переходными .

Возможность или невозможность задать глаголу вопрос кого? что? – прием определения переходности / непереходности.

Предмет, на который направлено действие, является прямым объектом действия, он выражен существительным в форме винительного падежа без предлога: Старик ловил неводом рыбу.

Объект действия при переходных глаголах может также выражаться формой родительного падежа:

1) при обозначении части объекта (выпить чаю ),

2) при наличии отрицания при глаголе (не купить молока ).

Морфологических признаков переходности у глаголов нет, за исключением группы глаголов типа белить – белеть, чернить – чернеть и глаголов с приставкой обез- (обес-): обезлюдить – обезлюдеть, обескровить – обескроветь. В этих парах глаголы на –ить являются переходными, а глаголы на –еть – непереходными.

Переходными глаголами являются:

1) глаголы, обозначающие действия, что-либо создающие: строить, рисовать, сооружать;

2) глаголы, обозначающие действия, что-либо разрушающие: ломать, снести, уничтожить;

3) глаголы восприятия: видеть, слышать, чувствовать.

При определении переходности / непереходности глагола нужно установить показатели переходности. В предложении показателем переходности является прямое дополнение – существительное или местоимение в В.п. без предлога или в Р.п. – при отрицании или выражении части целого, а также эквиваленты В.п.

1) В предложении отсутствует прямое дополнение, но его можно восстановить из контекста или ситуации: У них, наверное, есть хлеб. Купите у них, ладно?

2) При глаголе есть инф-в, который можно заменить В.п. без предлога: Люблю спать на чердаках (К.Пауст).

3) При глаголе нет прямого дополнения, но есть придаточное предложение, которое можно заменить В.п. без предлога: Наташа увидела , что по рельсам идут паровозы.



4) При глаголе нет В. или Р.п. прямого обънкта, но есть устойчивые сочетания (Д.п. с по , количественные сочетания), которые можно заменить В.п. без предлога: Сейчас бы по котлеточке горяченькой съесть . Давайте побольше деталей – я все соберу (И. Василенко).

5) При глаголе есть субстантивированное неизменяемое слово, которое заменяется В.п. без предлога: Ставлю тебе «хорошо».

Во всех перечисленных случаях у глагола в предложении нет прямого объекта, но к нему можно задать вопрос кого? что? , поэтому он переходный.

Непереходные глаголы – это глаголы, которые обозначают действие, не способное переходить на прямой объект, поэтому они не сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога: синеть, идти, грустить, мчаться.

Непереходными глаголами являются:

1) глаголы бытия, существования: быть, существовать, находиться;

2) глаголы движения: идти, плавать, кататься;

3) глаголы физического и психического состояния: стоять, болеть, сердиться;

4) глаголы рода деятельности, занятий: учительствовать, плотничать;

5) глаголы, обозначающие манеру поведения: храбриться, молодиться;

6) глаголы слухового и зрительного восприятия: стучать, сверкать.

Непереходность может быть формально выраженной и невыраженной. Показателем непереходности служит аффикс –ся (-сь): радоваться, собираться. Но непереходными могут быть и глаголы без –ся: мечтать, работать.

Глаголы с аффиксом –ся (-сь) называются возвратными, они составляют особую разновидность непереходных глаголов (ср.: умывать ребенка – переходный глагол, умываться – непереходный). Благодаря присоединению аффикса –ся глагол умывать стал непереходным и получил дополнительный смысловой оттенок - себя .

Трудные случаи определения переходности / непереходности глаголов

1. При определении переходности / непереходности нужно учитывать, в каком значении употреблен глагол в предложении: есть такие случаи, когда в 1 значении он переходный, в другом – непереходный.

Наконец все замолчали.

Всё можно растерять, что собрано веками, всё можно замолчать , расправами грозя… И только человеческую память забетонировать и истребить нельзя! (С. Михалков).

2. При анализе В.п. прямого объекта нужно отграничивать его от В.п. с обстоятельственным значением: Жители выселок жгут костры всю ночь (К. Пауст.). Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь (Н. Заболоцкий).

Алемасова Диана Хайрулловна

Учитель русского языка и литературы

Г. Тюмень

Тема урока: Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

Тип: урок повторения
Класс: 6
Цель урока:
расширить представления учащихся об имени прилагательном, его разрядах, формирование умения распознавать разряды прилагательных, совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков, отработка навыков общения в диалоге с учителем и одноклассниками, формирование интереса к изучению русского языка.

Задачи урока:

образовательные: разъяснить учащимся деление прилагательных на три разряда, определить их основные признаки, повторить степени сравнения прилагательных;

развивающие: развивать логическое умение анализировать, сравнивать с опорой на познавательный интерес и творческий подход при изучении темы;

воспитательные: воспитывать чувство меры и эстетический вкус посредством творческих заданий; работать над формированием культуры поведения во время ответов учащихся класса.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, схема «Разряды имен прилагательных»

Сценарий урока

    Организационный момент . Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Откройте тетради, запишите число, классная работа

    Постановка темы и целей урока

Учитель: Ребята, для того чтобы определить тему нашего урока, нам нужно выполнить следующее задание. На доске вы видите словосочетания. Как вы думаете, какое задание мы можем выполнить? (Ответы учащихся, их предположения)

Запишите словосочетания, употребляя имена прилагательные в нужной форме.

Больш(ие) домов.
Зимн(яя) стужей
Соловьин(ая) трелью

Тихий класс

Учитель: Какие знания вам помогли справиться с этим заданием?

Фронтальная работа с классом.

Подберите и запишите в столбик синонимы (1 вариант) и антонимы (2 вариант) к словам, где это возможно.

Учащиеся подбирают синонимы и антонимы к словам большой, тихий. Работа со словарём синонимов.

В словаре к прилагательному большой приведено более 50-ти синонимов. Проводится словарная работа, уточнение лексического значения слов гигантский, колоссальный, исполинский и т.д с записью в рабочих тетрадях

Учащиеся читают получившиеся примеры.

К каким словам нельзя подобрать синонимы и антонимы? Почему?

Вывод ребят : На прошлом уроке мы узнали, что в русском языке ученые выделили три разряда имён прилагательных:

КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ . Узнали, что только качественные имена прилагательные имеют степени сравнения, синонимы и антонимы.

Ребята, давайте определим тему нашего урока и запишем её в тетрадях

-Разряды имён прилагательных

-Хорошо, Молодцы. А тема урока новая? (Нет)

Исходя из темы нашего урока, давайте определим цели:

На ваших партах лежат маршрутные листы. Вы видите таблицу, в которой отражены наши сегодняшние цели. Отмечаем в левой колонке цели, которые поставим себе на уроке, чего мы хотим добиться. В конце урока мы вернёмся к ним и определим в правой колонке, что нам удалось.

    Актуализация знаний:

Терминологическая разминка. Работа с классом

Фронтальный опрос:

Как вы думаете, почему разряды получили такие названия?

Ответы учащихся

Качественные – называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (большой, громадный), по возрасту(старый, молодой); по внешнему виду (угрюмый, стройный), по цвету (серый, голубой); по внутренним качествам (злой, добрый). Такие признаки могут быть в большей или меньшей степени. Качественные имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму. Вопросы: Какой? Каков?
Относительные имена прилагательные обозначают: материал, из которого сделан предмет: серебряное кольцо, глиняный горшок); указывают на признак предмета по месту (сельская местность),по назначению предмета (токарный станок), по времени его существования (зимняя стужа). (Какой? Каков?)
Эти признаки не могут проявляться в большей и меньшей степени.
Притяжательные прилагательные обозначают признак по его принадлежности по его принадлежности какому-нибудь лицу или животному (мамин платок, воронье горло) Вопросы: Каков? Чей

Игра «Угадай»

На этом уроке у нас с вами есть задача - закрепить понятие о разрядах имен прилагательных Давайте вспомним, какие признаки могут обозначать прилагательные

Из волшебной шкатулки учитель достает предметы и просит их описать, употребив качественные, притяжательные, относительные прилагательные. Притяжательное прилагательное образуйте от своего имени. Например,

Ручка (шариковая, красная, удобная, пластмассовая и т.п.)
маркер (красный, толстый, текстовой, удобный, ученический, папин).
книга (интересная, старая, красивая, Машина, приключенческая, научная).
игрушка (детская, мягкая, пушистая, большая).

    Закрепление.

Параллельно индивидуальная работа с детьми, повышенной мотивации.

Мы хотим с вами закрепить знания о разрядах имён прилагательных? Тогда выполняем следующее задание. Первая группа учащихся будет работать по индивидуальным заданиям, остальные вместе со мной.

Задание для 1-ой группы

Орлиные крылья -…орлиный взгляд, медвежья шкура - медвежья услуга, мартышкин хвост - …мартышкин труд, лисий хвост - ….лисьи повадки., волчье логово - …волчий аппетит

Давайте понаблюдаем, какие обеды готовят в сказочном королевстве, а заодно определим, что за прилагательные перед нами: качественные, притяжательные или относительные. Тексты лежат перед каждым учеником

«Обеды в сказочном королевстве»

Принцессины фрейлины и сама принцесса колдуют над удивительным медным горшочком. Весь сегодняшний день чудесный горшочек показывает, что где готовят!
Вот дворничихина стряпня: вчерашний овощной суп, картофельное пюре, сладкое печенье с клюквенным морсом.
А вот поварихин обед: кислые щи, капустные биточки, творожная запеканка с ароматной подливкой и горячий чай с душистым лимоном.
Звенят волшебные бубенцы, и любопытные фрейлины видят прачкин обед: холодный свекольник, малосольные огурцы, свежий хлеб и манный пудинг с вишнёвым вареньем.
А у губернатора сегодня важные гости. Им подают наливные яблоки, сочные груши, спелые арбузы. Но все это – на десерт, а прежде – мясное жаркое с нежной зеленью, заливная рыба, разнообразные вкусные гарниры и шоколадные блинчики. Почётные гости нарядно жуют, нарядные дамы шумно хвалят угощения. Суфле разное: апельсиновое, банановое и клубничное. К тому же сок: манговый, лимонный…

На ваших партах лежат картинки. О чём они говорят?

Ребята из 1-ой группы выполняли индивидуальные задания, давайте их послушаем и сделаем записи. Цель вашего задания?

Микровывод: Имена прилагательные имеют свойство переходить из одного разряда в другой, при этом приобретают переносное значение.

Физкультминутка .

Игра св ето фор . Карточки 3-х цветов

Красный цвет: качественные

Зелёный цвет: относительные

Жёлтый цвет: притяжательные

Верблюжья колючка, дядин совет, рисовая каша, бабушкин сундук, молочный кисель, храбрая дружина, трусливый заяц, интересное путешествие, мелодичный звон

Учитель: Помните цель, которую вы поставили перед собою в начале урока: научиться различать прилагательные разных разрядов? Самое время проверить, достиг ли каждый из вас поставленной цели.

Буквенный диктант.


Запишите название работы: «Буквенный диктант».
Определите разряды прилагательных по значению. Напишите К, если прилагательное качественное, О – если относительное, П – если оно притяжательное.

Зимний вечер -о, заюшкина избушка -п, приятный собеседник -к, малиновое варенье -о, соловьиные трели -п, добрый человек -к, хрустальная туфелька-о, лисья нора, чудесное превращение, соломенная шляпка, воронье гнездо, мохнатый шмель.
Самопроверка и самооценка с опорой на контрольную запись на слайде.
Самопроверка
-Проверьте правильность выполнения задания по ключу, поставьте оценку
О П К О П К О П К О П К

Творческий диктант

Учитель: От называемых существительных образуйте и запишите притяжательные прилагательные и составьте с ними словосочетания.

Лиса, волк, медведь, вечер, слон, мартышка, заяц, дочь, отец, тайна, пастух, учитель, сестра

Учитель: От всех существительных нам удалось с вами образовать притяжательные прилагательные? Почему нет?

Вывод: притяжательные прилагательные образуются только от одушевленных имен существительных

А знаете ли вы….

От притяжательных прилагательных с помощью суффиксов –ов,-ев, -ин, -ын образованы русские фамилии: Ильин, Лисицын, Петров, Лебедев

    Контроль ЗУН (Тест из 6 заданий см. ниже

6. Домашнее задание (дифференцированное):

1)написать мини-сказку на тему «О жизни высококачественных и хвастливых качественных, практичных относительных и жадных притяжательных прилагательных».

2) п.58-60, упр. 345

3) Узнать происхождение русских фамилий, образов. с помощью суффиксов –ов, -ев, -ин, -ын

7. Рефлексия

В начале урока мы с вами отмечали в таблице цели. Давайте обсудим, что нам с вами удалось реализовать на этом уроке.

Метод «Ресторан»
Цель : получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флипчарта, комментируя.

Цели (чего я хочу добиться на уроке)

Закрепить понятие о разрядах имён прилагательных

Закрепить навыки и умения определять разряд имён прилагательных

Узнать, может ли осуществляться переход прил. из одного разряда в другой

Развивать орфографическую зоркость

Пополнить свой словарный запас

Отдохнуть на уроке

Контроль ЗУН

1. Найдите имя прилагательное.

а) подмораживает; б) морозит; в) мороз; г) морозный; д) мороженое.

2. Признак предмета, который

3.

4.

г) золотое кольцо; д) золотые руки

5.

1. Найдите имя прилагательное.

а) морозный; б) морозит; в) мороз; г) подмораживает; д) мороженое.

2. Признак предмета, который в предмете может быть в большей или меньшей степени, обозначают : а) качественные; б) относительные; в) притяжательные

3. Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному прилагательные:

а) качественные; б) относительные; в) притяжательные.

4. Данные прилагательные являются притяжательными:

а) лисий след; б) медвежья берлога; в) медвежья походка; г) золотое кольцо; д) золотые руки

5. Данные прилагательные являются качественными:

а) умный человек, б) сельский магазин, в) мамин платок;

г) длинный путь; д) каменный дом.

6. Определите разряд прилагательных по образцу:

    Звонкий – качественное; 2) виноградный – ; 3) лисий – ; 4) весенний – ; 5) высокий – ; 6) мамина –

Запишите в столбик словосочетания, рядом составьте и запишите с этим же прилагательными другие словосочетания, в которых прилагательные имели бы переносное значение.

Образец: Каменный дом – каменное сердце

Орлиные крылья -…………………, медвежья шкура - …………….., мартышкин хвост - ……………….…, лисий хвост - …………………, волчье логово - …………….

Запишите в столбик словосочетания, рядом составьте и запишите с этим же прилагательными другие словосочетания, в которых прилагательные имели бы переносное значение.

Образец: Каменный дом – каменное сердце

Орлиные крылья -……………..., медвежья шкура - ………….…….., мартышкин хвост - …………….…, лисий хвост - ……………….……, волчье логово - …………….

Запишите в столбик словосочетания, рядом составьте и запишите с этим же прилагательными другие словосочетания, в которых прилагательные имели бы переносное значение.

Образец: Каменный дом – каменное сердце

Орлиные крылья -………………., медвежья шкура - ………………..., мартышкин хвост - ……………….., лисий хвост - …………………, волчье логово - …………….

Запишите в столбик словосочетания, рядом составьте и запишите с этим же прилагательными другие словосочетания, в которых прилагательные имели бы переносное значение.

Образец: Каменный дом – каменное сердце

Орлиные крылья -…………………, медвежья шкура - …………….., мартышкин хвост - …………………, лисий хвост - ……………………, волчье логово - …………….

Цели:

  • обучающая: закрепить изученный материал о разрядах имен прилагательных;
  • знать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных;
  • отрабатывать умение определять разряды;
  • уметь обосновывать свое мнение;
  • развивающая: развитие творческих способностей учащихся;, монологической и диалогической речи;
  • развивать память школьников, наблюдательность, познавательный интерес к предмету;
  • развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал;
  • делать выводы;
  • воспитывающая: учить находить что-то новое, интересное, увлекательное в каждой теме;
  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, бережного отношения к историческому прошлому нашей Родины;
  • развитие речи: конструирование предложений по схемам;
  • составление связного рассказа;
  • составление словосочетаний;
  • включение прилагательных в текст;
  • работа с текстом.

Повторение: синтаксический разбор простого предложения, морфологический разбор прилагательного, разбор слова по составу и словообразовательный разбор, повторение орфограмм.

Тип урока: закрепление материала с использованием полученных ранее умений и навыков.

Форма урока: практическое закрепление материала с использованием элементов драматизации.

Методы: словесный и опережающий, метод творческой организации.

Ход урока

I. Оргмомент.

II.Опрос.

Работа с текстом.

У могилы неизвестного солдата.

У грубого простого обелиска
Женщина остановилась и скл…нилась ни…ко.
Волной т..желой волосы седые
Упали ей на плечи м…лодые.
Могилу неизвес…ного солдата
Цв…тами убрала она богато:
Гвоздикой красной, медоносной кашкой,
Ш…повником да белою ромашкой.
Потом она пр…села в изголовье
И песни пела горес…ные, вдовьи.
Она, наверно, потому их пела,
Чтоб сер…це от тоски (не) онемело.
Л.Татьяничева

Задания:

Четыре учащихся работают у доски.

  1. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, объяснить правописание слов. Выполнить разбор по составу и словообразовательный азбор слова медоносной.
  2. Выполнить морфологический разбор имени прилагательного белою (ромашкой).
  3. Выполнить синтаксический разбор предложения:

У грубого простого обелиска женщина остановилась и склонилась низко.

  1. Выписать из стихотворения имена прилагательные и определить их разряд.

III. Закрепление материала.

Слово учителя.

В течение нескольких уроков, ребята, мы путешествуем с вами по городу Имя Прилагательное, по его улицам, переулкам, площадям. Это очень важный и крупный город в государстве Морфология. Следует сказать, что по количеству жителей, т.е. употребляемых слов, он занимает 3 место после Существительного и Глагола.

Почемучка: А мне имя прилагательное представляется огромной поляной, на которой можно найти все – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных вещей: деревянных, каменных, серебряных. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, темной ночи, грозового ветра). И на этой поляне чудесных свойств и качеств растет само древо познания с листочками – именами всех предметов.

Именно таким я представляю имя существительное. Ведь прилагательному никак не прожить без друга – Существительного. Иначе кому оно будет служить? Кому понадобятся его признаки, его богатство?

Учитель: Добавь, что живут они оба в государстве Морфология, а работают в соседнем Синтаксисе.

Почемучка: Ребята, а как вы представляете имя прилагательное? Расскажите его биографию.

Учащиеся вспоминают определение имени прилагательного.

Словарно-орфографическая работа.

Биография

(греч. био – жизнь, графио – писать).

Вопросы и задания классу:

– объясните значение этого слова;

– образуйте от него прилагательное, определите его разряд;

– приведите примеры слов с корнем био-;

– составьте словосочетания с этим словом.

Биография – описание чьей-нибудь жизни (биография поэта, случай из биографии).

– Можно ли сказать “биография жизни”? Почему?

Учитель: Вот теперь вы вспомнили биографию имени прилагательного, представляете себе, сколько нужно затратить сил и труда, чтобы хорошо знать эту часть речи.

Почемучка: А теперь загадочная пауза. Часто имена прилагательные встречаются в загадках. Прилагательные, обозначая признаки предмета, оказываются очень удобным средством, чтобы описать предмет, не назвав его, а именно это и нужно для загадки. Послушайте эти загадки, отгадайте их. Выпишите из них имена прилагательные, определите их разряд.

Проверка задания у доски.

Работа с текстом. Текст выразительно читается учителем.

Вопросы классу:

– Какую знаменательную дату отмечает наша страна каждый год в мае?

– Почему люди чтят память погибших?

– Какова основная мысль этого стихотворения?

– Почему поэт называет песни горестными?

– Подберите синонимы к этому слову?

– Что называется эпитетом?

Учитель: Наше путешествие по городу Имя Прилагательное продолжается. Как вы помните, все прилагательные, живущие там, объединены в три группы. Группы эти в науке называются разряды. Приглашаем их в гости к нам.

Качественное прилагательное: Здравствуйте, ребята! Я качественное прилагательное. А что вы знаете обо мне? Назовите мои признаки.

Знайка: Отдых, теперь отдых. Объявляю рекламную паузу.

Качественное прилагательное: Хорошо, слушайте. Каких только прилагательных ты не найдешь среди нас! Маленькие и большие, хорошие и плохие, красивые и не очень, холодные и горячие. И каждый стремиться победить соперника, поэтому они постоянно сравнивают свои качества: у кого больше, у кого меньше. Мир качественных прилагательных, таких непохожих и ярких, разделен на 2 полюса. Жители этих полюсов – вечные соперники. Но мир качественных прилагательных безбрежен, он постоянно расширяется. Их количество растет. Растет и переходит в качество. И это понятно – кому же не хочется стать лучше, качественнее.

Относительное прилагательное: А мы вторая группа или разряд – относительные прилагательные. Мы обозначаем… Ребята, а что мы обозначаем, вы знаете?

Да, мы обозначаем материал, из которого сделан предмет или указываем на признак предмета по месту: йошкаролинская улица. Может ли улица быть более йошкаролинской? А менее? У нас есть еще прилагательные, указывающие на признак по времени его существования: утренний кофе. Или по значению предмета: детская площадка или по весу: килограммовая посылка.

Знайка: Я хочу сделать маленький вывод: качественные от относительных отличаются только тем, что одни могут друг перед другом хвалиться и меряться силами, а другие не могут.

Работа с текстом, записанным на доске.

Задание классу: выпишите из текста прилагательные, определите их разряд.

Задание по развитию речи. Конструирование предложений по схемам.

-ое -ет из-за туч.
-ые -ут по небу.

Подвести учащихся к выводу: какими членами предложения могут быть имена прилагательные? Определите их разряд.

Знайка: А теперь я предлагаю вам игру “Угадай слово”. Подскажу, что это имя прилагательное. Определите затем его разряд.

  1. Возьмите приставку от слова, являющегося определением в предложении Шел бесконечный дождь.
  2. Добавьте подлежащее из предложения Страх овладел им.
  3. Добавьте суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные. Какое получилось слово?

– Что мы должны знать о правописании слова бесстрашные?

– Составьте словосочетание с этим словом.

Учитель: Но мы забыли еще об одном разряде, притяжательных прилагательных. Они не похожи ни на кого, только на себя. А что они обозначают, ребята? И тем они особенно интересны. Послушаем их рассказ о том, как они стали самостоятельными.

Сценка.

Пиджак: Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные не хотят подчиняться.

Отец: Мы ведь не прилагательные, род, число и падеж которых зависят от того слова, рядом с которыми они стоят. Помогите нам, король Синтаксис, замените нас прилагательными.

Морфология: Я не возражаю против новой группы имен прилагательных. Но есть ли короля Словообразование нужные нам суффиксы?

Пригласили короля Словообразование. Он взял с собой только два суффикса -ов и -ин да несколько окончаний. Так получились прилагательные Отцов и Бабушкин. А что касается слова Лисы, то король Словообразование вместо суффикса рискнул поставить -ий, – лисий. А чтобы не было недоразумения, повелел считать -ий суффиксом. Так возникла новая группа имен прилагательных.

Учитель: Ребята, а какие еще суффиксы притяжательных прилагательных вы знаете?

Творческое задание. Перед вами отрывок из произведения А.П. Чехова. Вставьте на месте пропуска подходящие по смыслу прилагательные. Попробуйте угадать, какие прилагательные употреблены в авторском тексте, потом мы сравним записанные определения с авторскими.

Сумерки. --- снег лениво кружится около фонарей и --- пластом ложится на --- крыши, спины, плечи, шапки.

Вопросы и задания:

– Определите их разряд.

Вывод. Писатель с помощью прилагательных рисует образную картину природы, которую мы легко можем представить по этому описанию. Писателю важно правильно подобрать прилагательные для описания предметов и явлений.

IV. Закрепление.

Обобщение и подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня мы весь урок повторяли тему” Разряды имен прилагательных”.

Вопросы:

– Что обозначают качественные прилагательные? Назовите их признаки.

– Что обозначают притяжательные прилагательные?

– Что обозначают относительные прилагательные?

– Какова синтаксическая роль прилагательных?

А закончим сегодняшний урок прослушиванием веселого стихотворения об имени прилагательном.

1 чтец.

Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?

2 чтец.

Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”,
Не скажем маме ”милая”,
Красивая, любимая”,
Отцу и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При – ла – га – тельные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.