Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему. Развитие диалогической речи


Воспитательно-образовательную деятельность осуществляю по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Образовательное пространство выстраиваю, в соответствии с требованиями ФГОС, по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие и художественно- эстетическое развитие.




Тема: «Развитие речевого творчества посредством художественного слова» Развитие речевого творчества Нравственный аспект речевого поведения Культура слушания Средства выразительности устной речи (темп интонация, сила голоса и др.) Развитие связной речи Речевой этикет в разных ситуациях общения Вербальные и невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения)


Актуальность проблемы речевого развития Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.


Задачи: Познакомить с нормами русского литературного языка, с фольклором. Разработать систему работы по формированию коммуникативных навыков у детей, развитию речевого творчества, установлению сотрудничества и доверительных отношений между детьми. Развивать навыки вербального и невербального общения. Различать литературные жанры. Проявлять интерес к самостоятельному сочинению. Разработать перспективное планирование по приоритетному направлению «Развитие речевого творчества» в различных видах деятельности. Разработать систему мероприятий, направленную на взаимодействие с родителями в формировании у детей коммуникативных способностей


Основные направления деятельности проведение системы работы по развитию речевого творчества; развитие у детей речевого аппарата, пальцевой моторики; формирование у детей потребности в речевом общении для адаптации в социуме; поиск и осуществление эффективных путей взаимодействия с семьями воспитанников для успешного достижения цели. обобщение полученного опыта и представления его педагогическому сообществу на уровне МБДОУ


Принципы Принцип доступности изучаемого материала (отбор знаний наиболее актуальных для ребёнка, в соответствии с его возрастом) Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса Принцип дифференцированного подхода к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей, интересов Принцип свободы самовыражения; ничем не ограниченное выражение своих отношений, ощущений Принцип развивающего обучения


МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Словесные Практические Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Хороводные игры наглядные Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Хороводные игры






Алгоритм развития речевого творчества Работа по обогащению и активизации словаря. Переход на распространённую речь. Подводить к оригинальности мышления и распространенным высказываниям одновременно. Помощь наводящими вопросами поискового характера. Воспитание восприимчивости у детей – способности увидеть необходимые свойства в обычных и необычных предметах и явлениях. Постепенно подвести детей к желанию творить, сочинять. На первом этапе сочиняем вместе с опорой на картинку. Затем по говорящим рисункам. Отходя от наглядности, изменяем конец знакомой детям сказки. Активизируем творческое воображение метод (А что потом?) и совместное решение проблемного вопроса к сказке. Постепенный переход к моделированию сказок и умению отвлекаться от конкретных предметов и образов











Результаты работы с детьми У детей повысилась эффективность запоминания, творческая активность. Дети проявляют инициативу и активность в общении; решают бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками. Инициативны в разговоре, отвечают на вопросы, задают встречные, используют простые формы объяснительной речи. Пользуются средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывают знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляют описательные рассказы и загадки, с помощью родителей издают книжки. Проявляют словотворчество, интерес к языку, музыкально – театрализованной деятельности.







ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной партнёрской (взросло-детской) деятельности», «С чего начинается Родина», «Моя семья», «Зимушка –зима», «Масленица». «Моя семья и мир её увлечений», «Хочу быть здоровым», «Здоровое питание – основа процветания». Взаимодействие с педагогами Выступление в работе семинара- практикума по развитию коммуникативных способностей детей Консультации для воспитателей по теме «Развитие словотворчества», «Книжки – самоделки » Сообщение к педагогическому совету на тему « Приобщение детей к культуре родного края через словотворчество ». Проведение открытого интегрированного занятия для педагогов «Дети в гостях у медведей » Планирование совместной деятельности по проведению праздников и развлечений Программа профессиональной деятельности на следующий межаттестационный период Разработать и представить участникам образовательных отношений методические рекомендации по формированию коммуникативных способностей в соответствии с ФГОС ДО. Направление: развитие речевого творчества, посредством театрализованной деятельности.


виктория ильина
Презентация «Развитие речевого творчества дошкольника» из опыта работы воспитателя

Каждый год в нашем детском саду проводится конкурс "Педагог года". Работа воспитателя предстает перед судом жюри в разных формах : открытое занятие, досуговое мероприятие, а в этом году задача была несколько иной. Требовалось показать работу над темой самообразования, выбранной самим воспитателем . Это позволяет выявить круг интересов педагога, направленность его творческой реализации . Конечно, темы были самые разнообразные - театрализация в ДОУ, использование ИКТ, проектная деятельность по возрастам. Очень интересный был предствален проект о русской традиционной деревянной ложке. Также воспитатели не забыли о работе с родителями , ее особенностях. Также рассказывали о творчестве из бросового материала, о необходимости изучения правил дорожного движения и безопасного поведения.

Моя работа была посвящена речевому творчеству дошкольников . Структура презентации такова ,что сначала дается обоснование выбора темы. ее обусловленность требованиями ФГОС, далее я показываю выбор технологии для реализации целей и задач. Технология была использована в работе с детьми ,родителями и мной как педагогом в плане развития (публикации по играм ТРИЗ с детьми разных возрастов) .

Хочется надеяться,что все педагоги после обмена опытом работы продолжат поиск интересных форм и творческих идей в работе с детьми !

Публикации по теме:

«Развития связной речи дошкольника средствами приёмов мнемотехники» (из опыта работы воспитателя Муниципального дошкольного образовательного.

Из опыта работы «Развитие музыкального творчества дошкольников. Музыкальное движение» Главная моя задача в развитии танцевального творчества - научить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце.

Из опыта работы. «Развитие музыкального творчества дошкольников. Слушание музыки» Особое внимание в своей работе по развитию музыкально-творческих способностей, я уделяю важнейшему виду музыкальной деятельности слушанию.

Из опыта работы «Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие дошкольника» ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления.

Из опыта работы воспитателя «Развитие речи детей посредством чтения художественной литературы» Из опыта работы воспитателя МКДОУ «Детский сад № 17» Астафьевой Татьяны Сергеевны Тема: «Развитие речи детей посредством чтения художественной.

Опыт работы по «Художественному - эстетическому развитию». Слайд 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Педагогический проект «Творим, фантазируем, играем». Я хочу Вам представить опыт работы по теме «Развитие коммуникативных навыков через.

Презентацию на тему Развитие речи дошкольников в играх и упражнениях можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: Педагогика. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайда.

Слайды презентации

«Развитие речи дошкольников в играх и упражнениях»

Воспитатель Крутий Инна Витальевна УВК «Черноморский центр образования»

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздно успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Основные задачи речевого развития

Развитие звуковой культуры речи; Формирование грамматического строя речи; Обогащение словарного запаса; Развитие связной речи. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

Ведущая линия развития речи детей 3-4 лет – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук», «слово».

Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ худ. литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.

Последовательность работы:

1.Мнемоквадраты 2.Мнемодорожки 3.Мнемотаблицы

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Музыкальные занятия и развитие речи

Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением.

Художественное творчество и развитие речи

Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов.

Влияние оригами на развитие речи дошкольников

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения. Оригами стимулирует развитие речи, памяти и активизирует мыслительные процессы.

Основные виды дидактических игр

Настольно-печатные игры Игры с предметами (игрушки, природный материал и т.д.) Словесные игры

Творческий проект по словотворчеству

«Сочиняем сами»


Тип проекта : творческий

Продолжительность : долгосрочный

Проблема:

  • Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по развитию речевых способностей.
  • Недостаточная речевая активность детей, ограниченный словарный запас, низкий интерес к работе со словом.
  • Отсутствие инициативы со стороны взрослых заниматься словотворчеством.

Цель : стимулирование и развитие у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.

Задачи:

Для педагогов:

  • Внедрение в систему планирования работы с воспитанниками по развитию речевого творчества (формы, содержание)
  • Освоение педагогами практических и методических приемов активизации словотворчества детей
  • Создание у детей интереса к вопросам развития устной речи.

Для детей:

  • Развитие всех компонентов устной речи детей
  • Развитие способностей детей по придумыванию повествований, рифмованию слов, словообразованию, подбору синонимов, антонимов, омонимов
  • Поддержка речевой инициативы и творчества.

Результат проекта:

У детей сформируются умения самостоятельно составлять загадки, небольшие по содержанию рассказы, сказки, обогатиться речь, появиться желание сочинять стихи.


Этапы работы:

Задачи

Мероприятия по реализации

1 этап организационно-подготовительный

Подборка программного методического обеспечения для реализации проекта.

Изучение опыта по развитию речевого творчества у дошкольников.

Составление информационного банка технологий по развитию у дошкольников речевого творчества.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды (РППС)

Разработка картотеки по развитию речевого творчества детей.

Изготовление игровых пособий, мнемотаблиц, схем, наглядного материала


2 –й этап практический

Определение содержания работы по развитию детского сочинительства

Составление плана по развитию творчества.

Активное внедрение развивающих форм работы с детьми

Разработка сценария итогового мероприятия « Праздник новых произведений »

Реализация воспитательно-образовательных мероприятий с детьми

Взаимодействие с родителями воспитанников

Привлечение родителей к совместному с детьми сочинительству

Организация участия родителей в сборе интересных детских высказываний, словотворчества.


3 – этап заключительный

Задачи Мероприятия по реализации

Анализ достижения целей и полученных результатов

« Праздник новых произведений к »

Обобщение опыта работы по развитию речетворчества детей

Подготовка информационной справки по реализации проекта (видео)

Размещение материала по реализации проекта на информационном стенде

Определение дальнейших направлений реализации проекта в воспитательно-образовательном процессе.

Представление опыта работы на педагогическом совете


  • Образец педагога по образованию новых слов
  • Объяснение и показ образования новых слов и построение предложений, рассказов.
  • Пример словотворчества других детей (тот, кто в течение дня придумал много интересных новых слов, получает почетное звание и переходящую медаль « Лучший сочинитель»)
  • Оценка собственных стихотворных и прозаических произведений и произведений других детей.
  • Характеристика персонажей и предметов, помогающая выделить нужные качества и характерные особенности.
  • Специальные словесные упражнения и задания для формирования навыков словообразования.
  • Элементы соревнований (дети получают звания -словотворец, король слов)
  • Режиссерские игры, игры-драматизации, инсценированный пересказ

Игры по формированию словотворчества:

  • «Какой? Что бывает таким же?»
  • «Сотвори слово»
  • «Закончи сказку»
  • «Изменение ситуации в знакомых сказках»
  • Игры с загадками
  • Сказки от пословицы
  • «Соедини два слова»
  • «Расскажи своими словами»
  • «Перескажи сказку»
  • «Сказка плюс»


Что такое синквейн?

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.

(Античная поговорка)

Синквейн - слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси

Синквейн это необычное стихотворение. Стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.


Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу, обогащает словарный запас

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).


Чтобы составить синквейн , нужно:

  • научиться находить в тексте, в материале главные элементы,
  • делать выводы и заключения,
  • высказывать своё мнение,
  • анализировать, обобщать, вычленять,
  • объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.


Этапы работы по составлению синквейна с детьми:

  • Знакомство с понятиями «слово-предмет», «слово-признак»,

«слово-действие» различение понятий. Подбор слов признаков, действий знакомство с графическим обозначением понятий.

  • Знакомство с понятием «предложение»
  • Знакомство с алгоритмом стихотворения.
  • Совместное составление стихотворения с педагогом, с родителями
  • Выразительное рассказывание стихотворения.

Правила составления синквейна.

  • Синквейн состоит из 5 строк;
  • Его форма напоминает ёлочку .

1 слово

2 слова

3 слова

4 слова

1 слово


1 строка

1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

2 строка

2 слова Это прилагательные.

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 слова Это глаголы.

(Что делает? Что делают?)

3 строка

4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

4 строка

5 строка

1 слово Вывод, итог. Это существительное.

(Кто? Что?)


1. Арбуз

2. Круглый, вкусный

3. Катится, растет, зреет

4. Арбуз – это большая ягода.

5. Лето


1. Котенок

2. Черненький, пушистенький

3. Играет, спит, ест

4. Он мой верный друг.

5. Животное.


Работа в группах

1 слово

2 слова

3 слова

4 слова

1 слово


Спасибо

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ «Детский сад №21 комбинированного вида г. Балахны Особенности речевого творчества дошкольников Презентация учителя-логопеда Стельмашонок Н.Е.

Детское творчество Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Ребёнок выявляет своё понимание окружающего, своё отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своём творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе. Большая роль в развитии речевого творчества детей должна быть отведена целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребёнка. Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приёмов и в рациональном сочетании их с применяемым методом.

Словесное творчество Словесное творчество – это художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений. Детское словесное творчество – как вид детского творчества представляет собой творческую активность детей в художественно-речевой деятельности, выражающуюся в пересказах текстов художественных произведений, в выразительном чтении стихов, а также в умении создавать новые сочинения (сказки, рассказы), что чаще происходит на основе контаминации (соединения) знакомых произведений. В основе развития словесного творчества детей лежит опыт восприятия содержания и художественной формы литературных произведений, ознакомление с разными жанрами литературы. Процесс развития словесного творчества у детей требует соблюдения условий, необходимых для формирования детского творчества в целом.

Условиями для успешного формирования словесного творчества являются: проведение систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку: расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков), развитию связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа); своевременное развитие активного восприятия художественного слова; воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

Задачи: Младший возраст - способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в художественно-речевой деятельности с элементами творчества. Средний возраст - развитие творческих проявлений и воображения в художественно-речевой и игровой деятельности; учить комбинировать, сочленять целостные сюжетные ситуации, которые способствуют расширению содержания рассказа. Воспитывать чувство удовлетворения и радости от реализации своих замыслов и желаний. Старший возраст - развитие детской самостоятельности и инициативы в речевом творчестве, стремление к активной деятельности в создании необычных историй, используя методы фантастической аналогии, гирлянды и ассоциации, решение проблемной ситуации.

Технология обучения детей составлению сравнений Обучение составлению сравнений начинают с 3 летнего возраста. Специально подобранные упражнения, дидактические игры применяют в совместной и индивидуальной работе с детьми. Модель составления сравнений - Название объекта - Обозначение его признака - Определить значение этого признака - Сравнить данное значение со значением признака в другом объекте Например: Цыпленок По цвету (признак) Желтый (значение этого признака) Такой же желтый как солнце

Младший возраст Скажи, какой?, Кто больше увидит и назовет?, Какой? Какое? Какая? Цель: выделять и обозначать признаки предмета как внешние, так и внутренние. Показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия, учить видеть особенности предметов, их качество, состояния; сравнивать с другими предметами Про кого я говорю? Узнай по описанию. Описывать ребенка из группы называя детали одежды и внешние признаки не называя имени. Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на признаки описываемого предмета.

Младший возраст Кто больше увидит и назовет? Какая это игрушка? Дети рассматривают игрушку или предмет и описывают его внешний вид. Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предметов Кто больше слов скажет? По картинке рассказать о животном, подбирая слова разных частей речи. Цель: называть качества, признаки и действия животных, черты характера. Кто заблудился? Отвечать на поставленный вопрос не однозначно, подбирая близкие по смыслу слова. Цель: учить образовывать однокоренные слова подбирать синонимы к заданным словам. Кто что умеет делать? Дети по картинкам говорят что любят делать животные. Цель: подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Старший возраст Дидактическая игра: Добавь словечко Цель: по названным определениям назвать предмет. Развивать наблюдательность, выделять признаки предметов, видеть не только внешние признаки, но и внутренние состояния Дидактическая игра: Какой это человек? Цель: сравнивать людей с животными (по внешнему виду, движениям поступкам) Характеризовать нравственные поступки, эмоциональное состояние людей и сравнивать их с животными

Составление загадок Самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для дошкольников. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее.

Модели составления загадок Модель № 1. Например: загадка про фрукт. Признаки Описание признака По цвету Жёлтый По форме Овальный Модель № 2. Какой? Что бывает таким же? Жёлтый как солнышко Овальный как яйцо

Для детей старшего возраста задание усложняется: ребенок, сравнивая один предмет с каким либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Модель № 3. На что похоже? Чем отличается? Похож на солнце, но не горячий Загадка позволяет выявить степень наблюдательности, умственного развития, сообразительности, а так же уровень творческого мышления. Обогащается словарь детей, расширяется представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности.

Игры на развитие фантазии и словесного творчества Игра «Увеличение - уменьшение". Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето. Хотела бы увеличить выходные. Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко или достать с крыши мячик. Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы. Игра «Оживи предмет». Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться. - В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? - О чем думает ваша обувь? - О чем думает мебель? Игра «Измени характер персонажа». Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

Игры на развитие фантазии и словесного творчества Игра «Разными глазами» Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота. Игра «Подарок» Дети встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать, что бы он хотел подарить: "Я дарю тебе зайчонка", или "Я дарю тебе большую конфету " и т. д.. Игра «Обними невиданное животное» Каждый из участников игры должен изобразить как он «обнимает» какое – то животное, а остальные угадывают это животное. Все выше указанные игры помогают: - развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста; - обогатить словарный запас; - сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.

Становление речевого творчества взаимосвязано с целым рядом психических процессов (мышление, память, воображение,восприятие,речь, поэтому целесообразно применять в работе различные методы и приемы усложняя их по мере овладения: -игра «На что похоже» - это прием из мнемотехники, на одной половинке страницы можно нарисовать что-то, а на второй на что это похоже (лента похожа на речку, речка похожа на дорогу и т.д.) -игра «Превращалки» (пояс можно превратить в обруч, обруч в солнышко, солнышко в цветок,одуванчика и т.д. -игра «Допиши две строчки» (Косолапые медведи размечтались на обеде Дайте меду с курагой мы из клетки ни ногой.) -«Перевирание сказок» (Жили-были дядя с тетей. Нет, бабушка с дедушкой и т.д.)

Придумывание историй с обязательными словами (предложить придумать историю в которой есть такие персонажи -Маша,велосипед,медведь, грибы, заяц, конфета. -«Салат из сказок» (в сказке встречаются герои из разных сказок и приключения их зависят от фантазии и творчества детей) -оживление обычных предметов (можно оживить самые различные предметы.которые окружают нас - стол, пылесос, ложку,вилку,мыло). -введение в сказку ребенка (наша Маша вместе с Крошечкой-Хаврошечкой пошли пасти коровушку и что с ними случилось дальше) -что было бы,если бы -игра «Вопрос-ответ» (учит быстро находить ответ на любой вопрос) -составление рассказов по схемам и опорным картинкам.