Ричард султанов транспортная отрасль всегда будет востребована. Ричард Султанов: «Транспортная отрасль всегда будет востребована

Ричард Султанов, получив блестящее образование в США, вернулся в Россию. Он быстро начал делать карьеру, но споткнулся о специфику отечественного бизнеса. Стремительный взлет закончился не менее стремительным крахом.

Вперед и вверх

У Ричарда Султанова еще не так давно были все основания для того, чтобы его называли «звездным мальчиком». В конце девяностых годов Ричард вместе с родителями уехал из России в США. Там он успешно закончил школу, поступил в Калифорнийский университет (University of California, Davis, UC Davis), затем отучился еще и в Лондонской школе экономики и политических наук (London School of Economics and Political Science). Проходил практику в крупных международных компаниях, в том числе в Lufthansa.

Все, одним словом, складывалось замечательно. А в 2009 году в его жизни произошел крутой поворот. В Лондоне, в ходе недели российского бизнеса, Ричард Султанов познакомился с руководителями РАО «РЖД», в том числе и с тогдашним главой Владимиром Якуниным . Молодому специалисту сделали серьезное предложение: принять участие в создании «Первой грузовой компании» – одного из крупнейших в мире перевозчиков грузов по железной дороге. Мало бы кто из начинающих менеджеров от такого предложения отказался. И Ричард Султанов вернулся в Россию.

Сначала его карьера пошла стремительно по восходящей, что не удивительно - специалисты такого класса и должны быть востребованы. Не так давно многие СМИ опубликовали результаты исследования экспертов РАНХиГС о квалифицированной миграции в России. Авторы исследования приходят к выводу, что отток квалифицированных специалистов из нашей страны постоянно растет. В исследовании присутствует даже термин «всплеск интеллектуальной эмиграции из России». Также подчеркивается , что образовавшийся вакуум заполняют малообразованные мигранты.

Двигаясь постоянно вверх по карьерной лестнице, Ричард Султанов в итоге оказался в крупной российской компаниимеждународным участием) «Брансвик Рейл » («Brunswick Rail »), специализирующейся на лизинге железнодорожных вагонов. И в свои к тому времени 30 годам стал там директором по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям.

«Пример Ричарда Султанова свидетельствует о том, что россиянин, который в детстве уехал из страны, может в нее вернуться и успешно здесь работать и развиваться»,- писало по такому случаю одно из российских СМИ.

Однако период успешной работы и развития длился недолго: Ричард Султанов покинул «Брансвик Рейл». И отнюдь не по собственному желанию.

Шпион, выйди вон

Информация, которую немедленно опубликовали большинство российских деловых СМИ, гласила, что против бывших топ-менеджеров «Brunswick Rail» (экс-гендиректора Пола Остлинга и экс-директора по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям Ричарда Султанова) подан от имени их, теперь уже бывшей компании, иск в суд Калифорнии. Остолинга и Султанова подозревают в организации утечки конфиденциальной информации. Окружной суд Северного округа штата Калифорния выдал ордер , запрещающий уничтожение их почтовых ящиков в Google и Rackspace.

История оказалась достойной стать основой сценария детективного фильма. Дело в том, что «Brunswick Rail» испытывала определенные трудности, вследствие чего вела с 2016 года напряженные переговоры с группой кредиторов о реструктуризации евробондов на 600 миллионов долларов со ставкой 6,5%. Срок погашения – ноябрь 2017 года.

И вот, в самый разгар переговоров, сотрудники «Brunswick Rail» обратили внимание, что их топ-менеджер Ричард Султанов ведет себя как-то странно. Как будто чего-то опасается. Например, стал часто вскакивать из-за стола, бежать этажом выше и там с кем-то говорить по мобильнику. Полюбил работать в выходные и праздничные дни, когда в офисе почти никого нет. А также весьма активно интересовался, как идут переговоры о реструктуризации долга, хотя к этому вопросу он по своей работе отношения не имел.

Встревоженные таким поведением коллеги сотрудники, нетрудно предположить, поделились со службой безопасности. Те вскрыли рабочий почтовый ящик Ричарда Султанова и то, что в нем находилось, оказалось крайне интересным. Султанов посылал сам себе на домашний компьютер конфиденциальную информацию, а также контактировал с уже уволившимся Полом Остлингом. А еще – с одним из кредиторов. Такие контакты были запрещены.

Кстати, Пол Остлинг хорошо известен в российском бизнес-сообществе. Он являлся членом совета директоров МТС, а сейчас входит в совет директоров «Уралкалия ». Между прочим, Ричард Султанов тоже некоторое время работал в этой компании, в пору, когда она принадлежала Дмитрию Рыболовлеву . Когда Рыболовлев уехал в Монако , а свои акции «Уралкалия» продал Сулейману Керимову , последний подал на Ричарда Султанова в суд, посчитав, что Султанов получал чрезмерно высокие выплаты. Так что определенная связь двух участников скандала с утечкой конфиденциальной информации явно прослеживается .

По чужим правилам

Судебная тяжба с Сулейманом Керимовым, как видим, никаких неприятных последствий для Ричарда Султанова не имела. Он продолжил делать карьеру. А вот после скандала с утечкой из «Брансвик Рейл» ему пришлось попрощаться с работой. И, насколько известно, до сих пор нового поприща так и не нашел. При том что его партнер по судебному иску Пол Остлинг продолжает спокойно заседать в совете директоров «Уралкалия».

Тут, впрочем, дело даже не в суде. Еще 20 января прошлого года Окружной суд Калифорнии снял обеспечительные меры с Пола Остлинга и Ричарда Султанова, решив , что это не его юрисдикция.

Так что в обозримом будущем Ричарду Султанову уголовное наказание, скорее всего, не грозит. Другое дело – репутация. Инсайдеров никто и нигде не любит, ни в России, ни в других странах. Трудно представить себе солидную фирму, пожелавшую нанять, тем более на высокую должность, человека, в биографии которого имеется строка о предательстве своей компании. Стремительный взлет закончился не менее стремительным падением.

Причина этого видится в том, что Ричард Султанов, как, впрочем, и некоторые другие искатели счастья на российских бизнес-полях, совершают одну и туже ошибку. Они, немного освоившись с окружающей обстановкой, начинают забывать о принципах и манерах, привитых в их замечательных учебных заведениях, и принимают местные правила игры. Правила-то принять дело не хитрое, тем более у них в бизнесе тоже не ангелы. Но играть надо уметь, а это удается не каждому. Поэтому трудно избавиться от впечатления, что подававшего большие надежды выпускника Калифорнийского университета и Лондонской школы экономики Ричарда Султанова просто использовали, а, затем, за ненадобностью, выбросили.

Ричард Султанов, получив блестящее образование в США, вернулся в Россию. Он быстро начал делать карьеру, но споткнулся о специфику отечественного бизнеса. Стремительный взлет закончился не менее стремительным крахом.

Вперед и вверх

У Ричарда Султанова еще не так давно были все основания для того, чтобы его называли «звездным мальчиком». В конце девяностых годов Ричард вместе с родителями из России в США. Там он успешно закончил школу, поступил в Калифорнийский университет (University of California, Davis, UC Davis), затем отучился еще и в Лондонской школе экономики и политических наук (London School of Economics and Political Science). Проходил практику в крупных международных компаниях, в том числе в Lufthansa.

Все, одним словом, складывалось замечательно. А в 2009 году в его жизни произошел крутой поворот. В Лондоне, в ходе недели российского бизнеса, Ричард Султанов познакомился с руководителями РАО «РЖД», в том числе и с тогдашним главой Владимиром Якуниным. Молодому специалисту сделали серьезное предложение: принять участие в создании «Первой грузовой компании» – одного из крупнейших в мире перевозчиков грузов по железной дороге. Мало бы кто из начинающих менеджеров от такого предложения отказался. И Ричард Султанов в Россию.

Сначала его карьера пошла стремительно по восходящей, что не удивительно - специалисты такого класса и должны быть востребованы. Не так давно многие СМИ опубликовали результаты исследования экспертов РАНХиГС о квалифицированной миграции в России. Авторы исследования приходят к выводу, что отток квалифицированных специалистов из нашей страны постоянно растет. В исследовании присутствует даже термин «всплеск интеллектуальной эмиграции из России». Также , что образовавшийся вакуум заполняют малообразованные мигранты.

Двигаясь постоянно вверх по карьерной лестнице, Ричард Султанов в итоге оказался в крупной российской компании (с международным участием) «Брансвик Рейл» («Brunswick Rail»), специализирующейся на лизинге железнодорожных вагонов. И в свои к тому времени 30 годам стал там директором по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям.

«Пример Ричарда Султанова свидетельствует о том, что россиянин, который в детстве уехал из страны, может в нее вернуться и успешно здесь работать и развиваться»,- писало по такому случаю одно из российских СМИ.

Однако период успешной работы и развития длился недолго: Ричард Султанов «Брансвик Рейл». И отнюдь не по собственному желанию.

Шпион, выйди вон

Информация, которую немедленно опубликовали большинство российских деловых СМИ, гласила, что против бывших топ-менеджеров «Brunswick Rail» (экс-гендиректора Пола Остлинга и экс-директора по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям Ричарда Султанова) подан от имени их, теперь уже бывшей компании, иск в суд Калифорнии. Остолинга и Султанова подозревают в организации утечки конфиденциальной информации. Окружной суд Северного округа штата Калифорния , запрещающий уничтожение их почтовых ящиков в Google и Rackspace.

История оказалась достойной стать основой сценария детективного фильма. Дело в том, что «Brunswick Rail» испытывала определенные трудности, вследствие чего вела с 2016 года напряженные переговоры с группой кредиторов о реструктуризации евробондов на 600 миллионов долларов со ставкой 6,5%. Срок погашения – ноябрь 2017 года.

И вот, в самый разгар переговоров, сотрудники «Brunswick Rail» обратили внимание, что их топ-менеджер Ричард Султанов ведет себя как-то странно. Как будто чего-то опасается. Например, стал часто вскакивать из-за стола, бежать этажом выше и там с кем-то говорить по мобильнику. Полюбил работать в выходные и праздничные дни, когда в офисе почти никого нет. А также весьма активно интересовался, как идут переговоры о реструктуризации долга, хотя к этому вопросу он по своей работе отношения не имел.

Встревоженные таким поведением коллеги сотрудники, нетрудно предположить, поделились со службой безопасности. Те вскрыли рабочий почтовый ящик Ричарда Султанова и то, что в нем находилось, оказалось крайне интересным. Султанов посылал сам себе на домашний компьютер конфиденциальную информацию, а также контактировал с уже уволившимся Полом Остлингом. А еще – с одним из кредиторов. Такие контакты были запрещены.

Кстати, Пол Остлинг хорошо известен в российском бизнес-сообществе. Он являлся членом совета директоров МТС, а сейчас входит в совет директоров «Уралкалия». Между прочим, Ричард Султанов тоже некоторое время работал в этой компании, в пору, когда она принадлежала Дмитрию Рыболовлеву. Когда Рыболовлев , а свои акции «Уралкалия» продал Сулейману Керимову, последний подал на Ричарда Султанова в суд, посчитав, что Султанов получал чрезмерно высокие выплаты. Так что определенная связь двух участников скандала с утечкой конфиденциальной информации явно .

По чужим правилам

Судебная тяжба с Сулейманом Керимовым, как видим, никаких неприятных последствий для Ричарда Султанова не имела. Он продолжил делать карьеру. А вот после скандала с утечкой из «Брансвик Рейл» ему пришлось попрощаться с работой. И, насколько известно, до сих пор нового поприща так и не нашел. При том что его партнер по судебному иску Пол Остлинг продолжает спокойно заседать в совете директоров «Уралкалия».

Тут, впрочем, дело даже не в суде. Еще 20 января прошлого года Окружной суд Калифорнии снял обеспечительные меры с Пола Остлинга и Ричарда Султанова, что это не его юрисдикция.

Так что в обозримом будущем Ричарду Султанову уголовное наказание, скорее всего, не грозит. Другое дело – репутация. Инсайдеров никто и нигде не любит, ни в России, ни в других странах. Трудно представить себе солидную фирму, пожелавшую нанять, тем более на высокую должность, человека, в биографии которого имеется строка о предательстве своей компании. Стремительный взлет закончился не менее стремительным падением.

Причина этого видится в том, что Ричард Султанов, как, впрочем, и некоторые другие искатели счастья на российских бизнес-полях, совершают одну и туже ошибку. Они, немного освоившись с окружающей обстановкой, начинают забывать о принципах и манерах, привитых в их замечательных учебных заведениях, и принимают местные правила игры. Правила-то принять дело не хитрое, тем более у них в бизнесе тоже не ангелы. Но играть надо уметь, а это удается не каждому. Поэтому трудно избавиться от впечатления, что подававшего большие надежды выпускника Калифорнийского университета и Лондонской школы экономики Ричарда Султанова просто использовали, а, затем, за ненадобностью, выбросили.

Ричард Султанов – один из немногих российских студентов, который получив образование в престижных высших учебных заведениях Запада, вернулся в нашу страну. Он работал сразу в нескольких крупных компаниях, как российских, так и зарубежных.



Первой большой компанией, где он стажировался еще в студенческие годы, был немецкий авиагигант Lufthansa. Там он работал в консалтинговым подразделении и занимался развитием авиационной инфраструктуры по всему миру, в том числе в России и в странах СНГ. Его отдел консультировал аэропорты, крупнейших инфраструктурных инвесторов, институты развития и даже правительства разных стран. Для молодого специалиста это была отличная возможность поработать в крупной международной компании, научиться структурировать свою деятельность и управлять проектами. Приобретенные навыки стратегического анализа, финансового моделирования и прогнозирования в дальнейшем оказались очень полезны и, кроме того, стажировка в Lufthansa подарила яркие впечатления, позволила почувствовать себя частью очень крупного механизма - компании-лидера в авиационной отрасли.


Следующая компания, в которой работал Ричард Султанов – Первая Грузовая Компания – дочернее предприятие Российских железных дорог. В ПГК Ричард Султанов создал с нуля отдел, который занимался разработкой стратегии, стратегическим анализом рынка железнодорожных перевозок и его основных драйверов, а также оценкой различных сделок, мониторингом изменений в сфере регулирования железнодорожного транспорта. Изначально в недавно созданной компании эти направления работы практически отсутствовали. Ричарду Султанову удалось выстроить ряд процессов и создать мозговой центр компании чтобы перевернуть ситуацию. Именно это на тот момент и требовалось, так как ПГК планировала или IPO, или продажу стратегическому инвестору на аукционе. Без стратегии это было бы крайне сложно осуществить. В итоге продажа ПГК состоялась в 2011 году и вошла в топ-5 M&A сделок года и на тот момент стала крупнейшей сделкой в транспортной отрасли в России.


Сейчас Ричард Султанов в Brunswick Rail (Брансвик Рейл) – компании, которая занимается лизингом железнодорожных вагонов и является крупнейшим игроком в этой нише. Ричард является директором по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям, курирует важнейшие направления деятельности, например, разработку стратегии компании, оценку рисков, инвестиционные сделки, анализ железнодорожного, сырьевого и финансового рынков и выполняет многие другие задачи, в том числе для совета директоров компании и его профильных комитетов.

Уже многие годы идут разговоры о запуске пассажирского железнодорожного сообщения между аэропортом Пулково и одним из железнодорожных вокзалов в центре Санкт-Петербурга. В конце мая, в рамках ПМЭФ-2018, было подписано соглашение о реализации проекта, который будет проходить в формате государственно-частного партнерства. Это важное событие, так как фактически был дан старт амбициозному начинанию с объемом инвестиций более 18 миллиардов рублей. Мы обсудили запуск «Аэроэкспресса» в Санкт-Петербурге с Ричардом Султановым, экспертом в железнодорожной отрасли. Он работал над первоначальной концепцией проекта в 2011-2012 годах, отвечал за разработку технико-экономического обоснования, прогнозирование пассажирских потоков и разрабатывал операционную модель потенциального проекта.

Ричард Султанов: «Аэроэкспресс» в Санкт-Петербурге - сложный проект с отличными шансами на успех. И он пойдет городу на пользу»

О сроках реализации проекта

В: Санкт-Петербург наконец-то получит «Аэроэкспресс»? Почему это заняло так много времени и пойдет ли процесс реализации проекта быстрее после недавнего экономического форума?

Ричард Султанов: Мне кажется, что подписание соглашения в рамках недавнего ПМЭФ означает, что проект наконец-то получил официальный зеленый свет для реализации. Намерения сторон весьма серьезные, есть понимание и последовательный план реализации проекта. Долгое время шло обсуждение целесообразности проекта, так как у «Аэроэкспресса» был конкурент - проект «надземный экспресс». Это проект легкорельсового транспорта, простыми словами скоростной трамвай. Но со временем «Аэроэкспрессу» удалось доказать свою привлекательность и преимущества для города и вариант с «надземным экспрессом» отпал. К тому времени грянул экономический кризис и пассажиропоток аэропорта Пулково начал снижаться, ключевая ставка взлетела, экономика ушла в рецессию. Это, конечно же, не лучшее время для начала столь масштабного проекта и таких крупных инвестиций. Но сейчас мы видим, что экономика адаптировалась, ситуация стабилизировалась, пассажиропоток аэропорта Пулково достиг рекордного показателя в более 16 миллионов пассажиров, и ожидается дальнейший рост вплоть до 25 миллионов пассажиров к 2020 году.

О пассажиропотоке

В: Вы акцентируете внимание на пассажиропотоке - могли бы поподробнее рассказать о важности данного показателя для успешности подобных проектов железнодорожного сообщения «аэропорт-город»?

Ричард Султанов: Пассажиропоток - это ключевой драйвер подобных проектов во всем мире. Во-первых, он влияет на выручку и в конечном итоге окупаемость проекта. Но только этим экономику подобных проектов не объяснить. Важное значение имеет цена билета, она также существенно влияет на пассажиропоток. Здесь много как психологических, так и практических моментов. Об этом не так давно рассказывала пресса на примере «Аэроэкспресса» в Москве, и это настоящий вызов. Стоимость услуг такси значительно снизилась и стала очень доступна, сервис легко заказать через множество агрегаторов, конкуренция на рынке такси сейчас весьма высокая. Важно также учитывать, путешествуете вы один или компанией, много ли у вас с собой вещей, в какое время вы улетаете или прилетаете. Плюс есть фактор возможной неравномерной загрузки поездов. Из города люди боятся попасть в пробки, спешат на рейс. Возвращаясь же, они уже не так торопятся. Все эти моменты перевозчику приходится учитывать. Стоимость проезда должна быть комфорта как для петербуржцев, так и для гостей города, но при этом обеспечивать максимальную загрузку подвижного состава и окупаемость проекта в запланированные сроки.

Об удобстве для горожан

В: А насколько важен интервал движения поездов?

Ричард Султанов: Здесь две важные составляющие - стоимость проезда и частота движения поездов (расписание). На этом строится и экономика проекта - выручка и расходы. Чем чаще ходят поезда, тем больше растут расходы, и очень важна заполняемость поездов. При этом если поезда будут ходить недостаточно часто, скажем каждые 30 минут, это хороший ориентир и именно то, что мы имеем в Москве, то, выйдя из терминала, люди или сядут в такси, или на первую маршрутку, доедут до станции метро «Московская», запрыгнут в метро и будут в центре через 30 минут. В итоге они потратят 100 рублей и будут понимать, что движутся к точке назначения. Психология здесь важна. Расписание должно быть регулярным и легким для восприятия пассажиров. Мировой опыт показывает, что интервал движения поездов в 30 минут является хорошим бенчмарком. Возможен интервал в 15 минут, но здесь или пассажиропоток должен быть гигантским, или цены на такие поезда существенно выше. Также поезда должны ходить с раннего утра до позднего вечера, желательно без технических перерывов. И последнее - предельно важен изначальный высокий уровень предложения - запустив одно расписание и частоту движения поездов, не следует их никак ухудшать. Это плохо влияет на восприятие сервиса потенциальными пассажирами, делает его менее привлекательным.

В: Насколько важна инфраструктура?

Ричард Султанов: Это еще один фактор влияния на пассажиропоток. Выбор вокзала в центре города должен быть оптимальным в плане транспортных связей, расположения выхода из метро и самого терминала «Аэроэкспресса». Это влияет на время в пути и привлекательность маршрута, так как люди хотят добраться до вокзала быстро и недолго идти с багажом. И, конечно же, очень важно расположение в самом аэропорту. Терминал должен быть максимально интегрирован в аэровокзальный комплекс. Добраться до него должно быть легко и быстро. Иначе это еще одно потенциальное неудобство, которое может негативно повлиять на спрос. И опять же стоит думать о потенциальных конкурентах (такси, автобус) - они довезут пассажира фактически до дверей терминала.

15.03.2018 11700


Многим в России кажется, что если человек покинул нашу страну и уехал учиться в США и Западную Европу, то назад у него пути уже не будет и он навсегда останется заграницей. Возможно в условиях железного занавеса так и было...

Многим в России кажется, что если человек покинул нашу страну и уехал учиться в США и Западную Европу, то назад у него пути уже не будет и он навсегда останется заграницей. Возможно в условиях железного занавеса так и было (хотя даже в сталинский СССР возвращались такие люди как Максим Горький, Сергей Прокофьев, Александр Куприн), но сейчас в глобальном мире не обязательно уезжать насовсем, главное найти место где ты будешь нужен, где твои навыки будут востребованы и почему бы этим местом не оказалась Россия, благо с тем, что это - страна возможностей никто не будет спорить.

В качестве примера можно привести Ричарда Султанова, бизнесмена, управленца, который на данный момент занимает должность Директора по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям в компании Brunswick Rail (Брансвик Рейл). Он родился в СССР в Ленинграде в 1986 году. Его родители решили в конце 90-ых годов переехать из пасмурного Питера в солнечную Калифорнию. Там Ричард Султанов успешно учился сначала в школе, а затем в Университете Калифорнии в городе Дэвис. Оба учебных заведения он окончил блестяще и решил поступить еще и в магистратуру Школы Экономики и Политических Наук в Лондоне. Стоит отметить, что в Калифорнии Ричард Султанов не забывал о своих корнях и поддерживал связь с русскоязычным сообществом университета.

Прибыв в Лондон, вскоре оправился на первую европейскую стажировку – он работал в немецком гиганте авиаперевозок – компании Lufthansa в консалтинговом подразделении по развитию авиационной инфраструктуры. Транспорт надолго стал главной сферой работы молодого менеджера, но только воздушных поменялся на железнодорожной. После практики в авиакомпании он был приглашен в российскую Первую Грузовую Компанию, которая является детищем ОАО «Российские железные дороги», затем работал в международной компании АИКОМ (AECOM), а затем перешел в компанию Brunswick Rail (Брансвик Рейл). Здесь он сначала поработал на должности Руководителя департамента стратегического маркетинга, а через год в связи с заметными успехами в работе был повышен и стал Директором по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям.

Возможно пример Ричарда Султанова вдохновит и других россиян, которые рано покинули родину, вернуться, ведь и в нашей стране можно работать, строить карьеру и создавать бизнес.