О необходимости объединения мыслящих людей. Ведёт себя в основном как умный человек

Фото: Wavebreak Media Ltd/Rusmediabank.ru

Почему люди часто принимают за любовь простое плотское желание или стремление избежать одиночества? Мне кажется потому, что они не умеют читать сигналы истинной любви. А еще не способны сами посылать эти сигналы. Представьте себе, этому можно и нужно учиться.

Кто-то может сказать, что все это ерунда, и если любви нет, то никакими сигналами её не проявишь. Вот именно. Но мы не будем касаться этого тяжелого случая. Потому что проявление искусственной заботы и наигранного сочувствия, спланированная игра чувств и секс по Камастуре не имеют ничего общего с действительными сигналами любви.

Сигналы истинной любви каждый из нас умеет читать безошибочно, потому что они идут не от разума, не от желания завоевать симпатию или проявить себя, а от бескорыстного стремления защитить, сделать его жизнь красивее, лучшее и приятнее. Мы уже сталкивались с такой бескорыстной отдачей. Это любовь матери к ребенку, которая любит это существо не потому, что оно примерно себя ведет и не писает в штанишки. А потому, что просто существует в этом мире. Получить такую любовь – мечта каждого человека. Чаще всего мы к этому и стремимся. ПОЛУЧИТЬ . И не задумываемся о том, что важным условием истинной любви является и наша способность испытывать это чувство по отношению к кому-то. Чувство без условий и без параметров долженствования.

Для того, чтобы оказаться способным к бескорыстной любви, мало желать заполучить выгодного и удачного партнера. Надо стать личностью определенного уровня развития. Самое главное свойство этой личности – способность ОТДАВАТЬ . Для того, чтобы отдать что-то, нужно это иметь, развить в себе, вырастить, постичь, осознать. А вот это уже искусство. И некоторым людям оно дается не сразу. Порой путем множества проб и ошибок и тысячи разочарований. Есть, правда, исключения: кому-то везет и он проявляет способность к бескорыстной истинной любви сразу.

Понять свойственно ли это тебе не так сложно. Самое главное в сигналах истинной любви – направление. Она всегда направлена не на себя, а на объект и во имя объекта. Она спонтанна и бескорыстна, потому что идет от сердца.

Когда-то дедушка Зигмунд Фрейд со своим учением о бессознательном и любого человеческого поведения безнадежно упростил понятие любви. Однако его учение оказалось таким живучим, что мы до сих пор проверяем его на практике своих отношений и берем на вооружение в проявлении чувств. Столкновение «принципа удовольствия» и «принципа реальности», бессознательного и сознательного, «хочу» и «нельзя» приводит, по Фрейду, к неврозам и проблемам взаимоотношений. Психолог относил любовную привязанность к половому влечению, либидо, которое имеет одну цель – половую близость и половое удовлетворение. «Любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков», – писал З.Фрейд.

Однако такая узость представлений неизбежно приводит к другой проблеме – неврозу от недостатка духовной близости, общности и единения.

Выяснилось, что человек чувствует себя более несчастным не от недостатка секса, а от неудовлетворения потребности в нужности, значимости и близости. Каждый из нас как социальное существо не может жить без близости с другими людьми, без внимания в свой адрес. Любого, даже отрицательного. Когда к нам равнодушны окружающие, мы страдаем. И всячески пытаемся компенсировать недостаток внимания. Каждый по-своему. Кто-то с помощью сексуальных побед, кто-то в поиске материальных бонусов. В близкие отношения мы тоже вносим ноту материальности, выбирая партнера не по душе, а по соответствию определенным параметрам: хотим, что он был обеспечен, имел образование, определенный рост, внешность, доход и т.д.

Коварный вопрос любви

Мы задаем себе вопрос: «Что мне в нем нравится?» И находим вполне определенные материальные ответы: «Он умен, добр, чистоплотен, честен, интеллигентен, образован и т.д.» И сами не подозреваем, что в этот момент подписываем приговор своей . Потому что в случае несовпадения с перечисленным набором качеств нас неизбежно ждет разочарование. Весь этот прейскурант – показатель наших притязаний и свидетельство нашей меркантильности, то есть направленности нашей любви исключительно на себя. Именно нам важны все эти качества, и мы рады, что, наконец, нашли их в ком-то, чтобы удовлетворить свои амбиции и потребности в наличии рядом именно такого человека. Он удовлетворяет наше тщеславие, нашу материальную потребность в обеспеченности, статусе, присутствии рядом и т.п.

Заполучив, мы всячески стараемся удержать его возле себя. И затеваем красивую игру «какая прекрасная пара» или «как мы любим друг друга». И старательно исполняем роли, доказывая друг другу и окружающим, что любим и любимы. Такой «любви» свойственно требовать, ждать, выдвигать ультиматумы, демонстративно проявлять чувства и ждать ответного десанта. Для этого просто необходимы ролевые сигналы . Какие?

У каждого свои сигналы любви:

цветы;
конфеты;
слова;
стихи;
подарки;
записки;
кофе в постель;
деньги;
почесывания пяточек по утрам;
оральный секс по вечерам и т.д. и т.п.

Вариаций бесчисленное количество. И мы все знаем о них. Мы много раз видели это в кино, читали об этом в книгах. Мы храним в мозгу тысячи опробованных кем-то моделей. И придумываем свои собственные доказательства любви.

И это прекрасно, даже если заимствовано из художественной литературы. Прекрасно в том случае, если является сигналом истинной любви. Представьте себе, сигналы одни и те же!

Только посыл радикально противоположный. Голову сломаешь, где настоящее, а где искусственное. Как же их различить? А вы попробуйте.

Если речь идет о ролевой игре в любовь , мы всеми силами стараемся:

Доказать свое чувство.
Удержать партнера в тонусе заинтересованности.
Не разочаровать.
Спровоцировать на отдачу.
Заставить испытать чувство вины, страха потери.
Удивить и поразить.
Показать свою зависимость от него «Я без тебя умру!», тем самым привязывая его.
Заполнить собою всю его жизнь (всегда рядом, контроль и тотальное участие).
Изменить, сделать его лучше, перевоспитать.
Пожертвовать собой ради него (изощренный вид эмоционального рабства).
Повысить планку, чтобы заставить его стать лучше, расти.
Быть половинкой целого, доказывая невозможность существования врозь.


Сигналом истинной любви будет:

Проявление внимания к партнеру.
Чувствительность к его состоянию и желание помочь.
Стремление показать ему, как он важен для нас.
Признание его ценности.
Забота о нем, а не о себе.
Желание развеселить, утешить, заставить верить в себя, поддержать.
Терпимость, принятие таким, какой он есть, помощь в проявлении лучших качеств.
Удовлетворенность, скромность и непритязательность (отсутствие требований и условий).
Осознание себя целым, вне зависимости от партнера. Самостоятельность, самодостаточность, независимость, уверенность в себе.

Главный вопрос, который мы должны задать себе, чтобы найти истинную любовь и научиться распознавать её настоящие сигналы должен звучать не так : «Где найти и партнера, который будет любить меня по-настоящему, без условий?» или «Как ПОЛУЧИТЬ любовь?» А вот так : «Насколько я способен к истинной любви?» или «Смогу ли ОТДАТЬ?» Вопрос, каким должен быть партнер отодвигается на второе место. Иногда человек всю жизнь питает иллюзии относительно себя и своей любви, думая, что любовь – это ряд требований, растворение в другом и жертвование собою.

Любая жертва – это территория зависимости. «Тот, кто чувствует себя зависимым, рано или поздно начинает ненавидеть партнера, поскольку он не может ни жить согласно собственным убеждениям, ни относиться к партнеру открыто и искренне, – писал швейцарский психолог Марк Люшер. – Тот, кто внутренне не стал самостоятельным и независимым, тот остается несвободным. Он живет во внутренней тюрьме, которая убивает всякую любовь».

Истинная любовь далека от требований. Это зрелая потребность ОТДАТЬ просто так, ничего не требуя взамен. Это «радость щедрости», как сказал ОШО.

Влюбленность, или «романтическая любовь» – это совсем не та любовь, о которой как о высшей добродетели говорит христианство. Однако именно эта любовь-влюбленность воспринимается молодыми людьми как очень важное, яркое, неповторимое, пронзительное чувство, смешанная и непонятная эмоция.

Проблема любви как «романтических отношений между мужчиной и женщиной», которые непременно предшествуют созданию семьи и продолжают существовать уже в рамках семейного союза, почти не поднималась христианскими философами. Святые отцы к этому вопросу подходят крайне целомудренно. В их понимании любовь, даже любовь между мужчиной и женщиной – это в первую очередь духовная христианская любовь, это жертвенность, милосердие, терпение, прощение. Однако молодой человек или девушка (даже из христианских семей), впервые открывая в себе интерес к противоположному полу (испытывая то, что по традиции именуется «первой любовью»), данные ощущения и эмоции вряд ли могут конструктивно напрямую увязать с теми сложными, хотя и правильными благочестивыми терминами, которыми говорит о любви христианское предание.

Для молодых людей (а очень часто и для взрослых) романтическая любовь – это непрерывное движение души, сопряжение великой радости и страха, ибо любовь призывает человека, как никогда ранее, открыться другому, а значит – стать уязвимым. Когда человек влюблен, он готов все то, что находится в глубине его души, разделить с объектом своего обожания. Это чувство (на момент его «активной фазы») как «двигатель» жизни, его нельзя отвергнуть, так же как нельзя отказаться от пищи. Такая любовь-влюбленность – мощное эмоциональное и психологическое влечение одного человека к другому. Любовь есть некая сила, которая действует в человеке независимо от его воли и желания. Человеческая природа по-своему жестока, она требует к себе очень серьезного отношения. В данной ситуации человек впервые узнает в себе совсем иного человека, уже не ребенка. А главное, с этого момента любовь (влюбленность) становится нужна, необходима, человек сознательно или подсознательно ищет ее. Именно это чувство с удивительной силой генерируют творческую энергию человека, при этом значительно снижает его аналитический (рассудочный) потенциал в отношении происходящих событий.

Итак, что же это такое – любовь-чувство, любовь-влюбленность, любовь-влечение, эмоциональное и психологическое, с точки зрения христианства? Это чувство божественное или человеческое? Счастье человека может состояться с его одной единственной любимой (любимым) или платоновский миф об андрогинах не находит подтверждения в христианской традиции? Браки заключаются на небесах или в государственных структурах? «Настоящая любовь» навсегда или ее продолжительность определяется биологическими сроками зачатия, беременности и вскармливания ребенка, т.е. 3-5 годами? Любовь – это всегда радость и счастье или она может причинять боль и трагедию? Это все чрезвычайно важные вопросы, они особенно актуальны, а самое главное – интересны для молодых людей, т.к. эта сфера впервые постигается ими и требует определенной личностной реакции, интеллектуального и нравственного осмысления.

«Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании взрослые люди суть дети в вопросах межличностных отношений»

К сожалению, далеко не всегда взрослые способны в данной ситуации привести исчерпывающие ответы на жизненные запросы молодого человека. Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании (что характеризует подавляющее большинство представителей нашего постатеистического общества) эти взрослые суть дети в вопросах межличностных отношений, правда те дети, о которых апостол Павел предупреждает: «не будьте дети умом» (1 Кор. 14, 20). Ровесники могут быть хорошими друзьями (в смысле сопереживателями) и даже советчиками, но вряд ли их советы будут характеризоваться благоразумием. Те же современные психологи, к которым приводят своих взрослеющих чад родители или учителя, могут стоять на позициях, далеких от христианства, на позициях грубого материализма, воспринимающего человека как животное и, соответственно, предоставляя преференции его вполне животным инстинктам, или, что еще хуже – оккультизма. Такого рода «врачи человеческих душ», с точки зрения христианской нравственности, могут дать, скажем, девушке не просто плохие, а убийственные советы в духе: «Да тебе давно пора переспать с ним, и все образуется!»

Поэтому для православного миссионера тема «первой любви», которая неразрывно сопрягается с вопросами отношений между мужчиной и женщиной, правильного виденья, правильного поведения и, соответственно, построения этих отношений – создания семьи, является благодатной почвой для сеяния семян христианского благовестия. Один мудрец сказал: «Безумие отвечать на вопрос, который не задан». И очень часто наши просветительские старания терпят неудачу именно по той причине, что тема наших выступлений неинтересна для школьников и студентов. Она неактуальна для пространства их насущной жизни, она не трогает их. В этом контексте вопросы о влюбленности, любви, построении отношений, семьи являются хорошей основой для проповеди христианского вероучения. И к ответам на некоторые из этих вопросов я предлагаю перейти.

Что такое христианская любовь?

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения… даже язык ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия». Однако все же, чтобы дать некое понимание этой Божественной реалии, мы вынуждены прибегнуть к катафатике и, пусть нашими несовершенными словами и понятиями, все же показать различие между христианской любовью и любовью чувственной, плотской, романтической.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть».

Итак, христианская любовь – это не просто чувство! Христианская любовь – это сама жизнь, это вектор бытия, направленный к Небу, к Богу. Поскольку же «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4, 7), то эта жизнь (образ жизни) пронизана любовью, делами любви. Дела любви человека по отношению к окружающему миру есть подобие любви Божественной по отношению ко всему Им созданному.

Говоря языком человеческим, христианская любовь есть проявление высшей благожелательности по отношению к каждому человеку, который волею Божией встречается на пути его жизни. С одной стороны, это проявление благожелательности есть не просто исключительно внешнее поведение, ибо место пребывания этой благожелательности – сам дух, высшая фракция устроения человека, устремленная к Богу. С другой стороны, эта благожелательность должна проявляться в делах любви по отношению к окружающим и уж как минимум – в отсутствии злых измышлений и намерений касательно их. Святитель Игнатий Брянчанинов строго предупреждает: «Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты в горестном самообольщении». И действительно, с некоторой долей условности можно утверждать, что в наши дни христианская любовь является синонимом «благожелательности» и «милосердия» (в то время как просто «любовь» понимается в лучшем случае как романтическое увлечение, а в худшем – как нечто плотское и пошлое). Святитель Иоанн Златоуст так и пишет: «Если уничтожится милосердие на земле, то все погибнет и истребится». Все мы помним, какие характеристики дает любви апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится » (1 Кор. 13, 4-8).

Как выше было сказано, христианская любовь – это совсем не романтическое переживание, не чувство влюбленности и тем более не половое влечение. И в подлинном смысле любовью может быть названа именно христианская любовь как прямое проявление божественного в человеке, как инструмент восприятия нового, восстановленного, бессмертного Человека – Иисуса Христа. При этом следует оговориться, что романтическая любовь, равно как половое влечение, не есть нечто чуждое божественному устроению человеческого естества. Бог создает человека холостичным (от др.-греч. ὅλος - целый, цельный): и дух, и душа, и тело, разум и сердце – всё создается Единым Богом, всё создается прекрасным и совершенным («добро зело»), всё создается как единая, неделимая реалия, как единая природа.В результате великой катастрофы – грехопадения человека – его природа претерпевает повреждение, изменение, искажение, извращение. Некогда единое человеческое естество распадается на самостоятельно действующие фракции: ум, сердце и тело (иногда это деление представляется как дух, душа и тело), – каждая из которых обладает автономным волевым началом. Отныне эти начала действуют не в согласии друг с другом, они могут быть направлены не к добру, а ко злу, не к созиданию, а к разрушению – и самой личности, и окружающего мира. Но Господь Иисус Христос Своей крестной жертвой исцеляет эту поврежденную человеческую природу, приводит ее в совершенство, и разрозненные свойства человеческого естества (ум, сердце и тело) приводятся к гармонии, к единству в Богочеловеке Иисусе Христе.

Что такое влюбленность, или романтическая любовь?

Если пользоваться делением человеческой природы на дух, душу и тело, то влюбленность – это, безусловно, сфера души. Если вспомнить о святоотеческом делении на ум, сердце и тело, то романтическая любовь – это, безусловно, сфера сердца.

«Романтическая любовь – это служебное чувство, источником которого является Божественная любовь»

Здесь следует отметить, что мы используем понятия «романтическая любовь» и «влюбленность» как синонимы, в то время как последний термин чаще используется для характеристики поверхностных, несерьезных отношений (как говорят в светском обществе, флирта) в противовес «настоящей любви», «любви на всю жизнь», верности. Но в нашем контексте романтическая любовь, или влюбленность – это прежде всего чувство, эмоция. И для нас важно подчеркнуть, что эта «любовь» не та жертвенная христианская любовь, не движение к Богу. Романтическая любовь – это служебное чувство, но оно совсем не низменное, напротив – источником этого служебного чувства является как раз Божественная любовь. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что это чувство, ввиду необычайной яркости и силы переживаний, поэты разных времен и культур ошибочно называли «божественным». Блаженный Августин в своей знаменитой «Исповеди» говорил, обращаясь к Богу: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Именно «потеря покоя» очень часто отражает как внешнее поведение, так и внутреннее состояние влюбленного, поскольку сразу развивается зависимость, характеризующаяся частичной утратой свободы и именуемая в святоотеческой традиции пристрастием. В более высоком смысле все человечество лишено покоя в поисках Бога Истинного.

Господь от начала создает человека ради вечного блаженства. Что является непременным условием этого блаженства? Любовь к Богу. Но Господь в плане онтологическом много выше, совершенней человека, а потому любить Его непросто, любовь к Господу должна предваряться (воспитываться, осмысливаться) любовью к равному. Поэтому Господь создает малую церковь – семью. Цель семьи – спасение ее участников (мужа, жены, детей) через взаимную жертвенную любовь, которая, в свою очередь, взращивает, воспитывает в участниках этой семьи любовь к Богу. Богословские термины «обожение» или «боговселение» в практическом осуществлении означает – спасти свою душу, т.е. научиться любить, прийти к тому, чтобы любовь стала господствующей в человеке. Именно в семье, можно даже сказать, в быту повседневной жизни, где каждая ситуация, каждое событие – это, с одной стороны, урок, а с другой, в то же время и экзамен, происходит настоящая проверка того, насколько человек научился любить, насколько он способен жертвовать и терпеть. Человеку может казаться, что он уже научился любить, а на самом деле это не так. По этому поводу Антоний, митрополит Сурожский, говорил: «Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями». Грех живет в природе человека и искажает настоящее чувство.

Крайне сложно говорить о данных категориях в отношении неповрежденного мира и человека. Можно предположить, что той реалией, которую сегодня, в условиях падшего мира и падшего человека, мы именуем «романтической любовью», был как раз одним из аспектов того человеческого единства, той «единой плотью», которую создал Бог в Адаме и Еве: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24). После грехопадения это «единство» осталось в человеке, но, как и все остальное, было повреждено. Теперь это «единство» есть обоюдное чувственное влечение друг к другу мужчины и женщины, которые, быть может, случайно встретились в океане этой жизни. Это чувство невозможно свести исключительно к половому влечению, ибо последнее неспособно стать основой для серьезных отношений между мужчиной и женщиной. Семья создается на основе взаимной симпатии, взаимного стремления, рвения и взаимной привязанности друг к другу, верности двух будущих спутников жизни. Безусловно, эта сфера взаимного влечения не сфера тела, не сфера физиологии, это именно романтическая любовь, сфера души, т.е. чувственного, эмоционального начала в человеке, хотя и сфера телесной близости соприсутствует с ней в виде инстинкта.

«В христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное»

Можно предположить, что до грехопадения любовь жертвенная, любовь романтическая и сфера телесной близости (вспомним Божественное повеление людям плодиться и размножаться – Быт. 1, 28) – были чертами единой любви. Но для описания человека поврежденного, онтологически разделенного, мы вынуждены в описании различных реалий употреблять различные термины. Одновременно с этим следует подчеркнуть, что в рамках христианского брака, когда его участники имеют по-настоящему христианское сознание (образ мыслей) и ведут по-настоящему христианский образ жизни, благодатью Божией эта гармония, это единство восстанавливается. И в христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное, и любовь жертвенная, и любовь романтическая, и та, следствием которой является рождение детей.

Вне всякого сомнения, романтической любви или влюбленности, сколько бы прекрасным это чувство ни было и сколько бы поэты ни воспевали amor, недостаточно для создания по-настоящему счастливой и крепкой семьи. Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), и там, где нет христианской любви, там, где любовь человеческая не облагодатствована любовью Божественной, там любому начинанию человеческому, любому его союзу уготована участь дома, построенного на песке – «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 27). И, собственно, вне любви Божественной обоюдная симпатия может пройти или «наскучить», и тогда брак вполне может превратиться в «животный» союз, и биологические животные сроки (зачатие, беременность и вскармливание ребенка), исчерпав себя, приведут его к неминуемому распаду. В то время как именно присутствие Бога в семье, наличие христианской жертвенной любви (т.е. христианского сознания мужа и жены) делает любовь романтическую «настоящей, единственной любовью» – той, которая «до гроба», той, которая «не перестает»! Христианский святой V века Блаженный Диадох говорил: «Когда человек ощущает Божию любовь, тогда он начинает любить и ближнего своего, а начав – не перестает… В то время, как плотская любовь по малейшему поводу испаряется, духовная – остается. В боголюбивой душе, находящейся под Божиим действием, союз любви не пресекается, даже когда ее кто-нибудь огорчает. Это потому, что боголюбивая душа, согретая любовью к Богу, хотя и потерпела от ближнего какую-то скорбь, быстро возвращается к своему прежнему благому настроению и охотно восстанавливает в себе чувство любви к ближнему. В ней горечь разлада совершенно поглощается Божией сладостью». Марк Твен говорил более прозаично: «Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века ».

Мои оппоненты могут возразить мне, сказав, что в атеистические годы (эпоха СССР) люди в Бога не верили, в Церковь не ходили, однако семьи были крепкими. Это так, и здесь я бы обратил внимание на имеющий чрезвычайную важность фактор воспитания. Как бы там ни было, Советский Союз создавался людьми, воспитанными в парадигме христианских нравственных ценностей, и этот благочестивый опыт, как и правильное воспитание, давали соответствующий нравственный стержень на несколько поколений вперед. Люди забывали Бога, но инерционно помнили, «что такое хорошо и что такое плохо». Тяжелые годы становления СССР, Великая Отечественная война слишком много отняли у людей, и было не до того, чтобы «разбрасываться любовью». Не надо забывать, что и Русская Православная Церковь была крепка, как Церковь мучеников и исповедников Христовых. Однако в более спокойные и сытые 70-е измена или развод уже были делами обыденными настолько, что в той или иной степени упоминания об этом стали достоянием шедевров советского кино («Москва слезам не верит», «Служебный роман» и др.). Конечно, дело не только и не столько в спокойствии и сытости, сколько в том, что инерция благочестия постепенно исчезала, умирали те, кто знал Источник настоящей христианской жертвенной любви. В настоящее время любовь испытывается через потребительское отношение – люди ищут наслаждений, вечного праздника и не принимают трудностей, избегают ответственности.

Именно христианская любовь воспитывает подлинную ответственность и чувство долга, ибо именно они способны преодолеть очень многие проблемы взаимоотношений между двумя близкими людьми, которые неминуемо возникают в процессе становления любого семейного союза. Семейные отношения – это не сплошные «розовые облака», бывают и скандалы, и охлаждения, и задача по-настоящему любящих людей – преодолеть, пережить эти «грозовые тучи», оставаясь при этом верными самым прекрасным минутам их взаимоотношений. Семья включает в себя такое сочетание обстоятельств, при которых личность проявляет себя в полной мере своего содержания, как положительного, так и отрицательного. И необходима христианская жертвенная любовь, чтобы научиться любить свою вторую половину иначе . Так появляется любовь не к иллюзорному человеку (которого зачастую еще до брака создает наше воображение или сама вторая половина, порой неосознанно, пускает в ход свои актерские таланты), а к настоящему, к подлинному! И вот как раз семья – это и есть тот организм, в котором две личности, которые были изначально чужими друг другу, должны стать единым целым с единым сердцем, едиными мыслями, по образу Святой Троицы, при этом не утрачивая своей личной неповторимости, но обогащая и дополняя друг друга.

Священник Александр Ельчанинов писал: «Мы думаем о себе, что все мы причастны этой любви: каждый из нас любит что-либо, кого-либо… Но та ли это любовь, которой ожидает от нас Христос?.. Из бесконечного количества явлений и лиц мы выбираем родственные нам, включаем их в свое расширенное «я» и любим их. Но стоит им отойти немного от того, за что мы их избрали, как мы изольем на них полную меру ненависти, презрения, в лучшем случае – равнодушия. Это человеческое, плотское, природное чувство, часто очень ценное в этом мире, но теряющее свой смысл в свете жизни вечной. Оно непрочно, легко переходит в свое противоположение, принимает демонический характер». В последние десятилетия мы все являемся свидетелями того, что разводящиеся супруги сетуют на то, что, мол, «не сошлись характерами». А ведь за этой пресловутой формулировкой скрывается то, что люди не способны решать элементарные межчеловеческие проблемы, не способны справиться с самым простейшим конфликтом, эти люди не умеют ничего: ни терпеть, ни прощать, ни жертвовать, ни слушать, ни говорить. Эти люди не умеют любить, не умеют жить!

Начиная с эпохи Возрождения, с реставрации языческого мировоззрения, и далее с конца XVIII века - первой половины XIX века, с вхождением в сознание европейцев антропоцентрических и атеистических идей, все более и более забывается та любовь, о которой мы говорили в самом начале – любовь христианская, любовь жертвенная, любовь-уподобление Богу. Именно этим главным образом характеризуется эпоха Возрождения, эпоха романтизма, когда посредством популярной литературы, театра (на тот момент чрезвычайно модного), разного рода светских мероприятий (балов, приемов) романтическая любовь культивировалась как нечто абсолютное, самодостаточное и самоценное. Такая гиперболизация чувственной, человеческой любви с ее интригами, иллюзиями, страданиями, экспериментами, «треугольниками» привела к выхолащиванию духовного и нравственного содержания этого великого чувства. Любовь превращается в игру, в увлечение, в приключение, а иногда в психологическую патологию – в болезнь. Недаром Федор Михайлович Достоевский не без иронии замечал: «Влюбиться – не значит любить… Влюбиться можно и ненавидя». Вторая половина XX века – начало XXI века ознаменовали себя еще большей деградацией: на сегодняшний день под любовью между мужчиной и женщиной понимается иной раз чистая физиология, чисто животное сожительство, пошлое, утилитарное отношение к человеческой личности. Христианская вера уводит человека от утилитарного отношения к своему ближнему (когда человек оценивает другого исходя из того, как можно его использовать), а ведет его к жертвенному отношению.

Подлинная любовь – это в том числе и способность терпеть отсутствие ее у других.

Если разум человека по своей природе бесстрастен, то сердце преимущественно является носителем страстей (не обязательно страстей в смысле греховных проявлений, но и чувств, эмоций). А поскольку романтическая любовь – это сфера именно сердца (или души), соответственно, это богоданное чувство единства мужчины и женщины в особой степени подвержено разного рода искажениям, извращениям. Кстати, в Библии уже описаны разного рода модули этого чувства: так, на примере Захарии и Елисаветы показана любовь самоотверженная. Но отношения Самсона и Далилы – любовь коварная, любовь-манипуляция. Отношения Давида и Вирсавии – любовь порочная и греховная, любовь-болезнь. Последняя в наши дни широко распространена: многие наши современники глубоко несчастны, будучи неспособны устроить свою личную жизнь или хотя бы заиметь хоть сколько-нибудь продолжительные отношения. И это при том, что они бесконечно «до безумия» влюбляются, но их состояние очень напоминает болезнь.

Православному человеку известно название этой болезни – непомерная гордыня и, как ее следствие, – гиперболизированный эгоцентризм. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Любовь только тогда может давать, когда она забывает о себе». А вот что пишет по этому поводу православный психолог, доктор психологических наук Тамара Александровна Флоренская: «Пока человек ждет любви и внимания от других, живет этим, он никогда не удовлетворится, будет требовать все большего, и все ему будет мало. В конце концов, он окажется у разбитого корыта, как та старуха, которая захотела, чтоб служила ей рыбка золотая. Такой человек всегда внутренне несвободен, зависим от того, как к нему относятся. Этот свой источник любви и добра нужно открыть в себе самом. И открытие должно совершиться не в уме, а в сердце человека, не теоретически, а внутренним опытом». Один американский психолог Леланд Фостер Вуд как-то сказал: «Удачливый брак – это нечто гораздо большее, чем умение найти подходящего человека; это и способность самому быть таким человеком». И вот это очень важный момент – любить, а не ждать любви и всегда помнить: не я терплю, меня терпят!

О платоновском мифе

В наши дни бытует представление о том, что настоящую семью получится создать только со своей единственной и уникальной «второй половинкой». Иной раз некоторые романтичные мечтатели всю жизнь ищут эту вторую половинку, терпя неудачу за неудачей. Насколько такое представление о семье как союзе мужчины и женщины соответствует христианским воззрениям? В данном случае мы имеем дело со стихийно цитируемым платоновским мифом об андрогинах. Согласно ему, некие мифические перволюди, соединявшие в себе мужское и женское начала, возгордились своей силой и красотой и попытались напасть на богов. Те же в ответ произвели разделение в каждом из андрогинов на мужскую и женскую персону и рассеяли их по миру. И с тех пор люди обречены на поиски своей половины. Эта легенда, безусловно, красивая, романтическая, а самое главное – она отражает тот факт, что поиск спутника жизни действительно присутствует и порой этот поиск сопряжен скорее с разочарованиями, чем с удовлетворением. Однако, конечно, идея Платона не соответствует библейской картине устроения мира, в Священном Писании подобных идей мы не встречаем. Но все же надо отметить, что древнегреческий философ, хотя и был лишен Откровения, однако прочувствовал очень верные моменты. В частности, в его мифе мы слышим некий отголосок библейской истории первородного греха. И наконец, правда Платона в том, что действительно существует фактор психологической совместимости. Перед тем, как двух космонавтов отправить в совместный полет, соответствующие специалисты очень тщательно проверяют, насколько эти два человека способны бесконфликтно сосуществовать в рабочем пространстве. Подобные проверки проходят представители и других ответственных и опасных профессий.

И действительно, если мы посмотрим на себя, на свою жизнь, то наверняка заметим, что есть люди (и прекрасные, казалось бы), которые остаются для нас просто знакомыми, а есть те, которые становятся друзьями. Это не объяснить исключительно факторами нравственного или рационального выбора. Бывает так, что красавец-студент вдруг выбирает в качестве своей невесты не «Мисс университет», а какую-нибудь неприметную девчонку. «И что он в ней нашел?» – ворчат недовольные однокурсницы. А ему все ясно: «Нет в мире прекрасней Матильды моей». Все мы знаем, что существуют люди, нам симпатичные и не симпатичные (речь идет, в том числе, и о психологическом факторе). И это вне нравственных или эстетических категорий, это – нечто внутреннее. Разумеется, с точки зрения христианской нравственности, и к первым и ко вторым мы должны относиться с любовью, т.е. быть преисполнены благожелания к ним. Но наличие симпатии, аспекты психологической совместимости – это факт. Именно этим, кстати, объяснятся тот момент, что Бесстрастный Бог Иисус Христос имел любимого ученика Иоанна Богослова. Мы часто забываем, что Христос не только Совершенный Бог, но и Совершенный Человек. И, возможно, что Его человеческой природе в психологическом отношении был ближе именно апостол Иоанн как ученик, последователь, друг. И в нашей жизни мы наблюдаем то же самое. Поэтому конечно, Господь для Паши С. не творит специально Машу Н., подразумевая, что сии два индивидуума могут создать семью только в случае уникальной встречи друг с другом и не с кем иным. Конечно, таких «назначений» Господь не делает, хотя Своим Промыслом и направляет человека в правильную сторону. И решение, как и с кем создать семью – это решение в первую очередь самого человека, а не каких-то (пусть и Божественных) мистических перипетий. Конечно, семья не может быть создана людьми, которые не испытывают обоюдной симпатии или постоянно ругаются и спорят друг с другом. Люди встречаются, люди влюбляются, женятся, т.е. создают семьи с теми, к кому, во-первых, испытывают симпатию и, во-вторых, с теми, с кем чувствуют психологический комфорт – с кем легко говорить и легко молчать. Это сложно объяснить словами, но это всегда чувствуется.

О «самом низшем»

В наши дни стихийно распространено языческое мнение о том, что исцеления заслуживает только маленькая «аристократическая» частичка человека («душа» или «дух»), все же остальное выбрасывается на «свалку» (в I-III вв. эту идею широко декларировали т.н. гностические секты). Христос же исцелил всего человека, не только душу, ум или совесть, а всего человека, в том числе и телесность. Даже то, что в светском обществе называли «самым низшим» – человеческую плоть – Христос вводит в Царствие Божие. Во Христе происходит преображение и духа, и плоти, в отличие от плотоненавистнических, космоненавистнических гностических идей.

В этом отношении имеется потребность сказать слово об интимных отношениях. В Церкви (по причине, возможно, и невостребованности) не существует единого выверенного мнения касательно этого вопроса во всех его аспектах. Многочисленные церковные писатели современности высказывают различные суждения по этому вопросу. В частности, можно прочитать, что для христианина секс вообще неприемлем, что это принадлежность нашей греховной сущности, и супружеские обязанности существуют исключительно для деторождения и что такие желания (в лоне супружеской жизни) следует, по-возможности, подавлять. Однако Священное Писание не дает никаких оснований полагать, что сами по себе интимные отношения есть нечто грязное или нечистое. Апостол Павел говорит: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15). 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Так же и правила 1, 4, 13 Гангрского Собора (IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак (в частности, и в аспекте интимных отношений) недостойным христианина.

«Именно любовь позволяет человеку оставаться целомудренным»

Нигде в Священном Писании мы не можем прочитать каких бы то ни было суждений, из которых следовало бы, что Церковь в интимных отношениях видит что-то грязное, нехорошее, нечистое. В этих отношениях может происходить разное: и удовлетворение похоти, и проявления любви. Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни. Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих. И, вместе с тем, не стоит сводить эти отношения исключительно к цели деторождения, ибо в таком случае человек становится подобным животному, ибо у них все точно так, а вот любовь есть только у людей. Полагаю, что супругов влечет друг к другу все-таки не желание, чтобы в результате этого влечения появились дети, а именно любовь и стремление быть совершенно едиными друг с другом. Но при этом, конечно же, высшим даром любви становится и радость деторождения. Именно любовь освящает интимные отношения, именно она позволяет человеку оставаться целомудренным. Святитель Иоанн Златоуст прямо пишет, что «разврат происходит не от чего иного, как от недостатка любви». Борьба за целомудрие - самая тяжелая борьба. Церковь устами святых отцов и даже устами Священного Писания пользуется этими отношениями как неким образом для изображения более возвышенной любви, любви между человеком и Богом. Одна из самых прекрасных и удивительных книг Библии - это Песнь Песней.

Известный педагог протопресвитер Василий Зеньковский оставил нам такие слова: «Тонкость и чистота взаимной любви не только не стоят вне телесного сближения, но наоборот, им питаются, и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая расцветает лишь в браке и смысл которой заключается в живом чувстве взаимного восполнения друг друга. Исчезает чувство своего «я» как отдельного человека… и муж, и жена чувствуют себя лишь частью какого-то общего целого – один без другого не хочет ничего переживать, хочется все вместе видеть, все вместе делать, быть во всем всегда вместе».

Зачем нужна гражданская регистрация, если можно засвидетельствовать свои отношения перед Богом?

Многих молодых людей несколько смущает тот факт, что таинство Венчания в Церкви может произойти только в случае наличия документа, подтверждающего гражданскую регистрацию семейного союза. Спрашивается, неужели Богу нужны какие-то штампы? И если мы даем обет верности друг другу перед Богом, то на что нам какие-то печати? На самом деле этот вопрос не такой сложный, как кажется. Просто нужно понять одну простую вещь. Человек в этом мире ответствен не только перед Богом, но и перед окружающими его людьми, и первое невозможно без второго. Семья состоит минимум из двух персон, а в перспективе состав семьи может увеличиться и до трех, четырех, пяти, шести, семи и т.д. человек. И в данном случае семья – это часть общества, и общество должно знать, что это его часть, что это именно семья (в смысле «мама-папа-я»). Ведь общество предоставляет семье определенный статус, определенные гарантии (в аспектах распоряжения и наследования имущества, образование, медицинское обслуживание детей, материнский капитал), а, соответственно, данные люди должны засвидетельствовать перед обществом: «Да, мы хотим быть семьей». В случае если эти два человека утверждают, что не чувствуют своей взаимосвязи с обществом и отрицают вышеназванные обоюдные обязательства (по типу «да нам плевать»), то в таком случае они должны полностью и бескомпромиссно отказаться от всех видов общественных связей и социальных услуг (грубо говоря, уйти отшельниками в глухие леса). Но они же этого не делают. А значит, в самой основе их позиции лежит лукавство. Будучи неспособны ответствовать перед людьми, лукаво относясь к общественным обязательствам, смогут ли эти люди ответствовать перед Богом? Очевидно, что нет. Во что же тогда превращается для них таинство Венчания? В театральную постановку? До 1917 года именно Церковь юридически регистрировала брак (браки инославных и иноверных регистрировали их религиозные общины), но в советскую эпоху эту обязанность выполняли Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы). И Церковь не противопоставляет себя государственному устройству и, соответственно, церковное венчание – браку государственному, и первое является закреплением второго, его венцом. Если же «домостроители» не способны возвести фундамент, то не рано ли им возводить купол?

Говоря о семье, хотелось бы закончить вот чем. Церковь в своей литургической традиции совсем не говорит, что семья – это легко. Скорее наоборот. Таинство, в котором Господь благословляет мужчину и женщину, называется «Венчание». Слово «венчание» и «венец» — однокоренные. О каких венцах идет речь? О венцах мученических. Когда священник во время таинства Венчания второй раз обводит молодоженов вокруг аналоя, то возглашает: «Святые мученики!» А в одной из молитв священник, обращаясь к Господу, просит Его сохранить супругов, как «Ноя в Ковчеге,.. как Иону в чреве кита,.. как трех отроков в огне, послав им росу с неба» и т.д. Требования в отношении семейных обязательств (в частности, запрещающие разводиться) Самого Иисуса Христа показались апостолам настолько строгими, что некоторые из них в сердцах воскликнули: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». И тем не менее, христианский опыт свидетельствует, что настоящую радость человеку дает не то, что просто, а то, что сложно! Известный французский католический писатель Франсуа Мориак как то заметил: «Супружеская любовь, которая проходит через тысячу случайностей, самое прекрасное чудо, хотя и самое обыденное». Да, семья – это сложно, да, это путь, состоящий из испытаний и даже соблазнов, но своим венцом этот путь имеет неописуемую благодать. И все мы это знаем, вспоминая еще те, крепкие, настоящие семьи наших предков, которые преодолевали все трудности и препятствия и являли собой образец по-настоящему любящих, счастливых людей.

Вконтакте

Любовь – чувство настолько тонкое и эфемерное, что многим кажется, что его не существует вовсе. Потому что зачастую любовь путают с другими, не менее сильными, однако не столь глубокими чувствами. А может и правда, нет её, любви? Во всяком случае как чувства, возникающего между противоположными полами? Вот материнская любовь - есть, а другой нет. В нашей статье «Существует ли любовь между парнем и девушкой» мы попробуем понять: есть ли границы у этого чувства и существует ли оно между мужчиной и женщиной, или любовью принято называть иные чувства?

Наверное, дать однозначный ответ на вопрос «Существует ли любовь между парнем и девушкой?» нельзя. Во всяком случае, он не может быть общепризнанным и таким, с которым согласится абсолютно каждый человек. Ведь многие из нас яро утверждают, что нет любви на этом белом свете! Хотя почему они так говорят – вот в чем вопрос. Возможно, как раз из-за любви, которая когда-то разбила их сердце.

Утверждать, что любовь между парнем и девушкой не существует, пожалуй, глупо и бессмысленно. Этим самым мы просто перечеркиваем все те светлые жизни и счастливые пары, которые упивались своими чувствами и дарили счастливую нежность друг другу. Что же это, если не любовь?

Противники этого светлого чувства утверждают, что любовь в чистом виде не существуют, что у неё всегда есть какая-то подоплека, скажем так, заинтересованная сторона, что лишает Любовь той светлой невинности, которой она характеризуется. Но оставим эту меркантильность: далеко не всем влюбленным что-то нужно от своих возлюбленных.

Хотя нет, немного не так. Нам всем от наших возлюбленных что-то нужно. И, в первую очередь, речь идет о нежности, тепле, заботе, страсти. Нам нужны чувства, мы жаждем ощущений. Мы хотим переживать снова и снова сладкий миг первого прикосновения и поцелуя, вновь и вновь заглядывать в любимые глаза, ища в них очередное признание в любви. И вы хотите всё это назвать «симпатией с элементами корысти»?

В первую очередь, любви характерно всепоглощающее чувство привязанности к человеку. Кажется, что без него ты не можешь есть и пить, даже дышать становится тяжело. Ты чувствуешь острую потребность видеть его каждую секунду, сжимать его теплую руку, обнимать и просто быть рядом, хотя бы взглядом касаясь любимых черт. Вы скажите, что привязанная характерна и для других сильных чувств – например, для дружбы. Но, согласитесь, в случае, если человек – ваш близкий друг, вы не будете ощущать эмоций, описанных выше. Конечно, без друга вам будет скучно, вы стремитесь проводить время со своими хорошими товарищами. Но когда в жизни появляется любимый человек, даже самые близкие друзья невольно отходят на второй план.

Любовь – это забота. Это желание спасти от любой беды, напасти, не дать никому обидеть вас. Забота порождает все те милые и душевные, нежные моменты, которыми изобилует настоящая любовь. Вот вы идете по зимнему парку, вдыхая острый свежий запах мороза. И он так заботливо, но настойчиво перевязывает покрепче вашу шапку-ушанку, чтобы колючий ветер не задувал вам в ушки. Он спрашивает, надели ли вы перчатки, а если вы их забыли дома – он будет всю дорогу греть ваши ладони в своих. Он с материнской нежностью будет поправлять ваш шарф, все время пытаясь прикрыть их дрожащий от холода подбо 2a58 родок. А когда вы придете домой, он тут же отправит вас в ванную греться, а сам займется приготовлением обжигающе горячего согревающего чая.

Какому ещё чувству характерна такая искренняя забота? Мы сейчас не говорим о любви матери к своему ребенку, так как зов крови и материнский инстинкт – сильнее всех остальных чувств, эта любовь никогда не проходит, её не выжжешь из сердца.

Впрочем, наверное, настоящую любовь, которая единожды случилась между мужчиной и женщиной, тоже вряд ли выжжешь. Можно попытаться забыть её, убежать от неё, спрятавшись за спиной другого человека. Можно даже настолько увлечься им, что на миг забыть о том, кого любишь долгие годы и кого не можешь забыть. Ты можешь даже быть счастлива с новым мужчиной, однако иногда, темной ночью, когда новая вторая половинка будет спать, мирно обняв подушку, тебе нет-нет – да и вспомнится тот самый парень, любимый, лучший. И грусть задушит вас, обрушится на вас, подобно снежному кому. Забыть настоящую любовь невозможно, а если вы забыли её – значит, это была не любовь, а сильнейшая влюбленность, граничащая с рабской привязанностью и преданной нежностью, которая исходила от вас. Настоящую любовь не предашь. Но если вы понимаете, что выхода у вас нет и возврат к былой любви невозможен – тогда нужно научиться воспринимать её как счастливую страницу жизни и радоваться тому, что она с вами произошла. Иначе она съест вас изнутри, лишив возможности построить заново своё женское счастье.

Хотя, возможно, нельзя так категорично утверждать, что любовь может быть только одна. Ведь такое утверждение означает, что мы часто говорим о любви и врем, хотя на самом деле, когда слова любви слетают с наших губ, мы действительно уверены, что мы любим. И не стоит так цинично растаптывать эти чувства, говоря, что они фальшивые и придуманные, так как любовь в жизни всего одна. Может, любовь – это очень распространенное чувство и оно способно посетить нас неоднократно. Ведь что ещё, кроме сильной, настоящей и, главное, взаимной любви, сможет принести нам такое искреннее счастье, подарить такое острое желание жить и быть любимыми?

До тех пор, пока сердце человека нуждается в любви, Любовь будет существовать и цвести внутри нас. Порой приносить боль, разочарование и обиду. Хотя, это неправильно – называть такое чувство «любовью». Любовь – это светлое, невесомое чувство, которое заставляет сердце петь, а не страдать. А если оно приносит боль – то задумайтесь: любовь ли это? Возможно, вы просто испытываете маниакальную привязанность к человеку, но он не хочет вам принадлежать? Стоит ли разрешать таким разрушительным ощущениям теплиться в вашей душе? Ведь, коротая свою жизнь на того. Кто никогда не оценит ваших усилий, вы рискуете пропустить настоящее чувство, которое просто не заметите из-за слепоты и закрытости своего сердца?

Обрести любовь – это большое счастье, удержать её – настоящее искусство, заставить гореть с каждым днем всё сильнее и сильнее – ювелирная работа. Однако, уж поверьте, любовь того стоит! Любовь стоит всех жертв на свете, вот только настоящая любовь никогда не заставит вас приносить какие-то поистине серьезные жертвы.

«Как рождается любовь между мужчиной и женщиной?»
Любовь ищут, ждут. И она приходит. Но кто знает, как рождается любовь? И как ее не пропустить? По каким же внутренним критериям мы выбираем себе спутника жизни? Давайте поговорим о том, как появляется взаимность в любви.

Чувство симпатии является определяющим при любом Это Ваше внутреннее ощущение, что вот с этим человеком Вы бы продолжили общение. А дальше уже идет конкретизация целей знакомства: деловое партнерство, сексуальные отношения, и т.д. Но симпатия сама по себе не определяет, почему нам нравится именно тот или иной человек: привлекла, скажем, напористость потенциального делового партнера или «родство душ» возможного супруга или чувственность сексуального партнера? Не стоит смешивать цели общения. Например, если мужчина привлек Вас в сексуальном плане, не сразу бежать с ним в ЗАГС и выбирать . Это физиология, которой Вы насытитесь, а дальше что?

Сравнение партнера (будущего супруга) с собой.

В процессе выбора пары подавляющее большинство мужчин в первую очередь обращает внимание на внешность женщины - это факт, который едва ли кто-то станет оспаривать. Французские исследователи из Института наук об эволюции сделали вывод, что мужчины склонны выбирать себе женщин, похожих на себя внешне. Добровольцам предлагалось выбирать женщин по фотографиям. В результате двое из пяти респондентов выбирали женщин с таким же цветом глаз, волос и другими чертами лица, как у них. Интересным представляется и то, что женщины выбирают мужчин вовсе не исходя из этих требований. Для женщин гораздо важнее личные качества и положение в обществе избранника.

Родительский сценарий.

Говорят, что дети повторяют судьбу родителей, а взрослая дочь выбирает избранника, похожего на отца. Скажем, девушка может обращать внимание только на бородатых мужчин, потому что бороду носит отец. А парень может не обращать внимание на девушек с маникюром, потому что мама с детства внушила, что красят ногти только девицы легкого поведения.


Первые эротические впечатления. Какой-то человек вызвал у Вас первые сильные чувства, первый оргазм - похожий на него человек спустя годы может внушить Вам доверие и душевный трепет, может, даже любовь. Тех генетических признаков, которые тот, кто выбирает, считает положительными, часто не хватает у него самого.

Притяжение противоположностей.

Природа так устроила, что все направлено на улучшение рода. Часто пары, где один внешне выглядит неказистым, а другой – привлекательно, бывают на удивление гармоничными. Низенький полный мужчина выбирает и его жена, стройная высокая девушка. Молодой человек, страдающий ранним выпадением волос и облысевший к двадцати годам, приходил в сильнейший экстаз от девушек с пышными волосами.

Астрология в любви.

Многие выбирают супруга, руководствуясь знаками зодиака: мол, такой-то мне подходит, а такой-то нет. Но взаимосвязь гороскопа и семейного счастья есть лишь для тех людей, кто в это верит. И если не забивать себе голову подобными вещами, то вполне можно построить счастливую семью с тем, кто Вам по гороскопу «якобы» вовсе не подходит. Кстати, раз уж для Вас так важно, чтобы Вы подходили друг другу астрологически, не забудьте заглянуть и сравнить несколько гороскопов, потому что в каждом написано свое, порой совершенно противоположное. И если уж вообще пользуетесь гороскопами, то убеждайте себя в хорошем, а не в плохом.

Вообще, лучший способ найти спутника жизни по душе - активное социальное общение. Статистика говорит, что будущие супруги чаще находят друг друга в школе, институте, на работе, среди общих друзей, в кружках, где их связывает еще и общее увлечение. Познакомиться, конечно, можно случайно на улице или в транспорте, хотя семейные пары после такого знакомства возникают достаточно редко.


Надежнее всего встретить будущего спутника жизни в своем кругу общения. Но для этого нужно иметь такой круг! Знакомьтесь, формируете свой круг общения, и, может, именно в этом кругу отыщется Ваш суженый. Поэтому, прежде чем начать искать супруга, научитесь общаться, ведь отношения только с внешне привлекательным человеком могут забуксовать на самой ранней стадии, когда Вам станет скучно друг с другом. Любовь возможна и с первого взгляда, но лучше все же посмотреть второй раз!


Как видите, существует масса вариантов зарождения любви и развития отношений. Любовь между женщиной и мужчиной состоит из множества граней: дружба, уважение, влечение, верность, страсть, забота, понимание, способность слышать и чувствовать свою половинку. Каждый человек добавит в этот список свои грани. Чем выше культура отношений, тем крепче будет союз мужчины и женщины, и тем дольше будет длиться любовь.
Сообщить об ошибке

Экология жизни: Вы будете удивлены тем, насколько отношения между мужчиной и женщиной могут серьезно менять судьбу друг друга. Речь не про счастье или страдание, речь идёт о кардинальных изменениях всей жизни! Удивительно, но факт - энергообмен между мужчиной и женщиной начинается уже даже при встрече взглядов, не говоря уже о каких-то более близких, а тем более интимных отношениях.

Вы будете удивлены тем, насколько отношения между мужчиной и женщиной могут серьезно менять судьбу друг друга. Речь не про счастье или страдание, речь идёт о кардинальных изменениях всей жизни!

Удивительно, но факт - энергообмен между мужчиной и женщиной начинается уже даже при встрече взглядов, не говоря уже о каких-то более близких, а тем более интимных отношениях. Энергообмен означает, что мужчина и женщина становятся энергетически взаимосообщающимися, соединенными в единую систему сосудами. Результат - начало между ними взаимообмена энергетикой низкого и высокого порядка соответственно закону сообщающихся сосудов.

Энергообмен между мужчиной и женщиной

Природа мужчины - энергия идеи и цели, а природа женщина - это энергия силы достижения и Любви.

Для реализации идеи необходима сила, а энергетически её можно получить только от женщины. Поэтому женщина, являясь берегиней силы, может её только отдавать. Вопрос лишь в том, кому и как она отдаёт свою силу, с кем и как она общается? Не от того ли многие семьи рушатся, что жена начинает отдавать свою силу кому-то другому, а не своему мужу?

Важно понять, что между мужчиной и женщиной энергообмен начинается буквально с первого встретившегося взгляда. Поэтому жизненно необходимо понять принципы действия этого энергообмена и в соответствии с ними выстраивать своё поведение в отношении с противоположным полом.

Например, со дня рождения у каждого мальчика есть мать, берегиня, которая вдохновляет его, одаривая силой материнской любви, сестра, первая любовь - в каждой женщине мужчина подсознательно ищет источник силы, который бы зарядил его активностью достигать свои цели. Ответственность женщины - кому, как и сколько дарить свою берегиню - энергия женщины оберегает того, кому она её отдаёт.

Как раньше на Руси девушка притягивала нужного ей парня.

Дорогие девушки и женщины, особенно это касается девственниц, именно Ваш мощный энергетический потенциал как раз и притягивает, а потом реально формирует вашего избранника в соответствии с Вашей энергетикой. Чем чище и мощнее Ваша энергетика, тем успешнее будет Ваш возлюбленный и счастливее вся семья.

Именно Вы ответственны за чистоту своих помыслов и эмоций, внутренних ценностей, состояние гармонии и радости внутри себя, и, конечно же, состояние наполненности любовью. Всё это и определяет не только судьбу женщины, но и судьбу её возлюбленного, взаимоотношений на всю жизнь и всей семьи в целом: поскольку энергию и вдохновение для деятельности семьи даёт жена.

Мужчина - это всего лишь машина, но что сможет даже самая лучшая машина в мире, если она будет лишена топлива? Вот как раз топливом для всех достижений мужа и всей своей семьи является жена, поэтому она должна очень бережно и заботливо относиться к своему предназначению с самого детства. Семья - это самое ценное для женщины и успех, а так же благополучие, всей семьи зависит именно от женщины. Но как она воспользуется запасом благочестия и возможностей, который ей даётся при рождении, решает сама женщина...

Когда начинается самый сильный энергообмен между мужчиной и женщиной.

Самый сильный энергообмен начинается на уровне половых отношений, особенно если они происходят в Любви - на всех основных уровнях человека: физическом, эмоциональном, ментальном и духовном. В этом случае энергообмен и, соответственно, энерго-информационная связь между мужчиной и женщиной становится невероятно крепкой и, более того, происходит синергетический эффект, когда 100% + 100% = 300% и более.

С энерго-информационной точки зрения любая пара из мужчины и женщины, вступившие в непосредственную половую связь друг с другом, негласно становятся мужем и женой со всеми вытекающими последствиями на энергетическом уровне до конца жизни в данных физических телах, если это не отрезать.


Именно поэтому, когда кто-то из семьи или пары начинает какие-то отношения с другим партнёром, то на энерго-информационном уровне - заводит любовника, то энергетика из этой пары вместо того, чтобы скреплять и усиливать отношения внутри пары, начинает уже переливаться к другому, и это очень чувствительно. Так семейные отношения, которые ранее местами лихарадило, были непонимания, ссоры или конфликты - то потом они начинют уже реально разрушаться, и с этого момента их восстановление все менее и менее вероятнее.

И супруги это чувствуют, ощущают, что происходит энергетическое ослабление, которое пытается компенсировать какими-то внешними действиями, именно это и является причиной возникновения ревности, страха потерять возлюбленного, обиды, отсутствие внимания, гнев и прочее... Всё это результат того, что кто-то один из пары, которая скреплена энергообменом, начинает «сливать» наработанную энергетику «на лево», кому-то другому... Это приносит сожаление «второй половинке пары». Именно поэтому, когда в семье происходит измена, второй это чувствует на подсознательном уровне, буквально «чует», но пока нет доказательств, объяснить такое своё состояние не может...

Именно поэтому на Руси раньше старались выходить замуж девственными.

Это гарантировало сильнейшее энерго-информационное взаимодействие мужа и жены, обеспечивало крепкое и добродетельное потомство, а так же предупреждало различные «любовные страдания», которыми буквально наполнено современное общество, в котором отсутствует знание принципов энергообмена между мужчиной и женщиной...

Секрет поддержания энергообмена между мужчиной и женщиной.

Поддержание означает постоянное перетекание, аккумуляцию и трансформацию энергии. Мужчина, получив силу для реализации своих целей и планов, легко и просто, без нажимов и манипуляций, без "должен" - у него есть внутреннее желание, возвращает своей женщине через что-то материальное, подарками, заботой, физической помощью, эквивалент полученной от её силы, тем самым создавая основу для трансформации саккумулированной энергии для нового более высокого витка энергообмена.

Так, жена ещё больше вдохновляется и ещё больше даёт энергии, муж достигает новую более высокую цель... И так далее до бесконечности. В этом секрет Любви - она ВсеВозрастающая и ВсеСотворяющая - так мы учимся единению. И здесь очень важный момент - в гармоничной паре нет главных, ни мужчины и ни женщины - есть только корректный способ взаимодействия, который приносит плоды обоим.

Когда один из участников взаимоотношений начинает возвышаться, обижаться или любым другим способом выходить из связки взаимодействия - происходит провал в начале у одного, а следом и другого. Сейчас современная распространенная установка - взять от жизни все. У большинства в понимании "любовь" - это частая смена сексуальных партнеров.

Когда мужчина живет до брака с разными женщинами, люди старшего возраста говорят: "Нагуляется, перебесится". Про девушек так не говорят. К ним сразу формируется специфическое отношение, сопровождаемое горькой ухмылкой. Даже если вначале мужчина говорит о том, что для него не важно, с кем до него была его вторая половина, потом все равно этот вопрос возникает.

Ведь девушка - это будущая мать. А материнство - это светлое и чистое явление. Ребенок, который рождается от женщины, должен родиться здоровым во всех отношениях. Когда у девушки было несколько сексуальных партнеров, это обычно не проходит бесследно на всех уровнях.

Есть такое сравнение отношений со скотчем: в первый раз он приклеивается так, что его практически невозможно отклеить, потом приклеивание происходит слабее, в пятый раз скотч приклеивается с некоторым трудом. То есть после нескольких романов у женщины уже не возникает настоящая привязанность к своему мужчине.

Это не удивительно, ведь память же есть, и осознаем мы или нет, но происходит сравнение. Если брать на уровне организма, то необходимо отметить такой интересный факт: женский организм даже подстраивается под мужской на уровне микрофлоры. Когда она начинает жить с другим - происходит перестройка. Этот процесс может повторяться несколько раз. А потом обязательно происходит сбой, начинаются заболевания.

Поэтому любые отношения - это прежде всего слаженная и дружная команда для достижения безграничного счастья, или же - разнообразного горя до процесса осмысления - выбор всегда только за Вами...

Это Вам будет интересно:

Если женщина наполнена Любовью, то ей подвластно абсолютно Всё - её муж получит все силы, для своей самореализации, причём это всё будет происходить естественно и непринужденно. А от мужчины зависит, какие у него цели и куда он этот союз приведет. Так что, очень многое зависит от каждого из нас, нашей ответственности перед другими мужчинами и женщинами. Давайте беречь и заботиться друг о друге... опубликовано