Что почитать: "быть счастливее". тал бен-шахар

Шестистам учащимся в возрасте от шести до пятнадцати лет сказали, что никаких заданий им больше выполнять не придется. Если они плохо себя вели во время урока, их наказывали — выставляли за дверь или отправляли играть во двор. Если же они вели себя хорошо, их награждали — позволяли им немного поработать. В этих обстоятельствах абсолютно все ученики в течение одного-двух дней приходили к выводу, что труд — разумеется, в определенных границах — для них предпочтительнее, чем полное безделье. Кстати, за время эксперимента они освоили более широкий материал по арифметике и прочим дисциплинам, чем это было в предшествующие годы.

В плюс автору могу занести изобретение Всеобщего эквивалента — так Бен-Шахар в своих книжках называет счастье. К этому эквиваленту он постоянно приводит различные занятия и увлечения, обнажая действительный смысл занятия ими.

В 1879 году Томас Эдисон сделал официальное заявление, что не позднее 31 декабря он публично продемонстрирует электрическую лампочку, хотя на тот момент все его эксперименты потерпели крах. Он перебросил свой ранец через стену, несмотря на бесчисленные трудности и проблемы, — и в последний день 1879 года лампочка зажглась. Когда в 1962 году Джон Ф. Кеннеди объявил на весь мир, что Соединенные Штаты планируют к концу десятилетия осуществить мягкую пилотируемую посадку на Луну, хотя еще даже не были изобретены металлические сплавы, без которых подобное путешествие было немыслимо, и не были разработаны технологии, необходимые для успешного полёта. Но Кеннеди перебросил свой ранец — а заодно и ранец NASA — через стену.

В минус заношу систему маленьких самотренингов после каждой главы. Автор постоянно предлагает остановится и задуматься над тем или иным, выписать пять тех или иных вещей и так далее. Не знаю, быть может, это я такой нетерпеливый, но в чтении я предпочитаю чтение. Домашнюю работу над психологическими ошибками я вскоре просто пролистывал, и книга «пошла» ещё быстрее.

Одним словом, это хорошая книжка. Она быстро читается, оставляет в голове полезное новое, не зомбирует. Что ещё надо для счастья?

Саммари:

  1. Несмотря на то, что наше поколение живет богаче, нежели наши отцы и деды, счастливее от этого мы не становимся.
  2. Обучение новым трюкам, усвоение новых моделей поведения и разрушение старых привычек настолько трудно, что большинство попыток, кто бы их не предпринимал — люди или организации, — обречены на неудачу.
  3. Даже если перемены к лучшему происходят со скоростью улитки, это гораздо лучше, чем амбициозный провал… Успех подпитывается успехом.
  4. Архетип гедонизма — всё происходящее в настоящий момент воспринимается как благо, но в будущем непременно обернется злом.
  5. Архетип крысиных бегов — настоящее не стоит ломаного гроша по сравнению с будущим счастьем.
  6. Архетип нигилизма — невозможность наслаждаться минутными радостями и устремляться к великой цели.
  7. Архетип счастья — уверенность в том, что занятия, которые доставляют удовольствия в настоящем, обеспечат полноценную жизнь в будущем.
  8. Счастливые люди добиваются успеха во многих областях жизни: браке, дружбе, уровне доходов, производительности труда и состоянии здоровья.
  9. Счастье — это наслаждение, переживаемое вкупе с ощущением смысла жизни.
  10. Преодоление трудностей увеличивает нашу способность к наслаждению: пережитые несчастья не дают нам воспринимать наслаждения как нечто само собой разумеющееся и напоминают о необходимости быть благодарными за все большие и маленькие радости жизни.
  11. Любая вещь, в которую мы верим — это самосбывающееся пророчество.
  12. Важнейшая предпосылка, обуславливающая соответствие наших целей нашему внутреннему «я», — ощущение, что свободно выбираем их.
  13. Напряжение отнюдь не является оптимальным условием для достижения пика производительности. Это скорее происходит где-то посредине между перенапряжением и недозагрузкой. Именно в этих условиях мы не только выкладываемся на полную катушку, но еще и получаем удовольствием от того, что делаем.
  14. Если сложность задачи слишком высока, а уровень наших навыков слишком низок, то мы нервничаем, если же уровень наших навыков очень высок, а сложность задачи явно недостаточна, мы скучаем.
  15. Сомнительно, может ли человек подвергнуться более страшному проклятью, чем дотошное исполнение всех его желаний без каких-либо усилий с его стороны, так что в его жизни не остается места для надежд, страстей или борьбы.
  16. Люди воспринимают свою работу трояко: либо как работу, либо как карьеру, либо как призвание.
  17. Идеальная работа = смысл+наслаждение+воплощение сильных сторон.
  18. Размер наших доходов в пересчете на всеобщий эквивалент больше зависит от того, как мы воспринимаем свою работу, чем от работы самой по себе.
  19. Не стоит зацикливаться на том, с чем мы можем жить, — лучше подумать о том, без чего мы жить не можем.
  20. Когда нас любят за богатство, славу или власть, нас любят условно; когда нас любят за постоянство, силу чувств или душевную теплоту, нас любят безусловно.
  21. Одно из самых трогательных утешений в этой жизни-то, что ни один человек не может искренне попытаться помочь другому, не помогая при этом самому себе.
  22. Когда мы счастливы, нам проще помогать другим.
  23. Одна из самых частых ошибок, допускаемых людьми, заключается в том, что в свободное время они предпочитают предаваться пассивному гедонизму, вместо того чтобы самим позаботиться о собственном счастье.
  24. Самый лучший отдых — это целиком отдаться решению какой-нибудь увлекательной задачи.

Тал Бен-Шахар утверждает, что мы можем научиться быть более счастливыми точно так, как мы можем научиться водить машину или говорить на иностранном языке.

Многие из нас, оглядываясь сейчас на школьные или студенческие годы, предпочли бы изучению скорости электронов или истории Древней Месопотамии что-то более полезное – например, как стать более счастливыми. Фактически есть учебное заведение, где такой курс действительно изучается.

Преподаватель и писатель Тал Бен-Шахар ведет в Гарвардском университете курсы Позитивной психологии и Психологии Лидерства, ставшие одними из самых популярных в истории Университета. Тал Бен-Шахар утверждает, что мы можем научиться быть более счастливыми точно так, как мы можем научиться водить машину или говорить на иностранном языке.

10 советов, как быть счастливым от доктора Тал Бен-Шахара

1. Осознайте все то, что делает вас счастливыми

Существует хорошая и простая техника, как это сделать.

Возьмите листок бумаги и завершите следующее предложение: «Чтобы привнести в мою жизнь 5% счастья…»

Думайте скорее о новом опыте, а не о вещах. Миллион долларов вряд ли сделает вас счастливыми.

Но может это будут: возможность провести больше времени со своей семьёй, кругосветное путешествие, финансовая стабильность.

Доктор Тал Бен-Шахар предполагает, что мы можем начинать с достаточно скромных пожеланий.

2. Сочетайте удовольствие и смысл

У Аристотеля была великолепная концепция, называемая «золотая середина».

Он верил, что мы должны стремиться к середине между двумя крайностями.

Это кажется довольно разумным, однако когда дело доходит до каждодневных жизненных выборов, мы часто забываем следовать его мудрому совету.

Рассмотрим это на примере еды. Мы часто стремимся употреблять продукты, которые, с одной стороны, доставляют нам быстрое удовольствие, но с другой – впоследствие заставляют испытать чувство вины (например, для некоторых это могут быть конфеты или пирожные).

Или мы обращаемся к другой крайности, решаем сесть на строгую диету и есть только низкокалорийную, маложирную и невкусную еду.

Что предлагает Бен-Шахар?

Не нужно выбирать одну или другую крайность. Мы можем найти то, что, в конце концов, является для нас одновременно вкусным и здоровым.

Он говорит:

«УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В СЧАСТЬЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО МЫ НАСЛАЖДАЕМСЯ ВСЕМ ПУТЁМ В ТОМ НАПРАВЛЕНИИ, КОТОРОЕ МЫ РАССМАТРИВАЕМ КАК ЗНАЧИМОЕ. СЧАСТЬЕ, ПОЭТОМУ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО, ЧТО НАХОДИТСЯ НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ ИЛИ БЕСЦЕЛЬНЫМИ БЛУЖДАНИЯМИ ВОКРУГ ГОРЫ: СЧАСТЬЕ – ЭТО ОПЫТ ВОСХОЖДЕНИЯ К ВЕРШИНЕ».

3. Не превращайте счастье в вашу ультимативную цель

Вы не будете счастливыми, если вы сделаете или получите что-то, потому что счастье – это не конечное состояние. Это что-то, над чем мы должны постоянно работать в течение всей своей жизни.

Бен-Шахар убеждён, что мы можем становиться счастливее каждый день, вместо того, чтобы отдавать наше счастье в руки других людей или искать его во внешних событиях и материальных вещах.

4. Создавайте традиции

Существует ли ритуал счастья? Профессор Гарвардского Университета убеждён, что да.

Для него таким ритуалом стало ведение «Журнала благодарностей», в который он каждый день перед сном записывает по пять вещей, за которые он чувствует благодарность.

Ваш ритуал счастья может не требовать ведения журнала.

Может быть, вам нравится осуществлять прогулку после обеда или молиться в течение 15 минут в день.

5. Представьте себя в возрасте 110 лет

Оглянитесь на свою жизнь: какой совет вы дали бы самому себе более молодому? Какие важные уроки вы вынесли? Какие тривиальные, негативные, поверхностные вещи не стоят вашего времени и усилий?

Если вам удаётся посмотреть на своё настоящее под этим углом зрения, многое становится на свои места.

6. Упрощайте свою жизнь

Распределяйте свою занятость так, чтобы высвободить время для целей и достижений, которые делают вас более счастливыми.

Спросите себя, что вы можете не делать, чему можете сказать «нет»?

Освободите своё сознание от эмоционального мусора. Упростите свои рутинные дела. Перестаньте жить с чувством того, что вам не хватает времени.

Такое состояние делает невозможным получение удовольствия или полное погружение в те занятия, которые делают вас счастливыми.

7. Помните о тесной связи телесного и сознания

Вы обращали внимание, когда вы чувствуете себя бодрым и полным сил? Большинство людей не обращало. Они воспринимают своё здоровье как нечто естественное.

Однако когда что-то в нашем теле вдруг нарушает своё нормальное функционирование, невозможно игнорировать настойчивые мысли о болезненном состоянии. Мы думаем об этом. Говорим об этом.

Мы чувствуем, что это влияет на наше настроение, отношение к жизни, наше взаимодействие с людьми.

Так что если вы хотите сохранять своё сознание позитивным, позаботьтесь о своём теле.

Высыпайтесь, обратите внимание на своё питание, регулярно делайте физические упражнения.

8. Принимайте собственные эмоции

Принимайте не только положительные эмоции, такие как удовольствие и энтузиазм, но и такие эмоции, как злость, ярость, беспокойство, печаль.

Не пытайтесь отрицать их или бежать от них. Ожидание постоянного счастья нереалистично и абсолютно невозможно.

Бен-Шахар также убеждён, что такое ожидание приведёт только к большему расстройству и ощущению отсутствия счастья.

9. Начинайте со своего отношения

Если не рассматривать крайние случаи, наше счастье в основном определяется тем, на чём мы концентрируем наше внимание и как мы решаем относиться к внешним событиям .

Если мы концентрируемся на чём-то, что злит, раздражает или пугает на с, мы словно «подпитываем» эти эмоции и подсознательно ищем другие пусковые механизмы, которые делают нас даже более озлобленными или испуганными.

Быстрейший путь разрушить этот негативный круг – направить свои мысли в другое русло и «научить» своё сознание извлекать положительные уроки из любых ситуаций.

10. Превратите счастье в свою универсальную валюту

Именно счастье, а не деньги, связи или социальный статус должно стать той ценностью, которой можно измерить нашу жизнь.

Если мы ощущаем свои дни как бессмысленные и пустые, то стоит задать себе вопрос – на что мы разменяли своё счастье?

Ответ на этот вопрос – ключ к нашей удовлетворённости от жизни и саморазвитию.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Тал Бен-Шахар - преподаватель, спикер, соучредитель компании Potentialife, автор нескольких книг о позитивной психологии и лидерстве.

Сложность изложения

Целевая аудитория

Те, кто не уверен в обретении личного счастья и хочет научиться смотреть на жизнь исходя из его парадигмы.

Автор рассказывает о счастье, в поисках которого нужно избегать ловушки перфекционизма. В книге описываются важные составляющие счастливой жизни, каким образом можно отказаться от гедонизма, нигилизма и крысиных бегов, а также предлагаются полезные практические упражнения и вопросы.

Читаем вместе

Наука о счастье возникла задолго до постмодернистской эпохи: Платон, Аристотель, Конфуций рассказывали в учениях, как быть счастливыми. Эту проблему не смогли обойти ни одна религия и ни одна философская система, а в современном мире книжные магазины переполнены популярной психологической литературой о счастье.

Социум учит нас ставить правильные цели на пути к успеху и достигать их, но, если делать это слепо, можно впасть в депрессию. Нам кажется, что счастье - это конкретный предел, но при этом никто из нас никогда не испытывал настолько совершенного блаженства, чтобы сказать, что большего и не надо. Постижение счастья является бесконечным процессом, вопрос заключается лишь в том, как именно становиться счастливее из года в год.

Бен-Шахар выделяет четыре основных архетипа поведения людей в процессе создания счастья:

  1. Крысиные бега - это наши мысли о будущем успехе, ради которого мы жертвуем настоящим удовольствием. Если мы проживаем в этой парадигме, мы подменяем ощущение счастья чувством облегчения, когда перестаем страдать и хоть ненадолго забываемся и сбрасываем заботы с плеч. Но это всего лишь иллюзия.
  2. Гедонизм - это желание быть счастливым сейчас, не думая о последствиях. Нам не хочется работать, и любое прилагаемое усилие усиливает страдание, но не приносит счастья.
  3. Нигилизм - это разочарование в настоящем и отсутствие ожиданий от будущего. Люди хотят жить прошлым, в выученной беспомощности, когда они привязываются к прежним неудачам и из-за бессилия начинают жить в отчаянии.
  4. Архетип счастья - это синтез, нахождение баланса между сегодняшним и завтрашним днем. Счастье является потребностью в смысле жизни и наслаждении ею, оно же и цель, и средство. Его состояние зависит от возможности получать удовольствие прямо сейчас и быть спокойным, что совершаемые действия ведут нас к желаемым достижениям в будущем.

Жизнь становится содержательной, когда в ней присутствуют наполненные личностным смыслом цели. Эмоции ориентируют нас на движение, и нам нравится не сам объект желаний, а чувства, испытываемые по поводу обладания им.

Мы часто склонны ставить знак равенства между счастьем и деньгами. Но они не могут быть эквивалентом счастья, поскольку обеспечивают только наше выживание. Слишком низка корреляция между счастьем и финансовым благополучием, и при перешагивании черты богатства практически никто не становится счастливее. Это приводит к духовному банкротству общества.

Необходимо верить только в значимую для нас цель, которая идет изнутри, и важно понять, что для нас действительно первостепенно. После осознания цели нужно выразить ее словами, тем самым подтвердив уверенно принятое решение. За решением идет действие, обладающее неимоверной силой, - именно тогда Вселенная спешит нам навстречу и поддерживает нас.

В счастье раскрываются три стороны: учение, труд и личная жизнь. Обучение может проходить как утопление или любовная игра: в первом случае участник не получает удовольствия и начинает крысиные бега, во втором он испытывает наслаждение, представляя обучение как привилегию. Здесь важно погрузиться в состояние потока и понять смысл производимых действий, тогда будет ощущаться необычайный духовный подъем. Что касается системы образования, здесь нужно ориентироваться на индивидуальный подход, чтобы учеба приносила детям радость.

Неудовлетворенность работой делает нас несчастными, но мы зачастую боимся утратить финансовую стабильность. Выбор, конечно же, за нами: делать то, что любим, либо искать любимое в том, что делаем. В любой работе можно сосредоточиться на ее приятных аспектах либо искать иное место, более ценное с точки зрения всеобщего эквивалента. Очень непросто найти жизненное призвание, потому что чаще всего мы делаем что-то хорошо получающееся, но не то, что реально нравится.

Счастливые люди отличаются от других тем, что строят гармоничные отношения с другими, ставя на первое место любовь. Она, конечно же, основа, но не достаточное условие для счастья. Чтобы любить кого-то по-настоящему, нужно помочь ему выразить его внутреннее «я», оказать поддержку, но не развивать жертвенность в отношениях. И важнее уже не поиск половинки, а именно постоянное поддерживание и развитие отношений с избранником.

  1. Эгоизм и альтруизм. Когда мы помогаем другим и живем ради их счастья - мы занимаемся разными вещами. Самопожертвование не дарит наслаждения и не приводит к счастью.
  2. Отдушины. В нашей жизни присутствует слишком много «надо», поэтому должны быть такие дела, которые мотивируют и поддерживают нас, улучшают качество. Это полезно для жизненных изменений без резких перемен.
  3. Обманчивость среднего арифметического говорит о том, что мы якобы уже рождены со средним уровнем счастья, заложенным в нас генетически. Но потенциал все-таки определяется диапазоном наших возможностей, и только их качественное использование делает нашу жизнь ярче и счастливее.
  4. Разрешение на счастье. Многие из нас думают, что мы недостойны счастья, и от этого неверия боятся потерять все, что дарит нам удовольствие. Нельзя чувствовать вину за счастье или ограничивать его в размерах. Самоценностью называется достойное обладанием тем, что мы хотим, открытость счастью.
  5. Медленная спешка. Нам следует упрощать себе жизнь, ценить время, расставлять верные приоритеты. Счастье и успех идут в тесной взаимосвязи, важно выбрать то, что мы реально хотим делать.
  6. Знание, заключенное в нас. Оно было всегда внутри каждого человека, мы просто не осознавали его и пренебрегали им. Поэтому стоит прекратить поиск внешних ответов, сосредоточившись на внутреннем «я».

Революция счастья возможна при условии практического человеческого понимания того, что счастье является всеобщим эквивалентом

Лучшая цитата

«Чем больше дней нашей жизни заполнено подобными событиями, тем счастливее мы становимся. И это все, что у нас есть».

Чему учит книга

Жизнь становится проще в плане принятия решений и выбора, если смотреть на нее с позиции счастья. Это называется «жить из парадигмы счастья».

Счастье не зависит от внешних условий - его источником являются только внутренние человеческие ресурсы. Если делиться счастьем, оно будет только прибывать.

Не стоит жить страхами и ожиданиями успеха, ведь мы живем в настоящем и должны получать удовольствие именно из него. Вечное ожидание никогда не принесет блаженства.

Чем больше мы наполняем жизнь прекрасными и интересными событиями, тем счастливее мы становимся. Здесь важно лишь одно - действовать.

От редакции

Все мы знаем людей, которые живут в состоянии выученной беспомощности. Они чувствуют себя хронически обиженными жизнью, но при этом едва ли делают что-то для изменения ситуации. Как перестать быть жертвой обстоятельств и научиться видеть в жизни хорошее, объясняет психолог Владимир Куц : .

Мы чувствуем себя счастливыми, когда исполняются наши желания. Скорее всего, вы слышали о карте желаний - большом коллаже вашего счастливого будущего. Психолог, НЛП-практик Елена Горожанкина рассматривает эту очень интересную технику визуализации с позиции психологии: .

Предисловие

Все мы живем для одной лишь цели - быть счастливыми; наши жизни такие разные, но такие похожие.

Анна Франк

Я начал вести семинар по позитивной психологии в Гарварде в 2002 году. На него записались восемь студентов; двое очень скоро перестали посещать занятия. Каждую неделю на семинаре мы искали ответ на вопрос, который я считаю вопросом вопросов: каким образом мы можем помочь себе и другим - будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом - стать счастливее? Мы читали статьи в научных журналах, проверяли разнообразные идеи и гипотезы, рассказывали истории из собственной жизни, огорчались и радовались, и к концу года у нас возникло более ясное понимание того, чему может нас научить психология в стремлении к более счастливой и полноценной жизни.

На следующий год наш семинар стал популярен. Мой наставник Филип Стоун, который первым познакомил меня с этой областью знаний и к тому же был первым из профессоров, кто стал преподавать позитивную психологию в Гарварде, посоветовал предложить лекционный курс по этой теме. На него записались триста восемьдесят студентов. Когда в конце года мы подводили итоги, свыше 20 % слушателей отметили, что «изучение этого курса помогает людям улучшить качество жизни». И когда я предложил его еще раз, на него записались 855 студентов, так что курс стал самым посещаемым во всем университете.

Такой успех едва не вскружил мне голову, но Уильям Джемс - тот самый, который более ста лет назад заложил основы американской психологии, - не дал мне сбиться с пути. Он вовремя напомнил о том, что нужно всегда оставаться реалистом и попытаться «оценить стоимость правды в звонкой монете эмпирики». Наличная ценность, в которой так нуждались мои студенты, измерялась не в твердой валюте, не в размерах успеха и почестей, а в том, что я позднее стал называть «всеобщим эквивалентом», поскольку это и есть та конечная цель, к которой устремлены все остальные цели, - то есть счастье.

И это были не просто отвлеченные лекции «о хорошей жизни». Студенты не только читали статьи и штудировали научные данные по этому вопросу, я еще просил их применять пройденный материал на практике. Они писали эссе, в которых пытались побороть страхи и размышляли над сильными сторонами своего характера, ставили перед собой амбициозные цели на ближайшую неделю и на ближайшее десятилетие. Я призывал их рискнуть и попробовать найти свою зону роста (золотую середину между зоной комфорта и зоной паники).

Лично я не всегда был способен найти эту золотую середину. Будучи от природы застенчивым интровертом, я чувствовал себя довольно комфортно в первый раз, когда проводил семинар с шестью студентами. Однако в следующем году, когда мне пришлось читать лекции почти четыремстам студентам, это, конечно же, потребовало от меня изрядного напряжения. А когда на третьем году моя аудитория более чем удвоилась, я не вылезал из панической зоны, особенно с тех пор, как в лекционном зале стали появляться родители студентов, их бабушки и дедушки, а потом и журналисты.

С того дня, как газеты «Harvard Crimson», а затем и «Boston Globe» растрезвонили о том, какой популярностью пользуется мой лекционный курс, на меня обрушилась лавина вопросов, и так продолжается до сих пор. Уже некоторое время люди ощущают новаторство и реальные результаты этой науки и не могут понять, почему так происходит. Чем можно объяснить бешеный спрос на позитивную психологию в Гарварде и в других университетских городках колледжа? Откуда взялся этот растущий интерес к науке о счастье, который стремительно распространяется не только в начальных и средних школах, но и среди взрослого населения? Не потому ли, что в наши дни люди сильнее подвержены депрессии? О чем это свидетельствует - о новых перспективах образования в XXI веке или о пороках западного образа жизни?

В действительности наука о счастье существует не только в западном полушарии, и зародилась она задолго до эпохи постмодернизма. Люди всегда и везде искали ключ к счастью. Еще Платон в своей Академии узаконил преподавание особой науки о хорошей жизни, а его лучший ученик, Аристотель, основал конкурирующую организацию - Лицей - для пропаганды собственного подхода к проблемам личностного развития. За сто с лишним лет до Аристотеля на другом континенте Конфуций переходил из деревни в деревню, чтобы донести до людей свои наставления о том, как стать счастливым. Ни одна из великих религий, ни одна из универсальных философских систем не обошла стороной проблему счастья, будь то в нашем мире или в загробном. А с недавних. пор полки книжных магазинов буквально ломятся от книг популярных психологов, которые к тому же оккупировали огромное количество конференц-залов по всему миру - от Индии до Индианы, от Иерусалима до Мекки.

Но при всем том, что обывательский и научный интерес к «счастливой жизни» не знает границ ни во времени, ни в пространстве, наша эпоха характеризуется некоторыми аспектами, не известными прежним поколениям. Эти аспекты помогают понять, почему спрос на позитивную психологию в нашем обществе столь высок. В Соединенных Штатах на сегодняшний день количество депрессий в десять раз выше, чем это было в 1960-х годах, а средний возраст наступления депрессии - четырнадцать с половиной лет, тогда как в 1960 году он составлял двадцать девять с половиной лет. Опрос, недавно проводившийся в американских колледжах, свидетельствует о том, что почти 45 % студентов «настолько подавлены, что им стоит большого труда справляться со своими повседневными обязанностями и даже просто жить». Да и другие страны практически не отстают в этом от Соединенных Штатов. В 1957 году 52 % жителей Великобритании заявляли, что они очень счастливы, тогда как в 2005 году таковых нашлось только 36 % - несмотря на то что на протяжении второй половины столетия британцы утроили свое материальное благосостояние. Наряду с быстрым ростом китайской экономики стремительно растет число взрослых и детей, которые страдают от нервозности и депрессии. Как заявляют в китайском министерстве здравоохранения, «состояние душевного здоровья детей и молодежи в стране действительно внушает опасения».

Одновременно с повышением уровня материального благосостояния растет и уровень подверженности депрессии. Несмотря на то что в большинстве западных стран, да и во многих странах на Востоке, наше поколение живет богаче, нежели их отцы и деды, счастливее от этого мы не становимся. Ведущий ученый в области позитивной психологии Михай Чиксентмихайи задается элементарным вопросом, на который не так-то просто найти ответ: «Если мы такие богатые, то почему мы такие несчастные?»

До тех пор пока люди свято верили, что полноценная жизнь немыслима без удовлетворения основных материальных потребностей, каким-то образом оправдать свое недовольство жизнью было не так уж трудно. Однако ныне, когда минимальные потребности большинства людей в пище, одежде и жилье уже удовлетворены, у нас больше не осталось общепринятых аргументов нашего недовольства жизнью. Все больше и больше людей пытаются разрешить этот парадокс - ведь складывается впечатление, что свою неудовлетворенность жизнью мы купили за свои же деньги, - и многие из этих людей обращаются за помощью к позитивной психологии.

Почему мы выбираем позитивную психологию?

Позитивная психология, которую чаще всего определяют как «науку об оптимальном функционировании человека» , была официально провозглашена самостоятельной отраслью научных исследований в 1998 году. Ее отец - президент американской Психологической ассоциации Мартин Селигман . Вплоть до 1998 года наука о счастье, то есть о том, как улучшить качество нашей жизни, в значительной степени была узурпирована популярной психологией. В те времена разразился самый настоящий бум семинаров и книг по этой тематике, которые иногда были по-настоящему интересны и пользовались в народе заслуженным успехом. Однако большинство таких книг (хотя далеко не все) были слишком легковесны. Они обещали пять простых путей к счастью, три тайны быстрого успеха и четыре способа встретить прекрасного принца. Как правило, ничего, кроме пустых обещаний, в них не было, и за эти годы люди разуверились в самой идее самосовершенствования с помощью книг.

Предисловие

Все мы живем для одной лишь цели - быть счастливыми; наши жизни такие разные, но такие похожие.

Анна Франк

Я начал вести семинар по позитивной психологии в Гарварде в 2002 году. На него записались восемь студентов; двое очень скоро перестали посещать занятия. Каждую неделю на семинаре мы искали ответ на вопрос, который я считаю вопросом вопросов: каким образом мы можем помочь себе и другим - будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом - стать счастливее? Мы читали статьи в научных журналах, проверяли разнообразные идеи и гипотезы, рассказывали истории из собственной жизни, огорчались и радовались, и к концу года у нас возникло более ясное понимание того, чему может нас научить психология в стремлении к более счастливой и полноценной жизни.

На следующий год наш семинар стал популярен. Мой наставник Филип Стоун, который первым познакомил меня с этой областью знаний и к тому же был первым из профессоров, кто стал преподавать позитивную психологию в Гарварде, посоветовал предложить лекционный курс по этой теме. На него записались триста восемьдесят студентов. Когда в конце года мы подводили итоги, свыше 20 % слушателей отметили, что «изучение этого курса помогает людям улучшить качество жизни». И когда я предложил его еще раз, на него записались 855 студентов, так что курс стал самым посещаемым во всем университете.

Такой успех едва не вскружил мне голову, но Уильям Джемс - тот самый, который более ста лет назад заложил основы американской психологии, - не дал мне сбиться с пути. Он вовремя напомнил о том, что нужно всегда оставаться реалистом и попытаться «оценить стоимость правды в звонкой монете эмпирики». Наличная ценность, в которой так нуждались мои студенты, измерялась не в твердой валюте, не в размерах успеха и почестей, а в том, что я позднее стал называть «всеобщим эквивалентом», поскольку это и есть та конечная цель, к которой устремлены все остальные цели, - то есть счастье.

И это были не просто отвлеченные лекции «о хорошей жизни». Студенты не только читали статьи и штудировали научные данные по этому вопросу, я еще просил их применять пройденный материал на практике. Они писали эссе, в которых пытались побороть страхи и размышляли над сильными сторонами своего характера, ставили перед собой амбициозные цели на ближайшую неделю и на ближайшее десятилетие. Я призывал их рискнуть и попробовать найти свою зону роста (золотую середину между зоной комфорта и зоной паники).

Лично я не всегда был способен найти эту золотую середину. Будучи от природы застенчивым интровертом, я чувствовал себя довольно комфортно в первый раз, когда проводил семинар с шестью студентами. Однако в следующем году, когда мне пришлось читать лекции почти четыремстам студентам, это, конечно же, потребовало от меня изрядного напряжения. А когда на третьем году моя аудитория более чем удвоилась, я не вылезал из панической зоны, особенно с тех пор, как в лекционном зале стали появляться родители студентов, их бабушки и дедушки, а потом и журналисты.

С того дня, как газеты «Harvard Crimson», а затем и «Boston Globe» растрезвонили о том, какой популярностью пользуется мой лекционный курс, на меня обрушилась лавина вопросов, и так продолжается до сих пор. Уже некоторое время люди ощущают новаторство и реальные результаты этой науки и не могут понять, почему так происходит. Чем можно объяснить бешеный спрос на позитивную психологию в Гарварде и в других университетских городках колледжа? Откуда взялся этот растущий интерес к науке о счастье, который стремительно распространяется не только в начальных и средних школах, но и среди взрослого населения? Не потому ли, что в наши дни люди сильнее подвержены депрессии? О чем это свидетельствует - о новых перспективах образования в XXI веке или о пороках западного образа жизни?

В действительности наука о счастье существует не только в западном полушарии, и зародилась она задолго до эпохи постмодернизма. Люди всегда и везде искали ключ к счастью. Еще Платон в своей Академии узаконил преподавание особой науки о хорошей жизни, а его лучший ученик, Аристотель, основал конкурирующую организацию - Лицей - для пропаганды собственного подхода к проблемам личностного развития. За сто с лишним лет до Аристотеля на другом континенте Конфуций переходил из деревни в деревню, чтобы донести до людей свои наставления о том, как стать счастливым. Ни одна из великих религий, ни одна из универсальных философских систем не обошла стороной проблему счастья, будь то в нашем мире или в загробном. А с недавних. пор полки книжных магазинов буквально ломятся от книг популярных психологов, которые к тому же оккупировали огромное количество конференц-залов по всему миру - от Индии до Индианы, от Иерусалима до Мекки.