К тяжелым металлам относятся осмий. Осмий свойства, получение и применение

МКОУ СОШ д. Денисовы

Брошюра.

Народы Кировской области.

Учитель географии и краеведения

Конькова Ирина Павловна

2015 год

Пояснительная записка.

В брошюре представлен материал о народах Кировской области: татар, удмуртов и марийцев. Отмечены особенности каждого из народов, история их заселения территории нашего края, особенности одежды, традиции и обычаи.

Цель брошюры обобщить материал по данной теме, выделить отличия народов Кировской области и их особенности, способствовать формированию представления у учащихся о разнообразии народов Кировской области, о богатстве российской культуры, толерантного отношения к обычаям и традициям других народов.

Материалы предназначены для использования на уроках географии, краеведения, истории, а так же внеклассной деятельности.

Данная брошюра будет актуальна, так как в настоящее время практически нет учебных пособий по данной теме.

  1. Татары

Нукратские (чепецкие, нухратские, каринские) татары (тат. нократ татарлары) - этнографическая группа казанских татар . Название происходит от наименования села «Нократ» (ныне с. Карино ), бывшего весьма крупным татарским населенным пунктом с укрепленным городищем - центром Каринского княжества .

В 1920-х гг. насчитывалось около 15 тысяч человек.

Живут в основном в Удмуртской Республике (Юкаменском, Глазовском, Балезинском, Ярском районах), Кировской области .

Делятся на подгруппы: нукратских (каринских, с. Карино ) и чепецких или верхнечепецких - потомков населения булгарской колонии на реке Чепце . В формировании чепецких татар оказали большое влияние удмурты и бесермяне. К чепецким татарам иногда также причисляют самих бесермян .

Говорят на татарском языке с некоторыми особенностями, характерными для южно-удмуртского языка, называемом нукратским говором казанского диалекта .

Карино – самое северное в мире компактное поселение татар . Старинное название – «Нухрат». Слово «Нухрат» в переводе с арабского языка означает серебро. Вопрос о появлении и происхождении данной группы татар вдали от основной массы окончательно не решен. В письменных источниках первое упоминание о нухратских татарах относится к 1489 г., когда после присоединения Вятской земли к Московскому государству, в Москву были призваны именитые вятские люди и арские князья (каринские служилые люди).

В исторической науке существует 2 мнения о появлении татар на землях удмуртов. В 1391 г. татарский царевич Бекбут совершил набег на Вятский край, грабя, убивая и угоняя в полон удмуртов. Арские князья (от названия города Арск вблизи Казани), принимавшие участие в походе Бекбута, остались по праву победителя на вятской земле. 1391 г. считается датой основания Карино.

2 версия. В конце XIV в. суздальские князья Василий и Семен Дмитриевичи Кирдяпа владели Вяткой, как своей вотчиной. В сепаратистской борьбе с Москвой они искали поддержки у татар и в 1399 г. в союзе с татарским царевичем Ейтяком взяли штурмом и ограбили Нижний Новгород. Затем, в оплату за этот поход и в целях собственной безопасности, поселили татар в Карино и передали им во владение удмуртов. Описывая данное историческое событие, видные краеведы: А.В.Эммаусский и П. Н.Луппов называют имя татарского царевича по-разному: один – Ейтяк, другой – Сентяк. На кладбище в Карино сохранился памятник Джиланши, сына Сейдтяка, датируемый сентябрем 1522 г. Может быть царевича, воевавшего вместе с Семеном Кирдяпой, звали Сейдтяк?

Бытует и другая версия, которую развил П.М.Сорокин. Когда в 1236 г. через Волжскую Булгарию прошла вся монголо-татарская армия под командованием Батыя, завоевав и разрушив ее города, булгары, уцелевшие после побоища, обратились к владимирскому великому князю Юрию Всеволодовичу с просьбой дать им место для поселения. Юрий велел развести их по волжским и другим городам. Источники, в частности русские летописи, не сообщают конкретных данных, по каким именно городам были размещены булгары, и сколько их было. Время диктата Орды является самым темным периодом в истории Руси. П.М.Сорокин был ближе всех к разгадке вопроса появления на вятской земле «загадочной» каринской народности. 2 его роботы, опубликованные в Вятском календаре за 1897 г. , показывают, что ему недоставало лишь малой доли времени, чтобы высветить самую темную страницу нашей истории.

Учитывая тот факт, что город «Нократ Болгары» больше не восстанавливался после разрушения, а также устные предания, передаваемые из поколения в поколение среди каринских татар, и ряд памятников булгарской культовой архитектуры, есть все основания полагать, что именно «нухратские булгары», предки нынешних каринских татар, поселившихся во второй половине XIII в. недалеко от устья реки Чепцы.

В исторических документах середины XVI века Карино значится наряду с городами Вятской земли, а в начале XVII века является центром Каринского стана Хлыновского уезда, который включал все течение реки Чепцы. По сведениям Дозорной книги Каринского стана Хлыновского уезда (1615 г.), Карино состояло из 3-х погостов: Большое Карино, Нижнее Карино и Ильясово.

  1. Удмурты.

Удмурты (удм. удмурт, удморт; ранее вотяки; марийск. одо, башк.арҙар) – народ, относящийся к финно-угорской группе. По последней переписи в России живет порядка 600 тысяч удмуртов, при этом в самой Удмуртской республике – немногим более 400 тысяч, остальные в близлежащих областях.

Кировская область всегда была местом расселения удмуртов. Через несколько лет после Октябрьской революции несколько уездов Вятской губернии (впоследствии Кировской области) были переданы в Пермскую губернию, из которой впоследствии выделилась Удмуртская республика. Это произошло в связи с компактным проживанием удмуртов на территории области. На сегодняшний день в Кировской области проживает около 20 тысяч представителей этого народа. По численности удмурты занимают четвертое место после русских, татар и украинцев.

Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён - носителей R- и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры). Некоторые ученые называют удмуртов самыми древними обитателями Южного Урала. Они считают их теми самыми ариями, которые жили в знаменитом Аркаиме.

Среди традиционных занятий удмуртов ведущую роль играло земледелие, для которого характерна комбинация подсеки и перелога с трехпольем. Землю вспахивали сохами разных типов или плугом-сабаном. Выращивали преимущественно морозоустойчивые зерновые культуры - рожь, ячмень, овес, а также пшеницу, гречиху, из технических культур - коноплю, а позднее лен. Меньшую роль играли огородные культуры - капуста, огурцы, редька. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, домашнюю птицу, но скота держали мало из-за недостатка пастбищ, породы его были малопродуктивны, выпасали животных в лесу без присмотра пастухов. Разнообразны были подсобные занятия: охота - на белку, горностая, зайца, лисицу, рыболовство, пчеловодство, лесные промыслы - заготовка древесины, углежжение, смолокурение, деревообработка, а также прядение, ткачество, кожевенное, кузнечное дело.

Основная социальная ячейка - соседская община (бускель). Это - несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

Типичное поселение - деревня (гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище - наземная, бревенчатая постройка, изба (корка́), с холодными сенями. Крыша - двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить, в двадцатом веке, дома-пятистенки, с зимней и летней половинами или двухэтажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.

Куала (точнее "куа", -ла - суффикс местного падежа - это особая ритуальная постройка, которая была известна, очевидно, многим финно-угорским народам ("кудо" - у марийцев, "кудо", "куд" - у мордвы, kota - у финнов, "koda" - у эстонцев, карел, вепсов, води). Обычно они стояли во дворе жреца или в лесу за околицей. По внешнему виду покчи и быдӟым куа почти не отличались (только размерами): это бревенчатое срубное сооружение с двускатной крышей на сомцах.

В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам - скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлевы, навесы, кладовые.

Североудмуртский женский костюм включал рубаху (дэре́м), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэре́м), опояску. Одежда - белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая - цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэсте́м), или камзол, шерстяной кафтан. Обувь - узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти (кут).

На голове носили налобные повязки (йыркерттэт), полотенце (чалма, весяк кышет), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон). Девичьи уборы - укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений: вышивка, бисер, бусы, у южных - монеты. Украшения - цепочки (жильы), серьги (пель угы), перстни (зундэс) , браслеты (поскес), ожерелье (весь).

Мужской костюм -косоворотка, синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви - онучи, лапти, сапоги, валенки.

Верхняя одежда без половых различий - шубы.

В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы (шыд) - разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой. Молочные продукты - ряженка, простокваша, творог. Мясо - вяленое, печёное, но чаще отварное, а также студень (куалекьясь) и кровяные колбасы (виртырем). Типичны пельмени (пельнянь - хлебное ухо, что говорит о финно-угорском происхождении названия), лепёшки (зыретэн табань иперепеч), блины (мильым).

Хлеб (нянь). Из напитков популярны свекольный квас (сюкась), морсы, пиво (сур), медовуха (мусур), самогон (кумышка).

Декоративно-прикладное искусство

В двадцатом веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шёлковыми и хлопчатобумажными, мишурой. Орнамент - геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, чёрный, фон - белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В XIX веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор.

Праздники

Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных праздников. Основные праздники - Рожденство, Крещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день, Покров.

  • Толсур - день зимнего солнцестояния, в него проводились свадьбы.
  • Гырыны потон или акашка́ - Пасха, начало весенней страды.
  • Гербер- Петров день.
  • Выль ӝук - приготовление каши и хлеба из нового урожая.
  • Сӥзьыл юон - окончание уборки урожая.
  • Выль шуд, сӥль сиён - начало забоя скота.

Праздновались и вскрытие рек (йӧ келян) и появление первых проталин (гуждор шыд).

Духовная культура

Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы - самые простые - хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером.

Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы),волынка (быз) и др.

Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна дуалистичесая космогония (борьба доброго и злого начал), трёхчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество - Инмар (также одним из главных богов считался Кылдысин). Злой дух, соперник Инмара - Шайтан. Божество домашнего очага, хранитель рода - Воршуд.

Развитым был языческий клир - жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро - уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.

Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (берёза, ель, сосна, рябина, ольха).

  1. Марийцы.

Марийцы - финно-угорский народ, в основном, в России, большей частью в республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, живущих в Российской Федерации.. Старое название марийцев, черемисы, по-видимому, коми-эрзянского происхождения и означает «люди с востока». Сами марийцы черемисами себя никогда не называли. Современное самоназвание - мари - первоначально означало «люди». Традиционной религией для марийцев является марийская традиционная религия, относящаяся к язычеству. Исповедывание православия является лишь следствием насильственной христианизации

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды, праздники

Марийцы до начала XX века официально числились православными. Они были принудительно окрещены в XVIII веке. Крещение носило формальный характер, новокрещеные не знали элементарных основ православного учения. Вплоть до начала XIX века не была налажена в крае и проповедническая деятельность. Марийцы втайне от властей продолжали соблюдать свои традиционные культы. Большинство марийцев придерживалось православно-языческих синкретизированных культов: продолжало выполнять языческие культы, не отказываясь и от услуг православной церкви. Многие образы традиционных божеств были идентифицированы с образами христианских святых.

Отличительной чертой традиционных верований марийцев являлось почитание окружающего мира, природы, которая олицетворяла собой божественное начало. Весь природный мир, включая и самого человека, являет собой внутреннюю сущность божественного, поэтому в глазах верующих обладал самоценностью. Предки марийцев, наблюдая за природой, постигали волю божеств, на основе которой учились жить, регулировали общественные отношения. Согласно верованиям мари, представители растительного и животного мира являются сознающими сущностями, обладают восприятием, духовной силой. Поэтому полагалось почитать их силы, устанавливать с ними добрые отношения, не противоречить им. Вся окружающая природа наделялась марийцами жизненной силой, душой, духами, демонами и божествами-покровителями. Существовало представление о множестве душ.
Неотъемлемой частью верований мари был аграрный культ. Он проявлялся в почитании земных покровителей: богини земли (Мланде ава), ее «господина» (он, хан), рождающей силы (Мланде шочын), хранителя спорины (Мланде перке), пророка (Мланде пиямбар), распорядителя (Мланде саус), духа, владеющего ключами от подземных кладовых (Мланде сравоч).

Шорыкйол – один из самых популярных марийских обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством. Тем не менее первым днём праздника является пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая не всегда совпадает с Рождеством.
Праздник имеет несколько названий. У большей части марийцев закрепилось название Шорыкйол – «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия – дёргания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. В прошлом марийцы связывали с данным днём благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел 1-й день праздника. Встав ранним утром, вся семья выходила на озимое поле и делала небольшие кучки из снега, напоминающие стога и скирды хлеба (лум каван, шорыкйол каван). Их старались делать как можно больше, но всегда в нечетном количестве. На стожки втыкали ржаные колосья, а некоторые крестьяне зарывали в них блины.
В саду трясли ветки и стволы плодовых деревьев и кустарников, чтобы в новом году собрать богатый урожай фруктов и ягод. В этот день девушки ходили по домам, в любом случае заходили в овчарни и дёргали овец за ноги. Подобные действия, связанные с «магией первого дня», должны были обеспечить плодородие и благополучие в хозяйстве и семье.
Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами – Стариком Василием и Старухой (Васли кува-кугыза, Шорыкйол кува-кугыза). Существенную роль в этот день играет обрядовая пища.

Обильный обед на Шорыкйол должен обеспечить достаток в еде на предстоящий год. Обязательным обрядовым блюдом считается баранья голова, помимо неё готовят традиционные напитки и кушанья: пиво (пура) из ржаного солода и хмеля, блины (мелна), овсяные пресные хлебцы (шергинде), ватрушки с начинкой из конопляных семян (катлама).

Мланде шочмо кече – день рождения земли. У марийцев обряд рождения земли празднуют через семь недель после Великого дня. Обряд в честь Мланде шочмо кече был связан с запретами по отношению к земле. Марийцы соблюдали особые правила, считали, что земле после зачатия требуется отдых, покой и тишина. В этот день запрещалось шуметь, копать, рыть землю, забивать колья, стирать грязное белье, громко разговаривать. Мланде шочмо кече считался важным праздником.

Праздник «Кугече» (Пасха) был главным праздником весеннего календарного цикла, он отмечался через семь недель после праздника Ӱарня (Масленицы), то есть строго подчинялся лунному календарю. Отмечался он как праздник весны, как момент наделения земли плодородной силой, хозяйства – благосостоянием, семьи – здоровьем.
Кугече сопровождался многочисленными обрядами и поверьями. Марийская пасхальная неделя Кугече была насыщена различными обрядами, запретами, поверьями. Например, по бытующим среди марийцев Сернурского района верованиям по ночам ведьмы и колдуны превращаются в разных животных. Главным в древнем языческом празднике Кугече был обряд поминовения предков. Поминовение усопших происходило в четверг в каждом доме.
К пасхальной неделе парни устанавливали качели. У качелей устраивали молодежные игры, песни и танцы.
В рамках марийской пасхальной обрядности магические свойства приписывались крашеным яйцам. Яйцами угощали родственников, соседей, раздаривали нищим. Верили, что пасхальное яйцо способно отвести пожар: «горящее строение обходили с яйцом и иконой, а затем бросали в огонь, после данного обряда пожар затихал». Таким образом, полевые материалы автора показывают глубокое взаимопроникновение христианских и языческих элементов в народную традицию. Это проявляется в том, что праздник православной Пасхи и ее обряды воспринимаются значительным количеством марийцев в качестве национальных.

Пчёлы считались детьми бога. Убить пчелу было большим грехом, а к лицам, занимающимся пчеловодством, предъявлялись строгие моральные требования. Продажа ульев на сторону осуждалась, а ухаживать за пчёлами положено было в белой и чистой одежде. Во время общественных, семейных, родовых жертвоприношений просили у богов благословить пчёл, необходимо было обращаться с ними как с «божественными птичками». Во время жертвоприношения просили также изобилия мёда, сохранения и умножения пчёл.

Ремесла и промыслы

Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Главные полевые культуры - рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, конопля, лён; огородные - лук, капуста, редька, морковь, хмель, картофель. Репу сеяли в поле. Подсобное значение имели разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса, смолокурение и др.), бортничество (позднее пасечное пчеловодство), рыболовство. Художественные ремёсла - вышивка, резьба по дереву, ювелирное (серебряные женские украшения). Существовало отходничество на предприятия лесообрабатывающей промышленности.
У марийцев была развита традиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, порче, сглазе, злых духах, душах умерших. В «марийской вере» и язычестве существуют культы предков и богов (верховного бога Кугу Юмо, богов неба, матери жизни, матери воды и пр.)

Традиционное жилище.
Разбросанная планировка селений во второй половине XIX века стала сменяться уличной: стал преобладать северно-великорусский тип планировки. Жилище - срубная изба с двускатной крышей, двухраздельная (изба-сени) или трёхраздельная (изба-сени-клеть, изба-сени-изба). У русской печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом, кухня отделялась перегородками, вдоль передней и боковой стен помещались лавки, в переднем углу - стол с деревянным стулом главы семьи, полки для икон и посуды, сбоку от входной двери - деревянная кровать или нары, над окнами - вышитые полотенца. У восточных марийцев, особенно в Прикамье, интерьер приближался к татарскому (широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок и др.).
В летнее время марийцы переходили жить в летнюю кухню (кудо) - срубную постройку с земляным полом, без потолка, с двускатной или односкатной крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма. Посреди кудо размещался открытый очаг с подвесным котлом. Усадьба включала также клеть, погреб, хлев, сарай, каретник, баню. Характерны двухэтажные кладовые с галереей-балконом на втором этаже.

Традиционная одежда.
Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди.

Штаны шили из грубого сурового холста. На ноги надевали кожаную обувь. С XVII века получили распространение лапти, сплетенные из липового льна, и белые онучи. Женский костюм имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений - нагрудных и поясных.
Под рубахой марийки носили штаны («йолаш», «полаш»). Шили их из холста, и по своему покрою, они были аналогичны с чувашскими; к верхнему краю штанов пришивались завязки.
Поверх рубахи марийки надевали передник (ончылносакыме).
В качестве верхней летней одежды у мариек была распространена холщёвая одежда в виде распашного кафтана («шовыр», «шовр»). Для изготовления украшений использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны, бусы и пуговицы. Из головных украшений бытовали накосники в виде подвесок из монет, бисера и раковин.
В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Ногу обертывали портянками из белого и чёрного сукна. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь была распространена до XVII века, после её носили только зажиточные марийцы. Зимней обувью являлись валенки местных ремесленников.

Национальная кухня.
Марийская кухня – кухня древняя. Ей не одна сотня лет. Основа ее – продукты, которые марийцы умели добывать рядом со своим жилищем – в лесах, на лугах, в реках, озерах. Это дичь, рыба, ягоды, грибы, всевозможные травы. Рыбный марийский стол включал в себя, например, салат из стерляди, двойную уху, супы из соленой и сушеной рыбы, рыбное жаркое, запеченную рыбу. Активно использовалась разнообразная зелень, из нее готовили различные супы, щи. Представители лесной фауны также интересовали марийцев в кулинарном смысле. Они ели зайчатину, оленину, лосятину, медвежатину. Кроме того, в давние времена для национальной марийской кухни были характерны весьма специфические блюда: из мяса филина, ястреба, ежа, белки, даже ужа и гадюки.
Из ягод марийцы делали различные простые десерты, а также напитки – клюквенные, рябиновые, брусничные квасы. Грибы, в основном, сушили, солили. Использовали марийцы для приготовления различных блюд и мёд. Сначала дикий, а потом и продукт освоенного ими пчеловодства. Из мёда делали напитки, в том числе и алкогольные, с мёдом ели ягоды (вкусна брусника в меду!), готовили молочно-медовые блюда.

Постепенно, с развитием земледелия и скотоводства, пищевой рацион марийцев изменялся, становился богаче. Появились, заняв видное место в марийской кухне, различные каши: из овсяной, ячменной, гречневой крупы. Каши готовили с говядиной и бараниной, меньше со свининой. А еще марийцы любили и любят кашу тыквенную. Из круп также варили кисели.
С началом выращивания картофеля в марийской кухне начало появляться множество блюд, приготовленных с его использованием. Это и картофельные пельмени, и оладьи, картофель вошел в состав многих первых и вторых блюд. Марийскую кухню по частоте использования в ней картофеля даже сравнивают с белорусской. Первые блюда с развитием животноводства готовились, в основном, на мясном бульоне. Традиционный марийский суп – суп с клецками. Но это не значит, что марийцы не знают других супов. Уже упоминавшиеся щи готовились и готовятся с капустой, картошкой, борщевиком, снытью, крапивой, щавелем. Есть в марийской кухне даже суп с калиной. Для изготовления холодных супов использовались также различные квасы. Молоко, молочные и кисломолочные продукты также играли и играют по сей день важную роль в пищевом рационе марийцев. Простокваша, творог, сметана, топленое молоко, сливочное масло – все это неотъемлемая часть марийской кухни. Много в марийской кухне вторых мясных и рыбных блюд. Мясо, в основном, варят и тушат, реже жарят. Делают домашние колбасы из сала и крови, с крупой. Вареники с различными начинками (мясо, картошка, творог, ягоды) марийцы также издавна охотно готовят и едят.
Широк и ассортимент мучных и выпечных изделий с добавлением ягод, мёда: трехслойные блины из ржаной и ячменной муки, колобок, особый караваец, пирог с клюквой, брусникой

Фольклор
Мифы марийцев одновременно близки и к мифам удмуртов, и к мифам мордвы. Сильным было воздействие на марийскую мифологию тюркских традиций, развивавшихся уже под влиянием ислама в средневековых государствах – Волжской Болгарии и Золотой Орде. Приметы и Поверья
Март сухой, май мокрый – будут и крупа, и хлеб.
Лось намочит свои рога в реке – вода начинает остывать.
В подполье жаба горланит – к потеплению.
Орехов изобилие, а грибов мало – к снежной и морозной зиме. Богатством форм и мелодичностью отличается марийская музыка. Основные традиционные инструменты – гусли, барабан и трубы.
Гусли получили распространение у горных марийцев. Они имелись почти в каждом доме. Бытовала красивая поговорка: «Плоха та девушка, которая не умеет играть на гуслях».Из фольклорных жанров выделяются песни, среди которых особое место занимают «песни печали», сказки и предания.


Осмий представляет собой химический элемент из соответствующей системы химических элементов. В обычном состоянии является переходным металлом платиновой группы в виде блестящего белого металла серебристого оттенка с голубым отливом. Данный вид материалов обладает наибольшим показателем плотности среди других наряду с иридием, однако, последний немного проигрывает.

Этот вид материалов выделяют из сырья платиновых металлов обогащенного типа, путем прокалывания при температуре от 800 до 900 градусов Цельсия на воздухе.

Таблица удельного веса осмия

Так как, осмий является сложным материалом, рассчитать его удельный вес в полевых условиях самостоятельно не представляется возможным. Эти вычисления проводят в специальных химических лабораториях. Однако, при этом средний удельный вес осмия известен и равен 22,61 г/см3.

Для упрощения подсчетов ниже представлена таблица с значениями удельного веса осмия, а также его веса в зависимости от единиц исчисления.

Свойства осмия

Данный материал является хрупким, но в тоже время, очень твердым металлом с большой удельной массой. Механической обработке поддается с трудом, из-за хрупкости, твердости и высокой температуре плавления, а также низкого давления паров. Температура плавления осмия составляет 3033 градусов Цельсия, а кипения 5012 градусов Цельсия. Данный вид материалов относят к группе парамагнетиков.

Осмий в состоянии порошка хорошо реагирует с галогенами, селеном, фосфором, кислородом, парами серы, серной и азотной кислотой при нагревании. Не взаимодействует в компактном виде с щелочами и кислотами. Обладает низкой скоростью реакции с царской водкой и азотной кислотой.

Данный вид материалов является одним из немногих металлов, которые образуют кластерные или полиядерные соединения.

Не оказывает никакого влияния на биологическую роль живых организмов и является крайне токсичным.

Получение осмия

В естественном виде в природе не найден. Этот материал всегда связан с другим видом металла платиновой группы - иридием. Добывают осмий наряду с платиной. При обработке которой выделяется осмистый иридий, который разделяют на отдельные компоненты - иридий и осмий. Затем осмий очищают, поддают процессу обработки кислотами и восстанавливают водородом в электропечи, получая в итоге, чистый металл с концентрацией до 99,9 процентов.

Применение осмия

Широкое распространение получил как катализатор реакций и компонент сплавов с иридием. Из основных направлений следует выделить:

  • Применение осмия в качестве покрытия для предотвращения трения в узлах
  • Использование как катализатора в синтезе гидрирования органических соединений, аммиака, а также метанольных элементах топливного типа
  • Изготовления из сплава вольфрама и осмия ламп накаливания
  • Применение в военной промышленности в изготовлении снарядов и ракет, а также в электронной аппаратуре ракетной и авиатехники
  • Использование на ряду с рутением и иридием для изготовления износостойких и сверхтвердых сплавов
  • Применение для фиксации объектов биологического типа в электронной микроскопии
  • Применение в хирургических имплантатах
  • Гантели и штанги, которыми бодибилдеры накачивают мускулы, сделаны из стали. Изготовленные из свинца – а лучше из – снаряды значительно потеряли бы в объеме. Но еще вернее использовать для производства гирь осмий: килограмм осмия – это небольшой шарик, легко помещающийся в сжатом кулаке. Поллитровая бутылка с порошковым осмием (именно в таком виде благородный металл покидает стены обогатительного предприятия) весит заметно больше ведра воды.

    Вот только лить из осмия гири смелых не сыскать: уж больно тугоплавок. Да и стоимость металла такова, что атлетическому клубу для покупки одной осмиевой гантели пришлось бы работать лет триста...

    Осмия мало!

    И это понятно. Для формирования тяжелых элементов природе приходится «создавать» особые условия, что случается не слишком часто. Тем не менее, полпроцента массы земной коры приходится на осмий. Есть все основания полагать, что большая часть благородного металла, собранного в теле нашей планеты, сконцентрирована в ядре.

    В природе осмий встречается в основном в виде соединения с иридием, входящим в состав либо самородной платины, либо платиново-палладиевой руды. Минералы, считающиеся сырьем для добычи осмия, содержат в среднем одну тысячную процента тяжелого «родственника» платины. За все время изысканий не было добыто ни одного осмиевого самородка – даже самого незначительного размера.

    Малое количество и сложность получения осмия определяет высоту его цены. Полвека назад осмий оценивался в семь-восемь раз дороже золота. Спекуляции последних лет привели к возникновению совершенно безумных предложений: грамм осмия продавался и за 10 тыс., и за 200 тыс. долларов. Продавался – да не продался: активного применения осмий не находит, хотя кое-где используется.

    Открытие осмия

    Осмий входит в группу платиноидов и формально считается благородным металлом. Название химического элемента, однако, противоречит статусу: «осме» по-гречески значит «запах»; наличие запаха свидетельствует о значительной химической активности – в то время как «благородство» веществ подразумевает инертность.

    К открытию осмия был близок У. Уолластон, экспериментировавший с платиновыми рудами. Раззадоренные его успехами французы Антуан де Фуркруа и Луи-Николя Воклен взялись за собственные исследования и верно предположили существование нового элемента, при опытах улетучивавшегося в виде черного дыма.

    Фуркруа и Воклен дали веществу имя «птен» - что значит «летучий», и успокоились в ожидании признания. Однако английский химик Смитсон Теннант разделил «птен» на два родственных металла, один из которых за разноцветье его соединений назвал иридием, а второй – по причине раздражающей вонючести – осмием.

    Происходят эти важные события в щедром на открытия 1803-м году.

    Свойства осмия

    Исследовать физико-химические свойства осмия во всей их полноте не получается до сих пор. Довольно долго ученые спорили о том, какой из металлов плотнее – иридий или осмий. Точные измерения лабораторных образцов в данном случае дают лишь примерный результат – из-за большого количества разных по плотности изотопов.

    Температура плавления и кипения до недавнего времени считалась условно равной 3000° и 5000°С: средств для натурной проверки расчетов не существовало. Лишь несколько лет назад удалось уточнить физические параметры металла. По всему вышло, что варить осмиевые сплавы лучше на поверхности Солнца...

    Интересен внешний вид осмия. Застывая из расплава, осмий образует твердые и хрупкие кристаллы, серебристый блеск которых оттенен серовато-голубым (и даже синим) отливом. Внешние достоинства осмия могли бы привлечь ювелиров, однако высокая химическая активность металла и токсичность его соединений исключают возможность использования этого платиноида в украшениях.

    Применение осмия

    Осмий находит весьма ограниченное применение в разных сферах человеческой деятельности. Легирование сплавов – одна из главных задач, решение которой иногда возлагается на осмий. В соединении с вольфрамом, никелем и кобальтом осмий становится «работником» электрохимической отрасли. Контакты, наконечники и сердечники из содержащих осмий сплавов славятся минимальным износом. Нити ламп накаливания из вольфрама с осмием работают дольше и большей отдачей.
    Внедрение твердого и тяжелого платиноида в материал резко повышает износостойкость трущихся пар. Совсем немного осмия нужно для придания металлокерамическому резцу особой прочности. Микроскопические добавки осмия к стали режущих сортов позволяет создавать острейшие лезвия технических, медицинских, промышленных ножей.

    Осмиевые катализаторы используются при гидрировании органических соединений, в производстве лекарств, при синтезе аммиака. Правда, дороговизна металла заставляет промышленников искать доступные заменители, и сегодня осмий в химической индустрии встречается все реже.

    Из твердого и немагнитного осмия изготавливают оси, опоры и опорные гнезда для измерительных приборов высокой точности. И хотя рубиновые опоры тверже и дешевле осмиевых, стойкость металла иногда оказывается предпочтительной для приборостроения.

    Осмий опасен и требует осторожности

    Сам по себе осмий не более опасен, чем любой другой тяжелый металл. Однако тетраоксид осмия OsO4 – то самое вещество, из-за которого элемент получил не слишком завидное наименование – отличается крайней агрессивностью. Раздражая дыхательные пути и слизистые оболочки человека, он воспринимается как испарение от гниющей редьки, смешанной с давленым чесноком и засыпанной хлорной известью.

    Избежать окисления осмия практически невозможно , если металл контактирует с атмосферным кислородом. Поэтому ни о каком использовании осмия в