Секрет одной девочки и скульптор, запечатляющий мгновения! Записи с меткой ‘Дмитрий Тугаринов’.

Наталья Леонова и скульптура Дмитрия Тугаринова «Туфельки»

Читатели нашего сайта давно знают эту девочку, которая осторожно ступает по траве в больших маминых туфлях на каблуках и, наверняка, многие видели «вживую» эту скульптуру ростом всего лишь в 85 см в парке скульптур Музеон. Автором этой бронзовой работы является заслуженный художник России, талантливый скульптор — Тугаринов Дмитрий Никитич . Когда создавался проект «Иди и смотри», мы долго думали с партнёром Таней, какое изображение взять в качестве эмблемы? Просматривали картинки в интернете и вдруг эта девочка с хвостиком в больших маминых туфлях, осваивающая пространство. Еле нашла в парке саму скульптуру, чтобы сделать фотографии. Искать пришлось целый час, потому что маленькую по возрасту и размерам девочку, притаившуюся на зеленом газоне среди прочих равных маленьких скульптур, найти нелегко. Но я нашла – она была не больше метра, такая настоящая… как живая. И вот теперь мне посчастливилось взять интервью у автора этой «девочки», вернее замечательной скульптуры в бронзе под названием «Туфельки» Дмитрия Никитича Тугаринова .

Мимо знаменитого Суриковского института на Товарищеском переулке я проходила тысячи раз, иногда останавливаясь возле больших его окон и подглядывая за работой студентов, рисующих на больших кусках ватмана. В этот раз, идя на встречу к скульптору Дмитрию Никитичу Тугаринову, мне посчастливилось войти внутрь этого здания. Для студентов, ежедневно путешествующих на занятия, сессии, экзамены и зачеты – это вполне повседневное действо. Для меня же это было путешествие в иной мир — в мир скульптуры и живописи, в его закрома, туда, где учат создавать материю, где задуманное раскрашивает яркими красками серый холст, где бронза и глина превращаются в утонченные фигуры, где пахнет красками и чудесами.

Кафедру скульптуры в подвале найти было несложно, благо располагалась она рядом

с популярным институтским местом – студенческой столовой. Правда Тугаринова в кабинете не было, и я набрала его мобильный номер. Бодрый голос Дмитрия Никитича произнес – одну минуточку я бегу и через несколько мгновений навстречу мне вниз по ступенькам быстро шел мужчина в камуфляжной форме с ниспускающимися локонами вокруг головы в обрамлении окладистой кудрявой бороды и с палочкой в руках. Мы сели в кабинете среди «аполлонов», «венер», «комсомольцев-стахановцев» и прочих изваяний и начали неспешную беседу.

Дмитрий Никитич родился в Москве в Институтском переулке в районе Марьиной рощи. Его мама тоже была скульптором и закончила Суриковский институт ещё тогда, когда он располагался на Мясницкой, а Дмитрий Никитич учился уже здесь на Товарищеском, в этом здании. Работы его мамы скоро можно будет увидеть в подвале Зубовского особняка на Таганке, который мы посещаем .

Меня очень интересовал вопрос про девочку – кто она и почему возникла мысль о её создании? Оказалось, что прототипом девочки явилась собственная дочь Тугаринова Соня , которая так любила примерять мамины туфельки и в таком виде ходить по квартире. Кто из девочек не любил примерять мамину обувь? У моей мамы, к примеру, были блестящие польские ярко-розовые сапоги на толстом каблуке – писк прежней моды. И вот я, несмотря на свой уже 34 размер ноги, всё равно пыталась впихнуть свою ногу в мамин «золушкин» сапог, потому что размер у моей мамы редкостный – 32-й!!! Теперь прототип бронзовой девочки Соня выросла, получает диплом международного журналиста в престижном МГИМО и параллельно трудится ассистентом отдела культуры Harper’s Bazaar. А образ той девочки в больших маминых туфлях на каблуках остался в этой папиной работе на всю жизнь! Вот что говорит сама Софья: «Портрет себя в исполнении папы люблю всем сердцем и не представляю себя без «себя в туфельках»))). Эта скульптура уже настолько стала частью меня, что папины друзья и знакомые идентифицируют меня как дочь Тугаринова исключительно в сравнении с тем ребенком в маминых туфлях и с «пальмочкой» на голове. Туфельки стоят наравне с памятником Суворову в Швейцарии по степени известности и мне, безусловно, льстит тот факт, что мы с Александром Васильевичем разделяем пьедестал почета!) Через несколько месяцев я получаю диплом МГИМО и в качестве подарка заказала папе сюрприз! (об этом читайте в наших новостях на сайте) Это будет моя личная награда папе за туфельки. Что касается моего отношения к папе… я на 100% папина дочь и Туфельки это доказывают, как и то, что он – мой Папа. Он очень сильный человек, а как художник — Маэстро! ». Вот так удивительно пишет дочь о своём отце и это очень импонирует мне, потому что я как и Соня обожаю своего отца. Для многих девочек именно ПАПА пример всего самого мужественного сильного и прекрасного, некий прообраз будущего избранника.

С этой девочкой в бронзе происходят разные вещи, иногда очень обидные для
скульптора. Одна компания получила разрешение на продажу 1 такой копии, а продала, как выяснилось, целых девять без разрешения автора и конечно без вознаграждения. Тугаринов выполнил множество уникальных работ. Об одной из них упомянула дочь – это великолепный памятник Суворову, установленный в 1999 году на перевале Сент-Готард в Альпах . Скульптор работал посреди горных вершин в отражении слепящего солнца посреди воздушного потока. Оригинальная идея Тугаринова заключалась ещё и в том, что скульптура Суворова поставлена непосредственно в горах на скале без характерного для подобных работ постамента. Суворов здесь как будто живой на месте его легендарного подвига — он крестится и благодарит Провидение за успех.

Дмитрий Никитич принимал участие в восстановлении Храма Христа спасителя, о котором мы рассказываем . Как и многие скульпторы, Тугаринов создаёт монументальные работы под заказ для надгробий. Его уникальная работа на могиле актера Авилова притягивает к себе поклонников артиста и адептов необычных мистических свойств . Судьба этой работы тоже необычна. Изначально, на могиле необычного артиста Виктора Авилова, ставшего известным по ролям Господина Оформителя и Графа Монте-Кристо, в годовщину смерти артиста был установлен металлический бюст. Но несмотря но то, что выполнивший его скульптор, хорошо знал артиста, имел в распоряжении видео и фотоматериалы, работа не удалась – актёр был непохож на самого себя совершенно. Да это не удивительно – внешность Авилова настолько необычна, что нужно быть настоящим художником, чтобы уловить такие характерные черты лица, которое почти постоянно находилось в движении или мысленном разговоре. Одни глаза Авилова говорили о многом. И вот многочисленные поклонники решили собрать деньги и заказать бронзовый бюст у скульптора Тугаринова. Почти год Дмитрий Никитич работал над этим необычным лицом и композицией в целом. Близкие и поклонники контролировали, помогали и давали советы, чтобы сходство с актёром было идеальным. И представьте себе, Тугаринов, никогда при жизни не видевший Авилова, сотворил ЧУДО – после установки памятника все ахнули, он был как живой! Невольно вспомнилась аналогия с работой Веры Мухиной на , в которой она изобразила сына Максима Горького так, что расплакавшаяся мать сказала: «Ты вернула мне сына!». Говорят, что на могилу Авилова на Востряковском кладбище ходят своеобразные «паломники», верящие в мистические свойства актёра даже после его смерти!

У Тугаринова есть своя небольшая мастерская во Владыкино, однако создание новых работ сейчас для скульптора большая проблема и дело в не в том, что не хватает идей и образов – этого у настоящего художника всегда в запасе на много лет вперед. Дело в том, что для такого материала как бронза нужны большие средства и это бич сегодняшнего времени, когда правительственных заказов нет, а есть только частные время от времени. Дай Бог здоровья Дмитрию Никитичу и ещё много осуществлённых художественных работ!!! Ознакомиться подробно с работами скульптора Дмитрия Никитича Тугаринова и ознакомиться с большинством его работ Вы можете

Благодарю за помощь в составлении этой статьи самого Дмитрия Никитича, его дочь Соню и Татьяну Желтоногову!!!

Вконтакте

16 февраля 2016 года в залах Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, дом 21 состоится открытие выставки скульптурных произведений заслуженного художника России, академика РАХ Дмитрия Никитовича Тугаринова, приуроченной к 60-летию мастера.

Лауреат премии Московского комсомола, кавалер Ордена святой Анны III степени, участник Квадриеннале современного искусства во Франции в 2014 году - это лишь малая часть заслуг, наград и официальных званий скульптора.
Дмитрий Никитович Тугаринов – легендарный персонаж, ныне занимающий особое место в российской скульптурной школе. Его называют «Гоголем в скульптуре». Как и у великого писателя, работы Тугаринова отличает остросовременный спектр образов, хотя в них угадываются и знакомые каждому традиционные черты.
Дело в том, что он сам и его творчество существуют в некоем мифологическом пространстве, отображая особый мир, полный экстравагантности, многозначительных образов и вечной иронии. Очевидно, поэтому ряд его скульптур оставляют заметный след в современной жизни.
Дмитрий Тугаринов – единственный скульптор за всю историю Швейцарии, кому удалось установить две скульптуры Александру Суворову высоко в Альпах на перевале Сен-Готард – в месте перехода его победоносной армии в войне с наполеоновскими войсками. При этом, в Швейцарии по закону запрещено ставить монументы военным и иностранцам. Как бы то ни было, открытие его памятников и связанные с ними юбилеи в Альпах сегодня проходят в присутствии большого количества посетителей, и местные власти весьма довольны значительным притоком туристов со всего мира.
За всю свою творческую практику Тугаринов создал более шестисот станковых и монументальных работ. Однако в залах Российской академии художеств будут выставлены лишь основные произведения скульптора.
Экспозиция будет концептуально разделена на десять залов, каждый из которых посвящен определенной теме. Например, в первом зале гостей экспозиции будет встречать знаменитая работа «Туфельки» – маленькая девочка в маминых туфлях, идущая по импровизированной свалке скульптур.
Особое место будет занимать третий зал – с историей памятника Суворову, уже упомянутого выше. По мнению многих, это ключевая работа в творческой биографии Дмитрия Тугаринова.
Седьмой зал будет посвящен актуальной всегда теме (а сегодня – особенно) Пятой колонны.
Десятый, финальный зал – Березовая роща – некое подобие медитативного павильона, где посетители смогут в приятном окружении скульптурных произведений Тугаринова осмыслить его удивительное творчество.
Интересно, что в одном из десяти залов будут экспонированы работы супруги Дмитрия Тугаринова — скульптора Афины Георгиевны Попандопуло. Портретные шаржи друзей и коллег по цеху составляют ДНК творчества скульптора. Уже около тридцати лет Попандопуло и Тугаринов работают бок о бок в одной мастерской, но, как можно будет убедиться на выставке, это не мешает никому из них создавать свой собственный художественный мир.


СМИ о выставке.

Дмитрий Тугаринов

скульптор

Дмитрий Тугаринов, Александр Трифонов, Владимир Буйначев.
Московский дом скульптора. Январь 1998 года.



Приглашение на совместную выставку художника Александра Трифонова
и скульптора Дмитрия Тугаринова в галерее "Кентавр". Май 2003 года.


Александр Трифонов, Дмитрий Тугаринов, Сергей Филатов.
Галерея "Кентавр". 15 мая 2003 года.

избранные произведения скульптора дмитрия тугаринова

Писатель Юрий Кувалдин. Бронза, камень, 2003

"Жил-был царь", бронза, дерево, 1989

А. Суворов. Фрагмент памятника, 1999

"Сфинкс", гранит, 1993

Дмитрию Тугаринову было поручено выполнение двух фигур для храма Христа Спасителя - равноапостольного императора Константина Великого и его матери Елены. А к 200-летию перехода через Альпы Суворовым скульптор поставил памятник на перевале Сен-Готард. Инициативу проявил меценат русской культуры из княжества Лихтенштейн барон Эдуард Фальц-Фейн, с которым Тугаринов подружился. Замечательный отзыв о работе Тугаринова дали скульпторы-академики Юрий Орехов и Зураб Церетели. В Швейцарию Тугаринова пригласила коммуна Сен-Готарда. Он поехал туда за свой счет, взялся создать памятник сам, без всякой оплаты, работая прямо в горах, на месте легендарного перехода. Тугаринову сказали, что ничего милитаристского делать нельзя: пропаганда войны у них запрещена. А Тугаринов сначала предложил им батальную сцену: солдаты друг в друга стреляют. Ну а потом пришлось ограничиться одним Суворовым с проводником Антонием Гамбой. Прежде чем приступить к работе, Тугаринов практически все о Суворове прочитал. Существует множество прижизненных портретов Суворова, но 200 лет назад подхалимов было не меньше, чем сейчас. Смотришь каррарский мрамор, портрет с натуры. Он там такой мордатенький и довольный. А Суворов родился семимесячным, больным. И ему было 70 лет, когда он отправился в Швейцарию. У него была лихорадка, он заболел. Это была его лебединая песня. Суворов - русский несокрушимый дух. Тугаринов делал его лицо с посмертной маски. И клячонку специально взял. Чтобы все видели - русское не только в непомерной физической силе, но и в смекалке, в интеллекте, в гениальности. При этом орудийные конкретизации Тугаринова, с одной стороны, оригинальнее, неожиданнее, чем «обычные» приемы фотографии-реализма, поскольку установление иконического подобия между предметными темами и соответствующими единицами кода означает трудную и потому эффектную находку. С другой стороны, они проглатываются ценителем изобразительного искусства более незаметно, подсознательно, как нечто само собой разумеющееся, поскольку - по инерции практического языка - их связь с темой не воспринимается сколько-ни-будь эксплицитно ввиду их заведомой формальности, «бессодержательности». Тугаринов без шутки, без юмора не обходится. Вообще, он веселый человек. Есть у него пушка бронзовая. Настоящая. Фитиль вставляете и стреляете. Раздается оглушительный залп. Тугаринов грузит пушку в машину и везет, допустим, на открытие выставки под открытым небом в Парке искусств. Как выстрелит, так публика вся замирает сначала от испуга, а потом вопит от восторга. Но сначала - чтобы дух захватывало! Тугаринов любит и одеваться с чудинкой по таким случаям, как вернисаж или еще каким важным событиям. Так это наденет фрак с бабочкой и... сапоги…

Юрий КУВАЛДИН

Рассказ о выставке «Грани реальности » в Ак Барс галерее Казани был бы не полным без представления работ скульптора Мити Тугаринова . В день открытия выставки в конце ноября 2012 г. все мое внимание сосредоточилось на живописи. Яркие, праздничные полотна Люси Вороновой, ироничные, с подтекстом картины Татьяны Назаренко, уже знакомые по выставке 2010 года – Николая Блохина, эпическая графика Хамида Савкуева… Нет, конечно, невозможно было пройти мимо, не остановиться около изящных скульптурных портретов в бронзе, мчащейся тройки, маленькой модницы, балансирующей в маминых туфлях. Но все же главным в первое посещение выставки были именно живописные полотна.

Официальное открытие выставки не самое удачное время для внимательного знакомства с выставочной экспозицией. Потому в начале декабря выбрала свободный день и отправилась вновь в галерею. Тишина светлого зала располагала к неспешной сосредоточенности на отдельных полотнах. Можно было сколько угодно погружаться в общение с картинами, ибо в галерее я была в полном одиночестве, не считая двух дежурных сотрудников. Но главным были для меня на этот раз скульптуры Мити Тугаринова.

Короткая биографическая справка.
Дмитрий Никитович Тугаринов родился в 1955 году в Москве. Окончил Московский государственный Суриковский институт в 1979 году. Обладатель нескольких премий, в числе которых медаль Московской патриархии «Сергий Радонежский и медаль Росскийской Академии художеств за участие в создании скульптурного убранства храма Христа Спасителя. Выполнены две фигур для храма Христа Спасителя - равноапостольного императора Константина Великого и его матери Елены. (К сожалению, не удалось найти изображения этих скульптур в сети).
С 1975 года принимает участие в выставках. В 1996 году Мите (Дмитрию) было присуждено звание Заслуженного художника Российской Федерации и вручена Золотая Медаль Российской Академии художеств (РАХ). В 2001 году стал членом-корреспондентом РАХ, а в 2007 году – Действительным членом РАХ.

Работы Мити Тугаринова находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Музее А.С.Пушкина, в Русском Музее и др. Россия; в Национальном музее, Сент-Готард, Швейцария; в частных коллекциях в России и за рубежом.

На перевале Сент-Готард в Швейцарии 19 июня 1999 года установлен памятник русскому полководцу Александру Суворову, выполненный Митей Тугариновым. *

Писатель Юрий Кувалдин рассказывает об этом.

К 200-летию перехода через Альпы Суворовым скульптор поставил памятник на перевале Сен-Готард. Инициативу проявил меценат русской культуры из княжества Лихтенштейн барон Эдуард Фальц-Фейн, с которым Тугаринов подружился. Замечательный отзыв о работе Тугаринова дали скульпторы-академики Юрий Орехов и Зураб Церетели. В Швейцарию Тугаринова пригласила коммуна Сен-Готарда. Он поехал туда за свой счет, взялся создать памятник сам, без всякой оплаты, работая прямо в горах, на месте легендарного перехода. Тугаринову сказали, что ничего милитаристского делать нельзя: пропаганда войны у них запрещена. А Тугаринов сначала предложил им батальную сцену: солдаты друг в друга стреляют. Ну а потом пришлось ограничиться одним Суворовым с проводником Антонием Гамбой. Прежде чем приступить к работе, Тугаринов практически все о Суворове прочитал. Существует множество прижизненных портретов Суворова, но 200 лет назад подхалимов было не меньше, чем сейчас. Смотришь каррарский мрамор, портрет с натуры. Он там такой мордатенький и довольный. А Суворов родился семимесячным, больным. И ему было 70 лет, когда он отправился в Швейцарию. У него была лихорадка, он заболел. Это была его лебединая песня. Суворов - русский несокрушимый дух. Тугаринов делал его лицо с посмертной маски. И клячонку специально взял. Чтобы все видели - русское не только в непомерной физической силе, но и в смекалке, в интеллекте, в гениальности.

На выставке представлены два скульптурных портрета А.Суворова.


Александр Суворов. 1998. Керамика, бронза

Александр Суворов. Бронза

Один из вариантов «А.В. Суворов. Композиция с камнем с перевала Сен-Готард». Бронза, камень




А.П. Ермолов. 2004. Бронза, камень

Представленные на выставке работы Мити Тугаринова разнообразны по жанру, материалу.
Портретная линия.

Федор Шаляпин. 1998. Фаянс

Подпись на табличке к этой скульптуре гласит: Одуванчик. 1980. Мрамор

Арон Бух. 2002. Бронза

А.Л. Леонтьев. 2011. Бронза

Жанровая сцена

Барон Фальц-Фейн. Бронза.

«Кавалер ордена боевого Красного знамени Нестор Иванович Махно в ожидании Левы Задова кушает макароны в парижском кафэ.
Сочинял и делал Митя Тугаринов в 1993 г.»





Колокола России. 1980-1995. Бронза

Лошадь.1977. Серебро.
Валяющаяся лошадь. 1981. Бронза