Не одна но одинока почему. Я одна, но не одинока

(14.08.1950) — российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития, психологического консультирования, математического моделирования личности. Автор идеи персонологии — «науки личности» и мультисубъектной теории личности. Доктор психологических наук (1994), член-корреспондент РАО (1995), профессор (1997). Награжден медалью К. Д. Ушинского (2001). Окончил физико-математическую школу при мехмате МГУ им. Ломоносова (1967) и факультет психологии МГУ (1972). Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971—1973). В 1974 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН СССР (1974—1976), защитив в 1977 г. кандидатскую диссертацию «Активность субъекта в условиях риска». Научную деятельность продолжил в НИИ проблем высшей школы (старший научный сотрудник, 1975—1979). С 1979 по 1980 г. — старший преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР. С 1980 по 1984 г. продолжил научную работу в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания (1984—1992). В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК «Школа», где руководил разработкой «Концепции дошкольного воспитания», которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с «природой», «культурой», «другими людьми», «самим собой». С 1992 по 1996 г. Петровский заведовал лабораторией «Личностно-ориентированной дидактики» Института педагогических инноваций РАО. С 1996 г. по настоящее время заведующий лабораторией «Персонологии развития» Института дошкольного образования РАО. В этот период под его руководством продолжаются исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых («Воспитателю о личностном общении», М.,1992, в соавт.; «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», М., 1993, в соавт.; «Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада», М., 1993, в соавт. и др.). Совместно с В. Г. Грязевой была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов) («Одаренные дети: экология творчества», Челябинск-Москва, 1993, в соавт.). Другая линия научных исследований Петровского связана с психологией личности («Психология неадаптивной активности», М.,1992; «Личность: феномен субъектности», Ростов-на-Дону, 1993). В 1994 г. он защищает докторскую диссертацию: «Феномен субъектности в психологии личности», основные положения которой были представлены в учебном пособии «Личность в психологии: парадигма субъектности» (Ростов-на-Дону, 1996). Результатом экспериментальных исследований всех этих лет было создание мультисубъектной теории личности, которая объединяет в себе четыре концепции: 1) двойственности самосознания, трактующая индивидуальное «Я»; 2) надситуативной активности, трактующей надиндивидуальное «Я»; персонализации, трактующей отраженное «Я»; 4) универсализации, трактующей трансиндивидуальное «Я». В данной теории впервые выделен и критически проанализирован «постулат сообразности» (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности) в качестве критерия существования личности, а также — идея неустранимости противоречия в системе «Я в себе и для себя» и «Я в другом и для другого» как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории были разработаны понятия «активная неадаптивность», «бескорыстный риск», «избыточные возможности как источник активности», «самотрансценденция», «отраженная субъектность (инобытие индивида как личности)», «Я как причина себя», «кольцо самоподражания», «действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование)», «Мое Я» и «Мое Ты» и др.; предложена трансактная модель интерпретации источников неадаптивной активности, концепция вхождения личности в новую социальную общность. В развитие идеи «инобытия» индивида как формы существования его личности совместно с А. В. Петровским была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. Феноменология самотрансценденции очерчена на основе предложенных Петровским методов «виртуальной», «отраженной» и «возвращенной субъектности», представленных многочисленными экспериментальными методиками («Экспериментальные методы исследования личности в коллективе»/под ред. А. В. Петровского и В. А. Петровского., М., 1985). Третье направление исследований Петровского — теория и методология психологии. Совместно с А. В. Петровским им разработана категориальная система теоретической психологии — логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии (глава в книге А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского «Теоретическая психология», М., 2001). В этом русле Петровским предложена идея персонологии — «науки личности», объединяющей в себе фундаментальную и прикладную психологию личности. Персонология — это психологическая теория личности, предъявляющая свои конструкты и факты людям и рефлектирующая таким образом свое влияние на поведение и сознание людей. В последние годы Петровский разработал ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности («К построению алгебры когито», 1998; «Трансактная модель рефлексивного выбора», 2001; «Импульсная модель экзистенциального выбора», 2002). Петровский также автор монографий: «Личностно-развивающее взаимодействие», в соавт., Ростов-на-Дону, 1993; «Воспитатели и дети: источники роста» (отв. ред. и автор), М., 1994; «Психология воспитания» (отв. ред. и автор), М., 1994 и др.

Л. А. Карпенко

Петровский Вадим Артурович, Москва

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО.

Заведующий лабораторией персонологии развития Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Профессор, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Ректор Института системного консультирования.

Член диссертационного совета РГГУ по психологическим наукам. Член Ученого совета НИУ ВШЭ.

Окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 1972 г.

В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Активность субъекта в условиях риска». В 1994 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Феномен субъектности в психологии личности».

Научные интересы:

Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971-1973), продолжил в НИИ проблем высшей школы (с.н.с., 1975-1979). С 1979 по 1980 г. - ст. преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР. С 1980 по 1992 г. работал в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания. В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК «Школа», где руководил разработкой «Концепции дошкольного воспитания», которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с «природой», «культурой», «другими людьми», «самим собой».

С 1992 по 1996 г. заведовал лабораторией личностно-ориентированной дидактики Института педагогических инноваций РАО. С 1996 г. по настоящее время зав. лабораторией персонологии развития Института дошкольного образования РАО. В этот период под его руководством продолжаются исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых. Совместно с В.Г. Грязевой была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов). Другая линия научных исследований связана с психологией личности.

Результатом экспериментальных исследований было создание мультисубъектной теории личности, которая объединяет в себе четыре концепции: 1) двойственности самосознания, трактующая индивидуальное «Я»; 2) надситуативной активности, трактующей надиндивидуальное «Я»; 3)персонализации, трактующей отраженное «Я»; 4) универсализации, трактующей трансиндивидуальное «Я». В данной теории впервые выделен и критически проанализирован «постулат сообразности» (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности) в качестве критерия существования личности, а также - идея неустранимости противоречия в системе «Я в себе и для себя» и «Я в другом и для другого» как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории были разработаны понятия «активная неадаптивность», «бескорыстный риск», «избыточные возможности как источник активности», «самотрансценденция», «отраженная субъектность (инобытие индивида как личности)», «Я как причина себя», «кольцо самоподражания», «действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование)», «Мое Я» и «Мое Ты» и др.; предложена трансактная модель интерпретации источников неадаптивной активности, концепция вхождения личности в новую социальную общность. В развитие идеи «инобытия» индивида как формы существования его личности совместно с А.В. Петровским была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. Феноменология самотрансценденции очерчена на основе предложенных В.А. Петровским методов «виртуальной», «отраженной» и «возвращенной субъектности», представленных многочисленными экспериментальными методиками.

Третье направление исследований В.А. Петровского - теория и методология психологии. Совместно с А.В. Петровским им разработана категориальная система теоретической психологии - логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии. В этом русле предложена идея персонологии - «науки личности», объединяющей в себе фундаментальную и прикладную психологию личности. Персонология - это психологическая теория личности, предъявляющая свои конструкты и факты людям и рефлектирующая таким образом свое влияние на поведение и сознание людей.

В последние годы В.А. Петровский разработал ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности.

  • Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994. (отв. ред. и автор).
  • Воспитателю о личностном общении. М., 1992. (в соавт.).
  • Импульсная модель экзистенциального выбора. М., 2002.
  • Индивидуальность и саморегуляция: метаимпликативная модель // Рефлексивные процессы управления №1, 2007.
  • Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъектной теории // Мир психологии, №1, 2007.
  • К построению алгебры когито. М., 1998.
  • Консультативная психология: Хрестоматия. 2007. (в соавт.).
  • Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1993 (в соавт).
  • Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
  • Одаренные дети: экология творчества. Челябинск - Москва, 1993. (в соавт.).
  • Основы практической консультативной психологии, 2007
  • Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993. (в соавт.).
  • Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  • Трансактная модель рефлексивного выбора. М., 2001.
  • Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада. М., 1993. (в соавт.).

Награды:

Мы боимся одиночества и пытаемся заполнить каждую секунду тишины людьми, гаджетами, интернетом. Журналист Грейс Басала делится своим опытом того, как проводить время в одиночестве, чтобы перестать его бояться и избегать.

Мое идеальное субботнее утро выглядит так: проснуться и выйти из дома до девяти утра, выпить кофе в кафе и отправиться на прогулку. Проводить время наедине с собой - одно из моих любимых занятий. Я интроверт и могу прожить несколько дней без людей. Но так не у всех. Я встречала тех, кто даже несколько минут не может провести в одиночестве.

Я переехала в новый город, никого там не знала и жила одна в квартире. Этот опыт многому меня научил. Я поняла, что быть одной - совсем не то же самое, что быть одинокой. Наоборот, такое время может быть полезным и продуктивным. Я считаю, что каждой женщине нужно выделять время для себя. Наслаждаться им помогут несколько советов.

ЗАБОТЬТЕСЬ О СЕБЕ

Время в одиночестве - шанс заняться саморазвитием, здоровьем или внешним видом. Побалуйте себя ванной с пеной или маской для лица. Сделайте то, что давно собирались, но все время откладывали. Неважно, что вы будете делать. Главное, чтобы становились здоровее, красивее и счастливее. Пусть время наедине с собой ассоциируется у вас не с тоской и скукой, а с самосовершенствованием и заботой о себе.

БУДЬТЕ ЭГОИСТКОЙ - ИНОГДА МОЖНО

Попробуйте отбросить чужие интересы и подумать о себе. Чем вы хотите сегодня заняться? Не нужно подстраиваться и искать компромиссы, вы сами решаете, какой фильм посмотреть и в каком ресторане пообедать.

Поначалу это может показаться сложным. Но со временем вы убедитесь: когда вы не зависите от других и полагаетесь на себя, стать счастливой гораздо проще.

ЖИВИТЕ НАСТОЯЩИМ

Если вы строите планы, боитесь выпустить ситуацию из-под контроля и не можете расслабиться, время наедине с собой поможет разобраться с этими проблемами. Примите решение заняться чем-нибудь и не тянитесь за телефоном, лучше оставьте его дома или спрячьте.

Стоит отключить Сеть и отложить гаджеты, как становится ясно: с их помощью мы забиваем малейшие пустоты в жизни. Научитесь наслаждаться текущим моментом наедине с собой, и со временем сможете делать это в компании.

ВЫХОДИТЕ ИЗ ЗОНЫ КОМФОРТА

Делать что-то в первый раз трудно, страшно и неловко. Но чтобы почувствовать жизнь и увидеть возможности, которые она открывает, приходится преодолевать страхи и комплексы.

Сходите одна поужинать, посмотрите фильм в кинотеатре или выйдите на прогулку. Не волнуйтесь о том, что подумают окружающие. Вы же не осуждаете людей, которых видите без компании.

РАССЛАБЛЯЙТЕСЬ

Постоянно делать что-то сложное и пугающее не обязательно. Если хочется весь день смотреть сериалы или читать, делайте это. Наслаждайтесь каждым мгновением.

Длинными вечерами Фаина Яковлевна Некоркина берет в руки фотографии и вспоминает…

За долгую жизнь накопилось много событий, но память, увы, хранит уже не все: шутка ли, 92-й год пошел…

Родилась Фаина Северьянова в селе Мухоедово Нижегородской области. В семье - шестеро детей, мал мала меньше.

Село большое было, красивое, с церковью, - вспоминает Фаина Яковлевна, мысленно уносясь в далекое детство…

А потом семья переехала в Сормово. Отец работал на «Красном Сормове» столяром, а мама воспитывала детей и занималась хозяйством. Семья была основательная, дружная, со своим укладом.

Не успела оглянуться, как за плечами оказались семилетка, а затем и судостроительный техникум, замужество, рождение сына…

Семейная жизнь не сложилась (видно, не сошлись две половинки - подобное случается сплошь и рядом). Взяла сына и уехала в Ленинград, город, в котором еще с детства мечтала жить и работать.

Все складывалось как нельзя лучше: работа по специальности на судостроительном заводе, новые знакомые и любимый сын, дарящий радость и счастье…

Когда началась война, Фаина Яковлевна и предположить не могла, что выпадет на их долю, сколько придется пережить в голодном замерзающем Ленинграде. Пайка хлеба, голодные глазенки ее Левушки, тонюсенькими пальчиками собирающем со стола каждую крошечку, ежедневные бомбежки и артобстрелы. Казалось, смерть накрыла саваном весь город: умирали сослуживцы, знакомые, соседи. И не было этому конца и края…

Как удалось выжить - не знает до сих пор. Наверное, великая материнская любовь давала силы, помогала преодолеть голод и лишения.

Они покидали осажденный Ленинград по дороге жизни.

Впереди ждал родительский дом, тепло и забота близких.

Кожа да кости - такой я была, - рассказывает Фаина Яковлевна. - Ходила с палочкой - настолько была слаба. Даже в баню с провожатой, спасибо сестренке, поддерживала меня, как могла…

Много времени прошло, пока мать и сын отогрелись душой, перестали вздрагивать от каждого хлопка и стука. Жизнь потихоньку налаживалась. Фаина Яковлевна устроилась на Сормовский завод конструктором, Лев закончил школу, а затем и институт.

Они были большими друзьями: вместе гуляли, заботились друг о друге нежно и трогательно.

Но пришло время, и сын влюбился. Мать приняла сноху как родную дочь.

Танечка красавица была, - рассказывает Фаина Яковлевна, -и человек замечательный. Трое деток у них, внуки и правнуки уже есть.

Одно плохо - живет сын с семьей в Москве. Когда помоложе была - частенько в гости ездила, да и Лев с Татьяной мать не забывали. А сейчас самой за 90, да и сыну под 70.

Больше по телефону общаемся, - с грустью говорит Фаина Яковлевна. - Сынок мне каждые 10 дней звонит, а то и чаще. И приезжает - вот уж для меня большая радость…

Сейчас бывшая блокадница Фаина Яковлевна Некоркина живет одна. Несмотря на преклонный возраст, ежедневно гуляет, ходит в магазин (благо открыли недавно в их доме), звонит сестре и брату, перечитывает Чехова и Толстого.

Я одна, но не одинока, - чуть улыбнувшись, говорит Фаина Яковлевна, - у меня есть сын и мои воспоминания…

Елена ФРОЛОВА

Старая как мир, такая простая истина: люби других - и не будешь одинок. Как полюбить? Начать с себя. Как любить себя, такую грешную? Любить себя – значит проносить через всю жизнь Пасхальную радость. Сознавая свою ценность как человеческого существа, любить жизнь и радоваться жизни. Радоваться, что относительно каждого из нас у Господа есть Свой замысел.

Предлагаем нашим читателям отрывок из замечательной книги М.Кравцовой «Женское одиночество. Может ли оно не быть трагичным?»

Освободите и вы свою душу для вольного полета, зная при этом, что будете падать еще не раз

ПОЧЕМУ мы не интересны сами себе? Потому что не понимаем, какой огромный мир заложен внутри нас.

Наши слабости и ошибки – путь духовного роста, если относиться к этому правильно. Каяться в грехах – совсем не то, что постоянно казнить себя за них, забыв о чистой радости сердца, какая бывает после исповеди.

Если постоянно говорить себе, что мы мерзкие и гадкие, то точно так же постепенно приучатся воспринимать нас окружающие. Святые отшельники плакали о своих грехах – это были люди, изначально удаленные от мира, и что такое был их святой покаянный плач, мы своими малоочищенными сердцами вряд ли поймем. Но совершенно точно: это не были надоедливые и нескромные сетования перед каждым встречным-поперечным: «Ах, какой я плохой».

Вы же собираетесь строить жизнь в миру, с любимым человеком. Истинное смирение молчаливо, покаяние отдается Богу. А для людей, которые рядом, женщину ничто так не красит, как ясное, доброе и светлое восприятие жизни. Радость меняет наш внешний облик, уверенность в Божьей любви дает уверенность в собственной нужности для этого мира. На исповеди душе дается освобождение.

Освободите и вы свою душу для вольного полета, зная при этом, что будете падать еще не раз. Главное, иметь духовную силу и желание вовремя подняться.

Самый большой наш жизненный крест – это мы сами

Один умный человек сказал мне слова, которые я запомнила на всю жизнь: «Не надо считать, что все люди смотрят только на тебя и думают только о тебе».

Да, действительно, у людей много других забот, чтобы только и делать, что выискивать в нас недостатки. Но мы сами можем постоянно о них напоминать, изводя близких и коллег своей самокритикой. Но повторим: истинное смирение молчаливо.

Нужно избегать мнительности. Бывает ведь, что нам все время кажется, что люди плохо о нас подумали, хотя ничего подобного не было.

Помню, однажды мой друг довольно резко и односложно сказал мне, что занят, когда я позвонила ему. Я целый час переживала из-за этого. Но, перезвонив через час, услышала такое сердечное обращение, что весь вечер потом у меня было очень хорошее настроение от искренних добрых слов.

Надо помнить, что иногда негативное отношение человека направлено вовсе не на вас, а вызвано какими-то проблемами. А вы просто попались под горячую руку.

Прощайте и смиряйтесь: мы все не святые. Самый большой наш жизненный крест – это мы сами, и если мы не становимся мгновенно хорошими, то и это надо понести без раздражения и ненависти к себе.

Итак, что же делать?

ПРЕДПОЛОЖИМ, вы правильно восприняли все вышесказанное и решили изменить отношение к жизни. Итак, что же делать?

Первое: успокоиться. По-христиански - смириться. Перестать стесняться одиночества. Слова о том, что «женщина не будет до конца счастлива, если не создаст семью», научитесь воспринимать с улыбкой. Найдя подобные высказывания в какой-либо книге, сразу же откладывайте ее, особенно если книга религиозного содержания: уж кому-кому, а верующим стыдно не знать, что, в конце концов, живем мы не для земного счастья, а для Царствия Божия. А оно «внутрь нас есть» и вряд ли зависит от непременного наличия мужчины в вашей жизни.

Не стесняйтесь без спутника посещать гостей, выставки, просто гулять по любимым местам.

Не разрешайте людям слишком долго распространяться на тему вашей личной жизни, если вам это неприятно. Всегда можно ответить вежливо, с улыбкой, но при этом так, что ответ ваш отобьет охоту у бесцеремонных людей портить вам настроение.

Главное, сами не портите его никому: ни себе, ни людям. Самое важное сейчас для вас – избавиться от ложного чувства стыда. Стыд «за то, что меня никто не любит», может даже стать серьезным препятствием в религиозной жизни. Конечно, краснея из-за того, что «все уже, а я никак», вы можете просто не заметить в себе то, из-за чего действительно надо бы краснеть. Не заметите, как развиваются неприятные черты характера, какие-то важные грехи так и останутся неисповеданными.

В том, что хочется замуж, нет ничего постыдного или противоестественного

Стыдиться одиночества перед людьми – грех, поскольку суетному мирскому мнению мы придаем до неприличия большое значение. Оборотная сторона такого стыда – греховное самолюбие.

Раньше общественное мнение подспудно давило на незамужнюю девушку или женщину. Стоило ей на какое-то время выпасть из поля зрения знакомых, как те при встрече спрашивали: «Ну как, замуж-то еще не вышла?» В самом вопросе, в интонациях собеседника, а особенно собеседниц проскальзывало снисходительное отношение и даже злорадство – мол, вековать тебе, голубушка, одной, с твоими-то запросами. Приятельницы, делясь подробностями семейной жизни, взирали на незамужнюю подругу с оттенком превосходства, дескать, что ты знаешь о настоящей жизни?

На женщин подспудно давило и сознание, что нужно вовремя заводить детей. Гинекологи стращали нас, что в 25 лет роженица уже считается старородящей.

Ну и что? Не обращайте внимания на злословие! Но и не действуйте по принципу «зелен виноград». Это производит болезненное впечатление на окружающих. В том, что хочется замуж, нет ничего постыдного или противоестественного – иногда и такие простые вещи женщинам надо втолковывать. Но если женщине стыдно из-за того, что она одна, если она переживает из-за неустроенной личной жизни, то порой бывает склонна скрывать свои переживания...

Вы нужны Божьему миру такая, какая вы есть!

Оторвитесь от переживаний и обратите внимание: вокруг вас – Божий мир! Он очень разный.

Он святой и грешный. Он прекрасный и отвратительный. Он счастливый и печальный. А вы – его часть.

И вы ему непременно для чего-то нужны такой, какая вы есть. Недаром Господь вызвал вас из небытия. Подумайте, зачем вы нужны миру, не бойтесь искать, этот интереснейший поиск избавит вас от уныния и иллюзии одиночества.

Мужчин не привлекают вечно унылые, безрадостные женщины, в плохом настроении

«Всегда радуйтесь!» – наставлял христиан апостол. Правда, при этом прибавлял: «Непрестанно молитесь». По многим толкованиям, непрестанная молитва – это постоянное памятование о Боге. А когда человек помнит о Боге, в его сердце загорается надежда. Если же вы постоянно грустны, скучны и сами записали себя в неудачники, надежда меркнет, и смысл жизни искажается. Полюбуйтесь, как выглядят пессимисты со стороны.

В будущее они смотрят без надежды. Это люди с постоянно пониженным настроением. Они все воспринимают в мрачных, серых тонах и не ждут от будущего ничего хорошего, постоянно обдумывают свои прошлые ошибки, как правило, незначительные, но ими преувеличенные, склонны к угрызениям совести по любому пустяку. В общении они сдержанны и немногословны. Это прирожденные пессимисты с заниженной самооценкой, они склонны к самообвинению и самоуничижению при ничтожном поводе.

Таким женщинам очень сложно строить отношения с мужчинами. Мужчин не привлекают вечно унылые, безрадостные женщины, которые всегда в плохом настроении, тем более, если для печали нет никаких оснований, и это лишь черта характера.

Если вы узнали себя в этом портрете, что делать?

ГРУСТНАЯ картина, не правда ли? А если вы узнали себя в этом портрете, что делать? Мы имеем идеал, к которому надо стремиться. Но смешно было бы начать подражать какой-либо известной личности, теряя свою индивидуальность и обезличивая себя.

Наш идеал не человек, а Богочеловек. Именно стремление подражать Христу обладает чудесным свойством: с искренним приближением к Нему человек не обезличивается, но, освобождаясь от наносного и ненужного в своем характере, познает себя как создание Божие. Для окружающих в этом человеке проявляется все лучшее, люди начинают тянуться к христианину. При этом человек начинает видеть свои грехи, но ощущение собственной грешности не бросает христианина в пропасть отчаяния, напротив, рождает стремление искоренять пороки в себе и мудрость не осуждать их в других.

Увы, так не всегда получается, хотя должно быть именно так. Но если вы подвержены печали, унынию и неуверенности, отнеситесь к этим малоприятным качествам вашего характера как к злейшим врагам и начните с ними беспощадную войну.

Это одно из важнейших умений – умение искренне улыбаться людям.

Сейчас, когда так много негатива наваливается на нас отовсюду и мощнейшим прессом давит на психику, улыбаться – просто наша обязанность. Заставляя себя улыбаться, вы уже не сможете огрызнуться на того, кто толкнул вас в автобусе. У вас и тон изменится. Улыбка поможет успокоиться в любой ситуации, грозящей нервотрепкой, спокойствие поможет внимательней и сердечней отнестись к человеку. Со временем внимание и сердечность станет доброй привычкой. Изменится и отношение окружающих к вам.

Вспомним самых известных русских святых XIX–ХХ веков. Во времена, когда уже ощущалось приближение великих несчастий, святые, служившие Богу, одним своим видом вселяли в людей надежду и радость.

Вспомним батюшку Серафима Саровского с его знаменитым на всю Россию приветствием: «Радость моя!» Однажды один монах Саровского монастыря впал в глубокое уныние и просил другого монаха прогуляться с ним, чтобы хоть как-то развеяться. По пути иноки встретили батюшку Серафима. Святой старец прозрел, какое мучительное чувство точит душу бедного монаха и воскликнул: «Радость моя, нет нам дороги унывать!» От слов старца Серафима, от одного его вида, источающего радость и любовь, унывающий монах взбодрился, и печаль оставила его.

Все, что делается, - к лучшему

НЕСЧАСТЬЯ могут содержать в себе скрытое счастье. Ведь недаром говорят, что все, что делается, - к лучшему. Что настоящее и будущее часто соотносятся, как фотография и ее негатив. И то, что сейчас, в настоящем, на негативе отобразилось как черное, на фотографии будет выглядеть как белое. Ищите преимущества вашего положения, и вы обязательно найдете их!..

Твое счастье зависит только от тебя. Потому что оно внутри тебя. И нет его ни под столом, ни под стулом. Если ты будешь ждать, что кто-то составит твое счастье, то рискуешь прождать всю жизнь.

Никто ничего не может сделать за тебя в практике духовной работы. Либо ты учишься нести ответственность за свою жизнь и топаешь в правильном направлении прямиком к счастью, т. е. гармонии души, либо у тебя все время кто-то виноват в том, что тебе плохо.

В оформлении статьи использованы фотографии, вошедшие в