План улучшения жизни на год. Как улучшить свою жизнь? Постановка целей и их достижение

20-часовая стыковка в аэропорте Хитроу обернулась задержанием

Жительницу Татарстана Радмилу Хакову можно назвать как угодно, но точно не преступницей, однако она оказалась в тюрьме для мигрантов в Лондоне. В республике она известна по работе над проектом Год парков и скверов вместе с помощницей Президента РТ Наталией Фишман. Также она написала книгу «147 свиданий» и объединила татарских дизайнеров в сообщество RUKAMI. Корреспондент ИА «Татар-информ» разбирался, почему известную татарку задержали в аэропорту Хитроу.

Хакова сама бросила клич о помощи на своей странице в Facebook, где подробно расписала ситуацию с задержанием - почти на 6 тысяч знаков. Начало у поста драматичное: «Не думала я, что окажусь в тюрьме, когда летела с пересадкой через Лондон на свадьбу друзей во Францию на выходные».

Как нам рассказала Радмила, много лет подряд она проводит зимние каникулы в Азии. В субботу, 10 февраля, она полетела из Таиланда на выходные в Марсель, на свадьбу друзей. И туда и обратно ей предстояли пересадки в Сингапуре и Лондоне.

«По пути туда проблем не возникло: я просто пересела на нужный мне рейс. Но на обратному пути пересадка в Хитроу была длинной - 20 часов, и это перед 12-часовым перелетом Лондон - Сингапур. В Лондон я прилетела вечером, то есть предстояла ночь в аэропорту», - объяснила Хакова корреспонденту ИА «Татар-информ».

Путешественница заранее уточнила, что может находиться в транзитной зоне без визы, при условии что рейс не позже полуночи следующего дня. При этом друзья Хаковой рассказывали, что пограничник может сам принять решение о том, выпустить ли человека в город во время пересадки. Это же подтверждают комментаторы ее поста.

Пограничники несколько раз спросили: "Что это такое - Татарстан?"

Она считает, что случившееся «произошло на почве расизма и под влиянием классовой ненависти». Проблемы начались, когда Хакова сама подошла к сотрудникам паспортного контроля и рассказала о своей ситуации: пересадка 20 часов, потом длинный перелет. Она показала посадочный талон на следующий рейс и спросила, может ли выйти переночевать в отель в городе или в отель в аэропорту.

«Я татарка, это видно по моему лицу. Но выглядеть как мусульманка (как и быть ею, если бы я вдруг была) - не преступление», - пишет она у себя в Facebook.

К посту Хакова приложила свою фотографию, где она одета так же, как и в тот день в аэропорту Хитроу: черная и серая толстовки, широкие джинсы друга, кроссовки, очки. Из багажа - только один рюкзак Visit Tatarstan.


«Моя ручная кладь была упакована в рюкзак, на котором написано "Приезжайте в Татарстан" (красивый патриотичный рюкзак) и о котором меня несколько раз спросили: "Что это такое - Татарстан?" И я несколько раз ответила», - пишет Хакова.

«Меня вывела из транзитной зоны сотрудница пограничной службы, она сказала: «Мы решаем ваш вопрос. Следуйте за мной». Этой фразой, по словам Хаковой, ее и ввели.

«Я последовала за ней (вот это было уже преступление) и попала в тюрьму для мигрантов, откуда была конвоирована как преступник - но по своим же билетам с удержанием моего паспорта до конечной точки с соответствующим штампом», - пересказала Хакова произошедшее в своем посте.

Возможно, причиной такого поведения сотрудников пограничной службы стало то, что Хакова сказала, что не была ранее в Лондоне, хотя совершала пересадку в Хитроу по пути во Францию. Спустя минуту путешественница отметила, что оговорилась. После этого путешественницу увезли в тюрьму для мигрантов.

«Я провела там [ в тюрьме для мигрантов ] ночь и половину дня. В середине следующего дня меня забрали офицеры сопровождения и привезли в аэропорт, но документы мне не отдали, и я сидела с полицейским в отдельной комнате», - объяснила нам путешественница.

«Мне периодически выдавали вещи, например в Сингапуре я попросила их, чтобы переодеться, и мне выдали мое платье и обувь. Кстати, у них очень резко изменилось отношение ко мне после того, как я переоделась. Они стали иначе на меня смотреть. Я думаю, мой дорожный вид не давал им никак меня идентифицировать: одна, без багажа, без ноутбука, из Татарстана, с надписью про Татарстан на рюкзаке, толстовка - джинсы - пуховик - так мог быть одет кто угодно», - считает Радмила.

О событиях тех дней ей всегда будет напоминать соответствующий штамп в паспорте.

Произошедшее на пограничной службе выглядит как ловушка

Хакова активно рассказывает об инциденте в Хитроу и дает интервью федеральным СМИ. Она не собирается замалчивать ситуацию и довольствоваться тем, что теперь она на свободе. Кстати, на пост Хаковой в Facebook уже отреагировали в российском МИДе.

«Вы можете сказать "хорошо, что ты теперь на свободе" или "отлично, что все кончилось", но это не так: в моем паспорте стоит штамп. Я хочу знать причину, по которой я провела это время в тюрьме и была депортирована как преступник, а так же устранить возможные последствия этого - как сложности с пересечениями границ в дальнейшем (предвзятое отношение ко мне из-за этого инцидента)», - пишет Хакова.

Путешественница хочет, чтобы пограничная служба аэропорту Хитроу принесла извинения за то, что их сотрудники спровоцировали задержание.

«Я думаю, что в основе этой неприятной ошибки расизм и классовая ненависть (я не выглядела, как они, и, к сожалению, не говорила на английском так же хорошо, как они, на мне не было никаких "опознавательных" для них признаков принадлежности к "их классу"), а также чувство абсолютной власти и безнаказанности, своего "высшего" положения сотрудниками границы аэропорта Хитроу», - уверена Хакова.


Она обратилась за помощью в Британский Совет, посольство России в Великобритании и посольство Великобритании в России.

«Я также напишу мэру Лондона, дам интервью всем изданиям, которые этого захотят, и потрачу столько денег, сколько будет нужно, чтобы довести это дело до справедливости, ведь у девушки из Татарстана в спортивной одежде - сюрприз - есть и деньги на юриста, и чувство справедливости», - заключила Хакова в Facebook.

Юристы уже приступили к работе, сказала нам путешественница.

«Мне было ужасно некомфортно, и остался очень неприятный осадок. Я хочу понимать, за что меня депортировали, почему задерживали, справедливо ли это было и какие у этого будут последствия», - отметила она.

Хакова также сказала, что заочно хорошо относится к Лондону, там живут ее друзья.

«Но то, что со мной произошло на пограничной службе, это выглядит несправедливо и даже как ловушка - меня сначала вывели из транзитной зоны, потом сказали мне, что я не имею права там находиться. Я могла бы вернуться в транзитную зону и подождать там, но выбора мне не предоставили», - заметила она.

Инцидент с жительницей Татарстана дошел до МИДа РФ

Ситуация с задержанной россиянкой в лондонском аэропорту дошла до официального представителя МИД России Марии Захаровой. Она сделала репост записи Хаковой и обратилась к министру иностранных дел Великобритании Борису Джонсону с просьбой уделить внимание случившемуся.

«Российское посольство в Лондоне, конечно, этим случаем займется. Но хотелось бы, чтобы и британские коллеги как в Москве, так по месту основной дислокации прокомментировали эту историю. Может, и Борис Джонсон обратит внимание. Ведь речь может идти о дискриминации по национальному признаку!» - прокомментировала Захарова пост Хаковой на своей странице в Facebook.

Представитель МИД России также хочет, чтобы на эту ситуацию обратила внимание BBC, включая ее русскоязычную службу.


Справка:

Радмила Хакова в 2005 году окончила факультет журналистики Набережночелнинского филиала КГУ. Работала журналистом, продюсировала проект «Сноб», вела социальные сети культурных событий и проектов. Прожила 3 года в Санкт-Петербурге и 7 лет в Москве.

В июле 2015 года вернулась в Татарстан и стала коммуникатором в программе Года парков и скверов, работала с помощником Президента РТ Наталией Фишман.

В 2016 году Хакова основала интернет-магазин и сообщество татарских дизайнеров Rukami, которые экспериментировали с темой татарской национальной идентичности.

В конце прошлого года вышла первая книга Радмилы Хаковой - о том, как меняются отношения в новом мире. Она ходила на свидания в 10 странах мира и писала об этом. Итоги своих исследований Радмила публиковала в Telegram-канале и в книге «147 свиданий» .

Также Радмила Хакова известна своей работой в качестве продюсера сайта «Сноб» и digital-директора самого большого арт-парка в Европе «Никола-Ленивец».


Обсудить ()

Писательница Радмила Хакова поставила над собой эксперимент и весь год ходила на свидания в разных городах и странах. План был такой: три свидания в неделю, каждый месяц - меняет страну. Так она искала своего человека, разбираясь по пути, как меняются отношения в современном мире - как люди теперь ищут и находят друг друга, да и нужно ли вообще искать себе пару, ведь мир так изменился.

Всем, что с ней происходило, Радмила делилась с читателями в Telegram-канале. Каждую неделю она отправляла тайное личное письмо тем, кто следил за ее историей. «147 свиданий» - собрание смешных и грустных историй, которые к последней главе складываются в единую картину.

Два года назад Радмила, раньше работавшая журналистом и пиарщиком, уехала работать в Берлин в международное издательство splash. Она сложно переживала развод, сомневалась, что в современном мире можно найти своего человека и создать крепкую семью и решила исследовать изменения в области отношений. Радмила говорила об этом с людьми со всего мира: Берлин, Стамбул, Киев, Москва, Париж, Сингапур, Тбилиси, Казань, Иннополис, Камчатка. Формат свиданий оказался подходящим для коротких авторских зарисовок и постов в Telegram-канале (иногда она писала в канал прямо со встречи).

Радмила тестировала все современные приложения для знакомств и даже летала на свидание с создателем одного из них. Шед Симов, автор приложения Shinder, пригласил ее на свидание в Мюнхен, и за онлайн трансляцией их встречи следили зрители со всего мира. Занимательная математика отношений получила положительный отклик у читателей - Радмилу поддержали сначала ее коллеги и друзья, а потом и незнакомые люди из разных стран. Автору пришлось столкнуться с осуждением ее поведения и даже троллингом в соцсетях.

Книга Радмилы Хаковой созвучна поэтическому сборнику Рупи Каур, которая также откровенно и четко до рези в глазах пишет об отношениях между мужчиной и женщиной и, главное, об отношении женщины к самой себе. Даже минималистичные черно-белые иллюстрации чем-то напоминают зарисовки на полях Рупи, а проза Радмилы часто звучит поэтично:

«- ЭЙ! Ты не в кино, чтобы смотреть на жизнь со стороны. Понимаешь? Это не зрительный зал. Ты не в кино, ТЫ - КИНО».

Книга «147 свиданий» дает надежду каждому, кто разочарован в отношениях или получил сложный опыт. Она так же по-разному читается людьми, которые в отношениях прямо сейчас, и теми, кто в поиске, и теми, кто считает, что отношения ему не нужны. Радмила пишет, что одиночество - это не навсегда. Как исследователь, она доказывает свою теорию и останавливается на 117-м свидании. Она же и отвечает на главный вопрос. Как понять, что именно этот человек - твой?

«Ответ простой: - У тебя не будет сомнений».

Вот далеко не полный список героев книги. Цель Радмилы - найти любовь и попытаться разобраться в том, как меняются человеческие отношения в современном мире. Редактор «Инде» Лена Чеснокова поговорила с ней об идеальной семье, популярности, умении хранить секреты и влиянии татарской идентичности на отношение к сексу.

Радмила Хакова родилась в Набережных Челнах, окончила журфак КГУ и переехала в Москву. Была продюсером в «Снобе», занималась спецпроектами в ИД «Собака», развивала социальные сети в арт-парке «Никола-Ленивец». В 2015-м вернулась в Татарстан и год работала в команде Наталии Фишман, помощницы президента республики. После открыла . Несколько месяцев назад проект был приостановлен; этим летом Радмила планирует его перезапустить.

Но их правда будет 147? И ты действительно считаешь?

Сначала считала, но в какой-то момент стала нумеровать хаотично. Было интересно посмотреть, заметят ли читатели, если я перескочу с 28-го сразу на 63-е. К моему удивлению, люди отреагировали бурно - типа «эй, а где еще 35 свиданий?». Я ответила, что они будут в книге. Конструкция онлайн-книги интерактивная. В ней будут скриншоты переписок, ссылки на профили, сопоставление реальных фотографий мужчин, с которыми я ходила на свидания, и тех иллюстраций, которые я выбирала для глав о них. Пока реальные фотографии я публикую только в закрытом телеграм-канале - ссылку на него получают те, кто оформил предзаказ на книгу.

Ты пишешь книгу на платформе электронного издательства Splash (руководитель Splash, журналист и основатель ИД «Коммерсант» Владимир Яковлев называет ресурс «платформой монетизации авторских тематических проектов»; сейчас, помимо «147 свиданий», издательство готовит к выпуску еще четыре электронные книги. - Прим. «Инде» ). Ты сама выбрала тему отношений или тебе предложили это в издательстве?

Ни один из авторов платформы не выполняет редакционных заданий. Если у тебя есть интерес и ты все успеваешь, можно даже вести две темы одновременно, но проживать сразу две книги сложно. Каждый автор следит за трендами в своей области: что случилось с этим на Западе, что в России, как это было устроено на протяжении истории, как меняется отношение людей к этому. Мне кажется важным, что люди, которые сейчас пишут книги для Splash, изначально не эксперты в том, о чем говорят. Мы все в пути, у нас пока нет ответов. Когда меня спрашивают, знаю ли я, чем закончится моя книга, я отвечаю: понятия не имею. Потому что я живу ее прямо сейчас - сюжет может разрешиться через год, десять лет или на следующей неделе. Правда, дописать «147 свиданий» я в любом случае планирую этим летом.

Мы не даем интервью про платформу. Все вопросы, которые касаются «Сплеша» как проекта, можно задать на сайте. Такая позиция издательства.

Ты уже упомянула про закрытый телеграм-канал. Понятно, почему новые главы можно читать только после предзаказа, но зачем скрывать процесс написания книги? Это ведь стимулирует интерес аудитории.

К этому решению я пришла не сразу и периодически меняю его (после публикации интервью телеграм-канал будет открыт еще три дня). В какой-то момент поток негатива, осуждения и троллинга стал слишком плотным, и это начало сказываться не только на мне. Когда я только начинала писать книгу, встречалась в основном с европейцами. Я понимала, что они, скорее всего, никогда не прочитают мой текст и комменты к нему - просто потому что не знают русского языка. Так было до первого парня, который использовал онлайн-переводчик. А потом я начала ходить на свидания с русскоязычными мужчинами тоже, и стало окончательно понятно, что я не смогу защитить от навязчивого внимания людей, которые не выбирали попадать в мою книгу. Из-за всего этого совсем личные вещи я стала убирать в закрытый телеграм-канал. Мне нравится, что в «Телеграме» всего два способа обратной связи: продолжать читать или отписаться. Ну и, конечно, личные тексты могут читать те, кто уже купил книгу. Стоит она четыре евро - это небольшая сумма, формальность, за эти деньги можно купить разве что чашку кофе, но это отличный фильтр для хейтеров. Человеку, который хочет ругать, ненавидеть и учить меня жить, будет просто лень вводить номер карты.

Были случаи, когда мужчине, с которым ты ходила на свидание, писали что-то неприятное?

Было немного иначе. В самом начале проекта я шла с кем-то на свидание и думала: это Том, Тома никто не знает, поэтому про Тома можно рассказывать все. Но однажды Том прогнал мои посты через переводчик и сказал: «Радмила, я доверил тебе очень личную вещь и не хочу, чтобы она была опубликована». Я ответила: «Ты имеешь на это право. Но то, что ты рассказал, ценно для многих людей - как история. Можно я это оставлю, пожалуйста? Если хочешь, я изменю имя». Том согласился, а я поняла, что теперь это касается не только меня.

«Есть темы, которые я фильтрую, - например секс. Я всегда помню, откуда я и кто я»

Еще в начале я пыталась дистанцироваться от того персонажа, о котором пишу, - это была я, но в то же время как бы не я, а лирический герой. Так же я поступала с другими участниками книги. Но в сегодняшнем мире сложно опираться на неправдивую конструкцию: аудитория остро чувствует любую попытку докрутить реальность. Ты либо пишешь сказку, либо рассказываешь как есть. И когда ты не Пелевин, которого давно никто в глаза не видел, а Радмила, к которой незнакомые люди в Казани подходят в кафе, здороваются и говорят, что читали про измены, ты не можешь выдавать сказку за правду. Так что через месяц после начала проекта я во всех профайлах (в Tinder тоже) отметила, что пишу книгу. И каждый раз, когда я встречаюсь с человеком и чувствую, что сейчас происходит какая-то история, я предупреждаю его, что хочу это записать. Я всегда предлагаю изменить имя, но никогда не говорю: «Если ты не хочешь, я не буду об этом рассказывать». Потому что все, что я слышу, вижу и чувствую, принадлежит мне. Если, конечно, меня не предупредят, что это большой секрет. Пока имя просил поменять только один человек. Он чиновник.

Давай еще раз проясним: твоя книга документальна? Насколько?

На 98 процентов. Причем остальные два - скорее умолчание, чем искажение. Есть темы, которые я фильтрую, - например секс. Я всегда помню, откуда я и кто я. Где бы я ни жила, я - татарка, и для меня это важно, это как внутренняя несущая конструкция. Возможно, если бы у меня не было татарской - национальной и семейственной - привязки, я бы писала на некоторые темы свободнее. Иногда о сексе все равно заходит речь, как, например, в посте про купание голышом или про мужчину, который старше меня на 20 с лишним лет .Это всегда вызывает бурную реакцию. Особенно много критики я получала в первый месяц публикаций - и это в основном были сообщения из Татарстана. Мне писали: бросай это, возвращайся домой, татарка не должна себя так вести.

Тебя сковывает твоя идентичность?

Я думаю, меня сковывает возможная реакция небезразличных мне людей. Когда я узнаю, условно, что к моим родителям на лестничной клетке подходят соседи и задают вопросы обо мне, я понимаю, что хотела бы оградить от такого внимания людей, которые любят меня и доверяют мне жить мою жизнь так, как я решу.

Соседи правда подходят?

Да. Недавно мама посмотрела интервью с мамой Сергея Шнурова и решила вести себя в таких ситуациях как она. Телевизионщики поймали ее у подъезда, хотели застать врасплох, а она им сказала: «Знаете, он у меня очень хороший сын. Заботливый, внимательный. Любит нас, мы его тоже. А то, что матом ругается, - так это работа у него такая, образ такой, ничего не поделаешь». Кроме того, моя мама - учитель русского и литературы, и она понимает, что я занимаюсь текстами. До того как начать писать книгу, я поговорила с родителями, и мы обсудили, что не все истории в ней будут про меня. Это отличный люфт: если родители захотят отстраниться от какой-то истории, они могут просто решить, что это не Радмила.

Как тебе кажется, то, что ты делаешь, - это литература? Формат интерактивной книги наталкивает на ассоциации с блогами времен расцвета ЖЖ. Что-то типа историй Славы Сэ , только от лица женщины.

Может быть - я не читала. Не могу сказать, литература это или нет, - пусть это решают литературные критики. Думаю, то, что делаю я, делают миллионы людей. Я бы даже сказала, что людей, которые не делают того, что делаю я, крайне мало, так что вряд ли я что-то изобрела. Довольна ли я своими текстами? Не совсем. Хотела бы я уделять им больше времени? Да. И я на пути к тому, чтобы отказаться от других своих дел и оставить только одно - писать. Я очень хочу расти в этом.

При этом я осознаю, что у темы, на которую я пишу, особый флер. Люди думают: книга про отношения - значит, что-то несерьезное, розовые сопли. Но я этого стереотипа не боюсь. Ты можешь строить двигатели для космических ракет, но ты все равно кого-то любишь, мечтаешь о ком-то, хочешь кого-то, спишь с кем-то, рожаешь или, надеюсь, когда-нибудь родишь кому-то детей. Что бы ты ни делал, ты живой, и эта тема однажды тебя накроет. Как сейчас накрыла меня.

Какая у тебя любимая книга?

В разное время было по-разному. В школе точно «Герой нашего времени», «Преступление и наказание», в университете - зарубежная литература, весь Ремарк, весь Бальзак (думаю, влюблялась я скорее в героев, чем в текст, в язык). Потом уже - «Метель» Сорокина как фантастическое переживание, «Чемодан» Довлатова, который так легко написан о сложном. Сейчас я как раз готовлю книжную полку для «Букмейта» - кажется, среди моих любимых книг почти нет любовных романов. На столе у меня Басё и Исса, а из поэтов-современников я люблю Воденникова, Родионова и Логвинову. Отдельное место - тексты песен СБПЧ (я считаю их поэзией). Возвращаясь к прозе - люблю всего Вырыпаева, которого удалось прочитать или услышать.

С кем из ныне живущих писателей тебе бы хотелось выпить?

С ним же - с Иваном Вырыпаевым. Потому что вся «Практика» - это гениально и больно и написано для меня. Я бы даже молча с ним выпила, потому что не знаю, что я могу ему сказать, кроме «спасибо». И с Татьяной Никитичной, наверное. После того как открылась школа «Хороший текст», я постоянно думаю о том, чтобы поехать поучиться. Наверное, скоро так и сделаю.

Ты сказала, что для тебя важна татарская идентичность и что она влияет на то, что и как ты пишешь. А как она проявляется в отношениях?

У меня в голове есть модель идеальных отношений, которая связана с опытом моей семьи. Мои родители познакомились в школе и поженились, когда маме исполнилось 18. Они всю жизнь вместе, их всегда двое, они до сих пор обнимаются на балконе, когда думают, что их никто не видит. Я хотела бы повторить их опыт, но это уже не вышло, я в этом смысле получилась какая-то другая. Однажды аналитик Splash Машенька (вообще-то она анализирует трафик, но попутно анализирует все подряд) сказала, что я будто уже откололась от традиционного строя, но пока не прикололась к свободному, европейскому. И это правда так: я уже знаю другую свободу, но пока не могу ею пользоваться.

Что такое «другая свобода»?

Это свобода быть другим и быть принятым или не зависеть от того, принят ты или нет. Никогда не жениться или жениться много раз, рожать детей от кого хочется и не думать о том, кто что об этом скажет. Не упираться в гендерные стереотипы, а позволять себе и партнеру распределять ответственность за то, что вы делаете, так, как вам это комфортно (в Татарстане как будто не стоит вопрос, кто зарабатывает деньги и делает карьеру, а кто занимается домом и сидит с ребенком, но на самом деле он есть). Относиться иначе к свободе другого - у меня, например, не получилось полиаморных отношений, хотя я пыталась.

Мир очень быстро меняется, он уже изменился. Еще недавно иметь детей в гей-браках казалось невозможным, как и в принципе заключать гей-браки, теперь у нас есть такие друзья. Тут вопрос «Замуж-то не вышла еще?» пока считается нормальным, но на Западе это уже неэтичное нарушение личных границ. Когда-то наши родители были против того, чтобы жить вместе до свадьбы, теперь они за (потому что «вы ведь совсем не знаете друг друга»). Раньше развод считался провалом, а теперь среди нас и наших друзей есть «большие семьи», в которых люди, имея общих детей, расстались, сохранили (или восстановили) уважительные отношения, создали новые союзы, родили новых детей с другими партнерами и все эти дети вместе празднуют Новый год у одной общей бабушки в Богатых Сабах. Стало возможно ЭКО - легально купить себе искусственное оплодотворение от незнакомого вам анонимного донора, выбрав его по цвету глаз и волос, можно не только в США, но и в России. Люди из нашей страны, а не только тайцы, на которых мы, как дикари, ходим во время отпусков смотреть за деньги, делают операции по смене пола. Как бы мы в Татарстане ни защищали свою традиционность и семейственность, мы не можем делать вид, что этих перемен в мире не существует.

«Люди думают: книга про отношения - значит, что-то несерьезное, розовые сопли»

Я много путешествую и чаще всего живу в столицах, где жизнь и отношения, как правило, отличаются от всей остальной страны. В Израиле, например, в Tinder часто спрашивают: «Ты еврейка?» или даже «Твоя мама еврейка?», но Тель-Авив не нуждается в приложениях вообще - просто выйди из дома, и с тобой сразу познакомится кто-нибудь. Там люди могут сначала стать любовниками, а потом, если все совпало, решат, что можно и поговорить. В Тбилиси с тобой тоже будут знакомиться на улице, а в остальной Грузии - нет, как и в Берлине или в Париже, где это могут счесть домогательством.

В Индии чем белее твоя кожа и чем ты полнее, тем ты более привлекательна для местных (бедная местная девушка ест плохо и работает на солнце - она худая и загорелая, как московские модницы). Тут же распространен гомосексуализм, а мужчины - причем гетеросексуальные тоже - могут держаться на людях за руки или обниматься, потому что к девушке до свадьбы прикасаться нельзя, а прикасаться к кому-то хочется. В Таиланде любой местный мечтает иметь роман с девушкой европейской внешности, но он слишком женат для этого и слишком занят зарабатыванием денег для своей большой семьи, которую создал очень рано. При этом тут совсем другое отношение к телу, к сексу - менее серьезное. Люди считают интимную близость просто еще одним способом наслаждаться возможностями своего тела. Я в этом смысле устроена консервативно: я считаю секс продолжением другого уровня близости. Не потому, что у меня никогда не было по-другому, а потому, что у меня было по-другому и я знаю, что это мне не подходит.

С другой стороны, меня совершенно не умиляют знакомые девушки, которые говорят: «я не пойду на вечеринку, потому что муж меня не пустил» или: «надо протереть пыль и приготовить ужин, иначе муж будет ругаться». Когда два года назад я вернулась в Татарстан из Москвы и на первом же свидании парень сказал мне: «Будет так, как я сказал, потому что я мужик», я хохотала. Я думала, что это шутка, что мы так играем, но, оказалось, он был серьезен. Я от такого отвыкла и уже вряд ли когда-нибудь промолчу просто потому, что передо мной мужчина. И я точно не буду терпеть ни в каких отношениях просто потому, что я женщина. Есть компромиссы, внутренняя работа, подстройки, но я буду учиться договариваться только с тем человеком, с которым мне будет лучше, чем без него. И который будет чувствовать то же самое по отношению ко мне.

Как тебе кажется, в какой точке Земли вероятность встретить такого человека для тебя выше всего?

Я не думаю, что это вопрос географии. Я писала про историю, которую рассказали 80-летние старики. Женщина гадала на Крещение, нужно было выйти на улицу и спросить первого встречного, как его зовут, - якобы так можно узнать имя будущего мужа. Ночь, буран, деревня. Она стояла 15 минут и встретила одного-единственного человека. Его звали Владимир. Через два года в городе на танцплощадке ее пригласил танцевать парень по имени Владимир. Это был тот же самый Владимир, и они прожили вместе всю жизнь. Ты можешь встретить того самого человека где угодно - такие вещи невозможно предугадать.

Просто ты как-то написала, что в Татарстане тебе делать нечего, потому что тут все переженились в 20 лет.

Это правда. Сейчас на весь Татарстан я знаю троих людей, с которыми мне хотелось бы проводить больше времени. При этом двое женаты (и это для меня табу), а третья - девушка, и я понимаю, что она просто испугается (потому что для нее это табу). Думаю, если бы мы с ней встретились в Берлине, все могло бы сложиться иначе.

Когда полиамория, свободные отношения и однополые браки закрепятся в Татарстане?

Я знаю, что в Татарстане есть и геи, и полиаморы, и люди в свободных отношениях. И их немало, просто это очень табуированная тема. Многие мужчины в Татарстане изменяют своим женам - больше всего отзывов за историю написания книги я получила после публикации поста «Мудрость как ************» - около 70 писем, причем большая часть из республики, - и главы про измены. Неделю назад мне анонимно написали: «Радмила, я знаю людей, с которыми ты дружишь, с другой стороны. Ты общаешься с их женами, а я дружу с их любовницами». Это действительно параллельные миры, которые пересекаются где-нибудь в «Лучано» или «Марусовке», причем один из троих обычно не знает, что это пересечение. Я не могу никого судить - я не жена и не любовница, я просто смотрю и записываю. Конечно, есть примеры открытых отношений, в которых жена все знает. Она выполняет социальную функцию - ведет дом, принимает гостей, организует досуг, воспитывает детей, присутствует на корпоративах и семейных торжествах коллег. И я не умаляю ее достоинства, если это ее выбор и если она чувствует себя комфортно и безопасно в этом.

Почти год журналист Радмила Хакова ходила на три свидания в неделю в разных странах и писала книгу . Каждый месяц она переезжала в новый город и успела повстречаться со 117 людьми (планировалось 147, но не понадобилось, однако в названии проекта сохранилась старая цифра) в возрасте от 18 до 71 года. Среди них были и перегонщик лодок, и инвестиционный банкир, и девушки, и пары, и геи.

Обо всем, что с ней происходило, читатели знали из ее . А по вторникам тем, кто уже оформил еще неизданной книги, приходила новая глава. Этих тайных личных писем ждали 3 тысячи человек, а всего в соцсетях за проектом следило 20 тысяч читателей.

Радмиле 33, она – писатель и журналист. Весь последний год она изучала тему отношений - на практике. Для своего проекта она выбрала открытый формат: не просто искать своего идеального партнера («match»), а делиться результатами онлайн, изнутри процесса (иногда - прямо со свиданий).

Итог: книга дописана, любовь найдена.

Мы поговорили с Радмилой о том, как она строила отношения в Тель-Авиве, Берлине и Казани, чего ожидать от свиданий с британцами, грузинами и мужчинами других национальностей. А еще — о том, что в Израиле и Таиланде к сексу относятся проще, чем в России, а языковой барьер на самом деле только помогает лучше понять друг друга.

Фото Алины Шамаловой

— Радмила, ты решила сделать поиск пары медиа-проектом. Каждую неделю ты отправляла письма с рассказами о новых встречах, в телеграм-канале, делилась фотографиями и впечатлениями. Как ты выбрала того самого человека?

— Я начала писать книгу «147 свиданий» год назад - мне хотелось разобраться, как изменились отношения в новом мире. При том, что мы стали свободными и можем искать друг друга в интернете, летать в разные страны, быть любыми, выбирать себе пару без ограничений по национальности, возрасту, полу, религии, интересам, образу жизни - люди как будто стали ещё более одинокими. Как меняется matching, что такое сегодня «вторая половинка», как выглядит новая семья? Я зарегистрировалась в приложениях для знакомств и пошла на свидания. На 117-м свидании я нашла человека, которого искала. Сейчас мы готовимся к длинному путешествию. Мой партнер из России (я никому не говорила об этом раньше), но у нас есть намерение поездить по миру вместе и выбрать город, в котором мы будем жить. Начнем с Берлина - потому, что это мой любимый европейский город, а дальше будет видно. Работа позволяет нам обоим быть не привязанными к месту.

Про языковой барьер

— В ходе поисков любви ты встречалась в том числе с иностранцами, от Сингапура до Парижа, с афроамериканцем и израильтянином, с британцем и французом. Расскажи, были ли у тебя трудности во взаимопонимании?

— Несколько лет назад на Сицилии я познакомилась с каталонцем Тони, и он стал ухаживать за мной. У меня средний английский, и мы всегда прислушивались друг к другу, чтобы понимать собеседника правильно. Я спросила Тони, не проще ли ему найти девушку, с которой он сможет говорить на одном языке. Он ответил: «Когда двое говорят на одном языке, они уверены, что понимают друг друга, но это не всегда так, а когда на разных - они стараются понять друг друга, они более внимательны к словам».

Мне очень понравилась эта идея - с иностранцами нам приходится быть особенно внимательными к тому, что мы говорим и что говорят нам. Конечно, есть нюансы - например, я не всегда могу классно пошутить на английском, но я учусь.

Из книги:

Принц пишет в WhatsApp: я ожидаю возле Rocco Restaurant & Bar в чёрном пальто, у меня 3% зарядки. Я пишу одному человеку: я скоро вернусь. И другому: мне нужно время. Я встаю с дивана. Я завязываю шарф, чтобы не было видно как веточка хлопка торчит из ключицы. Я застегиваю пальто, чтобы не было слышно из меня вчерашнюю музыку. Я стою у зеркала: на мне тряпочный мешок, тряпочные кроссовки, тряпка, и ещё мятая тряпка и ещё тёплая мятая тряпка сверху. Я ужасно довольна тем, что выгляжу будто на мне уже женились, и всегда собираюсь выглядеть так.

Принц пишет в WhatsApp: 1%. Я завязываю шнурки.

Я опоздала на 24 минуты, и телефон у него, конечно, сел. Сквозь стеклянную стену Rocco Restaurant & Bar я смотрю, и там за столиком сидит парень - мой новый парень другого цвета, и я вхожу. А он удивился так и так взволнованно, почти растерянно смотрел, будто два года назад я вышла ночью в пижаме нашу машину перепарковать, села в неё и уехала - и он меня не мог нигде отыскать, и вот теперь я вошла - вот так он смотрел, и так осторожно снимал с меня пальто за одни плечи, и так клал руку на стол открытой ладонью ко мне, но не очень близко, чтобы чувствовалось тепло, но не кожа, будто он боялся, что я могу снова уехать на два года. Он сказал официанту:

- Она пришла.

И мне:

- Я думал, что потерял тебя.

Про клише и гендерные предрассудки

— Как тебе кажется, с иностранцами труднее или проще строить отношения, чем с русскими?

— В целом, мне комфортнее с иностранцами, чем с мужчинами из России, потому что отношение к женщинам у них другое. Вообще некоторые люди только делают вид, что гендерных стереотипов для них не существует. На деле их не существует только в определенных, развитых кругах. В общей же массе между нашим и европейским взглядом на это - огромная пропасть.

Эту разницу я особенно сильно почувствовала, когда вернулась в Татарстан после семи лет жизни в Москве. Я познакомилась с парнем через приложение для знакомств Badoo. На свидании мне всё время казалось, что он шутит: «Нет, будет вот так, как я сказал. Потому что я - мужчина, а ты - женщина». Я хохотала, а потом поняла по его лицу, что он это серьезно. Несмотря на то, что я выросла в очень традиционной татарской семье, я знаю эту культуру, мне не подходит такой порядок. Я его принимаю для других (раз они его принимают), а для себя - нет. Мне важен психологический комфорт, безопасность, открытость к разнице во взглядах (часто это называют толерантностью). С европейцами в этом плане мне гораздо проще: ты можешь быть любым.

— Как отличается культура свиданий в разных городах?

— Больше всего меня удивил Тель-Авив, где я только один раз использовала приложение для знакомств. Достаточно просто выйти из дома, и все - ты сразу в среде, с тобой все разговаривают, хотят общаться. Если узнают, что ты одна, то или сами приглашают на свидание, или предлагают познакомить с братом или другом.

Я думаю, что это связано с местом. Фон, среда имеет гораздо большее значение, чем мы думаем. Среда влияет на тебя, хочешь ты этого или нет. Например, когда ты в Берлине, тебе кажется нормальным, что все разные, и ты любой. А когда ты в Казани, ты знаешь, что есть определенные правила, которые ты должен соблюдать. И если ты их не соблюдаешь, это вызов, и тебе придется за это отвечать.

В Берлине вместе живут люди всех национальностей, культур, взглядов. Он не похож на всю остальную упорядоченную Германию и наиболее приспособлен к тому, чтобы люди могли жить в нем в самых разных отношениях. Наверное, именно поэтому в Берлине у меня и были открытые отношения, когда мужчина встречался с другими девушками тоже, а я училась принимать это. Тут же, в Берлине у меня были осознанные временные отношения с эстонцем Лео, когда мы договорились, что это с нами - на месяц.

Из книги:

Он меня встретил и сразу обнял. Мы шагали вдоль Шпрее. Я спросила: «Ты почему один?» «Я, - говорит, - дурак. А ты почему одна?» – «Потому что ты дурак».

— Расскажи о том, как ты встречалась с британцами.

— У меня было свидание с Шедом из Лондона, который создал приложение «Шайндер» – как “Тиндер”, но из мужчин можно выбрать только его (даже жалко, что не я это придумала). Шед оказался ровно таким, каким я себе представляла классического британца. Он был одет с иголочки в костюм по фигуре, приехал с букетом цветов и подарком, по которому было видно, что он подготовлен лично для меня.

Он был очень внимателен, вежлив, учтив и вовлечен в беседу. Весь вечер он мне говорил комплименты. Мы прекрасно провели время, он отвез меня в отель, обнял, поблагодарил за прекрасный вечер и больше ни разу не перезвонил.


Шед из Лондона

— Почему?

— Потому что это был не «мэтч», мы не совпали. Это, однако, не помешало нам провести комфортный вечер, и именно он обеспечивал мой комфорт. Он хвалил мой английский, восхищался мной. Я никогда не была в Лондоне, мы встречались в Мюнхене, и возможно это мое клише, но я думаю, что британцы очень хорошо воспитаны, что они держат высокий уровень беседы с точки зрения атмосферы, этики, такта.

Конечно, такое сравнение стереотипно, но вот два случая с расставаниями. Я написала одинаковое сообщение с отказом арабу Йони и английскому еврею Тому, которые ухаживали за мной.

Йони ответил: «Будь ты проклята!»

Том сказал: «Я невероятно счастлив знать тебя и благодарен тебе за все дни, проведенные вместе. Я всегда буду твоим другом, и знай, что я готов общаться втроем, если ты встретишь открытого к этому человека. Так же знай, что ты можешь передумать и вернуться ко мне в любой момент».

Возможно, что это просто такая еврейская дипломатичность, когда ты сохраняешь отношения, заканчивая их. Но мне понравилось это, и мы, кстати, дружим.

Про семью и ожидания

— В итоге твой «match» оказался из России. Было ли у тебя изначально понимание, с представителем какой национальности ты окажешься в конце пути?

— Нет. Я понятия не имела, какой национальности и веры будет мой человек, возраста, роста, пола, а что если он девочка, или гей, или он женат (мы что тогда, втроем что ли будем), а вдруг он сильно старше меня или наоборот, моложе? Я однажды пошла на свидание с мусульманином потому, что я – татарка, и думала: где-то во мне наверняка есть глубинная предрасположенность быть в супертрадиционной семье. Йони как раз искал себе жену, которая будет ему готовить, рожать, содержать дом в чистоте. «Если у тебя останется время на образование, работу и друзей, я не против. Если нет, то извини», - говорил он.

Подход, конечно, своеобразный, но я все время чувствовала огромное давление. У меня плечи болели, мне физически хотелось выправиться, вырваться из этого состояния. Я решила прекратить общение и написала ему об этом. Он требовал, чтобы я сказала это ему в глаза. На отказ встретиться он ответил угрозами. В этот момент я поняла, что разница культур зашла слишком далеко.

— Не было страшно?

— Было. Вообще, страшно было каждый раз. Я сделала выводы, конечно. Мы познакомились на улице, и мне стоило попросить у него ссылку на профиль в фейсбуке. Вместе с утратой анонимности ты утрачиваешь право на ошибку. Ты уже не можешь просто так угрожать девушке, она всем об этом расскажет, и ты попадешь под суд. Другое дело, если ты просто склеил ее на набережной и создаешь для нее собственную реальность о себе.

Отрывок из книги:

“Йони сделал мне предложение сразу, на первом свидании. Он - боксер, сын богатых родителей (38 лет, хочет жениться второй раз). Он спрашивает: Ты хочешь выйти замуж, чтобы остаться в Израиле? Скажи мне правду - ты можешь мне доверять. Нет, я не говорю, что это твоя цель, конечно же, у тебя могут быть и другие цели, но ты ведь думала об этом, а? Я не то, чтобы недоверчив, но когда работаешь все время с людьми, которые хотят тебя обмануть, нужно чувствовать их, понимаешь, чувствовать. Ты как-то напряжена. Ты мне доверяешь? Ты в абсолютной безопасности. Тебе нечего бояться, когда ты со мной. Будешь десерт? Ты красивая женщина, я имею ввиду, тебе не надо худеть. Видишь вон ту? Она толстая, а ты нет.

Я спрошу тебя кое о чем, ладно: Ты выйдешь за меня? Почему ты молчишь? К тому же, тебе надо как-то легализоваться в Израиле. Понимаешь, у тебя же тут нет никаких прав. Ты тут никто”.

Про инициативу и деньги

— Отличается ли у иностранцев представление о том, кто должен проявлять инициативу? А кто должен платить за ужин?

— Инициативу не могу оценить - по правилам проекта я не могла проявлять ее сама. В Грузии мне ни разу не удалось заплатить за ужин, потому что их это оскорбляет (ты - гость), и мне настойчиво не давали этого сделать, хотя я определила изначально, что плачу сама или как минимум всегда предлагаю заплатить за себя сама. У меня никогда не было с этим проблем в Европе. На двух свиданиях мне давали понять, что заплатят только за выпивку, а я платила за еду. Но были примеры, когда и мужчины-европейцы говорили: «Ну, это же я тебя пригласил, давай я все-таки тебя угощу, а в другой раз, если захочешь, ты угостишь меня». Мне кажется, это очень индивидуально, и может зависеть от воспитания или даже от настроения.

Про секс

— А к сексу тоже разное отношение?

— Да. В Тель-Авиве, например, несмотря на всю семейственность, у израильтян более легкое отношение к сексу, почти потребительское и совершенно точно не такое серьезное, как в России. Они воспринимают секс как еще один способ хорошо провести время.

У нас же секс это или переход на более серьезный уровень, некоторая констатация намерений, обещание близости, пр ивязанности и ответственности, и отсюда очень много травм потом, чаще всего - у женщин. Например, когда двое переспали, а потом он не перезвонил, женщина может почувствовать себя использованной, опустошенной. Либо секс – это то, что нужно заслужить, если речь идет о трофейных девушках. Это приз, который можно заработать в обмен на что-то, будь то забота, или что-то материальное.

В Тель-Авиве люди чувствуют себя свободными предложить тебе секс, в этом нет ничего оскорбительного. Сначала я думала, что со мной что-то не так, но потом поняла, что это просто еще один вид досуга. Если ты не заинтересована, то человек не обижается, а просто предлагает вместо этого что-то другое - пойти в кино или поужинать. Нет? Нет! Никаких проблем.

— Тебе близок такой подход?

— Мои знания о том, как это устроено в мире, сильно обогатились, но мало изменилось моё личное отношение к этому. Я не ханжа - мне 33 года, и у меня есть жизненный, в том числе сексуальный опыт, поэтому я знаю, что мне подходит, а что нет. Секс как развитие близости для меня сильно более значим, важен и интересен чем секс как досуг.

Я столкнулась с целой волной негативных комментариев в интернете от тех, кто убежден, что речь идет о сексуальных похождениях. Но никто из них не читал книгу и не знает, что на свиданиях мы говорили о разнице между исламом и православием или о классической музыке. Я ходила на встречи с людьми, чтобы узнать их и понять, насколько у нас совпадают намерения, интересы и отношение к семье.

Про хейтеров

— Есть люди, которые считают, что свидания – это обязательно секс. Они уверены, что в этом году я 147 раз занималась сексом с разными партнерами.Пожалуй, это слишком круто даже для меня. К тому же, такой проект уже есть, его прожил другой человек, Миша Бадасян. [В рамках проекта “Save the Date” художник-перформансист Миша Бадасян каждый день занимался сексом с новым партнером– прим. ред.].

Несмотря на то, что я достаточно свободный внутренне человек, у меня есть свои рамки - я выросла в очень консервативной семье в Татарстане, что сильно на меня повлияло, и я не могу назвать себя человеком вольным в смысле нравов и нравственности.

Я столкнулась с целой волной негативных комментариев в интернете от тех, кто убежден, что речь идет о сексуальных похождениях, что это распущенность и разврат, и это было основной претензией к книге. При этом никто из них не читал книгу и не знает, что на свидании с израильтянином Йосси мы говорим о разнице между исламом и православием, а с Рубеном из Лондона – о классической музыке. Я ходила на встречи с людьми, чтобы узнать их, чтобы понять, насколько у нас совпадают намерения, интересы и отношение к семье.


Йосси

— На какие еще темы вы говорили?

— Мне показалось, что европейцам интересно поговорить с женщинами об их работе и карьере, а на Востоке, например, в Стамбуле или Тбилиси мужчины на свиданиях стремятся узнать, какие у тебя есть женские «скиллы» для того, чтобы стать хорошей женой и мамой: умеешь ли ты готовить, любишь ли детей, нравится ли тебе дом, занималась ли с детьми.

— Ты отвечала то, что они от тебя ждали?

— Первый месяц у меня была большая проблема. Я старалась всем понравиться и говорила то, что от меня хотят услышать. А потом у меня появился психотерапевт. Этот переход от «посмотрите, какая я буду классная жена» к «интересно, а зачем мне вообще другой человек» можно проследить в книге от свидания к свиданию. Я стала искать не того, кого бы я устроила как потенциальная жена или партнер, а того, кого полюблю, и кто полюбит меня, и с кем у нас совпадут намерения.

Про то, как найти любовь

— Как ты встретила своего партнера?

— Мне очень понравился человек, я стала искать про него информацию в интернете, но не нашла никаких точек соприкосновения, никаких общих знакомых, вообще ничего. И тогда, вопреки правилам проекта, я решила отправить сообщение с приглашением на обед. Я написала, но не получила ответа. Потом оказалась, что подвела техника: сообщение в ответ «Давай пообедаем, только не сегодня» просто не отправилось, а потом уже время ушло, я уехала из страны и было неудобно писать.

Мой будущий партнер стал меня изучать, когда ему друг переслал мою книгу. Через полгода чтения и изучения друг друга на расстоянии я начала получать анонимные подарки. Я не знала этого, но книга стала нашим способом связи: она помогла мне раскрыться, рассказать о себе.

— Получается, что на момент встречи вы уже очень много друг о друге знали?

— Да. На первой встрече человек спросил меня: “Как думаешь, сколько в нас придуманного друг другом?” Мы знакомились, волновались, разговаривали. После третьего свидания мы поняли, что расставаться больше не можем. Я была готова остановить книгу в любой момент, как только найду свою пару. Это случилось на 117-ом свидании. Сейчас мы уже живем вместе.

— Кстати, а как ты относишься к романам по переписке?

— Вижу, как отношения по телефону (в мессенджерах, чатах) подменяют настоящие. Это же тоже коммуникация, просто другая. Ну, а что? У меня есть глава “Фантик шуршит” - о воображаемых отношениях, которые существуют только в твоей голове. Романы в мессенджерах - это, конечно, не то же самое, но часто - разновидность. Просто живешь с человеком из телефона и всё. Если при этом физически человек живёт с кем-то другим - это называется эмоциональная измена.

Мне с самого начала не хотелось уходить в переписку, хотя в письменном тексте у тебя всегда больше времени и места. Мне нужно было увидеться, чтобы понять человека, почувствовать. В какой-то момент, уже после встречи, я поняла, что мы не живем вместе (мы провели месяц раздельно, в разных странах), но я живу с человеком из телефона. Мы просыпались и засыпали с сообщениями друг другу, были всегда на связи, хотели знать, что происходит у другого. Даже сейчас я даю тебе интервью, и одновременно мы переписываемся.

— А как на отношения влияет такая степень публичности в интернете – вы ведь знали друг о друге очень многое еще до того, как начали общаться?

— Мы изучали друг друга. Человек узнавал меня через книгу (когда я еще не догадывалась об этом). Я же, например, перерыла весь интернет в поисках хоть какой-нибудь информации, но мне удалось узнать не так много.

С одной стороны, если бы не Фейсбук, я могла бы не узнать о том, что этот человек вообще есть (я встретила видео, снятое другими). Но что мы можем узнать друг о друге через соцсети? Образ? Сферу интересов? При первой встрече я задавала человеку, как на интервью. Ответы поступали нехотя, через сопротивление.

Я просто хочу узнать тебя, - уточнила я.

Я хочу узнавать тебя, наблюдая, - ответил человек.

Наши аккаунты в соцсетях выглядят так, как мы хотим, чтобы о нас думали. Это не энергетика, не запах, не физическое ощущение от человека. Я просто сейчас счастлива от того, что мы вместе, и мне больше ничего не нужно. Этого не добьешься никаким виртуальным способом.

У меня в голове теплеет, понимаешь, когда человек в комнате.


Немного интересной и полезной информации для тех, кто хочет сделать свое будущее лучше.

Вероятно, вы слышали, что мысль обладает могуществом влиять на события жизни, или, другими словами, наше мышление притягивает тот или иной вариант будущего. Об этом много говорится в современных книгах и фильмах, но само знание о силе мысли – древнее, как сама жизнь.

Как гласит ведическая мудрость, наше будущее определяется мыслями, которые чаще всего крутятся у нас в голове. Подобное притягивает подобное, хотя, иногда, и с большой задержкой. Об этом можно прочитать в статье « ». Прочитайте также статью « » - это поможет лучше понять, как эти вещи связаны друг с другом, и, благодаря этому понимаю, улучшить свою жизнь станет значительно проще.

Вот несколько полезных советов, как переключить свой ум на правильные позитивные мысли, и привнести в свою жизнь больше разумности, гармонии и .



1. Избегайте негативизма в мышлении. Когда вы думаете о чем-то негативном, вы тем самым подпитываете и укрепляете негатив в своем уме; ум становится магнитом, который затем притянет негатив в вашу жизнь.

2. Старайтесь занять ум позитивными мыслями, подпитывайте его позитивом постоянно, и ваша жизнь будет постепенно улучшаться.

3. Осознав, что вы погрузились в негативные мысли, переключитесь на позитивные. Бороться с негативом – это не решение проблемы, потому что борьба только усиливает то, против чего мы боремся.

4. Сведите к минимуму просмотр новостей, фильмов, телепередач и шоу, которые не способствуют хорошему настроению, обретению мудрости и счастья.

5. Изучайте мудрость. Читайте мудрые книги, смотрите мудрые фильмы, слушайте мудрые лекции, посещайте мудрые тренинги и семинары. Почитайте также статьи о силе мысли, чтобы больше понять важность позитивного мышления и необходимость от негатива, ложных представлений и тупиковых идей.

6. Думайте о важном. Сведите к минимуму размышления о повседневной бытовой суете, и погружайте свой ум в действительно важные вещи. Выполнение совета «Изучайте мудрость» приведет к пониманию того, что является действительно важным.

7. Избегайте общения с пессимистами и негативистами, чтобы не заразиться от них этими ментальными болезнями. Если вам приходится общаться с этими людьми, сведите такое общение к минимуму.

8. Обеспечьте себе живое общение с позитивными мудрыми людьми. Выбирая свое окружение, вы тем самым выбираете свое будущее. Это очень просто понять: общаясь с такими людьми, вы «перенимаете» их мысли, их образ мышления и поведения. Соответственно, ваша жизнь начинает улучшаться.

9. Работайте над собой. Это может быть любая практика, которая приносит в вашу жизнь больше спокойствия, гармонии, понимания и счастья.

10. Всегда помните, что мысли определяют ваше будущее, по кирпичику создавая вашу жизнь, каждый ее момент. Как сделать, чтобы вспоминать об этом почаще? Проявите свою фантазию, здесь можно придумать массу вариантов-напоминалок.

Как мы видим, советы сформулированы в общем виде, и каждый совет можно значительно расширить и конкретизировать.

Чтобы больше понять силу мысли, предлагаю рассмотреть еще один довольно интересный момент, о котором часто упоминают ведические лекторы.


Последняя мысль в момент смерти создает будущую жизнь


В Ведах говорится, что в конце жизни, то есть, в последний момент перед смертью, у человека возникает мысль, которая определяет, что будет происходить с человеком дальше. На каком уровне сознания (духовного развития) находится человек перед смертью, на том же уровне он рождается в новом теле, чтобы продолжить свое духовное развитие; то есть, духовный прогресс не утрачивается.

Веды также говорят, что единственный способ вернуться к Богу (в духовное царство) - в момент смерти думать о Боге. Вот насколько сильна мысль: она даже может вернуть человека в духовный мир. Но думать о Боге в момент смерти – это не так просто, как кажется на первый взгляд, по двум причинам:

1. Смерть неожиданна и мгновенна. Как правило, человек заранее не знает, когда умрет, поэтому подготовиться, чтобы в момент смерти специально подумать о Боге, практически невозможно.

2. Обычный человек просто не склонен думать . Большинство людей, которые чувствуют приближение смерти, думают о том, о чем обычно беспокоятся больше всего по жизни, например, о семье, жене, детях, недостроенном доме, кредитах, бизнесе и прочих материальных вещах и нерешенных проблемах.

Нереализованные материальные желания и амбиции заставляют человека снова и снова рождаться и умирать в .

Таким образом, мысли и желания человека определяют его дальнейшее будущее, и смерть тела не является концом жизни как таковой.

В ведах говорится: чтобы в момент смерти думать о Боге (и вернуться в ), человек должен думать о Боге в своей повседневной жизни. Другими словами, если в центре вашей жизни находится Бог, и большинство ваших мыслей о Нем, то вы просто обречены «вернуться домой».

Советы по улучшению жизни, которые приведены выше, можно дополнить и конкретизировать, исходя из той духовной практики , которая вам близка и более-менее понятна.


Обсудить на форуме эзотерики :