Осенние конкурсы с овощами. Сценарий осенней конкурсной программы в начальной школе

Для ребенка мяч — это любимый предмет с первого года жизни. Практически не возможно найти ребенка, который бы не любил играть в мяч. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности.

Первые игры с мячом бесценны для здоровья детей. Так же игры с мячом способствуют развитию эмоционального, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, доставляя нашим маленьким вундеркиндам огромную радость.

Ниже я предлагаю подборку игр с мячом на улице для детей.

Играем в мяч с малышами

Бросай, лови, кати — это основные действия которые учиться выполнять с мячом малыш до трех лет. Вы должны позаботиться чтоб у вашего ребенка были мячи разного размера и цветов. Так же не забудьте купить ребенку «колючие» мячики с различными шипами.

Нет ничего полезнее для сенсорного и тактильного развития детей, чем игра в маленькие мячики. Здесь хочу отвлечься от игр на улице и напомнить про сухие бассейны. В такие бассейны малышей можно класть с момента, как он начинает лежа на животе брать в руки игрушки. По медицинским показаниям занятия в сухих бассейнах начинают и раньше.

Итак, вы идете гулять со своим карапузом и берете мяч (или мячи). Во что же можно поиграть? Мяч можно бросать друг другу, скатывать с горки, бросать в различные цели (ствол дерева, коробка, кеги, обруч). Так же учите ребенка пинать мяч ногой.

Игра «Мой веселый звонкий мяч».

Произносите слова игры и отбивайте мяч об землю. Ребенок в это время может тоже прыгать как мячик.

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой —

Не угнаться за тобой!

С последним словом взрослый катит мяч вперед как можно дальше, а малыш должен его догнать и принести обратно. Если играют несколько малышей, то и мячиков должно быть по их количеству. Вариант «кто первый догонит?» с крохами не прокатит. В противном случае море слез вам обеспечено.

Попади в ворота.

Вы встаете перед ребенком широко расставив ноги. Задача малыша прокатить между вашими ногами мяч. Потом вы прокатите мяч между его ногами. Играйте до тех пор, пака малышу не надоест.

Игры для дошкольников с мячом на улице

Вышибалы.

Это одна из самых популярных игр с мячом среди детей вот уже не одно поколение. Лично я ее не люблю. Я очень часто следила за детьми во время этой игры в детском саду и не редко наблюдала у ведущего ребенка явною жестокость. Ему хотелось бросить мяч посильнее, чтоб сделать больно другому играющему. Обратите на этот момент внимание если дети играют в вышибалы.

Использовать для этой игры можно только легкий резиновый мяч. Потребуется как минимум трое игроков. Один из них водящий и двое вышибающих. Цель игры — попасть по водящему мячом (вышибить его). Правила игры:

  • Игроки чертят линии, ближе которых вышибалам нельзя подходить друг к другу - чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча.
  • Водящий находится между вышибал.
  • Вышибалы стараются попасть и «вышибить» его.
  • Тот, кто вышиб водящего, встает на его место, а бывший водящий становится вышибалой.
  • Водящий может поймать мяч и остаться на своем месте. Такой прием а игре называется «свечка».

Если игроков много, то играют по следующим правилам:

  • Игроки разделяются на две команды: вышибающих и водящих.
  • Игроки договариваются о расстоянии между вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу.
  • Водящие окружены командами вышибал..
  • С помощью мяча вышибалы стараются вышибить водящих.
  • Выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка». Поймавший «свечку» имеет возможность либо взять дополнительную жизнь, либо вернуть обратно одного из ранее выбитых.
  • Когда остается последний водящий он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно, то вся команда заходит обратно и начинается все сначала. Иначе команды меняются местами.

Десяточки.

В эту игру обычно играют девочки. Цель игры — отбить мяч о землю, используя различные способы и фигуры. Первые фигуры простые и постепенно усложняются. Если игрок ошибается, то ход переходит к другому игроку.

  1. отбить мяч о землю двумя руками 10 раз без остановки
  2. отбивать мяч о землю скрещенными рукам 9 раз
  3. отбить мяч о землю левой рукой 8 раз
  4. отбить мяч о землю правой рукой 7 раз
  5. Отбивать мяч двумя руками-левой-правой считается за один раз. Ловить мяч нельзя. Повторить 6 раз
  6. Сильно ударить мячом о землю, хлопнуть один раз в ладоши и поймать мяч до того как он удариться о землю — 5 раз
  7. то же самое, только нужно успеть хлопнуть два раза — 4 раза
  8. ударить мяч о землю из под правой ноги и успеть поймать его-3 раза
  9. то же самое с другой ногой — 2 раза
  10. сильно ударить мяч о землю, обернутся вокруг себя и успеть пймать мяч до того как он ударится о землю 1 раза

Картошка

По правилам игроки становятся в круг и начинают бросать мяч друг дружке.
Игрок, который не смог поймать мяч, садился на корточки в центр круга и становиться картошкой. Остальные начинают перебрасывать мяч снова.

Чтобы вылезти из картошки, нужно поймать летящий мяч (допускалось подпрыгивать, когда мяч пролетал над головой).

Если картошек становиться больше, чем играющих, то картошек начинают выбивать. Та картошка, в которую попали мячом, снова встает в круг.

Я знаю пять имен

Для этой игры вам понадобится большой резиновый мяч и хорошая эрудиция.

Стучим об асфальт мяч и повторяем: «Я знаю пять имен мальчиков. Вова — раз, Толя — два, Саша — три — и так до пяти». Если вам удалось это сделать, не сбившись и не потеряв мяч, продолжаете: «Я знаю пять имен девочек» — потом пять городов, цветов, марок машин, рек и пр.

Если все же ребенок запнулся, то право хода переходит к другому игроку

Съедобное-несъедобное

Для игры требуется мячик и группа игроков.
Дети становятся в шеренгу, а ведущий по-очереди кидает им мяч.

В момент кидания, ведущий произносит одно слово, являющееся предметом например: ручка, молоко, стакан).
Если слово означает съедобный предмет, то игрок должен поймать мяч если несъедобный , то должен оттолкнуть мяч.

Если игрок его ловит или просто прикасается руками к мячу при неъедобном предмете, то проиграл и меняется с ведущим местами

Путаница

Эта игра похожа на съедобное -несъедобное, только ведущий задает вопросы и кидает мяч игрокам. Если игрок ответил бы да, то он ловит мяч, если — нет — то отбивает. Чем смешнее и нелепее вопросы, тем веселее проходит игра.

Пионербол

Пионербол — это игра с мячом, которую любят как старшие дошкольники, так и взрослые.

Для игры в пионербол может использоваться обычная волейбольная площадка или любая открытая местность, где можно натянуть сетку. Сетку может заменить натянутая между деревьев веревка.

Для игры в пионербол необходимо от шести до шестнадцати игроков, которые распределяются на две команды. Команды в игре располагаются по обе стороны сетки.

Правила игры пионербол очень просты и напоминают игру волейбол. Единственное о тличие пионербола от волейболазаключается в том, что при подаче и ловле мяча не нужно его отбивать, мяч в пионерболе нужно ловить в руки.

Лягушка

Эта игра особенно нравится девочкам. Для игры с мячом в лягушкупонадобятся мяч и вертикальная стенка. Игроки в лягушку договариваются об очереди играющих. Дальше на стене мелом проводится линия. Ниже выбранной линии кидать мяч нельзя. Дети встают друг за другом, и первая из них кидает мяч не ниже упомянутой выше линии. Мяч ударяется о стенку, падает на землю, и в момент удара мяча о землю девочке нужно его перепрыгнуть.

Дальше мяч попадает в руки второму игроку в лягушку и все повторяется. Прыгнувший уходит и становится в конце очереди. Кто из игроков не смог перепрыгнуть мяч, тот получает в наказание одну букву из слова «лягушка». Сначала букву «л», потом «я» и т.д. Проигрывает в этой игре с мячом тот ребенок, кто раньше всех соберет слово «лягушка».

Салки с мячом

Игроки бегают по площадке, спасаясь от водящего, который стремится их осалить, и передают (или перебрасывают) друг другу мяч. Игрока с мячом салить нельзя.

Задача игроков заключается в том, чтобы передать мяч преследуемому раньше, чем его осалит водящий, а также уберечь от водящего мяч.

Водящий может выбить мяч в руках игрока. Игрок в этом случае становится водящим.

Охотники и утки

Это разновидность игры в вышибалы. Для игры потребуется не менее 4-5 игроков и большая открытая площадка с деревьями (например парк). Игроки заранее оговаривают территорию, за пределы которой нельзя убегать.

С помощью считалки выбирают ведущего- он будет охотником, у него мяч. Как и для игры в вышибалы мячик должен быть легким. Все остальные игроки — утки. по сигналу утки разбегаются по площадке. Задача охотника догнать и выбить мячом уток. Утки могут прятаться за деревья и тогда они в домике, убить их нельзя. Игрок, в которого попали мячом считается убитым и садится на корточки. Последняя утка, которую не смогли выбить становиться охотником.

Ну вот, кажется я вспомнила про все самые популярные игры с мячом с детьми на улице. Ну или почти про все.

Желаю вам веселых игр и удачи!!!

Приводим несколько подвижных игр с мячом, совершенствующих не только технику передвижений, но и технику владения мячом. (футбол)

1. «Охотник». На ограниченном пространстве (штрафная площадка) «охотник» пытается попасть мячом в кого-нибудь из убегающих игроков. Те, в кого он попадает, становятся его помощниками. Они могут передавать «охотнику» мяч, но бросать в других игроков им нельзя. Оставшийся игрок становится «охотником».

2. «Два «охотника». У каждого игрока имеется футбольный мяч, который он водит на ограниченной площадке. Два «охотника», передавая свой мяч ногами, пытаются при благоприятной ситуации задеть мяч одного из игроков. Если это удается, то тот игрок, чей мяч задет, становится помощником «охотников». Он может вести и передавать мяч, но ему нельзя бить по чужим мячам.

3. «Обманный мяч». Игроки стоят по кругу и перебрасывают мяч, 2-3 водящих в середине круга пытаются его поймать или коснуться. Тот, кто поймает мяч или коснется его, выходит из круга. Тот, от кого летел мяч, когда до него дотронулся водящий, становится в круг.

Варианты: игра ведется в маленьком круге с набивным мячом; мяч разрешается только катить; мяч разрешается только кидать; мяч можно передавать только ногой; игра ведется двумя мячами. Эта игра - хорошая тренировка для вратаря.

4. Игра с пасом. В игре участвуют две команды. Игроки команды, владеющей мячом, передают его друг другу руками так, чтобы соперник не коснулся мяча. За каждую точную передачу команде засчитывается очко. Другая команда стремится овладеть мячом, чтобы тоже набирать очки. Победит та команда, которая первой наберет 30 очков.

5. Теннис с футбольным мячом. Размеры игровой площадки определяются числом игроков. При игре 1х1 игровая площадка не должна превышать 10х 5 метров. При игре 4x4 рекомендуются размеры 20х10 метров. Канат, натянутый на высоте примерно 1-1,5 метра, делит площадку на две части. Каждая команда стремится перевести мяч на сторону соперника так, чтобы противник не смог его отбить. Ошибкой считается, если мяч пролетит под канатом или коснется его во время подачи; если мяч коснется земли за пределами площадки. Подача осуществляется подъемом ноги с задней линии. Каждая ошибка засчитывается как проигранное очко. Игра продолжается до 20 очков. Если у одной команды 20 проигранных очков, а у другой 19, то игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не достигнет преимущества в 2 очка.

Варианты: можно играть любой частью тела и совершать не более трех касаний мяча, посылая третьим ударом мяч через канат. Разрешено одно (два, три) касания мяча о землю в зависимости от уровня подготовленности играющих.

Передачи выполнять только подъемом ноги.

Играть разрешается только головой. В этом случае канат поднимается на высоту до 2 метра. Каждая команда имеет право трижды сыграть мячом, но он не должен касаться пола. Можно изменить игровую площадку: между ее половинами двумя полосами отмечается нейтральная зона (при игре 4х4 шириной не менее 3 метров), через которую посылается мяч. Попадание мяча на нейтральную зону засчитывается как ошибка. Игрокам не разрешается ступать на нее.

6. Игра с вбрасыванием мяча. На ограниченной площадке стоят все игроки, а на узкой стороне поля находится «охотник». В середине поля лежит несколько мячей. По свистку все игроки бегут к другой стороне поля, «охотник» тоже бежит, но только до середины, берет мяч и пытается попасть в какого-нибудь игрока раньше, чем тот добежит до пограничной линии. Тот, в кого попадет, становится «охотником», и игра начинается сначала. Победителем считается последний игрок, оставшийся на площадке.

И еще... (баскетбол и легкая атлетика)

«Вызов номеров»

Играющие делятся на 2 команды, которые выстраиваются в две колонны по лицевой линии, каждый игрок получает номер, на другой лицевой стоит булава, которую нужно обежать. По команде учителя вызванные номера из команд обегают булаву, команда победительница получает 1 очко. Игру можно усложнить в зависимости от возраста учащихся: (спиной вперед, «утиный» шаг, с предметом и т.д.)

«Два мороза»

На одной стороне площадки находятся играющие, водящие (двое) «морозы» стоят в центральном круге, по команде учителя играющие начинают перебегать на другую сторону зала (площадки). Те, кого осалили, выбывают из игры.

«Слушай сигнал»

Учитель определяет, по какому сигналу учащиеся выполняют то или иное упражнение во время бега по периметру зала или определенной траектории зала. Например по свистку – остановка, поднятая рука- прыжки на левой ноге, две руки и т.д. Ошибающиеся выбывают из игры.

«Удочка»

Игрок с веревкой (скакалкой) 3-4м., с небольшими утяжелением на конце становится в центр зала и начинает крутить на уровне 20-30 см., от пола по кругу, остальные должны перепрыгнуть скакалку. Ошибившийся выбывает.

«Эстафеты»

С мячом, с препятствиями, с отягощением, в парах, тройках, с элементами баскетбола (ведение, броски в кольцо, цель передачи), с элементами легкой атлетики (прыжки толчком одной, двумя в длину, высоту через препятствия, метания). Различные вариации.

«Круговая охота»

Игроки, распределенные на две команды, образуют два круга – внешний и внутренний, по сигналу учащиеся начинают двигаться приставными шагами в противоположном направлении, по второму сигналу внешний круг должен убежать за пределы разметки, внешний круг их осаливает.

«Метко в цель»

Играющие из двух команд выстраиваются в две шеренги друг против друга, на равном расстоянии от играющих ставят в ряд 10 булав или городков. По сигналу учителя одна команда метает малые мячи в цель, затем метает другая команда. Команда, сбившая большее количество целей, побеждает.

«Подвижная цель»

Все играющие встают за линию круга. В центре круга водящий. У одного из игроков мяч. Он бросает его в водящего (в ноги). Каждый игрок поймавший, в случае промаха тоже выполняющий бросок. Попавший становится водящим.

«Быстрая подача»

Играющие в парах. Расстояния между учащимися 4-5 см. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара сделавшая 10-15-20 передач выигрывает.

«Перестрелка»

Играющие делятся на две команды площадка не менее 12м. Посредине площадки ставят барьеры или линию 6х6 команды становятся друг против друга (хаотично) водящие 1 уч-ся от команды становится против соперников, за линию барьера на другой стороне. При помощи мяча (волейбольного) игроки стараются выбить соперников из своих зон (команды или водящего), выбитый игрок идет к своему водящему и тоже принимает участие в игре. Побеждает команда, у которой осталось больше участников.

«Два капитана» или «Миг ловцу»

Играют две команды. В противоположенных углах зала обозначают два треугольника. Параллельно основанию треугольника на расстоянии 1,5м. проводят линию. Пространство между линиями называется «нейтральной зоной». В каждой команде выбирают 2-а капитана или ловца. Одна команда отличается от другой разной формой. Ловцы команды становятся в углах зала в треугольники. Учитель вбрасывает мяч в центре площадки между 2-мя игроками. Одна из команд, завладев мячом, стремится с помощью передач приблизиться к своему ловцу и передать мяч ему в руки. Если он сумеет поймать мяч на лету, не выйдя из треугольника, получает очко. Игроки команды противника стараются перехватить мяч таким же образом перевести мяч своему ловцу.

«Борьба за мяч»

Играют две команды. Игру ведут мячом для мини-баскетбола по баскетбольной площадке. Игроки команд в разной форме. Все игроки размещаются произвольно на площадке. Учитель в центре зала вбрасывает мяч двум игрокам. Игроки команды, овладевшие мячом, передают друг другу, а игроки противоположенной команды пытаются его перехватить. Команда, сделавшая 10 передач, не потеряв его, получает очко. После этого игру начинает с боку площадки команда, пропустившая 10 передач. Команда, набравшая больше очков, побеждает. Эта игра является подводящей к баскетболу, постоянно вводя в нее новые правила или технические действия, можно научить детей играть в мини-баскетбол. Усложнение игры происходит по мере учащихся овладением техническими приемами баскетбола (броски, ведения, передачи, правила игры баскетбол).

И еще...

"Один вне игры".

Игра проводится на футбольном поле. В игре может принимать участие до 40 чел. в каждой команде, которые располагаются за лицевыми линиями поля. На расстоянии 40-60 см друг от друга на среднюю линию надо положить флажки (небольшие камешки и т.п.) в количестве на один меньше, чем игроков.

По сигналу руководителя игроки бегут к предметам на средней линии, хватают их руками и возвращаются обратно к линии старта. Игрок, оставшийся без предмета, выбывает из игры. После этого игра возобновляется, при этом убирается еще один предмет. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не останется один человек - победитель.

Запрещается вырывать предмет из рук другого игрока и брать более одного предмета. Можно уменьшить количество предметов на два по сравнению с числом игроков или разрешить брать по два предмета.

"Перетягивание в парах".

Игра проводится на ровной площадке, которая делится на две равные половины средней линией. На расстоянии 3-5 м от средней линии справа и слева от нее проводятся еще две линии. В игре принимают участие две команды от 5 до 50 чел. которые выстраиваются по росту на определенных интервалах на своих половинах площадки у средней линии лицом друг к другу.

Игроки, стоящие друг против друга, подходят к средней линии и берут друг друга за запястье правых рук, а левые руки кладут за спину. По сигналу руководителя игроки начинают тянуть в свою сторону соперников, стараясь перетянуть их за черту, находящуюся за спиной. Перетянутый за черту игрок остается на месте до подсчета очков. Игра заканчивается, когда все игроки перетянуты в ту или другую сторону. Выигрывает команда, сумевшая перетянуть на свою сторону больше игроков соперника.

Начинать перетягивание можно только по сигналу и только установленным способом. Перетянув соперника, разрешается помогать в перетягивании товарищу, держась за его левую руку.

"Бой петухов".

Игра проводится на любой ровной площадке. Все играющие распределяются по парам с учетом веса и роста. Пары становятся друг против друга, руки - за спину, одна нога согнута. По сигналу руководителя играющие стремятся толчком плеча вывести соперника из равновесия, заставить его встать на обе ноги. За каждую удачную попытку начисляется одно очко. Выигрывает набравший большее количество очков.

Запрещается толкать соперника руками, головой и грудью; в ходе борьбы менять ногу (это можно делать после окончания каждой попытки).

"Наездники".

Игра проводится на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые разбиваются по парам с учетом роста и веса. В каждой паре назначается "лошадь" и "наездник". "Наездники" садятся на спины своих партнеров.

По сигналу руководителя каждый "наездник", передвигаясь на своей "лошади", старается стащить другого "наездника" из команды соперников. Если это удается, то проигравшая борьбу пара выбывает из игры. Побеждает команда, у которой останется хотя бы одна пара "наездников". Бороться с соперником можно только руками, не применяя грубых приемов. "Лошади" в борьбе не участвуют. Победившая пара может помогать в борьбе своим товарищам.

"Борьба за мяч".

Игра проводится на ровной площадке. В игре участвуют две команды от 5 до 20 чел. в каждой. Капитаны команд встают в середине площадки, а остальные игроки - парами (из разных команд) свободно размещаются в ее пределах.

Руководитель подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются поймать его или отбить кому-либо из своих игроков. Завладев мячом, играющий стремится передать его кому-либо из игроков своей команды. Задача играющих - сделать 10 передач подряд между своими игроками. Команда, которой это удается, выигрывает очко, и игра начинается снова с середины площадки. Игроки другой команды отбивают, перехватывают мяч у соперников и передают его своим игрокам. Если мяч перехвачен соперниками, отсчет передач начинается снова. Каждый раз, когда команда делает успешную передачу, игрок, получивший ее, громко называет номер поимки: "раз", "два", "три" и т.д. Игра продолжается 10-15 мин, выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Запрещается вырывать мяч из рук соперников (можно только выбивать или перехватывать его). Если мяч вылетел за пределы площадки, то противоположная команда вбрасывает его в месте пересечения линии. Если за мяч хватаются одновременно два игрока, то между ними разыгрывается спорный мяч. Если соперник допустил грубость (вырвал мяч, толкнул соперника и т.п.), игра останавливается и мяч передается противоположной команде.

"Эстафета с ведением мяча".

Игра проводится на баскетбольной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются одна против другой у боковых линий в правом углу. Стартовой чертой служит лицевая линия. Первые игроки встают у стартовой линии и получают по мячу. Остальные стоят сбоку от них за боковой линией.

По сигналу руководителя первые игроки бегут вперед, ударяя мячом о пол, добегают до щитов, стоящих на противоположной стороне, ударяют мячом о щит или забрасывают мяч в корзину (по указанию руководителя), возвращаются обратно, ведя мяч, и передают его из рук в руки очередному игроку. Очередные игроки выполняют то же задание. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

Игрокам нельзя начинать бег до получения мяча. Мяч обязательно надо вести, ударяя его о пол. При необходимости надо попасть мячом в корзину, нельзя начинать его ведение обратно, не забросив.

"Удар в щит".

Игра проводится на баскетбольной площадке. Играющие делятся на две равные команды по 10 чел. в каждой и произвольно располагаются на площадке.

После розыгрыша мяча в центре площадки команда, овладевшая им, старается провести его ведением и передачами в 3-секундную зону и из нее ударить мячом о щит соперников. За удачную попытку команда получает одно очко. Далее игра продолжается введением мяча из-за лицевой линии проигравшей команды. Побеждает команда, набравшая за определенное время большее количество очков.

Запрещается применять грубые приемы и выбегать за пределы площадки. Если в течение 5 с мяч не был передан партнерам, то назначается спорный бросок в этом месте.

"Массовый волейбол".

Игра проводится на волейбольной площадке. Играющие делятся на две команды и располагаются на своих половинах площадки в произвольном порядке. Каждая команда получает 1-3 мяча одновременно. Игра начинается руководителем, бросающим мяч в середину одной из команд. Мяч находится в игре до тех пор, пока не коснется площадки, за что противоположной команде засчитывается одно очко. Если мяч упадет за пределы площадки, одно очко проигрывает команда, игрок которой последним коснулся его. После того, как очко засчитано, игрок, ближе всех находящийся от мяча, вводит его в игру непосредственно с места. Команда, набравшая больше очков, считается победителем. Игроки одной команды могут передавать мяч друг другу не более пяти раз. Игроки одной команды могут перемещаться произвольно на своей половине площадки. Запрещается ловля мяча при передачах.

"Эстафета с элементами волейбола".

Игра проводится на ровной площадке. Играющие делятся на две команды и выстраиваются каждая в колонну по два, одна команда параллельно другой на расстоянии 3-4 м друг от друга. Перед колоннами проводится стартовая черта. На расстоянии 10-15 м от стартовой черты напротив каждой команды ставятся стойки (булавы, набивные мячи и т.п.). Парам, стоящим впереди колонн, дается по волейбольному мячу.

По команде руководителя первые пары, передавая мяч друг другу по воздуху (волейбольная передача), бегут вперед до своей стойки, заходят за нее и возвращаются обратно, продолжая передавать мяч друг другу. Добежав до стартовой черты, они отбивают мяч следующей очередной паре в колонне, которая выполняет то же, что и первая. Вернувшиеся пары становятся в конец своих колонн. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Если мяч во время передач упал, игрок, уронивший его, должен мяч поднять и продолжать игру дальше. Передавать мяч очередной паре можно только тогда, когда игроки добегут до стартовой черты или до установленного места.

"Наездники с мячом".

Игра проводится на гандбольной (баскетбольной) площадке. В игре участвуют две команды от 20 до 30 чел. в каждой. Игроки команды разбиваются попарно и садятся друг к другу на спину. По сигналу руководителя игра начинается с центра поля командой, выигравшей это право по жребию. «Верхние» игроки перебрасывают мяч между игроками своей команды, стараясь при этом забросить мяч в ворота соперников. Ворота защищаются также парой игроков. Смена игроков проводится по команде руководителя. Команда, забросившая больше мячей в ворота (корзину) соперников, считается победителем.

Если мяч упал на поверхность площадки, то его может поднять «нижний» игрок и обязательно отдать своему «верхнему» партнеру. Запрещаются грубые действия игроками соперничающих команд.

"Эстафета с элементами футбола".

Игра проводится на футбольном поле. Играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонне по одному за средней линией, каждая лицом к противоположным воротам. Перед первыми номерами команд лежит по футбольному мячу.

По сигналу руководителя первые номера ведут ногами мяч к воротам и производят по ним удар из-за пределов штрафной площадки, подбирают мяч и ведут в направлении своей команды. Доведя мяч до своей колонны, передают его вторым номерам, а сами становятся в конец колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Игрокам нельзя начинать бег до получения мяча от своего партнера. При непопадании мяча в ворота следует подобрать его за лицевой линией и оттуда начать ведение в сторону своей команды.

"Массовое регби".

Игра проводится на футбольном поле. Играющие делятся на две команды по 20-30 человек в каж. Мяч регбийный. По сигналу руководителя игрок одной из команд (по жребию), стоя в центре поля, передает мяч своим партнерам. Игрокам разрешается двигаться и передавать мяч руками в любом направлении с задачей приземлить его за лицевой линией. За приземление мяча за линией ворот начисляется 3 очка, в любом другом месте лицевой линии - 1 очко. После приземления мяча игра начинается с центра игроком противоположной команды. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков за определенное время. Запрещается играть ногами, захватывать игроков руками ниже пояса. При выходе мяча за боковую линию он вбрасывается руками в месте выхода мяча.

"Увернись от теннисного мяча".

Игра проводится на теннисном корте, имеющем тренировочную стенку. Играющие делятся на две команды, каждая по 3-5 человек. Одна команда подходит к стенке и встает к ней лицом на расстоянии 2 м с интервалами между игроками 3 м. Игроки другой команды располагаются сзади на расстоянии 5-7 шагов от стенки, каждый из них держит в руках теннисный мяч.

По сигналу руководителя стоящие сзади бросают мячи в стенку с таким расчетом, чтобы отскочивший мяч попал в игрока, стоящего впереди, и тот не успел уклониться или отбить мяч рукой. За попадание в игрока мячом (кроме рук) бросавший получает 1 очко. После 10 бросков игроки меняются ролями. Определяются победители в парах и общее число очков, набранных командами. Стоящие впереди до касания мяча стенки не должны сходить со своих мест. Стоящим сзади перед броском разрешается сделать один шаг влево или вправо.

Игры с мячом на улице для детей младшего школьного и среднего школьного возраста

Игры с мячом являются одними из излюбленных, поскольку они очень разнообразны. Однако перед тем как начать играть в них, в большинстве случаев проводят подготовительную работу: детям показывают несколько простых упражнений, выполняемых с мячом, чтобы в дальнейшем эти элементы не вызывали у них затруднений. Такими упражнениями могут быть подбрасывание мяча вверх и его ловля двумя руками (затем — одной рукой), подбрасывание мяча и его ловля после выполнения полного оборота на месте и т. п. Кроме того, руководитель предоставляет возможность будущим участникам игр выполнять упражнения по собственному выбору, участвовать в различного рода соревнованиях и конкурсах.

Две четверки

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. Играют две команды по четыре человека в каждой. На земле или асфальте чертится квадратная площадка размером примерно в половину волейбольной. Для детей младшего школьного возраста размер площадки может быть меньше. Четыре человека — это одна команда, она располагается внутри площадки (внутренняя команда). Другая — за пределами ее, причем на каждой стороне площадки находится по одному игроку — это внешняя команда. Переступать линию игроки не должны, за нарушение этого правила дается штрафное очко команде. Начинают игру «внешние»: они перекидывают мяч между собой, стараясь неожиданно бросить его внутрь площадки и осалить им игрока внутренней команды. «Внутренние» стараются увернуться от мяча или поймать его. Если игроки внутренней команды подберут мяч, упавший на площадку или поймают его, когда их пытались осалить игроки внешней команды, мяч переходит к ним. Теперь «внутренние» перекидывают мяч между собой, стараясь неожиданным броском осалить игроков внешней команды, а «внешние» стараются поймать мяч или увернуться от него. Переход мяча осуществляется так же, как и в первом случае. За каждый бросок, завершившийся промахом, команда получает штрафное очко. Набрав четыре штрафных очка, команда выводит из игры одного из своих участников — того, кто больше всех нарушал правила или больше всех промахивался. Выигрывает та команда, в которой осталось больше игроков, если для игры отведено определенное время. Проигрывает в любом случае та команда, в которой остался один игрок.

Школа ловкости

Для этой игры подойдет мяч размером от теннисного до футбольного. Количество игроков может быть любым, но игра более динамична и азартна, когда играют 3-5 человек.

Играющий встает на расстоянии 3 м от стены и выполняет упражнения с мячом, сложность и количество которых возрастает 10 классов. Упражнения можно менять в зависимости от величины мяча и возраста играющих. В эту игру играют по очереди.

1 класс: бросить мяч о стену и после отскока от земли поймать его.

2 класс: бросить мяч о стену, хлопнуть в ладоши, поймать мяч. Повторите 2 раза.

рых возрастает по мере перехода из класса в класс. Всего мать мяч. Повторить 2 раза.

3 класс: бросить мяч правой рукой, поймать двумя руками. Повторить 3 раза

4 класс: бросить мяч левой рукой, поймать двумя руками. Повторить 4 раза.

5 класс: стоя спиной к стене, наклониться назад и из этого положения бросить мяч, повернувшись лицом, после удара мяча о землю поймать его. Повторить 2 раза.

6 класс: стоя лицом к стене, высоко поднять правую ногу и из-под нее бросить мяч правой рукой. Поймать, опустив ногу. Повторить 3 раза.

7 класс: то же, что в предыдущем пункте, только поднять левую ногу и кидать мяч левой рукой. Повторить 3 раза.

8 класс: кинуть мяч левой рукой, поймать правой. Повторить 3 раза.

9 класс: кинуть мяч правой рукой, поймать левой. Повторить 3 раза.

10 класс: бросить мяч о стену, повернуться вокруг своей оси, поймать мяч. Повторить 3 раза.

Если игрок не выполнит упражнение, мяч переходит к следующему участнику, а этот становиться последним в очереди и начинает игру с первого класса.

Победителем считается тот, кто пройдет все классы быстрее всех.

После того как упражнения будут выполняться игроками легко, их можно усложнить.

Катись, яблочко!

Игроки образуют круг, после чего садятся на корточки или опускаются на колени. Двое участников находятся в центре круга. Остальные игроки начинают перекатывать мяч так, чтобы коснуться им ног тех, кто стоит в центре. Осаленный меняется местом с тем, кто осалил.

Выигрывает тот участник, который остался ни разу не осаленным.

Летящий мяч

Участники образуют круг. Они встают на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий находится в центре круга. Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу, тем самым не давая водящему возможности дотронуться до него. Водящий бегает в круге, стремясь коснуться мяча, когда он находится в воздухе, а также на земле или в руках у кого-нибудь из игроков. В том случае, если ему это удалось, его место занимает играющий, который подбросил мяч как раз перед тем, как мяч был осален.

Беги за мячом

Для игры понадобятся два волейбольных мяча и кусочек мела или заостренная палочка. Игра проводится на спортивной площадке. Все играющие выстраиваются двумя шеренгами лицом друг к другу вдоль площадки. Расстояние между игроками составляет около 3 м, а между шеренгами — 5 м. Места первых игроков в каждой шеренге обозначаются кругами, нарисованными мелом или начерченными острой палочкой на земле. Количество участников игры в каждой шеренге должно быть одинаковым, затем производится деление игроков на команды.

Первые обозначенные места занимают игроки разных команд, рядом с каждым из них располагается игрок другой команды, рядом с которым становится, в свою очередь, также игрок команды-соперницы и т. д. В результате получается, что в каждой шеренге игроки одной команды стоят через одного, а в разных шеренгах — по диагонали. Игроки, стоящие на отмеченных местах, получают по волейбольному мячу. Участники игры должны как можно быстрее перебросить мяч из шеренги в шеренгу по диагонали игроку своей команды и перебежать на его место.

В свою очередь, участник, который получил мяч, должен как можно быстрее перекинуть его по диагонали следующему игроку своей команды и бежать на его место, и так до последнего игрока в шеренге.

Последний игрок, получив мяч и ведя его как в баскетболе, должен обежать противоположную шеренгу и занять первое, отмеченное кругом, место, а все игроки в шеренге — сдвинуться на одно место. Получается, что последний игрок одной шеренги становится первым в другой шеренге.

Порядок игроков своей команды «через одного» должен сохраняться. Если участник обронил мяч или не смог его поймать, он должен поднять мяч, вернуться на свое место и повторить передачу.

Броски мяча и перебежки на места партнеров по команде продолжаются до тех пор, пока участник, который начинал игру, не окажется снова на обозначенном месте. Тогда возгласом и поднятием руки он сообщает, что игра окончена. Побеждает та команда, которая затратит меньше времени на игру.

Это довольно сложная игра, она предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста. При ее разучивании целесообразно выделять игроков одной команды каким-либо знаком.

Например, цветными повязками на поясе; одна команда — синие повязки, другая — красные. Баскетбольную пробежку последнего игрока шеренги на первое место в другой шеренге можно упростить, заменив ее просто пробежкой с мячом в руках. Самое главное — соблюдать порядок построения и перемещения, в этом случае будет уходить меньше времени на игру, поэтому вначале, пока дети не освоили ее достаточно хорошо, необходимо проводить ее в небыстром темпе, постепенно увеличивая скорость передач мяча и пробежек.

Свечки

Для игры понадобится деревянная палочка или мел, а также 2 теннисных мяча. Эта игра подходит для детей младшего и среднего школьного возраста.

Участники игры разбиваются на две команды, причем мальчики соревнуются с мальчиками, девочки — с девочками. На земле рисуется круг диаметром 6- 8 м. В круг вызываются по одному представителю от каждой команды.

По сигналу строго одновременно они подкидывают вверх теннисные мячи. Получает очко тот, кто подкинет мяч выше, следовательно, чей мяч ударится о землю позже. Но если первый удар о землю произойдет за пределами круга, победителем считается соперник: он получает одно очко и еще дополнительное очко — его команда. В этом случае за один бросок команда может получить два очка.

Если оба мяча упадут за пределами круга, очки не начисляются. Каждый игрок совершает по 3-4 броска, причем участники команд сами решают, кого они будут выставлять на следующий поединок. Очки суммируются. Побеждает та команда, которая набрала больше очков. Для исключения недоразумений и споров каждая команда должна иметь свой мяч, отмеченный каким-либо образом.

Поймай мяч

Это очень простая игра с мячом. В нее могут играть от 3 до 15 человек. Рассмотрим вариант для 3 игроков. По жребию выбирают ловца мяча. Двое игроков встают лицом друг к другу на некотором расстоянии (4- 6 м), а между ними, примерно посередине, находится ловец.

Игроки перекидывают мяч друг другу, стараясь попасть в ловца, но так, чтобы последний не поймал мяч. Кидать мяч в ловца можно только в том случае, если игрок получил его от другого участника, а не при первом броске или сразу после потери мяча. Если ловца задел пролетающий мяч, то он лишается права перемещаться, но может уклоняться от пролетающего мяча или приседать. Если игрокам не удалось попасть в ловца с первого раза, он снова начинает двигаться. Ловец старается поймать пролетающий мяч или первым поднять его после потери мяча игроком.

В том случае, если ему это удалось, то он меняется местами с тем игроком, который упустил мяч или чей мяч ловец поймал. Так происходит смена ловца. Если в игру играют несколько человек, то они встают в круг, а ловец — в середину круга. Ловец может передвигаться по всему пространству внутри круга, но не выходит за его пределы. Игра идет по тем же правилам.

Картошка

Эта игра для детей среднего и старшего школьного возраста. Она проводится в очень быстром темпе, играют 8-12 человек.

Участники встают в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга лицом внутрь круга. Начинают перебрасывать мяч между собой, причем не ловят и кидают, а отбивают его друг другу, как в волейболе, стараясь подавать мяч не очень удобно для отбивающего. Тот, кто уронит или не сможет отбить мяч, становиться картошкой и садится в круг на корточки. Сидящие в кругу участники могут вернуться в игру, если сумеют выпрыгнуть и поймать мяч или если кто-нибудь из играющих отобьет мяч так, что он попадет в сидящего игрока.

При промахе (неудачной попытке «выбить картошку») игрок, который пытался осалить сидящего, сам становиться картошкой и садится в круг.

Дети младшего школьного возраста также могут играть в эту игру, но не отбивать мяч, а ловить и кидать его.

Переброска мяча

Для игры нужен волейбольный или резиновый мяч средних размеров, а также деревянная палочка или мел. На площадке ведущий рисует два круга диаметром около 3 м на расстоянии 8- 12 м друг от друга. Участники игры делятся на две команды и по очереди встают в круги по одному человеку. В один круг — игрок из одной команды, в другой — из другой. Находящиеся в кругах участники кидают друг другу мяч. Бросать его можно с силой, но обязательно точно. Если мяч пролетит от ловящего его на расстояние большее, чем вытянутая рука, то команда бросающего получает штрафное очко.

Игроки не должны выходить за пределы кругов. Бросив по одному разу мяч друг другу, пары меняются — так продолжается, пока последняя пара не совершит переброску мяча. Выигрывает та команда, которая получит меньше штрафных очков.

Стой

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. В эту игру могут играть от 5 до 15 человек. На земле или на площадке рисуют или отмечают круг диаметром примерно 3 м. В центре его находится водящий с мячом в руках, остальные размещаются за очерченным кругом, но не дальше чем в двух шагах. Водящий подкидывает мяч, и в этот момент все игроки разбегаются, после удара о землю водящий ловит мяч и кричит: «Стой!», все должны остановиться. Затем водящий старается попасть мячом в какого-нибудь игрока, не выходя за пределы круга. Если водящий попал в участника, то этот игрок становиться водящим, а водящий присоединяется к другим играющим, иначе игра повторяется. Первого водящего обычно выбирают с помощью какой-либо считалки.

Пчелка

В игре принимает участие 10-20 человек. Играющие образуют круг, расходятся на расстояние вытянутых рук, встают лицом к центру. Мяч перекатывают по земле внутри круга. Игроки руками отбивают мяч от себя, стараясь запятнать им другого. Мяч — это пчелка. В том случае, если кто-либо не отобьет мяч и будет осален, этот участник считается ужаленным. Он разворачивается спиной к центру круга и не принимает участия в игре до тех пор, пока следующий участник не будет осален. Тогда первый, покинувший игру, снова разворачивается лицом к центру круга, а второй поворачивается спиной. Ловить мяч, а также отбивать его ногами запрещается.

Старый замок

Дети младшего школьного возраста играют в эту игру с удовольствием. Для игры понадобится деревянная палочка или мел, а также 5 кеглей, волейбольный мяч. Ведущий чертит на игровой площадке большой круг. Выбирается или назначается водящий. Все участники встают за линией круга лицом к центру. Однако водящий остается в круге. В середине круга ведущий ставит кегли. Это замок, который водящий должен защитить.

Игроки перебрасывают мяч между собой, стараясь отвлечь защитника замка, улучить удобный момент, когда водящий зазевается, после чего сбить кегли быстрым ударом мяча.

Водящий имеет право любым способом отбивать мяч. Тот участник, которому удастся разрушить замок, становится водящим, и игра продолжается.

Замок можно сделать в виде треножника, связав в верхней части палки, а сверху на него положить мяч.

Лови - не лови!

Эта игра для детей младшего школьного возраста. Для игры подойдет детский резиновый мяч небольшого размера или обыкновенный волейбольный. Играющие выбирают водящего с помощью какой-либо считалки, встают в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Водящий берет мяч и встает в центре. Он поворачивается вокруг себя, неожиданно кричит: «Лови!» и бросает мяч какому-нибудь игроку. Участник должен поймать мяч. Если водящий крикнет: «Не лови!», игрок, которому кинули мяч, должен увернуться от него. Если водящий кричит: «Бросай!», то участник отбивает мяч обратно водящему и т. д. Игрок, который не выполнил озвученную команду или выполнил ее неправильно, выходит из игры, но продолжает участвовать в ней, наблюдая. Чем меньше игроков, тем быстрее темп игры.

Победителем считается участник, оставшийся последним, он становится водящим. Первое время, пока дети не разучили хорошо игру, водящим может быть взрослый. Число команд, которые должны выполнять игроки, зависит от возраста детей и от их опыта игры. Начинать игру лучше с двух команд: «Лови!» и «Не лови!», постепенно вводя новые.

Выбивание мячом.

Игра проводится у стены или высокого сплошного забора, понадобится мяч средней величины, мел или заостренная палочка.

Играющие выстраиваются в шеренгу с небольшим расстоянием друг от друга, в нескольких шагах от стены спиной к ней. Напротив них, метрах в 8-12, чертится прямоугольная площадка длиной в 3 м, шириной в 1 м — это место водящего. Его цель — попасть мячом в любого игрока во время броска, не выходя за пределы очерченной площадки. Участники не сходят с места, но могут уворачиваться от мяча, приседать, наклоняться и даже подпрыгивать. Игрок, в которого попал мяч, считается выбитым и выходит из игры. Если игрок поймает мяч, брошенный водящим, кинет его в водящего и попадет, участник становится водящим, а тот, кто был водящим, занимает его место в шеренге. Так происходит смена водящих. Когда у стены остается два участника, водящему дается право сделать два броска, чтобы выбить двух игроков. В том случае, если это ему удастся, он считается победителем, в противном случае победителем становится оставшийся игрок.

Сороконожка

В эту веселую игру можно играть на спортивной площадке, во дворе, на пустыре, на лугу. Для игры понадобятся волейбольный или резиновый мяч среднего размера, мел или заостренная палочка. Количество участников игры может быть от 6 до 20 человек. На земле или площадке чертится большой круг диаметром от 3 до 8 м. Диаметр зависит от количества участников и их возраста. Все играющие делятся на две команды. Игроки одной команды стоят за кругом в произвольном порядке, у них — мяч. Участники из другой команды — в кругу, выстраиваются друг за другом по одному, каждый последующий игрок держится за плечи предыдущего. Это сороконожка. Стоящие за кругом начинают перекидывать мяч друг другу, пытаясь задеть им последнего игрока сороконожки, а все игроки колонны, держась друг за друга, пытаются увернуться от мяча, защищая последнего игрока. Причем осаливать мячом можно только по ногам, нарушивший это правило меняется местом с игроком, стоящим в конце сороконожки, а последний, в свою очередь, встает за круг.

Осаленный игрок выходит из игры. Когда будут осалены все игроки сороконожки, команды меняются местами. Эта игра для детей младшего школьного возраста, но в нее могут играть и дети постарше, увеличив ее темп.

Котел

Для игры понадобятся небольшой мяч (можно теннисный), палки длиной около 1 м (для каждого игрока), можно использовать хоккейные клюшки. Игру нужно проводить на пустыре или за городом, в таком месте, где есть небольшое поле и можно выкопать ямки. Играть могут 5-10 человек.

В земле вырывается ямка диаметром 0,3- 0,5 м, размер ямки зависит от величины мяча. Это котел. На расстоянии около 2 м от него по кругу роют маленькие ямки — лунки. Количество лунок на 1 меньше, чем играющих. По жребию выбирается водящий.

Все игроки занимают своими палками лунки, без лунки только водящий. Он должен ударами своей палки загнать мяч в котел, а остальные игроки, используя свои палки, стараются помешать ему, отбивают мяч в другую сторону от котла. Но они должны быть осторожны, как только они вынули свои палки из лунок, — их могут занять другие игроки или водящий.

Вначале игры, если мяч попал в котел, водящий с мячом отходит в сторону приблизительно на 8 м и бьет по нему с таким расчетом, чтобы мяч, катясь или летя низко над землей, попал в котел. Если мяч попал туда, все игроки должны поменяться лунками.

Водящий бежит к лункам, стараясь занять своей палкой любую пустую. Зазевавшийся игрок, оставшийся без лунки, становиться водящим. Если водящему не удалось занять лунку, он снова водит. При смене водящего игра не прерывается. В этой игре занимать лунку можно только палкой и только пустую. Игра подойдет детям среднего и старшего школьного возраста.

Зебрус африканус

Для игры понадобится надувной мяч, деревянная палочка или мел. Ведущий (взрослый) заранее чертит на площадке 7 или 9 линий (в зависимости от количества игроков) на равном расстоянии друг от друга.

Средняя линия, которая делит площадку на два поля, выделяется. Участники игры делятся на две команды. С обеих сторон от средней линии встают команды, лицом друг к другу, по три или четыре игрока от каждой команды: по одному игроку на каждую полосу. Ведущий находится на средней линии. Он подкидывает мяч вверх, а кто-нибудь из участников должен его поймать и закинуть как можно дальше на поле другой команды, не выходя за пределы своей полосы, вдоль которой игрок может двигаться. Если участник из другой команды поймает мяч, то забрасывает его, в свою очередь, на поле первой команды. При касании мяча земли, штрафное очко получает команда, на поле которой это произошло. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков. Затем команды меняют игроков.

Догони мяч

Эта игра может проводиться на площадке, чу л в парке, на пустыре, за городом. Для игры подойдет волейбольный или другой мяч среднего размера. Играть могут 15-20 человек. Перед началом игры выбирается водящий. Играющие образуют круг, встав на расстоянии одного шага друг от друга. Водящий остается за кругом, за 2 человека до игрока, который держит мяч. По сигналу руководителя игроки передают мяч друг другу, стараясь делать это как можно быстрее, а водящий бежит за кругом и старается дотронуться до игрока с мячом. Если ему это удалось, тогда водящий меняется местами с игроком. Если водящий долго не может догнать мяч, то его меняют на другого. Игроки не могут перекидывать мяч, они должны передавать его из рук в руки. Когда дети хорошо освоят игру, правила можно усложнить — дать «фору» мячу, то есть водящий становиться на за 2 человека до мяча, а за 3 - 6. Или перед водящим ставится задача не просто догнать мяч, а обогнать его и дотронуться до игрока, который еще не взял мяч, тогда водящим становится игрок, у которого в этот момент оказался в руках мяч.

Съедобное — несъедобное

Эта игра для детей младшего школьного возраста. Перед игрой участники договариваются о том, какие мячи ловить, какие отбивать. В данном случае мяч, сопровождаемый названием съедобного предмета, ловится, несъедобного — отбивается. Играющие встают в ряд, а ведущий — в нескольких шагах перед ними, лицом к ним. У ведущего мяч. Он говорит, напри мер: «Груша!» и кидает мяч игроку, тот должен поймать его. Если называется несъедобный предмет, игрок должен отбить мяч. Тот, кто не ошибся, продвигается на один шаг вперед. Кто первым дойдет до ведущего, тот и выиграл. Можно использовать понятия: «живое — неживое», «растения — животные», «горячее — холодное» и т. д. О том, какая тема будет использоваться, договариваются до начала игры.

Для детей игры - это всего лишь весёлый способ занять свободное время. Но на самом деле они выполняют много функций, касающихся детского развития, особенно если речь идёт о подвижных играх на свежем воздухе. Самый распространённый аксессуар для детских забав - обычный мяч. С его использованием придумано множество разнообразных, интересных игр. Какие бывают игры с мячом, всем нам известно не понаслышке, ведь в детстве каждый был участником этих весёлых забав.

Мяч - любимая игрушка

Среди множества игрушек мяч - излюбленная забава детворы. Его наличие может быстро организовать детскую компанию и превратить бесцельное времяпрепровождение в занимательную игру.

Главная особенность мяча - его шаровидная форма. Мячи для детских игр чаще всего делаются резиновыми и надувными, они не тяжёлые, обладают отличной «прыгучестью», легко отскакивают от поверхности. Их размер и цвет может быть самым разнообразным.

Мячи, используемые в спортивных играх, должны чётко соответствовать нормам. В баскетболе используется резиновый или кожаный мяч, в футболе и волейболе - только из кожи или заменителя. Каждый из них имеет определённый вес, размер и расцветку.

Игры с мячом для самых маленьких

Малыши, ещё не научившись стоять, уже могут играть с мячиками. Они с удовольствием ловят, толкают и бросают их. А когда ребёнок подрастёт, научится ходить и бегать, подвижные игры с мячом приводят его в полный восторг.

Кроха не может самостоятельно долгое время удерживать внимание на мяче и придумывать себе забавы, поэтому задачей родителей становится вовлечь дитя в игру. Идей для таких игр просто масса. Вот лишь некоторые из них.

«Соревнование»

Для этой игры нужно два мячика. Один для ребёнка, второй для соперника. Каждый катит мяч рукой перед собой, ползя на коленях. Кто первый придёт к финишу - тот и победитель.

«Попади в мишень»

Самая простая, интуитивно понятная игра. Мячик небольшого размера нужно бросать в нарисованную мишень. Можно мотивировать ребёнка и за каждое точное попадание вознаграждать его призом (фишкой или фантиком). Вместо нарисованной мишени можно использовать подвешенный обруч или просто поставить ведёрко.

«Передай мяч»

Становитесь напротив ребёнка и перебрасываете друг другу мячик. Можно усложнить задачу и установить между вами барьер. Например, перекатывать мяч под стулом.

Подобные игры с мячом не только приносят удовольствие и поднимают малышу настроение, но и вместе с тем развивают подвижность кистей рук, быстроту реакции, ловкость и координацию.

Мяч - помощник в борьбе со скукой

Взрослея, ребёнок уже может использовать мяч для самостоятельных игр. Детская фантазия - кладезь идей, порой можно увидеть разнообразные детские игры с мячом, до которых мы своим «взрослым умом» никогда не додумались бы.

«Кегли»

На земле расставляются разнообразные высокие предметы, наподобие кеглей, задача играющего с определённого расстояния мячом сбить максимальное количество мишеней.

«Бьём рекорд»

Подбросив мяч, нужно хлопнуть один раз в ладоши, и поймать его. Затем, всё повторяется, только хлопнуть нужно два раза, бросая третий раз - три раза и так далее, пока количество хлопков не станет максимально возможным.

Также можно устанавливать другие рекорды: набивать максимальное количество раз коленом или стопой, бросать в длину.

Эти и подобные им игры с мячом могут развлечь ребёнка, если он играет в одиночестве.

Коллективные игры с использованием мяча

В шумной детской компании мяч никогда не будет лишним. Активные школьники очень любят подвижные игры с мячом, ведь они помогают использовать накопившуюся во время скучных уроков энергию.

«Выбивной»

Дети делятся на две команды и становятся в шеренги одна напротив другой. По очереди каждая из команд бросает мячик, пытаясь задеть кого-то из противников. Если мяч прикасается к игроку, то он переходит в противоположную команду. Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется участников.

«Я знаю пять»

Каждый игрок набивает мяч ладошкой об землю «по-баскетбольному», при этом повторяя: «Я знаю пять имён девочек: Ира, Аня, Оля, Катя, Таня. Я знаю пять имён мальчиков: Артём, Олег, Иван…» и так далее. На каждое имя ударять по мячу один раз. Продолжать игру нужно до тех пор, пока игрок не собьётся со счёта или не выронит мяч. Заранее необходимо согласовать какие «пятёрки» слов нужно называть и их последовательность. Кроме имён это могут быть: герои мультфильмов, названия планет, овощей, фруктов и тому подобное.

«Съедобное-несъедобное»

Выбирается один человек, а остальные игроки выстраиваются на некотором расстоянии в шеренгу. Водящий бросает мяч по очереди каждому и называет любое слово. Если это слово означает что-нибудь съедобное, то нужно поймать мяч, а если несъедобное - отбить. После правильно пойманного или отбитого мяча игрок делает шаг вперёд. Кто из шеренги дойдёт до водящего первым - тот становится на его место.

Такие коллективные игры очень весёлые и занимательные. Дети могут часами проводить время за этим занятием.

Спортивные игры с мячом

Но игра с мячом способна не только приносить удовольствие и веселить. Подвижные игры развивают командный дух и здоровое спортивное соперничество.

Дети перенимают и пытаются повторить спортивные игры с мячом, такие как футбол, баскетбол, волейбол. Сейчас существует множество спортивных секций, где можно не просто погонять в футбол, а научиться у тренера всем секретам этого вида спорта. Такое занятие, во-первых, интересно для детей, так как они имеют возможность общаться, соперничать, учиться чему-то новому. Во-вторых, любой спорт полезен для здоровья, и игры с мячом не исключение.

Если у вашего ребёнка наблюдается интерес к таким занятиям, нужно его поддерживать и развивать. Всегда существует вероятность того, что весёлые «погонялки» в футбол с друзьями - это начало блистательной карьеры футболиста.

Подвижные игры

с мячом

Игры в мяч известны с самых древних времён. Эти игры можно разнообразить до бесконечности, и дети, освоившись немного с мячом, всегда с удовольствием и с большой пользой для себя занимаются ими.

Особенно благотворное влияние на укрепление здоровья оказывают игры с мячом на воздухе. Благодаря усиленному дыханию в процессе движений увеличивается потребление кислорода организмом.

Физическая активность ребёнка формируется в младшем возрасте — ключевом периоде для развития моторики. А игры как раз и способствуют развитию подвижности опорно-двигательного аппарата, развивают координацию движений, ловкость, быстроту, выносливость. Кроме того, отличаясь большой подвижностью и эмоциональностью, они очень нравятся детям.

Для проведения игр с мячом не требуется специально оборудованных площадок, дорогостоящего инвентаря. В подвижные игры с мячом можно играть в парке, сквере, на лугу, на поляне, на свободной площадке около школы. Необходимы только футбольный и волейбольный мячи, малые резиновые или теннисные мячи.

Краткое описание игр

Призовой мяч

Играющие делятся на две, три, четыре, пять команд в зависимости от количества участников. Каждая команда получает малый мяч (резиновый или теннисный). Первый в команде начинает игру. Ему, как и остальным участникам, даются три попытки – бросить мяч перед собой вверх (выше головы) и поймать его. За ловлю мяча обеими руками даётся 1 очко, за ловлю правой рукой – 2 очка, за ловлю левой рукой – 3 очка. Если игрок мяч не поймал или подбросил его ниже уровня головы, очки не присуждаются.

Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков.

Мяч с притопыванием

Играющие делятся на две команды, которые располагаются в шеренгу на расстоянии 20 – 40 шагов друг от друга. Расстояние между командами варьируется с учётом возрастных особенностей учащихся и их физической подготовленности. Перед каждой командой чертится линия, которая обозначает расположение команд. В середине игрового поля (площадки) чертится линия, обозначающая границу между играющими командами. Жребием определяется, какая из команд должна начать первая бросать мяч. Игрок этой команды получает теннисный мяч и бросает его в сторону противоположной команды, а сам бежит к линии (границе) и трижды притопывает по ней ногой, после чего бежит на своё место. Однако во время притопывания игрок противоположной команды, поймавший мяч, пытается запятнать его, не выбегая за линию расположения своей команды. Если это удаётся, то запятнанный переходит в его команду. Если бросающий промахнётся, то сам переходит в другую команду.

Игра продолжается до полной победы одной из команд.

Стой!

Для игры достаточно 10 – 12 человек. В игре используется теннисный мяч. Все игроки стоят рядом друг с другом. Один из играющих, например А., бросает мяч отвесно в воздух и выкрикивает имя одного из товарищей, например Б. Все остальные игроки разбегаются в разные стороны как можно дальше. Б. старается поймать мяч и, поймав его, кричит: «Стой!» По этой команде все игроки останавливаются на том месте, где их застала команда. Б. бросает мяч в одного из игроков, близко расположенного к нему, который не должен уклоняться от удара. Если Б. промахнётся, ему засчитывается штрафное очко, если попадает, очко засчитывается тому, в кого он попал. Кто уклонится от удара, считается запятнанным, и получает штрафное очко. Запятнанный начинает игру сначала.

Побеждает тот, кто получил наименьшее количество штрафных очков или вообще не получил их.

Вариант 1. Запятнанный может избавиться от штрафного очка, если он быстрее водящего завладеет мячом и закричит: «Стой!», после чего попадает в одного из убегающих. Запятнанный продолжает игру таким же способом, и только тот, кто промахнётся, получает штрафное очко.

Вариант 2. Если Б. поймает мяч на лету, он может его сразу же бросить вверх и выкрикнуть новое имя. Если и он поймает мяч, то бросает его вверх и снова выкрикивает имя любого из игроков.

Мяч в кругу

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Один из игроков в качестве водящего встаёт с футбольным мячом в середину круга. Он бьёт мяч левой (правой) ногой, смотря по уговору, а остальные должны отражать мяч правой (левой) ногой, кто ошибётся, занимает место водящего. Водящий старается искусными ударами выбить мяч из круга между играющими. Если это удаётся, то его место занимает тот, кто пропустил мяч. Если играющие отражают мяч левой ногой, то водящим становится тот, около левой ноги которого проскочил мяч. Если же мяч пролетел выше пояса и вылетел за круг, водящему необходимо вновь ввести его с внешней стороны в круг. То же делает тот, кто не смог отбить мяч ногой и он вылетел из круга.

Если мяч вылетает из круга, все играющие поворачиваются на 180 градусов, т.е. кругом. Кто выпустил мяч, должен ударом ногой по мячу вновь ввести его в круг. При этом игроки, стоящие в кругу, получают возможность сильными и точными ударами отбить мяч, не дать ему проскочить в круг.

Вариант. Если играющих много, можно играть двумя мячами с двумя водящими.

Эта ига является подводящей для разучивания элементов техники игры в футбол.

Пограничный мяч

Играющие делятся на две равные команды. Каждая команда чертит площадку размером 10 шагов в ширину и 20 – 40 шагов в длину. Внутренние линии между двумя командами располагаются на расстоянии 10 – 16 шагов.

Длина площадки и расстояние между командами варьируется с учётом возрастных особенностей учащихся, их физической подготовленности и количества играющих.

Команды выстраиваются на внутренней линии площадки так, чтобы мяч, брошенный противниками, не так легко мог попасть за пограничную линию, находящуюся за спиной каждой команды. Задача команды заключается в том, чтобы забросить волейбольный мяч за границу площадки противника. Жребием определяется, какая из команд начинает игру, Эта команда выбирает своего лучшего игрока, который и начинает игру. Он бросает мяч по возможности выше и дальше, над головами противников за границу площадки. Когда мяч летит, противники подпрыгивают, поднимают руки вверх, пытаются поймать мяч на лету, если мяч упал на землю, остановить его ногой и взять в руки. После этого команда выстраивается на внутренней линии и, передавая мяч, старается обнаружить место, где находится наименьшее количество игроков противника, и перебрасывает мяч. Количество передач оговаривается заранее, их может быть 3 или 5. Игроки противоположной команды внимательно следят за передвижением мяча и стараются защитить свою границу.

Можно играть до 3 – 5 побед, после чего команды меняются площадками. Победившая команда начинает игру. Учащиеся IV класса могут использовать для игры волейбольную площадку. В этом случае могут играть 12 – 16 человек.

Эта ига является подводящей для разучивания элементов техники игры в пионербол.

Угловой мяч

8, 16 или 12, 24 человека делятся на две равные команды «внутренних» и «наружных». Последние занимают ясно обозначенные линиями углы соответствующих фигур – четырех или шестиугольника. «Внутренние» входят в многоугольник, длина и ширина которого могут составить от 8 до 14 м в зависимости от возраста детей. «Наружные» игроки, перекидывая теннисный мяч друг другу, стараются попасть в одного из игроков, находящихся внутри многоугольника. Бросать можно только из угла, причём мяч должен быть предварительно пойман бросающим. Если мяч упадёт и будет поднят, то, прежде чем он может быть использован для пятнания, его необходимо передать одному из «наружных» игроков. Если пятнание, при котором «внутренним» игрокам разрешается уклоняться от мяча, не удастся, команде бросавшего игрока засчитывается штрафное очко. Если игрок будет запятнан, то «наружные» поспешно убегают со своих мест, а «внутренние» как можно быстрее поднимают мяч. Кто его поднимет, кричит: «Стой!» — и бросает мяч с того места, где он его поднял, в одного из «наружных» игроков, которые по команде «Стой» должны остановиться и не вправе уклоняться от мяча. Если бросающий попадает, его команда не получает штрафного очка, если же промахнётся – получает. Если одна из команд набирает 10 штрафных очков, команды меняются местами и начинается вторая партия. По окончании штрафные очки обеих команд складываются, и та команда, которая получила наибольшее количество очков, считается проигравшей.

Вариант. Как только один из «внутренних» игроков запятнан, «наружные» меняются местами – каждый бежит к следующему углу. Если во время перебежки «внутреннему» игроку удаётся запятнать одного из «наружных» с того места, где он поднял мяч, то с команды снимается одно штрафное очко.

Метание мяча в зоны

Чертится площадка длиной 5 м и шириной 2 м. Она делится на 5 однометровых зон. На расстоянии 3 – 5 м от меньшей её стороны обозначается линия броска. Для броска можно использовать волейбольный или теннисный мяч. Каждому игроку предоставляются три попытки. Вначале нужно попасть в первую зону, затем во вторую, и т.д. За попадание в первую зону начисляется 1 очко, во вторую – 2 очка, в третью – 5 очков, в четвёртую – 7 очков, в пятую – 10 очков.

Метание мяча через препятствие

Устанавливается препятствие из двух стоек и перекладины. Расстояние между стойками 2 – 3 м. Высота перекладины 1 м 50 см – 1 м 80 см. На расстоянии 3 – 5 м от препятствия чертится первая линия броска, через 1 м – вторая, ещё через 1 м – третья, за ней через 1 м – четвёртая. Для игры берется теннисный мяч.

Игрок, перебросивший мяч через перекладину с первой линии, получает 1 очко и переходит на вторую линию. Перебросив мяч со второй линии, получает 3 очка. Затем он перемещается к линии три и, перебросив мяч через перекладину, получает 5 очков. При удачном броске с линии четыре получает 7 очков. Если игрок при броске не перебрасывает мяч через перекладину, он лишается следующего броска и ждёт очередную попытку.

Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков.