Договор по единственному поставщику. Каков порядок проведения закупок у единственного поставщика

Государство вмешивается в экономику независимо от степени развития экономики и от ее типа. Существует два основных типа экономической деятельности:

Распределительная экономика: государство берет все права и обязанности по производству товаров и услуг. Регулирования при такой экономике быть не может. Она характеризуется одной единственной формой собственности – государственной.

Рыночная экономика: государству приходится постоянно изменять глубину своего влияния, перед государством не стоят задачи непосредственного распределения товаров и услуг, и оно теряет право свободно распоряжаться ресурсами. Государство вынуждено то увеличивать, то уменьшать степень своего вмешательства в экономику. Если государство этого не делает, то это приводит к развитию бюрократического аппарата и замедлению экономики в целом. Таким образом, история показывает, что государство постоянно вмешивается в экономику.

Необходимость государственного регулирования объясняется несовершенством рыночных механизмов. Государство корректирует это несовершенство, с которым рынок либо сам справиться не в состоянии, либо это решение будет неэффективным. Для этого: государство берет на себя ответственность за создание равных условий для предпринимательства, охраняет конкуренцию, ограничивает власть монополий; государство заботится о производстве общественных благ, т.к рынку невыгодно их производить с точки зрения прибыли.

К общественным благам относится: прокладка и разметка дорог, уличное освещение, содержание маяков, вакцинирование населения, поддержание общественного порядка; экономические выгодные, но с точки зрения общественности блага эти нельзя выдавать в частные руки (национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворческая деятельность). Выделяют два основных признака общественных благ: незаменимость и несовместимость.

В современных социально-экономических условиях: рынок не обеспечивает справедливого распределения доходов, т.е. государство берет на себя функцию заботы об инвалидах и стариках; рынок не обеспечивает развитие науки, т. к. для предпринимателей он очень рискован, чрезвычайно дорог и не приносит быстрых доходов. Государство берет на себя функцию развития фундаментальных научных исследований; рынок не гарантирует право на труд, поэтому государство регулирует рынок труда, принимая меры по сокращению безработицы. Таким образом, государство в целом берет на себя обязанности соблюдения социально-экономических и политических принципов данного сообщества граждан. Оно берет на себя обязанности формирования макроэкономических процессов.

К основным функциям государства можно отнести следующие:

1. Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (налоговое законодательство, антимонопольное законодательство), определяя права и обязанности граждан (трудовой кодекс, закон о правах потребителя).

2. Стабилизация экономики. Правительство использует бюджет на налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержание стабильного уровня цен и национальной валюты.

3. Антимонопольное регулирование. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

4. Социально ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, создает условия для сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на науку. Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д. Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ. В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.

5. Формирование программы образования и здравоохранения.

6. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимальную заработную плату, пенсии по старости, по инвалидности, пособия по безработицы, различная помощь для малоимущих.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.

Выделяют две основные формы воздействия государства на экономику:

1. Прямое (административные методы воздействия – расширение государственной собственности на ресурсы; управление государственными мероприятиями и законотворчество).

2. Косвенное (экономические методы воздействия, которые используются для регулирования рынка налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики: государственные расходы, налогообложение и государственное предпринимательство).

Государственные расходы – перераспределение национального дохода и ресурсов экономики страны.

Выделяют следующие государственные расходы:

а) государственные закупки – это приобретение общественных благ, затраты на оборону и строительство, содержание школ и т.д.

Признаки: связано непосредственно с использованием ресурсов; повышает национальный доход; приводит к перераспределению ресурсов от частного к общественному; дает гражданам возможность пользоваться общественными благами.

б) трансфертные платежи – это выплаты из государственного бюджета определенным слоям населения в виде пособий по безработице, инвалидам.

К основным отличиям трансфертных платежей от государственных закупок относятся платежи, не связанные с: производством; использованием природных ресурсов; изменением структуры производства товаров индивидуального потребления (суммы, взятые у одних слоев населения в виде налогов, выплачиваются другим, кому предназначались эти выплаты, те в свою очередь тратят полученные деньги на иные товары, нежели первоначальные хозяева денег. Этим достигается изменение структуры потребления).

В систему налогообложения входят прямые и косвенные налоги.

1. Прямые налоги (налоги видимого характера). Характеризуются тем, что налогоплательщик всегда знает, за что он платит.

2. Косвенные налоги. Накладываются на налогоплательщика, воздействуя в виде повышения цены (НДС, акциз).

Существуют три основных системы налогообложения: пропорциональная, регрессивная, прогрессивная. При слишком высоких налогах возникает массовое уклонение от их уплаты.

Государственное предпринимательство применяется в тех отраслях, где требуются огромные вложения средств, так как возникает существенный риск. Цель государственного предпринимательства – это решение социально-экономических задач, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклического развития экономики, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и др., а не получение прибыли. Применимо к отраслям экономической инфраструктуры (транспорт, связь) и к наукоемким отраслям (освоение космоса, производство товаров является государственной монополией).

Таким образом, государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

Кафедра экономической теории и национальной экономики

Контрольная работа

по дисциплине

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Экономические блага. Вмешательство государства в рыночную экономику

1. Экономические блага и их классификация

Средства, служащие для удовлетворения потребностей, называются благами. Те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, называются экономическими. Любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

Экономические блага можно получить в ограниченном количестве относительно соответствующих потребностей, и экономическая деятельность как раз направлена на увеличение количества и качества экономических благ. Необходимым условием для производства экономических благ являются экономические ресурсы или факторы производства. Факторы производства ― это ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг. Схематично это можно представить следующим образом:


В условиях рыночного хозяйства большинство экономических благ (но не все) становятся товарами, т.е. продуктами труда, произведенными не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи на рынке. Особую роль среди экономических благ играют услуги.

Для классификации благ применяется множество критериев.

Например, то, как потребляются те или иные блага – индивидуально или коллективно. По этому критерию блага разделяют на индивидуальные и совместные. Благо называется индивидуальным, если использование его одним человеком исключает возможность его использования в это же самое время другим человеком. Например – продукты питания, если их съест один индивид, то они никому уже больше не достанутся.
И наоборот, свет фонаря на улице, не мешает одновременно нескольким людям пользоваться этим благом. Это уже совместное благо.

Другой критерий - можно ли исключать из потребления уклоняющихся от уплаты индивидов или нет (например, услугами правоохранительных органов пользуются все – и добросовестные налогоплательщики, и те кто уклоняется от уплаты налогов, а вход в музей возможен только по купленным билетам). Здесь различают блага исключаемые и неисключаемые.

Согласно этим двум критериям можно выделить четыре типа потребляемых людьми экономических благ – частные, общие, квазиобщественные и общественные.

Исключаемые и индивидуальные называются частными благами. Исключаемые и совместные - это общие блага. Неисключаемые и совместные - это общественные блага. Неисключаемые и индивидуальные - так называемые блага свободного доступ, или квазиобщественные блага. Пример квазиобщественных благ - грибы в лесу. Трудно ограничить лес без больших издержек от доступа в него грибников, но уж если кто-то сорвал гриб, то другому он не достанется, т.е. доступ не ограничен, но конкуренция есть.


Эти типы экономических благ отражены в Таблице 1.

Товарами становятся в основном частные блага. Чтобы сделать товарами общие и квазиобщественные блага, государство должно обеспечить некоторые специальные условия. Что же касается общественных благ, то рынок с их производством принципиально справиться не может, поэтому производство этих благ государство вынуждено брать на себя.

Классифицировать экономические блага можно и по другим критериям.

По назначению блага делятся на материально-вещественные (удовлетворяют многие естественные жизненные потребности людей - мебель, одежда, продукты питания и т.д.) и нематериальные (удовлетворяют духовные потребности - культура, знания, воспитание, творчество и т.д.)

По признаку долговечности: долговременные (предполагают многоразовое использование - книги, бытовая техника, видеофильмы и т.д.) и недолговременные (исчезают в процессе разового потребления - продукты питания, спички и т.д.)

По признаку взаимозаменяемости и взаимодополняемости: взаимозаменяемые товары-субституты (удовлетворяют потребности за счет друг друга, т.к. сходны по свойствам и назначению - мыло, стиральные порошки и пасты; авиационный, автомобильный и железнодорожный транспорт и т.д.) и взаимодополняемые товары (удовлетворяют потребности только в комплексе друг с другом, дополняя друг друга - чай и сахар; автомобиль и бензин и т.д.)

По параметру возможности потребителя блага оценить его качество до момента приобретения принято различать три типа благ: исследуемые блага (те блага, свойства которых легко, практически без издержек, оцениваются потребителем до момента собственного потребления – например, цветы), опытные блага (свойства которых можно без издержек оценить только в процессе потребления – например, автомобиль - мы можем оценить его характеристики, но лишь приобретя и поездив на нем; конечно, можно до момента покупки нанять эксперта, чтобы он проанализировал что-то, посмотрел, оценил, но за это нужно платить), доверительные блага (свойства которых можно оценить лишь много времени спустя после момента их приобретения – например, услуга здравоохранения).

Выделяют также блага настоящие (находятся в непосредственном распоряжении субъекта) и будущие (субъект может распоряжаться ими лишь в будущем); прямые (удовлетворяют какую-либо потребность непосредственно) и косвенные (удовлетворяют некоторую потребность опосредованно).

2. Почему в условиях рыночной экономики необходимо вмешательство государства

Главная движущая сила рыночной экономики – индивидуальный интерес. Но человеческий эгоизм необходимо в некоторой степени ограничивать. И сделать это может государство – устанавливая правила хозяйственной деятельности, ограничивая возможный произвол.

Кроме того, рыночная экономика имеет некоторые негативные стороны, и государство может на них повлиять. Полностью искоренить негативные моменты невозможно, но государство может вмешаться в распределение недостатков и преимуществ рыночной экономики между различными социальными слоями и хозяйственными субъектами и достичь в этой сфере некоторого компромисса.

Государство выполняет важную функцию – обеспечивает правовую базу и благоприятный социальный климат. Это проявляется в разработке законодательства, регулирующего экономическую деятельность, и в государственных услугах, позволяя рыночной экономике функционировать более эффективно.

Конкуренция – основная регулирующая сила и координирующий механизм рыночной экономики. Но естественное развитие конкуренции неизбежно приводит к тому, что экономическая власть сосредотачивается у отдельных хозяйственных субъектов. Возникает монополия и связанные с ней злоупотребления. Хозяйственные субъекты манипулируют ценами и объемами продаж для удовлетворения своих эгоистических интересов в ущерб обществу. Конкуренция подавляется. Тут государство также выполняет важную функцию – защищает конкуренцию. Государство контролирует монополии с помощью антимонопольного законодательства, регулирует цены «естественных монополий», устанавливает стандарты на услуги.

Рыночная система приводит к социальному неравенству, вызванному дифференциацией доходов и наличием нетрудоспособного населения. Социальное неравенство может вызвать социальную напряженность в обществе. В целях ее уменьшения государство вмешивается в механизм рынка и осуществляет трансфертные платежи в виде субсидий нуждающимся и безработным. Оно гарантирует право на труд и на доход, обеспечивает перераспределение дохода. Очевидно, что в данном случае вмешательство государства необходимо.

Кроме перераспределения ресурсов между различными слоями населения, государство также способствует более эффективному распределению ресурсов по стране.

Рыночная экономика подвержена экономической нестабильности, вызывающей инфляцию и безработицу. Вмешиваясь в экономику, государство пытается предупредить хроническую безработицу, стагнацию экономики, снизить инфляцию, сгладить промышленный цикл, стимулировать экономический рост. Макроэкономическая стабилизация рынка – главная функция государства в рыночной экономике.

Один из недостатков рыночной экономики – то, что она не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования – дорог, общественного транспорта, здравоохранения, образования и т.д. Она не обеспечивает финансирование фундаментальных исследований, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Она не ориентирована на создание социально необходимых товаров, хотя необходимость в таких товарах существует. Иначе говоря, рынок учитывает только индивидуальные потребности, и не выделяет (или выделяет недостаточно) экономических ресурсов для производства социальных благ. Поэтому государство определяет виды и объемы производства социальных благ, высвобождая для этого экономические ресурсы посредством налогов.