Увеличение эффекта финансового рычага. Что показывает эффект финансового рычага? Леверидж в действии

Форма государственного правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением.

Выделяют две основные формы правления:

1. Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть, как правило, по наследству.

Вся полнота власти принадлежит монарху, т.е. от него зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса, он принимает решения от своего имени, может образовать и упразднить любые органы и т.д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет. Монарх пользуется титулом (король, царь, император и т.д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи. Монарх получает власть, как правило, по наследству. Пребывание у власти каким-либо сроком нет ограничено.

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают:

- абсолютную (неограниченную) монархию – сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочиям монарха не существует.

- ограниченную монархию - власть монарха ограничена и законодательно и существованием представительного органа. В зависимости от того насколько ограничена власть монарха выделяют:

А) дуалистическую монархию – здесь уже проведен принцип разделения властей: ц монарха остается исполнительная власть, а законодательная в принципе принадлежит парламенту. Монарх осуществляет исполнительную власть через назначаемое им правительство. Монарх имеет право абсолютного вето и право роспуска парламента, может издавать чрезвычайные указы, заменяющие или отменяющие указы, однако он вынужден считаться с парламентом.

Б) парламентарную монархию – власть монарха ограничена практически во всех сферах деятельности. Монарх играет в основном представительную роль, является «символом нации». Законодательная власть принадлежит парламенту. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. Монарх не может отклонить того или иного члена правительства, если она прошла через парламент. Без подписей главы правительства или министра указы, изданные монархом, юридической силы не имеют.

2. Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществляется выборными органами.

Источником власти в республике является народ, который через определенные промежутки времени избирает высшие представительные органы государства (народный суверенитет). Народом избирается высший законодательный орган – парламент и в некоторых случаях – президент. Все другие высшие органы государства формируются этими представительными органами. Полномочия высших выборных органов ограничены определенным сроком. Проведен принцип разделения властей.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают:

- парламентскую республику – сильная законодательная власть, а исполнительная власть подчинена ей. Здесь верховенство парламента, осуществляющего законодательную власть. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Может быть предусмотрена должность президента, но он не имеет широких полномочий и в своей деятельности зависит от правительства. Значительное место занимает глава правительства – премьер-министр (федеральный канцлер) – его избирает парламент. Правительство формируется лидером победившей на выборах партии и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

- президентскую республику – президент занимает в государственном аппарате очень значительное место. Законодательная власть принадлежит высшему представительному органу – парламенту, который издает законы, а исполнительная – правительству. Парламент не формирует исполнительную власть, а последняя не несет перед ним ответственности. Президент является главой государства и главой исполнительной власти, он самостоятельно назначает министров и формирует правительство. Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом за свою деятельность. Президент избирается всенародным голосованием.

- смешанную республику – сочетаются элементы президентской и парламентской республик. Существует сильный президент, избираемый народом, который является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании последнего в обязательном порядке принимает участие парламент.

В России преобладает смешанная (полупрезидентская) форма государственного правления. Признаком является то, что конституция устанавливает возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня.

13. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Форма государственного устройства в РФ

Форма государственного устройства - это элемент формы государ­ства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий опре­деленные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия государственное устройство харак­теризуется с точки зрения распределения власти в центре и на мес­тах.

В зависимости от этого критерия различают следующие формы:

I)унитарную - простое, единое государство, части которого явля­ются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, на­пример, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отноше­ния осуществляют центральные органы, которые официально представ­ляют страну на международной арене. Монопольным правом налогооб­ложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т. п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются ши­рокой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;

2) федеративную - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органа­ми и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по тер­риториальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, ко­торая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенци­ей союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совме­стной компетенцией союза и его членов). В настоящее время в мире существуют 24 федеративных государства.

3)конфедерацию - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих це­лей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует об­щий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рам­ках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные об­разования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815-1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объе­динения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства, в истории име­ли место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Импе­рии (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, ведет к потере слабого, может сопровождаться его оккупацией.

В России форма государственного устройства федерация, построенная по национально-территориальному принципу. В состав РФ входят 84 субъекта (Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ прекращают существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 января 2008 года)

республик - 21

областей - 47

города федерального значения - 2

автономные области - 1

автономные округа - 5

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Форма правления в РФ [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Форма правления представляет собой организацию власти в государстве в соответствии с определенной моделью. В Российской Федерации за всю историю было несколько форм правления.

Российская Федерация является одной из самых развитых и прогрессивных стран мира. Россия была и монархией, и республикой. В настоящее время Российская Федерация является смешанной республикой, в которой на правовом уровне установлен баланс между президентом и парламентом.

Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления .

Мировой опыт показывает, что каждая форма правления имеет плюсы и минусы. Прежде чем рассматривать особенности формы правления в РФ , следует обратиться к классификации форм правления.

Классификация форм правления

В современной правовой науке признана следующая классификация форм правления : республики и монархии. Каждая форма правление имеет подвиды, которые отражены на рисунке ниже. Каждый подвид наделен сложной системой особенностей, влияющих на развитие общества.

Виды форм правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними .

Монархия считается более древней формой правления, чем республика. Монархия характерна для многих ранних государств. Слово монархия имеет греческие корни. Впервые оно встречается в трудах античных философов. В латынь термин "монархия" проникает не ранее II в. н. э. Об этом свидетельствует тот факт, что встречается данное понятие впервые у Тертуллиана и Лактанция .

Республика известна со времен античности. Особый интерес для правоведов и историков по-прежнему представляет Римская республика.

Римская республика – форма правления Древним Римским государством в период с 509 по 31 года до н.э. Римская республика представляла собой совокупность демократических, олигархических и монархических элементов.

В современном мире существуют и иные, нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Подробнее о видах и их подробные характеристики.

История форм правления в РФ

Россия – удивительная страна. За всю свою историю она пережила несколько форм правления. Монархия в России существовала вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Несмотря на то, что к началу 20 века большинство развитых стран избавились от монархии или провели реформы по её актуализации, в Российской Империи наблюдался застой во власти и деградация монархии как института. Реформы монархии в России напрашивались еще при Александре I. Бездействие привело к свержению царя и победе Октябрьской Революции.

Вслед за свергнутой большевиками монархией пришла социалистическая республика. Социалистическая республика , существовавшая в СССР, является уникальным историческим опытом для нашей страны. В СССР были Конституции, множество законов и декретов. Государственное управление реализовывалось с опорой на депутатов. В роли президента выступал генеральный секретарь, который обладал широким спектром полномочий.

После вероломного развала СССР в Россию пришла демократия и так называемые западные ценности. Советская республика превратилась в инертное государство с официально обозначенной формой правления – республика. Хаос в государственном управление не прекращался на протяжении всего срока президенствования М.С. Горбачева, а затем и Б.Н. Ельцина. Бесконтрольный плюрализм, коррупция во власти и постоянные склоки в Государственной Думе – вот чем жила Россия вплоть до 2000 года.

Современная республика в РФ

Согласно Конституции РФ, формой правления в России является республика . В РФ республика имеет смешанный характер. Во главе государства стоит Президент. Он является верховным главнокомандующим. В России парламент наделен широкими полномочиями, но не более широкими, чем Президент. За счет баланса власти и реализуется смешанная республика в РФ.

Президент в Российской Федерации избирается всенародным голосованием на срок 6 лет. Премьер министр назначается президентом и перед ним же отчитывается. Состав правительства формирует премьер министр, а не Президент.

В стране регулярно проходят выборы в Государственную Думу. Депутаты выбираются народом по округам. Особенности республики в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием в 1993 году. В Конституцию РФ регулярно вносятся изменения, направленные на актуализацию основного закона страны.

Действующим Президентом Российской Федерации является Владимир Владимирович Путин. Премьер министр и глава правительства РФ – Дмитрий Анатольевич Медведев. Спикером Государственной Думы на 2018 год является Вячеслав Викторович Володин.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Чиркин, В. Е. Государствоведение – М.: Юрист, 2009 – 382 с.
  3. Чичерин Б. H. Политические мыслители древнего и нового мира. – М.: Гардарики, 2001. – 336 с.
  4. Клименко А. В., В. В. Румынина Обществознание – М.: Дрофа, 2009. – 214с.

Форма государственного устройства и правления в Российской Федерации.

Конституционный строй РФ (понятие, содержание, основные черты). Суверенитет.

Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, которые и призваны обеспечить его характер как конституционного .

Конституционный строй РФ

Гражданское общество

Демократизм Права и свободы человека

Основы Конституционного строя

Характерные черты для РФ:

· Социальное государство;

· Федеративное государство;

· Суверенное государство;

· Правовое государство;

· Экономическая основа - разнообразие форм собственности;

· Светское государство;

· Республиканская форма правления;

· Разделение властей.

В Конституции основам Конституционного строя посвящена глава первая

Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

Суверенитет - обязательный признак любого современного государства заключается в верховенстве государственной власти, её самостоятельности и независимости. Верховенство заключается в том, что:

1). гос. власть распространяется на всю территорию, всё население, партии, общ. организации и т.д.;

2). Государственно-властные полномочия принадлежат лишь законодательно установленной системе государственных органов;

3). Государство обладает особыми средствами воздействия (армия, милиция и т.д.);

4). Независимость в решении внешнеполитических вопросов.

Носителем суверенитета является народ и осуществляет его непосредственно либо через представительные органы власти.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть , как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется. Таким образом форма государства определяется формой правления и формой государственного устройства.

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ , Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Федеративному устройству посвящена гл. 3 Конституции РФ.


Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определённой самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Федеративное устройство основано на принципах:

Государственной целостности;

Единства системы государственной власти;

Разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами гос. власти субъектов РФ;

Равноправия субъектов.

Федеративное устройство определяется конституционно-правовым статусом, который характеризуется:

Суверенитетом РФ;

Территориальным единством;

Единым гражданством;

Наличием единой федеральной правовой системы;

Наличием единой денежной и кредитной системы;

Наличием единых вооружённых сил;

Наличием государственных символов.

Основные принципы РФ:

Добровольность объединения наций и народностей;

Наличие национально-территориальных объединений наряду с административно-территориальными;

Государственная целостность и нерушимость границ;

Разграничение предметов ведения между РФ и её субъектами;

Равноправие субъектов РФ.

В РФ - 88 субъектов: 21 республика, 9 автономных округов, 6 краёв, 49 областей, 1 автономная область, 2 города федерального значения.

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

В РФ форма правления - республика, т.е. высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями.

Парламентская республика - парламент наделён не только законодательными, но и в том числе полномочиями требовать отставки правительства. Президент является только главой государства, но не главой правительства. Правительство формируется партией большинства в парламенте.

Президентская - при определённом парламентском контроле формирует правительство, которое несёт перед ним ответственность. Обычно нет должности премьер министра, так как зачастую сам президент совмещает две эти должности.

Существуют смешанные формы.

Политический режим , в самом широком понимании - это методы осуществления политической власти (основные виды - тоталитарное и демократическое).

Я считаю, что человек должен знать о том, как устроено его государство. Даже те, кто не учатся в юридических вузах, должны изучить положения Конституции. Первые свои знания о форме правления в России я получил в школе на уроках истории.

Какие бывают формы правления

Форма правления - это одно из свойств страны, которое стало объектом изучения еще в Античной Греции. Под ней подразумевают совокупность государственных органов, порядок их образования, участие граждан в их создании.

Согласно общемировому опыту выделяют такие формы:

  • Монархия, предполагает единовластие в стране. Обычно во главе такой страны стоит государь.
  • Республика. Главным признаком является избираемость высших государственных органов. В мире сейчас около 150 республик.
  • Гибридные, очень редкие формы правления. Как пример можно назвать теократическую республику. Во главе страны находится духовное лицо, которое избирает не народ, а определенный орган.

Какая форма государственного правления в РФ

С самого начала своего существования Россия была абсолютной, а со временем конституционной монархией. После создания СССР форма правления сменилась на республику. Сейчас же, согласно Конституции РФ, наша страна является смешанной республикой.

Вся государственная власть делится на три ветви. Первая ветвь - законодательная. К ней относится двухпалатный парламент. Вторая ветвь - исполнительная власть. Сюда входит система государственных органов, во главе которой находится Правительство РФ. Третьей является судебная власть. К ней относятся суды местной юрисдикции, Верховный Суд и другие.


Во главе государства находится Президент. Его полномочия очень схожи с полномочиями исполнительной власти. Ученые не относят Президента ни к одной ветви власти, а ставят над ними.

В РФ особое внимание уделяется местному самоуправлению. Я это ощутил, когда самостоятельно и свободно мог принимать участие в конференциях или готовить правотворческую инициативу в местный совет. Также можно голосовать за отзыв выбранного депутата и тем самым выбрать человека, который будет выполнять предвыборные обещания.

Финансовый рычаг характеризует соотношение всех активов с собственным капиталом, а эффект финансового рычага исчисляется соответственно его умножением на показатель экономической рентабельности, то есть характеризует рентабельность собственного капитала (отношение прибыли к собственному капиталу).

Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

Предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность примерно двумя третями экономической рентабельности.

РСС – чистая рентабельность собственных средств;

ЭР – экономическая рентабельность.

Предприятие, использующее кредит, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственных средств, в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки. Тогда и возникает эффект финансового рычага (ЭФР):

(3)

Рассмотрим механизм финансового рычага. В механизме выделяют дифференциал и плечо финансового рычага.

Дифференциал – разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процента (СРСП) по заемным средствам.

Из-за налогообложения от дифференциала остаются, к сожалению, только две трети (1/3 – ставка налогообложения прибыли).

Плечо финансового рычага – характеризует силу воздействия финансового рычага.

(4)

Соединим обе составляющие эффекта финансового рычага и получим:

(5)

(6)

Таким образом, первый способ расчета уровня эффекта финансового рычага:

(7)

Кредит должен приводить к росту финансового рычага. Пи отсутствии такого увеличения кредит лучше вообще не брать или по крайней мере рассчитывать предельно максимальный объем кредита, который приводит к росту.

Если ставка кредита выше уровня экономической рентабельности туристского предприятия, то наращивание объема производства за счет этого кредита приведет не к возврату кредита, а к превращению деятельности предприятия из рентабельной в убыточную.



Здесь следует выделить два важных правила:

1. Если новое заимствование приносит предприятию увеличение уровня эффекта финансового рычага, то такое заимствование выгодно. Но при этом необходимо следить за состоянием дифференциала: при наращивании плеча финансового рычага банкир склонен компенсировать возрастание своего риска повышением цены своего «товара» – кредита.

2. Риск кредитора выражен величиной дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше риск; чем меньше дифференциал, тем больше риск.

Не стоит увеличивать любой ценой плечо финансового рычага, нужно регулировать его в зависимости от дифференциала. Дифференциал не должен быть отрицательным. И эффект финансового рычага в мировой практике должен быть равен 0,3 – 0,5 уровня экономической рентабельности активов.

Финансовый рычаг позволяет оценить влияние структуры капитала предприятия на прибыль. Расчет данного показателя целесообразен с точки зрения оценки эффективности прошлой и планирования будущей финансовой деятельности предприятия.

Преимущество рационального использования финансового рычага заключается в возможности извлечения дохода от использования капитала взятого в долг под фиксированный процент в инвестиционной деятельности, приносящей более высокий процент, чем уплачиваемый. В практике на значение финансового рычага влияет сфера деятельности предприятия, юридические и кредитные ограничения и так далее. Слишком высокое значение финансового рычага опасно для акционеров, так как сопряжено со значительной долей риска.

Коммерческий риск означает неуверенность в возможном результате, неопределенность этого результата деятельности. Напомним, что риски делятся на два вида: чистые и спекулятивные.

Финансовые риски – это спекулятивные риски. Инвестор, осуществляя венчурное вложение капитала, заранее знает, что для него возможны только два вида результатов: доход или убыток. Особенностью финансового риска является вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с фондовыми ценными бумагами, то есть риска, который вытекает из природы этих операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды.

Понятие финансового риска тесно связано с категорией финансового левериджа. Финансовый риск – это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты процентов по долгосрочным ссудам и займам. Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением степени рискованности данного предприятия. Это проявляется в том, что для двух туристских предприятий, имеющих одинаковый объем производства, но разный уровень финансового левериджа, вариация чистой прибыли, обусловленная изменением объема производства, будет неодинакова – она будет больше у предприятия, имеющего более высокое значение уровня финансового левериджа.

Эффект финансового рычага можно также трактовать как изменение чистой прибыли на каждую обыкновенную акцию (в процентах), порождаемое данным изменением нетто-результата эксплуатации инвестиций (тоже в процентах). Такое восприятие эффекта финансового рычага характерно в основном для американской школы финансового менеджмента.

С помощью этой формулы отвечают на вопрос, на сколько процентов изменится чистая прибыль на каждую обыкновенную акцию при изменении нетто-результата эксплуатации инвестиций (прибыльности) на один процент.

После ряда преобразований, можно перейти к формуле следующего вида:

Отсюда вывод: чем больше проценты и чем меньше прибыль, тем больше сила финансового рычага и тем выше финансовый риск.

При формировании рациональной структуры источников средств нужно исходить из следующего факта: найти такое соотношение между заемными и собственными средствами, при котором стоимость акции предприятия будет наивысшей. Это, в свою очередь, становится возможным при достаточно высоком, но не чрезмерном эффекте финансового рычага. Уровень задолженности является для инвестора рыночным индикатором благополучия предприятия. Чрезвычайно высокий удельный вес заемных средств в пассивах свидетельствует о повышенном риске банкротства. Если же туристское предприятие предпочитает обходиться собственными средствами, то риск банкротства ограничивается, но инвесторы, получая относительно скромные дивиденды, считают, что предприятие не преследует цели максимизации прибыли, и начинают сбрасывать акции, снижая рыночную стоимость предприятия.

Существует два важных правила:

1. Если нетто-результат эксплуатации инвестиций в расчете на акцию невелик (а при этом дифференциал финансового рычага обычно отрицательный, чистая рентабельность собственных средств и уровень дивиденда – пониженные), то выгоднее наращивать собственные средства за счет эмиссии акций, чем брать кредит: привлечение заемных средств обходится предприятию дороже привлечения собственных средств. Однако возможны трудности в процессе первичного размещения акций.

2. Если нетто-результат эксплуатации инвестиций в расчете на акцию велик (а при этом дифференциал финансового рычага чаще всего положительный, чистая рентабельность собственных средств и уровень дивиденда – повышенные), то выгоднее брать кредит, чем наращивать собственные средства: привлечение заемных средств обходится предприятию дешевле привлечения собственных средств. Очень важно: необходим контроль над силой воздействия финансового и операционного рычагов в случае их возможного одновременного возрастания.

Поэтому следует начать с расчетов чистой рентабельности собственных средств и чистой прибыли на акцию.

(10)

1. Темпы наращивания оборота предприятия. Повышенные темпы роста оборота требуют и повышенного финансирования. Это связано с возрастанием переменных, а зачастую и постоянных затрат, почти неизбежным разбуханием дебиторской задолженности, а также с множеством иных самых разных причин, в том числе с инфляцией издержек. Поэтому на крутом подъеме оборота фирмы склонны делать ставку не на внутреннее, а на внешнее финансирование с упором на возрастание доли заемных средств в нем, поскольку эмиссионные расходы, издержки первичного размещения акций и последующие выплаты дивидендов чаще всего превышают стоимость долговых инструментов;

2. Стабильность динамики оборота. Предприятие со стабильным оборотом может позволить себе относительно больший удельный вес заемных средств в пассивах и более значительные постоянные расходы;

3. Уровень и динамика рентабельности. Замечено, что наиболее рентабельные предприятия имеют относительно низкую долю долгового финансирования в среднем за длительный период. Предприятие генерирует достаточную прибыль для финансирования развития и выплаты дивидендов и обходится во все большей и большей степени собственными средствами;

4. Структура активов. Если предприятие располагает значительными активами общего назначения, которые по самой своей природе способны служить обеспечением кредитов, то увеличение доли заемных средств в структуре пассива вполне логично;

5. Тяжесть налогообложения. Чем выше налог на прибыль, чем меньше налоговых льгот и возможностей использовать ускоренную амортизацию, тем более притягательно для предприятия долговое финансирование из-за отнесения хотя бы части процентов за кредит на себестоимость;

6. Отношение кредиторов к предприятию. Игра спроса и предложения на денежном и финансовом рынках определяет средние условия кредитного финансирования. Но конкретные условия предоставления данного кредита могут отклоняться от средних в зависимости от финансово-хозяйственного положения предприятия. Конкурируют ли банкиры за право предоставить предприятию кредит, или деньги приходится вымаливать у кредиторов – вот в чем вопрос. От ответа на него во многом зависят реальные возможности предприятия по формированию желательной структуры средств;

8. Приемлемая степень риска для руководителей предприятия. Люди, стоящие у руля, могут проявлять большую или меньшую консервативность в смысле определения допустимого риска при принятии финансовых решений;

9. Стратегические целевые финансовые установки предприятия в контексте его реально достигнутого финансово-хозяйственного положения;

10. Состояние рынка кратко- и долгосрочных капиталов. При неблагоприятной конъюнктуре на рынке денег и капиталов зачастую приходится просто подчиняться обстоятельствам, откладывая до лучших времен формирование рациональной структуры источников средств;

11. Финансовая гибкость предприятия.

Пример.

Определение величины финансового рычага хозяйственной деятельности предприятия на примере гостиницы «Русь». Определим целесообразность величины привлекаемого кредита. Структура средств предприятия представлена в Табл 1.

Таблица 1

Структура финансовых средств предприятия гостиницы «Русь»

Показатель Величина
Исходные значения
Актив гостиницы за вычетом кредитной задолженности, млн. руб. 100,00
Заемных средств, млн. руб. 40,00
Собственных средств, млн. руб. 60,00
Нетто-результат эксплуатации инвестиций, млн. руб. 9,80
Издержки по обслуживанию долга, млн. руб. 3,50
Расчетные значения
Экономическая рентабельность собственных средств, % 9,80
Средняя расчетная ставка процента, % 8,75
Дифференциал финансового рычага без учета налога на прибыль, % 1,05
Дифференциал финансового рычага с учетом налога на прибыль, % 0,7
Плечо финансового рычага 0,67
Эффект финансового рычага, % 0,47

По этим данным можно сделать следующий вывод: гостиница «Русь» может брать кредиты, но дифференциал близок к нулю. Незначительные изменения в производственном процессе или повышение процентных ставок могут «перевернуть» эффект рычага. Может наступить момент, когда дифференциал станет меньше нуля. Тогда эффект финансового рычага будет действовать во вред гостинице.