Что такое дифференциал финансового рычага. Финансовый рычаг и методика его определения

Закрепленная Конституцией РФ, республиканская форма правления стала предметом научных дискуссий о том, к какому виду республик следует относить современную отечественную форму государственного устройства. Юридическая неопределенность конституционной формулировки обусловила остроту споров относительно квалификации установленной Конституцией 1993г. модели организации государственной власти в Российской Федерации. В специальной литературе, политической практике обнаружились разные подходы к проблеме. Одни авторы оценивают форму правления Российского государства как смешанную (полупрезидентскую) республику ; другие рассматривают ее как неопрезидентскую. Во многих научных публикациях стала характеристика российской формы правления как «сверхпрезидентства», «суперпрезидентства» и «выборной ненаследуемой монархии».

Очевидно, что вывод о конкретной разновидности формы правления Российского государства возможен на основе систематического истолкования положений статей 1, 10, 11 Конституции РФ, а также положений ее глав 4-6.

В Конституции Российской Федерации, принятой 12.12.1993г. всенародным голосованием, из текста ст. 1 следует, что Россия есть правовое государство с республиканской формой правления.

В Российской Федерации законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется органами, порядок формирования и полномочия которых определяется ее Конституцией и законами. Так, ст. 11 Конституции РФ является непосредственным продолжением содержания ст. 10, в которой, как мной было сказано выше, закреплен принцип разделения властей. В ст. 11 названы федеральные органы государственной власти. Эти органы -Президент, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации. Их "роль" раскрывается в гл. 4-7 Конституции. Особая роль в этой системе органов государственной власти принадлежит Президенту.

Президент Российской Федерации выступает в качестве

системообразующего фактора. Он является гарантом Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Само понятие "президент" в конституционно-правовом смысле означает главу государства. Ради этого данный институт и был создан в мировой практике.

Институт президентства призван обеспечивать устойчивость

Главная задача президента заключается в том, чтобы олицетворять государство внутри страны и вовне. Именно поэтому президенты наделяются полномочиями верховного командования вооруженными силами, награждения орденами и другими знаками отличия. В ч. 2 ст. 80 российская конституция исходит из того, что современная цивилизация не может отказаться от древнего принципа единоличного охранителя основ существующего порядка. Поэтому Президент обеспечен полномочиями, необходимыми ему для выполнения функций, направленных на охрану существенных ценностей общества, которые перечислены в ст. 80.

Президент Российской Федерации является вершиной государственной власти. Хотя Президент, в силу ряда его полномочий, и по традиции, и в реальности наиболее близок к правительству, чем к другим органам власти, тем не менее юридически он дистанцирован от всех ветвей власти. В правовом отношении Президент стал более защищён, что позволяет, в свою очередь укрепить авторитет федеральной государственной власти в целом.

Президент в России, как и во Франции и в США, фактически возглавляет исполнительную вертикаль.

Президент является ключевой, могущественной фигурой во властных структурах Российской Федерации. Уже одно то, что "Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства" (ч. 3 ст. 80) говорит само за себя.

Президент осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, представляет Россию на международном уровне. Кроме того, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями, которые формулируют основные направления внешней и внутренней политики страны, являясь обязательными для исполнительной власти и задавая ориентиры для деятельности других ветвей власти. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом России и состоит из двух палат - Совета Федерации (по два представителя от каждого субъекта РФ) и Государственной Думы (450 депутатов), которые заседают отдельно. Федеральное Собрание приступило к работе с начала 1994г., после того, как вместе с голосованием по Конституции 12.12.1993г., прошли выборы в Государственную Думу. Государственная Дума дает свое согласие на назначение и высвобождение от занимаемой должности основных ключевых государственных должностей (председатель правительства, судей Конституционного Суда, Генерального Прокурора РФ), а также решение о доверии правительству. Согласно Федеральному конституционному закону от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Правительстве Российской

Федерации" статьи 7 Председатель правительства (премьер-министр) назначается и освобождается от должности Президентом РФ, Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения. Это означает, что освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

Правительство подотчетно Президенту и Федеральному Собранию (ст. 38 ФКЗ «О правительстве РФ» гласит, что «члены правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат»). Но в силу того, что Правительство не несет по Конституции прямой ответственности перед парламентом, все те «выпады», на которые отваживалась Государственная Дума, повисали в воздухе. Законодательная власть имеет правом импичмента по отношению к Президенту.

К одному из важнейших составляющих элементов формы правления России является отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти. Основные аспекты этих взаимоотношений, это конечно же участие президента и правительства в законодательном процессе, политическая ответственность правительства и роспуск Государственной Думы.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации Президент и Правительство наряду с другими субъектами обладают правом

законодательной инициативы. При этом в последние годы Президент вносит в Государственную Думу законопроекты по ключевым вопросам социальнополитической и экономической жизни страны. Проведенный анализ показал, что в течение 2008-2010 гг. удельный вес законодательных инициатив Президента РФ составил более 8%. При этом все законодательные инициативы главы государства получили воплощение в принятых парламентом федеральных конституционных и федеральных законах.

Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации Президент имеет право вето, или право отлагательного вето, которое может быть преодолено только лишь 2/3 голосов каждой из палат парламента.

Конечно, невозможно отрицать, что Президент имеет ключевое значение в механизме применения конституционной ответственности как в отношении Правительства, так и Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением нижней палаты парламента (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). Точно также, если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству, то Президент принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ). Таким образом, невозможно отрицать, что правительство в России несет ответственность перед президентом.

С учётом всего выше сказанного можно сделать вывод, что институт парламентской ответственности правительства в России на самом деле отсутствует, как следствие, не является актуальным в условиях российской действительности. Институт парламентской ответственности характерен для стран с парламентским правлением и в некоторой степени для смешанных республик. Отнесение Российской Федерации к парламентским республикам достаточно проблематично.

Также, можно говорить, что по ряду характерных форме правления Российской Федерации характеристик ее нельзя отнести и как смешанную, то есть полупрезидентскую. Правительство РФ формируется и несет ответственность главным образом перед Президентом и в гораздо меньшей степени перед Государственной Думой, это и будет являться главным отличием Российской Федерации от такой формы правления. Отсюда, можно говорить о том, что Государственная Дума не имеет достаточного количества властных полномочиями для конкурирования с Президентом по вопросу о формировании Правительства. Но все таки, внесение Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» в пункт «а» ст. 114 Конституции РФ изменений усиливает основополагающие полномочия Государственной Думы. Соответственно нововведениям Правительство РФ «представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой». Таким образом, Правительство конституционно обязано ежегодно отчитываться перед одной из палат Федерального Собрания РФ.

В связи со всем выше сказанным, логичен был бы вывод о том, что российская модель организации государственной власти в силу своего фактического отсутствия парламентской ответственности Правительства предполагает функционирование государства именно по образцу президентской республики. Однако, стоит принимать во внимание, что у Президента имеется права роспуска одной из палат российского парламента, что противоречит классическим представлениям о данной форме правления. Таким образом, проведенный анализ показывает, что российская форма правления отличается существенными особенностями. При этом критика российской формы правления идет с двух позиций, а именно правовой и политологической. Юристы обращают внимание на сугубо правовые аспекты организации верховной власти в стране: право президента издавать указы, фиксация в Конституции РФ нормы об определении президентом основных направлений внутренней и внешней политики, процедура импичмента, процедура «преемственности» власти.

Политологи делают акцент на влиянии конфигурации власти на социальные и политические процессы. В частности, утверждается, что российская форма ведет к неразвитой партийной системе, подрывает стимулы к партийной деятельности, влечет коррупцию, разбухание государственного аппарата, рост неформальных процедур принятия решений и другие пагубные последствия.

Большинство исследователей, оценивающих российскую форму правления, полагает, что основной ее недостаток - склонность к авторитаризму. Многие авторы обращают внимание на тяготение России к «чистой» президентской системе, учитывая и конституционно-правовые, и фактические ее характеристики.

В то же время при анализе особенностей российской формы правления, обращается внимание на следующее: во-первых, не следует все недостатки организации и функционирования власти приписывать только форме правления. Дело в том, что в России большую роль играют неформальные практики в процессе принятия решений. Многое определяет «теневая» борьба заинтересованных групп в администрации президента и правительстве, а также влияние групп интересов на исполнительную власть; во-вторых, у российской формы правления есть и преимущества. К их числу обычно относят: сильную президентскую власть, которая необходима в «переходных» условиях; президента как гаранта Конституции, прав и свобод, стабильности в стране; демократичность прямых президентских выборов; ясный выбор электората при неразвитой партийной системе; преемственность и последовательность политического курса; малый риск прихода к власти экстремистов и радикалов.

Следует согласиться с мнением А. Н. Медушевского, который считает, что основным и решающим ее преимуществом является «обеспечение политической стабильности в условиях переходного периода»; в- третьих, критика существующей в России формы правления отнюдь не означает предложения ввести парламентскую или иную систему. Проблематично, что достоинства этих форм будут реализованы в российских условиях, к тому же, сами эти формы не лишены недостатков.

В политологии обращается внимание и на такое достоинство формы правления современной России, как ее соответствие определённой общественной формации, при этом отмечается, что уровень ее институционализации не является низким. В пояснение к этому подчеркивается, что после 1993г. в стране не было ни конституционного кризиса, ни дисфункции или паралича власти, ни делегитимации государственной системы в целом. Вопреки печальным прогнозам 1993г. форма правления продемонстрировала высокую живучесть и, несмотря на очевидные дефекты, выстояла, сохранила свою работоспособность, стала определенным стабилизатором государства и политической системы в целом. Адаптивность российской системы правления проявилась и в том, что она осталась прежней при смене политического лидера и правящих элит. Отмечается, что российская форма правления адаптировалась к изменениям среды и политического курса.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что форма правления Российского государства приближена к близкой по своим типологическим характеристикам модели организации государственной власти, квалифицируемой как президентская форма правления.

Вместе с тем, сохраняющие принципиальные отличия от этой модели государственного устройства, указывает на несовпадение конституционно установленной формы правления с типологическими характеристиками президентарной формы правления. С учетом этого, представляется обоснованным мнение российских ученых, квалифицирующих форму правления Российского государства квазипрезидентской республикой, или субпрезидентской, то есть близкой (сходной) по своему значению с президентской формой правления. Сформулированный в начале 2000-х гг. этот вывод, думается, остается наиболее точным в оценке организации государственного устройства современной России. Представляется, что и в практическом значении вывод о президентальной форме правления в современной России является перспективным, в наибольшей мере отвечающим практике российского конституционализма.

  • Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном мире / Государство и право. 1994. № 1.С. 23.
  • Варнавский А.Г. Форма правления современного Российского государства как объект Конституционного регулирования// Журнал социально-экономические явления и процессы, 2011, №1-2

Данное понятие характеризует организацию верховной государственной власти, порядок образования и взаимодействия се органов с гражданами. В ст. 1 Конституции РФ закреплено, что Россия имеет республиканскую форму правления. Это означает, что высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современная республиканская форма правления зиждется на принципах народовластия (ст. 3), признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2), разделения властей (ст. 10).

Республики подразделяются па парламентские и президентские. Различаются они главным образом тем, какой орган - парламент или президент - формирует правительство, и, соответственно, тем, перед парламентом или перед президентом отчитывается правительство. Анализ конституционных положений дает возможность характеризовать Россию как президентскую республику, где Правительство формируется Президентом н ответственно перед ним. В соответствии с положениями гл. 4 Конституции РФ

Рис. 12.

Президент РФ наделен и иными весьма широкими полномочиями. Теоретически это обосновывается историческими традициями, менталитетом населения, необходимостью стабилизации общественных отношений, формированием общенациональной идеи.

Вместе с тем и Федеральное Собрание - российский парламент - имеет ряд полномочий в данной сфере. В частности, Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ, заслушивает ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой, выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (ст. 103 Конституции РФ). В связи с этим представляется целесообразным продолжать обсуждение проблемы о возможности использования в качестве формы правления в современной России президентско-парламентской республики, в которой сильное, подлинно самостоятельное правительство формируют и президент, и парламент при участии крупных политических партий, а контролируют правительство президент и парламент.

Президентско-парламентская форма правления повысит управленческие возможности государственной власти, усилит роль коллегиальных органов - парламента, судов и в особенности Правительства РФ, но сохранит существенные, разумные позиции президента.

Форма государственного устройства

Россия в соответствии с ст. 1 Конституции РФ - федеративное государство, особенностями которого являются огромная территория, многонациональное население, множество субъектов Федерации, существенные различия социально-экономического развития регионов, политическая и правовая асимметрия.

В состав России входят 83 субъекта Федерации с разным конституционно-правовым статусом: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа. Среди них только республики определены как государства (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Они обладают рядом прав, отсутствующих у других субъектов (например, установление собственных государственных языков). Вместе с тем во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны.

Главной здесь выступает проблема нахождения и поддержки оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности. Всякие перекосы весьма опасны. Безмерное усиление федеральной власти - путь к сверхцентрализму и унитаризму. Следствием чрезмерной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда вытекает задача науки и практики - найти такую форму государственного устройства современной России, которая обеспечила бы эффективную управляемость, гармоническое развитие и укрепление федеративного государства в целом и всех субъектов РФ.

Россия является конституционной федерацией, в основе которой лежит Конституция РФ. Федеративный договор 1992 г.1, ряд двусторонних договоров, соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ не меняют конституционной природы федерации. Часть 2 раздела второго Конституции РФ установила приоритет Конституции по отношению к нормам договоров.

Субъекты РФ обладают государственной самостоятельностью, пределы которой установлены Конституцией РФ. Они имеют собственную территорию, являющуюся частью территории РФ. Они принимают конституции (республики), уставы (другие субъекты РФ), законы и иные нормативные правовые акты, учреждают собственные органы государственной власти, включая высшие органы законодательной (представителъной) и исполнительной власти. Субъекты РФ имеют в собственности имущество, необходимое для осуществления собственных полномочий. Они вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федераций, административно-территориальными образованиями иностранных государств, вправе участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.

Государственная самостоятельность субъектов РФ не означает, что они обладают суверенитетом. Они не образуют федерацию, а находятся в ее составе, не обладая правом на сецессию (односторонний выход из состава федерации). Отсутствие у субъектов РФ государственного суверенитета подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г. Суд указал, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает существования в России какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

Государственно-политический режим

Это система способов, методов, идеологических средств осуществления политической власти в целом и государственной в особенности. Конституция РФ устанавливает в нашей стране режим демократии (ст. 1), характеризующийся принадлежностью государственной власти народу, выборностью представительных органов государственной власти (ст. 3), закреплением за гражданами политических и иных прав, свобод и их гарантий (гл. 2), обеспечением идеологического и политического многообразия, многопартийности (ст. 13), наличием конституционно-правовых гарантий реализации провозглашенного демократического режима.

Демократический режим предполагает создание соответствующих условий для проявления экономической, политической и правовой активности граждан и их объединений, для свободы творчества и гласности, вовлечения граждан в обсуждение и решение различных вопросов государственного и муниципального строительства, обеспечения информационной открытости публичной жизни и тайны частной жизни, прозрачности и ответственности за расходование бюджетных средств, деятельности чиновно-бюрократического аппарата.

Порядок, в соответствии с которым осуществляется организация и взаимодействие высших органов страны (форма правления), в России устанавливается с учетом различных факторов. Наиболее существенными из них следует назвать уровень политической и соотношение социальных и политических сил и прочие.

В связи с особой обстановкой перехода к рыночной экономике, форма правления в современной России - президентская республика. Следует при этом сказать, что этот порядок обладает своими особенностями.

Так какая форма правления в России?

Необходимо в первую очередь отметить, что вместе с признаками, которыми обладает президентская республика в традиционном понимании (в частности, при наличии президентского контроля над правительственной работой), этот порядок обладает некоторыми чертами Эти черты состоят в том, что Госдума может выражать недоверие Правительству, при том, что окончательное решение по этому поводу принимает Президент.

Одной из основных проблем считается территориальная организация госвласти. Задача состоит в поиске и укреплении оптимального соотношения между сферами деятельности власти на федеральном уровне, главным образом, в обеспечении целостности территории, единства страны и стремлением ряда регионов и областей к большей самостоятельности.

Россия представляет собой уникальное государство, и форма правления в России строится, главным образом, на договорном конституционном правовом фундаменте. В качестве механизма самостоятельной настройки и регулирования федеративных взаимоотношений выступают договоры двустороннего характера между и органами госвласти. Следует сказать, что по числу субъектов РФ находится на первом месте в мире.

Децентрализация и увеличивающаяся самостоятельность регионов уравновешивается базовыми принципами, которые отражены в Конституции. Эти принципы гарантируют равноправие всех членов Федерации, незыблемость целостности территории страны, единство основ, составляющих

Форма правления в России предусматривает защиту свобод и прав граждан. В конституционных основах отражено верховенство федерального закона, а также указано на недопустимость совершения действий, каким-либо образом направленных на изменение статусов субъектов в одностороннем порядке.

Конституционно в стране разграничены предметы ведения органов госвласти на три категории: предметы, составляющие совместное ведение субъектов и Федерации, отдельное ведение и Федерации, и субъектов.

Для гармонизации федеральных взаимоотношений необходима гибкая политика межнационального согласия. Для этого разрабатывается определенная концепция политики страны, предусматривающая урегулирование и предотвращение конфликтов на различном уровне.