Верхние торговые ряды. Главный универсальный магазин - ГУМ: история здания

Мы знаем его как знаменитого архитектора Осипа Ивановича Бове .

Один список даже сохранившихся творений Бове в Москве займёт почти всю газетную полосу. Поэтому мы выбрали несколько мест, которые следует посетить и с которыми связаны любопытные и даже скандальные истории.

Кремль, Водовзводная башня .- Сплошная Италия. Строил её итальянец на русской службе Антонио Джиларди ещё в XV столетии. К 1805 г. башня обветшала настолько, что её было решено реконструировать - перебрать почти целиком и возвести заново. Обычно пишут, что «дело было поручено неизвестному архитектору, итальянцу Бове». Правда здесь только в происхождении реставратора. На тот момент он не был архитектором - всего лишь студентом училища при Экспедиции Кремлёвского строения.

Кремль, Водовзводная башня Фото: АиФ / Валерий Христофоров

Но и совсем безвестным нашего студента назвать нельзя: за несколько предыдущих работ он трижды был награждён императором золотыми часами, а за башню - ещё и перстнем с бриллиантами.

Наполеоновские войска (и снова итальянцы, наёмники) при отступлении подорвали башню. И - злая ирония судьбы! - после войны её вторично восстанавливал всё тот же Осип Бове. Княжна Туркестанова, большая сплетница тех времён, с которой мы ещё встретимся, злословила: «Осипу Иванычу снова во сне башня являлась, да так, что он занемог».

Жулик или художник?

Следующий пункт прогулки - Большой театр ➋, благо он рядом. В то время его ещё по привычке называли Петровским. Потому и смету утвердили так: «На строительство нового здания Петровского театра выделить 1 200 666 рублей золотом». Сумма запредельная. Но и роскошь - тоже. Первоначальный проект Андрея Михайлова был основательно переделан. Например, знаменитая квадрига Аполлона находилась на заднем фасаде. Бове её вынес к площади. Внутри тоже многое поменялось: «Должно отдать справедливость новому решению Бове - при самом строгом исследовании увидите вы, что в сём театре нет места, что было бы неуместно и неудобно» - вот воспоминания сенатора Александра Булгакова . Но коллеги завидовали. Архитектор Александр Витберг писал так: «Проект Петровского театра - произведение Бове, который дозволил, чтобы ему присвоили сей проект». Михайлов же обижался и говорил: «Осип Иваныч несамостоятелен и всё берёт из готовых образцов». Это несправедливо. Бове был не столько архитектором, сколько планировщиком города как такового. Сейчас бы сказали - «урбанистом». Тем более что от того театра до нас дошло немного.

А вот Театральная площадь, с большим изяществом распланированная Осипом Ивановичем, никуда не делась. И тем более интересно перечитать выпуск «Московских ведомостей» от 6 января 1825 г.: «На торжественном открытии публика вызывала не актёров, а архитектора. Перед увертюрой поднялся ужасный шум. Стали выкликать строителя: «Бове, Бове!» Он явился в ложе директора, и его заглушили рукоплесканиями...»

К ещё одному произведению гения раньше можно было дойти пешком от Театральной площади. По Тверской к Белорусскому вокзалу - и вот, пожалуйста, Триумфальная арка. Сейчас придётся проделать крюк и ехать на Кутузовский проспект ➌. Но дело того стоит. Особенно если вспомнить, что это последнее творение мастера. Он не дожил до его открытия несколько месяцев. Зато с какой теплотой и любовью он к нему относился! И, кстати, не зря. Принято считать, что архитектор в начале кампании 1812 г. записался в ополчение. Но правда в том, что Осип Бове, будучи по выслуге чинов титулярным советником, по-ступил корнетом в Москов-ский гусарский полк. То есть в регулярные войска. Кстати, компания сослуживцев в том полку подобралась тоже изрядная. Например, поручик Николай Толстой , будущий отец Льва, «зеркала русской революции». И корнет .

История переноса арки тоже забавна. По Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 г. памятник был разобран. Его предполагалось восстановить, но не могли понять, где именно. Постепенно о нём вообще забыли. Лёд тронулся только после выступления первого космонавта Земли на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ в декабре 1965 г.

Юрий Гагарин заявил: «В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года. Я бы мог продолжить перечень жертв варварского отношения к памятникам прошлого. Примеров таких, к сожалению, много». «Гагарин есть Гагарин, - ответил Леонид Брежнев. - По-этому первое, что мы сделаем, - восстановим Триумфальную арку».

Неравный брак

Стоит взглянуть и на дом № 6 в Петровском переулке . Авторству Бове принадлежит лишь классический фасад после-пожарной Москвы. Но, если не полениться и обойти здание кругом, станет ясно: строили его ещё в XVII в. И верно, заказчиком был патриарх Адриан ещё в 1690 г. После его смерти Пётр I отменил патриаршество, а дом сменил несколько хозяев.

Дом № 6 в Петровском переулке. Фото: АиФ / Валерий Христофоров

Один из них - Алексей Трубецкой , женатый на Авдотье Семёновне . Зачем об этом так подробно? Да затем, что она рано овдовела - её муж погиб во время заграничного похода русской армии, в Битве народов под Лейпцигом в 1813 г. В том же году из армии выходит в отставку корнет Московского гусарского полка Осип Бове. А ещё через три года женится на вдове, княгине Авдотье Трубецкой. Переезжает в её дом и отстраивает его заново. Скандал был чудовищный. Она потеряла княжеский титул: уж больно неравный брак. Но сплетни и слухи били хлеще. Виданное ли дело - знатная дама с приличным состоянием, мать пятерых детей, выходит замуж за сына неаполитанского художника невнятного происхождения!

Та же самая княжна Турке-станова ехидничала по этому поводу: «Москва помешалась - художник, архитектор, камердинер - все подходят, лишь бы выйти замуж!» Но брак всё же состоялся. Во всех смыслах. Бывшая княгиня родила Осипу Бове ещё четырёх детей. И именно в этом доме. Здесь же архитектор создавал облик после-пожарной Москвы. Так кто же всё-таки Бове - самостоятельный художник или талантливый копиист? Здесь нужно искать третий вариант ответа. И, как ни кощунственно, вспомнить Андрея Рублёва . Когда-то Русская православная церковь постановила, что его иконы - образец: «Писать так, как заведено от Рублёва». То же самое и здесь. Москва планировалась и строилась по слову и образцам Осипа Бове.


  • © Commons.wikimedia.org / Автор неизвестен

  • © Public Domain / Картина «Вид Большого Театра», Жан-Батист Арну, XIX век

  • © Public Domain / «Иллюминация Театральной площади в 1856 году», Василий Садовников
  • © Commons.wikimedia.org / Tille & Optiz
  • ©

О сип Бове стал главным архитектором Москвы после пожара 1812 года: он восстановил Красную площадь, Торговые ряды, построил Александровский сад, участвовал в проектировании Большого театра и Театральной площади. Зодчий также оставил своим ученикам объемный теоретический труд - «Альбом образцовых проектов»: в нем Бове собрал образцы зданий и рекомендации по их строительству.

Главный архитектор «фасадической части»

Осип Бове родился 4 ноября 1784 года в Петербурге , в семье Винченцо Бовы - неаполитанского художника-резчика. Бова приехал в Петербург в 1782 году, а вскоре после рождения сына семья перебралась в Москву.

В 1802 году Осип Бове поступил в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. Его первым учителем стал архитектор Франц Компорези. Благодаря его лекциям Бове изучил основы своей будущей профессии. Позже молодой архитектор работал помощником Матвея Казакова на строительстве Голицынской больницы . В 1809–1810 годах он вместе с молодым архитектором Карлом Росси отправился в Тверь, чтобы построить дворец для генерал-губернатора Тверской, Ярославской и Новгородской губерний - принца Георга Ольденбургского.

Триумфальная арка в Москве. Архитектор Осип Бове. Скульпторы: Иван Тимофеев и Иван Витали. 1827-1834. Фотография: Зобков Георгий / Фотобанк Лори

Покровский храм. Архитектор Осип Бове. 1825-1833. Фотография: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори

Осип Бове быстро продвигался по карьерной лестнице - от канцеляриста до губернского секретаря он вырос за четыре года.

После московского пожара 1812 года в городе создали особую строительную комиссию. В нее вошел и Осип Бове. Для удобства Комиссия разделила город на четыре сектора, а за каждым сектором закрепила архитектора с помощниками. Бове стал архитектором центрального района Москвы и отвечал за Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. За один день в комиссию поступало до 100 прошений на возведение новых зданий. Бове исправлял проекты, планировал новые архитектурные ансамбли, руководил обновлением кремлевских башен и стен.

В 1814 году Бове назначили главным архитектором «фасадической части». По его замыслу Москва должна была приобрести единый стилистический облик и стать городом-монументом. Первые работы Бове были связаны с реконструкцией Красной площади, которая сильно пострадала во время пожара. До событий 1812 года площадь была застроена торговыми лавками. Бове решил сместить акценты в облике главной площади города - с бытового и коммерческого на культурный. В ансамбль архитектор включил Кремлевскую стену со Спасскими и Никольскими башнями и Покровский собор (собор Василия Блаженного). Под его руководством были восстановлены присутственные места, Воскресенские ворота, здание городской думы и магистрата.

Торговые ряды, Театральная площадь, Большой театр

В центре Москвы Осип Бове также перестроил Торговые ряды: он сохранил в своем проекте характер старой постройки, однако придал ей величественность. Углы здания, которые выходили на Ильинку, Бове украсил портиками и колоннами, фризами и лепниной. На углах со стороны Варварки появились полукруглые возвышения с колоннадами. Работу над Верхними и Средними торговыми рядами архитектор завершил в 1816 году. После реконструкции Красная площадь стала самой большой площадью Москвы.

Бове задумал построить также и Нижние торговые ряды, чтобы связать в единый ансамбль площадь с Китай-городом. Эту идею реализовали уже после смерти архитектора, во второй половине XIX века.

Большой театр. Архитектор Осип Бове. 1821-1824. Фотография: Геннадий Соловьев / Фотобанк Лори

Манеж. Архитектор Осип Бове. 1824-1825. Фотография: Наталия Попова / Фотобанк Лори

В конкурсе боролось 23 архитектурных проекта. Победитель, конечно же, был один. Им стал профессор архитектуры Петербургской академии художеств Александр Померанцев. Именно ему было доверено возводить главное сооружение той эпохи. После торжественного открытия Главного универсального магазина страны, строение обрело популярность и . О том, как все начиналось, чем продолжилось и как обстоят дела у ГУМа сейчас - читайте в нашем материале.

У истоков

Красная площадь приобрела свой сакральный лоск только в советские годы, когда здесь появились братские могилы, Мавзолей и классические голубые ели. Изначальное назначение главной площади страны – коммерческое. В средние века ее называли Торгом. Здесь каждый год разворачивался вербный базар, принимавший посетителей за неделю до Пасхи. Люди покупали кулинарные и ремесленные изделия. Со временем базары превратились в торговые ряды и лавки – купцы предпочитали заниматься торговлей невзирая на переменчивую столичную погоду. Исторически на Красной площади сформировалось три квартала: Верхние ряды (), Средние ряды недалеко от собора Василия Блаженного и Нижние ряды, которые сейчас уже не существуют.

Сегодня, поднимая голову, до сих пор захватывает дух от величества конструкции. Ширина каждого из трех пролетов составляет 12-15 метров. Арочные стеклянные конструкции весят по 819 тонн и содержат по 20 000 листов стекла.

Нынешний ГУМ в конце XIX века был одним из самых технически оснащенных торговых пассажей Европы. Покупатели передвигались по мостикам и пользовались благами электричества.

Как все было устроено


Здесь продавали свои товары только лучшие: Абрикосовы, Морозовы, Брокар, Эйнем, Циндель, Прохоровы. В распоряжение посетителей было около 1000-1200 магазинов. Особым успехом пользовался магазин Жирардовских мануфактур, где богачи не жалели денег на комплекты приданого по 15 тысяч рублей за штуку.

На первом и втором уровне находились коммерческие площади, а на третьем этаже –офисные. Понадобилось устроить специальную подземную улицу, где разместилась собственная электростанция. Именно здесь появились и первые московские ценники. До начала 1890-х годов торговцы предпочитали не устанавливать фиксированных цен на товары.

После Октябрьского переворота старая Россия спешно паковала чемоданы и забирала в эмиграцию дорогие имена: ресторан «Мартьяныч» открылся в Париже в районе Монмартра, а очередной клон заведения появился в 1920-е годы в китайском Харбине.

В самих торговых рядах в первые революционные годы разместился Наркомат продовольствия, осуществлявший массовое изъятие продуктов у крестьян. «Золотой век» будущего ГУМа вернулся только в эпоху нэпа.

Жизнь после Наркомата



В роскошных помещениях Верхних торговых рядов больше не торговали: работники наркомата продовольствия выкачивали из деревни зерно и спасали от голода крупные пролетарские центры. Постепенно большевики поняли, что военный коммунизм лишь свалит в пропасть разрушенное хозяйство страны. В марте 1921 года они взяли курс на новую экономическую политику, и Москва начала оживать.

Одним из первых распахнул свои двери обновленный ГУМ. Первым делом новый магазин взялся за ребрендинг. К этому делу привлекли Маяковского и Родченко. Прежний стиль, тяготевший к модерну сменили огромные плакаты с громкими лозунгами.

Очередные перипетии



К концу двадцатых годов политика нэпа, давшая новые силы советской экономике, была окончательно свернута. Сталин взял курс на коллективизацию, индустриализацию и построение социализма в отдельно взятой стране. Новому обществу, где царило типовое единообразие, ГУМ с его завораживающими витринами и авангардными экспериментами оказался не нужен. В 1930-е годы в ГУМ вселились государственные учреждения – сначала переехавшие из Кремля отделы ВЦИК, потом НКВД.

В середине тридцатых памятник неорусского стиля вообще планировали стереть с лица земли, сделав из него здание Наркомата тяжелой промышленности. Как бы парадоксально не звучала эта фраза, но многие старинные здания столицы спасла война. У большевиков банально не хватило ресурсов и времени, чтобы прорубить широкие проспекты с величественными домами по всему периметру Садового кольца. Творение Померанцева осталось на своем месте. 9 мая 1945 года Юрий Левитан передал из ГУМа сообщение о безоговорочной капитуляции Германии.

Интересно, что с 1920-х и вплоть до 1953 года на третьем этаже ГУМа находились жилые помещения. В рамках решения квартирного вопроса здесь отвели 460 квадратных метров под общежитие для 22 семей. В скромных комнатах не было водопровода и отдельных кухонь. Готовить приходилось на керосинках, а воду носить из общественных туалетов.

Новый расцвет



Окончательно Москва расцвела только после смерти Сталина. Анастас Микоян загорелся идеей вновь превратить ГУМ в образцово-показательный магазин по образцу европейских и американских. В декабре 1953 года обновленный ГУМ предстал перед горожанами на следующий день после расстрела Лаврентия Берии. «Это ответ Москвы Macy’s, Gimbels, Sears, Roebuck and Company, Woolworth и A&P, вместе взятым. Универмаг объявлен советской прессой самым большим и самым лучшим в СССР», - писал журнал Time, представляя американским читателям похорошевшую Москву. Тогда в ГУМе размещалось 11 отделов, от готового платья до канцелярских товаров. Правда, вход в магазин со стороны Красной площади по-прежнему был закрыт.

С модными новинками советские граждане знакомились в специальном демонстрационном зале на 350 человек, вход в который стоил 50 копеек образца 1961 года.

В 1959 году по коридорам ГУМа гуляли изящные француженки, приехавшие в Москву на первый показ дома Dior. В эпоху застоя у ГУМа появился собственный цех по производству легендарного мороженого в вафельных стаканчиках, белого и шоколадного. На первом этаже работал популярный гастроном.

ГУМ сегодня



В 1990 году магазин был акционирован, а в 1992 году и приватизирован. Несмотря на то, что ГУМ перестал быть государственным, свое название он сохранил. Сегодня на месте образца постсоветской торговли сформировался современный торгово-развлекательный комплекс, сохранивший первозданный вид и богатую историю. Сейчас работает легендарный кинозал, вошедший в историю отечественного кинематографа. С приходом ночи архитектурные элементы подчёркиваются сиянием тысячей электрических лампочек. ГУМ сегодня — это не просто ТРЦ, а целое арт-пространство. С 2006 года была заложена традиция ежегодно открывать ГУМ-каток. В этом году ледовая арена откроет двери 29 ноября.

Отголоском одной из вех истории ГУМа является «Гастроном № 1». Тематический магазин привлекает как жителей столицы, так и потоки искушенных туристов. Гастроном возвращает нас в 1950-60-е годы. В ту же эпоху посетителей ГУМа возвращают кафе «Фестивальное» и общепит времен хрущевской оттепели «Столовая № 57». С 2007 года посетителей вновь радует фонтан в центре ГУМа.

Сейчас ГУМ находится в аренде у Bosco di Ciliegi вплоть до 2059 года. Розничная компания специализируется на продаже предметов роскоши. Bosco di Ciliegi принадлежит более 100 монобрендовых магазинов как Москве, включая ГУМ, так и в других крупных российских городах.

По материалам историка-москвоведа Павла Гнилорыбова

Далеко не каждое предприятие имеет такую долгую и богатую историю, как Верхние торговые ряды — нынешний ГУМ. Лишь несколько торговых пассажей России вправе гордиться тем, что они созданы более века назад и успешно работают по сей день. ГУМ всегда был и остается крупнейшим универмагом страны.

Планировка здания включает три продольных трехэтажных пассажа с глубокими подвалами. Уникальность архитектуре придает стеклянная крыша работы инженера В. Шухова. Полукруглая по форме, с виду легкая и ажурная, она представляет собой солидное сооружение диаметром 14 метров, на строительство которого ушло более пятидесяти тысяч пудов металла.

Протянувшись на четверть километра вдоль кремлевской стены, здание ГУМа замыкает Красную площадь с востока, архитектурой своих фасадов (декорированных граненым рустом) перекликаясь с Кремлем и Историческим музеем.

ЗАРОЖДЕНИЕ ВЕРХНИХ ТОРГОВЫХ РЯДОВ

Среди торговых заведений России конца XIX века Верхние торговые ряды занимали особое место. Этому крупнейшему торговому пассажу принадлежала важная роль в экономической жизни страны. Пассаж (от французского — проход, переход) — тип торгового или делового здания, в котором магазины или конторы размещены ярусами по сторонам широкого прохода с остекленным покрытием. Расположение торговых рядов в самом сердце Москвы, в старинном центре российской торговли, предопределило их богатую историю.

Планы Москвы, актовые материалы (купчие крепости, судебные иски и пр.), археологические памятники — все свидетельствует о том, что уже в XVII веке в торговых рядах на Красной площади сосредоточивалась почти вся розничная и оптовая торговля Москвы.

То место, которое сейчас занимает ГУМ, Ветошный проезд и противоположный ряд домов по нему — издавна было бойким торговым центром города.

Только со стороны Красной площади, да и то издали, прежние Верхние торговые ряды, переполненные людьми и повозками, имели вид более или менее приличный. Там, от Никольской до Ильинки, напротив памятника Минину и Пожарскому, который в те времена стоял в центре Красной площади, целый квартал занимало двухэтажное строение, немного напоминавшее по архитектуре нынешний Гостиный двор: две центральные башенки, восемь колонн, большие прямоугольные окна первого этажа, полукруглые окна второго.

Каменное здание закрывало вид на скопление мелких деревянных лавок, которые часто горели. Пожары случались несколько раз в год, особенно часто зимой — из-за печурок, с помощью которых обогревались приказчики. Но самый большой пожар в 1812 году, случившийся в дни французского нашествия, обошел торговые ряды стороной.

В 1815 году по проекту архитектора О. И. Бове возводится новое здание Верхних торговых рядов. Занимавшее целый квартал строение было поделено между частными владельцами, и их никак не удавалось уговорить хотя бы на капитальный ремонт. Здание рушилось на глазах, однажды на покупателей свалился пласт штукатурки, а в другой раз барыня, примеряя бархатное платье, провалилась сквозь гнилой пол, сломала ногу и была отвезена в больницу прямо в неоплаченной обнове — хозяин боялся напомнить ей об этом, радуясь, что она не обратилась с взысканием своей потери. Однако во второй половине XIX века, когда начался бурный рост промышленности и торговли в России, торговые ряды уже не отвечали требованиям времени, масштабам и современным формам торговли.

В НОВЫЙ ВЕК — С НОВЫМИ СИЛАМИ
(РЕКОНСТРУКЦИЯ НА СТЫКЕ ВЕКОВ)

По предложению московского генерал-губернатора в 1869 году Думой был поднят вопрос о сносе старых Верхних торговых рядов и строительстве новых. Почти все владельцы воспротивились этой инициативе — нарушались их родовые права, ведь еще их отцы и деды владели пятачком самой прибыльной торговой площади, а для мелких торговцев вынужденный простой во время длительного строительства означал разорение. Владельцы объединились для борьбы, создали «комиссию» и выставили условия, зная заранее, что они невыполнимы.

Дума, конечно, не согласилась, спор затягивался, торговцы отчаялись, с некоторыми от огорчения случился удар. В 1880 году городская Дума, заручившись поддержкойгенерал-губернатора, обязала владельцев лавок составить акционерное общество «Верхние торговые ряды». Мелкие торговцы, хоть и продолжали оттягивать исполнение решения, все же были обязаны уступить. В 1886 году на общем собрании владельцев лавок Верхних торговых рядов по инициативе городской головы Н. А. Алексеева был создан комитет, которому поручили подготовить устав и предложения по перестройке рядов. Устав акционерного общества утвердил сам царь, и началось разбирательство в деталях прав на землю. 30 августа 1888 года, после того, как две трети лавочников подали заявление о своем вступлении в Общество, состоялось его официальное открытие. Акционеры избрали совет и правление. Акционерный капитал Общества составил 9 408 400 рублей. На эту сумму были выпущены именные акции номиналом 100 рублей.

Правление Общества 15 ноября 1888 года объявило всероссийский конкурс на лучший проект здания Верхних торговых рядов. Этот день стал значимым событием в Москве — лавки стали ломать, а 21 февраля 1889 года комиссия приступила к рассмотрению конкурсных работ. В залах Исторического музея было представлено двадцать три проекта. Первой премии удостоился А. Померанцев, основные достоинства его предложения — рациональность и экономичность — наиболее полно соответствовали условиям конкурса, отвечая художественным и градостроительным требованиям. По замыслу А. Померанцева, здание главного участка Верхних торговых рядов представляло собой пересечение трех горизонтальных и вертикальных пассажей, соединявших улицы Никольскую и Ильинку. Верхние ряды состояли из двух зданий. Главное здание сейчас знает каждый москвич, это нынешний ГУМ. За ним, в беспорядочном Ветошном ряду образовали Ветошный проезд, а в бывших Теплых рядах — другое строение, поменьше, то, что стоит и сейчас и выходит торцем на Ильинку. В проекте прослеживалась преемственная связь с планировкой существовавших некогда торговых рядов. В едином стиле с Верхними торговыми рядами по проекту Р. Клейна были возведены Средние торговые ряды.

Летом 1889 года началась подготовка к строительству, а 21 мая 1890 года состоялась закладка здания. На официальной церемонии присутствовали представители высшей московской администрации и городского самоуправления. В 1890–1891 годах были возведены фундамент и стены Верхних торговых рядов, а в 1893 году завершены его облицовка и внутренняя отделка. Огромные Верхние торговые ряды с двумя зданиями и целой подземной улицей, центральным отоплением и собственной электростанцией построили за два с половиной года.

Торжественное открытие Верхних торговых рядов состоялось 2 декабря 1893 года. По случаю знаменательного события был отслужен молебен. После этогогенерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна и другие почетные гости осмотрели ряды, выразив удовольствие по сооружению сего грациозного и изящного здания в столице. Летом 1893 года не было более популярного уголка для прогулок, чем Верхние торговые ряды. Приходили целыми семьями, осматривали линии под стеклянными крышами.

Вся торговая площадь была поделена между торговцами, но уже не на лавки, а на салоны. Они поражали прекрасной мебелью, обилием зеркал и богатой отделкой. В 322 отделах магазина, расположенных на трех этажах, в продаже имелись практически все группы промышленных и продовольственных товаров. Подвальное помещение использовалось для оптовой торговли. Места в Верхних торговых рядах сдавались наиболее известным фирмам.

Громадные магазины розничной и оптовой торговли шелковыми и парчовыми тканями имела в Верхних торговых рядах фирма братьев Сапожниковых. В центральном ряду находился часовой магазин Торгового дома М. Калашникова, основанного в 1832 году. Широкий ассортимент кондитерских товаров — от мармелада и пастилы до глазированных фруктов предлагало Фабрично-торговое товарищество «А. Абрикосов и С-я». За высокое качество своих товаров фирма в 1882 году была удостоена права помещать государственный герб на упаковке. Свои магазины в Верхних торговых рядах имели «Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры», «Товарищество Эмиль Циндель», «Жирардовская мануфактура», чья продукция пользовалась широким спросом в России и за границей.

Для привлечения большего числа покупателей торговый пассаж предлагал дополнительные услуги. С этой целью были открыты отделение Международного Московского Банка, граверная и ювелирная мастерские, парикмахерская, зубоврачебный кабинет, почтовое отделение. В 1895 году был открыт ресторан.

В Верхних торговых рядах впервые стали использовать ценники. Ведь в маленьких магазинах продавец сам объявлял покупателю цену. И чаще всего «с запросом». Иными словами, тут уже нельзя было поторговаться, что долгие века было у нас одной из любимых народных забав. В Верхних торговых рядах главенствовало правило всех универмагов мира — «Покупатель всегда прав». И именно здесь появилась первая отечественная книга жалоб и предложений.

Ряды стали прообразом современных европейских торговых центров, в которых не только торгуют, но и устраивают выставки, концерты. В мае 1891 года Г. Брокар — владелец богатой коллекции картин, редких книг и антиквариата — экспонировал их в специально арендованных залах Верхних торговых рядов. А с 1895 г. в рядах стали проводиться и музыкальные вечера.

В Верхние торговые ряды приходили не только за покупками. Здесь прогуливались, проводили время, разглядывая товары, отдыхали, развлекались. Можно было посидеть в ресторане, в кафе, написать и отправить письмо или телеграмму, переговорить по телефону, решить финансовые вопросы в банковском отделении, купить билеты в любой московский театр. К услугам покупателей были переводчики, носильщики, камера хранения, справочное бюро, гардероб. Для посетителей устраивали концерты, на которые приглашали знаменитых артистов.

НА КРУТОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ПОВОРОТЕ
(ОКТЯБРЬ 1917–1920)

Октябрь 1917 года стал решающим моментом не только для жизни страны, но и для Верхних торговых рядов, которые так же, как и остальные торговые предприятия, были национализированы. Не раз подвергались они нападкам со стороны «революционной общественности». Как же — купеческие хоромы, торговый дом!

«Каждому по потребностям — это же можно реализовать и без магазинов». И торговые ряды то закрывали, то под патронатом самого В. И. Ленина оказывали им некое внимание, которое так и оставалось бумажным, на уровне ленинских резолюций.

Если на протяжении двадцати шести лет в Верхних рядах беспрерывно велась торговля, и надо отметить, достаточно успешная и процветающая, то после национализации предприятия она стала таять, а в начале 1918 года и вовсе прекратилась. Вскоре после октябрьских событий у всех владельцев Верхних торговых рядов отобрали товар и помещения. В 1918 году здесь появились советские учреждения, и Верхние торговые ряды стали жить монотонной, однообразной жизнью, «духом торговли здесь и не пахло». Во всех помещениях появились письменные столы и телефоны, в бывших магазинах стали работать чиновники, они руководили заготовкой товаров и продовольствия для нищавшей страны. Когда нет товаров и продуктов, магазины как-то ни к чему… В Верхних торговых рядах стало холодно, погас свет, — электростанцию в подвале залило водой.

ГОДЫ НЭПа: ВОЗРОЖДЕНИЕ ТОРГОВЛИ В ВЕРХНИХ РЯДАХ
И СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО СОВЕТСКОГО УНИВЕРМАГА

В 1920-е годы на государственных предприятиях России появился хозрасчет — постепенный переход предприятий на самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление. Теперь предприятия могли по своему усмотрению распоряжаться частью своей продукции. Многие из них отдавались в аренду кооперативам, товариществам или частным лицам. НЭП благотворно влиял на экономическую жизнь страны, в том числе и на торговую деятельность Верхних торговых рядов. В 1921 году сюда возвратилась торговля, появился ГУМ — Государственный универсальный магазин, универмаг. В нем мало что напоминало о недавнем блеске мрамора и света, а продавали здесь в основном канцтовары, что вполне соответствовало духу времени. Во многих городах страны появились свои ГУМы.

1930-Е ГОДЫ — СТАЛИНИЗМ

В 1930-е годы новые «бездомные» организации стали вытеснять государственную торговлю в ГУМе, перестраивать помещения, приспосабливать их для контор, производственных помещений. Как отмечалось ранее, в помещение ГУМа вселилась даже типография Совнаркома СССР. Она задержалась там дольше всех, вплоть до 1995 года. Решающим в судьбе ГУМа могло стать принятое в 1935 году Совнаркомом СССР и ЦК ВКП(б) постановление о Генеральном плане реконструкции Москвы: предписывалось вдвое расширить Красную площадь, а торговый пассаж, мешающий расширению, снести. Брусчатое покрытие хотели заменить большими квадратами красного грунта. Но проект, к счастью, был приостановлен.

ТЯЖЕЛЫЕ ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Во время Великой Отечественной войны в помещениях ГУМа располагались некоторые государственные учреждения. Хотя в июне 1941 года и началась эвакуация из Москвы населения, предприятий и учреждений, ГУМ продолжал жить своей жизнью. В ноябре 1941 года на Красной площади состоялся традиционный парад Красной Армии, посвященный 24-йгодовщине Октябрьской революции. А в 1943 году на Красной площади был дан первый победный салют в честь освобождения ряда советских городов. 9 мая 1945 года из здания ГУМа диктор всесоюзного радио Ю. Б. Левитан передал в эфир долгожданное сообщение о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии.

ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

В конце 1940-х годов страна залечивала раны, нанесенные войной, восстанавливала города, заводы, дороги. Казалось, сейчас не до реконструкции Красной площади, не до ГУМа. Но в 1947 году к председателю Комитета по делам архитектуры Г. А. Симоновупригласили Б. М. Иофана, С. Д. Меркурова, А. Г. Мордвинова, В. И. Мухину, Б. Р. Рубаненко,Д. Н. Чечулина, А. В. Щусева и других архитекторов и скульпторов.

По поручению Правительства им было предложено обсудить вопрос об установке на Красной площади памятника в честь Победы в Великой Отечественной войне. ГУМ оказался сооружением, которое этому мешало.

Избавиться от ГУМа предлагали различными способами, но все они оказывались дорогими и сложными. ГУМ пытались спрятать за трибунами и даже за простой стеной, которая отгородила бы его от Красной площади и памятника Победы. Выдвигали предложение об установке памятника перед Историческим музеем, но по словам архитектора Щусева, это возможно было сделать, только переделав фасад музея. И еще много было предложений, но что-то помешало их реализации, и ГУМ продолжил существование.

ХРУЩЕВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ»

Через несколько месяцев после похорон Сталина правительство приняло решение выселить из ГУМа все учреждения и возобновить там торговлю, поэтому 1953 год считается вторым рождением универмага.

Прежде всего потребовалось реконструировать старое здание. Неудобные, отделенные друг от друга стенами маленькие торговые отделы надо было объединить в просторные светлые помещения. Выполнение этой ответственной задачи было возложено на многочисленную армию архитекторов, художников, каменщиков, штукатуров, плотников, столяров, мраморщиков, электриков, слесарей, маляров. Свыше 200 предприятий Москвы и других городов страны направляли в ГУМ строительные материалы, торговое оборудование, машины, механизмы.

Бывший главный администратор ГУМа Серафима Павловна Хрунова рассказывала, что в антресолях второго и третьего этажей третьей линии еще продолжали жить люди, а ГУМ уже работал вовсю: «Вокруг строительные леса, грязь, мусор, пыль, вместо торгового зала — конторы со сломанными перегородками».

«Днем убирали мусор, ночью принимали товар» — одно из многих впечатлений сотрудников, работавших в ГУМе в октябре 1953 года. В кабинете директора висела карта, на которой точками отмечались пункты, откуда поступали в ГУМ товары.

В 1953 году после реконструкции здесь был вновь открыт самый большой в стране универмаг. Наполненный к открытию товарами, он собирал гигантские очереди, которые регулировала милиция. Над стоящими в них посмеивались, называли «гуманистами».

Структура торгового зала универмага представляла собой 11 торговых отделов: текстильные товары, готовое платье, обувь, трикотажно-бельевые товары, посудо-хозяйственныетовары, мебель и ковры, меха и головные уборы, канцелярские товары и игрушки, культтовары. Ассортимент представленных в торговом зале товаров насчитывал более 30 тыс. наименований.

ГУМу поручалось открывать филиалы с особой специализацией ассортимента. В 1956 году на улице Горького (ныне Тверская) распахнул свои двери магазин «Подарки». В дальнейшем количество филиалов постепенно увеличивалось. Так, в 1962 году в состав ГУМа вошел магазин «Русский сувенир».

СЕРЕДИНА 1960-Х — НАЧАЛО 1980-Х — БРЕЖНЕВСКИЙ ЗАСТОЙ

В середине 1960-х годов наблюдались инфляционные процессы в советской экономике, появление новых дефицитов, рост незавершенного строительства, массовое производство изделий, не находящих сбыта — все это свидетельствовало о нарастании кризисных явлений в экономике страны. Освоение западносибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт ее за рубеж. Нефтедоллары отсрочили появление негативных явлений свертывания экономической реформы. Несмотря на спады и подъемы в экономической жизни страны, ГУМ продолжал жить своей жизнью — открывал все новые филиалы.

Во времена правления Брежнева поступила команда: «ГУМ убрать! Не место торжищу рядом с национальными святынями — мавзолеем и Кремлем!» — изрек, говорят, руководитель страны и партии. И все. И пошел бы ГУМ — не в первый раз! — на те же кирпичики, да спас анекдотический случай. Супруга одного из больших партийных начальников имела свой интерес к ГУМу: пользовалась услугами местного ателье. Она приехала в ГУМ — на примерку, а ей и говорят, что так, мол, и так, ликвидируется ателье. Вместе с ГУМом. Даму это озаботило и она что-то сказала своему супругу. А он, в свою очередь, на ближайшем совещании этак наивно спросил: «Кто то, говорят, решил закрыть ГУМ?» На следующий день в Минторг страны позвонили и распорядились ранее направленное решение за номером таким-то под грифом «совершенно секретно» не исполнять. В 1965 году в состав ГУМа вошел магазин «Лейпциг», в 1968 году — магазин «Хрусталь», в 1978 году — магазины «Симферополь» и «Краснодар», в 1981 году — универмаг «Прага», в 1982 году — универмаг «Молодежный», в 1988 году — универмаг «Белград». В 1970-е годы ГУМ становится самым большим торговым центром бывшего Советского Союза и входит в число крупнейших универмагов мира.

ПЕРЕСТРОЙКА. «ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
ТОРГОВЫЙ ДОМ ГУМ»: ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ

В конце 1980-х годов перестройка наблюдалась не только в стране, но и в структуре ГУМа.

В 1985 году была завершена реконструкция главного здания, затем в 1987 к ГУМу были присоединены все национальные магазины города, а также гастроном «Елисеевский».

В декабре 1990 года состоялось преобразование ГУМа в Акционерное общество «Торговый дом ГУМ». Глубоко символично и закономерно, что, изначально создаваясь как обществокупцов-акционеров, спустя 100 лет ГУМ вновь вернулся к своей первоначальной форме деятельности.

В 1993 году исполнилось 100 лет со дня основания крупнейшего предприятия розничной торговли, носящего ныне название ОАО «Торговый дом ГУМ». 29 мая Красная площадь, может быть впервые, собрала не участников политических манифестаций и военных парадов, а деловых людей со всего мира, представителей науки и культуры, просто друзей ГУМа. Необычное торговое шоу продолжалось целую неделю. В главном здании ГУМа были открыты салоны по продаже сувениров и товаров народных промыслов с юбилейной символикой, проводились выставки-продажи от разных поставщиков. Открыт салон «Гжель» с уникальными авторскими работами. Была открыта «Купеческая лавка», где продавались куклы в одежде губерний дореволюционной России, берестяные туески, лапти, самовары, расписные платки, балалайки.

В 1993 году было разрешено открыть центральную дверь магазина, которая была заперта так долго. Вход в универмаг теперь снова с Красной площади.

СОВРЕМЕННЫЙ ГУМ

Не останавливаясь на достигнутом, ГУМ продолжает развиваться. Сегодня на месте образца постсоветской торговли формируется универсальный торгово-развлекательный комплекс, способный объединить прогрессивную современность и славную историю. ГУМ — это не магазин «для богатых» или «для бедных». Это универмаг для людей, готовых жить в развивающемся обществе «потребления с человеческим лицом».

Совершенствуется внутреннее пространство. Восстановлен легендарный кинозал, вошедший в историю отечественного кинематографа. В его оригинальных интерьерах проводятся культурные мероприятия и светские собрания. В афише ГУМа — художественные экспозиции, презентации. На внешнем фасаде реализован уникальный проект иллюминации: архитектурные элементы здания подчеркнуты линиями электрических лампочек. Проект обновленного дизайна предполагает реорганизацию пассажей в стиле палаццо: мозаичный пол, живые зеленые растения. ГУМ сегодня — это не просто центр досуга и магазин, этоарт-пространство.

С 2006 года доброй традицией становится ежегодное открытие ГУМ-Катка, который сразу приобрел славу, пожалуй, самой стильной, яркой ледовой площадки столицы. Без ложного пафоса можно сказать, что катание на коньках здесь — это всегда праздник, такая уж тут царит атмосфера. Приятно еще и от сознания того, что на площади, которая всегда была политическим центром, теперь можно просто покататься на коньках, отдохнуть с семьей или друзьями. Для Москвы же ГУМ-Каток стал «культовым» льдом, на который неоднократно выходили культовые фигуристы. В 2006 году здесь прошел легендарный матч между хоккейными звездами СССР и мира, посвященный 60-летию отечественного хоккея.

Отражением одной из эпох в жизни ГУМа, проводником стилистики советского шика можно считать работающий на третьей линии Гастроном № 1. И своим убранством, и одеждой персонала, и даже наличием в ассортименте некоторых классических товаров советской эпохи (например, чай «Три слона») Гастроном № 1 возвращает нас в 1950-60-е годы, при этом, по сути своей это магазин, способный удовлетворить гастрономические капризы самого взыскательного потребителя.
В той же советской стилистике выполнены Кафе «Фестивальное» и Столовая № 57.

Кафе названо в честь фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году и собравшего 34 000 человек из 131 страны мира. Об этом событии напоминают рисунки, лозунги на нескольких языках, размещенные на стенах. И конечно же меню, содержащее блюда разных стран.

Столовая № 57 — это классическая линия самообслуживания, внешние приметы общепита времен хрущевской оттепели, превосходные русская и европейская кухни, богатый выбор блюд, прохладительных и алкогольных напитков.

С 2007 года вновь радует посетителей фонтан в центре ГУМа — легендарное сооружение, запечатленное в официальных хрониках ХХ века и частных фотоальбомах москвичей и гостей столицы. Фонтан является практически ровесником Верхних торговых рядов и представляет собой уникальную архитектурную конструкцию. Это одно из любимых мест встречи москвичей и гостей столицы.

ГУМ — не просто магазин, в котором можно купить практически все. Это целый торговый квартал, в котором есть и аптека, и филиал банка, и магазин цветов… Это памятник архитектуры. Это комфортная зона отдыха с ресторанами и кафе. Это художественная галерея и место проведения культурных мероприятий. Это неотъемлемая часть российской истории.

ГУМ — Главный Универсальный Магазин страны!